Снег пахнет. Стихотворение "чем пахнет снег" тарковский арсений александрович
Триплан «Фоккер»_- один из лучших истребителей Первой Мировой войны. С появлением летом 1917 года этого самолета, его создатель, Энтони Фоккер, сумел вернуть себе титул «короля иструбителей». А сам самолет стал известен благодаря летавшему на нем асу Манфреду фон Рихтгофену - Красному Барону.
Немецкий истребитель Fokker Dr.I во времена первой мировой войны принадлежал к числу наиболее известных и исключительных по своим параметрам самолетов.
Собственно говоря, существовало только два серийно выпускаемых и массово используемых триплана - английский "Sopwith Triplane" и Fokker Dr.I. Свою славу Dr.I получил не только благодаря отличным характеристикам и многочисленным победам, но и, что более важно, исключительным пилотам, воздушным асам "Великой войны", которые летали и сражались на этом истребителе. В феврале 1917 года над западным фронтом впервые появился английский триплан "Sopwitch Triplane". Этот самолет, отличавшийся отличными летными характеристиками, и управляемый опытными пилотами-ветеранами, довольно быстро заставил с собой считаться, и более того, потребовал от немцев искать немедленный ответ. Ответ оказался достаточно симметричным - Энтони Фоккер выпустил свой триплан, который во многом походил на своего английского противника. Самолет представлял собой хорошо продуманную и компактную конструкцию, которая весьма скоро прошла суровую проверку боем.
По конструкции истребитель являлся свободнонесущим трипланом, укрепленным дополнительными межкрыльевыми распорками. Корпус был сделан из стальной решетки, обтянутой полотном. В движение самолет приводился девятицилиндровым ротационным двигателем Oberusel Ur.II мощностью 110 л.с.
По размерам самолет был относительно невелик, а малый размах крыла обеспечивал ему отличную маневренность. Первые два выпущенных самолета были подвергнуты испытаниям в которых приняли участие лучшие асы - Манфред фон Рихтгофен и Вернер Восс. Хвалебные отзывы о самолете этих асов полностью подтвердили боевую ценность новой машины.
Первые серийные "Фоккеры" попали на фронт в ноябре 1917 года. На них летали лучшие немецкие пилоты, кроме уже упомянутых фон Рихтгофена и Восса, надо отметить Джозефа Якобса, Рудольфа Старка и Германа Геринга (того самого!). До конца войны было построено 320 машин этого типа. Наибольшую известность, конечно, получила машина барона фон Рихтгофена, покрашенная в красный цвет. Поэтому то он и получил кличку "Красный барон". С августа 1917 года и до апреля 1918 года он летал на восьми различных экземплярах этого истребителя. И погиб он именно на такой машине 21 апреля 1918 года в бою с английскими истребителями "Camel".
Тактико-технические характеристики
Эта схема, по моему убеждению, синтезировала в себе лучшие качества классической и тандемной схем. Она лишена недостатков "утиной" схемы, возможно, немного уступает в аэродинамическом качестве классической, что на скоростях 60…150 км/час является приемлемым и улучшает характеристики тандемной схемы, и соответствует главному критерию - безопасности полетов.
Мой самолет эксплуатируется в диапазоне скоростей дельталетов, несмотря на полетный вес на 100 кг выше, нежели дельталет той же площади крыльев и мощности двигателя.
В силу своего темперамента я не стремлюсь к большим скоростям, но знаю золотое правило: "Нет скорости - нет полета". Вот и решал для себя задачу "малая скорость - безопасность полета". В результате чего и появился на свет разработанный и построенный мною в одиночку в домашних условиях летательный аппарат. Что из этого вышло - судить авиационным специалистам.
Оригинальность схемы и самой конструкции была заложена вовсе не для того, чтобы удивить обывателей и привести в недоумение авиационных конструкторов. Я проанализировал существующие схемы ЛА и постарался собрать воедино все самое лучшее, что есть в них. А схематическая конструкция выбрана не случайно. Она терпит глубокие реконструкции, что очень важно для экспериментального аппарата. Все органы управления, проводка, агрегаты на виду и доступны для контроля, ремонта и даже переделок. К тому же внешний вид ЛА от этого не страдает. Очень немаловажно: пространственная конструкция позволяет установить крылья большого удлинения. В результате уменьшается нагрузка на размах крыла, отчего увеличивается аэродинамическое качество ЛА по сравнению с таким же, но с удлинением 6…8.
Имея небольшую взлетно-посадочную скорость и крейсерскую 80…100 км/час, мой самолет уверенно держится в воздухе и слушается рулей уже на скорости 60 км/час. Я на нем взлетал и за ветром в 6 м/сек и с боковым ветром 6…8 м/сек, что категорически делать запрещено, особенно подобным "мотылькам". Но парадокс нашей жизни в том: мы боль причиняем легко самым близким и не бережем трудов рук своих… На минимальной скорости около 40 км/час самолет парашютирует. Рули-закрылки переднего крыла работают рулями высоты. Рули-закрылки заднего крыла - триммерами, которые компенсируют нарушение центра тяжести аппарата в ту или другую сторону, если в нем находится пилот иного веса от номинального, либо при наличии дополнительного груза до 100…150 кг. Рули-закрылки переднего и заднего крыльев, работая в паре, служат закрылками, что уменьшает посадочную скорость на 15 км/час (40 км/час), а взлетную - на 10 км/час (45 км/час). На средних оборотах двигателя 5000 об/мин (максимальные - 6800 об/мин) самолет летит со скоростью 85 км/час. Взлетным режимом пользоваться не приходилось. Наличие труб-подкосов не оказывает отрицательного действия на аэродинамику "самолета-тихохода".
Конечно, не очень удобно добираться до кресла пилота, что для экспериментальной конструкции простительно, но пилотировать ЛА довольно легко даже при 10 градусах мороза. Сам самолет предназначен для эксплуатации в теплое время года, но до весны было так далеко…
Из-за скудости средств и затрат времени на их добывание ЛА строился периодически, с огромными перерывами в 3…5 лет. Идея и начало постройки датируется 1986 годом (4 месяца), затем перерыв 3 года и постройка его за 1 год и 6 месяцев. Первый пробный полет был совершен в г. Дзержинске Донецкой области в воскресенье в Троицын день. Потому я и назвал свой ЛА "Троица". Тогда с маломощным (в 30 л.с.) двигателем "Шкода" и самодельным винтом сомнительного аэродинамического качества самолет смог развить скорость 65 км/час. Но этого хватило оторваться от поля на скорости 60 км/час и пролететь по прямой 1100 м на высоте 10 м. Испытал "Троицу" пилот легче меня на 30 кг. Но мне и этого было достаточно. И если я верил 5 лет, что мой самолет взлетит, то теперь в этом убедился. В первом полете моим самолетом управляли по тангажу и крену цельноповоротными крыльями, тормозов не было. И еще я убедился: без мощного надежного двигателя даже лучший планер будет плохим самолетом. В то время таких двигателей у нас не было.
Конструкция которого характеризуется наличием трёх крыльев - трёх поверхностей для создания подъёмной силы . Как правило, крылья расположены друг над другом, при этом такой самолёт называют поперечным трипланом . Наибольшее распространение такие трипланы приобрели в годы Первой мировой войны .
Стремление использовать много плоскостей было характерной чертой зарождения авиации - об аэродинамике ещё было практически ничего не известно, и создатели первых самолётов - практически всегда энтузиасты без серьёзного образования - старались таким образом увеличить подъемную силу. Однако, из-за повышенного лобового сопротивления самолёты такой схемы быстро уступили своё место бипланам и монопланам .
См. также
Напишите отзыв о статье "Триплан"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Триплан
Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
Запах снега, такой, на первый взгляд, парадоксальный образ, часто привлекает внимание творческих людей, ведь именно такие неочевидные ускользающие вещи хочется запечатлеть, ухватить. С другой стороны, для русского человека снег является настолько обыденной вещью, что даже о запахе снега задумывались многие поэты и писатели настолько часто, что тут можно провести некую статистическую обработку результатов.
"Новой свежестью ветра" пахнет снег у Есенина. Часто запах снега ассоциируется с фруктами и ягодами: с яблоками (у Мандельштама), клюквой (Вероника Тушнова), но чаще всего - с арбузом, например, у Гоголя, Бунина и Куприна. Запах снега сравнивают с огурцом (Илья Сельвинский), ванильным мороженым (Людмила Свешникова), запахом ребенка (Николай Клюев). У Арсения Тарковского есть целое стихотворение, которое называется «Чем пахнет снег», там он приходит к выводу, что «арбузный гоголевский снег» бывает только в сентябре, позже снег пахнет госпиталем (с ним отчасти соглашается Вера Павлова, которая пишет, что «снег пахнет разбитым носом»), а в марте снег пахнет бензином. В «Мифогенной любви каст» снег пахнет «мышиным молоком» и «стальным листом». В целом лидирует арбуз и .
Запах снега - чуть более сложная вещь, чем запах, скажем, цветов, потому что это комплексное обонятельно-тригеминальное ощущение, имеющее много общего с осязанием и чувством холода. То, что запах снега у многих ассоциируется с арбузом и металлом, объясняется тем, что этот запах обусловлен микроколичествами непредельных и их . Эти вещества появляются в снегу в результате жизнедеятельности одноклеточной водоросли с романтическим названием хламидомонада снежная (лат. Chlamydomonadas nivalis ): эти микроорганизмы наиболее комфортно чувствуют себя при отрицательной температуре.
В процессе их метаболизма линолевая кислота превращается в ряд альдегидов, в том числе ноненаль и нонадиеналь, обладающие запахом, напоминающим свежий огурец, арбуз и фиалковый лист. Помимо хлорофилла, хламидомонады снежные вырабатывают пигмент астаксантит, придающий им игривый розовый цвет. Иногда при особо благоприятных условиях водоросли начинают активно размножаться и возникает явление красного снега (по-английски, кстати, это называется "watermelon snow"). Поразительно, но уже при температуре выше четырех градусов тепла эти микроорганизмы гибнут. Так что именно воздействие холода на тройничный нерв и запах метаболитов хламидомонад — два ключевых отличия запаха снега от просто запаха пресной воды: скажем, запаха дождя.
«Снежный» аспект часто решается парфюмерами именно при помощи альдегидных, акватических и озоновых материалов, но прямая попытка «процитировать» запах снега редко заканчивается удачей и часто не выдерживает никакой критики, как, например, в случае с (тот же Andrea Maack с его заиндевелой металлической дверной ручкой куда точнее в описаниях). Большинство парфюмеров подходит к решению задачи передать запах снега скорее иносказательно и ассоциативно, предлагая нам, как и писатели, некий яркий образ взамен.
Например, аромат Doe In The Snow ("олениха в снегу") британской нишевой марки 4160 Tuesdays — это альдегидный шипр в классическом стиле с сочным цитрусовым стартом, фруктово-цветочным сердцем и анимально-кожаными аспектами в мшистой древесной базе.
"Снег" тут весьма условный: сочетание альдегидов и сладко-бальзамического, с нюансами крепкого алкоголя опопонакса создаёт забавный необычный эффект, похожий на запах, который иногда можно ощутить, открыв холодильник. Известно, что многие ароматы климат средней полосы может изменить до неузнаваемости, но большинству шипров, напротив — морозец весьма к лицу.
Вообще "морозная свежесть" — это для нас что-то основополагающее, архетипическое. Создавая аромат для российского рынка, парфюмеры по умолчанию закладывают в него ощутимую порцию свежих акватических материалов, даже если речь идёт о пряном восточном аромате — таковы наши вкусы в "среднем по больнице".
В компании решили пойти чуть дальше и предложили , большому специалисту в разного рода "передозировках", создать в рамках линии Terra Incognita для России аромат Siberia — воплощение бесконечной сибирской свежести. Русель взял за основу классическую структуру акватического аромата начала 90-х с мощным - комплексом, но перестроил его таким образом, что получился аромат покрытых инеем ёлок. "И поезд мчит меня в сибирские морозы", если вкратце. Совсем скоро аромат появится в продаже.
Аромат марки A Lab On Fire решает снежную задачу практически в лоб: имитирует мультисенсорное ощущение снега при помощи тригеминального эффекта, "морозных" альдегидов, минерального салицилатного комплекса и микроколичеств геосмина, дающих ощущение пресной воды.
Способы передать ощущение ледяной воды тоже довольно разнообразны: в Сержа Лютанса мастерски собранный альдегидный комплекс и акватическая часть дополнены мощным мятным аккордом и терпким перечным штрихом; невесомая акварельная , созданная Жан-Клодом Эллена для Фредерика Маля, играет на контрастах, сочетая холодный водянистый жасминовый гедион и тёплый гелиотропиновый миндально-мимозный аккоррд.
Идея использовать для создания морозного эффекта возникает нередко, посмотрите, к примеру, как при помощи мятных материалов раскрыта тема морозной свежести в гурманском аромате Victoria"s Secret , напоминающий запах конфет After Eight.
Часто парфюмеры подменяют тонкий и призрачный запах снега каким-то более выраженным сопутствующим ароматом: в Lush
Выходя на улицу морозным днем, мы чувствуем запах, который не перепутать ни с чем. Невозможно это объяснить, но мы точно знаем, что это может быть только снег. Это не просто игра нашего воображения, воздух действительно пахнет по-особому.
Пахнет ли снег?
Несмотря на всю нашу уверенность, ученые готовы опровергнуть это. То, что мы считаем запахом снега, сводят к трем вещам:
- Холодная морозная погода, меняющая воздух.
- Влажность, также влияющая на это.
- Реакция человеческого мозга, стимулированного тройничным нервом.
Что меняется, когда на улице мороз? Замерзают не только видимые нам вещи, но и молекулы в воздухе замедляются, как бы блокируя посторонние запахи, делая их не такими острыми. И то, что мы считаем запахом снега, чистым и свежим, на самом деле всего лишь отсутствие привычных запахов.
Играет роль и дождь, мокрый снег, метель, увеличивающие влажность воздуха. В таких условиях и наша обонятельная система помогает нам чувствовать все ярче.
И наконец, стимуляция тройничного нерва позволяет нам проявлять фантазию. Несмотря на то что она не связана с системой обоняния, именно благодаря ей мозг дарит нам множественные ассоциации, в том числе и связанные с запахами. Морозный воздух активизирует работу этого нерва, а у нас это вызывает ощущение запаха снега.