Сбор и утилизацию твердых коммунальных. ТКО и Ключевые Понятия! С кем заключается договор о сборе и вывозе ТКО
Новая услуга с 2017 года - обращение с твердыми коммунальными отходами. Какая разница с ТКО и ТБО, какие изменения это влечет и что обязана делать УК
Сам термин «твердые коммунальные отходы» введен 1 января 2016 года. Впервые это отразилось в Жилищном Кодексе РФ, в ст. 154 указано, что ТКО - коммунальная услуга Затем стала разрабатываться правовая база, которая состоит на момент 2017 года из:
- Правила обращения с ТКО,
- изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг <...> №354,
- также большое влияние на реформы в сфере ТКО оказывают экологические законы.
Ответственность за обращение с ТКО
Оказывает эту коммунальную услугу региональный оператор совместно с управляющей компанией. Обязанности разделяются следующим образом:
- УК обязана содержать контейнерные площадки , следить за чистотой и правильностью размещения;
- Оператор собственно вывозит мусор на свалки или другие предусмотренные места сбора отходов.
- Если МКД не имеет централизованной системы водоотведения, то вывоз жидких отходов остается на плечах управляющей домом организации.
ТКО в квитанции идет в отдельной графе, теперь они не входят в работы по содержанию общедомового имущества.
Что делает оператор, кроме как вывозит мусор? На него возлагается вся ответственность за полный цикл переработки: прием отходов (вывоз с площадок), транспортирование (перевоз до свалки и подобного), обработка и обезвреживание, а также захоронение (для этого есть отдельные нормативные акты).
Время перехода к новым порядкам
Вопрос стоит в том, когда региональный оператор по обращению с ТКО сможет начать свою работу. Чтобы заключить договор, требуется:
- чтобы в регионе был сформирован единый тариф на обращение с ТКО, - тогда оплата ТКО будет прозрачнее;
- заключить договор на вывоз ТКО между оператором и администрацией.
- дом через УК заключает типовой договор по обращению с ТКО.
Способ заключения договора разнится:
- если управляет домом УК, то составляется договор управления МКД.
- если домом управляет ТСЖ и проч., то составляется договор о предоставлении коммунальной услуги.
- частые дома также могут заключать договор с оператором, непосредственно сами.
Но всегда это будет договор непосредственно с собственниками жилых помещений и прочего.
Нормы и требования
Обращение с ТКО регулируется правилами, нарушение которых влечет за собой расторжение контракта и штрафы. В вывозе мусора ТКО главное - то, как часто он вывозится. Согласитесь, что иметь во дворе заваленные контейнерные баки - то еще удовольствие.
Частота вывоза зависит от температуры окружающей среды и делится на холодное и теплое время года (среднесуточная температура должна быть ниже или выше 5°C соответственно):
- не реже 1 раза в 3 дня зимой;
- ежедневно летом.
Отклонения от сроков не должны превышать 72 часов за весь месяц (в сумме всех раз), а единожды допустимо задержать вывоз мусора на 24 часа в теплое время и 2 суток в холодное. За нарушение сроков есть наказания - снижение размера платы. Каждые 24 часа в одном расчетном периоде - это минус 3,3%.
ТКО в квитанции
- идет отдельной строкой; плата за ТБО должна быть исключена из состава квитанции.
- плата распределяется по количеству зарегистрированных в доме человек или размера жилого помещения (в зависимости от принятого в вашем субъекте метода).
- цена также зависит от того, раздельный ли сбор ТКО организован для этого дома.
Отличие ТКО от ТБО
В чем же принципиальное отличие ТКО и ТБО, что власти ввели новую услугу и отменяют старую с 1 января 2019 года?
- твердые бытовые отходы
- твердые коммунальные отходы
Вообще, принципиальной разницы между ними нет. Это тот же мусор, который мы выносим на контейнерные площадки. Раньше определение говорило о том, что это только жилой мусор, который различался для жилых помещений. А теперь норматив учитывает скорость накопления и устанавливается не по принципу жилой/нежилой, а для разных потребителей по-разному. То есть, среднестатистическая семья и кафе на первом этаже дома будут накапливать мусор, очевидно, с разной скоростью. Поэтому первые будут платить меньше, а владелец кафе - больше.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 утверждены:
Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Федеральной антимонопольной службой России от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые предназначены для использования органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов, и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для расчета предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
По вопросам оплаты услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) сообщаем следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491). В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Таким образом, вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка коммунальная услуга по обращению с ТКО, размер платы за которую будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской с учетом установленных нормативов накопления ТКО, и, соответственно, составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена.
В связи с изменением системы обращения с ТКО и введением коммунальной услуги по обращению с ТКО Минстроем России внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - проект акта), который вносит изменения в жилищное законодательство, в том числе в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения". Проект акта размещен на сайте www.regulation.gov.ru.
Проектом акта предусматриваются положения по расчету платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, наделение органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по принятию решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме либо исходя из количества проживающих в жилом помещении. Также, согласно проекту акта, сбор и вывоз твердых бытовых отходов исключен из состава работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных пунктом 11 Правил N 491.
При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, все собственники ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
На территории субъекта Российской Федерации может действовать несколько региональных операторов. При этом региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Отмечаем, что Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России.
Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
А.В.ТАМАНЦЕВ
Добрый день, уважаемые коллеги-экологи, предлагаем вам ознакомиться с актуальной информацией об отходах, относящихся к ТКО.
За данные типы отходов плата не вносится, если договор заключён с региональным оператором по обращению с ТКО.
Напомним, если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплата за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ . Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 г. № АА-06-01-36/5099 . При этом если хозяйственная и (или) иная деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится, даже если отходы не ТКО.
Если ваш объект не относится к объектам негативного воздействия, то плата за НВОС не взымается согласно письма Минприроды от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354 .
PS. Разъяснения: в пункте 6 разъяснений чётко сказано, что если юр. лицо не осуществляет хоз. деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и т. о., обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.
Обучение по экологической безопасности (отходы)
У нас в арсенале есть курс по 112-и часовой программе «Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности» — обучение проходят руководители и специалисты организаций, непосредственно занятые с обращением с отходами I-IV класса опасности. Данное обучение регламентировано статьёй 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и является обязательным. Посмотреть дополнительную информацию по обучению, а также сформировать и отправить онлайн-заявку, .
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.
Продолжение следует...
Отходы ТКО - это аббревиатура, которая возникла относительно недавно. Несколько ранее в разговоре, а также в документах такой вид отходов именовался как ТБО (твердые биологические отходы).
Помимо изменения аббревиатуры и перечня отходов ТКО, Федеральным законом были внесены изменения в способы утилизации мусора. Обо всем подробнее расскажем в статье.
Что это такое?
Твердые коммунальные отходы - расшифровка отходов ТКО. Понятие было официально установлено Законом Федерации от 29.12.2014 № 458-ФЗ.
Исходя из содержания этого ФЗ ТКО - это все те отходы, которые формируются и накапливаются в жилых помещениях в результате жизнедеятельности людей, а также товары народного потребления, которые утратили свой срок годности. Также законодательством к твердым отходам коммунального быта был отнесен мусор, который формируется в результате деятельности лиц юридической специфики, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, можно прийти к выводу, что ТКО - это тот мусор, который образуется в результате деятельности человека, предприятий и организаций.
Разновидности ТКО
Отходы, относящиеся к ТКО, подразделяются на 2 категории:
- биологические - те, которые еще называют отбросами;
- небиологические - обычный бытовой мусор.
Следовательно, к твердым коммунальным отходам относится большая часть городского мусора. Биологические ТКО - это пищевые и растительные отходы, кости и т. п. Небиологический мусор - это синтетические отходы (стекло, пластик, целлюлоза, текстиль, полиэтилен и пр.)
Отличия ТКО от ТБО
ТКО - твердые коммунальные отходы. ТБО - твердые биологические отходы. Первое понятие официально, согласно установленному закону, вытеснило второе. Поэтому ТБО осталось только в разговорной речи, в документации оно больше не фигурирует.
Отходы ТКО - это более расширенное понятие, нежели бытовой мусор. Все дело в том, что в ТКО входят не только отходы, которые регулярно выносятся из жилых домов и квартир, но и мусор, который скапливается в офисах и на предприятиях в течение рабочего дня.
ТБО и ТКО несут одинаковый смысл, поэтому нет ничего страшного для обычного человека в том, чтобы перепутать эти 2 понятия. Важное значение эти аббревиатуры имеют для предприятий и организаций, занимающихся сбором и утилизацией мусора возле жилых домов и промышленных зданий. Ведь эти предприятия работают с документацией, в которой фигурирует исключительно сокращение ТКО.
До действий ФЗ № 438 оплата за вывоз мусора складывалась из статуса помещения - жилое или нежилое, а также из количества квадратных метров. После вступления в силу данного закона оплата за услугу вывоза мусора зависит от статуса потребителя - физическое или юридическое лицо.
Дело в том, что обычные жители квартир и домов накапливают и выносят намного меньше мусора, чем такового получается с предприятий, офисов. Разумеется, и оплата первых будет намного меньше, чем вторых.
Таким образом, ТБО и ТКО - практически равнозначные понятия. Только первое осталось разговорным, а второе фигурирует в документах и отчетах.
Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?
В Федеральном классификационном каталоге отходам ТКО посвящен целый раздел. В блоке № 7 можно отыскать категории, к которым относится тот или иной вид мусора.
7 (30 000 00 00 0) - номер в каталоге, посвященный твердым коммунальным отходам. Далее приведем "выписку" из ФККО, в которой отражены списки основных видов мусора:
7 31 110 01 72 4 | неотсортированные отходы из квартир |
7 31 110 02 21 5 | крупногабаритные отходы из квартир |
7 31 200 01 72 4 | мусор и сметенная грязь, собранные с улиц |
7 31 200 02 72 5 | мусор, собранный после уборки парковых зон |
7 31 200 03 72 5 | смет и мусор, собранный с общественных клумб и кладбищ |
7 31 205 11 72 4 | смет, собранный возле бордюров у дорог транспортного движения |
7 31 211 01 72 4 | отходы с решеток снегозадержания |
7 31 211 11 39 4 | налет счищения оборудования для снеготаяния с большей долей содержания SiO 2 |
7 31 300 01 20 5 | остатки растений с газонов и цветников |
7 31 300 02 20 5 | остатки растительной природы после опила деревьев, срезания кустов |
7 33 100 01 72 4 | сор из офисных помещений, некрупногабаритный |
7 22 100 02 72 5 | сор из помещений офисного и бытового направления, который практически не опасен |
7 33 151 01 72 4 | мусор с плавучих транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей |
Это далеко не полный перечень отходов ТКО из ФККО. Но уже просмотрев небольшую выдержку из каталога, можно увидеть много повторений с незначительными уточнениями. Разницы существенной в этом нет, кроме различий в категориях опасности.
Некоторые виды ТКО относятся и к некоторым другим разделам классификационного каталога: раздел № 4 "Отходы потребления производственные и непроизводственные".
Правила сбора
Отходы ТКО - это мусор, который подлежит определенным правилам обращения. Все эти правила прописаны в официальном документе "Об обращении с ТКО" от 12.11.2016 № 1156.
Обращение с отходами ТКО: сбор, вывоз, утилизация выполняет специально назначенная региональная организация, которая полностью ответственна за проводимые действия.
Места сбора мусора из жилых помещений заявлены в договоре, заключенном с такой региональной организацией. Чаще всего сбор отходов осуществляется:
- в емкости или пакеты разового пользования, которые предоставляет данная региональная организация;
- в контейнеры, урны или другие крупные емкости, размещенные на специально предназначенной площадке на улице;
- в мусороприемные камеры, расположенные в жилых домах.
Это касается некрупных отходов. Крупногабаритные собираются в следующих местах:
- в специальных бункерах, расположенных на площадках;
- на специально отведенной территории.
Главным при соблюдении правил обращения является отделение отходов 1 и 2 классов опасности от безопасных.
Способы утилизации
Способов избавления от твердых коммунальных отходов несколько:
- захоронение;
- сжигание;
- компостирование;
- вторичная переработка.
Захоронение
Захоронение отходов ТКО - это самый выгодный в плане финансов способ избавление от мусора. Выгодно финансово, но пагубно для окружающей среды, поскольку многие виды ТКО не разлагаются вовсе или на это уйдет несколько десятков, а возможно и сотен лет. К тому же, захоронение требует задействование огромных территорий земли. Для этого отводится специальный полигон для захоронения.
Полигоны обязательно должны располагаться за жилыми зонами, а также вдали от водоохранных, рекреационных, лечебно-профилактических, парковых зон.
Некоторые переработанные и захороненные отходы способны выделять опасный газ, способный нанести вред всему окружающему. Такой свалочный газ также необходимо собирать и утилизировать.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что захоронение имеет лишь одно преимущество перед другими способами утилизации ТКО - дешевизна.
Сжигание
Сжигание отходов ТКО - самый распространенный способ утилизации. После сжигания мусора от него остается лишь зола, которую проще ликвидировать, чем первоначальный вид твердых бытовых отходов.
Недостатком сжигания является то, что в процессе горения в атмосферу выделяется большое количество вредных и даже опасных веществ. Поэтому проводить процесс утилизации огромного количества мусора данным способом под открытым небом запрещено. Для этого используют специальные печи, которые обладают функцией нейтрализации выделяемых газов.
К преимуществам данного метода ликвидации ТКО можно отнести небольшие финансовые затраты, а также то, что после сжигания от мусора не остается ничего, кроме золы, которую легко ликвидировать. Если рационально подойти к процессу сжигания отходов, то выделяемое тепло можно задействовать для получения отопления и/ или электроэнергии.
Разработан один из методов безопасного сжигания мусора - пиролиз. Его суть заключается в термической ликвидации отходов, но без присутствия воздуха. Таким образов в процессе не формируется и не выделяется никаких вредных газов и дымов.
Компостирование
Компостирование применимо только для отходов растительного или пищевого вида, поскольку компостирование - это ничто иное, как разложение. Собранные воедино органические отходы подвергаются воздействию микроорганизмов, которые своей деятельностью превращают отходы в компост.
Компост считается самым лучшим видом удобрений, поскольку состоит исключительно из органического сырья. Такой вид удобрений широко применим в сельском хозяйстве.
Для компостирования ТКО выделяется удаленный от жилых зон участок земли, где много влаги и тени, а также есть возможность отведения лишнего количества влаги.
Если судить о преимуществах этого метода, то их несколько:
- безопасность для окружающей среды;
- дешевизна;
- получение полезного для сельского хозяйства удобрения;
- улучшение состояния земли, на которой осуществляется процесс компостирования.
Недостатков немного:
- выделения большой площади земли;
- выделяемый в процессе перегнивания неприятный запах.
При помощи компостирования удается безопасно утилизировать 35 % от всего количества ТКО. Но, чтобы данный процесс утилизации проходил беспрепятственно, требуется отсортировывать органические отходы от синтетических. Для этого в некоторых дворах устанавливают отдельные контейнеры для пластика, стекла и т. п. В странах Европы это практикуется уже давно.
В России активно действует система сбора отработанных батареек, старых лампочек, отслуживших ртутных градусников.
Переработка вторсырья
Некоторые отходы ТКО способны обрести "вторую жизнь". Для этого применяется такой метод утилизации, как переработка вторсырья. Такой способ позволяет не только в несколько раз снизить количество отходов, но и существенно сэкономить природные ресурсы.
Вторичной переработке подлежат следующие виды мусора:
- черные и цветные металлы, которые отправляют под пресс, а затем на переплавку;
- древесина, которая помогает сократить вырубку деревьев;
- пластмасса, однако вторичная переработка этого материала намного затратнее, чем ее первичное производство;
- стекло, которое в качестве вторсырья идет на использование в строительстве;
- нефтепродукция (масла, асфальт);
- макулатура, которая идет на изготовление новой бумаги;
- использованная электроника.
Класс опасности
Подавляющее число отходов, относящихся к ТКО, имеют 4 и 5 класс опасности. К 5 классу относят самый безопасный для окружающей среды мусор, к 4 - малоопасные.
При утилизации 5 класса отбросов не требуется никаких официальных подтверждений и составления паспорта на мусор. К такому виду отходов ТКО относят спилы и срубы деревьев, кустовые ветки, листья, мусор, собранный с парковых, аллейных зон. Все это можно вывозить и ликвидировать без лицензий и прочих документов.
Утверждены правила оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядок заключения договоров на ее оказание и порядок расчетов, а также исключение из состава содержания общего имущества в многоквартирном доме сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Соответствующее Постановление Правительства от 27 февраля 2017 года №232 инициировано Минстроем России.
Согласно документу, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов вводится отдельная глава, посвященная взаимоотношениям потребителей, управляющих организаций и регионального оператора по обращению с ТКО. Одновременно услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов исключаются из состава работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и соответственно из состава платы за жилищную услугу.
«Постановление Правительства вносит изменения в жилищное законодательство: услуги по обращению с ТКО переводятся из жилищной в коммунальную. Теперь к утилизации отходов будут применяться правила и требования наравне с другими коммунальными услугами. Это относится и к обязанностям потребителей, и к обязанностям управляющих компаний. Подчеркну, что это не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета», - прокомментировал Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень. Так, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении (более 5 полных календарных дней подряд) осуществляется перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО в общем порядке.
Министр пояснил, что также документом определен порядок расчета размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. По умолчанию он будет вычисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и нормативов накопления твердых коммунальных отходов. При этом, региональные власти могут принять решение об оплате коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения.
При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, размер платы может определяться исходя из фактического количества контейнеров с сортированными и несортированными отходами, что позволит снизить общий размер платы за оказанную услугу.
Замглавы ведомства Андрей Чибис добавил, что принятием Постановления вводятся параметры качества услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за несоблюдение которых региональный оператор несет ответственность, а также отметил, что при расчете предельного индекса, который ограничивает размер коммунальных услуг, теперь будет учитываться и обращение с отходами.
Изменения, утвержденные постановлением, будут применяться со дня начала деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.