Сколько фау 2 было использовано в войне. Ракеты ФАУ — «оружие возмездия
История запусков
Первая ступень
Первый старт состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек , обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон). Военная значимость ракеты Фау-2 была ничтожной .
Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель , стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта - до 1700 м/с (6120 км/ч), дальность полёта достигала 320 км , высота траектории - 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола . Средняя стоимость - 119 600 рейхсмарок .
«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим .
После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США , СССР и других странах.
История
Снимок площадки со стартовым столом и двумя «Фау 2» в горизонтальном положении, 23 июня 1943.
Конструкция
Развёртывание
С момента создания Фау-2 в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстро испаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.
Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.
Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное - сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.
В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера. испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу, было начато строительство нескольких гигантских заглубленных бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.
Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:
Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб Tallboy , падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.
«Фау-2» на транспортно-установочной тележке Meilerwagen
Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров, Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска Фау-2 был разработан установщик, называемый мейлерваген , который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.
Боевое применение
Поскольку мы впоследствии выпускали по девятьсот больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли бы производить ежемесячно несколько тысяч этих меньших по размерам и стоимости ракет. Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы, с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок, но Гитлер, «одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии».
Ракета «Фау-2» выставленная на Гроенплац (Groenplaats) в Антверпене
Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу . На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe ). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).
Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66 000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.
Об эффективности применения Фау-2 - там же, c. 463
Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн находился концентрационный лагерь Дора , поставлявший заводу рабов. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары - в лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии.
На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США . Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.
После войны
В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . После войны, из Германии в США в разобраном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946-1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal , развитие линии Фау-2 в США было ограничено.
Значение в освоении космоса
Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров .
С запуска трофейных , а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2 , созданных на основе конструкции «Фау-2».
Тактико-технические характеристики
Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН , обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км , высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола , размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:
Общая длина ракеты, мм | 14 030 | |
---|---|---|
Диаметр корпуса, мм | 1650 | |
Диаметр по стабилизаторам, мм | 3558 | |
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг | 4000 | |
Масса стартовая, кг | 12 500 | |
Количество расходуемых веществ |
масса спирта (75%), кг | 3900 |
масса жидкого кислорода , кг | 5000 | |
масса перекиси водорода , кг | 175 | |
масса перманганата натрия, кг | 14 | |
масса сжатого воздуха , кг | 17 | |
Расход топлива, кг/с | 127 | |
Пропорция смеси (спирт/кислород) | 0,81 | |
Тяга двигателя на старте, кг | 25 000 | |
Ускорение на старте, g | 0,9 | |
Температура в камере сгорания, °C | ~2700 | |
Давление в камере сгорания, атм. | 15,45 | |
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. | 2,4 | |
Скорость истечения топлива, м/с | 2050 | |
Время набора скорости звука, с | 25 | |
Время работы двигателя, с | 65 | |
Тяга перед отсечкой топлива, кг | 4200 | |
Ускорение перед отсечкой топлива, g | 5 | |
Скорость ракеты в конце работы двигателя, м/с | 1450 | |
Координаты ракеты к моменту отсечки подачи топлива |
по высоте, км | 25 |
по горизонтали, км | 20 | |
Дальность стрельбы практическая, км | 250 | |
Дальность стрельбы максимальная, км | 320 | |
Высшая точка траектории, км | 70 | |
Скорость падения (у земли), м/с | 450 | |
Масса головной части, кг | 1000 | |
Масса взрывчатого вещества, кг | 730-830 | |
Действие у цели при тротиловом снаряжении |
диаметр воронки, м | 25-30 |
глубина воронки, м | 15 | |
Отклонение от цели | по проекту (КВО), км | 0,5-1 (0,002–0,003 от дальности ) |
реализовано, км | ±10-20 | |
по результатам отстрела в 1947 году 11 ракет собранных в СССР, км |
±5 |
- Вскоре после войны англичане продемонстрировали запуск ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства советский специалист С. Королёв также присутствовал на этом пуске (под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии).
См. также
Примечания
Источники
Литература
- Tracy Dungan . V-2: A Combat History of the First Ballistic Missile. Westholme Publishing () , ISBN 1-59416-012-0 (англ.)
- Вальтер Дорнбергер . ФАУ-2. Сверхоружие Третьего рейха - . ISBN 5-9524-1444-3 (рус.)
- Альберт Шпеер . Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки. Секретное оружие и СС)
- Хвощин В., Каневский А. Тайны ракеты Фау-2. «Чудо-оружие» нацистской Германии (рус.) // Крылья Родины . - М ., 1998. - № 05. - С. 16-20. - ISSN 0130-2701 .
- Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост. В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. - М .: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 1207 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-8243-1430
Ссылки
«Фау-2» (от нем. V-2 - Vergeltungswaffe-2 оружие возмездия) - первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны.
Первый пуск состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек, обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании, в особенности отличающийся большой площадью город Лондон).
«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт, достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году.
После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США, СССР и других странах.
Фау-2 готова к запуску в Куксхафен в Нижней Саксонии. 1945 год.
Начало разработки немецких жидкостных ракет было положено в 1926 году, когда группа энтузиастов ракетостроения и межпланетных сообщений организовала Общество космических полётов. Твердотопливные ракеты использовались как оружие в годы Первой мировой войны практически всеми враждующими сторонами, поэтому по Версальскому мирному договору побеждённой Германии было запрещено разрабатывать и создавать такие ракеты. Однако в этом договоре ни слова не было сказано о разработке ракет на жидком топливе.
В конце 1929 года министр обороны отдал приказ об изучении возможности использования ракет для военных целей, а в 1932 году была создана экспериментальная станция для ракет на жидком топливе в Куммерсдорфе под Берлином. В частности, полковнику Вальтеру Дорнбергеру была продемонстрирована экспериментальная ракета, разработанная молодым немецким конструктором Вернером фон Брауном. Несмотря на то, что возможности показанной ракеты были достаточно ограничены, Дорнбергера заинтересовала работа, и он предложил фон Брауну продолжить разработку под управлением военных.
Как и большинство других членов общества, фон Браун согласился работать на таких условиях. В декабре 1934 года был достигнут успех в запуске ракеты A-2 - небольшой модели, работавшей на этаноле (этиловом спирте) и жидком кислороде. Особое внимание уделялось отработке двигателя. К этому времени было рассчитано множество потенциально пригодных вариантов топливной смеси, однако военных больше всего заинтересовала возможность использования этанола, связанная с постоянным дефицитом нефтепродуктов для Германии. Этиловый спирт производился в больших количествах как результат переработки картофеля и гидролизом древесины. Этот вид топлива использовался немцами на протяжении всей Второй мировой войны.
Добившись успеха с A-2, группа фон Брауна перешла к разработкам ракет A-3 и A-4 (будущей «Фау-2»). Последняя должна была стать уже полноразмерной ракетой с предположительной дальностью полёта около 175 километров, высотой подъёма до 80 километров и массой полезной нагрузки около 1 тонны. Увеличение возможностей во многом опиралось на комплексную переработку двигателя, выполненную инженером Вальтером Тилем.
Общая длина корпуса ракеты составляла 14300 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм. Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 12,8 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.
На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.
Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.
Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.
В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование. Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель - жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).
В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка. Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора - марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л.с. Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).
С момента создания «Фау-2» в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстроиспаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому, с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.
Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.
Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное - сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций, чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.
В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера, испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу было начато строительство нескольких гигантских заглублённых бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.
Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца. Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно. Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.
Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe).
Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте[источник не указан 400 дней]). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек.
Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн находился концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабочих. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары. В лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии.
На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.
Взлёт Фау-2.
Батарея Фау-2 готова к стрельбе.
Ракета V-2 готовится к запуску. 1944 год.
Сцена разрушений на лондонской Фаррингдон Роуд после падения туда Фау-2, 1945 год.
Разрушения в Эссексе, Великобритания, от взрыва Фау-2. 1945 год.
Трофейное V-2. Париж. 1945 год.
Фау-2 прибывает на Трафальгарскую площадь, Лондон, чтобы принять участие в выставке трофейного оружия.
V-2 на выставке в Голландии. 1945 год.
Фрагменты Фау-2 на немецком военном заводе, захваченном войсками союзников. 1945 год.
Фау-2 в Реймсе, Франция. 1945 год.
Ракета V-2 стоит рядом с колонной Нельсона на Трафальгарской площади. 1945 год.
Американские солдаты осматривают немецкую ракету «Фау-2» на заводе Клайнбодунген, Германия, 1945 год.
ФАУ-2 (нем. V-2, А-4), одноступенчатая баллистическая ракета с автономным управлением на активном участке траектории. Разработана под руководством Вернер фон Брауна . Применялась Германией в конце 2-й мировой войны для поражения крупных объектов и деморализации населения Великобритании. После войны явилась прототипом для разработки многих баллистических ракет в США и других странах. Её масса составляла ок. 13 т, дл. - 14 м, макс, диаметр корпуса - 1,65 м. Боевая часть с массой 800 кг размещалась в головном отсеке. Жидкостный ракетный двигатель работал на 75-процентном этиловом спирте (3,5 т) и жидком кислороде (5 т). Он развивал тягу 270 кН (27 тс) и обеспечивал максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч), дальность достигала 320 км, высота траектории - ок. 100 км. Система управления - автономная, гироскопическая с программным механизмом и приборами для замера скорости полета. Запуск вертикальный. Первый боевой пуск состоялся 8 сентября 1944 года. Эффективность боевого применения ФАУ-2 оказалась крайне низкой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50% ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при пуске либо вышли из строя в полёте). В Германии на базе ФАУ-2 разрабатывался проект двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 5000 км. Немецко-фашистское командование намеревалось использовать эту ракету для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако разработка такой ракеты к моменту поражения фашистской Германии не была завершена.
К. В. Морозов.
Советская военная энциклопедия.
"Оружие возмездия" (Vergeltungswaffen), разработанное немецкими учеными в конце 2-й мировой войны на секретной базе в Пенемюнде ракетное оружие V-1 ("Фау-1") и V-2 ("Фау-2"), которое по замыслу Гитлера должно было переломить ход войны.
Первый боевой запуск ракеты V-1 на жидком топливе был произведен 12 июня 1944 с побережья Франции для поражения Лондона. В течение одной недели на британскую столицу было выпущено более 8 тыс. ракет, многие из которых оказались сбитыми силами английской противовоздушной обороны, по меньшей мере 630 взорвалось в воздухе, однако небольшая часть все же достигла цели. Английские потери от этой бомбардировки составили около 6 тыс. человек убитыми и около 40 тыс. ранеными. Три месяца спустя, 8 сентября 1944, с базы в Нидерландах был произведен первый пуск ракеты V-2 по лондонскому району Чизвик. Ракета V-2 имела около 15 метров длины, вес 13 тонн, в том числе 1-тонная боеголовка. Скорость ракеты была около 7 тыс. км в час, дальность полета 500 км. На Англию было выпущено более 1 тыс. ракет V-2, 600 из которых пришлось на Лондон. Потери англичан составили около 10 тыс. человек убитыми.
Использован материал Энциклопедии Третьего рейха - www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm
Литература:
Секретное оружие третьего рейха. М., 1975;
Морозов Н. И. Баллистические ракеты стратегического назначения. М., 1974;
Латухин А. Н. Боевые управляемые ракеты. М., 1968;
Мадер Ю. Тайна Хантсвилла. Пер. с нем. М., 1965.
Далее читайте:
Браун, Вернер фон (Braun), немецкий ученый в области ракетостроения.
Начальным толчком к разработке ракетного оружия, приведшему к созданию баллистической ракеты А-4 (Фау-2) , был отданный министром рейхсверав 1929 г. секретный приказ, отданный в 1929 г. начальнику отдела: начать опыты и изучить возможность применения ракетного двигателя в военных целях. Уже в то время многие генералы видели в ракетах дальнего действия отличное средство для ударов по стратегическим объектам противника.
С 1932 г. исследования по баллистическим ракетам были сконцентрированы в экспериментальной лаборатории под руководством Вальтера Дорнбергера относившейся к Управлению вооружений. В состав сотрудников лаборатории входил и ставший в дальнейшем знаменитым Вернер фон Браун.
Лаборатория весьма преуспевала, и уже в 1933 г. была сконструирована первая баллистическая ракета с жидкостно-реактивным двигателем, получившая название «Агрегат-1», или А-1. Она имела стартовый вес 150 кг, диаметр 300 мм и длину 1400 мм. Работавший на жидком топливе (этиловый спирт и жидкий кислород) ракетный двигатель развивал тягу 295 кгс. Далее появился и более усовершенствованный вариант этой ракеты — «Агрегат-2» (А-2).
В марте 1936 г. лабораторию посетил с визитов главком сухопутными войсками Германии генерал Фрич. Ознакомившись с результатами опытных пусков, он немедленно распорядился начать разработку фантастического по тем временам проекта ракеты, которая при весе в 1т. могла бы доставлять боевой заряд на дальность 275 км.
Так как проведение пробных запусков данных ракет в районе Куммерсдорфа, где и находилась лаборатория, было нереально, разработку и испытания перенесли на остров Узедом, что побережья Балтийского моря. Недалеко от деревни Пенемюнде было принято решение создать Армейскую экспериментальную станцию. Это был самый первый в мире ракетный исследовательский центр, способный испытывать и разрабатывать управляемые ракеты любого класса.
Первая созданная в Пенемюнде ракета А-3 была неудачной конструкции. Она представляла из себя — реактивный снаряд диаметром 762 мм и длиной 7620 мм. При стартовом весе 750 кг вес топлива был равен 450 кг, двигатель в течение 41 секунды развивал тягу 1500 кгс.
Однако проведенные в аэродинамической трубе испытания выявили ряд негативных нюансов и плохую устойчивость ракеты в полете на сверхзвуковых скоростях.
Тогда и было принято решение создать другую ракету А-5, воспользовавшись двигателем А-3 и новой системой автоматического управления с помощью графитовых рулей.
При меньшей, чем у А-3, длине (5825 мм) новой ракете А-5 увеличили до 700 мм диаметр, размах плоскостей стабилизатора вырос до 1330 мм. С 1938 по 1942 г. было запущено несколько сотен таких ракет.
В марте 1939 г. на стендовых испытаниях двигателя ракеты А-5, что в Куммерсдорфе присутствовал и сам Гитлер. Оглушительный рев двигателя произвел на него огромное впечатление, и он, пообещал Вернеру фон Брауну всяческую поддержку, поручил ему создать на базе А-5 новую боевую ракету дальнего действия. Таково начало истории ракеты А-4, впоследствии ставшей более известной во всем мире под названием Фау-2.
Все работы по созданию А-4 были завершены к июню 1942 г. Как и все ее предшественники по форме она напоминала гигантский артиллерийский снаряд, снабженный 4-мя взаимно перпендикулярными стабилизаторами. Ее общая длина составляла 14 300 мм, максимальный диаметр корпуса равнялся 1650 мм, а стартовый вес достигал 12,7 т и складывался из веса топлива (8760 кг), боевого заряда (980 кг), и конструкции вместе с силовыми установками (3060 кг). Ракета состояла из 30 тысяч деталей, а длина электрических проводов оборудования превышала 35 км.
Дальность полета ракеты составляла от 290 до 305 км, но некоторые образцы преодолевали расстояние и в 355 км. Общее время лета равнялось примерно 5 минутам, при скорости на отдельных участках свыше 1500 м/с.
Для запуска ракеты предусматривалось использовать так называемые стартовые позиции полевого типа и защищенные стартовые позиции.
Защищенные стартовые позиции возводились в предместьях французских городов Визерне, Ваттон и Соттеваст. Они были исполнены по всем законам науки, и представляли из себя бункер с бетонированным куполом.
Ракета на ж/д платформе доставлялась в бункер с одного выхода, обслуживалась и заправлялась, а после установки на пусковую тележку и уже через другой выход шла на стартовый стол — 4-ех угольную бетонированную площадку с конусом посередине. Внутри бункера находились казармы для личного состава, медпункт и кухня.
Оборудование такой вот позиции позволяло производить до 54 пусков Фау-2 в сутки.
В качестве позиции полевого типа применялся любой ровный участок местности, на котором просто устанавливали пусковой стол. Горизонтирование стола производилось домкратами, а все оборудование пускового комплекса помещалось на тягачах и автомобилях. В качестве машин управления ракетными пусками использовались модифицированные бронетранспортеры.
Подвижный пусковой комплекс был высокомобилен и тактичен. Благодаря тому, позиции для старта часто менялись, они были трудно неуязвимы для налетов авиации.
Если посмотреть с технической стороны, то наиболее интересен проект транспортировки ракет водным путем в подводном положении в транспортно-пусковом контейнере с дальнейшим пуском ракеты из него, к слову сказать буксировка контейнера должна была проводиться подводной лодкой.
К середине 1944 г. уже была подготовлена вся техническая документация для проведения испытаний контейнера. Контракт на производство 3 контейнеров был заключен в конце декабря 1944 г. Строительство же планировалось начать в марте 1945 г.
Серийный выпуск Фау-2 был поставлен на поток на предприятиях подземного промышленного комплекса «Миттельверк», выстроенного в шахтах по добыче гипса около города Нордхаузен. Согласно программе подготовленной Министерством вооружений Германии предусматривалось изготовление 12 000 ракет Фау-2 . До апреля 1945 г., когда на территорию промышленного комплекса вступили американские войска, было выпущено 5940 ракет, (иногда их ежемесячный выпуск мог достигать 600-690 штук). Еще 238 единиц ракет было произведено в Пенемюнде.
Специально для проведения испытательных боевых пусков формировались специальные ракетные части. Первой в июле 1943 г. появилась 444-я экспериментальная учебная батарея, практически полностью укомплектованная сотрудниками центра в Пенемюнде.
В декабре 1943 г. была подписана секретная директива о формировании первого соединения ракетных войск — 65-го армейского корпуса специального назначения. В его состав вошли 91-е артиллерийское командование (Фау-2) , включавшее один стационарный, два подвижных дивизиона и отдельную батарею войск СС, 155-й зенитный полк (Фау-1), и подразделение сверхдальнобойной артиллерии (Фау-3), которое так и осталось существовать лишь на бумаге.
Корпусу были оперативно подчинены 2 авиационных истребительных полка, используемых для прикрытия стартовых позиций с воздуха, так же геодезический батальон СС, который определял, корректировал стрельбу и точность ракетных ударов, и дивизион тяжелых орудий на железнодорожных платформах, для маскировки подъездных путей и позиций.
Перед корпусом была четко сформулированная задача: нанести ракетный удар по Лондону тем самым, склонив Англию к заключению мирного договора. В конце августа 1944 года для ее выполнения 65-й корпус приступил к операции «Пингвин».
Ракетные подразделения Фау-2 , насчитывавшие более 5 тысяч солдат и офицеров и до 1,5 тысяч различных машин. выдвинувшись из мест постоянной дислокации в районы проведения боевых пусков, уже к вечеру 8 сентября Чизвик(лондонский район) сотрясали первые удары Фау-2.
За этот, казалось бы, совсем не большой отрезок времени было запущено 1269 Фау-2 по Англии (43 — по Норвигу, 1225 — по Лондону и 1 — по Ипсвичу) и 1739 по различным целям на континенте (28 — по Лютгиху и 1593 — по Антверпену).
Официальные английские данные таковы — на территории Англии своих целей достигли более тысячи Фау-2 , жертвами которых стали 9277 человек (6524 тяжелораненых и 2755 убитых).
Вблизи Антверпена разорвалось 1267 ракет, которые наряду с Фау-1 привели к гибели 6448 гражданских и военных. Число пропавших без вести и раненых ужасало.
От этих жестоких ударов ракетного оружия англо-американские союзники понесли грандиозные материальные и людские потери, но все же это был совсем не тот результат, на который рассчитывал Гитлер.
Даже применение массированного обстрела ракетным оружием не повлияло на Англию, на решимость стоять до конца.
Правообладатель иллюстрации Getty
В сентябре исполняется 70 лет со дня первой германской атаки на Лондон с применением ракет Фау-2. Как выяснил корреспондент , немецкие технологии времен Второй мировой войны до сих пор используются в ракетостроении.
Как-то солнечным утром в сентябре 1944 г. мой отец, тогда еще подросток, ждал поезда на вокзале городка Кромер на восточном побережье Англии. Стояла чудесная ясная погода. С платформы, расположенной высоко над городом, можно было разглядеть берег оккупированной немцами Голландии по ту сторону спокойного Северного моря.
"Вдруг я заметил на горизонте три черточки, поднимавшиеся в небо и исчезавшие в стратосфере, - вспоминал отец. – Я уверен, что это взлетали ракеты Фау-2, но где они тогда упали, мне неизвестно".
Фау-2 стартовали с мобильных пусковых установок. Каждая 14-метровая ракета несла заряд взрывчатки массой в 900 килограммов. Первая Фау-2 упала на Лондон 8 сентября 1944 г. Она оставила после себя воронку диаметром 10 метров, убила троих и ранила 22 человека.
В отличие от традиционных самолетов и от своего предшественника – самолета-снаряда Фау-1, - ракета Фау-2 представляла собой принципиально новый вид вооружения. Время полета до цели составляло не более пяти минут, и системы оповещения не успевали на нее среагировать. Ракеты падали на ничего не подозревавшие Лондон, Норидж, Париж, Лилль и Антверпен. Фау (немецкое произношение буквы V) обозначало Vergeltungswaffen, то есть "оружие возмездия". Ракета Фау-2 стала последней и отчаянной попыткой Германии повернуть ход войны в свою пользу.
Через какое-то время после того как мой отец стал свидетелем запуска Фау-2, он чудом избежал последствий ракетного удара, который застал его в ожидании поезда метро на наземной станции Куинз Парк в северном Лондоне.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption В 1945 году после окончания войны убийцу лондонцев Фау-2 выставили на всеобщее обозрение на Трафальгарской площади"Внезапно на дороге неподалеку раздался громкий хлопок, и в воздух поднялось огромное облако обломков, - рассказывал он. - Фау-2 была оружием устрашения. Ракеты сыпались с неба внезапно, безо всякого предупреждения".
В ходе Второй мировой войны по одной лишь Англии было выпущено свыше 1300 единиц Фау-2. По мере продвижения союзнических войск вглубь континента Германия начала подвергать ракетным ударам Бельгию и Францию.
Разработка ценою в тысячи жизней
Точных данных об общем количестве жертв Фау-2 не существует, но предполагается, что их было несколько тысяч. В одной только Великобритании от ракетных ударов погибло 2724 человека. Впрочем, сама программа производства Фау-2 унесла гораздо больше жизней – по крайней мере 20 тыс.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Сцена разрушений на лондонской Фаррингдон Роуд после падения туда Фау-2, 1945 год"Об этом факте зачастую несправедливо забывают, - говорит Дуг Миллард, специалист по истории ракетостроения и куратор экспозиции космической техники лондонского Музея науки , в главном выставочном зале которого размещен экземпляр Фау-2. – Ракеты строились ценой множества человеческих жизней, ведь нацисты использовали рабский труд узников концлагерей".
Пленные трудились на круглосуточно работавшей подземной фабрике под названием Миттельверк неподалеку от концентрационного лагеря Бухенвальд в центральной Германии. Многих узников, владевших необходимыми техническими навыками – например, сварщиков – свозили и из других лагерей. Условия их существования были ужасающими – людей держали без солнечного света, в антисанитарии, они голодали и недосыпали. Имелись случаи убийства пленных за попытку саботировать работы. По свидетельствам очевидцев, провинившихся вешали на кранах сборочных линий.
Несмотря на соучастие в поддержании нечеловеческих условий содержания работников фабрики Миттельверк, создатель Фау-2 Вернер фон Браун вошел в историю как гений ракетостроения. Союзники признали, что ракета Фау-2 технологически превосходит их собственные разработки.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Фау-2 была способна преодолеть расстояние около 190 км при крейсерской высоте полета свыше 80 кмБлагодаря мощному двигателю, Фау-2 была способна преодолеть расстояние около 190 км при крейсерской высоте полета свыше 80 км. Двигатель, работавший на этаноле и жидком кислороде, представлял собой принципиально новое слово в ракетной технике. Фактически Фау-2 стала первой в мире космической ракетой.
"Небольшие ракеты строили начиная с 1930-х гг., но Фау-2 была гораздо крупнее и обладала большей дальностью, - говорит Миллард. – Она вывела ракетостроение на качественно новый уровень".
Революционные технологии
Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянного целеуказания с земли. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета. Любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.
Неудивительно, что после окончания войны США, СССР и Британия поспешили завладеть технологией создания Фау-2. Фон Браун, не захотевший работать на Сталина, сдался в плен американцам. А Советскому Союзу достались фабрика по производству ракет и испытательный полигон.
"И американские, и советские специалисты разобрали Фау-2 по винтику, чтобы понять принцип ее работы, - отмечает Миллард. – Советский Союз в результате создал точную копию ракеты. Американцы же забрали несколько экземпляров в США, где использовали их для высокоатмосферных экспериментов".
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Немец Вернер фон Браун (крайний справа) среди американских ученых-ракетчиковВпрочем, в США понимали, что техника вторична в сравнении с гением, создавшим ее. Американцы заполучили фон Брауна. И хотя военным приоритетом Вашингтона стала разработка межконтинентальных баллистических ракет, германский инженер получил возможность параллельно заниматься своей давней мечтой о полетах в космос.
"Вскоре, по заказу армии США, фон Браун приступил к разработке ракеты "Редстоун", которая являлась модификацией Фау-2, - говорит Миллард. – Вариант "Редстоуна" использовали в 1961 г. для запуска в космос первого американского астронавта Алана Шепарда".
Наследие Фау-2
Таким образом, нетрудно проследить прямую связь между ракетой Фау-2, создававшейся при помощи рабского труда военнопленных, запускавшейся по целям из оккупированной нацистами Европы, и первым американским пилотируемым полетом в космос.
"Технология Фау-2, впоследствии позволившая американцам отправиться к Луне, разрабатывалась ценой огромных ресурсов, в том числе и человеческих жизней", - подчеркивает Миллард.
Можно ли было высадить человека на Луне, не прибегая к помощи гитлеровского оружия? Вероятно, да, но на это потребовалось бы гораздо больше времени. Как и в случае со многими другими инновациями, война подстегнула работу над ракетными технологиями и ускорила наступление космической эры.
Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за 70 лет. Конструкция ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы. Все эти решения были впервые внедрены на Фау-2.
Сам того не подозревая, сентябрьским днем 1944 года мой отец стал свидетелем начала космической эры. "Ракетная техника не сильно изменилась с тех пор, - говорит Миллард. – В этом смысле мы все еще живем в эпоху Фау-2".
Правообладатель иллюстрации Google