Сценарий Литературно-музыкальной гостиной «Весна! Весна! И всё ей радо! Музыкально-литературная гостиная «Весна, весна» в старшей группе Литературная гостиная на тему весна.
Татьяна Семенова
Конспект литературно-музыкальной гостиной «Весенняя капель»
Цель : Приобщать детей к музыкальной культуре, доступной для ребёнка. Накапливать опыт музыкальных впечатлений в процессе слушания.
Развивать эстетические эмоции, чувства,переживания. А так-же : внимание,
слух, музыкальную память.
Воспитывать :
любовь и интерес к песенному, танцевальному и поэтическому искусству.
Ход занятия
Под песню «Весна- красна идёт» муз. Олифировой дети заходят в зал и заводят хоровод.
Ведущая : Под звонкие капели
Птицы прилетели
Зелёные косыночки
Берёзоньки надели.
Скворцы спешат к скворечникам
Всем стало не до сна
А значит, к нам опять пришла
Красавица. Весна!
Песня : «Звонко капают капели »
Ведущая : Дети, проходите, в нашу музыкальную гостиную и садитесь на
стульчики. Первый месяц весны -март.
На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Послушайте музыку, которая так и называется «Жаворонок» ,написал эту музыку великий русский композитор П. И. Чайковский. Послушайте как звуки музыки передают звонкий и нежный голос жаворонка. Слушание музыки сопровождается слайдами на экране телевизора.
Ведущая : Дети, у меня на столе картинки на которых изображены птицы. Найдите и назовите мне перелётных птиц (жаворонок, скворец, ласточка) Второй месяц - апрель. Послушайте музыку и скажите как она называется? Что мы делали под эту музыку? (ответы детей) Правильно, под эту музыку,которая называется «Подснежник» наши девочки танцевали на празднике. Девочки исполняют танец : «Подснежников»
Воспитатель читает стихотворение :
В лесу где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку,
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил :
Я вижу погода тепла и ясна!
Скажите, ведь правда что это весна!
Стихотворение сопровождается показом слайдов на экране телевизора.
Ведущая : Третий месяц весны -май.
Теперь в ветвях берёзы поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,в полях поют ручьи.
Наступает время звонкое, певучее, цветущее. Скоро деревья покроются молодой листвой. Расцветут первые весенние цветы . Этот месяц все называют «цветущий май» . Послушайте отрывок из произведения П. И, Чайковского «Вальс цветов» .
Ведущая :Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу . Мы слушали музыку русского композитора П. И. Чайковского, читали стихи, поговорили о первых прилетевших птицах, цветах,о наступившей весне. А теперь все встанем и представим что мы с вами «птички» , покажите, как они рады приходу весны.
Дети свободно располагаются по залу и изображают «Пляску птиц» на одноимённую музыку Н. Римского-Корсакого.
Публикации по теме:
В начале марта в нашем ДОУ проходила выставка детских рисунков "Весенняя капель". С большим желанием принимали ребята в ней участие,а.
«К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень теплые ноги у весны». Каждый.
Цель: Продолжать знакомить детей с природным явлением – весна, ее характерными особенностями (ярко светит солнце, тает снег, появляются.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весенняя капель» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весенняя капель» Подготовила воспитатель Литвинова Наталья Александровна.
Образы весны у наших сулинских поэтов напоминают часто пейзажную живопись. Они описываются в превосходных эпитетах. Преображение природы органически соединяется с внутренним миром поэта.
Наталья Воронина олицетворяет весну с Женщиной:
На лице у женщины улыбка,
А в руках у женщины весна,
И у губ загадочным изгибом
Притаилась жизни новизна
На ветвях у деревца листочки
Под ногами влажная земля,
А в душе – волнующие строчки
И признаний тёплых глубина.
На плечах у женщины заботы,
Лёгкий шарфик с запахом духов,
Пробуждение сердца и природы,
Перестук весёлых каблучков.
На щеках от свежести румянец,
А в глазах таятся огоньки.
Пригласи, весна её на танец,
И не сбиться с такта помоги!
Воронина, Н. Весна и женщина
Природа весны Н. Ворониной, соединённая с чувствами, переживаниями,
заставляет нас понять возрастное состояние женщины. Как, например, в стихотворении «Живём!»:
И природы обновление,
И на сердце теплота,
Поутихшие сомнения,
И привычек маята.
Разноцветные денёчки-
Белый, серый, голубой;
Распустившиеся почки,
Недостигнутый покой
Воронина, Н. Живем!
У Н. Киреева, поэта старшего поколения,- философское осмысление этого времени года:
Поют цветы и отступает зло,
пусть хоть на миг, но всё же отступает,
от песен их становится светло,
поют цветы, и тьма земная тает.
Поют цветы, весенние цветы,
земли родной – волшебные творенья,
и оживают лучшие мечты
под это нестареющее пенье.
Киреев, Н. Поют цветы.
Весенняя поэзия Ольги Романенко рассматривается как обращение к земной природе. Солнце, луна, звёзды… Всё наполнено романтикой:
Жила природа ожиданьем мая.
У горизонта розовый закат
Раскрасил мир изысканно - небрежно,
Струился трав весенних аромат,
Журчал ручей задумчиво и нежно.
Я любовалась красками весны,
Я воздух чистый не спеша вдыхала…
Шептались тихо сосны у ручья,
Ночь опустилась, звёзды зажигая.
Подул весенний теплый ветерок,
Моих волос коснулся он небрежно.
В сиянье звёзд искрящийся поток
Журчал в тиши задумчиво
и нежно…
Романенко, О. Брат волка: поэма
Весна Вячеслава Дутова - калейдоскоп неповторимых образов, это его стиль. Строки пронизаны радостью жизни. Как в стихотворении «Красота»:
Я воспеваю красоту-
Она родня весне и лету.
Весною яблоня в цвету
Одета в белую фату,
Умыта росами рассвета.
Дутов, В. Красота
Любовь к родным местам, к женщине выплёскиваются у Дутова в звуки и краски:
Ты любишь яблоневый цвет…
Сейчас апрель,
Набухли почки.
Возникнут в мае лепесточки,
И зазвенит в цветеньи трель.
Ты любишь яблоневый цвет…
Дутов, В. Я поливаю деревца
Ты, весна спешишь куда-то
Так идешь – почти бежишь,
И ребята и девчата
По тебе равняют жизнь.
Заглянула в праздник Пасхи,
Говоришь: «Христос воскрес!»
От твоих тепла и ласки
Расцветает всё окрест.
Всё, чего твой взгляд коснётся,
Обретает два крыла:
Похристосоваться с солнцем
Верба рвется из кола.
Ты спешишь, Весна, ты машешь
Пёстрой кистью на бегу.
Рассмеёшься – ромашки
Разлетятся с алых губ.
Дутов, В. Девочка весна.
Не сломаюсь, не состарюсь, не усну:
Нарядилась нынче Родина в весну!
На деревья лёг кипени венец,
Очумел в ветвях от пения скворец.
Нашу речку родниковую и пруд
Лозняки окольцевали в изумруд,
Облака, над кромкой неба вспенясь в ряд
Белых яблонь продолжением стоят.
Дутов, В. Не сломаюсь, не состарюсь, не усну
Наш местный ландшафт – отроги Донецкого кряжа, много холмов, балок, мелких речушек. Какие они весной? - посмотрим:
Иду холмом уже сухим,
А в балку спрятан снег.
Слова слагаются в стихи
О солнце, о весне;
О том, что зеленью весна
Украсит серость дней,
Что поцелуй дороже сна,
Хоть сон всего милей.
И что любовь при взмахе крыл
Сметает интеллект,
И что, когда ты полюбил, ты излучаешь свет.
Дутов, В. Иду холмом уже сухим
Весенняя лирика заставляет беспокоиться всех, кто ощущает себя человеком.
Букет из слов:
Весна, любовь и солнце,
И синь в глазах,
И музыка в груди,
И вдохновенье,
Как родник в колодце,
И светлая надежда впереди.
Дутов, В. Букет из слов
Список литературы:
- Воронина, Н. Весна и женщина: [стихотворение] / Н. Я. Воронина // Ожерелье чувств: стихи / Н.Я. Воронина. - Ростов н/Д: Литера-Д, 1997. - С. 16-17.
- Воронина, Н. Живем!: [стихотворение] / Н. Я. Воронина // Ожерелье чувств: стихи / Н.Я. Воронина. - Ростов н/Д: Литера-Д, 1997. - С. 8.
- Дутов, В. Красота: [стихотворение] /В. К. Дутов // Алмаз: литературно – поэтический сборник / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2006. – С.144.
- Дутов, В. Я поливаю деревца: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.38.
- Дутов, В. Девочка весна: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.50.
- Дутов, В. Не сломаюсь, не состарюсь, не усну: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.53.
- Дутов, В. Иду холмом уже сухим: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.54.
- Дутов, В. Букет из слов: [стихотворение] / В. К.Дутов // Самородки: песни и стихи / В. Дутов. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - С.88.
- Киреев, Н. Поют цветы: [песня] / Н.П. Киреев // Миг вечности: стихи / Н.П. Киреев. - Ростов-н/Д.: Омега - Принт, 2001. - С. 187.
- Романенко, О. Брат волка: поэма / О. В. Романенко // Мечта, одетая в лазурь…: стихи и поэмы / О.В. Романенко.- Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2010. - С. 74.
Урок внеклассного чтения
Литературная гостиная «С любовью о природе»
Цель: 1)Формировать умения выделять признаки весны, различать весенние месяцы; познакомить с приметами весны, почувствовать красоту слова; совершенствовать осознанное чтение.
2)Развивать речь, воображение, память, внимание, наблюдательность; умение видеть главное в прочитанном и услышанном.
3) Воспитывать читательский интерес; эстетическое и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование: презентация, материал к газете «Весна идёт», видеоклип «Весна», звукозапись.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологический настрой. Релаксация (играет «Лирическая музыка»)
2. Погружение в тему.
Очень давно, более 300 лет назад (18 в.) стало традицией организовывать литературные гостиные. Здесь собирались знаменитые люди: писатели, поэты, музыканты, художники, люди с общими интересами – творческие личности. Они рассуждали о литературе, читали свои художественные и научные работы, общались, разговаривали, делились своими мыслями. А потом из этих встреч рождались новые стихи, музыкальные произведения, картины. Мы тоже сегодня будем с вами общаться, и кто знает, может наш разговор натолкнёт кого – то из вас написать стихотворение или картину. А о чём же мы будем говорить с вами в нашей литературной гостиной? (демонстрация клипа «Весна»)
- Да, действительно мы поговорим о весне. А в ходе нашей беседы будем оформлять газету «Весна идёт».
3. Дыхательная гимнастика.
- Давайте вдохнём запах весны и насладимся его ароматом (вдох через нос, выдох через рот)
4. Ассоциации к слову весна (составление кластера)
- Назовите первый месяц весны. А сейчас в нашей газете мы опубликуем первое стихотворение (читает ученица)
С.Маршак «Март»
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём:
Стёжки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
- Назовите приметы марта месяца (потемнел снег, лёд треснул на озёрах, птицы поют веселее, небо стало выше)
6. Рассказ учителя.
Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года – это январь. Но оказывается, в далёкие времена наступление Нового года народ праздновал весной – в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник – Желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Все собирались в хоровод и пели(дети становятся в хоровод и говорят слова)
Приди к нам весна с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеницей колосистой.
С ячменём усатым…
Сестрички – синички
Вы на волю полетите,
К нам весну скорей ведите!
Март – утро года. Солнце с каждым днём всё выше и выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась. «Дзынь –дзынь!»-поёт капель. Недаром в народе называют март - капельник.
7. Чтение поговорок о марте.
22 марта –день равен ночи. А ещё в этот день мы празднуем праздник «Наурыз». А ещё в этот день можно услышать первые песенки полевого жаворонка (стихотворение читает ученик)
Василий Жуковский «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песню. Одним из таких композиторов был Пётр Ильич Чайковский. И сейчас мы прослушаем отрывок из его альбома «Март. Пение жаворонка» (прослушивание музыки)
8. Упражнение для расслабления.
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный весенний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь его чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко – высоко.
- А раз затянул свою песню жаворонок – значит скоро и апрель (читает ученица) Самуил Маршак «Апрель»
Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
9. Словарная работа: валежник – сухие сучья, деревья, лежащие на земле.
- Что происходит в природе в апреле? (чтение поговорок об апреле)
Подснежник занесён в Красную книгу и его срывать нельзя, а наоборот нужно охранять.
В народе говорят «Апрель водою славен» Почему? – Дело апреля снег согнать, землю разбудить и обогреть. В апреле начинает оживать лес (читает ученик)
Иван Василевский «Весна в лесу»
Ещё в лесу висят туманы
Непроходимой пеленой.
Но выйди в полдень на поляны,
И мир становится иной.
Взгляни на небо голубое.
Весна знакомою тропою
Пришла в ожившие леса.
(прослушивание «Пение птиц»)
10. Составление синквейна «Лес»
-Какой месяц идёт за апрелем?
-Долг мая тёплую землю в зелень убрать. Говорят: «Май землю наряжает, лето в гости ожидает»
(пословицы о мае)
- Май называют «цветень» Почему?
11. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
-Найдите олицетворения, сравнения.
12. Чтение загадки:
Цветёт он майскою порой.
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
Красивы цветы ландыша. Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корень. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек. Нельзя рвать полевые цветы! Нужно ими любоваться.
-Не только поэты и композиторы восхищались природой. Но и художники воспевали её в своих картинах.
(просмотр репродукций известных художников)
А сейчас мы организуем совместное рисование картины.
13.Чтение рассказа Г.Скребицкого «На лесной полянке»(работа со слайдами – рисование картины)
-Как мы назовём свою работу?
14. Обобщение.
В стихотворениях известных поэтов и писателей, с которыми мы сегодня работали, в музыке замечательных композиторов и в картинах известных художников мы увидели душу этих людей, безграничную любовь к родной природе и к прекрасному времени года – весне. Все они по-своему изображают это время года, но все одинаково восхищаются им.
-Выразите и вы своё отношение к весне(написать в газете)
Весна никогда не повторяется. Каждый год она приносит что- нибудь новое, неведомое, восхищая и и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть эту красоту. Надо учиться видеть прекрасное. Которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. А выразит свои чувства мы можем через стихи, музыку. Танцы. Рисунки, слова и поступки. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь: распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из своих щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
(песня «Звонко капают капели»)
15. Рефлексия.
-Где мы сегодня побывали? Что вам понравилось на уроке?
Изобразите своё настроение цветом. А в память о нашем уроке у нас получилась вот такая замечательная газета. Любите природу!
15. Задание на дом(с.129 -130 пересказ близко к тексту; написать письмо весне, сочинить стихотворение)
Литературно- музыкальная гостиная «Весеннее настроение»
Интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста
Цель : продолжать знакомить детей с прекрасным миром классической музыки, творчеством русских поэтов – классиков, художников через синтез искусств (музыка, поэзия, художественное искусство).
Задачи :
Развивать музыкальные и художественно - творческие способности детей;
Учить детей эмоционально откликаться на содержание произведений;
Развивать двигательные качества и умения, передавая характер музыкальных произведений через движение;
Прививать любовь к русскому художественному слову через его нравственное и
духовное восприятие;
Постигать красоту музыки и живописи через лучшие произведения русских и зарубежных классиков;
Совершенствовать интонационную выразительность речи, её завершённость;
Центральная стена музыкального зала украшена весенней композицией. Проектор.
Музыкальный центр. Диски с записями классической музыки по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Портреты композиторов: Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского; поэтов - классиков: С. Есенина, А. Пушкина, А. Блока, Н. Некрасова. Репродукции картин.
Предварительная работа
Беседы о весне, ее характерных признаках и приметах, подбор и разучивание песен
и стихов о весне. Знакомство с творчеством композиторов, художников и поэтов, писавших произведения о весне. Слушание произведений П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи» из альбома «Времена года»; Антонио Вивальди концерт «Времена года» «Весна». Беседы о характере прослушанной музыки, о ее выразительных средствах. Постановка и разучивание музыкально – ритмических композиций.
Под звуки «Вальса» Свиридова, дети заходят в музыкальный зал, рассаживаются на стулья.
Ведущий 1.
Добрый день! Снова распахнула свои двери наша литературно- музыкальная гостиная. И так радостно и светло от того, что мы с вами, наши маленькие друзья, снова собрались здесь,
чтобы поговорить о чудесном времени года весне.
(Слайд 1)
Ведущий 2
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Прошли морозы, отзвенела капель. Природа проснулась. Появились первые цветы. Наступила весна – утро года!
(Слайд 2)
Ребенок 1.
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ребенок 2
А. Плещеев
Весна
Ведущий 2.
На полянках травка зелена,
В хоровод зову я вас,
Мы устроим перепляс.
«Трепак» музыка П. И. Чайковского
Ведущий 1 . Ребята, назовите месяцы весны. Конечно, март - первый месяц весны. Еще лежит кругом снег, но солнышко пригревает всё теплей и ласковей. (Слайд 3)
Ребёнок 3.
А. Весенний
Светлее небо, тает снег.
Ребенок 4
Ведущий 1. Наступила весна, которую все с таким нетерпением ждали. Солнце теперь встает раньше, а заходит позже, и с каждым днём греет всё сильнее и сильнее. Птицы, которых так давно не было слышно, поют громче.
Ведущий 2. Ребята, послушайте, как звучит утро в музыкальном произведении известного композитора.
Звучит «Утро» Э. Григ
Ведущий 2.
Вы узнали это произведение? Молодцы. Утро… пробуждение. После долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Воздух прозрачен и чист. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? (Слайд 4)
Ребенок 5.
Ф.Тютчев
Зима недаром злится.
Ведущий 1. Под солнце самое взвился незримый жаворонок мой.
И в яркой светлой вышине поёт и кружится с весной. (Слайд 5)
Дети исполняют песню А. Филиппенко «Тает снег»
Ведущий 2.
Ребята, послушайте, какая прекрасная музыка прозвучит сейчас! Может быть, кто-то из вас узнает ее, и вспомнит название?
Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Жаворонок»
Ведущий 2. Композитор очень любил природу и изобразил в музыке каждый месяц. Этот цикл он назвал: «Времена года». Кто покажет портрет П. И Чайковского? (Слайд 6)
Ведущий 1. Весна радостно продолжает своё шествие по земле. И вот уже апрель - второй месяц весны, весны воды , вступил в свои права.
Ребенок 6.
С. Есенин
Черёмуха
Ребенок 7.
С. Маршак
«Апрель! Апрель!»
(Слайд 7)
Ведущий 1.
Расскажите, что в народе про апрель говорят.
Дети называют пословицы.
Вода с гор потекла - весну принесла!
Апрельские ручьи всех будят.
Апрель всех напоит.
Ведущий 2. Ребята, предлагаю вам послушать, как музыка, передает звучание бегущих ручьев в пьесе «Ручеек» музыка Эдвард Грига.
Ведущий 1. Есть у меня загадка для вас. Послушайте.
Наступило в лесу утро раннее.
Что за песенка звенит на проталине?
Кто, расправив лепестки, из – под снега вышел? (Слайд 8)
Ребенок 8.
А. Рязанцев
Под покровом леса снежного
Ребенок 9.
С Маршак
Снег теперь уже не тот
Ведущий 1
. Веселые солнечные лучи искрятся в шумливых ручейках. Тревожно и
радостно тянется навстречу солнышку первый весенний цветок – подснежник. (Слайд 9)
Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями.
А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.
Ведущий 2. Ребята, послушайте еще одно музыкальное произведение. Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней! Не спугнуть бы нам его. Вы знаете, сейчас у нас есть возможность увидеть танец маленьких нежных цветов.
Музыкально – ритмическая композиция танец с шарфами.
(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).
Ведущий 1. В апреле дни становятся длиннее и теплее. Пробуждается природа.
Прольются первые весенние дожди. Солнышко ласкает всех своими лучами. (Слайд 10)
В едущий 2. А у какого композитора есть цикл «Времена года»?
Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Весна».
Звучит фрагмент «Времена года. Весна» Вивальди
В едущий 2. Что вы услышали в этом произведении?
А я услышала в этой музыке птичьи трели. Как прекрасно, что все перелетные птицы вернулись. Вы рады им?
Ребенок 10
А. Плещеев
Сельская песня
Ребенок 11
Г. Горбовский
Капель
Ведущий 1. А сейчас, ребята, я предлагаю проверить ваши знания в викторине «Знатоки весенней природы».
В о п р о с ы в и к т о р и н ы:
– Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга.)
– Меня ждут-не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь.)
– Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон.)
– Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
– Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)
– Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа.)
– Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)
– Какой цветок облетает
От ветра, словно он тает? (Одуванчик.)
Ведущий 1.
Май - третий месяц весны, весны зеленой травы. Все вокруг зеленеет, на деревьях распускаются листочки. В мае гремят первые грозы.
Зеленеет все вокруг,
Птичьих трелей слышен звук,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает… май
Ребенок 12
C. Маршак
Сосулька
Ведущий 1. А сейчас я предлагаю окунуться в мир балета и посмотреть фрагмент из балета П. И. Чайковского «Золушка», «Танец цветов»
Показ фрагмента.
Ведущий 2.
Ребята, приглашаю вас послушать ансамбль музыкальных инструментов «Капелька». Они исполнят произведение на треугольниках.
Игра на треугольниках на фоне слайда «Пробуждение весны»
Ведущий 2.
Вот такая многогранная наша весна! Сегодня мы с вами ещё раз могли
убедиться в том, что музыка прекрасно может сочетаться со стихами. И всё это связано
между собой. Выражает один образ, образ нашей русской красавицы - Весны.
Приглашаю вас поиграть в разную весну.
Игра «Разная Весна»
Ведущий 1.
Мои юные друзья, благодарю всех, кто пришел сегодня и разделил со всеми радость встречи Красавицы - Весны! Всем желаю добра и весеннего настроения! Предлагаю вам в группе нарисовать свои впечатления об этой встрече. И показать выставку вашим друзьям. До свидания!
Приложение
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
А. Плещеев
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Весенний
Светлее небо, тает снег.
Светлее небо, тает снег,
Мы вам расскажем о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
И хочется, конечно, нам
Пустить кораблик по волнам.
И. Пивоварова «Картина ясна – пришла весна»
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи…
На дворе капель - да лужи…
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
Ф. Тютчев
Зима недаром злится.
Зима недаром злится ,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
С. Есенин
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
С. Маршак
«Апрель! Апрель!»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И, расцвел подснежник.
А. Рязанцев
Под покровом леса снежного.
Под покровом леса снежного
Он вырос, невысок,
Ласкает солнце нежное
Теплом своим цветок.
Он, словно небо ясное,
Такой же голубой,
Его весна прекрасная,
К нам принесла с собой!
С Маршак
Снег теперь уже не тот
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром,
Светятся серёжки.
А. Плещеев
Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
Татьяна Кириленко
Цель : Развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников
Задачи :
1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
3. Пробуждать интерес детей к русской поэзии и музыке , к народной культуре.
4. Активизировать и расширять словарный запас.
5. Воспитывать эстетическое отношение к жизни.
Ход праздника :
Ведущий :
Добрый день девочки и мальчики, уважаемые родители!
Мы рады приветствовать вас в музыкально – литературной гостиной «К нам весна шагает » .
Я хочу предложить открыть нашу гостиную загадкой :
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна )
Закончилась зима долгая, холодная, не простая, так хочется, что бы вы немного отдохнули и ваши души наполнились радостью и надеждой. Как бурно бегут ручьи, как весело звенят капели, как радуется все вокруг весеннему солнышку! Природа просыпается после долгого зимнего сна, и это пробуждение никого не оставляет равнодушным! Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем читать стихи о красавице весне .
Первое стихотворение о весне прочтет нам Дима В .
«Весна » (И. Токмакова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами ,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны .
Следующее стихотворение прочитает Дейника Маргарита Владимировна.
«Деньки стоят погожие» (Михаил Пляцковский) .
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!
Ведущий :
- Весной погода бывает разная то холодная, то теплая, то пасмурная, то солнечная. Об этом нам расскажет Лада В.
«Март» (Г. Лагздынь)
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна !
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна . Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!
Это стихотворение прочитает Коля Д.
«Весна идет » (А. Барто)
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие :
Вот весна идёт ! -
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
Ведущий :
Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
(Ответы)
А сейчас вы услышите стихотворение про три весенних месяца. Прочитает Андрей Д.
«Весенние месяцы» (В. Орлов)
У весны весёлый старт –
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель –
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны .
Ведущий :
Ребята, а какие приметы весны вы знаете ?
(Ответы детей)
Сейчас мы послушаем стихотворение о весенних приметах.
Прочитает стихотворение Даша У.
«Если снег повсюду тает» (Е. Карганова)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна .
Ведущий :
А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ» .
1. После какого времени года наступает весна ? (лето, зима, осень) .
2. Кто плачет только весной ? (дети, взрослые, сосульки) .
3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду) .
4. Что происходит со льдом на реке весной ? (ледопрыг, ледобег, ледоход) .
5. Какие птицы прилетают весной ? (воробьи, соловьи, снегири) .
6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки) .
Молодцы! Правильно.
Весной много птиц возвращаются из теплых стран. И мы слышим радостный щебет птиц, от которого становится весело и легко на душе. Стихотворение про ласточку прочитает Аня Г.
«Ласточка» (Б. Заходер)
Улетела Ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна :
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна !
Следующее стихотворение прочитает Игорь Б.
«Воробей» (Иван Емельянов)
Воробей взъерошил
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Ведущий :
С наступлением весны в жизни животных и насекомых происходят изменения. А расскажет нам об этом Рубан Наталья Сергеевна.
«Как мишка проснулся» (С. Северный)
Сосет медведюшка в темной берлоге
Мохнатую лапу.
Спит косолапый,
Не слышит весенней тревоги.
Не слышит, что мчатся ручьи
И звенят,
Что вешние гости – грачи –
Прилетели, – кричат, –
Не слышит медведюшка : спит.
Времечко-время летит.
Солнца лучи,
Горячи-горячи,
Добрались до медвежьей берлоги,
По носу мишку щекочут,
Над мишкой над сонным хохочут.
Аленький лучик
Мишку тревожит,
Спать больше мишка не может,
На бок другой повернулся,
Долго ворочался, долго кряхтел,
Хворостом хрупким хрустел –
И проснулся.
По лесу бродит –
Зимы не находит,
Хмурый со сна.
Да рассмешила весна ,
Да посмеялись грачи,
Да прозвенели ручьи,
Да приласкали лучи –
Мишка тяжелый
Бродит веселый.
Далеко до зимнего сна –
Радует мишку весна .
Следующее стихотворение прочитает Артем Д.
«На весенней проталинке» (Татьяна Гусарова)
На проталинке жучок
Грел на солнышке бочок,
Вскоре вылез червячок,
А за ним и паучок.
Солнце скрылось за горой,
И отправились домой
И жучок, и червячок,
И, конечно, паучок.
На проталинке опять
Завтра будут загорать
Жук, червяк и паучок…
Будут греть другой бочок.
Тагаева Любовь Викторовна прочитает стихотворение
«Еще дуют холодные ветры» (А. С. Пушкин)
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать ,
Скоро ль будет гостья дорогая ,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Ведущий :
Ребята послушайте звуки природы (звучит фонограмма) .
Я предлагаю поиграть в игру «Что я услышал в лесу?» .
Игра «Что услышал я в лесу»
1. Что услышал я в лесу
Не скажу, а покажу.
2. Отшумели вьюги и метели
Солнце стало больше пригревать (маракасы)
3. И в овражках ручейки запели
Просыпайтесь, хватит, хватит спать (колокольчики)
4. Птицы весело запели
Зазвенели звонко трели (свистульки)
5. Страшно филин тут кричит
Он добычу сторожит (флейта)
6. На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил (палочки)
7. Чьи – то ножки пробежали
И сучочки затрещали (рубель)
8. Что в лесу мы услыхали
Обо всем вам рассказали (оркестр)
Ведущий :
- Весной набухают почки на деревьях и из них появляются первые зеленые листочки. Об этом расскажет Тарас Е.
«Листики проснулись» (Владимир Данько)
Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна :
Неужели это…
Неужели лето?
Нет, еще не лето,
Но уже – весна !
Следующее стихотворение прочитает Сергей Р.
«По весне набухли почки » (Заходер Б.)
По весне набухли почки
По весне набухли почки ,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена :
Сколько носиков зеленых!
Это стихотворение о весенней травке прочтет Уварова Лилия Петровна.
«Здравствуй, весенняя первая травка!» (Сергей Городецкий)
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
Ведущий :
Следующее стихотворение называется подснежник, маленький цветочек, который тянется к солнцу и призывает нас тянутся к светлому и верить в будущее.
Стихотворение прочтет Ярослав В.
«Выглянул подснежник» (Елена Серова.)
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной ;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет !
Ведущий :
Весна – это особое настроение. Весной оживает природа . Послушаем эти стихотворения.
Максим С. прочтет это стихотворение.
«Салют весне » (З. Александрова)
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне .
Приказ черёмухе цвести,
Крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть.
Ефимова Наталья Сергеевна прочтет стихотворение.
«Весна , весна ! как воздух чист…» (Евгений Баратынский)
Весна , весна ! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна , весна ! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне .
Следующее стихотворение прочтет Даниил Т.
«Пришла весна » (М. Пожарова)
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей :
«Пришла весна , пришла весна -
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов :
«Пришла весна , пришла весна
В гирлянде из цветов!»
Весна – щедрое время года . Любуйтесь красотой, слушайте пение птиц и наслаждайтесь чудными запахами весны . Мы, благодарим всех, кто пришел сегодня в нашу литературную гостиную и разделил со всеми радость встречи Красавицы-Весны ! Всем желаем добра и весеннего настроения!
А сейчас приглашаем всех в хоровод («Весна-красна » )