Сценарий литературной гостиной для дошкольников весна пришла. Литературно-музыкальная гостиная "цветы любви, весны и дружбы"
Видео “Масленица”
Дети (2 человека).
Масленица прошла, но ничто не напоминает о том, что весна.
– А давай поможем весне!
Стоят внизу сцены!
Агния Барто
Помогаем весне
То-то славно, ребята,
Зиму гоним долой,
Загребаем лопатой,
выметаем метлой.
Все работают с нами,
Где уж тут усидишь,
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш.
Ручеек за ворота
Сам пробиться не смог.
Закипела работа,
В добрый путь, ручеек!
Лейки, грабли достали,
Припасли семена,
Мухе сонной сказали:
- Просыпайся, весна!
Игры сложены в угол,
Кукла спит в стороне,
Нам теперь не до кукол -
Помогаем весне! Г.Ладонщиков.
Видео “Тютчев. Еще в полях белеет снег”
Пришла ли весна?
Ну как Марине выяснить,
Настала ли весна?
Могли бы сводку вывесить,
Чтоб всем была видна,
А то картина неясна!
Марина ищет в книге -
Когда же брать мотыги,
Когда, с которого числа
Земля достаточно тепла?
Пускай ей скажут точно,
Когда оттает почва.
Нет, картина неясна,
Наступила ли весна.
Бежишь к одной подружке -
У той уже веснушки,
А у другой подружки
Нет ни одной веснушки.
Вновь картина неясна,
Наступила ли весна.
Она бежит к соседке,
Потом к соседской дочке…
Взглянула бы на ветки -
Там распустились почки. Агния Барто
1 “В”
Появление весны
Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча
Под солнышком сгорая. Л.Н.Модзалевский
Стихи о весне
Игорь Мазнин
С чего это всюду
Такое веселье,
Такое -
С зари до зари -
Торжество?
С того,
Что справляют
Скворцы новоселье...
И только всего-то?
И только всего!
С того,
Что несётся,
Невзрачный,
Бумажный,
По речке ожившей
Кораблик отважный,
А волны и ветер
Качают его...
И только всего-то?
И только всего!
И только всего,
Что, как прежде красна,
Пришла,
Прилетела,
Вернулась весна!
Видео “Симфония весны”
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор. Л.Аграчёва
Юнна Мориц
Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!
Вот и полyчается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, -
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна
По городy!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова
Весна Маевна Черешникова!
Видео “Март. Месяц голубых снегов и голубых теней” (до 2.55 минуты!)
Потеплело…Ура! Можно и раздеться чуть-чуть.
Стоят внизу сцены!
Ты что? Март на дворе! Надо теплее одеваться! Есть даже такая поговорка: “Наступил марток – надевай сто порток”.
Ребята, почему так говорят, как вы считаете?
То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй -
Гусиная цепочка,
На земле -
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок.
А что в нем особенного?
Ребята, вы знаете, что это за день такой 20 марта? (день весеннего равноденствия - в эти дни во всех странах день почти равен ночи). В День весеннего равноденствия начинается Новый год у многих народов: Иран, Афганистан, Казахстан.
Видео “День весеннего равноденствия”.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Л.Аким
Долго шла весна тайком
от ветров и стужи,
А сегодня прямиком
шлепает по лужам,
Гонит талые снега
с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
бархатом зеленым.
“Скоро, скоро быть теплу!” -
эту новость первой
барабанит по стеклу
серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов
с домиком подружат,
Скоро множество птенцов
выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут,
и тебе впервые
на ладошку упадут
капли дождевые.
Дети снимают с себя шубы теплые, одевают куртки.Стоят внизу сцены!
Апрель тоже коварный месяц, полностью нельзя раздеваться. “В месяце апреле держи одежду ближе к телу (ещё бывают холода)”.
Друзья птиц
Возьмем топор и молоток,
Ножовку и рубанок.
Найдем с тобой сухих досок -
За дело спозаранок.
Начнем тесать, пилить, строгать,
По нраву нам работа.
К прибытью птиц не опоздать -
У нас одна забота.
Вернутся раннею весной
Через моря, долины
Певцы пернатые домой -
На родину с чужбины.
И станут в стороне родной
Петь звонко и умело…
Мы нынче сделали с тобой,
Дружок, большое дело. В.Кремнев.
Видео “Апрель. Птичьи гнезда”.
Только прибыл я - и встретил
Холод, снег, колючий ветер!
Льдом покрылись ветки лип
Даже голос мой охрип.
Жизнь весною нелегка,
Не найдешь и червяка.
Я, конечно, поспешил,
Торопился, что есть сил, -
Так хотелось видеть снова
Все, что в мире есть родного:
Этот двор, Этот дом
И скворешню под окном.
Чик-чирик!
Теплом уж веет. И порой
Из сада слышен шумный крик.
Так там воробушки толпой
Кричат на ветках: чик-чирик!
Довольны птички, что из туч
Им солнце выглянет на миг;
Они встречают этот луч
Веселым криком: чик-чирик!
Тот луч им шепчет, что земля
Вся скоро станет как цветник,
Утонут в зелени поля...
И громче слышно: чик-чирик! (1886) И.И. Косяков
Весенняя арифметика
Эмма Мошковская
Вычитаем!
Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и лед и снег.
Если вычесть снег и лед,
Будет птичий перелет!
Сложим солнышко с дождем...
И немного подождем...
И получим травы.
Разве мы не правы?
Мать-и-мачеха
На глиняных откосах, в оврагах,
Вдоль дорог
Появился первым жёлтый огонёк
Подснежник
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих аленьких сил,
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?". П.С.Соловьёва
Круглый год. Май
Самуил Маршак
Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
1 “В”
Салют весне
З.Александрова
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Запись раската грома.
Приказ – черемухе цвести,
Крапиве быть не злой,
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам громче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть!
Видео “Весенняя песенка”
Дети снимают куртки.На сцене!
Деньки стоят погожие
Михаил Пляцковский
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
Под музыку выбегают дети с ракетками, мячиком, скакалкой, доской и мелками, мыльными пузырями, дети, которые просто танцуют.
Музыка Браво “На этом свете есть такая же весна”.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Весна! Весна! И всё ей радо!»
(Звучит музыка. «Весенние воды» С. Рахманинова.)
Ведущий.
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. И все собиралось поближе посмотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Прошли морозы, отзвенела капель. Природа проснулась. Появились первые цветы.Наступила весна –утро года!
Чтец.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга
(Музыка. Антонио Вивальди "Весна" Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269№1 ми мажор «Весна», RV 269).
Ведущий
Наступила весна, которую все с таким нетерпением ждали. Солнце теперь встает раньше, а заходит позже, и с каждым днём греет всё сильнее и сильнее. Птицы, которых так давно не было слышно, поют громче.
Чтец.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(Музыка.Глинка. стихи Кукольника «Жаворонок»).
Ведущий.
Весна-это новая жизнь, это светлый праздник природы. Распускаются почки на деревьях и в поле появляется робкая зелень травы. Жуки, бабочки, мухи выползают из щелей и греются на солнышке, чуть помахивая слабыми крылышками. Из берлоги, отряхиваясь, выползает отощавший за зиму медведь. Все живое и еще малосильное население лесов, рек, озер, полей, едва двигаясь, тянется к солнечному теплу.
Чтец.
Голубенький, чистенький
Подснежник-цветок
И подле сквозистый
Последний снежок…
Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями. А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Еще местами земля покрыта талым темным снегом, а эти маленькие и нежные синие цветочки уже пробиваются к свету и теплу, радуя глаз яркими красками. Они упорно тянутся к солнцу даже сквозь прошлогодний снег. Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.
(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).Ведущий
Едва-едва пригрело солнышко, как на земле появляются первые проталинки. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски и вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или о чем тихо шепчутся только что родившиеся листочки. Слушайте и смотрите весну!
(Петр Ильич Чайковский "Весна" "Песня жаворонка", "Подснежник", "Белые ночи").
Чтец
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный_
Всё вторит весело громам!
Ведущий
Воздух весной с каждым днём становится теплее и свежее. Особенно сильно это ощущается после дождя или резкого потепления. А если стать под расцветающее дерево, то можно насладиться ароматом его цветения. Также запах весны хорошо чувствуется в парках, скверах, полях, за городом в лесопосадках или в лесу.
Чтец
Опять весной в окно мое пахнуло,И дышится отрадней и вольней...В груди тоска гнетущая заснула,Рой светлых дум идет на смену ей.
Чтец
Солнце брызжет, солнце греет.Небо – василек.Сквозь березки тихо веетТеплый ветерок.
Чтец
Распустились почки, лес зашевелился,Яркими лучами весь озолотился.На его окраине из травы душистойВыглянул на солнце ландыш серебристый,И открылись кротко от весенней ласкиМилой незабудки голубые глазки.
Ведущий
Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку - горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Ведущий
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
(Астор Пьяццолла "Весна " Primavera Porteña Allegro).
Чтец
Шумит тростинка малая,Шумит весёлый клён…Шумят они по-новому,По-новому, весеннему…Идёт-гудёт, Зелёный Шум,Зелёный Шум, весенний шум!
Чтец
Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?
Ведущий
Весна - прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вместе с природой «оживают» и наши чувства. Неудивительно, что весной особенно хочется творить. Художникам - рисовать изумительные пейзажи, поэтам - писать удивительные стихи про весну.
Чтец
Весна, весна, пора любви,Как тяжко мне твое явленье,Какое томное волненьеВ моей душе, в моей крови...Как чуждо сердцу наслажденье...Все, что ликует и блестит,Наводит скуку и томленье.Отдайте мне метель и вьюгуИ зимний долгий мрак ночей
Чтец
О, весна без конца и без краю -Без конца и без краю мечта!Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!И приветствую звоном щита!
(А. Вивальди «Весна» 1 часть из концерта «Времена года» (фрагмент)Чтец
Песни жаворонков сноваЗазвенели в вышине."Гостья милая, здорово!"-Говорят они весне.Уже теплее солнце греет,Стали краше небеса...Скоро все зазеленеет -Степи, рощи и леса.
Позабудет бедный горе,Расцветет душой старик...В каждом сердце, в каждом взореРадость вспыхнет хоть на миг.
Выйдет пахарь на дорогу,Взглянет весело вокруг;Помолясь усердно богу,Бодро примется за плуг.
С кротким сердцем, с верой сильной,Весь отдастся он трудам,-И пошлет господь обильныйУрожай его полям!
Ведущий
Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. Особенно люблю я слушать хор весенней капели. Это поразительная и не сравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы.
Чтец
Вешний цветик в травке новойЩурит ласковый глазок.Сел щегленок на кленовыйЗеленеющий сучок.
Любо птичке желтогрудой:В ясном блеске вышина,Светит солнце, радость всюду,-Здравствуй, милая весна!
Ведущий
Григорович Дмитрий Васильевич писал:«Апрель идет к концу. Весна была ранняя. Снег сошел с полей. Зеленеют озими. Как хорошо в поле! Воздух наполнен песнями жаворонка. В ветках и стебельках движется свежий сок. Солнце греет чащу и поля. В лесу и овраге тают остатки снега. Жужжат жуки. Река вступила в свои берега. Прекрасное это время - весна!»
(Э. Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»).
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: приобщение к миру прекрасного на примере произведений литературы и музыки.
Оборудование: презентация, на слайдах которой изображены цветы, парки, репродукции картин художников; грамзапись вокальных и инструментальных произведений в исполнении известных артистов, оркестров; зал украшен гирляндами цветов; участники вечера сидят за столиками, украшенными цветами(работы выполнены самими учащимися).
Ведущий. Мы рады вас приветствовать на литературно-музыкальной гостиной, посвященной началу весны. Мы почитаем стихи, послушаем музыку известных музыкантов и композиторов, так что устривайтесь поудобнее и получайте удовольствие.
Как много света и тепла
Они нам в жизни излучали –
Цветы любви, цветы добра,
Цветы восторга и печали.
Весны и осени цветы –
Мы с ними радость, грусть встречали –
Цветы любви, цветы мечты,
Цветы раздумий и печали.
(На фоне 1,2 слайда ведущий читает эти стихи и звучит в исполнении симфонического оркестра вальс Свиридова из к/ф “Метель”).
1 Чтец (читает стихотворение узбекского поэта Юсуфа Шамансура “Капля росы”).
Капельки росы издалека
На цветах видны в часы рассвета.
Я вдыхаю аромат цветка, –
Нет мгновенья лучшего, чем это.
Аромат – как голос красоты,
Пробужденной в тающем тумане.
На каких весах измеришь ты
Доброе его очарованье?
Родина! Пройду я сто дорог,
Жизни, коль велишь, не пожалею,
Чтоб лучился утренний цветок
Неизбывной красотой твоею.
Родина! Ты неба звездный свет,
Отчий край и щедрость урожая,
Ты от века истинный поэт.
Я тебе всего лишь подражаю.
День твой чист, и солнцем налиты
Братской дружбы яркие цветы.
(На фоне этого стихотворения идет 3 слайд и звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского).
Весенние ливни струятся по крышам,
Все льнет к освежающей силе воды,
В цветении яблонь, черешен и вишен,
Как в белой волне, утопают сады.
Льет ливень весенний, и вспыхнули маки
Огнем ослепительным в жарких степях,
Жемчужные брызги живительной влаги
Горят на пурпурных цветка лепестках.
Льет ливень – растут ароматные травы
И зреют хлеба высоки и густы,
Зеленой листвою оделись дубравы –
Весна – это радость, жизни цветы.
(На фоне этого стихотворения идет 4 слайд и звучит романс С.Рахманинова “Весенние воды”).
Ведущий (на фоне тихо звучащей музыки вальса Свиридова из к/Ф “Метель”,5 слайд).
Паводком бурным
В распутице вешней
Мчится апрель
По набухшей земле.
Он разбудил
Под сугробом подснежник –
Синюю песню
На тонком стебле.
3 Чтец (слайды 6,7 без музыки,8 – звучит пьеса П.И.Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”).
Я сегодня буду очень нежным
И, к тебе прильнувши головой,
Расскажу про синие подснежники,
Улыбающиеся на мостовой.
Мы вот жили и совсем не знали,
Что весна на поле расцвела, –
Маленькая девочка в сандалиях
Нам ее в корзинке принесла.
Ах, апрель, апрель голубоглазый –
Не дает он спать нам по ночам,
Хоть его весенние рассказы
Только отголосками звучат…
(М.Исаковский “Подснежник”).
Ведущий (на фоне 9.10 слайда рассказывает легенду о ландыше).
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.
4 Чтец (читает стихотворение С.Маршака “Ландыш”)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в широкий лист
Растет цветок в глуши нетронутый,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Исполняется романс С.Рахманинова на слова Г.Галина “Здесь хорошо” – 11 слайд).
Ведущий (на фоне 12-16 слайдов рассказывает легенду о тюльпане).
В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогли бы открыть его бутон.
Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.
5 Чтец (читает стихотворение С.Есенина “Черемуха”,17 слайд – звучит вальс Ф.Шопена).
Черемуха душистая весною расцвела, –
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная синеет в серебре.
И кисточки атласные под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные, у девицы –красы.
А рядом, у проталинки, в траве между корней
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Ручей волной гремучею все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.
Ведущий (18 слайд – трели соловья).
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет,
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут,
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
6 Чтец (19 слайд –звучит романс С.Рахманинова “Сирень”).
Вот сирень расцвела, как свежа и красива!
Свет сиреневый льется по темным кустам.
Не могу надышаться на синее диво,
Ароматную ветку склоняя к устам.
(На экране – изображение цветущего розалия – 20,21 слайд)
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз.
А душа моя – поле безбрежное
Дышит запахом меда и роз.
7 Чтец (на фоне 22 слайда – романс М.Глинки на слова А.Пушкина “Где наша роза”– читает стихотворение С.Маршака “Абхазская роза”).
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков.
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист-
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы –
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.
Охапку роз на Север я увез.
Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать красных роз, –
На память мне остались эти строки.
Ведущий (23 слайд – звучит вальс из к/ф “Берегись автомобиля”).
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Заключительное слово. Мы думаем, что сегодняшний вечерподарил вам радость. Жизнь торжествует, когда вокруг нас цветы. Они всегда с нами: в будни и праздники. Цветы – это нравственное здоровье человека. Так давайте все будем здоровы и счастливы!
Ход занятия
Под песню «Весна- красна идёт» муз. Олифировой дети заходят в зал и заводят хоровод.
Ведущая : Под звонкие капели
Птицы прилетели
Зелёные косыночки
Берёзоньки надели.
Скворцы спешат к скворечникам
Всем стало не до сна
А значит, к нам опять пришла
Красавица. Весна!
Песня : «Звонко капают капели » прослушивание с презентацией
Ведущая :
Первый месяц весны -март.
На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Послушайте музыку, которая так и называется «Жаворонок» ,написал эту музыку великий русский композитор П. И. Чайковский. Послушайте как звуки музыки передают звонкий и нежный голос жаворонка. Слушание музыки сопровождается слайдами на экране телевизора.
Ведущая : Дети, перед вами картинки птиц. Найдите и назовите мне перелётных птиц (жаворонок, скворец, ласточка) Второй месяц - апрель. Послушайте музыку и скажите как она называется? Что мы делали под эту музыку? (ответы детей) Правильно, под эту музыку,которая называется «Подснежник»
Назовите, какие приметы о весне вы знаете: (ответы детей). Молодцы, сколько примет о весне вы знаете.
Весной солнце светит ярко, посылая на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночь короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинках зацвели первые весенние цветы. На деревьях набухли почки, зазеленела трава. Просыпаются после зимней спячки животные и насекомые. Послушайте как поют птицы весной.
Ребенок
В лесу где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку,
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил :
Я вижу погода тепла и ясна!
Скажите, ведь правда что это весна!
Стихотворение сопровождается показом слайдов на экране телевизора.
Тает снег, ручьи, капели-
Тут весна на акварели. (Ребенок)
(Ребенок)
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
3 ребенок
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!
Ведущая : Третий месяц весны -май.
Теперь в ветвях берёзы поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,в полях поют ручьи.
Ребенок
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Игра «Что услышал я в лесу»
Что услышал я в лесу
Не скажу, а покажу.
Отшумели вьюги и метели
Солнце стало больше пригревать (маракасы)
И в овражках ручейки запели
Просыпайтесь, хватит, хватит спать (колокольчики)
Птицы весело запели
Зазвенели звонко трели (свистульки)
Страшно филин тут кричит
Он добычу сторожит (флейта)
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил (палочки)
Чьи – то ножки пробежали
И сучочки затрещали (рубель)
Что в лесу мы услыхали
Обо всем вам рассказали (оркестр)
А вы знаете, сколько месяцев длится весна? (3). Правильно.
Я предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)
Назовите пословицы о весне: (ответы детей)
Февраль силен метелью, а март капелью. (Катя)
Грачи на горе – весна на дворе. (Саша)
Вода потекла, весну принесла. (Андрей)
Весна красна цветами, а осень пирогами. (Лерам Ш.)
Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ».
1. После какого времени года наступает весна? (лето, зима, осень).
2. Кто плачет только весной? (дети, взрослые, сосульки).
3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду).
4. Что происходит со льдом на реке весной? (ледопрыг, ледобег, ледоход).
5. Какие птицы прилетают весной? (воробьи, соловьи, снегири).
6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки).
Молодцы! Правильно.
Наступает время звонкое, певучее, цветущее. Скоро деревья покроются молодой листвой. Расцветут первые весенние цветы . Этот месяц все называют «цветущий май» . Послушайте отрывок из произведения П. И, Чайковского «Вальс цветов» .
Ведущая :Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу . Мы слушали музыку русского композитора П. И. Чайковского, читали стихи, поговорили о первых прилетевших птицах, цветах,о наступившей весне. А теперь все встанем и представим что мы с вами «птички» , покажите, как они рады приходу весны.
Дети свободно располагаются по залу и изображают «Пляску птиц» на одноимённую музыку Н. Римского-Корсакого.
Урок внеклассного чтения
Литературная гостиная «С любовью о природе»
Цель: 1)Формировать умения выделять признаки весны, различать весенние месяцы; познакомить с приметами весны, почувствовать красоту слова; совершенствовать осознанное чтение.
2)Развивать речь, воображение, память, внимание, наблюдательность; умение видеть главное в прочитанном и услышанном.
3) Воспитывать читательский интерес; эстетическое и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование: презентация, материал к газете «Весна идёт», видеоклип «Весна», звукозапись.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологический настрой. Релаксация (играет «Лирическая музыка»)
2. Погружение в тему.
Очень давно, более 300 лет назад (18 в.) стало традицией организовывать литературные гостиные. Здесь собирались знаменитые люди: писатели, поэты, музыканты, художники, люди с общими интересами – творческие личности. Они рассуждали о литературе, читали свои художественные и научные работы, общались, разговаривали, делились своими мыслями. А потом из этих встреч рождались новые стихи, музыкальные произведения, картины. Мы тоже сегодня будем с вами общаться, и кто знает, может наш разговор натолкнёт кого – то из вас написать стихотворение или картину. А о чём же мы будем говорить с вами в нашей литературной гостиной? (демонстрация клипа «Весна»)
- Да, действительно мы поговорим о весне. А в ходе нашей беседы будем оформлять газету «Весна идёт».
3. Дыхательная гимнастика.
- Давайте вдохнём запах весны и насладимся его ароматом (вдох через нос, выдох через рот)
4. Ассоциации к слову весна (составление кластера)
- Назовите первый месяц весны. А сейчас в нашей газете мы опубликуем первое стихотворение (читает ученица)
С.Маршак «Март»
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём:
Стёжки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
- Назовите приметы марта месяца (потемнел снег, лёд треснул на озёрах, птицы поют веселее, небо стало выше)
6. Рассказ учителя.
Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года – это январь. Но оказывается, в далёкие времена наступление Нового года народ праздновал весной – в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник – Желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Все собирались в хоровод и пели(дети становятся в хоровод и говорят слова)
Приди к нам весна с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеницей колосистой.
С ячменём усатым…
Сестрички – синички
Вы на волю полетите,
К нам весну скорей ведите!
Март – утро года. Солнце с каждым днём всё выше и выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась. «Дзынь –дзынь!»-поёт капель. Недаром в народе называют март - капельник.
7. Чтение поговорок о марте.
22 марта –день равен ночи. А ещё в этот день мы празднуем праздник «Наурыз». А ещё в этот день можно услышать первые песенки полевого жаворонка (стихотворение читает ученик)
Василий Жуковский «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песню. Одним из таких композиторов был Пётр Ильич Чайковский. И сейчас мы прослушаем отрывок из его альбома «Март. Пение жаворонка» (прослушивание музыки)
8. Упражнение для расслабления.
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный весенний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь его чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко – высоко.
- А раз затянул свою песню жаворонок – значит скоро и апрель (читает ученица) Самуил Маршак «Апрель»
Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
9. Словарная работа: валежник – сухие сучья, деревья, лежащие на земле.
- Что происходит в природе в апреле? (чтение поговорок об апреле)
Подснежник занесён в Красную книгу и его срывать нельзя, а наоборот нужно охранять.
В народе говорят «Апрель водою славен» Почему? – Дело апреля снег согнать, землю разбудить и обогреть. В апреле начинает оживать лес (читает ученик)
Иван Василевский «Весна в лесу»
Ещё в лесу висят туманы
Непроходимой пеленой.
Но выйди в полдень на поляны,
И мир становится иной.
Взгляни на небо голубое.
Весна знакомою тропою
Пришла в ожившие леса.
(прослушивание «Пение птиц»)
10. Составление синквейна «Лес»
-Какой месяц идёт за апрелем?
-Долг мая тёплую землю в зелень убрать. Говорят: «Май землю наряжает, лето в гости ожидает»
(пословицы о мае)
- Май называют «цветень» Почему?
11. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
-Найдите олицетворения, сравнения.
12. Чтение загадки:
Цветёт он майскою порой.
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
Красивы цветы ландыша. Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корень. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек. Нельзя рвать полевые цветы! Нужно ими любоваться.
-Не только поэты и композиторы восхищались природой. Но и художники воспевали её в своих картинах.
(просмотр репродукций известных художников)
А сейчас мы организуем совместное рисование картины.
13.Чтение рассказа Г.Скребицкого «На лесной полянке»(работа со слайдами – рисование картины)
-Как мы назовём свою работу?
14. Обобщение.
В стихотворениях известных поэтов и писателей, с которыми мы сегодня работали, в музыке замечательных композиторов и в картинах известных художников мы увидели душу этих людей, безграничную любовь к родной природе и к прекрасному времени года – весне. Все они по-своему изображают это время года, но все одинаково восхищаются им.
-Выразите и вы своё отношение к весне(написать в газете)
Весна никогда не повторяется. Каждый год она приносит что- нибудь новое, неведомое, восхищая и и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть эту красоту. Надо учиться видеть прекрасное. Которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. А выразит свои чувства мы можем через стихи, музыку. Танцы. Рисунки, слова и поступки. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь: распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из своих щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
(песня «Звонко капают капели»)
15. Рефлексия.
-Где мы сегодня побывали? Что вам понравилось на уроке?
Изобразите своё настроение цветом. А в память о нашем уроке у нас получилась вот такая замечательная газета. Любите природу!
15. Задание на дом(с.129 -130 пересказ близко к тексту; написать письмо весне, сочинить стихотворение)