Самолет миг 31бм вооружение. МиГ–31
МиГ-31 БМ - новейшая модификация высотного истребителя-перехватчика, аналогов которому в мире нет. Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности.
Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности. Перед истребителем поставлены и дополнительные задачи по уничтожению спутников, обнаружению и уничтожению самолётов-невидимок 5-го поколения, низколетящих целей с траекторией полёта, огибающей рельеф, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик с трапециевидным крылом МиГ-31БМ – двухместный высокоплан не имеющий аналогов. Скорость на высоте составляет 2,83 М, у земли 1500 км/ч. Невысокая эксплуатационная перегрузка 5 g не случайна, маневренности недостаточно, но она и не нужна, этот самолёт моментально и точно выпускает свой запас ракет и уходит настолько же быстро, насколько и приближается.
История создания перехватчиков МиГ-31
Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:
Перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.
Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.
Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.
Что нового в модификации БМ
Вначале 2000-х руководство МиГ обратилось с предложением к новому аппарату власти продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ. Важно, что военное ведомство решило сохранить назначение основных боевых задач, и перехватчик не стал ещё одной версией многофункционального истребителя. От ВКС прозвучало требование улучшить характеристики предшественника по перехвату целей, а также обеспечить возможность качественно модернизировать бортовой электроникой и программным обеспечением и вооружением большой парк устаревающих машин.
В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол. Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км.
Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Вдвое выросла вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет. Самолёт стал эффективнее в бою в 1,5 – 4 раза. На его радарах отображаются стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первый показ МиГ-31БМ состоялся в 2007-м на выставке МАКС. После доработки перехватчиков видели в 2008-м уже два самолёта, при облёте военного аэродрома в Саваслейке, лётчики 3958-го Керченского Гвардейского Краснознамённого авиаполка дали им хорошую характеристику. Интерьер кабины был сохранён по максимуму, добавился лишь монитор.
С 2006 года у КБ Микояна действует долгосрочный контракт с Министерством обороны РФ. Выпуск серийных самолётов ведётся с 2009 года. До 2016 года проект дорабатывался и выпуск был ограничен. К 2020 прибавиться ещё минимум 60 крылатых машин МиГ-31, обновлённых на заводе «Сокол» до модификации БМ.
Class="eliadunit">
Возможности самолета
Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.
Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.
В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной. Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков.
Конструкция МиГ-31БМ
Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.
Специально для последней версии МиГ-31БМ была разработана принципиально новая схема комплектации кабин для пилота и штурмана от ЗАО «Русская авионика», теперь экипаж может обмениваться информацией. Аналогично фронтовому истребителю МиГ-29СМТ , в кабине пилота справа появился цветной ЖК-монитор с удобным размером экрана 6х8 дюймов.Штурман-оператор видит у себя в кабине три аналогичных монитора для получения и обработки тактической, навигационной информации, телеизображения с управляемых средств поражения и другое, что касается обстановки и состояния самолёта.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 22690
- Длина фюзеляжа: 20620
- Высота: 6150
- Размах крыла: 13460
- Площадь крыла: 61,60 м²
- Масса пустого: 21820 кг
- Масса с полной заправкой: 39150 кг
- Максимальная взлетная масса: 46750 кг
- Максимальный запас топлива: 17330 кг
- Масса полезной нагрузки полезной нагрузки: до 5000 кг
- Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6
- тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс
- на форсаже: 2 × 15500 кгс
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G
Летные характеристики
- Максимальная допустимая скорость - 3400 км/ч
- Крейсерская скорость дозвуковая - 950 км/ч
- Крейсерская скорость сверхзвуковая -: 2500 км/ч
- Практическая дальность -1450 км
- Боевой радиус - 720 км
- Практический потолок - 20600 м
- Динамический потолок - 30000 м
- Скороподъёмность: у земли 160 м/с:
- Разбег: 950-1200 м
- Пробег: 800 м
- Посадочная скорость - 280 км/ч
Оборудование
Важной частью вооружения является радиолокационная станция РЛС «Заслон-М». Истребитель 4-го поколения обнаруживается на расстоянии 320 км, можно сопровождать эту цель на поражаемом расстоянии 280 км ракетами с инерциальной системой наведения К-37М (русская версия Р-37М на выставках это РВВ-БД, выпускается с 2014 для МиГ-31БМ), на вооружении есть и Р-33С, Р-77, достигающая врага на 120 км. Проводились испытания, подтверждающие данные характеристики, превосходящие аналоги зарубежных стран. К сравнению стоит отметить, что лучший перехватчик СШАF-14D «Томкэт» способен заметить и поразить истребитель противника с ЭПР 3 м2 на расстоянии до 160 км (в 2006-м заменен недоработанным ещё F/A-18E/F «Супер Хорнет», уступающим предшественнику).
Вооружение
На одном из показов в Жуковском МиГ-31БМ продемонстрировал своё вооружение, было видно 4 дальних ракеты Р-33С с радиолокационным наведением, прикрепленные под фюзеляжем на конформных узлах, на левой консоли была одна противолокационная ракета УР Х-31П. В состав вооружения входили 4 ракеты средней дальности РВВ-АЕ, крепились к подкрыльевым узлам.
Используются и устаревающие ракеты Р-40 ТД, сделанные для предшественника МиГ-25 П. Из двухсот стоящих на вооружении 31-х МиГов около 60-ти пройдут модернизацию до уровня МиГ-31БМ к 2020 году. Такие самолёты смогут вооружиться 6-ю ракетами Х-25МП, Х-25МПУ, Х-31П (противолокационными), 3-мя самонаводимыми ракетами типа Х-59 и Х-29 (для поражения движущихся наземных целей).
Для бомбардировки укреплённых стационарных объектов (в т.ч. шахты с баллистическими ракетами противника, штабы) использоваться могут 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или 8 КАБ-500.
class="eliadunit">
Для выполнения задач ПВО в небе Арктики требуются перехватчики с большой скоростью полета и большим радиусом действия. Именно такими машинами являются дальние тяжелые перехватчики МиГ-31 и МиГ-31БМ, которые вместе с другими типами самолетов образуют мощный кулак арктической ПВО. Планируется также, что к концу 2020-х годов на боевое дежурство в северных широтах(и не только) заступят перспективные авиационные комплексы дальнего перехвата(ПАК ДП).
МиГ-31 строился по схеме своего предшественника – высотного перехватчика МиГ-25, но, в отличие от него, имеет экипаж из двух человек. В проектировании самолета большую роль сыграл Г.Е. Лозино-Лозинский, конструктор «Бурана».
Олег Титков
В Арктику начали возвращаться подразделения МО РФ и пограничных войск, некогда покинутые аэродромы сегодня восстанавливаются, стала серьезно развиваться гражданская и военная инфраструктура, воссоздается радиолокационное поле с полным покрытием территории, столь необходимое для решения задач ПВО. Традиционно у нас для усиления ПВО арктического района, который, вообще говоря, является проблемным, используются тяжелые дальние перехватчики. Это МиГ-31, а теперь в воздух поднялись еще и МиГ-31БМ — глубокая модернизация «родителя».
Программа модернизации МиГ-31 началась в 2011 году и должна завершиться к 2020-му, когда все самолеты МиГ-31 станут МиГ-31БМ. Предполагается, что МиГ-31БМ будет работать в арктической системе ПВО до конца 2020-х, после чего ему на смену придет новый самолет ПАК ДП, решение о создании которого принято в 2014 году — это следует из заявления главкома ВВС РФ Виктора Бондарева.
В настоящее время ведется разработка концепции ПАК ДП, с тем чтобы в 2017—2019 годах завершить этап НИОКР, а с 2025—2026-го начать поставку самолетов в войска. До конца 2020-х ПАК ДП еще полетает вместе с МиГ-31БМ, но после произойдет полное обновление парка на ПАК ДП.
Отрадно было слышать заявление главы корпорации РСК МиГ С. Короткова на Aero India в 2015 году о том, что РСК МиГ уже начала работать над программой ПАК ДП. А отрадно потому, что РСК МиГ — признанный авторитет в создании лучших в мире перехватчиков, до уровня которых даже теперь не дотягивают самые современные зарубежные самолеты. А ведь свой первый полет серийный МиГ-31 совершил еще 40 лет тому назад — 16 августа 1975 года.
У РСК МиГ есть наработки, необходимый научно-технический задел и надежный помощник — авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде, который производил МиГ-31. То есть все, чтобы делать самолеты новых проектов.
Создание ПАК ДП настолько актуально, что уже целый ряд фирм высказал желание принять участие в проекте. Например, летом 2015 года генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова (разработчика БРЛС «Заслон» для МиГ-31) Ю. Белый заявил, что НИИП начал работы по определению облика радиоэлектронного комплекса (РЭК) для ПАК ДП и исследования по организации взаимодействия РЭК со всеми другими бортовыми системами.
Великие предшественники
Сегодня много говорят о необходимости сетевого управления и рекомендуют для этого использовать системы типа С41, говорят о необходимости ситуационного обеспечения на все 100%, о супервизорном управлении «сетевыми солдатами», а еще о групповых скоординированных действиях.
Но оказывается, что все это было у нас уже в 1970-х и при этом хорошо работало. Речь идет о системе ПВО «Заслон», в которую был встроен дальний перехватчик МиГ-31. «Заслон» изначально был самой настоящей цифровой сетевой системой управления перехватчиками, которые работали в составе групп из четырех самолетов — командирского и трех ведомых. Группа была способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800−1000 км и могла поражать цели ракетами «воздух-воздух» на дальности 120 км. МиГ-31 уже тогда демонстрировали эффективные групповые действия, имели систему поддержания строя и определения взаимных координат (ОВК), обладали хорошо защищенной аппаратурой передачи данных (АПД), пользовались мощной информационной поддержкой земли и самолетов ДРЛО типа А50. Тогда не было навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, но были неплохие радиосистемы ближней и дальней навигации РСБН / РСДН. Все это давало ситуационную осведомленность, позволявшую командиру группы, к которому поступала вся текущая информация, эффективно решать задачи целераспределения, выбора приоритетных целей и их поражения при координации действий группы.
На МиГ-31 в качестве бортовой информационной системы стояла БРЛС «Заслон» — первая в мире БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), установленная на реактивном истребителе. Она могла одновременно обнаружить десять целей и обеспечить ракетную стрельбу по четырем наиболее важным. Дальность обнаружения БРЛС составляла 120−130 км. Работе по целям в задней полусфере помогал выдвигаемый в поток теплопеленгатор 8ТП с дальностью действия 40−56 км в зависимости от метеоусловий.
Развитие авиационных систем дальнего перехвата вписывается в российскую программу по усилению военного присутствия и укреплению обороны в арктическом секторе.
С появлением на МиГ-31 модернизированных БРЛС «Заслон-М» возможности перехватчиков увеличились: обнаружение целей обеспечивалось уже на дальностях вдвое больших, чем давала исходная БРЛС, выросло число одновременно обнаруживаемых и сопровождаемых целей и число одновременно поражаемых, вдвое выросла дальность поражения.
Глубокая модернизация МиГ-31, в результате которой он становится МиГ-31 БМ, — это новая бортовая авионика, новая БЦВС, ПО, МКИО (мультиплексный канал информационного обмена), «стеклянная» кабина. Дальнейший рост возможностей МиГ-31БМ будет связан с БРЛС «Заслон- АМ» с еще более увеличенной дальностью обнаружения (320 км) и дальностью поражения (290 км) одновременно уже десяти воздушных целей. Итак, в системе «Заслон» вместе с МиГ-31 и МиГ-31БМ есть все элементы сетевого управления и обеспечения координированных групповых действий, и это можно рассматривать как весомый задел в работах по программе ПАК ДП, но уже с реализацией на новой элементной базе и по новым технологиям. Что ж, неплохое наследие великих предшественников.
Пришло время гиперзвука
Как только появилось официальное сообщение о запуске проекта ПАК ДП, в СМИ начались рассуждения о том, как его сделать и что он может из себя представлять. По крайней мере два момента требуют комментария. Первый — имя «МиГ-41» для перспективного перехватчика; второй — предложение создавать ПАК ДП на основе МиГ-31, например, на основе его корпуса. С МиГ-41 СМИ явно поторопились. Так может называться только серийный самолет, который уже начал поступать в войска. Когда самолет находится в стадии разработки в КБ, он идет под фирменным обозначением, и, например, в ОКБ им. А.И. Микояна будущий МиГ-31 шел как Е-155МП, а ПАК ФА испытывался как Т-50.
Что касается МиГ-31, то следует напомнить, что конструкция этого самолета была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полета на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.
Но ПАК ДП, которому, например, придется иметь дело с гиперзвуковыми ударными БПЛА типа разрабатываемых США SR-72, видится только гиперзвуковым. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур предполагает, что ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4−4,3 м (4500 км/ч). Однако в таких условиях начинает резко расти кинетический нагрев. Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается. Как на самом деле будет выглядеть самолет для арктического перехвата, можно будет узнать, лишь дождавшись результатов проработки проекта. ПАК ДП потребует решения проблем гиперзвуковой аэродинамики, тепловых нагрузок, выбора конструкционных материалов, компоновки, режимов работы двигателей, решения проблемы размещения вооружения на самолете и его отделения на гиперзвуковых скоростях, а также многих других проблем, которые неизбежно возникнут в процессе разработки самолета.
«Ледяная» война
Международное соперничество за ресурсы Арктики несомненно повлечет за собой применение самых последних достижений техники. Наши коллеги из Popular Mechanics представили небольшой обзор средств, которые будут наверняка использованы в борьбе за высокие широты. Он подготовлен при участии Сима Тека, военного аналитика международной разведывательной и консалтинговой компании Stratfor.
1. Спутники. Наземные передатчики в Арктике невидимы для военных спутников связи, находящихся на геостационарных орбитах в районе экватора из-за того, что их сигнал блокируется закругленной поверхностью Земли. Для наглядности представьте муху, кружащую вокруг яблока где-то посередине — она при всем желании не сможет увидеть плодоножку. ВМС США планируют создать геостационарную спутниковую группировку MUOS (англ. Mobile User Objective System), способную давать мощный сигнал, пробивающийся в самые труднодоступные районы на земле — даже на полюс (Россвязь намерена решить аналогичную проблему с помощью спутников связи на высокоэллиптических орбитах — Прим. ред.).
2. Беспилотная авиация. При низких температурах возникает вероятность обледенения крыльев беспилотных летательных аппаратов, что увеличит их вес и может привести к потере управляемости — из-за механической блокировки систем управления. Чтобы обеспечить работу БПЛА при температурах до -35 °С и сильном ветре, Канада и Россия запустили спецпроекты для обкатки «морозоустойчивых» технологий. В позапрошлом году во время августовских учений Канада протестировала модель своего дрона-вертолета. А Россия недавно приступила к испытаниям многофункционального беспилотного комплекса «Орлан-10» для работы в Арктике.
3. Новый корабль-шпион. С середины 1990-х годов Норвегия использует свой военный корабль Marjata для наблюдения за российским Северным флотом. В 2016 году по заказу Норвежской разведывательной службы на воду должен быть спущен новый корабль стоимостью $250 млн — вторая версия Marjata (название было решено сохранить). По размеру он будет как большой пассажирский паром — его длина составит 125 м. Зона действия средств обнаружения и продолжительность автономного плавания увеличатся, так что норвежцы смогут лучше следить за тем, что происходит у них на арктическом «заднем дворе».
4. Подводные роботы. В мае исследовательское судно НАТО Alliance отошло от побережья Норвегии, чтобы провести испытания специальных аппаратов, предназначенных для слежки за подводными лодками в Арктике. Инженеры тестировали глиссеры, работающие за счет движения волн, и новую модель «подслушивающего» робота, сделанного в форме торпеды и использующего бортовые эхолокаторы для регистрации сигналов. Конструкторы утверждают, что следующие модели этого устройства смогут разбрасывать в море целые одноразовые «гирлянды» эхолокаторов, которые сформируют невидимые сети наблюдения за глубинами.
5. Подлодки с ядерным боезарядом. Арктика имеет стратегическое значение для США и России — ведь в случае ядерного конфликта между двумя державами отсюда удобнее всего запускать ракеты с ядерными боеголовками. «Самая короткая траектория между Россией и странами НАТО пролегает именно в Арктике», — комментирует Сим Тек. Именно поэтому Пентагон обеспокоен перемещением российских подводных лодок класса «Борей» (проекты 955, 955А — Прим. ред.), отличающихся низким уровнем создаваемого при движении шума за счет использования водометного движителя. Лодки также оснащены гидроакустическим комплексом дальнего действия, позволяющим засекать цели и опасности на рекордном удалении от ПЛАРБ.
В минувшую пятницу пилоты Центрального военного округа в ходе совместных учений сил авиации и ПВО установили рекорд беспосадочного полета на истребителях-перехватчиках МиГ-31БМ. Самолеты с тремя дозаправками в воздухе преодолели 8 тысяч километров за 7 часов, перелетев из Красноярского края в Астраханскую область.
Охота на «Черного дрозда»
О двухместном перехватчике МиГ-31 вполне справедливо говорят, что это самолет, опередивший свое время. Этот первый советский самолет четвертого поколения, совершивший первый полет в 1975 году, в настоящий момент является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире. Он начал поступать в части ВВС в 1980 году. И до 2000 года был единственным в мире самолетом с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но F-14 уже находится «на заслуженном отдыхе».
В прошлом веке советский перехватчик был способен творить в небе чудеса, становясь надежным заслоном на пути любого нарушителя воздушных границ. После переоснащения авионики в модификации МиГ-31БМ, самолет способен уничтожать как аэродинамические цели, имеющие скорость 5 М, так и спутники на низких орбитах.
МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был малоэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111, который был способен на сверхзвуковой скорости огибать у земли рельеф местности. Эта новинка компании General Dynamics была крайне опасна, поскольку оснащалась ракетами с ядерной боеголовкой.
Не столь опасным, но не менее неприятным стал разработанный по заказу ЦРУ разведчик SR-71 «Черный дрозд», развивавший феноменальную скорость в 3,2 М. И высотность у него была рекордная: практический потолок 26000 м, динамический — 29000 м. Ту-128 справиться с «дроздом», имея вдвое меньшую скорость и потолок на 10000 м ниже, был не в состоянии.
В конкурсе на создание перспективного перехватчика приняли участие ОКБ Микояна, Туполева и Яковлева. Проект Микояна был принят в 1968 году. Он предполагал существенное усиление, по сравнению с Ту-128, всех главных функций самолета: скоростных качеств, высотных, оружейных, электронных. Наряду с ОКБ Микояна в проекте в качестве соисполнителей приняли участие несколько ОКБ и НИИ. И по каждой функции был достигнут значительный прорыв.
Первый полет машины состоялся в 1975 году. Но еще три года доводили до ума важнейший элемент оборудования — РЛС с ФАР. Для испытания перехватчика с полной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Необходимо было, чтобы на встречных курсах цель и истребитель были разнесены более чем на 200 километров. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные в этом проекте ракеты Р-33 — 160 км. Истребитель обнаруживается на расстоянии 170 км.
Использование принципиально новой РЛС позволило увеличить до 24 количество обнаруживаемых целей и до 4 — сопровождаемых. Дальность сопровождения и ракетного обстрела у перехватчика новейшей модификации существенно возросли.
В перехватчике также было использовано теплопеленгационное устройство 8ТК, позволяющее обнаруживать цель по излучению работающего двигателя на расстоянии 56 км. Теплопеленгатор позволял осуществлять поиск в пассивном режиме, с выключенной РЛС, он также был подключен к системе управления вооружением.
Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.
Всего было выпущено более пятисот перехватчиков. Группа из четырех самолетов была способна полностью контролировать воздушное пространство протяженностью в 900 километров по фронту. Так что граница была на замке. Правда, это не помешало Русту на «туристическом» самолете приземлиться на Красной площади. Но там были не технические, а политические причины.
Упущенные шансы ВПК США
У США были две возможности превзойти Советский Союз в области перехватчиков. Но они не были использованы. В середине 60-х годов на базе «Черного дрозда» компания «Локхид» построила два прототипа перехватчика F-12A. Самолет обладал максимальной скоростью 3220 км/ч и практическим потолком в 24500 м. И дальность без дозаправок была прекрасной — 4200 км. Вот только РЛС была слабовата. Но разрабатывавшаяся специально для этого самолета ракета должна была лететь на 210 км. Однако в связи с громадными расходами на Вьетнамскую войну проект был закрыт. И даже работы по созданию ракеты прекратили.
Чуть позже «Дженерал Динамик» начал создавать на базе истребителя с изменяемой геометрией крыла F-111 перехватчик F-111B. Было построено уже 5 прототипов. Но конструкторы не смогли втиснуть самолет в жесткие массогабаритные рамки. А они были жесткими, поскольку эта машина должна была эксплуатироваться на авианосцах для отражения воздушных атак.
В 1974 году компания «Грумман» начала оснащать ВВС США перехватчиками F-14 Tomcat палубного базирования. В связи с чем задачи перед F-14 и МиГ-31 были поставлены не идентичные. «Американец» должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и возможность вступать в воздушный бой с неприятелем. Советский самолет контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.
Поэтому «американец» с большим успехом способен выполнять неустановившиеся развороты — элемент воздушного боя, когда разворот на противника выполняется с потерей скорости и с большими ускорениями. При установившемся же развороте, одном из главных маневров перехватчика, у МиГ-31 показатели выше, чем у F-14.
Летные характеристики МиГ-31 оказались существенно выше. Скорость 3000 км/ч против 2485 км/ч, практический потолок 20000 м против 16000 м.
Исходя из этого у F-14 гораздо ниже предельный рубеж перехвата — удаление цели, когда перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить цель. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.
Щелевая антенна с механическим сканированием РЛС F-14 мощнее, поэтому дальность обнаружения у нее на 10% выше. Однако это преимущество не только компенсируется, но и превосходится за счет более точной и быстродействующей РЛС «Заслон» с ФАР у МиГ-31. Точность определения координат в несколько раз выше. То же самое относится к зоне одновременного пуска ракет по нескольким целям. F-14 может одновременно наводить 4 ракеты, МиГ-31 — 18. Величины несоизмеримые.
А вот ракета на «американце» — AIM-54 «Феникс» — была более дальнобойная — 185 км. Но невозможность подсветки американской РЛС сразу нескольких целей привела к тому, что ракета получилась очень сложной и дорогой. Полмиллиона долларов в ценах 70-х годов. Это при том, что весь перехватчик стоил 20 млн. При этом «Феникс» обладает и лучшими перегрузочными характеристиками, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.
В 2006 году F-14 был снят с вооружения. И заменен на авианосцах многоцелевым истребителем F/A-18E/F Super Hornet. Он имеет более ограниченные возможности воздушного перехвата, чем F-14. При примерно одинаковых летных характеристиках его ракеты имеют дальность 40 км.
Важнейшее обновление — РЛС «Заслон-М». Станция обнаруживает бомбардировщики, расположенные на расстоянии 400 км, истребители — 320 км. При этом осуществляется сопровождение 24 целей, одновременно атакуются 8.
Также на самолет устанавливается современная станция радиоэлектронной борьбы, работающая в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Есть возможность автоматической наводки на цель с наземного или воздушного КП.
Для модификации МиГ-31БМ несколько расширили круг решаемых задач. Теперь самолет способен работать и по наземным целям, в боекомплект введены противорадиолокационные ракеты, ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы.
Таким образом, МиГ-31БМ упрочил свое положение лучшего в мире перехватчика.
МиГ-31 БМ является сверхзвуковым всепогодным истребителем поколения 4+. По классификации НАТО - Foxhound («Лисья гончая»). Существенная модернизация его прототипа МиГ-31 сделала эту машину многоцелевой. Значительно расширился круг решаемых самолетом боевых задач. В их число входят перехват на высотах (больших, средних, малых, сверхмалых) воздушных целей и их уничтожение в любых метеоусловиях, при интенсивном использовании противником радиолокационных помех (активный и пассивный режимы) и тепловых имитаторов, поражение надводных и наземных целей с применением высокоточного оружия, координация действий группы истребителей и организация обмена информацией с наземными (корабельными) средствами ПВО.
Четыре подобных самолета могут контролировать воздушное пространство до 900 км по фронту. Экспортная машина имеет индекс МиГ-31ФЭ.
Особенности.
Комплекс БРЛС МиГ-31 БМ позволяет осуществлять одновременное обнаружение 24 разновысотных целей и обстрел восьми из них ракетами. Бортовой вычислительный комплекс «Аргон-К» выбирает четыре наиболее важные и одновременно наводит на эти цели четыре ракеты большой дальности Р-33С класса «воздух - воздух». Самолеты МиГ-31 БМ обладают возможностью перехвата гиперзвуковых целей, скорость полета которых достигает 6600 км/ч. Бортовое оборудование и вооружение позволяют обнаруживать цели на расстоянии до 320 км и уничтожать в дальнем бою ракетным вооружением самолеты противника на дистанциях, близких к 280 км. Сегодня такие показатели не доступны ни одному истребителю иностранного производства, включая машины пятого поколения. У лучшего перехватчика США F-14D максимальная дальность поражения цели не превышает 180 км.
Существенно повысились возможности бортового комплекса Миг по взаимодействию с наземными и корабельными ЗРК ПВО. Модернизированный МиГ-31 БМ также способен брать на себя функции воздушного КП и координировать боевые действия самолетов иных типов, оснащенных радарными установками меньшей мощности. Может наводить на цели, выпущенные другими истребителями ракеты, которые на начальном участке полета сближаются с воздушной целью в режиме радиолокационного молчания. Это единственная в мире серийная машина, относящаяся к поколению 4+, которая имеет возможности для эффективного перехвата и уничтожения с первого захода маловысотных и малозаметных КР «Томагавк» и ALCM. Американские эксперты подсчитали, что, если бы Ирак зимой 1988/89 г. обладал МиГ-31 БМ, в ходе операции «Лиса пустыни» до целей на территории государства смогли бы долететь не более 10% выпущенных английских и американских КР.
Значительным изменениям подверглись кабины пилотов, в первую очередь в области получения и анализа поступающей информации, а также комплекса управления бортовым оружием. Кардинальные изменения внесены в навигационный комплекс.
За счет проведенной модернизации применяемого вооружения и бортовой радиоэлектроники эффективность машины в 2,6 раза превышает возможности прототипа. Летные характеристики при этом не ухудшились. До 2020 г. планируется модернизировать до версии МиГ-31 БМ 60 самолетов типа МиГ-31.
Экспортный вариант МиГ-31 ФЭ может оснащаться вооружением и оборудованием производства третьих стран.
Конструкция.
Двухместный многоцелевой МиГ-31БМ выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и цельноповоротным стабилизатором. Экипаж самолета (летчик и оператор систем вооружения) размещен в кабине по тандемной схеме в специальных катапультных креслах. Фонарь имеет две створки, откидывающиеся вверх-назад. На самолете установлено два двухконтурных РД с форсажными камерами. РЛС «Заслон» с ФАР РП-31 Н007 - это основа СУО самолета. Под носовой частью закреплен теплопеленгатор 8ТК, используемый в качестве дополнительного средства обнаружения целей. Данное устройство сопряжено с РЛС и осуществляет пассивное (скрытное) обследование воздушного пространства и выдачу целеуказаний ракетам с тепловыми ГСН. На самолете установлены средства активной РЭБ в ИК и радиолокационном диапазонах.
Вооружение МиГ-31БМ и бортовая электроника позволяют осуществлять перехват любых типов воздушных целей во всем диапазоне скоростей полета и высот, доступных для аэродинамических ЛА, включая КР, способных совершать маловысотный полет, следуя при этом рельефу местности.
Миг-31 - боевой самолет, основная задача которого уничтожение воздушного противника на больших дистанциях. Он способен сбивать летательные аппараты противника с широким разбросом высот, от малых, до, практически, стратосферы. Выполняет боевые задания в любую погоду.
Самолет Миг-31 является непревзойденным продуктом 70-х годов XX века знаменитого КБ им. Микояна. Но до сих пор машина находится в боевом строю на охране воздушных рубежей России и не собирается уступать свое место более поздним разработкам боевой военной техники.
С самого начала в этом истребителе были заложены технические и военные возможности, которые намного опередили свое время. Достаточно сказать, что сразу после своего создания самолет стал рекордсменом многочисленных мировых рекордов по высоте полета, скорости и скороподъемности. Фото Миг-31 представлено ниже.
Основные технические характеристики самолета
Перехватчик выполнен по схеме моноплана с высоко расположенным крылом. Имеет два вертикальных киля и два горизонтально расположенных двигателя в хвостовой части. Крыло в форме трапеции. Воздухозаборники двигателей находятся по бокам фюзеляжа, сразу за кабиной пилота. Кабина Миг-31 рассчитана на двух членов экипажа.
При изготовлении конструкции Миг-31 использовалась преимущественно высокопрочная и высокотемпературная сталь, остальные элементы титановые и из алюминиевых сплавов. Впервые в отечественном самолетостроении боевая машина была снабжена антенным локатором с фазированной решеткой. В силовой установке самолета применяются турбореактивные двигатели с двумя контурами и большой степенью сжатия.
Самолет способен летать на скоростях в несколько раз превышающих скорость звука, и выдерживать перегрузки до 5 g. На более поздних модификациях самолета установлено оборудование для дозапавки в воздухе.
Основные технические характеристики Миг-31:
Отдельные ТТХ Миг-31 превосходят аналогичные характеристики современных самолетов.
Хронология создания
Началом создания Миг-31 следует считать 1968 год. Свой первый полет опытный вариант Миг-31 совершил в 1975 году. Испытания самолета на государственном уровне завершились в 1980 году. К 1981 году была подготовлена вся необходимая документация, рабочие чертежи, изготовлена заводская оснастка и отработаны технологии серийного производства. Это позволило начать изготовление серийных машин в том же году (г. Нижний Новгород). Первое боевое дежурство истребителя состоялось в 1983 году. Изготовление 31-х мигов было прекращено в 1994 году, после поступления на вооружение более современных моделей самолетов.
Миг-31 в 1975 году
В общей сложности было изготовлено больше 500 экземпляров Миг-31 и его вариантов.
Вооружение
Вооружение Миг-31: главным элементом вооружения являются ракеты высокой точности, которые способны поражать противника как в воздушном пространстве, так и на поверхности земли, на различном расстоянии. Самолет также может быть вооружен ракетами для уничтожения морских объектов. Некоторые ракеты, находящиеся в составе вооружения Миг-31, действуют по принципу «выстрелил и забыл», который не требует участия пилота в их конечном наведении на цель.
Бортовые средства наведения таких ракет позволяют сделать это самостоятельно. Для защиты самолета от ударов противника, он оснащен системой, предупреждающей о радиолокационном облучении, бортовыми радиоэлектронными средствами противодействия и создания помех, термическими ракетами. Для уничтожения наземных объектов на самолет подвешиваются управляемые по лазерному лучу планирующие авиабомбы. Для стрельбы по ближним целям в корпусе Миг-31 установлена пушка, рассчитанная на комплект из 260 снарядов. Общий вес боевого вооружения самолета может достигать 3 тонн.
Самолет способен сбивать цели на дальности более 100 км и на высотах от низколетящих огибающих земной рельеф целей до целей на высоте около 30 км. Это один из немногих истребителей, который может сбивать низкоорбитальные космические аппараты. Прорабатывались вопросы оценки возможности использования самолета для запуска небольших спутников.
Бортовое оборудование
Радиоэлектронная бортовая аппаратура Миг-31 представляет собой мощный комплекс по обнаружению противника и наведению на него поражающих средств самолета. Центральным элементом этого комплекса служит радиолокатор с фазированной антенной. Этот локатор отличается от бортовых локаторов параболического типа тем, что способен отслеживать не одну цель, а одновременно вести наблюдение за более чем 20 мишенями и наводить оружие самолета на 8 целей.
Миг-31 способен обнаружить воздушного противника на дальности свыше 300 км, наземного – на дальности до 200 км. Бортовая электронная аппаратура Миг-31 позволяет обмениваться информацией нескольким самолетам. Такая группировка, составленная из нескольких 31-х машин, способна защитить воздушные границы шириной около одной тысячи километров. Характер информационного обмена в такой группировке позволяет одной из машин взять на себя роль наводчика и помогать остальным истребителям наводиться на цель.
В бортовую аппаратуру 31-х мигов входит тепловой пеленгатор, способный отслеживать противника на расстоянии около 50 км.
ФАР и приемник топливозаправки МиГ-31Б
Силовая установка
Силовая установка Миг-31 включает в себя два турбореактивных форсированных авиамотора с двумя контурами сжатия, с нормальной тягой каждого около 9 тонн и с повышенной тягой около 16 тонн. Создали этот авиамотор конструкторы и инженеры конструкторского бюро из Перми. Основные параметры двигателя:
Двигатель Миг-31 имеет в своей конструкции несколько ступенчатых компрессоров низкого и высокого давления, которые с большой силой сжимают воздух перед подачей в камеру сгорания. Туда же, в камеру сгорания, впрыскивается топливо. Полученная воздушно-топливная смесь сгорает при температуре около 1400 градусов. Вырывающиеся из сопла двигателя газы способны толкать самолет с силой около 10 тонн.
Суммарная тяга сдвоенной установки Миг-31 может достигать от 20 до 30 тонн. Количество поступающего в двигатель воздуха при помощи специальных устройств регулируется в зависимости от высоты и скорости полета. Этим достигается устойчивая работа двигателя на всех высотах. Диаметр выходного сечения сверхзвукового сопла двигателя может регулироваться. Что увеличивает или уменьшает скорость выходящих из сопла двигателя газов и, таким образом, регулирует его тягу.
Двигатель Миг-31 имеет большую степень надежности, что обеспечивается специальными защитами от неконтролируемой раскрутки деталей двигателя, ограничения его разогрева, а также своевременным обнаружением дефектов и повреждений его механизмов и отдельных частей. Повышенная надежность достигается также дублированием отдельных систем мотора.
Конструкция авиамотора Миг-31 обладает высокой степенью ремонтопригодности, что во многом связано с модульным исполнением двигателя.
Высота полета
Высота полета самолета во многом зависит от его скорости. С увеличением высоты, плотность воздуха уменьшается, а, следовательно, уменьшается и опора крыла самолета на воздух. Тогда, единственным способом достижения большей высоты становится скорость разгона самолета. Максимальная высота полета Миг-31 составляет около 30 км, при этом его скорость в три раза превышает звуковую.
Скорость полета
Скорость полета самолета определяется многочисленными факторами, к основным из них можно отнести: мощность двигателя, характеристики топлива, аэродинамику обводов корпуса и крыла, массу полезной нагрузки. С учетом всех этих параметров, максимальная скорость Миг-31 может достигать свыше 3 м. На небольшой высоте, она может доходить до 1,5 м.
Довольно долго Миг-31 может лететь на скорости меньше звука в 950 км/час и на скорости, превышающей скорость звука в 2500 км/час. При посадке скорость самолета снижается до 300 км/час.
К исключительным свойствам Миг-31 относится его способность достигать звуковой барьер в горизонтальном полете и при наборе высоты. Переход звукового барьера самолет способен достигать без дополнительного включения форсажа. Самолет способен длительное время лететь на скорости больше скорости звука. Большинству самолетов-аналогов такой полет удается поддерживать в течение не более нескольких десятков минут.
Дальность полета
Дальность полета Миг-31 во многом зависит от количества топлива на борту, веса полезной нагрузки и полетной скорости самолета. При дозвуковой скорости без ракет, дальность полета может составить около 2500 км. При этом продолжительность полета будет 2,5 часа.
С четырьмя ракетами и их запуском на середине дистанции, дальность составит 2400 км, с четырьмя ракетами и пуском в конце дистанции, дальность – 2240 км.
С двумя подвесными баками и их сбросом после израсходования топлива, самолет сможет пролететь 3000 км. Такой же дальности полета Миг-31 достигнет и с однократным пополнением топлива в воздухе от специального самолета-заправщика. Максимальная дальность полета самолета в 8000 км была получена при трехкратном пополнении топливом от самолета-заправщика. При этом продолжительность полета заняла около 7 часов.
Радиус действия Миг-31 при боевой работе – свыше 700 км.
Модификации
Неоднократно модифицировался с целью улучшения параметров и под выполнение новых задач. Рассмотрим самые яркие примеры усовершенствования машины.
Конструктивные версии 31-х машин:
Миг-31Б – усовершенствовано оборудование управления, добавлено устройство заправки в полете, обновлены приемы обмена информации, доработана навигация машины, включая использование спутниковых сигналов. Этот вариант машины оснащен новыми ракетами для поражения целей на малых и больших расстояниях. Все указанные новшества позволили увеличить боевую мощь истребителя.
Миг-31М – серьезная модернизация базового варианта самолета. Установлен усовершенствованный бортовой радиолокационный комплекс, с дальностью обнаружения до 320 км и 24 объектами в режиме сопровождения целей. Установлен доработанный более мощный авиамотор. Увеличен объем емкостей для топлива. Добавлено оборудование активных помех. Увеличение диаметра антенны локатора потребовало изменения конструкции головного обтекателя, его пришлось немного отклонить вниз.
Миг-31БМ – добавлены противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Радиоэлектроника была доработано таким образом, что самолет получил возможность координировать свои действия с наземными зенитными комплексами, а также применяться в качестве воздушного командного пункта для координации с другими самолетами.
Миг-31Д – вариант для уничтожения низколетящих спутников.
Миг-33ЛЛ – использовался в исследовательских целях.
Миг-31Э – экспортный вариант машины.
Миг-31ФЭ – фронтовой истребитель с широким спектром задач. Добавлена лазерная система наведения для уничтожения объектов на земле. Боевая нагрузка достигла 9 тонн. Самолет может задействовать одновременно, как оружие для уничтожения целей в воздушном пространстве, так и на земле. На самолете стало возможным устанавливать аппаратуру, изготовленную за рубежом.
В последних вариантах 31-х машин для удобства и оперативной информированности экипажа добавлена световая информация на лобовом стекле кабины.
Эксплуатация и боевое применение
Первые 31-е миги стали прибывать в войска противовоздушной обороны с 1980 года. Они были направлены в авиационные полки, базировавшиеся в Правдинске (Калиниградская область) и в Центр ПВО в Саваслейке (Нижегородская область). В дальнейшем им предстояло оборонять рубежи СССР на Дальнем Востоке. Там сложилась опасная ситуация, в связи с провокационными полетами у границ СССР американских самолетов-разведчиков. Эти самолеты имели скорость, которая превосходила скорость истребителей того времени. После появления в небе Дальнего Востока истребителей Миг-31, провокационные полеты прекратились.
В настоящее время на вооружении армии и военно-морского флота России находится 247 самолетов Миг-31 различных модификаций. География их дислокации сосредоточена в центре России (Тверская и Владимирская области), на Севере (Мончегоск), в Районе Урала (Пермь), Восточной Сибири (Красноярский край), на Дальнем Востоке (Владивосток, Петропавловск-Камчатский). На вооружении Республики Казахстан находятся 32 Миг-31.
В 1999-2000 годах 31-е миги принимали участие во второй чеченской войне, контролируя воздушное пространство над республикой.
: в ноябре 2016 года на Миг-31 была возложена обязанность прикрытия базы Хмеймим, основной базы базирования воздушно-космических сил России в Сирии.
Перспективы самолета
Учитывая уникальные летно-технические характеристики и боевые возможности Миг-31, продолжаются работы по его дальнейшей модернизации. В основном это связано с совершенствованием бортовой аппаратуры и электроники, а также возможностей двигателя. Аэродинамика самолета в сочетании с материалами, из которых изготовлен самолет, доказали свое неоспоримое преимущество даже перед более поздними конструкциями самолетов-истребителей. Некоторые характеристики Миг-31 остаются не превзойденными до сих пор. В ближайшее время предполагается модернизировать 60 истребителей 31-х мигов до уровня БМ, а в правительственных кругах и в Государственной думе России рассматриваются планы по возобновлению производства Миг-31.
Вконтакте