Самосознание младших школьников. Самосознание Самосознание позволяет человеку дать целостную оценку
Самосознание изучается в психологии, философии и множестве других наук. Конечно, каждая из них по-своему отвечает на вопрос, что такое самосознание, каково его место и роль в структуре личности. Да и в рамках одной дисциплины существуют противоречивые взгляды на этот психический феномен.
Формы самосознания, его особенности, самосознание, сознание и , уровни самосознания - в специальной литературе эта тема раскрывается во множестве сложных вопросов. Перед нами же не стоит задача полностью осветить эти проблемы. Коснемся лишь основных моментов.
Определение и его особенности
Начнем с определения. Итак, самосознание человека определяется как комплекс психических процессов, с помощью которых человек осознает себя как субъекта деятельности. Иными словами, это осознание собственной внешности, потребностей, эмоций, поведения, отношений с окружающими.
При внешней простоте понятие самосознания скрывает в себе множество глубинных смыслов и порождает большое количество вопросов. Самосознание позволяет человеку дать целостную оценку себя и сформировать представление о своем «Я», отделить его от мира и других людей в нем - все это заключает в себе короткое определение.
Благодаря этому психическому явлению мы становимся отдельным существом не только для других, но и для самих себя. Конечно, осознавать и оценивать себя можно с разных сторон: существует, например, профессиональное самосознание или самосознание этническое. Первое, как несложно догадаться, составляет комплекс представлений о себе как о профессионале, этническое самосознание заключается в осознании принадлежности к определенному народу.
Самосознание - это постоянная динамика, непрекращающееся изучение и оценка своих поступков, мыслей и ощущений. Ведь на протяжении жизни меняется сам человек, а значит, и его взгляд на себя. Факторы развития самосознания могут быть различными. Чаще всего их делят на внутренние (например, самонаблюдение) и внешние (оценка других, общение). Различаются и особенности самосознания в каждом из возрастных периодов.
Как соотносятся самосознание и личность? Некоторые ученые склонны приравнивать один термин к другому, однако другие их разделяют и считают, что самосознание включается в структуру личности и, следовательно, его развитие не отдельный процесс, а одна из сторон развития личности.
А в каких отношениях находятся самосознание и деятельность? Вот человек говорит, мыслит, совершает поступки, а параллельно самого себя оценивает? Разделение «Я» как действующего субъекта и «Я» как объекта, подвергающегося познанию, - это стержневая проблема, с которой сталкивается каждый, кто изучает самосознание личности в психологии.
Разделил «Я» на два таких образования американский психолог и философ Уильям Джеймс. Он считал, что «Я» составляет единство двух компонентов, двух его сторон - эмпирической и «чистой». Первый элемент - это объект познания, а второй - субъект.
Эмпирическое «Я» Джеймс еще именовал «Мое», подразумевая под этим, что в него включается все то, что человек может назвать принадлежащим ему, в самом широком смысле: тело, материальную собственность, продукты творческой деятельности, круг родных и близких, черты характера… Эмпирическое «Я» имеет трехчастную структуру.
- Материальное «Я» - принадлежащие человеку предметы, вещи, его собственное тело.
- Духовное «Я» - внутренний мир личности, ее особенности, склонности и способности.
- Социальное «Я» - образ, сформированный окружающими людьми. Как полагал Джеймс, количество социальных «Я» человека совпадает с количеством социальных групп, мнение которых имеет для него ценность.
Способность личности одновременно быть субъектом и объектом познания Джеймс описывал так: человек осознает себя субъектом, который осуществляет деятельность, испытывает эмоции, воспринимает реальность и понимает непрерывность и неразрывность этих процессов во времени. Иными словами, человек понимает, что вчера он был самим собой и сегодня остается тем же.
Отношения самосознания - внутреннего, глубинного процесса - и внешней деятельности человека сложны еще и потому, что внутренние механизмы очень трудно отделимы от них. Лишь в искусственно созданных условиях (если, например, человека изолировать от окружающих) внутренние процессы начинают ярко проявляться. Человек может сам с собой разговаривать, собственные мысли кажутся ему чужеродными. При психических расстройствах такие симптомы видны еще более отчетливо.
Функции и структура
Из чего состоит самосознание? Мы уже затронули эту тему, однако теперь рассмотрим ее более подробно. Разные ученые рассматривали различные компоненты самосознания.
Известный советский психолог Вольф Соломонович Мерлин считал, что его составляют осознание тождественности личности (человек считает себя одним и тем же индивидом в разные моменты жизни); присущих ему психических качеств; своего активного «Я»; нравственной самооценки. Время формирования этих компонентов не одинаково.
Так, тождественность начинает осознаваться уже в младенчестве, когда ребенок обретает способность различать ощущения, пришедшие извне и относящиеся к его собственному телу. Примерно в три года ребенок уже овладевает навыком употребления личных местоимений - можно говорить об осознании своего «Я».
Осознание собственных психических качеств, а также формирование самооценки приходится на подростковый возраст и юность. Конечно, эти этапы развития самосознания очень приблизительны, к тому же нужно понимать, что благодаря тесной взаимосвязи всех компонентов увеличение объема одного из них неизбежно повлечет за собой изменения во всей структуре.
Интересна структура самосознания, предложенная специалистом по детской психологии Валерией Сергеевной Мухиной. В ней выделяются такие элементы, как имя собственное, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, притязание на признание. В этой концепции также прослеживается возрастная динамика.
Развитие самосознания начинается с установления принадлежности личности к данному ей имени, которое происходит в самом раннем возрасте. Позже ребенок открывает, что какие-то его поступки вызывают одобрение окружающих, а какие-то - наоборот. Через стремление к признанию у ребенка формируется чувство собственного достоинства и самооценка.
Следующее звено в развитии - половая идентификация, когда человек осознает присущие его полу характеристики (социальные, физические и психологические). Субъективно организуемое психологическое время личности связано с сопоставлением себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Наконец, социальное пространство составляют культура и стиль общения и взаимодействия с обществом.
Пожалуй, наибольшее признание получила структура Я-концепции. Ее составляют три элемента: познание, эмоции и ценности, поведение. Эта относительно простая и логичная концепция отражает то, как связаны самосознание и самооценка личности, самосознание и самопознание.
Так, самопознание - это первая часть структуры, отражающая многоплановые представления человека о себе и процесс их получения. Самооценивание и самопринятие (или неприятие) представляют второй компонент. Наконец, третий элемент включает конкретные действия, в которых видны знания о себе и самооценка. Из Я-концепции вытекают и основные функции самосознания.
- Регуляция поведения, самоконтроль в разных видах деятельности.
- Накопление информации о себе.
- Формирование самооценки и оценки окружающих.
- Сохранение постоянства собственного образа и поведения.
Список можно продолжать и дополнять. Роль самосознания в развитии личности поистине сложно переоценить. Автор: Евгения Бессонова
Самосознание личности — это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное «Я», а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.
Самосознание и развитие личности
Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:
1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.
2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.
3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.
4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).
5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.
6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.
Формирование самосознания личности
В подростковом и юношеском возрасте происходит формирование основ самосознания личности. Именно этот этап (от одиннадцати до двадцати лет) включает влияние на подростка собственного статуса среди ровесников, оценки общественной мысли, своей деятельности и соотношение реального «Я» с идеальным. Определяющими категориями формирования самосознания личности есть мировоззрение и самоутверждение субъекта.
Мировоззрение — это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.
Самоутверждение — это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.
Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.
Социальная роль — это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.
Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.
Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.
Особенности самосознания личности
Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.
К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»; самозащиту своей неповторимой личности; саморегуляцию поведения.
Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.
Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми. Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости. Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.
Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».
Самосознание и самооценка личности
Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.
Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.
Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.
Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.
У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.
Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.
Нравственное самосознание личности
Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.
Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.
Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.
А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.
Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.
Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.
Сознание возникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится на ступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание вырастает в самосознание. Это становится возможным благодаря общественной жизни и линии второй сигнальной системе, речи.
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.
Самосознание высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И одна из высших форм самосознания попытка найти смысл в собственной деятельности, что нередко вырастает в попытки отыскать смысл жизни. Моментом рождения самосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его духовная жизнь. Кратко это событие можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само мышление.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.
Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я».
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. Но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Самосознание же осуществляет выбор поведения с учетом Я концепции.
Самосознание повышает эффективность деятельности, однако оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической самозащиты делающие это рассогласование более терпимым. Защитные механизмы могут обнаруживаться в любом поведении.
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание рефлексия процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение,
Выделяют следующие формы самосознания:
Человек осознает себя в самых различных контекстах своих проявлениях; имеет представление о строение своего тела;
Самочувствие: состояние тела, его функций, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое. Оно дает общее представление о состоянии. В момент воображения потребности человек осознает не только то, что ему хочется есть, в его голове появляется суждение: «Я хочу есть».
Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху человек не может успокоиться ни на минуту. Пользуясь взаимной любовью страдает от страха ее потери, имея деньги часто думает что их мало, а сравнивая свои успехи с успехами другого разочаровывается с себе.
Самосознание личности в различных его проявлениях результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами динамику его самосознания.
Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов самооценки личности.
Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию, и в конце концов может устроить межличностные конфликты. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.
Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что так или иначе объединяет всех.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной стороны стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе соответственно снижается.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений.
Понятие самоуважения многозначно. Во-первых это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Самосознание
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание одругом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир.но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Структура и формы самосознания
Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я».
«Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) -- знание себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный -- ценностное отношение к себе;
3) поведенческий -- особенности регуляции поведения.
Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.
Самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
Как уже говорилось, образ «Я» -- не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов -- самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
Самооценка -- непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самосознание
Самосознание – это индивидуальное сознание, которое работает в соответствии с Божественным предназначением, выстраивает матрицу принятия решений и формирует адекватное поведение.
Задачей самосознания является объединение Божественного озарения с интуитивными знаниями подсознания.
Сила самосознания зависит от количества человечности.
Внимание – руки самосознания.
Глаза человека излучают силу его самосознания.
Самосознание содержит информацию об индивидуальности человека. Информация об индивидуальности расположена в мозговых структурах.
Самосознание знает, что нужно делать с физическим телом. Именно самосознание исцеляет физическое тело.
Высокочастотные энергии самосознания постоянно идут в физическое тело, насыщая все тёмные места и нейтрализуя болезни.
Благодаря самосознанию, человек способен адекватно и быстро реагировать на любое воздействие извне.
В самосознание включены разум, интуиция и озарение. Человек размышляет, оперируя своим разумом. Благодаря разуму, он принимает решения и воплощает идеи развития.
Совершенствование для самосознания – это набор знаний в виде энергий. Приток знаний (энергий) происходит как ответ на поставленные вопросы. Ответ на вопрос активизирует энергии осознавания, имеющие достаточно плотные вибрационные частоты. Осознавание необходимо для одухотворения физического тела.
Энергии сознания проникают в физическое тело через осознание, усиливая самосознание и само физическое тело. Осознавание приводит к пониманию, а понимание усиливает разум, который способен логически объяснять процессы и явления.
Процесс перемещения внимания в сторону самосознания и сознания – это путь собственного творчества человека.
Ищущий и осознающий человек нуждается в творческом процессе, который сопровождается озарением. Озарение – это разновидность энергий осознавания и понимания. Озарение и понимание усиливают интеллектуальную сферу. Для точного осознавания и понимания очень важно правильно воспринимать энергии Знания.
Люди часто не понимают, что такое осознавание. Они говорят: «Я осознал…», – это обычно является не осознанием, а лишь некоторым пониманием. Осознаванию обычно мешает господство эгоизма на уровне подсознательной сферы.
Процесс осознавания прекращается при замыкании внимания на эгоизм, так как осознавание обеспечивает приток энергий из восприятия, а объём восприятия личности обратно пропорционален её размерам: чем больше личность, тем уже её восприятие.
Препятствия к осознаванию базируются на ограничениях. Многое люди считают невозможным. Эти невозможности заполняют их физические тела, делая подсознание негативной сферой.
Полноценным осознавание не может быть и в связи с отсутствием целостного восприятия жизни (у многих нет даже целостного восприятия своего дня).
Осознавание как энергетический процесс – это пропитывание всех структур человека высокочастотными энергиями вплоть до физического тела.
Для того чтобы осознавание легче осуществлялось, человек должен определить смысл своего бытия. При этом христианин не избежит страданий, а для эгоиста всё обернётся наказанием, и любые перемены будут чаще всего крахом существующего, т. е. трагедией в жизни…
Энергия самосознания растёт и крепнет от правильно принятых решений и действий, направленных на развитие и совершенствование.
Из книги Секреты китайской медитации. автора Юй Лю ГуаньГлава I. Самосознание согласно шурангама сутре. Как говорил Будда, вес мы имеем врожденную мудрость Татхагаты, которая неведома нам, и мы ее не можем использовать из-за невежества. Нас также учат контролировать наши блуждающие умы, чтобы мы смогли вернуться к нашему
Из книги Об энергетических структурах автораСамосознание Самосознание - это индивидуальное сознание, которое работает в соответствии с Божественным предназначением, выстраивает матрицу принятия решений и формирует адекватное поведение.Задачей Самосознания является объединение Божественного озарения с
Из книги Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) автора Минделл АрнольдГлава 9. САМОСОЗНАНИЕ ГРУППОВЫХ МЕНЬШИНСТВ Следующее тысячелетие унаследует от предыдущего одну из наших центральных нерешенных проблем-подавление людей по этническому, расовому, религиозному, социальному, экономическому или родовому признаку. Хотя я всегда
Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена ПетровнаСознание и самосознание Перевод – К. Леонов Считается, что душа не может воспринимать более одного объекта в данный момент времени, поскольку душа является неким единством. Оккультизм учит, что наше сознание может одновременно получать не менее семи различных
Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей ЮрьевичГлава 9. Предсознание, сознание, самосознание. Смещение эволюции материального мира с развитием сознания в духовно-нематериальную область. «…чувствующее существо еще не есть существо мыслящее». Д.Дидро, «Разговор Даламбера и Дидро» Здесь нам следует остановиться и
Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора Баранова Светлана ВасильевнаСамосознание Самосознание – это индивидуальное сознание, которое работает в соответствии с Божественным предназначением, выстраивает матрицу принятия решений и формирует адекватное поведение.Задачей самосознания является объединение Божественного озарения с
Из книги Философские основания современных школ хатха-йоги автора Николаева Мария ВладимировнаХатха-йога как самодостаточное самосознание Можно предусмотреть еще одно существенное возражение, способное опрокинуть все построения, предназначенные для возведения оснований хатха-йоги к принципам систематического философствования. Оно исходит из аргумента от
Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун26. Детское Самосознание Нам очень мудро сказали, что у нас - девяносто семь процентов ПОДСОЗНАНИЯ и ТРИ ПРОЦЕНТА СОЗНАНИЯ.Говоря честно и без обиняков, скажем, что девяносто семь процентов Эссенции, которую мы носим внутри, закупорены, поглощены, заключены внутри каждого
Из книги Наука бытия и искусство жизни автора Йоги Махариши МахешКак жить Бытием (самосознание и космическое сознание) Бытие не является чем-то, что существует и что можно принести откуда-то и этим жить. Это - само существование, сама жизнь всего. Это - всепронизывающее, вездесущее состояние абсолютного сознания. Чтобы жить им,
Из книги Психоэнергетические основы нравственности автора Баранова Светлана Васильевна3.3. О результатах воздействия негуманоидов на самосознание людей Негуманоиды упорно продолжали разбираться во взаимодействии энергетических структур между собой и способах управления физическим телом. Открыв самосознание, негуманоиды установили, что именно оно через
Из книги Концепция развития и совершенствования человеческого существа автора Баранова Светлана Васильевна3.6. Осознавание, сознание, самосознание и подсознание Через восприятие энергии знания в виде осознавания поступают в более низкочастотные энергетические структуры, в первую очередь в сознание.Сознание содержит конкретизированное знание о Законах Космоса и Вселенной,
Из книги Крайон. Создай пространство счастья и успеха вокруг себя! 10 важнейших уроков автора Лиман АртурВыработайте самосознание хозяина своей жизни Все уроки, которые преподносят нам другие люди, направлены, в сущности, на одно: на победу любви и света над всеми диссонансными энергиями. Другие люди, создавая нам проблемы, демонстрируют нам те области, в которых мы еще не
Из книги Небесный Свет автора Климкевич Светлана ТитовнаСамосознание и самоответственность 654 = Бескорыстное служение человечеству – великое предназначение = Неограниченные возможности слиться с Силой Космоса (29) = Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы (А. Фейербах) = «Числовые коды». Книга 2. Крайон