Семья функции основные роли символы таблица. Социальные институты
Институционализация и изменения в социальных институтах
Институционализацией называется процесс образования социальных институтов. Этот процесс начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
В классическом понимании институционализация — это переход совокупности индивидов от естественного состояния, когда ими движут страсти, к социальному состоянию, когда они признают над собой какой-то высший авторитет, внешний по отношению к их собственным интересам и предпочтениям. Так это понимает Ш. Монтескье, противопоставлявший состояние гражданина состоянию человека, считая, что гражданин — это тот, чьи действия регулируются законом, тогда как поступки человека регулируются моралью. Согласно Монтескье, в институционализированном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуемость индивидуальных действий и добропорядочное поведение индивидов по отношению друг к другу.
Смысл понятия «институт» впервые определили социологи дюркгеймовской школы. С точки зрения Э. Дюркгейма и его учеников, социальные институты — это своего рода «кристаллизованные» способы действия, мышления и чувствования, постоянные для данной социальной группы, обязательные для нее и отличающие ее от остальных. Трудности, связанные с точным определением этого понятия, объясняются тем, что в конечном счете этот термин приложим ко всем без исключения видам социального поведения, но в узком смысле — только к тем из них, которые санкционированы обществом. Настаивая на принуждающем характере институтов, Дюркгейм вынужден рассматривать институт как синоним всякой социальной регуляции: все социальное институционально, потому что все социальное принудительно, а институт — это инструмент социального принуждения. Дюркгейм говорит о системном, абсолютном характере институтов, рассматривая их как комплекс правил или как нормативные системы. Но в таком случае в рамках единого общества должна существовать устойчивая взаимосвязь между разными видами деятельности, например экономической и политической, осуществляемыми водной и той же системе институтов. Если институты устанавливают отношения взаимозависимости между разнородными видами деятельности, то возникает вопрос, какая сила их связывает. Например, совместимы ли экономические институты капиталистического общества с его же правовыми, политическими, культурными институтами? Большинство теорий революции объясняет падение предшествующих революциям режимов наличием противоречия между логикой развития производственных отношений (экономических институтов) и архаической политической и правовой системой общества (политических институтов). В теории Й. Шумпетера доказывается наличие противоречия между социальной критикой в настроениях и поведении интеллектуалов и капиталистической организацией. Д. Белл тоже отмечает противоречие между культурной ориентацией и капиталистической организацией производства. Белл и Шумпетер утверждают, что наличие противоречия служит доказательством «заката» капитализма. Конечно, это утверждение весьма спорно, но спорно и противоположное утверждение, согласно которому в капиталистическом или каком-либо другом обществе существуют согласованность и единство различных институтов. Так, социологи (особенно неомарксисты), изучающие институты образования и здравоохранения, обычно объясняют характеристики этих систем в капиталистическом обществе только ориентацией на экономическую выгоду, т.е. действием экономических институтов. Это говорит о том, что единая система институтов — это скорее идеальная конструкция.
Институционализация в действительности — динамический процесс, допускающий наличие противоречий между старыми институциональными формами и новыми социальными потребностями.
Процессы институционализации порождаются рядом ключевых социальных потребностей, в число которых известный социолог Г. Ленски включил:
- потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
- потребность в производстве продуктов и услуг;
- потребность в распределении благ (и привилегий);
- потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
- потребность в поддержании системы неравенства (размещение общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
- потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же
базовая потребность может порождать существование нескольких специальных институтов, а с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей — в коммуникации, производстве услуг, распределении благ, индивидуальной и коллективной защите, поддержании порядка и контроля.
Изменения в социальных институтах происходят как в силу внутренних причин, коренящихся в самих институтах (обычно из-за снижения эффективности функционирования данного института в интересах господствующих социальных групп), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение). Например, можно назвать две причины распада института крепостного права: во-первых, во всех странах сформировалась и распространилась идеология Просвещения, согласно которой все люди равны от природы и крепостничество позорно и для господ, и для крестьян; во-вторых, труд крепостных стал экономически неэффективным и перестал обеспечивать экономическое первенство феодальных земле владельце в.
Развитие социальной системы сводится к эволюции институтов в направлении от традиционной модели социальных институтов к современной. Если в традиционном обществе все институты характеризовались жесткой аскриптивностью, т.е. однозначным, допускающим минимальную индивидуальную свободу приписыванием статусов и норм поведения, то в современном обществе у социальной регламентации, осуществляемой институтами, гораздо более мягкие формы и более высокая степень вариабильности.
В каждом обществе формируются свои базовые ценности, закрепляющиеся и воспроизводящиеся через институциональные системы, однако разрушение старых социальных институтов не означает прекращение их влияния на общество и его институциональную систему. От прошлого не так легко избавиться, как кажется, а согласно теории институциональных матриц, ставшей весьма популярной в современной социологии, это вообще невозможно. Институциональная матрица определяется Д. Нортом как комплекс взаимоувязанных формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих содержание и динамику экономических и политических институтов каждого конкретного общества. В своей институционально-эволюционной теории он определил историческую зависимость настоящего от прошлого в виде выбранной траектории институционального развития, а социальные институты в его теории выступают как набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления. При этом формальные правила можно достаточно быстро изменить, а неформальные меняются очень медленно.
Согласно теории С.Г. Кирдиной, институциональные матрицы. представляют устойчивую, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества. Институциональные матрицы, обозначенные как Х- и Y-матрицы, соответствуют восточному и западному типам цивилизаций. Каждому обществу на протяжении его исторического развития присуща единственная институциональная матрица. Например, для России это Х-матрица восточного типа, как и для большинства стран Азии и Латинской Америки, в то время как для большинства стран Европы, Америки и др. — Y-матрица. Матрица не может быть заменена другой, даже в эпоху глобализации, информатизации и глобальных трансформаций.
Однако между институциональными матрицами возможен и необходим взаимообмен, в результате чего на определенном историческом этапе происходит обогащение одной институциональной матрицы элементами иной институциональной матрицы (в виде новых традиций, норм, правил, образцов поведения, ценностей), которые со временем ассимилируются базовой матрицей. При этом система общественных институтов возвращается к исходному типу, но уже в обновленной форме. Таким образом, базовые пласты культуры, традиций, ментальности, присущие изначальной институциональной матрице, не могут исчезнуть бесследно и в любом случае сохраняют свои позиции, оказывая влияние на дальнейшее развитие общества. Это объясняет трудности, с которыми сталкиваются модернизирующиеся и трансформирующиеся общества при внедрении новых ценностей, идеалов, стратегий и т.д.
Общественное мнение как институт гражданского общества.
Институционализация и развитие социальных институтов.
Социальный институт. Функции и структурные элементы основных институтов общества.
Часть № 2.
1. Термин “институт” от латинского institutum означает установление или устройство. Используются в двух значениях:
ü в узком техническом – название учебных и научных учреждений;
ü в широком социальном – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и преобразующих их в систему ролей и статусов.
В социологию этот термин пришел из права и обогатился новыми социологическими деталями.
Одним из первых социальные институты стал изучать Т. Веблен. В своей работе “Теория праздного класса” (1899г.), он подчеркивает, что эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов.
Известный социолог Н. Смелзер дает такое определение этому понятию:
социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.
По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семьи. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.
Для возникновения и развития социального института необходимые условия:
* в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность в становлении нового института;
* должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности;
* институт для выполнения своей миссии должен быть наделен необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, организационными, материальными), которые общество должно стабильно пополнять;
* для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).
Социальный институт – есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.
Каждый институт наделен множеством функций.
Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).
Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.
Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.
ü Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.
ü Латентные функции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.
К основным институтам общества принято относить семью, религию, экономическую, политическую и образовательную системы (табл. № 9).
институтов общества.
Таблица № 9.
Институты | Функции | Основные роли | Физические черты | Символические черты |
семьи и брака | репродуктивная, воспитательная | отец, мать | дом, обстановка | кольца, обручение, контракт |
экономические | добывание пищи, одежды, жилья | работодатель, наемный, покупатель, продавец. | фабрика, офис, магазин | деньги, торговля, марка |
политические | поддержание законов, правил и стандартов | законодатель, субъект права | общественные здания и места | кодекс, флаг |
образование | социальное приобщение к базисным ценностям и практикам | учитель, ученик | школа, институт, академия | диплом, степень, аттестат |
религиозные | углубление веры, соборные отношения | пастор, прихожанин, монашка | собор, костел, церковь | крест, алтарь, библия, коран |
Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными . К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.
В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.
Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.
2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.
Термин “институция ” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.
Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский :
ü потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
ü потребность в производстве продуктов и услуг;
ü потребность в распределении благ (привилегий);
ü потребность в безопасности граждан, защите их жизни;
ü потребность в поддержании системы нравственности;
ü потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
Институционализация может осуществляться двумя путями :
ü возникновением новых социальных институтов ;
ü изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов .
Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.
Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.
Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов :
ü внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);
ü внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).
Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.
3. Общественное мнение – это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни.
В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки:
ü социальный институт , специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;
ü суждения , разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни.
В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции :
ü экспрессивную;
ü консультативную;
ü директивную.
v Экспрессивная функция – связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция
позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах.
v Консультативная функция – выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.
v Директивная функция – проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума).
Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания.
Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие.
Как считают социологи,д ля функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия:
ü общественная значимость , актуальность темы или проблемы . Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей;
ü дискуссионность обсуждаемых вопросов . Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности;
ü необходимый уровень компетентности . Если люди не имеют элементарной осведомленности относительно содержания той или иной проблемы, то обсуждение вопроса может не состояться.
Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.
Источниками формирования общественного мнения являются:
ü непосредственное наблюдение за происходящим событием;
ü СМИ, оказывающие воздействие на мнение и поведение людей.
В условиях современной России общественное мнение как институт гражданского общества имеет важное значение. В настоящее время в нашей стране действуют около двадцати центров по изучению общественного мнения
(ВЦИОМ, Центр Киссельнава, РОМИР и др.).
Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными.
Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА |
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
1. Потребности в воспроизводстве рода |
1. Институт семьи и брака |
2. Потребности в безопасности и социальном порядке |
2. Политические институты |
3. Потребности в добывании средств существования |
3. Экономические институты |
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. |
4. Институты образования |
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни |
5. Институт религии |
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты , которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
Признаки социальных институтов
Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.
Признаки основных социальных институтов
ИНСТИТУТЫ |
СИМВОЛЫ |
ОСНОВНЫЕ РОЛИ |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ |
КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ |
ИНСТИТУТ СЕМЬИ |
кольца, обручение, контракт |
отец, мать, ребенок |
дом, квартира, мебель |
семейные запреты и допущения |
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ |
флаг, гимн, герб |
законодатель, судья, избиратель |
общественные здания |
конституция, законы |
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ |
фабричная марка, деньги |
работодатель, покупатель, продавец |
фабрика, офис, магазин |
контракты, лицензии |
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ |
диплом, степень |
учитель, ученик |
школа, библиотека, стадион |
правила учащихся |
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ |
крест, алтарь, библия |
пастор, прихожанин |
собор, церковь |
вера, заповеди, посты |
Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.
Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.
Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи . Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.
§2.Основные социальные институты
Семья, как социальный институт
В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:
1) физиологические и сексуальные потребности;
2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
3) социальные потребности в общении;
4) престижные потребности в признании;
5) духовные потребности в самореализации.
Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.
Функции семьи:
Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.
Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.
Социализация личности , передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.
Социальной и эмоциональной защиты своих членов . В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.
Экономическая и хозяйственно-бытовая . Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
Рекреативная , восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.
Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака .
Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.
Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.
Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.
Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.
Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией . В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией . Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.
В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.
Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.
Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.
Семьи различаются:
Под социальным институтом понимают комплекс социальных ролей и норм, которые регулируют отношения в ходе реализации этих ролей. К социальным институтам относят государство, семью, армию, церковь. Все они имеют в обществе свой набор функций. Узнаем, каковы функции социальных институтов.
Функции
Наука выделяет основные общие и специфические черты, отражающие назначение социальных институтов.
Попробуем наглядно их представить, составив в виде таблицы социальные институты и их функции.
Функции, общие для всех институтов |
|
Функции можно подразделить на явные и латентные (скрытые).
|
|
Специфические функции |
|
Материальное, экономическое обеспечение, удовлетворение естественных потребностей человека, а также потребности в заботе, поддержке, воспитание детей, организация совместного хозяйства. |
|
Удовлетворение потребности в приобретении новых знаний, общении, познании законов окружающего мира, социализация человека, приобретение необходимых умений и навыков. |
|
Удовлетворение духовных потребностей, общение с единомышленниками, приобретение новых знаний, восприятие ценностей. |
|
Социализация личности, приобретение новых знаний и навыков, осуществление важной для государства деятельности, осознание себя гражданином. |
Не всегда социальные институты оказываются способными выполнять свои функции. В том случае, если скрытые функции начинают приобретать негативные черты, а явные функции перестают реализовываться, можно говорить о дисфункции социального института.
Примером дисфункции может служить следующая ситуация: государственный орган, призванный решать насущные проблемы, регулировать общественные отношения, перестает выполнять свои функции. Внешне его участники продолжают занимать свои должности, составлять документы, но их действия перестают отражаться на жизни людей, падает авторитет государственного органа в обществе.
Также стоит проиллюстрировать примером понятия явной и скрытой функции. Рассмотрим советскую школу. Явная цель обучения - приобретение учениками знаний об окружающем их мире, становление их личности, а скрытая - навязывание идеи социализма, создание негативных установок в отношении к капиталистическим странам.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Что мы узнали?
Изучив вопрос о функциях социальных институтов, мы выяснили, что они играют большую роль в жизни общества. Они наделяют человека набором определенных моделей поведения, которым необходимо соответствовать. В социальной системе значение институтов предопределяется тем, что они направлены на удовлетворение потребностей людей. Но помимо явных функций, институты имеют и скрытые: например, средства массовой информации предназначены для передачи информации, но при этом они же неявно влияют на сознание, навязывают какие-либо установки.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным, потребностям общества.
В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.
Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 1. Они объединены в пять групп.
Рассмотрим подробнее, некоторые институциональные признаки.
Культурные символы . Все институты стремятся к приооретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема «альма-матер».
Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
Таблица 1. Признаки главных институтов общества
Государство |
Образование |
|||
1. Установки и образцы поведения |
||||
Привязанность Лояльность Ответственность Уважение |
Послушание Лояльность Субординация |
Производительность Экономичность Производство |
Любовь к знаниям Посещаемость |
Почтительность Лояльность Поклонение |
2. Символические культурные признаки |
||||
Обручальное кольцо Брачный ритуал |
Национальный гимн |
Фабричная марка Патентный знак |
Школьная эмблема Школьные песни |
|
3. Утилитарные культурные черты |
||||
Квартира |
Общественные знания Общественные работы Бланки и формы |
Магазин, фабрика Оборудование Бланки и формы |
Библиотеки Стадионы |
Церковные здания Церковный реквизит Литература |
Семейные запреты и допущения |
Конституция |
Контракты Лицензии |
Правила учащихся |
Церковные запреты |
5. Идеология |
||||
Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм |
Государственное право Демократия национализм |
Монополия Свободная торговля Право на труд |
Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении |
Православие Протестантизм |
Кодексы поведения (устные и письменные ). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.
Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.
Идеология . Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.
Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.
Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции , которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции , которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.
Явные функции социальных институтов:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
3. Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.
Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
4. Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.
Вывод : Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.
Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества.
Только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, У которых латентные функции развиты в наибольшей степени.
Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.