Шилка зенитная самоходная установка калибр. Зенитная самоходная установка "шилка"
В связи с принятием на вооружение зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» в 1982 году было прекращено серийное строительство зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка». К этому времени в войсках имелась подобная техника нескольких модификаций, самой новой из которых была ЗСУ-23-4М3. По имеющимся данным, со временем большая часть остававшихся в войсках «Шилок» прошла модернизацию до состояния «М3» и уже в таком виде продолжала службу до самого списания.
Проект модернизации ЗСУ-23-4М3 был создан еще в конце семидесятых годов, что соответствующим образом сказывалось на достигнутых характеристиках. Появление нового комплекса «Тунгуска», в свою очередь, привело к полной остановке развития проекта «Шилка». Тем не менее, спустя некоторое время появились новые варианты модернизации старых зенитных самоходок. С конца девяностых годов начались работы по модернизации этой техники путем использования нового оборудования. Два новых проекта позволяют заметно повысить боевой потенциал устаревшей техники и продлить сроки ее эксплуатации.
ЗСУ-23-4М4
Во второй половине девяностых годов Ульяновский механический завод предложил оригинальную концепцию развития устаревших систем семейства «Шилка». За счет некоторых доработок конструкции и установки нового оборудования планировалось значительно повысить характеристики боевых машин, обеспечив возможность их применения в современных вооруженных конфликтах. Кроме того, обновление бортового оборудования самоходок позволяло повысить их ремонтопригодность за счет использования современной элементной базы.
Новый проект модернизации зенитной самоходки получил обозначение, соответствующее ранее применявшейся номенклатуре, – ЗСУ-23-4М4 или «Шилка-М4». Основную часть работ по созданию этого проекта взял на себя Ульяновский механический завод. Он должен был разработать обновленный комплекс радиоэлектронных средств, а также освоить его выпуск. Кроме того, к проекту привлекли белорусское предприятие «Минотор-Сервис», которое должно было модернизировать базовое шасси и его агрегаты.
В рамках модернизации по проекту ЗСУ-23-4М4 существующая техника лишается большей части имеющейся аппаратуры, вместо которой предлагается устанавливать новую. В частности, вместо аналогового счетно-решающего устройства предлагается использовать цифровую вычислительную систему. Кроме того, применяется новая система управления огнем. Также в проекте имелись некоторые иные доработки. Использование новой аппаратуры позволило заметно повысить характеристики боевой машины, а также сократить объемы, необходимые для ее размещения. Так, радиолокационно-приборный комплекс старых «Шилок» размещался в семи шкафах. В проекте «М4» под это оборудование выделяется только пять шкафов.
В ходе модернизации самоходка «Шилка-М4» сохраняет основные принципы боевой работы. Как и предыдущие машины семейства, новая ЗСУ-23-4М4 должна вести наблюдение за обстановкой и производить атаку целей при помощи радиолокационной системы управления огнем. Антенна РЛС обнаружения целей по-прежнему располагается в кормовой части башни.
В состав бортовой электроники предлагается включать аппаратуру приема внешнего целеуказания и выдачи данных по телекодовому каналу. Эта аппаратура обеспечивает совместную работу с батарейным командным пунктом «Сборка», что расширяет боевые возможности как отдельной боевой машины, так и всего соединения. К примеру, обеспечивается возможность одновременного обстрела одной цели пятью самоходками.
Еще одним важным нововведением проекта ЗСУ-23-4М4 является тренировочное устройство операторов радиолокационной станции, при помощи которого может проводиться подготовка личного состава без использования сторонних средств.
Все использованные доработки призваны повышать боевую эффективность отдельных машин и батарей. Возможность связи с батарейным командным пунктом и получения стороннего целеуказания позволяет интегрировать зенитные самоходки в общую структуру войсковой ПВО и, как следствие, расширить информационное поле воздушной обстановки. Обновленная цифровая аппаратура боевой машины имеет более высокую производительность в сравнении с электроникой предыдущих моделей, что сокращает работное время, а также позволяет быстрее обрабатывать данные и выполнять атаку.
В отличие от своих предшественников, «Шилка-М4» может работать в сложной помеховой обстановке, а также эффективно производить обнаружение целей, идущих на малых высотах. Также автоматика комплекса самостоятельно учитывает метеорологические условия, износ стволов пушек и другие факторы, влияющие на траекторию полета снарядов.
Модернизированная боевая машина имеет несколько новых режимов работы. В первую очередь необходимо отметить возможность автоматизированной работы зенитной установки под управлением вышестоящего командного пункта. В режиме тренировки операторов РЛС автоматика способна имитировать работу в сложных условиях. В таком случае на экранах выводится информация о нескольких (не более пяти) целях. Также возможна имитация пассивных и активных помех.
С целью значительного повышения боевых характеристик обновленная самоходка ЗСУ-23-4М4 получает управляемое ракетное вооружение. В кормовой части башни предлагается монтировать две пусковые установки «Стрелец» с креплениями для четырех транспортно-пусковых контейнеров ракет «Игла». Пусковые установки имеют собственные приводы вертикального наведения. Наведение по азимуту осуществляется поворотом всей башни. Исходные элементы наземной аппаратуры комплекса «Игла» не используются. Их функции, касающиеся поиска цели и управления огнем, выполняются имеющимся радиоэлектронным оборудованием зенитной самоходки.
Проект ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» подразумевает только модернизацию существующей техники, поскольку боевые машины семейства «Шилка» давно сняты с производства. При этом, однако, проектом предусматриваются некоторые меры, направленные на продление ресурса техники. Так, в ходе изготовления перспективной зенитной самоходной установки предполагается проводить капитальный ремонт всех узлов и агрегатов, не подлежащих замене новыми. Кроме того, устаревшие блоки аппаратуры и т.д. демонтируются и на их место устанавливаются новые. Все это позволяет значительно продлить ресурс машины, обеспечив ее дальнейшую эксплуатацию.
В ходе модернизации до состояния «М4» не производится никаких серьезных переделок базовой конструкции, благодаря чему обновленная самоходка сохраняет габариты и вес на уровне базовой модели. Кроме того, сохраняются прежние характеристики подвижности.
Новая радиоэлектронная аппаратура позволяет «Шилке-М4» производить обнаружение цели и брать ее на сопровождение на дальностях до 10 км. При интеграции боевой машины в систему войсковой ПВО этот параметр значительно увеличивается. При совместной работе с батарейным командным пунктом и сторонними средствами обнаружения дальность, на которой засекается цель, увеличивается до 34 км.
В ходе модернизации ЗСУ-23-4М4 сохраняет старое артиллерийское вооружение в виде счетверенного автомата 2А7М калибра 23 мм. Эти орудия могут наводиться в любом направлении по азимуту с углом возвышения от -4° до +85°. При начальной скорости снаряда на уровне 950-970 м/с возможна эффективная стрельба на дистанции до 2-2,5 км. Досягаемость по высоте – 1,5 км. Боекомплект – 2000 снарядов на все четыре орудия. При имеющихся характеристиках автоматы могут использоваться для атаки воздушных целей, движущихся со скоростью до 500 м/с.
При использовании управляемых ракет 9М39 «Игла» максимальная дальность поражения целей увеличивается до 5-5,2 км, высота – до 3-3,5 км. Максимальная скорость поражаемой цели, в зависимости от ракурса, достигает 360-400 м/с. Поражение цели производится при помощи осколочно-фугасной боевой части. На двух пусковых установках башни размещаются четыре контейнера с ракетами 9М39. По некоторым данным, еще четыре ракеты могут транспортироваться внутри машины и крепиться на пусковые установки после израсходования готового к применению боекомплекта.
ЗСУ-23-4М5
Одновременно с проектом «Шилка-М4» был предложен вариант модернизации под обозначением ЗСУ-23-4М5. Как и предыдущий проект, он создавался в рамках сотрудничества предприятий двух государств. При этом, ввиду иного состава специального оборудования, к разработке самоходки «М5» привлекли минское НПО «Пеленг». Оно должно было разработать и поставить некоторое новое оборудование, предназначенное для использования в составе системы управления огнем.
Проект модернизации ЗСУ-23-4М5 основывается на тех же идеях, что и ЗСУ-23-4М4, однако получает ряд нового оборудования. Обе боевые машины имеют одинаковые системы управления огнем, вооружение и т.д. Единственное отличие «Шилки-М5» заключается в наличии оптико-локационного канала в составе системы управления огнем. За счет этого обеспечивается определенное расширение боевых возможностей самоходки, поскольку оптико-локационная система способна обеспечить боевую работу даже в условиях сильных помех, мешающих радиолокационной станции.
В проекте «Шилка-М5» предлагается оснащать самоходку дополнительным телевизионным визиром и лазерным дальномером. Эта аппаратура интегрируется с другими бортовыми системами, благодаря чему в распоряжении экипажа оказывается комплекс оптических и радиолокационных средств, дополняющих друг друга.
Предложенные оптико-локационные системы позволяют следить за обстановкой, находить цели и брать их на сопровождение в любое время суток без серьезных ограничений по метеоусловиям и другим факторам. Кроме того, характеристики и общая эффективность телевизионного визира повышаются благодаря параллельному применению РЛС. В итоге телевизионный визир с дальномером и радиолокационная станция, дублируя друг друга, повышают вероятность взятия цели на сопровождение с дальнейшим обстрелом с использованием пушечного или ракетного вооружения.
Зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 имеют одинаковые габариты и характеристики подвижности. Также отсутствуют различия в характеристиках дальности и высоты поражаемых целей, их скорости и т.д. Таким образом, единственным серьезным отличием двух боевых машин является состав систем управления огнем. В случае с проектом «М5» предлагается универсальный комплекс с радиолокационным и оптическим каналом, который в ряде ситуаций может обеспечивать большую эффективность боевой работы в сравнении с аппаратурой машины «М4».
Широкая общественность впервые узнала о новых проектах модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» в 1999 году. На выставке МАКС в Жуковском был показан прототип «Шилки-М4», в то время проходивший испытания. В дальнейшем эту машину неоднократно демонстрировали на других выставках. Кроме того, со временем к прототипу машины проекта «М4» присоединился опытный образец «Шилки-М5».
Два новых проекта представляют большой интерес для потенциальных заказчиков, поскольку они позволяют с минимальными затратами обновить имеющуюся в войсках технику, заметно повысив ее характеристики. При этом весьма интересный облик боевой машины складывается из нескольких основных составляющих. В первую очередь, это максимально возможное использование оригинальных комплектующих с минимальным их изменением. В ходе модернизации по новым проектам «Шилка» в базовой конфигурации должна проходить ремонт, а также сохранять основные элементы конструкции, в том числе вооружение.
Повышение характеристик достигается за счет полной переработки бортовых радиоэлектронных систем с заменой устаревшей аналоговой аппаратуры современным цифровым оборудованием. В результате этого появляются новые режимы работы, в том числе возможность эффективного применения в сложной помеховой обстановке. Наконец, проекты подразумевают введение в состав аппаратуры боевой машины некоторого полностью нового оборудования. Это пусковые установки для управляемых ракет в обоих новых проектах, а также оптико-локационная система в проекте ЗСУ-23-4М5.
Предложенные проекты модернизации зенитных самоходок «Шилка» представляют определенный интерес для многих стран, на вооружении которых до сих пор состоит подобная техника. Далеко не все эти государства имеют возможность списать имеющиеся ЗСУ-23-4 и заменить их более новой техникой. Предложения Ульяновского механического завода, компании «Минотор-сервис» и НПО «Пеленг», в свою очередь, позволяют серьезно обновить парк техники без крупных затрат, свойственных покупке полностью новых машин.
Тем не менее, насколько известно, пока проекты ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 не ушли дальше демонстрации опытных образцов на выставках. Несмотря на все усилия разработчиков, пока никто не выразил желание обновить свою технику до модификаций «Шилка-М4» или «Шилка-М5». Эта техника пока существует только в виде нескольких опытных образцов. Когда появятся контракты на подобную модернизацию зенитных самоходок – пока до конца не ясно. Возможно, активное развитие боевой авиации и авиационных средств поражения, наблюдаемое в последние годы, станет стимулом для некоторых государств. Однако нельзя исключать, что два интересных проекта так и не станут предметом контрактов на модернизацию техники.
По материалам сайтов:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://vooruzenie.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://armor.kiev.ua/
О том, что предстоит ехать на войну, он узнал на медицинской комиссии. Медики, улыбаясь, говорили: «Отбираем вас, ребята, на экспорт». Особого страха не было – хотелось себя испытать. Потом была учебка в Узбекистане, где отцы-командиры готовили из новобранцев расчеты для зенитных самоходок «Шилка». Впервые увидев эту машину, рядовой Иван Чучкин испытал чувство восторга – сидеть за броней и управлять пушками гораздо лучше, чем служить в пехоте и ползать по горам…
ЗСУ-23-4 сопровождает колонну, 1985 г. (фото из коллекции автора)
Три месяца учебки пролетели быстро. Афганистан. Кандагарский аэродром встретил их боевой суетой: взлетали и садились самолеты, сновали машины, спешили по своим делам военные. Они думали, что сразу пойдут в бой, но выстрелов слышно не было, и нахлынувшее было ощущение тревоги исчезло. В феврале 1986 года я попал в зенитно – ракетную батарею 70-й Кандагарской мотострелковой бригады, – вспоминает Иван. – У «духов» не было авиации, но все равно четыре «Шилки» и зенитные комплексы «Стрела-10» круглые сутки охраняли небо над аэродромом. Несколько раз засекались неопознанные цели. Наверное, это были пакистанские самолеты. Правда, они не демонстрировали враждебных намерений. Понятно почему, – кроме «Стрел» и «Шилок» у кандагарцев были еще и более мощные комплексы «Оса».
Быть в Кандагаре долго нам не пришлось – послали служить за двадцать километров от города на заставу. Когда ехали туда, поразило большое количество техники, ржавеющей у обочины дороги. Специально не подсчитывал, но на глаз можно было прикинуть, что «духи» уничтожили здесь несколько сотен автомобилей различных марок, танков и бронетранспортеров. Первая мысль: «Господи, куда я попал?» Вскоре состоялось боевое крещение. Когда стемнело, афганцы начали обстрел. Я находился рядом с «Шилкой». У этой машины не было специального ночного прицела, пришлось пользоваться обычным оптическим. По месту, откуда велась стрельба, выпустил сразу 400 снарядов. Почти сразу же в бой вступила пехота, начал стрелять танк. Получив свое, «духи» заткнулись.
Ствол ЗСУ мог пригодиться и для физических упражнений, 1985 г. (фото из коллекции автора)
Кроме этой заставы, Ивану приходилось воевать и на других участках. Например – застава ГСМ. Ее название расшифровывалось просто: горюче-смазочные материалы. И действительно, объект располагался рядом со складом горючего: здесь до войны находился весь запас топлива города Кандагар. Вот как описывал это место писатель Александр Проханов в рассказе «Кандагарская застава»:
«Огромные серебристые баки мерцали на солнце. Склад ГСМ был построен еще американцами, но с начала войны все цистерны были многократно прострелены. Застава при переговорах в эфире имела позывной «Альфа». В просторечье же у водителей военных машин, у солдат батальона, охранявших дорогу, у всех, кто служил в Кандагаре, звалась «гэсээм». Имела репутацию одной из самых воюющих – зона непрерывной кровавой борьбы». Что же представляли из себя армейские заставы? Это был, как правило, маленький пятачок на возвышенности, позволявший контролировать участок прилегающей местности, в том числе и кандагарскую трассу, по которой шли колонны с топливом, боеприпасами, продовольствием для дислоцированного там гарнизона. Обычно на заставе размещались взвод пехоты и силы усиления: танк, «Шилка», миномет. Заставы располагались по всей трассе приблизительно в двух километрах друг от друга. Раньше на месте заставы ГСМ стоял пост правительственных войск. Однажды ночью «духи» напали на него и полностью вырезали, из гранатомета подбили танк, который к приезду Ивана все еще находился на заставе, напоминая всем, что может случиться, если потерять бдительность.
Жизнь здесь была однообразной, но не скучной. По ночам доставали обстрелы из миномета, а днем – снайперы. К тому же с интервалом в два-три дня, а то и чаще шли колонны автомобилей. И личный состав ГСМ делал все, чтобы обезопасить их проход. В Кандагар, где на аэродроме помимо другой авиатехники базировалась штурмовики СУ-25, регулярно уходило до 40 груженых КамАЗов. Однако добиралось около 30 машин. Поэтому авиабаза постояно испытывала недостаток в топливе и боеприпасах.
Кандагарская застава ГСМ, 1986 г. «Урал» привез бочки с топливом. На позиции танк Т-62М и ПРП-4. Стрелкой помечено расположение ЗСУ Ивана Чучкина. В левом нижнем углу подбитый афганский танк Т-54. (фото из коллекции автора)
Излюбленными мишенями афганцев были «наливники» – машины с топливом (чаще всего КамАЗы с тремя бочками на полуприцепе). Душманский гранатометчик бил среднюю бочку, и она, загоревшись, воспламеняла другие. Чтобы колонна не останавливалась, опытные водители старались отвести горящую машину на обочину. Малейшее замедление – и на дороге могут появиться другие пылающие «наливники». Однажды отчаянный водила гнал объятый пламенем, похожий на гигантский факел, КамАЗ почти километр, прежде чем ему удалось удачно поставить машину на обочину. Судьба пощадила храбреца – он не сгорел в кабине своего тягача. Иногда из-за того, что за рулем был новичок или у машины останавливался двигатель, грузовик преграждал путь колонне. По рации передавался приказ, и уцелевшие машины останавливались на безопасном расстоянии. В это время по выявленным огневым точкам били артиллерия и авиация. Свою долю в огневое подавление засад вносила самоходка Ивана. Очень веселило зенитчиков, когда их просили добить пылающую машину, чтобы вытекшее из поврежденных баков топливо быстрее сгорело. Не меньше, чем ГСМ, запомнилась Ивану еще одна застава – «Остров». По этой заставе «духи» очень часто открывали огонь. Однажды погиб командир заставы. Прилетевшая откуда-то мина задела его осколком. Еще одна мина влетела в открытый люк стоявшего на позиции танка Т-62. Хорошо, что в это время в боевой машине никого не было. Танк взорвался через пару минут. Башня отлетела метров на семь, в воздухе закувыркались металлические детали. От взрыва погиб техник роты. Еще несколько солдат получили ранения. Застава «Остров» стала проклятым местом. Здесь Иван прослужил семь месяцев. Все это время ребят обстреливали по пять-шесть раз в сутки.
Кандагарская 70-я отдельная мотострелковая бригада, в которой служил Иван, время от времени совершала рейды к Пакистанской границе. Правда, эффективность этих операций была невелика. Вот как описывает в журнале «Солдат удачи» очевидец майор спецназа Сергей Крылов, одну из таких вылазок: «Всегда потрясало, с каким однообразием 70-я бригада готовилась к очередным боевым действиям. Всегда все начиналось со строевых смотров, повторявшихся до пяти раз за двое суток. Вытягивалась колонна боевой техники и машин тыловых подразделений. Все это было отчетливо видно «духам» с ближайшей горы, и вычислить момент начала операции не составляло труда. К тому времени, как бригаду выгоняли в «зеленую зону» Кандагара, моджахеды минировали дороги, организовывали засады, выводили основной личный состав в безопасные зоны. Во время рейда к Пакистанской границе 1986 года только на минах бригада потеряла 20 единиц боевой техники. Столько же машин было потеряно во время движения к местам дислокации».
«Шилка» на позиции у Кандагарского аэродрома. 1986 г. (фото из коллекции автора)
Несмотря на то, что Иван частенько оказывался в самом пекле, ему везло. Ранения, полученные им, не были серьезными. Как-то после минометного обстрела у «Шилки» заклинило пушку. Вылез он из люка, стал разбираться – а тут новый взрыв. Осколком слегка задело живот. Чуть в сторону – и ранение было бы более серьезным. Второй осколок получил во время дежурства на посту. По ним выстрелили из гранатомета – сначала ничего не почувствовал, только рука стала почему-то липкой. Поднес ее к глазам и увидел кровь. Врач, осмотревший руку, операцию делать не стал. Пообещал, что осколок мешать не будет. «Боюсь, расковыряем тебе руку, – сказал хирург, – и на здешней жаре начнется воспалительный процесс». Больше всего досталось Ивану не от моджахедов. Как-то раз шел мимо стоявшего на пригорке советского танка. В этот момент боевая машина произвела выстрел буквально в нескольких метрах от его головы. Звуковая волна так сильно ударила по барабанным перепонкам, что он потерял слух на целую неделю. Последствия контузии – головные боли – мучают до сих пор.
Прослужив восемь месяцев в Афганистане, Иван Чучкин стал командиром зенитной самоходки. О своей машине он до сих пор высокого мнения, восхищается ее огневой мощью. У них был специальный афганский вариант, с демонтированным радиоприборным оборудованием и увеличенным до 4 тысяч снарядов, боекомплектом. В отражении душманских атак она оказывалась эффективнее танка Т-62. Пока танк с его относительно невысокой скорострельностью только пытался накрыть цель, экипаж Ивана уже обрушивал на противника море огня. Правда, у самоходки постоянно перегревался двухсотвосьмидесятисильный дизель. Летом при высокой температуре приходилось делать остановки через несколько километров пути. Ребята даже возили с собой специальную бочку, водой из которой охлаждали закипевший радиатор. Газотурбинный двигатель системы электропитания практически не использовался. Башней и стволами работали «вручную».
ЗСУ-23-4 «Шилка» во время кандагарской операции 1986 года. Боевая машина прикрывала командный пункт бригады. (фото из коллекции автора)
От высокой температуры страдала не только техника, но и сам экипаж. Температура внутри машины поднималась до 60 градусов. Люди были вынуждены находиться там, в одних трусах. Очень тщательного ухода требовали малокалиберные пушки, часто выходившие из строя. Однажды во время стрельбы один из стволов оторвался от машины и улетел за много метров. Хорошо, что никого не задело. Зенитные самоходки кандагарской бригады внешне выглядели достаточно скучно. Они были выкрашены в стандартный темно-зеленный цвет, на броне не было ни каких особых опознавательных знаков, отсутствовали даже номера.
К сожалению, в Афганистане солдаты порой гибли в результате несчастных случаев. Вовремя одного из своих выступлений перед личным составом комбриг 70-й Кандагарской бригады отметил, что в 1986 году бригада потеряла около 100 человек вовремя боевых действий, а 86 человек – в результате несчастных случаев. Свою лепту в кровавый счет афганской войны вносила и «дедовщина». Одному молодому солдату-танкисту надоело выполнять прихоти трех «дедов» – членов своего экипажа. Он расстрелял своих обидчиков. В другой раз «деды» послали за виноградом двух недавно прибывших солдат. Их захватили душманы. Парней убили, их трупы изуродовали.
Еще одной опасностью в Афганистане стала угроза различных инфекционных заболеваний – брюшного тифа, холеры. Многие служивших там переболели гепатитом. Сам Иван почувствовал свою болезнь уже в вагоне поезда, который вез его домой. Выписался из больницы как раз перед Новым, 1988 годом. Так началась для него мирная жизнь.
ИЗ ДОСЬЕ «ОТВАГИ»: ЗСУ-23-4 «Шилка»
Серийные модификации «Шилки»:
ЗСУ-23-4, принята на вооружение в 1962 году. Вооружалась счетверенной 23-мм пушкой АЗП-23 «Амур» (автоматы 2А7).
ЗСУ-23-4В, модернизированная машина с повышенной надежностью некоторых узлов и агрегатов, кожух системы вентиляции расположен на правом борту корпуса.
ЗСУ-23-4В1, повышена надежность радиоприборного комплекса, кожухи системы вентиляции расположены на скулах башни.
ЗСУ-23-4М «Бирюса», принята на вооружение в 1972 г. Имела модернизированные автоматы 2А7М и гибкие трубки подвода охлаждающей жидкости.
ЗСУ-23-4 («афганский» вариант), начало 1980-х гг. За счет демонтажа РПК боекомплект увеличен до 4000 выстр., установлен ночной прицел.
ЗСУ-23-4МЗ («с запросчиком»), начало 1980-х гг. Установлена система опознавания «свой–чужой».
ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.
Основные тактико-технические характеристики
Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» - «Шилке».
Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.
… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.
Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.
А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.
И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».
Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.
Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.
Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.
Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.
«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.
Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.
Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.
Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?
Наверное, стоит начать с предназначения.
Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.
Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.
Вторая компонента комплекса - радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.
Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.
Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.
Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.
Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.
Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.
Механик-водитель - это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.
Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.
Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.
Экран локатора
Аналоговая электроника... Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность... Ух...
Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.
Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.
Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…
Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.
Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.
К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.
Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».
39 стран, причем не только наши "верные друзья", приобрели у Советского Союза эти машины.
И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.
Краткое описание
Зенитная самоходная установка "Шилка" предназначена для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м.
Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а так-же и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект 2000 снарядов. Скорострельность 3400 выстрелов в минуту.Боеприпасы: БЗТ-бронебойнозажигательнотрассирующие, ОФЗТ-осколочнофугасные зажигательные трассирующие и ОФЗ -осколочнофугасные зажигательные. Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.
В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации.Дальность обнаружения РЛС до 20 км.
Средства связи: радиостанция Р-123.
База: ГМ-575 (производства Мытищинский машиностроительный завод, ныне ЗАО "Метровагонмаш"). Двигатель: дизель, однорядный, шестицилиндровый, 260 л.с. Запас топлива - 400 л. Трансмиссия - механическая. Спецэлектропитание: газотурбинный двигатель, генератор, бортовой преобразователь сети. Выдаваемые напряжения: постоянное 27В, 54В и переменное 220В 400Гц.
Экипах установки - 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель.
В 60-70 гг. Противовоздушную оборону мотопехотных и танковых полков обеспечивал ЗРАБатр (зенитная ракетная артелерийская батарея) в составе взвода из четырех "Шилок" и взвода из четырех "Стрел-1"(в дальнейшем "Стрел-10"), перекрывая мертвые" зоны дивизионного ЗРК "Куб"("Оса").
С 80-х в состав МСП и ТП входит зенитный дивизион состоящий из батареи "Шилок" ("Тунгусок"), батареи "Стрела-10" и батареи ПЗРК "Игла" на БМП (БТР).
ЗСУ-23-4 способна обнаруживать и отслеживать низколетящие летательные аппараты на эффективной дальности до 2500 метров. Установка способна вести огонь в движении благодаря наличию системы стабилизации артиллеристской установки и РЛС.
ЗСУ-23-4 может перевозиться Ан-22 и Ил-76.
ЗСУ 23-4 "Шилка" принимала активное участие в большинстве военных конфликтах на Ближнем Востоке и других регионах мира.
В на рубеже 21 века Россия применяла "Шилку" в ходе боевых действий в Чеченской республике для борьбы с живой силой и легкобронированной техникой сепаратистов.
Технические характеристики ЗСУ-23-4
Боевая масса |
|
Вооружение |
4х23 мм водяного охлаждения пушки АЗП-23 |
Максимальная дальность стрельбы |
|
Минимальная дальность стрельбы |
|
Максимальная высота стрельбы |
|
Минимальная высота стрельбы |
Зенитная самоходная установка 23-4 «Шилка» была разработана в 1960-х годах для замены 57-мм ЗСУ-57-2. Хотя 23-мм пушка ЗСУ 23-4 и имеет меньшую по сравнению с ней дальность ведения огня она намного эффективнее благо даря радиолокационной системе управления огнем и высокому темпу стрельбы. После поступления на вооружение Советской Армии «Шилка» была поставлена во все страны, получавшие советское вооружение: Афганистан, Алжир, Анголу, Болгарию, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Эфиопию, Венгрию, Индию, Иран, Ирак, Иорданию, Ливию, Мозамбик, Нигерию, Северную Корею, Северный Йемен, Перу, Польшу, Румынию, Сомали, Южный Йемен, Сирию, Вьетнам и Югославию. Зенитная самоходная установка 23-4 очень хорошо себя зарекомендовала во время ведения боевых действий во Вьетнаме а также доказала свою высочайшую эффективность во время войны на Ближнем Востоке 1973 года. В ходе этой воины советские ракеты СА-6 заставляли израильских пилотов летать на низких высотах, где они сталкивались с огнем ЗСУ-23-4 и переносных зенитных установок СА 7. В Советской Армии ЗСУ 23-4, известная под названием «Шилка», состояла на вооружении в количестве 16 боевых машин на дивизион, установки обычно действовали парами.
Шасси зенитной самоходной установки 23-4 очень сходно с шасси ракетных установок СА-6 Gainful SAM, в нем также используются не которые узлы и агрегаты плавающего легкого танка ПТ-76 Корпус установки полностью сварной, толщина брони составляет 10 и 15 мм в лобовой части, что обеспечивает только противопульную и противоосколочную защиту. Место механика-водителя находится впереди слева, башня расположена по центру корпуса, двигатель и трансмиссия находятся сзади. Подвеска - торсионного типа, состоит из 6 обрезиненных дорожных катков. Газовая турбина, установленная в задней части корпуса, приводит в действие башню и другие системы установки при выключенном двигателе. Командир, наводчик оператор/оператор РЯС располагаются в большой плоской башне. Основным вооружением являются 4 автоматические зенитные 23-мм пушки АЗП-23, имеющие темп стрельбы от 800 до 1000 выстрелов в минуту. Угол вертикального наведения данных пушек составляет от -4° до +85°, башня вращается на 360°. В случае чрезвычайной ситуации управление пушкой и башней может осуществляться вручную. Наводчик-оператор может выбирать режим стрельбы очередями по 3/5, 5/10 или 50 выстрелов в минуту, установка способна вести эффективный огонь по воздушным и наземным целям на дальности до 2500 м. Боекомплект каждой пушки составляет 500 выстрелов. При ведении огня используются два основных типа боеприпасов- бронебойно зажигательные трассирующие и фугасно-зажигательные трассирующие. Система управления огнем ЗСУ 23-4 включает в себя РЛС, установленную на задней части башни, прицелы и вычислительное устройство системы управления огнем. Установка может поражать цели и на ходу, однако для большей стабильности огня целесообразно вести огонь с места.