Семь симеонов овечкины сегодня. Братья овечкины
Слава бывает разная.
Музыкальный ансамбль братьев Овечкиных "Семь Семионов" был в Советском Союзе достаточно известен. В 1988 они стали знамениты на весь мир. Но кому нужна такая слава?
СНАЧАЛА
К 1988 году семья Овечкиных состояла из матери и 11 детей (отец, Дмитрий Дмитриевич, умер 3 мая 1984 года, через несколько дней после побоев, нанесённых старшими сыновьями), в том числе 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов».
Мать - Нинель Сергеевна (51 год). Дети - Людмила (32 года), Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет). (Возраст всех членов семьи указан на момент захвата). Семья проживала в Иркутске, на улице Детская, дом 24.
Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.
Ансамбль был организован в конце 1983 года и вскоре добился побед на ряде музыкальных конкурсов в различных городах СССР, получил широкую известность: об Овечкиных писали в прессе, сняли документальный фильм и т. д. В конце 1987 года, после гастролей в Японии, семья решила бежать из СССР.
Захват самолёта
8 марта 1988 года семья Овечкиных - Нинель и её 10 детей - вылетела из Иркутска на самолёте Ту-154, выполнявшем рейс по маршруту Иркутск - Курган - Ленинград. Официальной целью поездки являлись гастроли в Ленинграде. При посадке в самолёт тщательного досмотра ручной клади произведено не было, что позволило преступникам пронести на борт обрезы и самодельные взрывные устройства, спрятанные в музыкальных инструментах.
При приближении самолёта к Ленинграду один из братьев передал стюардессе записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне под угрозой взрыва самолёта. Овечкины запретили пассажирам покидать свои места, угрожая обрезами. После переговоров террористов удалось убедить разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии. Однако в действительности самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. Увидев в иллюминаторы форму советских солдат[источник не указан 252 дня], террористы поняли, что их обманули. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую.
Штурм самолёта был осуществлён силами подразделений МВД СССР. В результате действий группы захвата[источник не указан 252 дня] трое пассажиров были убиты, ещё 36 получили ранения. Группе захвата не удалось помешать террористам привести в действие взрывное устройство, с помощью которого они пытались покончить с собой: когда стало ясно, что побег из СССР не удался, Василий застрелил Нинель Овечкину по её требованию, после чего старшие братья попытались совершить самоубийство, взорвав бомбу. Однако взрыв получился направленным и не принёс желаемого результата, после чего Овечкины по очереди застрелились из одного обреза. В результате пожара, начавшегося от взрыва самолет полностью сгорел.
В общей сложности в ходе штурма погибли 9 человек: бортпроводница, трое пассажиров, Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей.
6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи, по возрасту подлежавшими уголовной ответственности - Игорем и Ольгой Овечкиными. Суд вынес приговоры: Ольге - 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков).
Во время захвата и суда Ольга была беременна; её дочь Лариса родилась в заключении, её взяла на воспитание сестра Ольги - Людмила.
Несовершеннолетние Овечкины были переданы в детский дом, откуда были позже забраны Людмилой, у которой было трое собственных детей.
Дальнейшая судьба оставшихся в живых Овечкиных
Игорь Овечкин был вторично арестован, на этот раз за распространение наркотиков. В некоторых источниках сообщается, что он был арестован в 1990-е годы и затем убит в тюрьме сокамерником.
Ольга Овечкина 8 июня 2004 года была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры. Родившегося незадолго до этого сына Ольги тоже взяла к себе Людмила.
Михаил Овечкин переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в джазовом коллективе «Easy Winners» и др. В настоящее время играет в уличном джаз-банде Jinx Jazz Band (Испания).
Ульяна родила ребёнка в 16 лет, вела асоциальный образ жизни. Пыталась покончить с собой, стала инвалидом.
Сергей некоторое время играл в ресторанах вместе с Игорем, затем следы его теряются.
О судьбе Татьяны общедоступной информации нет.
Отражение в культуре
В 1999 году по мотивам истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама».
Поднимаясь на борт Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Иркутск - Курган - Ленинград, многие пассажиры строили планы на вечер: кто-то летел домой, кто-то в гости или по делам. У Нинель Овечкиной и её детей тоже был свой особенный план, к которому образцово-показательное семейство готовилось почти полгода, — угон самолёта и дерзкий побег из Советского Союза.
«Бедные» Овечкины
Овечкины жили скромно, отец любил выпить, поэтому воспитанием 11 детей в основном занималась мать — Нинель Сергеевна. Женщина всегда была авторитетом для всех членов многочисленного семейства, но став вдовой в 1984 году, ещё больше усилила своё влияние на домашних. Именно она заметила, что её мальчишки — Василий , Дмитрий , Олег , Александр , Игорь , Михаил и маленький Сергей — невероятно музыкальны. В 1983 сыновья организовали джазовый ансамбль «Семь Симеонов». Успех был колоссальным. Об одарённых музыкантах сняли документальный фильм. Государство, из крепких объятий которого они впоследствии захотят сбежать, дало многодетной матери две трёхкомнатные квартиры. Талантливую семёрку вне конкурса приняли в училище Гнесиных, но из-за гастролей и постоянных репетиций «Симеоны» оставили учёбу уже через год. В 1987 году Овечкиным выпал невероятный по тем временам шанс — поездка в Японию, где молодые дарования должны были выступать перед огромной аудиторией. Возможно, именно эти гастроли впоследствии подтолкнули братьев на страшное преступление. Вырвавшись из Союза, они больше не хотели жить «в стране очередей и дефицита». Позже один из оставшихся в живых Овечкиных расскажет следствию, что во время заграничных гастролей молодым людям сделали выгодное предложение — хороший контракт со звукозаписывающей английской компанией. Уже тогда братья были готовы сказать да и остаться на чужбине. Но сделав это, они навсегда могли попрощаться с матерью и сёстрами, которых никогда бы не выпустили из Советского Союза. Тогда музыканты приняли решение, что в ближайшее время любой ценой уедут из «Совка», и стали готовиться к побегу из страны.
Самодеятельный джазовый оркестр братьев Овечкиных на улице родного города. Фото: РИА Новости / Петр Петрович Малиновский
Я уеду жить в Лондон
Около полугода примерное семейство разрабатывало план побега, оттачивало детали. На борт самолёта они планировали подняться с несколькими самодельными бомбами и оружейными обрезами. Для провоза последних предприимчивые Овечкины специально изменили форму футляра для контрабаса — настолько, чтобы он не смог поместится на рентгеновский аппарат во время досмотра. Но их старания оказались излишними. Многие из работников аэропорта знали «Семь Симеонов» в лицо, поэтому 8 марта 1988 года, когда музыканты решились на преступление, никто и не думал проверять их багаж. Семья из одиннадцати человек беспрепятственно поднялась на борт Ту-154. По официальной версии, ансамбль летел на гастроли в Ленинград. На самом деле Овечкины собирались в Лондон.
Самодеятельный оркестр братьев Овечкиных. Фото: РИА Новости / Петр Петрович Малиновский
Шутки в сторону
Рейс по маршруту Иркутск - Курган - Ленинград проходил спокойно. Но когда воздушное судно совершило посадку в Кургане для дозаправки и снова взлетело, стало ясно, что до Северной столицы самолёт в этот день не долетит. Овечкины начали действовать быстро, по отработанной ранее схеме. Через стюардессу братья передали пилотам записку, в которой требовали резко сменить маршрут и лететь в Лондон. В противном случае захватчики обещали взорвать самолёт. Сначала пилоты подумали, что музыканты шутят. Однако, когда старшие Овечкины достали обрезы и начали угрожать пассажирам, стало понятно — преступники настроены решительно.
Надо было как можно скорее нейтрализовать вооружённых террористов, пока они кого-нибудь не убили, но как это было сделать? Второй лётчик предложил командиру расправиться с захватчиками самостоятельно. У экипажа было личное оружие — пистолеты Макарова. В случае опасности пилоты имели право стрелять на поражение. Однако, побоявшись последствий, от рискованного плана решили отказаться и ждать указаний с земли. Там руководство операцией взяли на себя офицеры КГБ. С юными террористами сначала пытались договориться: им предложили высадить всех пассажиров в обмен на дозаправку самолёта и гарантированный вылет в Хельсинки. Но «Семь Симеонов» во главе с матерью не хотели идти на уступки. Тогда на переговоры с вооружёнными преступниками вышел бортинженер воздушного судна Иннокентий Ступаков . Мужчине были даны чёткие инструкции — убедить Овечкиных в том, что топливо на исходе, а значит, надо срочно садиться. Молодые люди поверили Ступакову и были готовы к посадке где угодно. Где угодно, но за пределами Советского Союза. Немного посовещавшись, захватчики дали команду взять курс на Финляндию. Следующей на переговоры с братьями вышла бортпроводница Тамара Жаркая . Она сообщила начинающим нервничать преступникам, что скоро воздушное судно сядет в финском городе Котка. С этой минуты задача лётного состава заключалась в том, чтобы имитировать полёт в Финляндию. Было решено совершить посадку на военном аэродроме Вещёво, рядом с Ленинградом, экипаж надеялся, что Овечкины не заметят обмана и, как только воздушное судно приземлится, террористов обезвредят.Спектакль окончен
В 16:05 самолёт благополучно приземлился в Вещёво, всё шло хорошо. Новоиспечённые террористы не подозревали, что они до сих пор находятся на Родине. Но дальше произошло то, что сломало удачный ход всей операции захвата. Неожиданно к воздушному судну со всех сторон начали приближаться советские военные. Овечкиных осенило — всё это время они оставались в «долбаном Совке», рассказы про Финляндию были ложью! В гневе 24-летний Дмитрий тут же расстрелял в упор бортпроводницу Тамару Жаркую. В тот же момент Нинель Овечкина дала команду штурмовать кабину пилотов. Но попытка прорваться к лётчикам потерпела фиаско, тогда братья пригрозили начать расстреливать пассажиров, если самолёт не заправят и не дадут ему спокойно взлететь. Террористы наотрез отказались отпустить хотя бы женщин и детей. Когда семья увидела дозаправщик, они выпустили наружу бортинженера, чтобы тот открыл топливные баки. На самом деле заправка была, но работала своего рода ширмой — снаружи проходил целый спектакль. Всё было подчинено одной цели — тянуть время, пока к самолёту не подберутся две группы захвата. Согласно плану, несколько вооружённых бойцов спецгруппы должны были попасть на борт Ту-154 через окно в кабине пилотов, другие — через вход в хвосте. Когда самолёт тронулся с места и начал выруливать на взлётно-посадочную полосу, операция по захвату и обезвреживанию Овечкиных началась.Резервный план террористов
В 1988 году система правоохранительных органов СССР ещё не была рассчитана на противодействие террористам, целью которых становятся мирные жители. Просто потому, что сами теракты или попытки их проведения были крайне редкими разовыми акциями. Соответственно, не были выработаны механизмы захвата террористов, освобождения заложников. Не было специально обученных для таких действий подразделений в каждом крупном городе, областном центре. В роли спецназа выступили сотрудники патрульно-постовой службы. Этим объясняется то, как они действовали при попытке нейтрализовать братьев Овечкиных. Первыми начали атаку бойцы, находящиеся в кабине пилотов. Они открыли огонь, но в братьев горе-стрелки не попали, зато умудрились ранить четырёх пассажиров. Овечкины оказались куда более меткими, в ответной перестрелке террористы ранили бойцов, которые в итоге скрылись за бронированной дверью кабины пилотов. Штурм с хвоста тоже не увенчался успехом, открыв люк, спецназовцы начали стрелять по ногам захватчиков, но всё было тщетно. По словам очевидцев, террористы метались по салону, как звери, загнанные в клетку. Но в какой-то момент Нинель собрала вокруг себя четверых сыновей: Василия, Дмитрия, Олега и Александра. Пассажиры не сразу поняли, что пытаются сделать эти люди. Тем временем Овечкины попрощались друг с другом и подожгли одну из самодельных бомб. Оказывается, ещё до захвата самолёта семья условилась в случае провала операции покончить жизнь самоубийством. Через секунду прогремел взрыв, от которого погиб лишь Александр. Самолёт загорелся, началась паника, возник пожар. Но террористы продолжали начатое дело. Нинель приказала старшему сыну Василию убить её, тот выстрелил в мать без колебаний. Следующим под дуло обреза встал Дмитрий, потом Олег. 17-летний Игорь не захотел прощаться с жизнью и спрятался в туалете — он знал, что, если брат найдёт его, ему не выжить. Но Василию было некогда искать, времени оставалось совсем немного. Расправившись с Олегом, он выстрелил в себя. Тем временем кто-то из пассажиров открыл не оборудованную трапом дверь; спасаясь от огня, люди стали выпрыгивать из самолёта, все они получили серьёзные травмы и переломы. Когда группа захвата наконец-то проникла на борт, бойцы стали выводить людей. В восемь часов вечера операция по освобождению заложников была завершена. В результате попытки угона погибло четверо мирных граждан — трое пассажиров и бортпроводница. 15 человек получили различные ранения. Из семи Овечкиных погибло пятеро.
Возмездие
Следствие по делу о захвате самолёта длилось почти 5 месяцев. Младших детей отдали сестре Людмиле, которая не участвовала в захвате и даже не знала о нём, поскольку давно жила вместе с супругом отдельно от всей семьи. 28-летнюю Ольгу приговорили к 6 годам заключения, а 17-летнего Игоря — к 8. Но по факту оба отсидели свои сроки лишь наполовину и вышли на свободу. Однако жизнь обоих не сложилась. Вскоре Игоря арестовали за распространение наркотиков, он умер в СИЗО при странных обстоятельствах. Ольга спилась и погибла от рук пьяного сожителя. Младшая из дочерей Нинель — Ульяна — тоже начала пить. Находясь в нетрезвом состоянии, она несколько раз бросалась под колёса автомобиля и в итоге стала инвалидом. Михаил не оставил своё увлечение музыкой, переехал жить в Испанию, но после перенесённого инсульта также стал инвалидом. Татьяна вышла замуж, но на сегодняшний день её следы, как и брата Сергея, потеряны.
С момента захвата самолёта до распада Советского Союза оставалось всего несколько лет. Возможно, знай это Нинель Овечкина, она не решилась бы на такой отчаянный поступок и не искалечила бы жизни собственных детей. Но жажда славы и хорошей жизни для неё оказалась сильнее здравого смысла и важнее жизни других людей.
8 марта 1988 года семья Овечкиных захватила и попыталась угнать пассажирский самолёт Ту-154Б-2. Diletant.ru вспоминает о том, как это было.
В 1988 году семья Овечкиных состояла из матери и 11 детей (отец, Дмитрий Дмитриевич, умер 3 мая 1984 года), в том числе 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов» и официально числились музыкантами при объединении городских парков «Досуг».
Джазовый коллектив «Семь Симеонов» считался визитной карточкой Иркутска. Первым во дворец пионеров, пришел заниматься на ударных Василий. Следом потянулись младшие: Дмитрий на трубе, Олег на кларнете и саксофоне. Когда к ним присоединились Саша с Игорем, Василий попросил заведующего эстрадным отделением училища искусств, Романенко позаниматься с ними. Убедившись, что на концертах пятеро братьев пользуются неизменным успехом, Романенко занялся ансамблем. А когда вместе с ними начали выступать подросшие младшие Миша и Сережа, Василий придумал ансамблю название «Семь Симеонов», по старинной русской сказке и семи братьях. Победа на фестивалях и конкурсах придала братьям веру в собственные силы. Звездным в судьбе ансамбля стал 85 год. Удачные выступления в Москове и Кемерово, Тбилиси и Риге, привлекают к «Симеонам» пристальное внимание. Режиссер Герц Франк снимает о них фильм, который так и называется «Семь Симеонов».
Во время зарубежных гастролей ансамбля «Семь Симеонов» в 1987 году в Токио члены семьи Овечкиных приняли решение покинуть Советский Союз. После возвращения в СССР, «Симеоны» начали готовиться к бегству за границу.
Овечкины решили угнать самолёт, который будет совершать рейс внутри Союза. Дмитрий Овечкин изготовил из ружей обрезы, а также собрал три самодельные бомбы, одну из которых взорвал с целью оценить эффект взрыва. Также он сделал двойное дно в контрабасе и закрепил там оружие, бомбы и сотню патронов. Овечкины также договорились — если побег не удастся, взорваться всей семьёй.
8 марта 1988 года семья Овечкиных — Нинель и её 10 детей — прибыли в аэропорт на посадку в самолёт Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Курган — Ленинград. На момент захвата Нинель Сергеевне Овечкиной был 51 год, Людмиле — 32 года, Ольге — 28, Василию — 26, Дмитрию — 24, Олегу — 21, Александру — 19, Игорю — 17, Татьяне — 14, Михаилу — 13, Ульяне — 10 и Сергею — 9 лет. Старшая дочь Людмила, выйдя замуж, жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.
Обычно мать только провожала сыновей на гастроли. А в поездки отправлялась их сестра Ольга, чтобы помочь в дороге, присмотреть за младшими. Но в тот день, на стойку регистрации легли билеты на всю семью: мать и десять детей. Музыкантов узнали и практически недосматривали. Самый большой предмет контрабас, сотрудница попросила положить на стол и ограничилась поверхностным осмотром. В этот момент, пассажир, стоявший рядом, услышал странный разговор. Один из музыкантов сказал: — «Прощелкали!» Другой его оборвал: — «Заткнись!» Объявили посадку и в 13:30 по местному времени на борт ТУ154 поднялась семья Овечкиных.
Во время посадки пассажиров попросили разместиться в первом салоне. Мест было достаточно. Туда прошли мать с младшими и Ольгой. Старшие братья отправились с инструментами во второй салон. Саша с Дмитрием бережно несли контрабас. Борт проводник Алексей Дворницкий еще удивился: — «Как же они на нем играют, если он такой тяжелый?!» Алексей тогда вспомнил, что месяц назад, двое ребят везли точно такой же. В середине февраля Саша с Дмитрием действительно летели из Ленинграда в Иркутск. Они хотели проверить, как досматривают багаж в аэропорту Пулково. Братья обратили внимание, что помещенный в интероскоп контрабас, едва проходит по ширине, достаточно было слегка увеличить его габариты, чтобы избежать просвечивания. Массивный металлический звукосниматель мог решить и вторую проблему. Объяснить наличие металла при проходе через контрольную рамку. Вернувшись в Иркутск, Дмитрий сделал зажим из мясорубки. Другой более оригинальный способ пронести на борт самолета оружие, трудно было придумать. И к моменту взлета ТУ 154 это оружие уже находилось на борту самолета.
2 Захват
В 14:53, когда самолёт летел в районе Вологды, двое старших братьев Овечкиных встали с мест и запретили остальным пассажирам покидать свои места, угрожая ружейными обрезами. В 15:01 Василий Овечкин передал бортпроводнице Ирине Васильевой записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне или в другом городе на территории Великобритании под угрозой взрыва самолёта. В 15:15 борт сообщил, что топлива осталось на 1 час 35 минут полёта.
В соответствии с Воздушным кодексом СССР, в сложившихся обстоятельствах экипаж самолёта имел право самостоятельно принимать решения. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть. В Кургане самолёт был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай — до запасного аэродрома в Таллине. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо.
Положение осложнялось тем обстоятельством, что экипаж Ту-154 не имел опыта и не был подготовлен к совершению международных перелётов: не знал расположения воздушных коридоров и зарубежную систему эшелонирования полётов; на самолётах внутренних линий не было необходимых справочников по ведению радиосвязи, схем заходов на посадку и др. В этих условиях, появление в воздушном пространстве иностранного государства самолёта, не соблюдающего установленных правил поведения в воздухе и не исполняющего отданных в установленном порядке команд с земли могло привести к катастрофическим последствиям.
Ещё одной проблемой был «языковой барьер», на выполнявшем внутренний рейс «Ту-154» английский язык знал только штурман.
В 15:30 бортинженер Иннокентий Ступаков вышел в салон и в результате переговоров сумел объяснить, что для совершения полёта в Великобританию недостаточно топлива, после чего ему удалось убедить террористов разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии.
3 Приземление на аэродроме Вещево. Штурм
В 16:05 самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. По громкой связи в салоне самолёта было объявлено, что авиалайнер производит посадку на дозаправку в аэропорту финского города Котка.
Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины поняли, что их обманули. Братья Овечкины потребовали немедленно взлетать, попытались выломать дверь кабины пилотов, угрожали начать убивать пассажиров. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую.
Чтобы разрядить обстановку, командир запустил двигатели и попросил у штаба разрешение начать движение по взлетной полосе, пока обе группы захвата в кабине и багажном отделении не будут готовы к штурму. Между группами не было связи, отказали рации. Из-за шума двигателя общались с помощью записок. Когда самолет остановился в конце взлетной полосы для разворота, в кабину приникли еще двое Омоновцев с запиской. Сигналом штурма для обеих групп должно было стать начало движения самолета.
В 19:10 начался штурм. Он был осуществлён сотрудниками специального подразделения патрульно-постовой службы милиции ГУВД Леноблисполкома, которым командовал подполковник милиции С. С. Ходаков. Штурм самолёта выполняла группа под командованием ст. лейтенанта милиции А. М. Лагодича из 10 человек, в оцеплении находились сотрудники милиции из ГОВД Выборга.
Одна группа должна была ворваться в первый салон из кабины, другая во второй салон, через люки в полу. В первом салоне, Олег, отстреливаясь из двуствольного обреза, не дал группе захвата даже выйти из кабины, ранив двоих омоновцев. Во втором салоне не сумев проникнуть внутрь через люки в полу, из-за ковровой дорожки, группа захвата в слепую вела огонь. Дмитрий отстреливался из одноствольного обреза. Люди в ужасе прятались за кресла, сползали на пол. Салон выглядел абсолютно пустым. Расстреляв по обойме, Омоновцы закрылись и стали эвакуировать раненых товарищей. Олег Овечкин был ранен, ранили самого младшего Сергея. Игоря Овечкина пуля зацепила возле кухни.
Вся семья собралась вместе. Звали Игоря. Но тот не отозвался, он не хотел умирать. Выдержки из показаний Михаила Овечкина: «Братья поняли, что их окружили, и решили застрелиться. Первым выстрелил себе под подбородок Дима. Затем Василий и Олег подошли к Саше, встали вокруг взрывного устройства, и Саша поджег его. Когда раздался взрыв, никто из ребят не пострадал, только у Саши загорелись брюки, а также обшивка кресла, и выбило стекло иллюминатора. Начался пожар. Тогда Саша взял у Олега обрез и застрелился… Когда Олег упал, мама попросила Васю, чтобы он застрелил ее… Он выстрелил маме в висок. Когда мама упала, он сказал нам, чтобы мы убегали, и застрелился сам».
От взрыва в самолете начался пожар. Бортпроводникам удалось открыть два люка и развернуть надувные трапы. Через два других люка часть пассажиров в панике выпрыгивала прямо на бетонную полосу.
В результате пожара самолет полностью сгорел.
В результате теракта из 8 членов экипажа и 76 пассажиров (включая 11 Овечкиных) погибли 9 человек: пять террористов (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница Т. И. Жаркая и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров).
Останки Овечкиных пронумеровали, упаковали в полиэтиленовые мешки и увезли на экспертизу. Похоронили под Выборгом, в поселке Вещево под номерами.
Ольга Овечкина на суде
Судебное разбирательство длилось 7 месяцев. Было исписано 18 томов дела с разными показаниями. И вот 23 сентября Ленинградский областной суд вынес решение: «За вооруженный захват самолета с целью угона за пределы СССР Ольга Овечкина приговорена к 6 годам лишения свободы, Игорь Овечкин — к 8. Четверо — Сергей, Ульяна, Татьяна и Михаил — освобождены от уголовной ответственности по малолетству».
Семья Овечкиных жила в небольшом домике на улице Детской в городе Иркутске. Сейчас от этого домика номер 24 остались одни развалины на фоне Князе-Владимирский церкви, которая словно напоминает: Бог есть, он рядом, но жизнь твоя и в твоих руках.
Семья была многодетной, за это мать Нинель Овечкина в 1979 году была награждена медалью "Мать-героиня". Отец, Овечкин Дмитрий Дмитриевич, умер в 1984 году. Мать - Нинель Сергеевна (51 год) Дети - Людмила, Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет).
Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.
Учились они, как и большинство детей из Рабочего, в школе N 66. Старшие во всем опекали младших, младшие во всем слушались старших, а все вместе беспрекословно подчинялись матери. Ее слово или решение были законом для всех и обсуждению не подлежали.
Права на индивидуальность здесь не имел никто, кроме матери. Если музыканты, то все, а дочери, как и она, по торговой части. Упорный труд не оставлял в их жизни места для другого, разве что для музыки, которая тоже родилась здесь, в их доме.
Они быстро прославились. Осенью 1983 года они пришли к Владимиру Романенко, преподавателю Иркутского училища искусств, и попросили помочь им организовать джазовый ансамбль. Потом в училище состоялся смотр-конкурс, на котором присутствовал представитель Министерства культуры. Вот он и сказал, что этот номер нужно обязательно показать в Москве. Показали. 1985 год принес им известность. Всесоюзный фестиваль "Джаз-85" в Тбилиси, творческий отчет "Всемирный фестиваль молодежи и студентов", передача Центрального телевидения "Шире круг" - везде блистали иркутские "Семь Симеонов".
Юных музыкантов устроили в Иркутское училище искусств, потом обком выбил места в Институте имени Гнесиных. Только учиться по-настоящему музыке оказалось некогда: грянули гастроли: сначала в Москве, Кузбассе, потом за рубежом - в Японии. А по возвращении оттуда учиться уже не хотелось.
Окончательно вскружила голову Япония. "Симеоны" вернулись с гастролей в полной уверенности: только за рубежом по-настоящему смогут оценить их талант. Тогда-то, видимо, и возникла мысль "мотануть" в капстрану.
8 марта 1988 года семья Овечкиных совершила попытку захвата пассажирского самолета Ту-154(бортовой номер 85413), выполнявшего рейс Иркутск - Курган - Ленинград, с целью угона за границу.
"Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем" - бригадир бортпроводников Ирина Васильева не поверила. Так и сказала командиру корабля Валентину Куприянову, мол, не пойму, может, столь оригинальная шутка по случаю 8 Марта?
Командир корабля не разделял оптимизма бортпроводницы. Он отдал ясные и четкие команды: с этого момента в пилотскую кабину не входить, связь поддерживать по телефону, выяснить, действительно ли реальна угроза, что конкретно требуют террористы?
Всего через несколько минут девушки поняли справедливость слов Куприянова. Когда Тамара Жаркая и Ирина Васильева появились во втором салоне, в конец которого ушли после посадки в Кургане Овечкины, они увидели направленные в грудь стволы охотничьих обрезов.
- Вдвоем не подходить! Одной оставаться на месте! - раздался окрик.
15. 01. Главный центр управления воздушным движением получил информацию из Ленинграда: на траверзе Вологды вооруженными преступниками захвачен самолет Ту-154. Высота полета 11. 600 метров.
... Бандиты обнаружили себя после вылета из Кургана. Пассажиры хвостового отсека с удивлением увидели, что молодой человек в сером свитере и фетровом берете не пускает людей в туалет. Не пустил женщину, потом ребенка. Не успел подняться со своего места мужчина, как услышал резкую команду: "А ну сядь!.. " Он обернулся - два парня подняли обрезы и направили их в пассажира.
15. 15. Борт самолета N 85413 информировал "Землю": в салоне 11 угонщиков. Остаток топлива на 1 час 35 минут полета.
15. 22. Удаление самолета от Ленинградского аэродрома Пулково - 180 километров.
15. 30. Начальник смены главного центра УВД передает на борт: бортинженера можно выпустить в салон для переговоров. Соблюдать меры предосторожности.
Бортинженер Иннокентий Ступаков вышел во второй, задний, салон. Едва вошел, крик: "Стоять! Дальше ни ша1у1" Как можно спокойнее предложил: "Подойдите кто-нибудь один, поговорим... " Сошлись на середине салона, сели в кресла по разные стороны прохода. Террорист нервничал:
Требуем лететь в Лондон!
Горючего не хватит. У нас топлива едва до Ленинграда. Надо садиться на дозаправку.
Тогда садитесь за границей...
- Хорошо, - сказал Ступаков, - я доложу командиру. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. "Земля" дала добро. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть.
В Кургане самолет был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай - до запасного аэродрома в Таллинне. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо. Как быть? Садиться в Ленинграде или Таллинне? А если террористы узнают город с высоты? Обещание взорвать "бомбу" более чем реально.
"Земля" приказывает уходить на запасной аэродром, который находится в стороне от Ленинграда. Самолет делает разворот почти на 180 градусов...
А в салоне раздаются истеричные крики террористов: "Что такое? Что происходит? Почему самолет поворачивает? Всех взорвем! "
К бандитам бросается бортпроводница Тамара Жаркая, пытается их успокоить, объясняет: самолет делает маневр перед посадкой в финском городе Котка. По громкой связи звучит сообщение: лайнер идет на дозаправку в Финляндию, просим пассажиров оставаться на своих местах, пристегнуть ремни, сохранять спокойствие.
15. 55. ТУ-154 у цели. Впереди аэродром Вещево. Высота 1500 метров. Командир корабля Валентин Куприянов запрашивает "Землю": какие рекомендации? Рекомендация одна - продолжать переговоры.
Самолет резко идет на снижение. Низкая облачность. Преступники беспокоятся, требуют сделать круг над землей. Но у пилота свой план: надо скорее посадить лайнер. 16. 05. Самолет произвел посадку.
Пилоты, пассажиры и, конечно же, террористы увидели, как от края летного поля к лайнеру бегут солдаты. Знакомые шинели, фуражки, автоматы Калашникова. Бандиты понимают: их провели. Гремят первые выстрелы, пока предупредительные, в салонную переборку.
Преступники требуют, чтобы экипаж вышел из кабины и выстроился лицом к стене.
Командир корабля передает через бортпроводницу Ирину Васильеву о подходе автомобиля-заправщика. Вновь в салоне крики: "Взлет! Взлет! Не нужна дозаправка, взорвем! " Василий и Дмитрий Овечкины ломятся в дверь пилотской кабины, бьют ногами, прикладами обрезов, стремянкой. Грозят: "Если экипаж не будет подчиняться, начнем убивать пассажиров".
Тамара Жаркая просит их успокоиться, уговаривает: "Не надо стрелять! Взорвется самолет, погибнут люди. Сейчас подойдет заправщик и полетим дальше". Двое бандитов хватают ее за руки и усаживают с собой. А через несколько минут Дмитрий Овечкин, красавец-трубач в ансамбле "Семь Симеонов", убивает Тамару.
Подошел первый заправщик. С борта самолета видно, как находящийся на заправщике офицер спешно срывает с шапки кокарду. Люди, стоящие у края летного поля, делают жесты, тоже понятные всем - они направляют действия штурмующих. Обстановка накаляется. Василий рвется в кабину: "Открывай! Иначе кого-нибудь застрелю... " Олег бегает с оружием по салону и истерически орет: "Не смотрите на меня - перестреляю! "
Командир передает в салон: при дозаправке без бортинженера не обойтись.
17. 04. С борта самолета сообщили: разрешение на выход бортинженера получено.
Иннокентию Ступакову ловко удалось выскользнуть из кабины, да так, что никто из преступников не успел проникнуть к пилотам. Вот он уже на крыле, открыл горловину, опустил в нее шланг. Бандиты внимательно следили за каждым его движением.
17. 12. Первый дозаправщик заправил самолет. С борта требуют второй.
17. 18. Напряжение на земле растет. Спасатели на вертолетах перебазировались ближе к самолету. Рейсовые самолеты огибают опасный район.
17. 20. Угонщики, угрожая оружием, требуют немедленного вылета в Хельсинки.
17. 50. К Ту-154 подошел второй заправщик.
18. 10. Заправка окончена.
Теперь перед Ступаковым стояла задача - вновь проскользнуть в кабину, не дав прорваться туда бандитам. Но как это сделать? Овечкины "пасут" каждый его шаг.
Поднявшись на борт, Иннокентий передает бандиту стремянку, просит: "Подержи, надо люк закрыть. " Пока тот возится со стремянкой, удается совершить обратный маневр.
В это время - вызов по СПУ. Кто-то из террористов, взяв трубку у бортпроводницы, спрашивает: "Почему не взлетаешь, командир? " " Надо развернуться, жду тягач". "Жди, но только пять минут, понял? Не взлетишь, взорвем самолет! "
18. 35. Два человека из группы захвата поднялись в кабину. Начинается подготовка к обезвреживанию бандитов.
18. 50. Продолжаются угрозы взорвать самолет. Бортпроводники проявляют выдержку.
В 19. 10 самолет тронулся с места и группа рванула дверь пилотской кабины.
В те дни газета "Известия" дальнейшие события живописала так: "Сразу началась бешеная стрельба. Через несколько секунд дверь захлопнулась. Два бойца, разрядившие пистолеты в преступников, упали на пол кабины, обливаясь кровью. Их раны, к счастью, оказались не опасны для жизни".
В том, что "два бойца разрядили пистолеты", сомнения нет, но вот в кого? Преступники не получили и царапины. Куда же летели пули, в кого палили два бойца? Вот что рассказывает участница тех событий, бортпроводница Валентина Николаева:
"Они приоткрыли дверь и начали беспорядочную стрельбу по салону, не видя и не думая, что кроме преступников здесь находятся бортпроводницы, пассажиры. Пули летели не в преступников, а в мою сторону. Я присела, закрыв голову руками, пули летели над головой, через панель, в пассажиров первого салона".
В какой-то момент раздался хлопок. Это был взрыв. С левой стороны сзади крыла образовалась дыра, откуда повалил едкий желтый дым.В самолет вспыхнул пожар. И в тот же момент из разбитых иллюминаторов, из люков и дверей с обеих сторон самолета на землю стали прыгать люди...
Между тем в салонах творилось что-то невообразимое. Бандиты тоже поняли, что выбора больше у них нет. Снаружи врывались бойцы группы захвата. Изнутри кому-то удалось открыть аварийный люк. Со всех сторон шла стрельба. В эти мгновения, по словам очевидцев, бандиты пристрелили мать. Двое из них покончили с собой, еще один погиб при взрыве. ...
Старший следователь военной прокуратуры Ленинградского военного округа майор юстиции Андрей Ковалев, который вел следствие, так оценивает действие группы захвата:
"От экипажа группе захвата было известно, чем вооружены преступники, но это не помогло.
"Когда в нас понесся град выстрелов, - рассказывали они, - мы подумали, что стреляют из автомата... " В ответ сами стали палить из пистолетов. Прикрывшись щитами, стреляли вслепую в конец салона, где находились Овечкины. Ранили пассажира майора Я. Таюрского. Он сидел в трех-четырех метрах от кабины самолета, из которой вела огонь группа захвата. Вместе с ним пострадали еще три человека. И только чудом можно объяснить тот факт, что в такой перестрелке не поубивали пассажиров, находившихся в салоне самолета... Замечу, так действовали не солдаты срочной службы, а профессионалы, которые за свой труд получают деньги".
Не прав старший следователь только в одном: хотя бойцы группы захвата получают деньги и числятся в профессионалах, они далеки от этого высокого звания.
Такие же "профессионалы" действовали и в хвостовой части самолета. Ничего лучшего они не придумали, как, открыв люк, разрезать ножом коврик под ногами прямо у бандитов.
Однако было бы неверно во всем случившемся обвинять только группу захвата. От первого своего шага в аэропорту Иркутска до последней минуты в горящем самолете, террористы Овечкины встречались с вопиющим непрофессионализмом. Исключение составляет, пожалуй, только экипаж самолета - не теряющие самообладания пилоты, мужественные бортпроводники. Остальные крепко повязаны неумением работать, низкой служебной квалификацией.
Первыми, кто сказал бандитам "счастливого полета", была смена иркутского аэропорта под руководством капитана милиции К. Джикая. На выходе номер три в тот день контролировали посадку и вели досмотр ручной клади сержант В. Макеев, младший сержант В. Журнист, в также диспетчеры отдела перевозок Г. Сергеева и И. Богомолова. Кроме ручной клади и инструментов, других вещей у Овечкиных не было. Ничего подозрительного в поведении пассажиров милиционеры не обнаружили. Да особенно придирчиво и не присматривались, ведь это ж "сами Овечкины", музыканты, гордость области.
Один из старших братьев даже попытался поставить контрабас в рентгенотелевизионный интроскоп. Галина Сергеева попросила положить инструмент на стол, дернула молнию на чехле, махнула рукой: проходи! Вот и вся проверка.
О действиях группы захвата и тех, кто "встречал" на земле убегающих из горящего самолета пассажиров, мы рассказали. Надо добавить, что и в верхнем эшелоне руководства операцией профессионализма было не больше.
Начальник управления КГБ по городу и области генерал-лейтенант В. Прилуков руководил операцией непосредственно из... Ленинграда. Как? На этот вопрос он отвечал сам: "Держал связь с Москвой"...
Итог трагедии...
Всю ночь, до четырех утра продолжалась операция самого тяжелого больного, 26-летнего ленинградского аспиранта Игоря Мойзеля. Пуля угодила в поясницу, прошла навылет через легкое. ...
Игорь в кромешной тьме оказался раньше всех у открытого люка. В лицо ударила морозная свежесть. Игорь спрыгнул вниз, указывая спасительный путь остальным. На земле он оказался одним из первых. Опасность, казалось, миновала, но в этот момент и прогремел выстрел. Откуда? Он так и не понял. ...
Какой же ценой удалось предотвратить угон "ТУ-154"? Самолет сгорел дотла, погибло, включая пятерых преступников, 9 человек, ранено - в том числе двое из группы захвата - 19 человек, многие из которых могут остаться инвалидами. Можно ли было избежать подобных жертв? Возможны ли были другие решения в сложившейся ситуации. ...
Убитую стюардессу Тамару Жаркую посмертно наградили орденом Мужества. Семье оказали материальную помощь. В Иркутске хотели назвать улицу именем погибшей девушки, но потом эту идею похоронили. Коллеги Тамары ежегодно 8 марта собираются у ее могилы. А в авиакомпании, где Жаркая работала, есть музей в ее честь...
6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи, по возрасту подлежащими уголовной ответственности - Игорем и Ольгой Овечкиными. Суд вынес приговоры: Ольге - 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была на шестом месяце беременности; дочь Лариса родилась в заключении, её взяла на воспитание сестра Ольги - Людмила. Несовершеннолетние Овечкины были переданы в детский дом,откуда ценой неимоверных усилий Людмиле,у которой было трое собственных детей, удалось их забрать в свою семью и воспитать вместо матери.
В 1999 году на основе истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама».
Игорь Овечкин в 1990-е годы был вторично арестован, на этот раз за распространение наркотиков.
8 июня 2004 года Ольга Овечкина была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры.
Михаил Овечкин переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в джазовом коллективе «Easy Winners»
По материалам Михаила Болтунова, "Альфа - сверхсекретный отряд КГБ" и А.ЭБНЕР
На закате советской эпохи в Иркутске рождается джазовый ансамбль «Семь Симеонов» - джаз-бенд . В его составе 7 родных братьев Овечкиных . Самому младшему 9 лет, старшему – 26. Основатель и продюсер в одном лице - их мать Нинель Сергеевна. Биографию этой суровой женщины можно уложить в строчку: выросла в детдоме, рано потеряла мужа, оставшись с 11 детьми на руках. Овечкины были талантливыми музыкантами и числились на особом положении у чиновников из горотдела культуры. За участие во всесоюзных фестивалях им даже дали две квартиры в девятиэтажке, назначили юным музыкантам оклад и выхлопотали места в институте им. Гнесиных .
Только вдруг эти сливки общества превратились во что-то дурно пахнущее и кровавое, - говорит известный фоторепортер Александр Князев .
В 1987 году братья Овечкины отправились на гастроли в Японию . После возвращения из-за границы у них и возникло желание вырваться из нищеты и тотального дефицита. Кроме того, на гастролях в Токио ансамблю намекнули о заманчивом контракте с европейской звукозаписывающей студией: в Лондоне сибиряки рассчитывали получить убежище и зажить на широкую ногу. Полгода Овечкины готовили теракт! Младших детей в планы не посвящали. Мать сумела на черном рынке купить ружья и патроны за копейки - якобы для охоты, вместе со старшими сыновьями сделала бомбу и… 8 марта 1988 года «Семь Симеонов» отправились на захват самолета, следовавшего по маршруту Иркутск – Курган - Ленинград .
Или все улетим, или все умрем, - заклинала Нинель детям.
Курс на Лондон
76 пассажиров на борту, 8 членов экипажа. Погибли 9 человек… О самом громком теракте в СССР снимали документальные и художественные фильмы, выходили циклы телепередач и статей в газетах.
Спустя 30 лет «Комсомолке» удалось разыскать членов экипажа того самого рейса. Главному герою - бортинженеру Иннокентию Ступакову , который вел переговоры с террористами, рискуя жизнью, сейчас 87 лет. Он рассказывает о том, чего не мог озвучить в советские времена.
Не хочется вспоминать тот день - хватило! - говорит Иннокентий Дмитриевич. – Хорошо, что это закончилось без большого кровопролития. До сих пор не дает покоя мысль, что невинные погибли (бортпроводница и трое пассажиров. - Прим. авт.) и самолет сгорел, как спичечный коробок, за 15 минут. Но это не вина экипажа. Я ведь часто думаю об этом… О том, как мать могла так держать сыновей! Они без заслонок, беспрекословно, как под гипнозом, исполнения все, что она говорила. Вернее, кричала: «Убивайте!»
Но мы вспомним тот день. Утро 8 марта 1988 года. Овечкины всей семьей приехали в иркутский аэропорт (с ними не было только старшей сестры Людмилы - она вышла замуж и жила отдельно. - Прим. авт.). Сказали, что летят на фестиваль, даже подарили цветы сотрудницам воздушной гавани. Всеобщих любимцев, видимо, даже толком не досматривали. Овечкины это знали и спрятали оружие и взрывчатку в футляр для контрабаса.
Он не входил в интроскоп (прибор-рентген. – Прим. авт.), поэтому инструмент не досматривали, - объясняет штурман того рейса Виталий Зосимович. Сейчас ему 67 лет. – Первая половина полета прошла спокойно. Напротив, у всех было прекрасное настроение. Даже шутили: мол, с музыкой полетим. Но после дозаправки в Кургане наши девочки раздали пассажирам еду и на подносе принесли нам записку от Овечкиных: «Следовать в Лондон. Не снижаться, иначе самолет взорвем. Вы под нашим контролем».
Экипаж сначала решил, что это розыгрыш. Но все же отправили к музыкантам бортинженера Ступакова. Два старших брата Овечкиных, Василий и Дмитрий, стояли с обрезами в руках, а на полу красовался тот самый контрабас, уже помеченный красным крестом.
На борту террористы, 11 человек. Оружие, взрывчатка, - сразу связался с руководителем полетов в Москве командир корабля Валентин Куприянов .
Мы были шокированы, но старались не теряться, следовали инструкции, - продолжает штурман Виталий Кравченко . – Ведь и те времена были теракты: например, угон Ан-24 в Турцию , где погибла стюардесса Надежда Курченко . В инструкции был список аэродромов, куда можно было сесть в случае нештатной ситуации. Ближайший к нам оказался военный аэродром Вещево под Выборгом . На него и взяли курс…
Мать - королева террористов
Почему? Пилоты понимали, что если пересекут воздушную границу, то все погибнут. Захваченный «Семью Симеонами» Ту-154 сопровождали истребители. И приказ у них был простой: при пересечении границы открывать огонь на поражение. Даже ценой жизни стольких людей! Поэтому специально для террористов экипаж придумал легенду – посадить самолет якобы на дозаправку, ведь до Лондона топлива не хватит. А Выборг внешне похож на европейский городок. Овечкины поверили, что приземляются где-то в Финляндии и поэтому на сделку с экипажем пошли. Бортинженер Ступаков от имени руководства поставил лишь одно условие: в аэропорту дозаправки все пассажиры должны покинуть Ту-154.
Нинель Овечкина. Кадр из фильма "Семь Семионов", Восточно-Сибирская студия кинохроники.
Эти полтора часа до Выборга казались целой вечностью… - говорит Виталий. – Самолет взял высоту 10 тыс. метров. Одно неверное слово, одно неверное движение - и Овечкины бы открыли стрельбу. Малейшая дырка от пули - и полная разгерметизация салона, а значит, гибель… Мы не могли этого допустить. Девочки-стюардессы делали невозможное: успокаивали пассажиров, «обхаживали» Овечкиных. Подносили водичку, улыбались, любезно разговаривали с ними.
Настоящий герой того рокового полета - бортинженер Ступаков. Ему досталась роль вести переговоры с вооруженными до зубов музыкантами. И он сыграл ее как по нотам. Говорил, что лайнер уже в воздушной гавани Финляндии и вот-вот совершит посадку. Удивительно, но Овечкины верили и вели себя спокойно. Мать Нинель сидела в кресле последнего ряда, как королева. Взгляд, поза - она предвкушала красивую лондонскую жизнь. Рядом находилась дочь Ольга, повадками и манерами копировала мать. Двое старших сыновей с обрезами в руках, как верные церберы, туда-сюда ходили по салону, постоянно спрашивая мать, что делать дальше.
Когда начали заходить на посадку в Вещево, слышали гул Ту-134, - вспоминает Виталий. - В нем, как нам передала земля, находилась профессиональная группа захвата из Москвы. Но сесть лайнер не мог. Взлетка в Вещево маленькая. Два таких больших самолета, как наш и Ту-134, одновременно не сели бы. Силовиков развернули и отправили в Ленинград. Оттуда группу захвата должны были перебросить в Выборг вертолетом. И это, считаю, было не совсем верно. Если бы нас попросили проехать дальше от той точки, где нам приказали встать на стоянку, то Ту-134 спокойно мог бы приземлиться. Быть может, нам не пришлось бы в страхе и ужасе еще 3,5 часа сидеть в лайнере в полной неизвестности. И, главное, быть может, никто бы не погиб…
План Б
Но история сделала другой виток. Случилось то, что случилось.
Мы стояли на взлетной полосе, заправляли самолет и ждали непонятно чего, - продолжает штурман. – Овечкиным мы говорили, что такова процедура: cначала, мол, нужно осмотреть судно на техническую исправность. А бортинженер просто тянул время. Примерно через час-два в форточки кабины пилотов забрались шесть человек. Это были сотрудники местной дежурной части милиции. Мы помогли им забраться, надеть бронежилеты и каски. Овечкины схватили стремянку и ею стали выламывать бронированную дверь кабины пилотов. Приоткрыв дверь в салон, милиционеры начали палить по братьям! Но вместо этого пули рикошетом ранили их самих.
Попали пули и в нескольких пассажиров первого салона. Это вызвало страшную панику и разозлило преступников. Потом убили стюардессу Тамару…
Экипаж понимал: это только начало. И не ошиблись. Овечкины, понимая, что окружены, подожгли футляр контрабаса, где спрятали самодельную бомбу. Взрыв оказался слишком слабым, но вызвал пожар. Дым, гарь, едкий запах… Пассажиры в панике вскочили с мест и бросились к аварийному люку. Сумев открыть его, они стали выпрыгивать с 6-метровой высоты.
Мы, почувствовав запах дыма, открыли дверь в салон, но ничего уже не было видно, - вспоминает штурман. – Как раз в этот момент в иллюминаторы увидели, как бегут солдаты (та самая группа захвата из Ленинграда), подъезжают автобусы. Мы по канатам спустились вниз, а пассажиры по специальным желобам головой вниз скатывались в сугробы. Женщин и детей сажали в автобусы, мужчин держали под дулом автомата - в темноте же не разобрать, где преступники, а где обычные люди. Помню, как по желобу скатилась Ольга Овечкина. Она первой села в автобус. Эта сцена до сих пор перед глазами стоит.
А что с остальными преступниками? Позже экипаж узнает, что пока самолет горел, четверо братьев Овечкиных застрелились, а прежде один из них убил мать. Они прекрасно понимали: рассчитывать им больше не на что, никто из них на свободе не останется.
И этот план был планом Б.
После случившегося весь экипаж отправили на месяц в санаторий, - вспоминает Виталий Кравченко. – Нам всем нужно было время, чтобы прийти в себя…
Что стало с оставшимися в живых
После теракта в живых остались 5 Овечкиных, не считая Людмилы, которая не полетела с семьей в Лондон. Но на скамье подсудимых оказались лишь двое - 28-летняя Ольга и 17-летний Игорь. Остальные в силу возраста избежали наказания. Ольга свою вину не признала, говоря о том, что до последнего не хотела участвовать в этом деле. Ее приговорили к 6 годам. Смягчающим обстоятельством стала ее беременность. Игорь получил 8 лет колонии. И брат, и сестра провели за колючей проволокой лишь половину срока, обоих освободили досрочно по амнистии. Но дальнейший их путь был не радужным: в 2004 году Ольгу убил сожитель в пьяной ссоре, а Игорь после освобождения некоторое время жил в Санкт-Петербурге , зарабатывал на жизнь музыкой (играл в ресторанах), но стал наркоманом и снова получил срок. В 1999 году был убит в камере другим задержанным.
Младшие братья, Михаил и Сергей Овечкины, тоже вместо славы и почета оказались за бортом жизни. Талантливый Миша жил в Санкт-Петербурге, где работал в разных джазовых коллективах. В 2002 году перебрался в Испанию . Но пьянство погубило его: из коллектива выгнали, и он стал уличным музыкантом. В 2012 году он перенес инсульт, став инвалидом. По данным 2013 года, он проживает в хосписе в Барселоне . О Сергее же ничего неизвестно. Говорят, пропал без вести. Младшая сестра Овечкиных страдает алкоголизмом. Благополучно сложилась судьба только двух сестер. Татьяна сменила фамилию, выйдя замуж. Людмила - единственная, кто не участвовал в теракте, - живет в Черемхове . Женщины не жалуют журналистов и не хотят бередить незаживающие раны.
Как бы мы сейчас жили? Где-нибудь за границей. Мы бы все равно уехали - музыканты же они хорошие были. Все наперекосяк. Вся жизнь, - признавались оставшиеся в живых Овечкины в интервью 5 лет назад иркутскому телеканалу.
Сейчас они наотрез отказываются давать комментарии. Да и не нужно. Жизнь сама расставила все точки над i.
МНЕНИЕ
Валерий НИКИФОРОВ, бывший штурман, экс-руководитель Иркутского авиационного технического колледжа:
«Они не хотели жить в ССССР и мечтали о больших деньгах»
Овечкины чувствовали себя великими музыкантами. А после поездки в Японию их обуяло безудержное желание хорошей жизни, хотели больших денег, хотели быть знаменитыми, как Битлз! Не меньше! Все это на фоне особенных взаимоотношений внутри семьи, где мать тоталитарно верховодила всем, где у каждого были четко распределены роли, строжайшая дисциплина, ориентир на добывание денег: ничего бесплатно они не делали. Нинель Овечкина была очень властной, волевой женщиной. В точности такой, какой ее сыграла Нона Мордюкова в фильме «Мама». Да, не всем придет в голову изготовить бомбу ради лучшей доли, но это как раз говорит о неадекватности этой семьи. Малограмотные, ограниченные люди, которые жили, словно в собственной секте и им было невдомек, что через 3 года СССР развалится. Им в голову не приходило изучать историю, следить за тенденциями, которые в то время в мире происходили. Поэтому в этой истории не надо ничего домысливать. Овечкины хотели жить за границей и, наверное, ненавидели Советский Союз!