Собственный особняк Шехтеля на Большой Садовой, встреча с почетным реставратором Г.В. Мудровым
Новая перестройка ждала усадьбу после пожара 1812 года - тогда она получила ампирные формы. Далее усадьбой владели статский советник, камергер Дмитрий Львов, а за ним купчиха Ольга Мазурина.
Наконец городскую усадьбу Замятиных купил С.М. Третьяков, брат основателя Третьяковской галереи. В 1873 году его зять архитектор А. Каминский перестроил дом в модном русско-византийском стиле для размещения предметов искусства. После смерти владельца его коллекция пополнила собрание Третьяковки.
Новым владельцем усадьбы стал фабрикант П.П. Рябушинский. И если к Третьяковым заглядывали Репин и Чайковский, то у Рябушинского собирались промышленники для обсуждения планов по предотвращению революции.
В 1917 году дом национализировали, и в нем разместился Революционный трибунал, затем - Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны - одна из служб Министерства обороны. В 1987 году здание усадьбы Замятиных-Третьяковых передали Фонду культуры.
homaaxel wrote in May 13th, 2010Продолжаем рассматривать начало Гоголевского бульвара.
До 1870-х гг. по нечётной стороне, на месте транспортного проезда протекал ручей Черторый. Поэтому бульвар, устроенный после 1812, имеет ступенчатый рельеф из-за перепада высот берега ручья и его бывшего русла. Гранитную стенку с внутренней стороны бульвара установили в 1950. На бульваре высажено много самых разных деревьев и кустарников. В основном это липа, тополь, клён.
В начале бульвара, слева, бежевое трехэтажное здание. В начале 19 в. здесь располагался дом княжны Волконской, в конце 19 в. дом был выкуплен известным булочником Филипповым, поставщиком Двора Его Императорского Величества, и надстроен для магазина. Новый владелец устроил во дворе пекарню, а на углу открыл булочную.
Окна дома крупнее. Здесь можно рассмотреть строгое и вместе с тем красивое оформление наличников.
В угловом здании напротив (светло-серого цвета, довольно скромной архитектуры) располагалась первая мужская гимназия. Потом здесь располагались женские курсы Герье - первое в Москве учебное заведение для женщин. Большая часть здания располагается на Волхонке.
Ну вот, прошли через стройный ряд магазинов и теперь перед нами открывается сам бульвар. Здесь хорошо видно, что бульвар устроен под сильным наклоном - русло ручья никуда не делось. Чтобы рассмотреть следующий дом нам придется даже забраться по лестнице.
Перед нами великолепный светло-розовый дом в русско-византийском стиле. Здание было построено в первой половине 19 в., тогда это был городской дом усадьбы Третьякова - брата того самого Третьякова, который подарил городу знаменитую картинную галерею. Некоторое время в доме Сергея Третьякова хранилась его коллекция отечественных и европейских мастеров живописи, которую Сергей Михайлович впоследствии завещал брату Павлу, и которая стала частью коллекции живописи Третьяковской галереи.
В конце 19 в., после смерти Третьякова здание приобрел крупный банкир и фабрикант Павел Рябушинский. Вскоре оно было перестроено. Дом приобрел модные тогда русско-византийские черты - арки окон, машикули, кубышки, поребрики, капители. Здесь часто бывали представители московской интеллигенции, известные художники и музыканты, в их числе Репин, Чайковский. После 1917 года здесь некоторое время находился Революционный трибунал. Сейчас здесь Российский фонд культуры.
До наших дней дошли оригинальные ворота, роскошная металлическая ограда, солидная отделка помещений.
Теперь мы спускаемся обратно вниз по лестнице и идем на противоположную сторону бульвара, где опять спускаемся по лестнице на самый край проезжей части. Здесь открывается великолепный вид на двухэтажное красно-белое здание. Изящный особняк был построен в середине 19 в. для статского советника. Позднее здесь проживал архитектор Тон, который наблюдал за строительством работ Храма Христа Спасителя неподалеку.
Вид на боковой фасад:
В соседнем с ним двухэтажном бежевом здании проживал со своей семьей не менее известный житель нашего города - Василий Сталин. В этом доме ранее жил Власик, начальник особого управления охраны, главный телохранитель Сталина. В 1949 году у него дом отобрали, там поселился сын Сталина, молодой командующий Военно-воздушными силами Московского военного округа. К этому дому часто подъезжали лимузины, особняк освещался, устраивались пышные приемы, приезжали его друзья, спортсмены.
Личная жизнь Василия шла наперекосяк. Его привычка к спиртному раздражала одну жену за другой, к детям он проявлял мало внимания. Детей могли даже днями держать в запертой комнате, без еды. Генерал-майор Сталин домом не интересовался, бывал там все реже. Вся его деятельность была направлена вне дома. Он с энтузиазмом взялся за развитие спорта. О командах ВВС ходили легенды. Василий сумел заполучить лучших спортсменов: Боброва, Тарасова, Реву... Он выбивал для них квартиры, хорошие должности, высокие оклады.
Грустно сложились судьбы этих двух знаменитых жильцов дома. Они въезжали сюда при параде, на взлете своей карьеры, а потом их отсюда выставляли, обращаясь с ними, как с самыми злостными врагами народа.
Этот особняк за высоким забором контрастирует с соседним с ним бежевым особняком конца 19 в. Фасад дома Иевлева довольно простой, но его выгодно подчеркивают эркеры - симметрично выступающие части дома на втором этаже.
Окна раздроблены по моде того времени. Мы часто встретим такие у домов, построенных в стиле модерн.
Оставляем левую часть бульвара, переходим на другую сторону, где нас ждет культурный контраст. Светло-розовый дом в стиле конструктивизма был построен в конце 20-х годов как экспериментальный общественно-жилой комплекс НИИ «Стальпроект». Архитекторы этого дома стали и первыми его жильцами. Этот же творческий коллектив работал над проектом дома Наркомфина.
Дом Наркомфина на Новинском бульваре, 25
Фото с сайта Турометр . Там же можно посмотреть интересную фото-прогулку по зданиям в стиле конструктивизма в центре Москвы.
Комплекс состоит из трех корпусов: для одиноких, семейных и общественного одноэтажного блока со столовой и клубом. Столовая, прачечная, детский сад и игровые отселены в отдельный корпус. В многоуровневых квартирах-сотах («ячейках») уникальная планировка - лишь спальня, гостиная, холл и туалет. На полу - оригинальный ксилолит, по которому можно ходить босиком. Ксилолит изготавливается из древесных стружек. Полы из него становятся теплыми, бесшумными и не пылящимися. Стены облицованы фибролитом, что было новым для времени его строительства. Фибролит - искусственный теплоизоляционный материал. Получают путем смешивания древесных стружек, опилок с вяжущим веществом, благодаря которому дерево не гниет. Полученный материал легкий и обладает хорошей звуко- и теплоизоляцией. Отличительная черта постройки - плоская кровля, где был устроен солярий.
Дом надстроен над подвалами Церкви Ржевской Божьей Матери, построенной в честь перенесения из Ржева в Москву в 1540 году чудотворных икон. Закрыта и снесена в 1929 году.
Комплекс домов является объектом культурного наследия.
Поворачиваемся спиной к этой советской громадине и перед нами возникает еще один высокий дом. Когда-то это был доходный дом, изначально 5-этажный. В наше время он перестроен и сейчас в нем бизнес-центр «Гоголевский».
Строгий фасад украшают маленькие балконы и линии фриза, на нижней из которых изображена женщина с ребенком, плывущие на дельфине.
Проходим дом до конца и его относительно классический вид сменяется настоящим безликим современным:
Чуть в глубине площади стоит голубой трехэтажный дом. Во дворе этого дома снимался фильм "Покровские ворота".
Людмила Кусакова, художник-постановщик фильма: "Дворик, в котором мы снимали, вот как бы дворик перед этой квартирой - около метро «Кропоткинская». И там был такой - удивительно по-московски - настоящий русский ампир. А пионер, между прочим, из моего двора. Потому что нужно было поставить нам… мне захотелось поставить там вот такую скульптуру характерную тех времен. Мы жили в районе Песчаной, и там у нас в каждом дворе было по 4, по 5 совершенно нелепейших, так сказать, скульптур. Ни у кого не спрашивая разрешения, просто взяли его краном, погрузили и увезли, и никто ничего не заметил. И туда приехали, поставили - и там тоже никто ничего не заметил. Сейчас этот дворик узнать невозможно. Потому что он весь в каких-то мертвых балконах, там какие-то бесконечные офисы.
Секрет того, что эта картина и сегодня замечательно смотрится, в том, что удалось как-то поймать вот ту, я бы сказала, даже коммунальную атмосферу, которая была в те годы. Она была и в хорошем смысле коммунальная. Потому что дело не в том, что все жили в коммунальных квартирах, или большинство жило, а было общение человеческое. Люди жили и в отдельных квартирах, но они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга первым куском пирога... И, конечно, вот по этому человеческому общению есть у всех людей сегодня, наверное, какая-то ностальгия."
Яркую историю съемок "Покровских ворот" можно прочитать . Запись передачи "Пестрая лента", 2002 г.
Есть интересная кино- и фото-прогулка по кадрам фильма "покровские ворота".
Гоголевский бульвар связан с еще одним известным фильмом - "Москва слезам не верит" . Именно здесь, на скамейке бульвара встречались Катя и Рудольф (Родион). Она просила его найти врача, он не помог. Второй раз они встретились здесь же, двадцать лет спустя, когда она запретила ему видеться с дочерью.
В соседнем доме, желтом особняке до середины 19 в. более 10 лет жил генерал Ермолов. Позднее он переехал на соседнюю Пречистенку.
Ермолов отличился в сражениях под Малоярославцем и при Бородине, где лично водил солдат в атаку и отбил у французов «батарею Раевского». Участвовал в военном совете в Филях. Оставил Москву последним в основной колонне войск. После отставки с должности главнокомандующего гражданской частью в Грузии и командира Отдельного Кавказского корпуса (1827) жил в Орле и селе Лукьянчиково Орловской губернии, каждый год приезжал в Москву. С 1839 г. зимой жил в этом особняке. В своих московских домах Ермолов собрал богатейшую библиотеку, насчитывавшую более 9 тыс. томов, сам переплетал книги и написал руководство по переплётному делу.
Ермолов был избран почетным членом Московского университета «в уважение отличных заслуг на пользу Отечества». В 1855 к столетию университета передал в его библиотеку за символическую плату свыше 8 тыс. книг (собрание Ермолова составляет отдельный фонд Научной библиотеки МГУ). Ермолов пользовался огромной популярностью и уважением у москвичей.
Именем Ермолова названа улица в районе Бородинской панорамы (улица Генерала Ермолова), оно также увековечено на мемориальных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.
Маленький особняк Ермолова соседствует с громадным доходным домом Павлова, построенным в 1900 г. Пятиэтажное серое здание стоит углом и своими формами повторяет округлую линию бульвара.
Дом выполнен в стиле эклектики. Этот стиль подразумевает смешение других стилей, выбор из них того, что нравится. Можно рассмотреть центральное окно крупнее:
Около дома Павлова мы выходим на большую открытую площадку, где установлен памятник Шолохову.
Продолжение следует...
Усадьба Замятиных-Львовых- ТретьяковыхУсадьба Замятина — Третьякова — усадьба в Москве по адресу Гоголевский бульвар, дом 6, строение 1. Объект культурного наследия федерального значения
Усадьба в конце XIX века, справа виден флигель и переход между зданиями
Главный дом усадьбы датируется второй половиной XVIII века, когда её владельцем являлся князь Пётр Александрович Меншиков. При следующем хозяине, полковнике Андрее Егоровиче Замятине, в 1806 году к дому были симметрично добавлены две пристройки. Дом пострадал во время Московского пожара 1812 года, во время восстановления он был расширен и перестроен в стиле ампир. Выходящий на бульвар главный фасад обновлённого здания был украшен характерным для архитектуры того периода шестиколонным портиком с фронтоном
Могила Дмитрия Михайловича
Затем усадьба принадлежала военному и государственному деятелю Дмитрию Михайловичу Львову, далее ей владела почетная гражданка, купчиха Ольга Андреевна Мазурина. В 1854 году по соседству с усадьбой на деньги Мазуриной была выстроена богадельня при церкви Ржевской Богоматери. После смерти владелицы в 1871 году имение согласно завещанию досталось церкви
Сергей Михайлович Третьяков (19 января 1834, Москва — 25 июля 1892, Петергоф)[ — российский предприниматель, меценат, коллекционер, действительный статский советник. Младший брат Павла Михайловича Третьякова. Один из основателей Третьяковской галереи.
В том же году усадьбу приобрёл купец Сергей Михайлович Третьяков, участок с богадельней церковь оставила себе. Архитектор Александр Степанович Каминский, приходившийся Третьякову зятем, стал автором проекта перестройки усадьбы, завершившейся в 1873 году. Декор фасадов был выполнен в русско-византийском стиле.
Сергей Михайлович родился в семье Михаила Захаровича и Александры Даниловны Третьяковых. Михаил Захарович держал небольшие лавки в Гостином дворе, владел бумагокрасильной и отделочной фабриками. В 30-летнем возрасте купец Третьяков женился на дочери коммерсанта Данилы Ивановича Борисова — Александре Даниловне, которая за восемнадцать лет супружеской жизни родила двенадцать детей. Первенцем стал Павел, через год на свет появился Сергей.
Образование старшие сыновья получили с помощью домашних педагогов; их приглашал Михаил Захарович, который и сам старался присутствовать на занятиях. Когда мальчики подросли, отец начал привлекать их к работе в своих лавках: Павел и Сергей выполняли указания приказчика, зазывали покупателей, делали уборку. Братья-погодки были очень дружны, несмотря на разницу в характерах и темпераментах: немногословный, сосредоточенный Павел редко демонстрировал напоказ свои чувства, Сергей обычно выглядел «более легкомысленным», «любил пофорсить»
Коллекционные пристрастия Сергея Михайловича обозначились не сразу. По словам Павла Михайловича, в начале 1870-х годов его брат проявлял большое внимание к русской живописи. Однако в дальнейшем Сергей Третьяков ориентировался в основном на работы зарубежных художников — в частности, немецких и французских. Подобное «разделение сферы деятельности» было связано с нежеланием конкурировать со старшим братом. Коллекция Третьякова-младшего, по данным искусствоведов, отличалась исключительной тщательностью отбора; меценат интересовался прежде всего представителями «барбизонской школы» и академической живописи.
Для картины Крамского «Лунная ночь» художнику позировала вторая жена С. М. Третьякова — Елена Андреевна.
В 1870-х годах, женившись второй раз, Сергей Михайлович переехал в усадьбу, расположенную на Пречистенском бульваре, 6. Картины, находившиеся в этом доме, были объединены общим романтическим настроением: их основу составляли «поэтические пейзажи», которые приобретались не ради демонстрации публике, а для собственного удовольствия. Не считая себя профессиональным коллекционером, Третьяков тем не менее помогал брату формировать его галерею. Так, бывая в столице или за границей, он информировал Павла Михайловича о новых работах, деятельности живописцев, общих художественных тенденциях.Именно Сергей настоял на том, чтобы композитор Антон Рубинштейн, которого Третьяковы знали с детских лет, согласился позировать Репину; он же рекомендовал брату не покупать полотно Андрея Матвеева «Куликовская битва»
Павел Михайлович Третьяков (15 декабря 1832 года, Москва — 4 декабря 1898 года, Москва) — российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
Композиция парадного фасада здания симметрична, вдоль него идёт ряд равномерно расположенных больших окон с полукруглыми арками, края здания выделяются похожими на башни ризалитами, которые венчает крыша в форме палаток. Карниз выполнен в форме полосы небольших арочек, ещё больше элементов древнерусского зодчества архитектор использовал при оформлении ризалитов: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники. Парадные залы дома были оформлены в разных исторических стилях: готическом, рокайльном и классическом.
Для размещения художественной коллекции владельца усадьбы Каминский возвёл двухэтажный флигель. Здание стоит с небольшим отступом от главного дома и соединено с ним двумя переходами-галереями.
Сергей Михайлович скончался во время поездки в Петербург летом 1892 года. Его тело перевезли в Москву, совершив по пути литию, и похоронили 30 июля в некрополе Данилова монастыря. Для Павла Михайловича уход брата стал внезапным; через год он обратился к Репину с просьбой написать портрет Сергея по фотографии.
В то же время нужно было решать вопрос о дальнейшей судьбе коллекции Третьякова-младшего. В своём завещании тот указал, что готов оставить в дар городу картины, большой капитал и принадлежавшую ему часть дома в Лаврушинском переулке. Согласно описи, сделанной годом ранее, стоимость коллекции, в которую входило более ста произведений, превышала 500 000 рублей. Передавая своё собрание брату, Сергей Михайлович отметил.
« Из художественных произведений, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайлович Третьякова взять для присоединения к своей коллекции... всё то, что он найдёт нужным, с тем, чтобы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое он даст своей коллекции. »
Исполняя волю брата, Павел Михайлович решил к его коллекции присоединить и свой музей, передав общую галерею вместе с особняком в дар Москве. В конце августа 1892 года соответствующее заявление было направлено в городскую думу; в середине сентября дума постановила «принять дар братьев Третьяковых и благодарить Павла Михайловича». Как вспоминал старейший хранитель Третьяковской галереи Н. А. Мудрогель, через некоторое время экспонаты, находившиеся в пречистенском доме Сергея Михайловича, начали перемещаться в Лаврушинский переулок. В августе 1893 года состоялось открытие музея, именуемого «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых»
Третьяков скончался и после чего его дом был продан предпринимателю Павлу Павловичу Рябушинскому, который владел им до революции 1917 года. С приходом новой власти усадьба была национализирована. Первоначально в 1917 году здание занял Революционный трибунал, затем здесь разместилась Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны — отдел внешних сношений Министерства обороны СССР.
Павел Павлович Рябушинский (17 июня 1871, Москва — 19 июля 1924, Камбо-ле-Бен, Третья французская республика) — российский предприниматель, банкир, старообрядец, представитель династии Рябушинских.
В 1987 году дом перешёл в ведение только что созданного Советского фонда культуры. В феврале 1994 года здание сильно пострадало в результате пожара. Во время реставрационных работ 1994-96 годов был восстановлен лепной декор и роспись плафонов перекрытия второго этажа, элементов ограждений лестниц.
В центральной части дома со стороны двора была сделана мансарда. Восстановление затронуло и флигель, были отремонтированы стропильные конструкции и кладка стен перехода между ним и главным домом. Проект работ был выполнен институтом «Спецпроектреставрация» (научный руководитель Н. И. Сафонцева, автор проекта Т. В. Башкина) и был удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве. В бывшей усадьбе располагается Российский фонд культуры, правопреемник советского фонда
В 2014 году объект признан лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация - 2014". В настоящее время здесь расположен «Российский фонд культуры» под руководством актера и режиссера Никиты Михалкова. Приглашаю полюбоваться на интерьеры этой удивительной усадьбы.
Главный дом усадьбы (Гоголевский бул., д. 6, стр. 1) датируется второй половиной XVIII века, когда её владельцем являлся князь Пётр Александрович Меншиков. При следующем хозяине, полковнике Андрее Егоровиче Замятине, в 1806 году к дому были симметрично добавлены две пристройки. Дом пострадал во время Московского пожара 1812 года, во время восстановления он был расширен и перестроен в стиле ампир. Выходящий на бульвар главный фасад обновлённого здания был украшен характерным для архитектуры того периода шестиколонным портиком с фронтоном.
Затем усадьба принадлежала военному и государственному деятелю Дмитрию Михайловичу Львову, далее ей владела почетная гражданка, купчиха Ольга Андреевна Мазурина. В 1854 году по соседству с усадьбой на деньги Мазуриной была выстроена богадельня при церкви Ржевской Богоматери (Большой Знаменский переулок 5 стр.1). После смерти владелицы в 1871 году имение согласно завещанию досталось церкви. В том же году усадьбу приобрёл купец, меценат и коллекционер Сергей Михайлович Третьяков, участок с богадельней церковь оставила себе. Архитектор Александр Степанович Каминский, приходившийся Третьякову зятем, стал автором проекта перестройки усадьбы, завершившейся в 1873 году. Декор фасадов был выполнен в русско-византийском стиле. Композиция парадного фасада здания симметрична, вдоль него идёт ряд равномерно расположенных больших окон с полукруглыми арками, края здания выделяются похожими на башни ризалитами, которые венчает крыша в форме палаток. Карниз выполнен в форме полосы небольших арочек, ещё больше элементов древнерусского зодчества архитектор использовал при оформлении ризалитов: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники. Парадные залы дома были оформлены в разных исторических стилях: готическом, рокайльном и классическом.
Для размещения художественной коллекции владельца усадьбы Каминский возвёл двухэтажный флигель. Здание стоит с небольшим отступом от главного дома и соединено с ним двумя переходами-галереями.
Третьяков скончался в 1894 году, после чего его дом был продан предпринимателю Павлу Павловичу Рябушинскому, который владел им до революции 1917 года. С приходом новой власти усадьба была национализирована. Первоначально в 1917 году здание занял Революционный трибунал, затем здесь разместилась Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР.
В 1987 году дом перешёл в ведение только что созданного Советского фонда культуры. В феврале 1994 года здание сильно пострадало в результате пожара. Во время реставрационных работ 1994-96 годов был восстановлен лепной декор и роспись плафонов перекрытия второго этажа, элементов ограждений лестниц. В центральной части дома со стороны двора была сделана мансарда. Восстановление затронуло и флигель, были отремонтированы стропильные конструкции и кладка стен перехода между ним и главным домом. Проект работ был выполнен институтом «Спецпроектреставрация» (научный руководитель Н. И. Сафонцева, автор проекта Т. В. Башкина) и был удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве. В главном доме бывшей усадьбы располагается Российский фонд культуры, правопреемник советского фонда[.
Гоголевский бульвар в Москве – это одно из самых красивых и исторически ценных мест столицы России. Этот бульвар входит в знаменитое Бульварное кольцо Москвы, состоящее из 10 бульваров. Площади, также входящие в Бульварное кольцо, в названиях которых есть слово "ворота", являются своеобразным напоминанием об оборонительной стене Белого города, на месте которой и было заложено Бульварное кольцо. Именно задумки архитектора В. Долганова, с успехом воплотившиеся в жизнь, придали каждому бульвару Бульварного кольца Москвы индивидуальность. В 1978 году Бульварное кольцо объявлено памятником садово-паркового искусства.
Гоголевский бульвар начинается от площади Пречистенские ворота и доходит до площади Арбатские ворота. С площади Пречистенские ворота и с Гоголевского бульвара начинается Бульварное кольцо Москвы. Со стороны бульвара на площадь Пречистенские ворота выходит станция метро Кропоткинская, названная так в честь князя Петра Алексеевича Кропоткина, бывшего ярым революционером, теоретиком анархизма, знаменитым ученым, посвятившим свою жизнь изучению Восточной Азии.
История Гоголевского бульвара весьма интересна. До 1924 года он именовался Пречистенский из-за той самой тщательно отштукатуренной стены Белого города, которая тогда стояла на месте бульвара. Сам город располагался на крутом берегу ручья Черторой, который позже был взят в подземную трубу. От Арбатской площади до Кропоткинской площади можно добраться на троллейбусе. Необходимо также отметить, что там, где на сегодняшний день пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей Черторой впадал его приток ручей Сивец. Сам Черторой отличался тем, что один берег его был высоким, другой низким. В прошлом веке здесь любили бывать многие знаменитые личности: Гоголь, Герцен, Тургенев.
Известный пожар 1812 года не обошел стороной и Пречистенский бульвар. Многие строения были разрушены, поэтому бульвар утратил свой первоначальный облик, но в скором времени он был почти полностью восстановлен. В 1880 году здесь была проложена конно-железная дорога, которая проходила через все Бульварное кольцо. В 1911 году на месте этой дороги был введен в строй трамвай "А", т.е. Аннушка, долгое время бывший единственным видом транспорта на Бульварном кольце. Станция метро на бульваре открылась в 1935 году. На тот момент она называлась Дворец Советов и только с 1957 года стала именоваться Кропоткинская.
Нынешнее название бульвар получил в 1924 году в период празднований 125-летия известного русского писателя Н.В. Гоголя. Если сравнить Гоголевский бульвар со всеми остальными бульварами Москвы, то оказывается, что он занимает второе место по протяженности. Не менее примечателен тот факт, что Гоголевский бульвар является трехступенчатым, так как его внутренний проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторой имел неодинаковые по высоте берега.
Сам Гоголевский бульвар таит в себе немало секретов, в частности касаемо архитектуры. Каждая сторона бульвара имеет свою эстетику, свой характер, свою индивидуальность. Привлекает взор старинный особняк №5, возведенный для статского советника Секретарева. Позже дом занимал архитектор Тон, руководивший строительством храма Христа Спасителя. В 40-е годы 20 века в этом доме жила семья Василия Сталина. Весьма примечателен дом № 23, он привлекает туристов витражными лопатками, расположенными между окнами пятого этажа. Летом в ясный погожий день нельзя не заметить, насколько цвет керамических вставок близок к цвету неба. Немного поодаль в одном из дворов виднеется небольшая церквушка Апостола Филиппа, построенная в 17 веке.
Четная сторона Гоголевского бульвара знаменита тем, что практически в каждом доме здесь либо жили, либо останавливались известные люди. Так, в доме №2 часто проводил время А.С. Пушкин, а дом №6 был построен специально для городского головы С.М. Третьякова, брата знаменитого мецената П.М. Третьякова. В 1929-1930 годах здесь был возведен Дом Художников, над проектом которого работала группа архитекторов, среди которых И. Леонидов, В. Владимиров, М. Барщ и другие. Ярким образцом московского классицизма является особняк №10 на Гоголевском бульваре. Изначально в нем жил и впоследствии был арестован известный декабрист М. Нарышкин. На сегодняшний день, гуляя по Гоголевскому бульвару, на этом доме можно увидеть мраморную доску с изображением кандалов, переплетенных веткой лавра, которая была установлена в память о собиравшихся здесь декабристах. Пройдя чуть дальше, оказываемся возле дома №14, где сейчас разместился Центральный шахматный клуб. А в 19 веке это здание было своеобразным центром музыкальной жизни Москвы. В доме бывали Шаляпин, Рахманинов, Глазунов.
Символом Гоголевского бульвара является памятник Н.В. Гоголю, который имеет долгую и неоднозначную историю.
Практически в конце Гоголевского бульвара находится памятник М.Шолохову, проект которого был разработан скульптором А. Рукавишниковым. Пока еще основная идея автора не просматривается полностью, так как памятник находится в стадии установки. Перейдя через дорогу от Гоголевского бульвара, мы попадаем в тихое, спокойное место. Здесь красуется Храм Христа Спасителя, построенный как своеобразная благодарность Господу Богу за заступничество в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Если пройти по Гоголевскому бульвару назад до Пречистенских ворот, то вас ожидает еще один сюрприз: подходя к арке у входа на бульвар, вы с удивлением обнаружите, что прямо за ней начинается небо.
Гоголевский бульвар фигурирует и в литературе, и в кино. Он описан в Москве будущего Кира Булычева, именно здесь происходит действие двух сцен фильма "Москва слезам не верит" режиссёра Владимира Меньшова. Сам Гоголевский бульвар представляет собой символ слияния природы и цивилизации, поскольку рядом с лесистыми участками, где даже можно собирать грибы, проходят дороги. Можно с уверенностью заявлять, что туристы останутся довольны прогулкой по Гоголевскому бульвару, ведь здесь максимально сконцентрирован дух истории, отраженный в старинной архитектуре.
Наше путешествие-прогулка начнется от павильона станции метро Кропоткинская.
Маршрут подготовлен по материалам проекта- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении