Сценарий познавательной программы по экологии. Игра в начальной школе
Цели:
- Активизировать познавательную деятельность детей.
- Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
- Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
- Способствовать сплочению коллектива класс.
Предварительная подготовка:
- Подготовка рисунков, оформление выставки.
- Подготовка раздаточного материала для конкурсов
- Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
- Подбор музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование:
- магнитофон, карточки с вопросами;
- плакаты с изображением животных;
- музыкальный молоточек для аукциона;
- предметы и картинки с живой и неживой природой.
Плакаты:
1. Логика природы есть самая доступная и
самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)2. Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)
Ход занятия
Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.И лес живет, под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.
Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.
Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.
Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.
Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.
I. Конкурс «Живая и неживая природа».
Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
- Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
- Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
II. Конкурс «Животные».
От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.
Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…
III. Конкурс «Эрудит».
Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.
- Назовите 10 домашних животных.
- Назовите 10 животных на букву А.
- Назовите 10 птиц.
- Назовите 10 рыб.
- Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
- Назовите 10 диких животных обитающих в России.
IV. Конкурс «Загадки».
В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.
Загадки:
|
|
V. Конкурс «Экологический».
Каждой команде раздаются карточки с вопросами.
- Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
- Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
- Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
- Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?
VI. Конкурс «Ассоциации».
Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?
- Гриб. (Лисичка.)
- Бездельник. (Ленивец.)
- Маршрутка. (Газель.)
- Денежная единица Болгарии. (Лев.)
- Военный корабль. (Броненосец.)
- Автомобиль. (Ягуар.)
- Шахматы. (Конь, слон.)
- Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
- Безбилетный пассажир. (Заяц.)
- Пешеходный переход. (Зебра.)
- Река. (Тигр.)
- Торговая марка. (Пума.)
- Оборонительное заграждение. (Еж.)
- Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
- Жилище животного. (Норка.)
- Символ России. (Медведь.)
VII. Конкурс «Отгадай животное».
- Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
- Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
- Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
- Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).
VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».
Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.
После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.
Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.
Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».
Чтец 1.
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Чтец 2.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.
Чтец 3.
Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Чтец 4.
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Чтец 5.
Мы порой со смущеньем отводим глаза,
Увидав беспризорного грустного пса,
Убеждаем себя, что не мы виноваты,
Если в нашем подвале плачут котята.
Только знайте: мечтают животные все
О хозяине добром, о своем уголке,
Мечтают вас вечером ждать у дверей,
Тереться о ноги хозяйки своей.
На улице ждут их холод и вьюга,
А в доме всегда есть местечко для друга.
Если вам тесно в квартирах огромных,
Вы покормите животных бездомных.
(Г. Ульянова)
Итог занятия.
В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:
- Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
- Что вы узнали нового с нашего занятия?
- Почему надо много знать о природе?
- Чье выступление вам больше всего понравилось?
Список литературы:
- Внеклассные мероприятия: 4 класс. /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. - М.: ВАКО, 2007. 272с. (Мозаика детского отдыха.)
- Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2008. 256с. (Мозаика детского отдыха.)
- Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. - М.: ВАКО, 2008. 176с. (Мозаика детского отдыха.)
- Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 4-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. 208с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2008. 288с. (Мозаика детского отдыха.)
7
Сценарий познавательно-игровой программы по экологии
«За природу в ответе и взрослые и дети»
Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Звучит песня «Чистые пруды» Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5. Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!Слайд Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.Слайды «Природа» после каждой строчки Природа – это дом, в котором мы живем,И в нем шумят леса, текут и плещут реки.Под небом голубым, под солнцем золотым,Хотим мы в доме том жить вовеки.Природа – это дом, украшенный трудом,Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?Что будет, если в нём крыша под огнем,Что будет, если в нем сломаем стены?Природа – это дом, в котором день за днёмРастут цветы и хлеб, кругом смеются дети.И этот дом и смех – один, один на всех,Другого дома нет на целом свете.Слайд
- Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви. В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать. Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.
- Начинаем 1 этап нашей игры.
30 кипарисов
ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА
- ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади).
КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/
ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/
КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/
НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/
КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./
САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/
КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/
НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/
КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/
ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА
- ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/
ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/
КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/
ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/
ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/
ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/
С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/
КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/
САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/
КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/
ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА
- КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/
ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/
ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/
КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/
КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/
КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/
КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/
КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/
САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/
САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/
ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА
- КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/
КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/
ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» - у них на брюшке насечки/
КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/
КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/
НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/
У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/
ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА
ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА
- ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/
КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/
КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/
К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/
ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/
КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/
ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/
КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/
КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/
- Закончился 1 этап экологического турнира. Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!» Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.
- Все богатства русского пейзажа
- Начинаем 2 этап нашего турнира.
- - Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/
От меня вам всем приветик. - Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. - Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” )3. Продолжите стихотворение:Колокольчики мои,
Цветики степные!(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой ) 4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена. - О каком цветке идёт речь? (Одуванчик ) 5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей - О каком цветке идёт речь? (О розе ) 6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов ) 7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка ) 8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек ) 9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )
- 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/ - Ваша задача придумать знак и нарисовать его.- Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки» - В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/
Слайды /9 шт./ Слайд-заставка - Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!- Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.- Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя» Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3. 5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»Слайд Слова для команд 1 команда 2 команда 3 командаРОЗАЛИПААИСТТИГР /25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/
Слайд-заставка
6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/ - Чтобы любить природу, нужно её знать.Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )
- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!
Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/
Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.
Приложение
4
.
Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин
СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»
Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.
Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
Слайд
- Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.
Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».
- Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.
- Услышу ль у сосен в полдневный час
- Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Ты, дружок, смотри не подкачай!
- Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.
Список использованной литературы: Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11. Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. - № 8. Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1. Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5 Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5 Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.
Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить». 218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок « STEP», победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск
Игровой практикум во 2-3-х классах. Сценарий «На полянке мы гуляем и природу охраняем»
Цели и задачи:
Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;
Мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям, знакомство с правилами поведения в лесу и сбора грибов;
В игровой форме формирование сплоченного детского коллектива.
Оборудование. Плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листу», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, две корзиночки, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес».
Описание классного часа
Игровая ситуация «Узнай дерево»
В начале классного часа учитель предлагает ребятам отгадать загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес)
Учитель : Так о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы учеников) Правильно, о лесе. Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка? (Рассуждения учеников) А вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ответы ребят)
Давайте отгадаем несколько загадок. О каких деревьях идет речь?
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Стоит Алена -
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)
Давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу» . Учитель показывает ученикам карточки с изображением листьев деревьев. Побеждает тот, кто правильно назовет все деревья.
Много разных деревьев растет в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.
Родился маленький Дубок,
И я стою и не дышу.
Родился маленький Дубок,
Он по колено ландышу.
Он под защитою травы
И в землю не глубок.
Из желудя родился
И в желудь бы укрылся —
В тень листиков Дубок.
(Л. Николаенко)
Какую роль играет лес в жизни животных и человека? Учитель выслушивает размышления ребят, затем показывает плакаты.
Лес — защитник человека, родной дом растениям и животных, помощник земледельца, украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Не случайно о лесе говорят:
Лес — богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережет!
Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения учеников) Да, лес — это богатство страны. Он нужен всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.
Зачем, с какой целью люди ходят в лес? Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом? (Ответы учеников)
Учитель: А можно ли услышать «музыку» леса? Как вы понимаете выражение «музыка леса»?
Только я в кусты вошла -
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И огромный моховик.
Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Три синички в тишине
Там черники набрала.
Все теперь домой несу -
Хорошо у нас в лесу!
(Г. Ладонщиков)
Конкурсно-игровая ситуация «Грибы в лесу»
Учитель: Давайте вспомним художественные фильмы, телепередачи, картины известных русских художников о лесе. Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.
Берегите русский лес,
Он — источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клены, ели,
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес — дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой.
(Ф. Лисичкин)
Спрятался за пень,
Шапка набекрень.
Кто подходит близко -
Кланяется низко. (Гриб)
Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? (Рассуждения учеников) Отгадайте загадки о грибах.
Учитель показывает иллюстрации.
Розовая сорочка,
А волнистая.
С краю оторочка
Да пушистая. (Волнушка розовая)
Рыжие ушки
С лисьей макушки
В траве лежат
Для малых ежат. (Лисички)
Под осиной мужичок,
На нем красный колпачок. (Подосиновик)
Был белым комком,
Стал черным дымком. (Гриб-дождевик)
Пришли пареньки,
Присели на пеньки.
Сидят все гуртом,
Не сгонишь кнутом! (Опята)
Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой. (Подберезовик)
А о каких грибах идет речь в этих стихах?
Испугался маленький грибок:
— Это кто меня толкает в бок?
Присмотрелся: пуговка-головка
Рыженькая, как у всех маслят.
— Отодвинься, мне расти неловко!
Все понятно. Рядом младший брат.
(Г. Глушнев)
В каком лесу растут маслята? А где мы будем искать моховики?
Посмотри: зашевелился
Серый мох у наших ног -
Моховик на свет явился,
Попросился в кузовок.
Я по лесам бродить привык,
Я жду опять дождя грибного,
Когда на свет пробьется снова
Едва приметный боровик.
Какой гриб ценится грибниками больше всего? А кто из вас находил белые грибы — боровики? В каких местах они растут? (Возможные ответы учеников)
Часто они играют с нами в прятки.
Белый гриб-боровичок
Притаился — и молчок!
В темноте угрюмой
Потихоньку думал:
«Вот попробуй-ка найди,
Походи да погляди!
Не найдешь, не найдешь,
Так ни с чем и уйдешь!»
Вот что рассказала нам о грибной полянке поэтесса Е. Трутнева: (Можно прочесть фрагмент стихотворения)
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Их обходим стороной,
Нам не нужно ни одной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор —
Не пойдем за косогор!
Полосатые волнушки
Разбежались по опушке.
И по шляпке, и по коже
Все на рыжики похожи.
Только рыжиково дно
Каждой складочкой красно.
А на донышке волнушки —
Просто беленькие стружки.
Рядышком под елками —
Не малы, не велики —
И лежат, как пятаки,
Две пригожие синявки,
Притаились в мягкой травке.
Их увидеть мудрено —
Мы разыщем все равно!
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
И за ним еще штук пять...
Это грузди! Надо взять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать.
И его придется взять.
Точно желтые цыплята,
Разбрелись в бору маслята —
Снизу донышко под пленкой,
Сверху масло в коже тонкой.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Солнце стало ниже сосен,
Мы едва корзинку носим.
Начала спадать жара -
Нам домой идти пора.
Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Варианты ответов)
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Вокруг ворота
Пораспорото.
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется. (Бледная поганка)
А какие грибы самые нарядные и красивые? (Ответы ребят)
Шапочка атласная -
Красная-красная,
Белые горошины
Поверху брошены,
А на ножке белый бант.
Это что еще за франт? (Мухомор)
Почему так говорят:
В шапке красной —
Гриб опасный:
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди?
(Рассуждения ребят)
Давайте запомним правила сбора грибов.
Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.
Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.
Не разрывай палкой мох и листву около гриба — можно повредить грибницу.
Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
Игровая пауза «Сафари»
Заранее на листах ватмана нарисуем фигурки африканских животных, затем выберем наиболее способных гостей.
Выбрать можно по залихватскому свисту, по «острому» (без очков) глазу. Затем раздаем участникам игры «штрих» для правки текста и просим их как можно быстрее «освободить пустыню от животных».
Кому из участников за отведенное время удастся «разогнать» большее количество животных, тот и победил.
А можно изменить финиш игры и объявить победителем того, кто «стер с лица земли» меньше зверей, и поблагодарить его за то, что он ярый сторонник защиты животных.
Игровая ситуация «Лесные цветы»
Учитель: Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел
Здесь, в уединенье!
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
(Я. Калас)
Какие вы знаете лесные цветы? (Ответы учеников) Правильно, это ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов — красавец колокольчик (показывает названные растения на картинках).
У лесной дорожки
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки -
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик —
Зазвенит бубенчик!
(Е. Лось)
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Т. Собакин)
Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам? (Ответы учеников)
От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от лесных пожаров.
«Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается! Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы...»
Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно. Искры от непогашенных костров, раздуваемых ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.
Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще — из-за неосторожного обращения человека с огнем. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя? (Ответы учеников)
От неосторожного обращения с огнем может быть большая беда.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг-лесничий.
(В. Степанов)
Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, появлялись молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В посадках леса нередко участвуют школьники.
В лесу я видел огород.
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород:
Березы, сосны, ели.
И сколько было здесь лесной
Кудрявой свежей молоди!
Дубок, в мизинец вышиной,
Тянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист —
Вот этот прут дрожащий.
Уже сейчас раскрыл он лист —
Дубовый, настоящий.
Вот клены выстроились в ряд
Вдоль грядки у дорожки,
И нежный лист их красноват,
Как детские ладошки.
Касаясь ветками земли,
В тени стояли елки.
На ветках щеточкой росли
Короткие иголки.
Я видел чудо из чудес:
На грядках огорода
Передо мной качался лес
Двухтысячного года.
(С. Маршак)
Вывод : И взрослые, и дети должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатства.
Елена Романько
Цели и задачи :
Пополнить знания о природе родного края ;
Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;
Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Оборудование :
Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.
Ход мероприятия.
Ведущий :
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!
Ведущий :
А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.
В руки палочку возьму,
Круг волшебный проведу
Стукну тихо раз, два, три,
Волшебство ты оживи!
Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
В Королевство Природы попасть легко ,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так :
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .
Здравствуй лес, красивый лес!
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь мы свои!
Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.
Появляется Старичок-Лесовичок.
Лесовичок : Здравствуйте, друзья!
Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Лесовичок :
Это я седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Лесовик : - Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .
Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.
Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.
Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.
Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?
Дети : Да!
Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.
Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.
Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер ,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Я люблю свою природу ,
Я ей помогаю! (да)
Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.
Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)
Ведущий : Как узнали берёзу?
Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Послушайте стихотворение «Берёза»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)
Дети : нет.
Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.
А что это за деревья? Высокие, раскидистые.
Дети : Тополя.
Ведущий : Какой ствол?
Дети : Толстый.
Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.
Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :
Игра «Кто скорее соберёт свои листья»
(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)
Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.
Загадки о животных.
1. Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка) .
2. Летом ходит без берлоги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь) .
3. Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .
4. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной (ежик) .
Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»
Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в
игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .
Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)
Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :
эстафетная игра «Собери цветок»
Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.
Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим :
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ёлочка)
Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.
«Найди пару»
Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .
Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»
Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.
Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :
Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.
Несъедобные - бледная поганка, мухомор.
Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .
Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.
Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
Список литературы.
1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.
2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.
3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.
4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.
5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.
6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.
Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры
Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.
Ход игры
Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.
Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.
1. Карточки-задания.
Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
Ответ:
2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.
3. Отгадайте загадки.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона.)
Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее... (сорока).
Живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Кто без нот и без свирели
Кто же это? (Соловей.)
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица - ... (грач).
Хоть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Синичка.)
4. Расшифруйте криптограмму:
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.
Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес - наше богатство.
5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
6. Пофантазируйте: что было бы, если...:
Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?
Не стало бы воды?
Исчезли бы птицы?
7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
На тропинке, на дорожке -
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник -
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву.
День-другой пройдет - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков!
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Есть герань, гвоздика, кашка -
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек -
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар - успокоение.
Семена мои целебны -
При гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды
И снимают в почках боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То цветов моих краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка,
Настоя мяты ложка -
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста -
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята!
Перечислите, какую пользу приносят растения.
8. Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
…………… Прилетают грачи.
………….. Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
…………… Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнезда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
9. Отгадайте загадки.
Очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина.)
На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Он черный и блестящий,
Друг наш настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
Без нее машина даже
Километра не пройдет,
Самолеты, вертолеты
Не отправятся в полет,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть.)
Росли на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
10. Какому животному принадлежит хвост?
С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
У нее хвост вместо руля. (Птица.)
Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)
Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.
У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)
У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)
11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.
Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)
12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.
Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)
В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)
13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)
Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).
Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)
Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).
Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).
На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).
Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).