Сценарий литературной гостиной для дошкольников весна пришла. Литературная гостиная "здравствуй, весна"
Ольга Васильевна Ремизова
Музыкально-литературная гостиная «Весна, весна» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г. Волгодонска
Развлечение в старшей группе
«Весна , весна !»
Воспитатель : Ремизова О. В.
Музыкально-литературная гостиная «Весна , весна !»
Цель : Развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников
Задачи :
1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
3. Пробуждать интерес детей к русской поэзии и музыке , к народной культуре.
4. Активизировать и расширять словарный запас.
5. Воспитывать эстетическое отношение к жизни.
Ход развлечения
Ведущий :
Я хочу предложить открыть нашу гостиную загадкой :
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна )
Природа просыпается после долгого зимнего сна, и это пробуждение никого не оставляет равнодушным! Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем читать стихи о красавице весне . - Весной погода бывает разная то холодная, то теплая, то пасмурная, то солнечная.
1-й ребёнок
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтеся, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
С. Маршак.
2 ребёнок
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
Весна идёт сторонкой ,
Не это ли весна ?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
3-й ребёнок
Весна ,весна ! Весна , весна ! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна , весна ! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед! А. Майков
Ведущий :
Ребята, а какие приметы весны вы знаете ?
(Ответы детей)
4-й ребёнок.
Проталинки
Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу !
На них подснежник маленький
Проклюнется : ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима всё упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну !
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подковами стучат!
(М. Тахистова)
5-й ребёнок
У весны работы много ,
Помогают ей лучи :
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало ,
Но дела идут на лад :
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
(Т. Шорыгина)
Ведущий :
А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ» .
1. После какого времени года наступает весна ? (лето, зима, осень) .
2. Кто плачет только весной ? (дети, взрослые, сосульки) .
3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду) .
4. Что происходит со льдом на реке весной ? (ледопрыг, ледобег, ледоход) .
5. Какие птицы прилетают весной ? (воробьи, соловьи, снегири) .
6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки) .
Молодцы! Правильно.
Ведущий :
Весной много птиц возвращаются из теплых стран.
6-й ребёнок
Жаворонок
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
Поёт, на солнышке сверкая :
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны .
В. Жуковский 7-й ребёнок
Возвращаются певцы От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы -
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд :
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков.
Ведущий :
С наступлением весны в жизни животных и насекомых происходят изменения.
8-й ребёнок
Весна аукнула
Весело аукнула
Из лесу весна ,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Л,Аграчёва.
Ведущий :
Ребята послушайте звуки природы (звучит фонограмма) .
Ведущий :
- Весной набухают почки на деревьях и из них появляются первые зеленые листочки.
9-й ребёнок
«По весне набухли почки » (Заходер Б.)
По весне набухли почки
По весне набухли почки ,
И проклюнулись листочки
Посмотри на ветки клена :
Сколько носиков зеленых!
(Заходер Б.)
Ведущий :Весной распускаются первые весенние цветы
10-й ребёнок
Подснежник
Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -
Вдруг растают лепестки.
И,Емильянов
Ведущий :
. Весной оживает природа и это пробуждение никого не оставляет равнодушным!
11-й ребёнок
«Деньки стоят погожие»
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее
Ведущий :
Весна – красивое время года. Слушайте пение птиц и любуйтесь красотой природы
А сейчас приглашаем всех в хоровод («Весна-красна » )
Урок внеклассного чтения
Литературная гостиная «С любовью о природе»
Цель: 1)Формировать умения выделять признаки весны, различать весенние месяцы; познакомить с приметами весны, почувствовать красоту слова; совершенствовать осознанное чтение.
2)Развивать речь, воображение, память, внимание, наблюдательность; умение видеть главное в прочитанном и услышанном.
3) Воспитывать читательский интерес; эстетическое и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование: презентация, материал к газете «Весна идёт», видеоклип «Весна», звукозапись.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологический настрой. Релаксация (играет «Лирическая музыка»)
2. Погружение в тему.
Очень давно, более 300 лет назад (18 в.) стало традицией организовывать литературные гостиные. Здесь собирались знаменитые люди: писатели, поэты, музыканты, художники, люди с общими интересами – творческие личности. Они рассуждали о литературе, читали свои художественные и научные работы, общались, разговаривали, делились своими мыслями. А потом из этих встреч рождались новые стихи, музыкальные произведения, картины. Мы тоже сегодня будем с вами общаться, и кто знает, может наш разговор натолкнёт кого – то из вас написать стихотворение или картину. А о чём же мы будем говорить с вами в нашей литературной гостиной? (демонстрация клипа «Весна»)
- Да, действительно мы поговорим о весне. А в ходе нашей беседы будем оформлять газету «Весна идёт».
3. Дыхательная гимнастика.
- Давайте вдохнём запах весны и насладимся его ароматом (вдох через нос, выдох через рот)
4. Ассоциации к слову весна (составление кластера)
- Назовите первый месяц весны. А сейчас в нашей газете мы опубликуем первое стихотворение (читает ученица)
С.Маршак «Март»
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём:
Стёжки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
- Назовите приметы марта месяца (потемнел снег, лёд треснул на озёрах, птицы поют веселее, небо стало выше)
6. Рассказ учителя.
Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года – это январь. Но оказывается, в далёкие времена наступление Нового года народ праздновал весной – в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник – Желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Все собирались в хоровод и пели(дети становятся в хоровод и говорят слова)
Приди к нам весна с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеницей колосистой.
С ячменём усатым…
Сестрички – синички
Вы на волю полетите,
К нам весну скорей ведите!
Март – утро года. Солнце с каждым днём всё выше и выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась. «Дзынь –дзынь!»-поёт капель. Недаром в народе называют март - капельник.
7. Чтение поговорок о марте.
22 марта –день равен ночи. А ещё в этот день мы празднуем праздник «Наурыз». А ещё в этот день можно услышать первые песенки полевого жаворонка (стихотворение читает ученик)
Василий Жуковский «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песню. Одним из таких композиторов был Пётр Ильич Чайковский. И сейчас мы прослушаем отрывок из его альбома «Март. Пение жаворонка» (прослушивание музыки)
8. Упражнение для расслабления.
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный весенний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь его чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко – высоко.
- А раз затянул свою песню жаворонок – значит скоро и апрель (читает ученица) Самуил Маршак «Апрель»
Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
9. Словарная работа: валежник – сухие сучья, деревья, лежащие на земле.
- Что происходит в природе в апреле? (чтение поговорок об апреле)
Подснежник занесён в Красную книгу и его срывать нельзя, а наоборот нужно охранять.
В народе говорят «Апрель водою славен» Почему? – Дело апреля снег согнать, землю разбудить и обогреть. В апреле начинает оживать лес (читает ученик)
Иван Василевский «Весна в лесу»
Ещё в лесу висят туманы
Непроходимой пеленой.
Но выйди в полдень на поляны,
И мир становится иной.
Взгляни на небо голубое.
Весна знакомою тропою
Пришла в ожившие леса.
(прослушивание «Пение птиц»)
10. Составление синквейна «Лес»
-Какой месяц идёт за апрелем?
-Долг мая тёплую землю в зелень убрать. Говорят: «Май землю наряжает, лето в гости ожидает»
(пословицы о мае)
- Май называют «цветень» Почему?
11. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
-Найдите олицетворения, сравнения.
12. Чтение загадки:
Цветёт он майскою порой.
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
Красивы цветы ландыша. Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корень. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек. Нельзя рвать полевые цветы! Нужно ими любоваться.
-Не только поэты и композиторы восхищались природой. Но и художники воспевали её в своих картинах.
(просмотр репродукций известных художников)
А сейчас мы организуем совместное рисование картины.
13.Чтение рассказа Г.Скребицкого «На лесной полянке»(работа со слайдами – рисование картины)
-Как мы назовём свою работу?
14. Обобщение.
В стихотворениях известных поэтов и писателей, с которыми мы сегодня работали, в музыке замечательных композиторов и в картинах известных художников мы увидели душу этих людей, безграничную любовь к родной природе и к прекрасному времени года – весне. Все они по-своему изображают это время года, но все одинаково восхищаются им.
-Выразите и вы своё отношение к весне(написать в газете)
Весна никогда не повторяется. Каждый год она приносит что- нибудь новое, неведомое, восхищая и и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть эту красоту. Надо учиться видеть прекрасное. Которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. А выразит свои чувства мы можем через стихи, музыку. Танцы. Рисунки, слова и поступки. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь: распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из своих щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
(песня «Звонко капают капели»)
15. Рефлексия.
-Где мы сегодня побывали? Что вам понравилось на уроке?
Изобразите своё настроение цветом. А в память о нашем уроке у нас получилась вот такая замечательная газета. Любите природу!
15. Задание на дом(с.129 -130 пересказ близко к тексту; написать письмо весне, сочинить стихотворение)
Татьяна Кириленко
Цель : Развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников
Задачи :
1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
3. Пробуждать интерес детей к русской поэзии и музыке , к народной культуре.
4. Активизировать и расширять словарный запас.
5. Воспитывать эстетическое отношение к жизни.
Ход праздника :
Ведущий :
Добрый день девочки и мальчики, уважаемые родители!
Мы рады приветствовать вас в музыкально – литературной гостиной «К нам весна шагает » .
Я хочу предложить открыть нашу гостиную загадкой :
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна )
Закончилась зима долгая, холодная, не простая, так хочется, что бы вы немного отдохнули и ваши души наполнились радостью и надеждой. Как бурно бегут ручьи, как весело звенят капели, как радуется все вокруг весеннему солнышку! Природа просыпается после долгого зимнего сна, и это пробуждение никого не оставляет равнодушным! Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем читать стихи о красавице весне .
Первое стихотворение о весне прочтет нам Дима В .
«Весна » (И. Токмакова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами ,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны .
Следующее стихотворение прочитает Дейника Маргарита Владимировна.
«Деньки стоят погожие» (Михаил Пляцковский) .
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!
Ведущий :
- Весной погода бывает разная то холодная, то теплая, то пасмурная, то солнечная. Об этом нам расскажет Лада В.
«Март» (Г. Лагздынь)
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна !
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна . Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!
Это стихотворение прочитает Коля Д.
«Весна идет » (А. Барто)
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие :
Вот весна идёт ! -
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
Ведущий :
Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
(Ответы)
А сейчас вы услышите стихотворение про три весенних месяца. Прочитает Андрей Д.
«Весенние месяцы» (В. Орлов)
У весны весёлый старт –
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель –
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны .
Ведущий :
Ребята, а какие приметы весны вы знаете ?
(Ответы детей)
Сейчас мы послушаем стихотворение о весенних приметах.
Прочитает стихотворение Даша У.
«Если снег повсюду тает» (Е. Карганова)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна .
Ведущий :
А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ» .
1. После какого времени года наступает весна ? (лето, зима, осень) .
2. Кто плачет только весной ? (дети, взрослые, сосульки) .
3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду) .
4. Что происходит со льдом на реке весной ? (ледопрыг, ледобег, ледоход) .
5. Какие птицы прилетают весной ? (воробьи, соловьи, снегири) .
6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки) .
Молодцы! Правильно.
Весной много птиц возвращаются из теплых стран. И мы слышим радостный щебет птиц, от которого становится весело и легко на душе. Стихотворение про ласточку прочитает Аня Г.
«Ласточка» (Б. Заходер)
Улетела Ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна :
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна !
Следующее стихотворение прочитает Игорь Б.
«Воробей» (Иван Емельянов)
Воробей взъерошил
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Ведущий :
С наступлением весны в жизни животных и насекомых происходят изменения. А расскажет нам об этом Рубан Наталья Сергеевна.
«Как мишка проснулся» (С. Северный)
Сосет медведюшка в темной берлоге
Мохнатую лапу.
Спит косолапый,
Не слышит весенней тревоги.
Не слышит, что мчатся ручьи
И звенят,
Что вешние гости – грачи –
Прилетели, – кричат, –
Не слышит медведюшка : спит.
Времечко-время летит.
Солнца лучи,
Горячи-горячи,
Добрались до медвежьей берлоги,
По носу мишку щекочут,
Над мишкой над сонным хохочут.
Аленький лучик
Мишку тревожит,
Спать больше мишка не может,
На бок другой повернулся,
Долго ворочался, долго кряхтел,
Хворостом хрупким хрустел –
И проснулся.
По лесу бродит –
Зимы не находит,
Хмурый со сна.
Да рассмешила весна ,
Да посмеялись грачи,
Да прозвенели ручьи,
Да приласкали лучи –
Мишка тяжелый
Бродит веселый.
Далеко до зимнего сна –
Радует мишку весна .
Следующее стихотворение прочитает Артем Д.
«На весенней проталинке» (Татьяна Гусарова)
На проталинке жучок
Грел на солнышке бочок,
Вскоре вылез червячок,
А за ним и паучок.
Солнце скрылось за горой,
И отправились домой
И жучок, и червячок,
И, конечно, паучок.
На проталинке опять
Завтра будут загорать
Жук, червяк и паучок…
Будут греть другой бочок.
Тагаева Любовь Викторовна прочитает стихотворение
«Еще дуют холодные ветры» (А. С. Пушкин)
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать ,
Скоро ль будет гостья дорогая ,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Ведущий :
Ребята послушайте звуки природы (звучит фонограмма) .
Я предлагаю поиграть в игру «Что я услышал в лесу?» .
Игра «Что услышал я в лесу»
1. Что услышал я в лесу
Не скажу, а покажу.
2. Отшумели вьюги и метели
Солнце стало больше пригревать (маракасы)
3. И в овражках ручейки запели
Просыпайтесь, хватит, хватит спать (колокольчики)
4. Птицы весело запели
Зазвенели звонко трели (свистульки)
5. Страшно филин тут кричит
Он добычу сторожит (флейта)
6. На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил (палочки)
7. Чьи – то ножки пробежали
И сучочки затрещали (рубель)
8. Что в лесу мы услыхали
Обо всем вам рассказали (оркестр)
Ведущий :
- Весной набухают почки на деревьях и из них появляются первые зеленые листочки. Об этом расскажет Тарас Е.
«Листики проснулись» (Владимир Данько)
Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна :
Неужели это…
Неужели лето?
Нет, еще не лето,
Но уже – весна !
Следующее стихотворение прочитает Сергей Р.
«По весне набухли почки » (Заходер Б.)
По весне набухли почки
По весне набухли почки ,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена :
Сколько носиков зеленых!
Это стихотворение о весенней травке прочтет Уварова Лилия Петровна.
«Здравствуй, весенняя первая травка!» (Сергей Городецкий)
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
Ведущий :
Следующее стихотворение называется подснежник, маленький цветочек, который тянется к солнцу и призывает нас тянутся к светлому и верить в будущее.
Стихотворение прочтет Ярослав В.
«Выглянул подснежник» (Елена Серова.)
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной ;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет !
Ведущий :
Весна – это особое настроение. Весной оживает природа . Послушаем эти стихотворения.
Максим С. прочтет это стихотворение.
«Салют весне » (З. Александрова)
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне .
Приказ черёмухе цвести,
Крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть.
Ефимова Наталья Сергеевна прочтет стихотворение.
«Весна , весна ! как воздух чист…» (Евгений Баратынский)
Весна , весна ! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна , весна ! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне .
Следующее стихотворение прочтет Даниил Т.
«Пришла весна » (М. Пожарова)
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей :
«Пришла весна , пришла весна -
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов :
«Пришла весна , пришла весна
В гирлянде из цветов!»
Весна – щедрое время года . Любуйтесь красотой, слушайте пение птиц и наслаждайтесь чудными запахами весны . Мы, благодарим всех, кто пришел сегодня в нашу литературную гостиную и разделил со всеми радость встречи Красавицы-Весны ! Всем желаем добра и весеннего настроения!
А сейчас приглашаем всех в хоровод («Весна-красна » )
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида № 28 г. Тулуна.
Литературная гостиная:
Подготовила учитель чтения: Н.В. Дмитриева
"Весна в поэзии, музыке, искусстве"
Звучит музыка, появляются ведущие: мальчик и девочка
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости!
Ведущий 2: Мы рады видеть ваши улыбающиеся лица в этом зале.
Ведущий 1:
Сейчас на дворе весна. Она соотносится с такими словами как любовь, очарование, жизнь, красота.
Ведущий 2: И не удивительно, что именно в эту пору мы решили провести нашу «Литературную гостиную».
Ведущий 1 : Мы почитаем стихи, послушаем музыку известных композиторов, познакомимся с картинами художников написавших весну, так что устраивайтесь поудобнее и получайте удовольствие.
Ведущий 2: Так хочется, что бы вы немного отдохнули и ваши души наполнились радостью и надеждой. А поговорим мы с вами о цветах, весне и конечно любви воспетой поэтами.
1 - Чтец (Александра Белковская) (Солуянов Юра)
Весна, воспетая поэтом,
Ты – юная прекрасная жена,
Порывистая, трепетная, нежная,
Цветами яркими увенчана коса.
Стремительна, зовущая с собою,
Сияющая яркой красотой.
Непостоянство, холодность – не редкость,
В характере встречаются твоем.
А мы торопимся Весне навстречу,
Полны надежд и думы и сердца.
Весна – красавица, воспетая поэтом,
Так долгожданна, так любима и добра!
Ведущий 1: Люди по-разному относятся к весне: одни считают ее самым прекрасным временем года, другие ее недолюбливают. Среди поэтов лучше всех воспел весну, наверное, Федор Тютчев.
Послушайте стихотворение «Весенние воды».
2-Чтец (Федор Тютчев) (Васильев Юра)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней "
Ведущий 2: Не стану вслед за великим поэтом перечислять прелести весны, а вот за, что мы любим весну?
Ведущий 1: Весна – это много солнца, света и цветов.
Ведущий 2: По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.
3- Чтец (М.Исаковский “Подснежник”).(Хамитов Витя)
Я сегодня буду очень нежным.
И, к тебе прильнувши головой,
Расскажу про синие подснежники,
Улыбающиеся на мостовой.
Мы вот жили и совсем не знали,
Что весна на поле расцвела, –
Маленькая девочка в сандалиях
Нам ее в корзинке принесла.
Ах, апрель, апрель голубоглазый –
Не дает он спать нам по ночам,
Хоть его весенние рассказы
Только отголосками звучат…
Ведущий 1: Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная царевна вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.
4-Чтец (читает стихотворение С.Маршака “Ландыш”)(Бутовченко Настя)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист
Растет цветок в глуши нетронутый,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Ведущий 2: У мение, словом рисовать картины природы Весной стало самой сильной стороной поэтического дарования великого русского народа.
Песня «Под окном черемуха колышется» исполняют учителя
Ведущий 1:
.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Ведущий 2: Но справедливости ради, хочу заметить, что не только Весна. Это замечательное время года вдохновляет поэтов и музыкантов, но и божественный дар природы цветы. Цветы дарят в знак уважения, признательности, благодарности и конечно любви.
5-Чтец «Я буду любить тебя» (Козлов Миша)
Я буду любить тебя
Когда дождь идёт
И когда опадает
Осень листьями
Я буду любить тебя
В гололёд
И когда от мороза
Небо чистое
Я буду любить тебя
Когда весна
Снег, растопив в ручьи
Я буду любить тебя
Когда упадёт
Тысяча звёзд
В летней ночи
Я буду любить тебя
Пока солнце встаёт
И согревают его лучи
Я буду любить тебя
Ну а ты
Если разлюбишь- молчи
Не говори
Что не любишь меня
Потому что я
Пока вертится земля
Буду любить тебя
Ведущий 1: Весна, поэзия и любовь. Понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив на Земле, человек. Тысячу раз прав Горький, сказав, что «любовь – это желание жить».
6-Чтец (стихотворение Пушкина «Я вас любил…») (Запрягаев Дмитрий)
Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Ведущий 2: В жизни часто так случается
По весне, когда растает снег,
На пути на жизненном встречается
С человеком человек…
Так бывает, ежели влюбляется
В человека человек…
Ведущий 1 : Опять вернусь к мысли: мы учимся любить у великих , у истинно любящих, ибо они ведут битву за восхождение. И выигрывают, даже умирая. Любовь не всегда радость. Это и боль. Боль потерь, боль разлук. Но какое, же это все-таки счастье – любить.
7- Чтец (стихотворение Цветаевой под музыку А. Рыбникова из оперы «Юнона» и «Авось») (Еланцев Виктор)
Я не могу без тебя жить!
Мне и дожди без тебя – сушь.
Мне и в жару без тебя – стынь.
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год,
Если бы время мельчить дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Верность друзей,
Бедность врагов.
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих
Драгоценных шагов.
Ведущий 2 : И все же первым поэтом любви у нас был Пушкин. Конечно, о любви писали и до него, и потом другие поэты.
8- Чтец Спасибо за то, что ты есть (А. Дементьев) (Самохвалов Игорь)
Спасибо за то, что ты есть, За то, что твой голос весенний, Приходит как добрая весть, В минуты обид и сомнений Спасибо за искренний взгляд. О чём бы тебя не спросил я – Во мне твои боли болят, Во мне твои копятся силы. Спасибо за то, что ты есть, Сквозь все расставанья и сроки, Какие-то скрытые токи Вдруг снова напомнят – ты здесь. Ты здесь, на земле и повсюду Я слышу твой голос и смех Вхожу в нашу дружбу, как в чудо, И радуюсь чуду при всех
Ведущий 1:
Раз весна стала темой нашей сегодняшней встречи, то весна – это, конечно же, женщина. О женщине можно говорить много, долго и все равно что-то остается еще. Но, наверное, нельзя сказать лучше и красивее Игоря Северянина:
9-Чтец (Игоря Северянина) (Рычков Сергей)
У женщины должен быть лунный характер!
И чтобы в ней вечно сквозила весна,
Манящая с нею кататься на яхте –
Качели солено-зеленого сна…
И ревность должна ее быть невесомой,
И верность должна ее быть, как гранит.
О, к ласковой, чуткой, влекуще-влекомой
Мужчина всегда интерес сохранит.
За женственность будет любить,
За желтые, синие солнышки глаз,
Ах, можно ли женщину бросить такую,
Которая всячески радует вас?!
10-Чтец (Попов Ваня)
Быть женщиной – что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина – но ты не зрячий,
Тебе ее не разглядеть.
Вот женщина – но ты незрячий,
Ни в чем не виноват, незряч.
А женщина себя назначит,
Назначит, как лекарство врач.
И если женщина приходит,
Себе единственно верна,
Она приходит – как проходит
Чума, блокада и война.
И если женщина приходит,
И о себе заводит речь,
Она, как провод ток проводит,
Чтоб над тобою свет зажечь.
И если женщина приходит,
Чтоб оторвать тебя от дел,
Она тебя к тебе приводит,
О, как ты этого хотел!
Но, если женщина приходит,
Побито голову неся,
То все равно с собой уносит
Бесповоротно все и вся.
И ты, тот истинный, тот лучший,
Ты тоже там, в том далеке
Зажат, как бесполезный ключик
В ее печальном кулачке.
Она в улыбку слезы спрячет,
Переиначит правду в ложь,
Как хорошо, что ты незрячий,
И что потери не поймешь.
Ведущий 2: Весна – это пора мечтаний, грез, надежд. Хочется, чтобы всё вокруг было прекрасным, дарили цветы и комплименты, посвящали стихи и пели серенады, потому что Весна.
10-Чтец (Козлова Маша)
Долго я не могла покориться весне,
Долго слышать ее не хотела,
Понапрасну она улыбалась мне,
И звала, и сияла, и пела.
Весна говорила: «Послушай, взгляни, –
Все моей покоряется воле:
Лес давно забыл про холодные дни,
И цветами усеяно поле.
Пусть же темное сердце твое оживет,
И на песню мою отзовется.
На нее отзывается все, что живет,
А ведь сердце твое еще бьется!
Но шепчу я упрямо: «Не верю весне!»
Только тщетным неверие было –
Всколыхнулись и слезы, и песни во мне…
О весна! Ты меня победила!
Ведущий 1:
Пусть же всегда будет в ваших сердцах весна, мир, гармония, красота, надежда! Для вас звучит красивый, волнующий, чарующий и нежный вальс. Танцуйте с нами.
(Пары исполняют вальс, приглашают танцевать гостей.
Гармония, красота… все-таки как не хватает нам порой этого.
Бешенный ритм жизни увлекает нас в своем стремительном потоке дней, складывающихся в годы, месяцы! И редко мы можем остановиться, чтобы насладиться прекрасным солнечным днем и свежей зеленью, или чарующей музыкой.
Слово предоставляется учащимся школы п.Целинные Земли.
Мы сегодня с вами слушали произведения великих поэтов и композиторов о весне. Но картина представления весны будет не полной без упоминания о наших великих художниках и их произведений. Слово предоставляется учащимся школы № 3
Вот и подошел к концу наш литературный вечер. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но мы надеемся, что пробудили у вас интерес к поэзии. И уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.
Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!