Русский язык.Изменение имен существительных по падежам. Образовательный портал
Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.
Шесть падежей
Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.
Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":
Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.
Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.
Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.
Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.
Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.
Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.
Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.
В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.
Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").
Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.
Употребление предлогов
В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .
В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.
Тема: «Изменение имен существительных по падежам»
Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.
Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю
Оборудование:
Таблица "Падежи имен существительных";
Индивидуальные карточки
Ход урока:
1. Орг. момент.
Напутствие детям
Счастье всем необходимо
Но проходит есть, что мимо
Мы его не сберегаем
И о нем уж забываем
А как прекрасно счастье испытать
И в душе, ну прям порхать
Желаю только много счастья
И не придет тогда ненастья
И жить на свете станет легче
И запоет от счастья сердце
Разве это не прекрасно
И на душе, всегда чтоб ясно.
2. Этап проверки знаний
Работа с карточками
Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.
Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.
3. Этап подготовки к активному усвоению знаний
Прочитайте слова.
Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.
Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?
Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)
Учитель: Хорошо, молодцы!
Сегодня нам понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
4.Посмотрите на доску…читаем хором число, месяц, день недели.
Запишите в тетради, не забывайте проговаривать слова при написании;
Подчеркните орфограммы, которые встретили при написании.
5. Словарная работа
Картинк. На ней записано несколько словарных слов. Одно слово не относится к словарным,лишнее зимняя.
Найдите и запишите словарные слова в тетради, исключив одно лишнее слово.
Космос,матрос, металл, область, овраг, остров
Какое слово лишнее? Почему?
(Зимняя лишнее, так как не является словарным)
На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова?
(эти слова отвечают на вопросы кто? что?)
Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?
6. Блиц-опрос
Что обозначает существительное?
На какие вопросы отвечает?
Какие существительные отвечают на вопрос КТО?
Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?
Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?
Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?
Сколько родов можно определить у существительного? Назовите.
Сколько чисел?
Что ещё можно определить?
Сколько падежей в русском языке? Назовите.
Чем мы занимались на предыдущем уроке? (познакомились с названиями падежей, изучали имена существительные по вопросам).
Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.
Запишите тему урока.
7. Работа над новым материалом:
Работа с доской
Белый и пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
падает, ложится…снег
Давайте изменим существительное снег по падежам
Для этого вспомним таблицу «Падежи существительных»
Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам .
В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:
Название падежа | Вспомогательное слово | Падежные вопросы |
именительный | Существует | |
Родительный | кого? чего? |
|
Дательный | кому? чему? |
|
Винительный | кого? что? |
|
Творительный | ||
Предложный | О ком? о чем? |
Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное "снег" по вопросам).
Что изменилось? (окончания).
Выдели зелёной пастой
Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
8.Высказывания детей.
Давайте изменим одушевлённое существительное по падежам (устно)
Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами - помощниками из таблиц на партах (чтение сильным учеником).
Падежи имен существительных
Название
Слова-помощники
Именительный падеж
Родительный падеж
Кого? Чего?
Дательный падеж
Кому? Чему?
Винительный падеж
Кого? Что?
Творительный падеж
Предложный падеж
О ком? О чем?
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
9. Работа с учебником Стр.116, упр. 265
Поставь к существительным вопрос и определи падеж
Надвигалась (что?) ночь (И.п.).
Бежит (кто?) лиса (И.п.).
Прибил (к чему?) к стене (Д.п.).
10. Самостоятельная работа.
Раздача индивидуальных карточек.
На партах лежат карточки. В 4 графе у каждого написано слово.
Измените его по падежам.
Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.
Название падежа
Вспомогательное слово
Падежные вопросы
Именительный существует кто? что?
Родительный нет кого? чего?
Дательный дать кому? чему?
Винительный вижу кого? что?
Творительный доволен кем? чем?
Предложный думаю о ком? о чём?
11.. И в заключении:
С какой частью речи мы работали?
Чему учились на уроке?
Сколько падежей в русском языке?
Что нужно сделать, чтобы определить падежь у существительного?
Определяем настроение по рисунку.
Результаты вывешиваются на доску.
Тип урока:
закрепление нового знания и формирование умений
Цели урока:
· Закреплять умения различать по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже
· Развивать речь, мышление, внимание
· Воспитывать интерес к русскому языку
· Развивать интеллектуальные способности
· Творческую взаимосвязь между учащимися
· Прививать и воспитывать любовь к природе
Оборудование:
презентация к уроку, музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока:
I.
Орг.момент -
Подравнялись, тихонечко садитесь
Откройте тетради, произнося стихотворение
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.
Запишите число, классная работа, обозначьте орфограммы.
II.
Сообщение темы и цели урока -
III.
Словарная работа -
Погода Декабрь
Север Январь
Ветер Февраль
Мороз Береза
Валенки Осина
Как работаем со словарными словами?
Запишите в два столбика, вставляя непроверяемые гласные
А сейчас проверьте
К какому времени года можно отнести все словарные слова?
Почему?
IV.
Беседа
Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра.
Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас вызвало?
(стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму…)
А каким вы видели или представляете себе зимний лес.
V. Упражнения
Под музыку И.П. Чайковского «Времена года» прочитать и записать предложение -
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С.Есенин
· Назовите имена существительные, записанные на второй строчке
· Форма какого падежа является начальной для имен существительных. (форма именительного падежа единственного числа)
· Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
· Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.
VI.
Физминутка для глаз
VII.
Работа с именами существительными в начальной форме
- Диктант
Запишите слова в тетрадь:
Мороз, метель, снегопад, шубка, снеговик, лед, снегирь, лыжник, северный
· Какое слово вызвало затруднение?
· Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли лишнего слова? Почему так решили?
· В каком падеже стоят имена существительные?
· Что вы знаете об именительном падеже? (сущ. в И.п. всегда употребляются без предлога)
· Как называются остальные падежи? (косвенными)
· Как по другому называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)
Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег
склонять (устно)
· Что происходить с существительными при склонении?
· Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать
Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.
На старой б__резе с__дела любопытная с__ничка.
Она с интересом наблюдала за д__тьми под деревом.
· Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (о правописании безударных гласных)
· Как же проверить безударную гласную?
· Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
· Что знаете о падеже подлежащего?
· Как определить падеж имени существительного в предложении?
VIII.
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь!
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок!
Мы деревья побелили,
Крыши снегом залепили,
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
IX.
Самостоятельная работа
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.
Ветка (рябина) Р.п.
Гулять (улица) Д.п.
Любоваться (снежинка) Т.п.
Какая особенность у существительных в Д.п.? (предлоги к, по)
Русская природа красива во все времена года. Вот так вдохновенно Р.Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:
· Узнали падеж? Докажите
· Какая особенность у существительных в предложном падеже? (употреблять только с предлогами)
А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась.
X.
Домашнее задание
Просклонять существительное зима
Рефлексия
- Наш урок идет к финалу,
- Убедилась я вполне:
- Все падежные вопросы
- Вы усвоили легко.
XI.
Итог урока
· Чем же мы занимались на уроке?
· Какое задание вызвало затруднение?
· Какое задание понравилось?
· Спасибо за работу.
Оценки за урок
План-конспект урока Русского языка в 4 классе.
Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного
Цели:
1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.
2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.
3. Работать над каллиграфией, орфографией.
4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
Оборудование:
- Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
- Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
- Таблица «Части речи».
План урока
- Организационный этап
- Работа над ошибками
- Чистописание. Актуализация знаний
- Сообщение темы и постановка задач урока
- Работа по теме урока
- Закрепление изученного материала
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный этап
— Прозвенел звонок — начался урок!
2. Чистописание. Актуализация знаний
Ч Ч Ч ч ч ч чт что
К К К к к к кт кто
Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы
— Выпишите только имена существительные.
– Почему вы выписали именно эти слова?
– Что называется именем существительным?
– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)
— Как изменяются имена существительные?
— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.
И ван рубил дрова, Василиса топила печь.
— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.
3. Сообщение темы и постановка задач урока
— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.
4. Работа по теме урока
– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)
Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)
– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.
– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.
– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!
– Повторим названия падежей и их вопросы.
— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.
— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.
Чтение правила на с. 58.
Физкультминутка
«Ребро, ладонь, кулак»
Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.
5. Закрепление изученного материала
— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.
Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.
Т. с. 20-21, упр. 1,2.
Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :
Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.
6. Итог урока. Рефлексия
— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)
— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)
— Сколько падежей в русском языке?
— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)
Выставление отметок.
— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».
7. Домашнее задание
С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.
Объяснение учителем домашнего задания.
— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
Необходимый уровень.
Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1~7).
1. Правильно названы признаки имени суще-ствительного (с) журавлём в предложении Лиса с журавлём подружилась.
1) одуш., ж.р., ед.ч.
2) неодуш., м.р., ед.ч.
3) одуш., м.р., ед.ч.
4) одуш., м.р., мн.ч.
2. О том, что у слова несколько значений, мож-но узнать в словаре
1) синонимов
2) толковом
3) антонимов
4) орфографическом
3. Падеж имени существительного нельзя опре-делить с помощью
1) вопроса
2) вспомогательного слова
3) окончания и предлога
4) приставки
4. Русалка на ветвях сидит. (А.С. Пушкин)
Существительное (на) ветвях стоит в
2) П.п.
5. Вот, как стало лишь смеркаться,
Начал старший брат сбираться,
Вынул вилы и топор
И отправился в дозор.
(П.П. Ершов)
В В.п. употреблено
1) одно существительное
2) два существительных
3) три существительных
4) четыре существительных
6. Неверно определён падеж существительного
1) сочиняет Сопелки (И.п.)
2) поле чудес (Р.п.)
3) привет от удава (Р.п.)
4) опилки в голове (П.п.)
7. Найди «лишнее» слово:
1) на собаке
2) с собачкой
3) перед собакой
4) у собаки
8. Распредели падежи в нужные группы:
1) употребляются с предлогами и без предлогов
2) есть одинаковые вопросы в
Повышенный уровень.
Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).
Иногда при определении падежа одушевлённых существительных мужского рода возникает сомнение в том, какой двойной вопрос нужно задать. Например, люблю брата: (кого? чего? ) или (кого? что? )? Какой здесь падеж: Р.п. или В.п. ?
В этом случае нужно воспользоваться словом- помощником - одушевлённым существительным женского рода типа мама или лиса. Если у суще-ствительного-помощника окончание -у, значит, это В.п., а если -и(-ы) - Р.п.
Воспользовавшись словом-помощником, определи падеж зависимых существительных в словосоче-таниях.
1) поймали ужа (В.п. )
2) встретил друга (В.п. )
3) подарок брата (Р.п. )
4) вызов врача (Р.п. )
5) нарисуй слона (В.п. )
10. Есть такая песенка «Брич-Мулла» (стихи Д. Сухарева).
Вот её припев:
Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою.
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела: Брич-Мулла,
Брич-Муллы,
Брич-Мулле,
Брич-Муллу,
Брич-Муллою.
Догадайся, что здесь записано «лесенкой», изменение слова по падежам , чего здесь «не хватает» - предложного падежа , и запиши ещё одно слово - в Брич-Мулле .
Запиши синоним к слову притулилась и опреде-ли (выбери) значение слова золотая, если известно, что чинара - это южное дерево, а Брич-Мулла - селение под Ташкентом (Узбекистан).
Синоним к слову притулилась - прислониться, приютиться, примоститься, пристроиться - а золотая имеет значение
1) сделанная из золота
2) цвета золота, жёлтая
3) прекрасная, замечательная
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать