Самолёт миг 31бм. Теперь "Сделано у нас" и в Telegram
Первенцем четвертого поколения советских самолетов стал сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолет, появившийся на свет более четверти столетия тому назад, до сих пор сохраняет пальму первенства как по скорости, так и по высоте полета.
Основная отличительная черта этой боевой машины заключается в том, что до конца девяностых годов он оставался единственным истребителем, на котором была установлена бортовая радиорелейная станция, имеющая фазированную антенную решетку (ФАР). Более того, возможность применять ракеты большой дальности «воздух-воздух», которой характеризуется данный российский самолет, имеется лишь у американского палубного истребителя F-14.
Технические характеристики МиГ-31 1980 года
- Годы производства: 1975-1994гг.
- Всего изготовлено: около 500 шт.
- Боевое применение: военные конфликты конца ХХ — начала ХХI вв.
- Экипаж — 2 человека.
- Взлетная масса — 46,75 т.
- Размеры: длина — 21,6 м, высота 6,5 м, размах крыла — 13,4 м.
- Вооружение: 23-мм пушка, боекомплект 260 снарядов, шесть точек подвески на которые крепятся ракеты класса «воздух-воздух».
- Двигатель турбореактивный.
- Максимальная скорость — 3000 км/ч.
- Практический потолок — 20,6 км.
- Дальность полета — 5400 км.
Фото МиГ-31
Модификации самолета МиГ-31
Прототип самолета, появившийся в 1975 году, имел маркировку Е-155МП. Неоднократно проводившаяся модернизация МиГ-31 привела к тому, что на свет появились следующие его модификации:
- МиГ-31Б, оснащенный системой, позволявшей производить дозаправку в воздухе;
- МиГ-31БМ, являющийся многоцелевым истребителем, предназначенным для борьбы с РЛС;
- МиГ-31Д экспериментальной версии, способной запускать противоспутниковую ракету;
- МиГ-31М, имеющий усиленное вооружение, бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), РЛС.
У данного самолета были и другие модификации, которые являлись проектными и исследовательскими, а также модификации, предназначавшиеся для экспорта.
Боевое применение самолета
Самолет МиГ-31 представляет собой дальнейшее развитие МиГ-25П , также являвшегося истребителем-перехватчиком. Те характеристики, которыми обладает МиГ-31 и его двигатель, позволяют ему в любое время дня и ночи, при любых условиях погоды и даже в условиях интенсивной радиоэлектронной борьбы:
- выполнять задачи по длительному патрулированию;
- бороться с аэродинамическими целями всех классов, включая:
- малоразмерные крылатые ракеты;
- вертолеты;
- высотные скоростные самолеты;
- бомбардировщики.
Истребитель-перехватчик МиГ-31 является единственным самолетом, характеристики которого дают ему возможность обеспечивать перехват и уничтожение крылатых ракет, летящих на предельно малой высоте.
Немного истории
При создании самолета, чертежи которого начали разрабатываться в конструкторском бюро имени Микояна с 1972 года, в качестве цели были определены следующие характеристики:
- максимальная дальность перехвата – 700 км;
- крейсерская скорость – 2 500 км/час, которая в 2,35 раза превышало скорость звука;
- дозвуковая скорость – 1 200 км/час.
Опытный самолет был построен в 1975 году, а 16 сентября этого же года прошли его первые испытания. После выпуска установочной партии были проведены некоторые технические доработки, а с 1979 года начался серийный выпуск машины под ее окончательным названием МиГ-31.
Технические особенности истребителя-перехватчика
В отличие от МиГ-25П, являвшегося исходным для новой машины, кабина МиГ-31 была рассчитана на экипаж из двух человек, поскольку сложность установленного радиотехнического оборудования потребовала наличия дополнительного человека – штурмана-оператора, на которого возлагались следующие основные задачи:
- контроль воздушного пространства;
- разработка тактических приемов, обеспечивающих перехват групповых целей.
Вооружение самолета было усилено применением радиоприцела «Заслон», явившегося важной составной частью бортового радиоэлектронного оборудования.
Первое боевое применение ФАР (фазированной антенной решетки), представлявшей собой новинку в области радиоэлектроники, состоялось в 1978 году, когда в ходе полета было выполнено обнаружение и велось одновременное сопровождение сразу 10 летящих целей.
В 1998 году специалистам был продемонстрирован российский МиГ-31БМ, вооружение и оснащение которого позволяет вести борьбу с радарами.
До настоящего времени аналогов самолету МиГ-31 за рубежом так и не было создано.
Характеристики конструкции МиГ-31
Конструкцию самолета, чертежи которой во многом совпадают с МиГ-25, характеризуют следующие особенности:
- схема – нормальная аэродинамическая;
- крыло – трапециевидное высокорасположенное;
- стабилизатор – цельноповоротный;
- оперение – двухкилевое.
Технические характеристики МиГ-31 в значительной мере обусловлены и теми материалами, которые использованы для изготовления его планера. В частности, половина корпуса выполнена из нержавеющей стали, 33% из сплавов алюминия, 16% из титана. Алюминиевые сплавы интересны тем, что их рабочая температура может достигать 150°. В тех же местах, которые подвержены высокому кинетическому нагреву, причиной которого является сверхзвуковая скорость, установлены детали из нержавеющей стали и титана. Столь удачный подбор материалов позволил свести к минимуму массу самолетного планера.
Важным достоинством, которым обладает этот российский истребитель-перехватчик, является его возможность взлетать с ледовых и грунтовых аэродромов, что приобретает особую важность при его эксплуатации в малоосвоенных сибирских регионах.
Двигатель самолета
Двигатель Д-30Ф6, установленный на боевой машине, является двухконтурным, в котором за турбиной происходит смешение потоков внутреннего и наружного контуров. Двигатель снабжен форсажной камерой и всережимным регулируемым соплом, имеющим створчатую конструкцию. Всего на самолете имеется два двигателя, каждый из которых характеризуется следующими основными параметрами:
- максимальная бесфорсажная тяга – 9 270 кгс;
- максимальная форсажная тяга – 15 510 кгс;
- сухая масса – 2 420 кг.
Каждый двигатель имеет боковые воздухозаборники прямоугольного сечения, регулируемые с помощью горизонтальных подвижных панелей.
Запас топлива, размещаемый на борту самолета, составляет 1 630 кг. Он распределяется между 7 фюзеляжными, 5 крыльевыми и 2 килевыми баками. На подкрыльевых узлах также могут подвешиваться 2 дополнительных бака по 2 500 литров каждый. Заправка всех емкостей производится централизованно.
Истребитель-перехватчик МиГ-31 также интересен и наличием системы дозаправки в воздухе. Эта операция производится с помощью самолетов-танкеров Су-24Т и Ил-78 , шланг от которых подсоединяется к выдвижной Г-образной штанге топливоприемника.
Оборудование МиГ-31
Оборудование, которое самолет имеет на своем борту, позволяет использовать его:
- автономно;
- в составе группы, состоящей из однотипных самолетов;
- в качестве лидера для обеспечения управления истребителями, имеющими менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование.
Радиолокационная станция, установленная на самолете, обладает следующими основными характеристиками:
- максимальная дальность по обнаружению целей – 200 км;
- дальность сопровождения целей – 120 км.
Благодаря возможностям РЛС, вооружение самолета может поражать цели как в верхней полусфере, так и на фоне земли. На автоматическом сопровождении могут одновременно находиться до 10 целей. Вычислитель «Аргон-К», расположенный на борту, выбирает из их числа 4 наиболее значимые, на которые одновременно наводятся 4 ракеты типа Р-33.
МиГ-31 также имеет на борту теплопеленгатор 8ТП, максимальная дальность обнаружения которого достигает 50 км. Наличие этого устройства обеспечивает обнаружение целей даже в условиях радиоэлектронных помех большой интенсивности.
Максимальная боевая эффективность гарантируется при взаимодействии четырех МиГ-31, объединенных через АСУ в единую боевую систему. Возможности информационного обмена, обеспечиваемые аппаратурой самолета, позволяют использовать его для дальнего обнаружения целей и для наведения на них таких боевых машин, как МиГ-29 и Су-27 .
Кабина оператора оснащена крупноформатным индикатором тактической обстановки и навигационным оборудованием, состоящим из радионавигационных систем «Маршрут» и «Тропик». На лобовом стекле кабины летчика имеется цветной индикатор ППИ-70В, обеспечивающий пилота исчерпывающей информацией в виде цветных надписей, реперов, индексов и шкал. Аналогов подобному индикатору за рубежом не существует до настоящего времени.
Вооружение самолета
Вооружение истребителя-перехватчика и включает в себя:
- управляемые ракеты Р-33 большой дальности;
- управляемые ракеты Р-40Т средней дальности;
- управляемые ракеты Р-73, Р-60М или Р-60 малой дальности;
- шестиствольную пушку ГШ-23-6 калибра 23 мм.
Характеризуя установленные на борту самолета ракеты, необходимо уточнить следующие их параметры:
- Р-33, имеющие дальность пуска 120 км, установлены на внешней подвеске под фюзеляжем;
- Р-40Т, имеющие инфракрасную систему наведения, размещаются на подкрыльевых подвесках;
- Р-73, Р-60М и Р-60 также подвешиваются на подкрыльевых узлах.
Боекомплект пушки составляет 260 патронов массой по 200 г, величина ее скорострельности – 8 000 выстрелов в минуту.
Поскольку истребитель-перехватчик МиГ-31 до сих пор является лучшим представителем самолетов своего класса в мире, он продолжает оставаться на вооружении российской армии, где сейчас насчитывается более 400 таких боевых машин. Всего же за прошедшие годы было изготовлено более полутысячи таких самолетов.
Видео об истребителе
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Максимальная скорость МИГ-31БМ составляет 3.2 тыс. км/ч (для сравнения максимум американского F-22 - 2.1 тыс. км/ч). Дальность обнаружения цели МИГ-31БМ достигает 320 км. Самолет способен одновременно поражать 6 воздушных целей.
Перед пилотами была поставлена задача - провести дозаправку на высоте несколько тысяч метром. Этот сложнейший манёвр требует ювелирной точности и заставляет быть предельно внимательными даже опытных специалистов.
Лeтный состав и наземные службы готовятся к выполнению ответственной задачи. Тройка суперсовременных истребителей-перехватчиков МиГ-31 БМ будет отрабатывать сложнейший авиационный манeвр - на высоте 4 тысяч метров при скорости 500 километров в час истребители должны произвести дозаправку - заполнить топливные баки от воздушного танкера Ил-78.
Точка сближения назначена в небе над Липецком, в 363 километрах от нижегородской авиабазы в Саваслейке, откуда вылетают МиГ. Шланг с топливом от самолeта-заправщика находится под огромным давлением, его плотность так велика, что в воздухе он точно металлическая труба.
После нескольких контрольных подходов манeвр успешно завершeн. Конус-юбка шланга попадает на антенну топливоприeмника. Это и есть тот самый высший пилотаж. Дозаправка требует предельной концентрации, пилот всякий раз испытывает громадное напряжение, признаeтся уже после полeта Анатолий Ишмаев.
Подходишь на исходное положение 5-7 метров с принижением 1-1,5 метра, после этого идeшь на контакт. Заправиться надо 10 тонн. Лeтчик напряжeн, около 7-8 минут в плотном строю стоит. Это напряжeнный момент. И чем он меньше находится в этих параметрах, тем лучше, - рассказывает командир отряда Анатолий Ишмаев.
Военная авиация
Разработанный в РСК МиГ. двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31БМ оснащен современной системой управления. Истребитель способен одновременно поражать шесть воздушных целей и сопровождать до десяти целей (также можно встретить информацию о том, что МиГ-31БМ может одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, восемь из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С). Дальность поражения составляет 280 км, дальность обнаружения цели достигает 320 км. Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО.
МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия - первый советский боевой самолет четвертого поколения. Разработан в 70-х годах прошлого века. Имеет множество модификаций. И, если серийная модификация МиГ-31Б, оборудованная системой дозаправки в воздухе, поступила на вооружение в 1990 году, то МиГ-31БМ впервые вышел на всеобщее обозрение в начале 1999 года. Это - самолет, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. За счет модернизации БРЭО и вооружения, эффективность МиГ-31БМ (по сравнению с МиГ-31) выросла в 2,6 раза. Ранее машины этого семейства классифицировались как дальние истребители-перехватчики, а модернизированный МиГ стал многоцелевым самолетом, оснащенный высокоточным оружием для поражения и воздушных, и наземных целей.
Истребители МиГ-25 и МиГ-31 включены в список самых быстрых самолетов в истории
Самым быстрым из советских самолетов издание считает МиГ-25 сверхзвуковой истребитель-перехватчик третьего поколения, разработанный бюро Микояна-Гуревича
Некоторые из самолетов, представленных в рейтинге, уже не используются, но их конструкция и технические характеристики оказали большое влияние на развитие инженерной и конструкторской мысли в авиации.
Самым быстрым из советских самолетов издание считает МиГ-25 (Foxbat, Фоксбат в кодификации НАТО) — сверхзвуковой истребитель-перехватчик третьего поколения, разработанный бюро Микояна-Гуревича. Его максимальная скорость без ракет на борту может достигать более 3400 км/ч, но в эксплуатации скорость самолета ограничивается 3000 км/ч.
США признали, что Миг-25 — высокоманевренный истребитель, чья повышенная подвижность в воздухе во многом обусловлена размером крыльев, — отмечает BI.
Другой фигурант списка американского издания — МиГ-31 (Foxhound) — сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия четвертого поколения — может развивать скорость до 2600 км/ч без ракет. Введенный в эксплуатацию в 1981 году, советский МиГ-31, по мнению аналитиков издания, по-прежнему остается одним из наиболее быстрых истребителей в истории и продолжает находиться на вооружении российской и казахстанской армий. По информации BI, Россия планирует использовать самолет до 2030 года.
А самым быстрым самолетом в истории издание назвало американский экспериментальный самолет-ракетоплан Х-15, оснащенный ракетными двигателями. 3 октября 1967 года пилот Джо Уокер на Х-15 установил неофициальный рекорд высоты (107,96 км) и максимальной скорости — 7274 км/ч.
В рейтинге также представлен американский стратегический бомбардировщик ХВ-70 Валькирия (3300 км/ч), перехватчик Макдоннел-Дуглас F-4 Фантом II (2369 км/ч), одноместный, одномоторный перехватчик Конвэр Ф-106 Дельта Дарт (2454 км/ч), экспериментальный Bell X-2 (3000 км/ч) и Lockheed ST-71 Черный дрозд (3540 км/ч).
Летчик-испытатель: МиГ-41 должен развивать скорость до 4,3 Маха
Скорость новейшего российского истребителя-перехватчика МиГ-41, разрабатываемого на основе МиГ-31, должна превышать 4 Маха.
Такая модернизация должна была состояться еще лет 20 тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха.
Для сравнения: стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США Lockheed SR-71 развивает скорость до 3,2 Маха. Истребитель-перехватчик МиГ-31 был разработан в СССР в первой половине 1970-х годов. Самолет способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, а его боевой радиус составляет 720 км.
Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм с боекомплектом на 260 выстрелов, а также оснащен шестью точками подвески для ракет класса «воздух-воздух» разных типов. Группа из четырех МиГ-31 в зависимости от версии может контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 900-1200 км. Модернизированные МиГ-31БМ способны обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их, приблизившись на 280 км.
Общее количество МиГ-31 разных версий на вооружении ВВС России составляет около 190 единиц. Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 году, однако совсем недавно началась модернизация данных самолетов до версии МиГ-31БМ.
Источники: www.tver-portal.ru, www.youtube.com, pro-samolet.ru, www.arms-expo.ru, vpk.name
Линдуловская роща
Красная гора Улуру
Мачу Пикчу - древний город инков
Сандовский треугольник - вход в другое измерение
Опреснитель морской воды
Пресная вода является ценной составной частью морской воды. Нехватка пресной воды все больше ощущается в индустриально развитых странах, как США...
Тоннели в пирамиде Чолулы
Среди множества загадок и тайн Чолульской пирамиды особое место занимают тоннели внутри этого сооружения. Тоннели в пирамиде Чолулы имеют сложную...
Старый город Иерусалим
Иерусалим - один из шести великих городов, значительно повлиявших на развитие цивилизации. И я пытаюсь отдать дань уважения этому великому...
Ирландский Дублин
Дублин знаменит огромным разнообразием как исторических, так и современных достопримечательностей. Что же обязательно нужно посмотреть, находясь в этом прекрасном городе? Дублинский замок...
МиГ-31 (Е-155МП, по классификации НАТО Foxhound – лисья гончая) советский/российский всепогодный двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Истребитель был разработан в ОКБ-155 (теперь ОАО «РСК «МиГ»). Является первым советским самолетом, относящимся к 4-му поколению. Истребитель-перехватчик МиГ-31 предназначен для перехвата и последующего уничтожения воздушных целей во всем диапазоне высот в любой время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Самолет может эффективно использоваться в условиях активного противодействия со стороны противника: применения активных и пассивных радиолокационных помех, а также запуска ложных тепловых целей. Группа, состоящая из 4 истребителей-перехватчиков МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство общей протяженностью по фронту в 800-900 км.
По состоянию на 2011 год, по словам бывшего командующего ВВС Александра Зелина, в составе ВВС России находилось 252 истребителя МиГ-31. До 2020 года планируется провести модернизацию более 60 истребителей-перехватчиков до версии МиГ-31БМ. В настоящее время истребители базируются на 7 авиабазах. Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ – это модернизация самолета 1998 года для нужд ВВС России. В 2008 году был окончен первый этап государственных испытаний, продолжается второй этап. Модернизированная версия перехватчика получит новую БРЛС и систему управления вооружением, что позволит обеспечить обнаружение воздушных целей на удалении до 320 км., а также позволит одновременно сопровождать до 10 воздушных целей.
создания
Работы над истребителем-перехватчиком МиГ-31 задумывались как модернизация уже существующего перехватчика МиГ-25П, который успешно преодолел государственные совместные (ГСИ) и войсковые испытания, проводимые в 1971-1972 годах, и сумел зарекомендовать себя в качестве эффективного и скоростного истребителя-перехватчика системы ПВО. При этом создание перспективного авиационного комплекса перехвата (АКП) нового поколения, который получил обозначение С-155МП, было поручено ММЗ «Зенит» им. А. И. Микояна. Работы по данному проекту были начаты в соответствии с постановлением правительства СССР от 24 мая 1968 года.
При разработке нового комплекса решения ВПК и постановления правительства СССР значительно дополняли тактико-технические требования к новинке в области расширения боевых возможностей, идеологии его боевого использования и т.д. Это требовало внесения в конструкцию машины существенных корректив, а также в проведение заводских и летных испытаний, оценку боевых возможностей истребителя-перехватчика. Принципиальным вопросом было встраивание нового комплекса в систему ПВО СССР с учетом всех перспективных систем – создания воздушных средств управления и наведения, авиационной системы дальнего перехвата, связи с наземными средствами.
Перед главным управлением вооружений и соответствующими частями ВВС страны была поставлена масштабная задача разработки АКП С-155МП. Требовалось создать абсолютно новую концепцию развития истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия. Многие новые решения в данном комплексе воспринимались советской промышленностью с большим сопротивлением, особенно это было заметно на этапе строительства опытного образца, когда необходимо было подтвердить концепцию истребителя. С некоторой опаской к новшествам относилось и командование войск ПВО, в интересах которого и создавался самолет.
Разработке опытного образца истребителя и его испытаниям уделялось очень большое внимание как со стороны Министерств авиационной (МАП) и радиопромышленности (МРП), так и со стороны главкомата ПВО. Несмотря на это процесс шел достаточно сложно, особенно в части разработки системы управления вооружением (СУВ) «Заслон» и бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Заслон». Первый раз в истории мирового авиастроения в качестве антенны РЛС на истребителе-перехватчике было решено использовать фазированную антенную решетку (ФАР). Данное решение таило в себе массу проблем, неожиданностей, техническое решение которых в условиях размещения на самолете было достаточно проблематичным.
Исходя из возможностей самолета, боекомплект которого ограничивался 4 ракетами большой дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением, было важно реализовать возможность одновременного ведения огня по 4 целям (еще 2 ракеты Р-40Т(Д) представляли собой дополнительное вооружение). Так как для атаки необходимо было выбирать самые опасные, «приоритетные» цели, необходимо было добиться того, чтобы количество одновременно обнаруживаемых целей превышало 4. Верхний предел в 10 целей был определен суммой временных интервалов, необходимых на их сопровождение и продолжительностью обзора зоны.
Величина зоны обзора истребителя-перехватчика должна была обеспечить просмотр пространства на 200 км. по горизонту. В таком случае 4 истребителей было бы достаточно для прикрытия фронта шириной в 800 км. Согласно требованиям военных дальность обнаружения целей с ЭПР – эффективной поверхностью рассеивания 19 квадратных метров (было аналогично наиболее сложной цели для ПВО – высотному разведчику SR-71) составляла 180-200 км., что было в несколько раз больше, чем у любого другого советского истребителя-перехватчика тех лет.
В 1969 году, подвергнув анализу все имеющиеся возможности, руководители НИИ приборостроения им. Тихомирова приняли достаточно смелое решение, которое было революционным для того времени – разработать антенну с электронным сканированием. При этом для воплощения революционной идеи по введению в систему «Заслон» электронного сканирования необходимо было разработать ФАР – антенну принципиально нового класса. Требования к новой РЛС не допускали каких-либо компромиссов между ее параметрами: все они были предельно высокими. При минимальном энергопотреблении и массе ФАР должна была обеспечить высокий коэффициент использования поверхности, обладать высоким быстродействием и низким уровнем фонового излучения.
В те годы многим идея с установкой ФАР на истребитель-перехватчик казалась авантюрной. Но маршал Савицкий, который был ответственен за испытания и разработку комплекса решился на этот шаг. Впервые электронное управление лучом было осуществлено на полномасштабном макете ФАР под индексом АР-2 в 1970 году, после чего последовало создание документации на опытный образец РЛС. Испытания РЛС «Заслон» начались в 1975 году первоначально на летающей лаборатории, а в 1976 году первый МиГ-31, который был оснащен ФАР Б1.01 и СУВ «Заслон», был направлен в испытательный центр ВВС в городе Ахтубинске для проведения комплекса летных испытаний.
В декабре 1979 года государственные испытания комплекса С-155МП, которые проходили на базе ГНИКИ ВВС им. Чкалова, подошли к концу. Система СУВ «Заслон» в составе комплекса была принята на вооружение ВВС СССР 6 мая 1981 года, в тот же день, когда успехом закончились испытания ракеты Р-33 – основного вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31. Работы над созданием ракеты проводились параллельно с разработкой СУВ и БРЛС «Заслон».
Импульсно-доплеровская БРЛС с фазированной пассивной антенной решеткой (ФАР), которая вошла в состав СУВ «Заслон» и на сегодняшний день обладает рядом уникальных характеристик. В составе «Заслона» впервые в мире применительно к авиационным БРЛС дальнего действия была на практике реализована трехканальная (канал подсвета, радиолокационный канал, система определения госпринадлежности) антенная система в виде моноблочной ФАР с быстрой перестройкой положения луча в пространстве, а также цифровое устройство с доплеровской узкополосной фильтрацией. Помимо этого впервые на борту советского истребителя в состав СУВ вошли дискретно-непрерывный подсвет, импульсно-доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, а также специальная вычислительная система с бортовой цифровой вычислительной машиной А-15А.
Описание конструкции
Истребитель МиГ-31 был близок к своему предшественнику МиГ-25 и спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высоко расположенным крылом, двухкилевым оперением, цельноповоротным стабилизатором. В планере самолета широко использовались алюминиевые и титановые сплавы. Планер истребителя-перехватчика МиГ-31 был на 50% выполнен из специальной нержавеющей стали, на 33% из алюминиевых сплавов, на 16% из титана, еще 1% приходился на другие конструкционные материалы. На самолете МиГ-25 планер на 80% состоял из нержавеющей стали. Используемые на МиГ-31 алюминиевые сплавы обладают рабочей температурой до 150 градусов, а зоны с высоким кинетическим нагревом при полете на больших сверхзвуковых скоростях выполнены с использованием титана. Применение в большом объеме титана и алюминия позволило снизить массу планера истребителя.
Воздухозаборники двигателей – боковые, прямоугольного сечения, регулируются при помощи подвижных горизонтальных панелей. Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках – общая масса 17 330 кг. Дополнительно к этому на внешние подкрыльевые узлы могут подвешиваться еще 2 подвесных бака на 2 500 литров каждый. Истребителе-перехватчики более поздних моделей выпуска, а также модели МиГ-31Б и все последующие модификации дополнительно оснащаются системой дозаправки топливом в воздухе от самолетов-танкеров Су-24Т или Ил-78. Истребители оснащаются Г-образной выдвижной штангой топливоприёмника.
На МиГ-31 были установлены два новейших на тот момент двухконтурных ТРДДФ Д-30Ф6 со смещением внутреннего и наружного контуров за турбиной, регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции и форсажной камерой. Двигатели развивали бесфорсажную тягу на уровне 9 270 кГс (91 кН) и форсажную тягу в 15 510 кГс (152 кН). Разработка данных двигателей была начата в 1972 году и велась под руководством П. А. Соловьева. Благодаря использованию данных двигателей самолет мог развивать максимальную скорость на уровне 3 000 км/ч.
Вооружение истребителя-перехватчика состоит из УР большой дальности полета Р-33 (120 км), которые размещены конформно парами одна за другой на 4-х полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем истребителя, а также УР средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М и Р-73 на 4-х подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем МиГ-31 была смонтирована шестиствольная 23-мм пушка ГШ-23-6 (боекомплект 260 снарядов). Скорострельность данной установки составляет 8 000 выстр./минуту. Амбразура артиллерийской установки в нерабочем положении закрывается специальной створкой, которая снижает ЭПР самолёта и улучшает его аэродинамические характеристики.
Тактико-технические характеристики МиГ-31:
Размеры: размах крыла – 13,46 м., длина – 22,69 м., 5,15 м.
Площадь крыла – 61,6 кв. м.
Масса истребителя: нормальная взлетная – 41 000 кг., максимальная взлетная – 46 200 кг.
Тип силовой установки – 2 ТРДДФ Д-30Ф-6, тягой 15 500 кгс на форсаже (каждый)
Максимальная скорость полета – 3 000 км/ч (на высоте 17 500 метров).
Практическая дальность полета – 2 150 км (без ПТБ), 3300 км (с ПТБ).
Практический потолок – 20 600 м.
Вооружение: 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23(260 патронов), 4 УР дальнего радиуса действия Р-33, 2 УР среднего радиуса действия Р-40Т и 4 УР малого радиуса действия Р-60, Р-60М и Р-73.
Экипаж – 2 человека.
Источники информации:
-http://vpk-news.ru/articles/12777
-http://vpk-news.ru/articles/12691
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31.html
-http://www.airbase.ru/sb/russia/mikoyan/mig/31
-http://ru.wikipedia.org
Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.
Долгая дорога в небо
МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский
Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.
На дальних рубежах
Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.
Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью .
Тактико-технические характеристики МиГ-31 | |
---|---|
Максимальная взлетная масса | 46200 кг |
Максимальная скорость полета | 3000 км/ч |
Практический потолок | 20600 м |
Дальность полета | 3300 км |
Продолжительность полета: с подвесными баками с дозаправкой | 3,6 ч 7 ч |
Размах крыла | 13,46 м |
Длина самолета | 22,69 м |
Высота самолета | 5,15 м |
Площадь крыла | 61,60 м2 |
Масса: пустого самолета нормальная взлетная максимальная взлетная | 21820 кг 41000 кг 46200 кг |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Д-30Ф-6 |
Максимальная тяга: бесфорсажная форсажная | 2 x 91,00 кН 2 х 152.00 кН |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 5 |
Экипаж | 2 чел |
Вооружение | одна 23-мм пушка ГШ-6-23М, боевая нагрузка — 3000 кг, 4 УР большой дальности Р-33, 2 УР средней дальности Р-40Т и 4 УР малой дальности Р-60, Р-60М |
Боевой потенциал
До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами. Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.
Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.
Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка калибра 23 мм.
Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.
Второе дыхание
Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.
В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них... заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.
Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.
Истребитель-перехватчик относится к самолетам четвертого поколения. Первый полет МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. Самолет имеет несколько модификаций, различие - в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию.
Экипаж состоит из двух человек - летчика и оператора.
Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой ТРДДФ Д-30Ф-6, тяга каждого 9500 кг без форсажа и 15 500 кг на форсаже.
История создания
Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.
В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.
На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.
В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.
В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.
Двигатели МиГ-31
Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой. В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор. Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.
Бортовая радиолокационная система МиГ-31
Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.
Дальность полета
МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.
Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:
не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;
4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;
4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.
Модификации МиГ-31
После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:
МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;
Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;
МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;
МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;
МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;
МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;
МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);
МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;
МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;
МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);
МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.
Эксплуатация МиГ-31
Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6. Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске. МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.
Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).
Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.
Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.
В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г. В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов. Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.
В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.
Аварии и катастрофы МиГ-31
20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.
1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.
20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.
26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.
12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.
15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.
05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.
01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.
16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.
10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.
19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.
06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.
23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.
14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.
04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.
Тактико-технические характеристики дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31:
Размах крыла, м 13,46
Длина самолета, м 22,69
Высота самолета, м 6,15
Площадь крыла, м2 61,60
Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков, кг 41 000
Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками, кг 45 500
Масса нормальная взлетная, кг 36 800
Масса пустого самолета, кг 21 820
Масса топлива во внутренних баках, кг 15 500
Скорость, максимальная, км/ч 3000 (2,83М)
Скорость на малой высоте, км/ч 1500
Крейсерская скорость М=2,35
Практический потолок, м 20 600
Дальность полета с подвесными топливными баками, км 3020
Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения, км 3300
Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М), км 1200
Вооружение МиГ-31:
четыре ракеты Р-33;
до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500
до восьми КАБ-500
Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм).
Возможно использование другого вооружения. Боевая нагрузка составляет 9000 кг.