Щукин николай николаевич мордовия биография. Николай Щукин: советский певец Гавайских островов, которому на войне оторвало ногу
1 июня в Саранске на 55-м году жизни скоропостижно скончался бывший помощник Главы Мордовии Николай Щукин. Несмотря на то что по своему формальному статусу он был чиновником отнюдь не первого ранга, роль, которую он сыграл в спортивных достижениях Мордовии, трудно переоценить. Впрочем, Николай Щукин умел решать и другие вопросы, не входившие в прямые обязанности. О масштабе личности этого человека может свидетельствовать хотя бы тот факт, что на церемонию прощания с ним пришли руководство практически всех министерств и ведомств Мордовии, а также представители других регионов страны. Жизнь и смерть Николая Щукина - в материале корреспондента «ВС».
Лидер по натуре
Ты знаешь, я с ним по работе никогда не пересекался, - двое мужчин возле здания бизнес-инкубатора Мордовии обсуждают смерть Николая Щукина. - Я больше по личным делам его знал. Для меня главное, что, когда я обратился к нему за помощью, он мне помог. А уж какие у него были тараканы в голове - меня это не интересовало. Главное, что помог. Не пообещал, понимаешь, а реально помог!
Церемония прощания с Николаем Щукиным проходила в Ледовом дворце Саранска. Пожалуй, лучшего места для этого было не найти. Уже с утра к зданию стягиваются люди с цветами. Многие идут целыми семьями. Подъезды к Ледовому дворцу перекрыты полицией. Машины не пропускают. На первом этаже здания тесно. Гроб с телом Николая Щукина установлен слева от входа. Здесь же выставлены многочисленные награды и фотография.
Трудно представить его мертвым! - шепотом говорит своей спутнице женщина в черном платье. - Он ведь всегда такой живой, энергичный был! До сих пор поверить не могу, что его больше нет.
Это утверждение в этот день еще не раз повторят те, кто был лично знаком с Николаем Николаевичем. Его всегда отличали напор, энергия и жизнелюбие. И в Советской армии, где Николай Щукин дослужился до старшины, и после службы, когда он работал обычным трактористом в колхозе, и позже, когда в качестве руководителя стройотряда помогал поднимать народное хозяйство в братских СССР странах. Именно за руководство стройотрядом в Болгарии Николай Щукин получил свою первую государственную награду орден Почета. Это было в 1986 году. К этому времени Николай Щукин, отслужив срочную и поработав в колхозе, оканчивал учебу в МГУ имени Н.П. Огарева. Через год он - обычный учитель трудового обучения в Теньгушевской средней школе. Но учительствовал Николай Щукин недолго. В том же 1987 году он был избран первым секретарем Теньгушевского райкома ВЛКСМ. Говорят, назначению на эту должность поспособствовало его знакомство с Николаем Меркушкиным, который в то время занимал должность первого секретаря Теньгушевского райкома КПСС. Пожалуй, именно комсомол в перестроечные годы сыграл значительную роль в формировании будущего чиновника. В 1989 году Николай Щукин возглавил идеологический отдел Мордовского обкома ВЛКСМ. В этой должности он проработал до 1992 года, когда прекратили свое существование и комсомол, и страна. Но энергичной натуре трудно оставаться без дела. Как и многие в те годы, Николай Щукин ушел в коммерцию. До 1995 года он был коммерческим директором известной в республике фирмы «АгроМордовия». В 1995 году возглавил эту фирму, но уже через год был приглашен на государственную службу. Николай Щукин вошел в только формировавшуюся команду нового руководителя Мордовии Николая Меркушкина. И пусть должность, которую он занял, звучала довольно скромно - помощник Главы республики, вопросы, которые ему только предстояло решать, были действительно очень масштабными.
Куратор мордовского спорта
Извините, сейчас не могу! - двукратный призер Олимпийских игр Денис Нижегородов стеснительно отказывается от просьбы поговорить на печальную тему. Потом он все-таки скажет, что это событие шокировало практически всю спортивную общественность республики. И будет прав. Кстати, мордовский Центр олимпийской подготовки имени Виктора Чегина прибыл на церемонию прощания с Николаем Щукиным практически в полном составе. Пришли как олимпийские чемпионы Ольга Каниськина и Валерий Борчин, так и еще совсем юные, только начинающие спортивный путь легкоатлеты. Пришел и недавно заявивший о завершении тренерской деятельности Виктор Чегин. Да и не мог он не прийти.
Тогда, в 1996 году, новое руководство Мордовии сделало ставку на развитие спорта в дотационном регионе. Основной упор был сделан на легкую атлетику. В немалой степени этому поспособствовала победа Ирины Станкиной на чемпионате мира по спортивной ходьбе. Но в стране были разруха и криминальный беспредел. Победители международных соревнований не претендовали на статус героев нации. Как и большинству населения страны, им приходилось думать в первую очередь о хлебе насущном, а уж потом - о престиже государства. Легкоатлетов взял под свое крыло Николай Меркушкин. А непосредственно крылом стал Николай Щукин. Именно под его кураторством в республике строились спортивные объекты, открывались новые секции и федерации по различным видам спорта, креп авторитет Мордовии в спортивном мире страны. Конечно, Николай Щукин не принимал ключевых для республики решений, он был умелым проводником этих решений в жизнь. Он никогда не лез на первый план, не стремился выдвинуться за счет доверительных отношений с Главой республики, о которых, впрочем, знали все представители управленческого актива Мордовии. В кулуарах, правда, поговаривали, что в определенный момент он был готов на расширение сферы своей деятельности. Учитывая, что доверие со стороны руководства республики у него было действительно большое, а хорошие организаторские способности ни у кого не вызывали сомнения, Николай Щукин вполне мог рассчитывать на гораздо более видную должность, чем помощник Главы региона. Помощник, чье слово было весомее позиции иного министра, но все же - помощник. С другой стороны, судя по всему, именно в этом качестве его и ценило руководство. Ценило настолько, что некоторые большие чиновники своим положением обязаны именно Николаю Николаевичу - его слово много значило при принятии кадровых решений по ряду кандидатур.
Опять же, спросите любого известного в Мордовии спортсмена, кто был рядом с ним, когда он готовился к соревнованиям, побеждал на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Ответ будет один и тот же: Николай Щукин. Для людей спорта он был по-настоящему своим человеком. Причем не только в моменты триумфа. Когда один за другим начали разгораться допинговые скандалы, никто от наших спортсменов не отказался. Никто не побежал срывать с них медали и погоны. Оказавшись однажды под крылом, они так и остались под ним, несмотря ни на что. Быть может, именно поэтому так волновался, управляясь с венками, Сергей Кирдяпкин, так нервничал возле входа Виктор Чегин, так торопился попасть внутрь директор футбольной «Мордовии» Владимир Бибиков. Для людей, имеющих прямое отношение к спорту, смерть Николая Щукина действительно стала потерей. Он и сам увлекался спортом. Его нередко можно было видеть и гоняющим мяч, и стоящим на коньках в Ледовом дворце. Оттого, наверное, гроб с его телом, установленный в холле, и выглядит так нелепо, а осознание того, что он больше не войдет в Ледовый дворец, кажется таким противоестественным.
В 2008 году Николай Щукин стал заслуженным работником физической культуры Мордовии. Ключевое слово здесь именно «заслуженный». Уж если кто и заслужил это звание, то именно он. Его вклад в успехи мордовских спортсменов и создание в республике отличной спортивной инфраструктуры трудно переоценить. Впрочем, Николай Щукин курировал не только спортивные проекты. Многие отмечают его вклад в работу с молодежью, социальную политику и экономику. Он имел важное для любого управленца качество - умел выслушать человека, даже если вопрос или инициатива носили чисто гипотетический характер. Но при этом Николай Щукин отлично справлялся с урегулированием даже самой непростой ситуации, лично помогал в решении конкретных проблем множества людей, обращавшихся за содействием к власти. И никогда не считал, что кто-то за это ему чем-то обязан.
Трудно говорить! Я уже стольких похоронил… - экс-министр внутренних дел Мордовии Николай Ларьков, как всегда, немногословен. Чуть в стороне держится и бывший руководитель Министерства промышленности Виктор Акишев. С цветами в руках подходит к гробу премьер-министр Мордовии Владимир Сушков. Уже отдали дань памяти недавно ушедший в отставку вице-премьер правительства республики Владимир Руженков и экс-руководитель республиканского наркоконтроля Александр Гришнев. Чиновников средней руки так не хоронят.
Остался помощником
Работа Николая Щукина в администрации Николая Меркушкина действительно была сопряжена с колоссальным эмоциональным напряжением и стрессом. Его необходимо было снимать. Рассказывают, что в такие моменты поведение Николая Николаевича сильно менялось, и он мог позволить себе многое из того, в чем злые языки его потом упрекали. Но все сходятся в одном - Николай Щукин был глубоко порядочным человеком, на слово которого можно было всегда положиться. Честным с собой и окружающими его людьми. И многие, даже самые видные представители политической элиты Мордовии дорожили дружескими отношениями с ним.
Поворотным моментом в биографии Николая Щукина многие называют 2012 год. Назначение Николая Меркушкина на должность губернатора Самарской области оказалось неожиданным для многих. Но именно это кадровое решение сыграло важную роль в дальнейшей карьере Николая Щукина. Безусловно, с учетом его колоссального опыта работы он мог рассчитывать на применение своих организаторских и управленческих способностей в Самарской области. Но… он так и остался на прежней должности в Саранске. На форумах в интернете жители мордовской столицы говорят, что это событие серьезно подкосило Николая Щукина. В конце прошлого года он и вовсе был уволен с должности помощника Главы республики. При этом не исключался его переход на другой ответственный пост, но по известным обстоятельствам другой работы ему так и не было предложено. «Эта отставка сломала его!» - пишут люди, отдавая дань его порядочности и профессионализму.
Женил сына незадолго до смерти
Члены семьи Николая Щукина в слезах жмутся к гробу с его телом. Он воспитал двух хороших сыновей. После выхода в отставку семья - это все, что у него осталось. Незадолго до смерти Николай Щукин отпраздновал свадьбу младшего сына Антона… По информации «ВС», Николай Щукин скончался в результате резко обострившегося кризиса со здоровьем в машине возле своего дома, недожив всего полтора месяца до 55-летнего юбилея. Похоронен он на саранском кладбище № 5.
Николай Николаевич Щукин
О пути в профессию (биографическое эссе)
Проработав после окончания экономического факультета технического вуза плановиком на Казанском меховом комбинате два года, я вдруг решил поступить в аспирантуру по специальности «философия». «Вдруг»- это в плавном течении биографического текста. А в самой жизни эта кардинальная смена жизненного курса была вызвана тем, что молодому специалисту после очередной любовной катастрофы приспичило разобраться в одном из самых туманных вопросов, надуманных человечеством: в чем, однако, смысл жизни?
Поиски ответа привели меня в стан философской и философической литературы, в которой я увлеченно рылся в свободное от работы время. Вскоре захотелось переставить акценты в использовании бюджета своего времени: размышлять о мировоззренческих вопросах не в свободное время от работы, а как раз в рабочее. А потому, став аспирантом, тему для диссертации выбрал так, чтобы она тоже была со смыслом: что значит быть гражданином своей страны? Не в юридическом смысле (гражданство) и не в сегодняшнем (физическая единица гражданского общества), а в том, о котором полтора столетия назад были сказаны в России крылатые, но не совсем понятные современникам уже начавшего разлагаться социалистического государства, слова: поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
В 1969г. кандидатская диссертация была защищена при кафедре философии Казанского госуниверситета, после чего я отправился в соседнюю Башкирию преподавать древнейшую науку в Уфимском нефтяном институте. При этом с самого начала преподавательского пути у меня сложилась установка на создание из себя профи не в качестве ученого, а в качестве педагога. Стал методично учиться навыкам профессии у опытных коллег, посещая их занятия. Приглашал на свои занятия, интересуясь прежде всего их замечаниями, видимыми со стороны недостатками. При этом пришлось выработать у себя способность «наступать на горло собственной песне» вместо жадного выслушивания тешащих самолюбие похвал. Последние давались с трудом, и вот по какой причине.
В советские времена, на которые выпало становление меня в качестве вузовского педагога, требования к преподавателям общественных наук были ой какими высокими и жесткими! Тогда как излагаемый в моем случае предмет – марксистско-ленинская философия – особого энтузиазма и восторга у студентов не вызывал. И не без основания: вся исторически предшествующая мировая философия рассматривалась как череда наивных заблуждений и перманентного намерения теоретически подкрепить усиление со стороны верхов эксплуатации трудящихся масс. Освоение же «единственно верного учения» марксизма-ленинизма предполагало тщательное изучение и конспектирование зарубежных и отечественных классиков этих «измов», что воспринималось студентами как истинное наказание.
Нетрудно представить, что преподаватели «самой передовой в мире философии» не ходили в любимцах у вузовской молодежи. Это обстоятельство как то не прибавляло радости в жизни. Мне мало было благосклонности в отношениях со мной со стороны приватно знакомых женщин. Мне явно хотелось любви со стороны студентов в ежедневных буднях, из которых в основном и состоит наша жизнь. Как этого добиться? По истечении какого-то времени я понял: только путем использования некоторых особенностей психики познающего человека вообще и юношеской в частности.
Известно, что человек весьма любит угадывать, отгадывать, «раскалывать» проблему, находить выходы из лабиринтов и решения казалось бы неразрешимых противоречий. У студентов же – вчерашних школьников, только что вырвавшихся в почти самостоятельное плавание из-под опеки взрослых, – очень велика потребность в самоутверждении, в доказательстве своего превосходства над остальными членами значимых для них социальных групп: я самый то-то, я лучше всех - это и т.д. Вот эти психологические механизмы и надо использовать вкупе с одной замечательной особенностью преподаваемой мною дисциплины: философия при всей своей абстрактности и «заумности» всегда говорит о мире, в котором живет любой человек, о вещах, которыми он окружен в своей повседневной жизни.
Ну кто же не знает, например, что все существующее имеет свою какую-то причину, что терпение у человека когда-то переполняется и … лопается (закон перехода количественных изменений в качественные), что от любви до ненависти – один шаг, а крайности часто сходятся (закон единства и борьбы противоположностей) – и т.д. и т.п.
Так вот, используя перечисленные обстоятельства начинаю раскрывать аудитории какую-нибудь проблему по схеме:1,3,5…Вдруг запинаюсь, останавливаюсь, озабоченно обводя взором присутствующих: вроде бы потерял нить изложения, забыл, что там дальше должно быть. Вдруг в глазах у меня сверкнула робкая надежда: «Может кто из вас знает, что дальше?» В ответ нестройный или стройный –по ситуации – хор голосов: «Семь!»
«Молодцы» - глаза мои одобрительно блестят. А ребятам приятно, что успешно поучаствовали в разруливании конфуза: сам «препод пробуксовал», а они вот вытащили ситуацию, поддержали преподавателя в таком сложном предмете. В сложных же случаях ответ угадывает один студент. Его голос как внезапный гром раздается в напряженной тишине. Остальные досадуют: «Ну почему он(а), а не я вырвался(лась) вперед?... Ведь у меня проскочила в голове та же мысль. В следующий раз не буду зевать или скромничать и обязательно вырвусь вперед». Возникает атмосфера конкуренции, азарта, драйва. Теперь они жадно ждут от меня очередного вопроса, задачки, стараясь при этом не потерять нить моих объяснений.
Еще один мой излюбленный прием – бросить в толпу «кость раздора»: какую-нибудь проблему, допускающую два вроде бы равнозначных, хотя и противоположных, решения. Кто-нибудь поспешит первым выкрикнуть свое понимание, другой тут же - противоположное, у обоих оппонентов обнаруживаются преданные сторонники, начинаются горячие «наезды» одних на других, в ответ – яростные контратаки. Все при деле, все убеждены, что истина на их стороне. Я останавливаю едва обозначившийся спор, потому что лекция – не семинар, где есть время для развертывания дискуссии. Присуждаю победу одной из сторон, хотя кайф от самой ситуации мозгового штурма достается всем.
Очень оживляют лекции вопросы-ловушки: по ходу изложения материала с целью закрепления и иллюстрации теоретического вывода задаю вроде бы элементарный вопрос, на который у всех есть само собой разумеющийся однозначный ответ. Зачем же задаю его, трачу дорогое лекционное время? А по моей интонации чувствуется, что этот вопрос важен не сам по себе: он просто подготовительная ступенька для основного вопроса с «секретом». Поэтому тут же и даже как-то нехотя отвечают и… где же основной вопрос?
А вместо него по поводу их ответа как снег на голову: «А вот и нет! Вы не правы», - и объясняю причину их заблуждения и характеризую истинный ответ. Глаза в разные стороны, мысли в напряженную кучку - опять «препод их купил», в очередной раз эта игривая и загадочная философия стукнула их по голове: да, солнце всходит и заходит, но … тем не менее не вращается вокруг Земли. И у студентов постепенно зарождается уважение, а где-то и привязанность к этой вроде бы даже …занимательной науке.
Наконец, немалую роль в повышении интереса к лекционному материалу играют тщательно подготовленные, даже «прикольные», по их словам, примеры. Без постоянного «опримеривания» философию понять и усвоить невозможно. Некоторые из них студентами запоминаются на всю жизнь. Приведу один из них.
При рассмотрении категориальной пары «сущность и явление» объясняю, что явление – это поверхностные признаки вещи, бросающиеся в глаза, уши и другие органы чувств. А сущность последним не дается, она спрятана глубже и постигается настойчивой деятельностью мышления, в результате чего становится понятно, что в вещи основное, главное, определяющее закон её существования и даже внешние признаки – явления. И в качестве поясняющей иллюстрации привожу вполне заземленный и всем известный пример: «Вы знаете, что собака, завидев знакомого и приятного ей человека, начинает размахивать хвостом. Но почему именно хвостом? И почему именно вилять? Кто знает?» Студенты немного обескуражены: «препод вроде бы не тупой», а тут вдруг нате…Вяло поясняют: потому что она любит этого человека. Я настырничаю: «Но почему, скажем, не ушами двигает вверх-вниз, или поднимает и приветственно помахивает передней лапой? Да и заднюю лапу может, подойдя к вам, задрать?». Молчание… Исходя из предыдущего опыта мозговых штурмов студенты начинают подозревать, что солнце опять всходит и заходит… И уже готовы, жаждут услышать разгадку какого-то секрета. Они уже от философии всякое ожидают. А секрет раскрыли не философы, а европейские биологи во 2-ой половине прошлого века: под хвостом обнаружили железу, выделяющую пахучее вещество, аромат которого информирует в собачьем сообществе приязнь к встречному – другой собаке, «хорошему» человеку. Философы лишь констатируют сие открытие как обнаружение сущности (причины, источника, механизма) такого явления, как дружеское виляние хвостом у наших четвероногих друзей. В аудитории гробовая тишина: все поражены…
Когда, возвратившись в Москву после летних вакаций я подхожу к своим учебным корпусам и вдруг слышу с противоположной стороны улицы звонкое «Здравствуйте, Николай Николаевич!», в голове иногда проскакивает умиротворительная, придающая смысл моей жизни мысль, что покрытая патиной времени, заумная и поначалу «зачем мне она нужная» философия не проскочила мимо ребят, зацепила их распахнутые в мир души…
Н. Н. Щукин
Благодарственные отзывы, дипломы, грамоты: .
Николай Николаевич Щукин - один из кумиров советской эстрады 50-60-х годов, блестящий исполнитель отечественных и зарубежных песен, певец с удивительным тембром голоса. Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в г. Армавир. Воспитывался в детском доме. В 1939 году - трубач кавалерийского полка. Во время войны служил в разведке, был тяжело ранен, потерял ногу. В 1945 году Николай поступил в Московскую музыкальную консерваторию, но вскоре понял, что оперный певец из него не получится и через год ушёл на эстраду. Профессиональные выступления на сцене начал с 1946-го года. В начале своего творческого пути работал в различных заштатных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кино...
Николай Николаевич Щукин - один из кумиров советской эстрады 50-60-х годов, блестящий исполнитель отечественных и зарубежных песен, певец с удивительным тембром голоса. Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в г. Армавир. Воспитывался в детском доме. В 1939 году - трубач кавалерийского полка. Во время войны служил в разведке, был тяжело ранен, потерял ногу. В 1945 году Николай поступил в Московскую музыкальную консерваторию, но вскоре понял, что оперный певец из него не получится и через год ушёл на эстраду. Профессиональные выступления на сцене начал с 1946-го года. В начале своего творческого пути работал в различных заштатных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах. С конца 40-х Николай Щукин, под сценическим псевдонимом Ника Стефан, выступал с популярным на Северном Кавказе ростовским джаз-биг-бэндом п/у И.Стельмана. Широкий успех пришел к артисту в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни. Самым первым и наиболее знаменитым шлягером Николая Щукина стала лирическая песня - "Вернись", разошедшаяся на пластинках гигантскими тиражами. По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел. Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой, с бриолином, по тем временам это было чрезвычайно модно. Лирический и эффектный образ певца Николая Щукина, в начале своего творчества не исполнявшего советских патриотических песен, не устраивал культурных "деятелей" от власти. Шибко ретивые чиновники из Министерства Культуры пренебрежительно называли его "рафинированным, салонным и про-западным", и не слишком стремились поддерживать певца в его творческой карьере, несмотря на большую популярность у слушателей. С 1959 года Николай Щукин стал солистом Укрконцерта. Выступал в Киеве со знаменитым и лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом страны конца 60-х, оркестром х/рук. и дирижера В.Людвиковского (оркестр созданный Леонидом Утёсовым). С 1969 года Николай Щукин - солист Москонцерта. В Москве работал с известным оркестром Гостелерадио п/у Г.Гараняна, с эстрадно-джазовым ансамблем "Кругозор" п/у В.Купревича и другими коллективами. Записывался на пластинки. До 1970-го года в основном исполнял популярные сезонные шлягеры и лирические песни известных советских и зарубежных композиторов. В составе групп советских артистов неоднократно гастролировал за рубежом. В последние годы жизни певец с успехом выступал в концертах с репертуаром военных лет, в которых нашла отражение его собственная биография. Участвовал в памятных телепередачах посвященных ветеранам войны. С 1984 года Николай Щукин - Заслуженный артист РСФСР. Позднее, в 90-ые получил звание Народного артиста СССР. Ушёл из жизни 25 июля 1999 года. Нас всё меньше и меньше, А ведь было нас много... Николай Николаевич Щукин - это имя было дано ему не от рождения, потому что воспитывался он в детском доме. Возможно люди, которые принесли маленького смуглого мальчика с копной жёстких, как воронье крыло, волос, в детский дом, знали его настоящее имя. Но записан он был как Коля Щукин, горько плакавший, когда с него снимали красивый матросский костюмчик, и надевали серую униформу, в которую были одеты все детдомовские ребятишки. Имя Николая Щукина было овеяно легендами. Сам о себе Николай Николаевич рассказывал, что он был сыном полка, во время войны ранен, потерял ногу, награждён двумя орденами «Славы»... Я его узнала именно таким. Но были и другие версии его жизни. В самые первые послевоенные годы на улицах Ростова среди полной разрухи, телогреек и шинелей можно было встретить человека, который приводил в изумление весь город. В кремовом костюме в полосочку, в канотье, он шагал слегка прихрамывая по главной улице Энгельса, а за ним - толпы зевак. Это был новый солист ростовского джаза, и звали его Ника Стефан. Причём объявляли его в концерте, как певца с Гавайских островов! Ника Стефан исполнял в основном лирические песни на непонятных для всех языках. На русском, но с большим акцентом, он исполнял только песню о Ростове.На самом же деле это был Николай Щукин, выступавший под псевдонимом "Ника Стефан". Придумал ему этот образ руководитель ростовского джазового оркестра трубач Иосиф Стельман, и молодой певец с успехом эксплуатировал свой псевдоним несколько лет. Даже в жизни Нике Стефану было запрещено разговаривать без акцента. Но мне кажется, что он охотно исполнял эту роль, ибо вспоминал об этом периоде всегда с удовольствием! После Ростова Ника Стефан долгое время работал в Киеве и пользовался оглушительным успехом. На его концерт невозможно было попасть. На одном юбилее Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем - Ника Стефан. А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног...
3 июня Мордовия простилась со скоропостижно скончавшимся бывшим советником Главы Мордовии Николаем Щукиным. 27 июля ему должно было исполниться 55 лет…
Николай Николаевич родился в зубово-полянском поселке Вадовы Селищи. В 1987 году окончил МГУ им. Огарева, получив специальность «инженер-механик», и поступил на должность первого секретаря Теньгушевского райкома ВЛКСМ. В 1989 году, отучившись в высшей школе при ЦК комсомола, стал секретарем, а позже заведующим идеологическим отделом Мордовского обкома ВЛКСМ. В 1992-1996 годы работал в фирме «АгроМордовия». С 1996 года – помощник, старший помощник Главы РМ, руководитель группы помощников Главы РМ. С 2012 года – государственный советник Главы РМ. Курировал вопросы физической культуры и спорта. В январе 2016-го завершил карьеру государственного чиновника. Награжден орденом «Знак Почета» (1986 г.), заслуженный работник физической культуры Республики Мордовия (2008 г.)… 3 июня в Ледовый дворец попрощаться с бывшим чиновником, пришли сотни людей, многие из которых знали Николая Щукина лично. Свои соболезнования родным и близким выразили начальник УФСКН РФ по Саратовской области Александр Гришнев, призер олимпийских игр Денис Нижегородов, однокурсник Николая Щукина – министр ЖКХ РМ Алексей Тюркин и другие. Чтобы проститься с бывшим коллегой в Саранск приехали и уроженцы Мордовии – члены команды самарского губернатора Николая Меркушкина. Похоронен Николай Щукин на саранском кладбище №5.
«Николай Николаевич внес большой вклад в созидательные процессы в Мордовии, в том числена самых сложных и ответственных этапах развития, - выразил глубокие соболезнования родным и близким Николая Щукина губернатор Самарской области Николай Меркушкин. - Благодаря его грамотной и оперативной работе реализовывались важнейшие для республики проекты по целому ряду направлений в спорте, молодежной, социальной политике, экономике. Он был человеком глубокой порядочности,высокого профессионализма, исключительно надежным в работе и человеческих отношениях».
Николай Щукин. Имя этого артиста памятно, прежде всего, старшим поколениям. Он был безумно популярен в первое послевоенное десятилетие, когда советское телевидение ещё только начинало появляться, и телевизоры были далеко не у всех. Однако концерты этого певца проходили с неизменными аншлагами. В 1950-е годы он выступал под именем Ника Стефан и остался «в памяти народной» как первый исполнитель песни «Здравствуй, чужая милая» и роскошного танго «Вернись».
Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в Армавире. Однако, каким было его настоящее имя и кто были его родители, не известно. Мальчика нашли на улице и определили в детский дом. Там ему дали и имя, и фамилию, и отчество – Николай Николаевич Щукин. Поэтому и настоящая дата рождения в связи с этим вызывает подозрение. В детском доме – со всеми его плюсами и минусами - он пробыл, пока ему не исполнилось 15 лет. А в 39 году Коля стал «сыном полка» - его приняли в кавалерийский полк, научили играть на трубе. Так что, по большому счету, будучи подростком, Николай Щукин уже стал музыкантом - горнистом в кавалерии. Совсем как в легендарном фильме «Неуловимые мстители».
В 1941 с началом войны Николай Щукин оказался на фронте, на передовой. В 17 лет он уже служил в разведке - до 1944 года, пока не получил тяжелое ранение. Настолько тяжелое, что из госпиталя он выписался без ноги – её ампутировали. Но у боевого старшины, кавалера двух орденов «Славы» Николая Николаевича Щукина хватило сил и мужества сопротивляться судьбе. Он не хотел быть инвалидом и в 1945 году поступает в Московскую музыкальную консерваторию на вокальное отделение. Однако Щукин быстро понял, что оперного певца из него не получится. Он бросает консерваторию и уходит на эстраду. С профессиональной эстрадной сцены голос Николая Щукина зазвучал с 1946-го года.
В начале своего творческого пути Николай Щукин работал в разных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах – колесил по стране в поисках, как говорится, лучшей доли. Думается, неспроста в конце 40-х он оказался в Ростове-на-Дону. Этот город в послевоенное время стал своеобразной меккой советского джаза. Может быть, потому что туда всем составом из Харбина приехал оркестр Олега Лундстрема? Во всяком случае, в каждом уважающем себя заведении Ростова – при летних кафе, домах культуры, учебных заведениях – был свой небольшой биг-бенд, играющий приджазованные эстрадные мелодии. В одном из таких джазовых оркестров по управлением трубача Иосифа Стельмана был солистом и Николай Щукин.
Именно И. Стельман придумал Щукину сценический псевдоним Ника Стефан. Стельман же предложил и стиль, не в последнюю очередь благодаря которому певец стал необычайно популярен. Конец сороковых-начало пятидесятых – это время повального увлечения латиноамериканскими ритмами. Европеизированные ритмы танго и босса-новы звучали буквально отовсюду. А Н.Щукина представляли на эстраде так: «певец Гавайских островов Ника Стефан». И он выходил на сцену в безупречном кремовом и полосочку костюме с набриалиненными волосами и задушевно пел с едва уловимым акцентом популярные мелодии на непонятных для большинства языках.
Своеобразный эпатаж заморского денди Николай Щукин поддерживал и в быту. По улицам Ростова-на-Дону он ходил в том же элегантном костюме, неизменно притягивая внимание прохожих. И даже специально говорил с акцентом – будто иностранец. Это тоже было частью образа, который Щукин охотно поддерживал. При этом стоит помнить, что он был фронтовик, потерявший на войне одну ногу…
Позже Николай Николаевич рассказывал друзьям такой эпизод. Как-то он приехал в Ростов, и в единственной гостинице «Деловой Двор» не оказалось ни одного свободного номера. Его попросили одну ночь переночевать в общем номере. Ника Стефан основательно поужинал в ресторане, зашёл в общий номер, разделся и уснул мертвецким сном. Когда проснулся, оказалось, что нет ни чемодана, ни костюма... В одних трусах он бросился к гостиничному начальству. Директор только развёл руками:
- Никочка, это же Ростов! Здесь, кто раньше просыпается, тот лучше и одевается....
Широкий успех пришел к Николаю Щукину в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни.
По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел. Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой.
Этот же образ Щукин сохранил и будучи солистом Укрконцерта. Из Ростова в Киев он перебрался в 1959-ом и выступал со знаменитым оркестром Людвиковского. Этот коллектив создал в свое время Л.Утёсов, и он считался лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом Советского Союза в 1960-х годах. Позже на одном из юбилеев Н.Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался в Киеве попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем - Ника Стефан. А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног морской прибой...» ("Вернись") распевали буквально все.
В Киевской филармонии Николай Щукин проработал десять лет. К этому периоду относится исполнение Никой Стефаном еще одного шлягера, который, как говорится, ушел в народ. Да настолько глубоко, что потом его исполнял еще Аркадий Северный, а в наше время эта песня звучит в исполнении Александра Солодухи. Речь идет о песне «Здравствуй, чужая милая». Правда вариант 50-х годов и сегодняшний, естественно, различаются. И не только в аранжировке и ритмах. К стихам Леонида Татаренко в пятидесятые годы музыку написал украинский композитор Анатолий Горчинкий. Песня даже была записана на пластинку, а потом прочно вошла в репертуар Николая Щукина. По воспоминаниям очевидцев, впервые на широкой публике он исполнил её на одном из концертов во Львове в 1959 году. Рассказывают, что зрители просили его исполнить "Чужую милую" четыре раза "на бис"…
Сегодня музыкальные критики утверждают, что белорусский композитор Эдуард Ханок все-таки слышал в свое время эту песню. Однако это не помешало ему в семидесятые написать свой вариант мелодии на стихи Л. Татаренко. Свою песню Ханок даже предлагал Валерию Ободзинскому, который по каким-то причинам отказался тогда включить её в свой репертуар. А в 1992-ом «Чужую милую» спел Солодуха, и песня, как говорится, выстрелила.
Когда полстраны запело «Прошлое не воротится и не поможет слеза», два композитора даже схлестнулись как-то в юридических баталия за авторство – и, естественно, гонорары. А на Киевском радио в 1994-м году устроили как-то голосование между слушателями – какая из двух версий песни им нравится. Выиграл, естественно, Солодуха – у каждого времени ведь свои песни…
Ну а в исполнении Ники Стефана "Чужая милая" в 1959-ом звучала вот так:
В 1969 году Николай Щукин перебирается в Москву и становится солистом Москонцерта. К тому времени его считали уже ветераном эстрадной сцены. Пел он о любви, но и о войне. Вот только ура-патриотических песен в его репертуаре не было. По-прежнему блестящий, эффектный, подтянутый, "рафинированный", "салонный и про-западный", как называли его шибко ретивые в то время чиновники из Министерства культуры, он выступал с известным оркестром Гостелерадио под управлением Гараняна, с эстрадно-джазовым ансамблем "Кругозор" под управлением Купревича, другими коллективами. Записывался на пластинки. В составе групп советских артистов неоднократно гастролировал за рубежом. И можно только догадываться, как нелегко ему было стоять перед микрофоном на протезе по два-три часа, сверкая перед публикой "голливудской" улыбкой.
Николай Николаевич Щукин неоднократно выступал на телевидении в 80-ые годы, но узнавали его только прежние поклонники. Для них это был человек – легенда. А песни военных лет, которые стали основой его репертуара, были как будто отражением его собственной биографии. Поэтому его часто приглашали участвовать в памятных телепередачах посвященных ветеранам войны.
В 1984-ом Николаю Щукину присвоили звание Заслуженный артист РСФСР. Позднее, уже в 90-ые он получил звание Народного артиста СССР. Николай Щукин ушёл из жизни в 75 лет - 25 июля 1999 года и похоронен в Москве. А голос его остался на пластинках – голос элегантного певца гавайских островов Ники Стефана, который прошел войну и не сдался перед болезнью.