Рисуем синиц на тонированной бумаге для эскизов. Контэ: работа на тонированной бумаге Что такое тонированная бумага для рисования
Сегодня мы нарисуем небольшой этюд с синицами на тонированной бумаге для эскизов. Рисование на тонированной бумаге может быть легче для некоторых людей, т.к. фон не белый и нарисованный объект на нем уже имеет некоторую глубину тона. Хотя я как правило предпочитаю рисовать на белой бумаге, тем не менее иногда использую и тонированную бумагу, особенно для пастели. Правильно подобранный цвет бумаги может иногда сделать сразу половину дела.
В качестве бумаги для сегодняшнего урока я взял светло-коричневую бумагу для эскизов.
На такой бумаге не очень удобно выполнять мельчайшие детали, т.к. острый карандаш быстро стачивается. Поэтому рисование на такой бумаге поможет (особенно новичкам) не углубляться в детали, а передать основные вещи в рисунке - контур и светотень .
В качестве референса я взял фотографии синиц, которые снял в прошлом году прямо на балконе.
Для рисования нам понадобиться бумага для эскизов, акварельные или цветные карандаши (белый, жёлтый, оливковый, сине-серый, чёрный), простой карандаш и ластик. Первым делом простым карандашом выполним эскиз синиц, которых расположим рядом друг с другом (вы можете выбрать свое расположение). Постарайтесь не использовать здесь вспомогательных средств. Форма синиц довольно проста, поэтому пробуйте нарисовать контур от руки.
Далее берем белый карандаш и закрашиваем все белые и светлые участки, в том числе на грудке и крыльях. Желтым карандашом проходим по спинке и грудке, стараясь передать маленькие пёрышки. Далее на спинке и внизу брюшка добавляем слегка оливкового цвета.
Берем сине-серый карандаш (можно просто синий, но использовать тонким слоем). Проходим по перьям на хвосте и крыльях, а также немного по спинке и брюшке. Прорисовываем слегка контуры ног.
Ну и в заключительном этапе берем черный карандаш и закрашиваем все темные участки, перья на крыльях, глаз, клюв и детали на ногах. Как видите, детали здесь не прорисовываются так усердно, как я делал это во многих предыдущих уроках. Тем не менее, не смотря на это, нам удалось передать образ синицы на бумагу.
Аналогично рисуем вторую синицу и можно добавить какой-нибудь фон под лапками, чтобы они не висели в воздухе.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТЕХНИКИ ТОНИРОВАНИЯ БУМАГИ» (ФОН)
Пояснительная записка.Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у детей мелкой моторики, тактильного и эстетического восприятия, изобразительных навыков и умений.
Используя в работе нетрадиционные материалы и техники, учащиеся получают информацию о разнообразии окружающего мира, у них развиваются воображение, мышление, речь, творческая инициатива.
В пособии предложены техники выполнения работ по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов.
Пособие адресовано учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Печать с помощью растительных элементов.
Использовать плотную бумагу белого цвета. Крупной кистью, густой гуашью раскрасить растение и приложить его к листу бумаги, на него положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой. Аккуратно убрать тонкий лист бумаги и растение за черенок. Так проделать несколько раз, пока не будет закрашен весь лист.
Тонирование пищевой пленкой.
Смочить лист бумаги при помощи губки, разрисовать при помощи губки, разрисовать акварельными красками (не более 3 цветов), не давая высыхать. Наложить на лист пленку (по размеру чуть больше листа), прижать ее и перевернуть вниз пленкой на просушку. Бумага должна быть плотной, пленка тонкая.
Тонирование цветочной или папиросной цветной бумагой.
Плотный лист белой бумаги смочить водой с помощью губки. Разложить на листе кусочки цветной цветочной или папиросной бумаги и смочить сверху, примакивая губкой. Через несколько минут бумагу снять, получится цветной лист. Когда высохнет, можно использовать как фон для аппликации или рисования гуашью, фломастером.
Печать рельефной тканью, рельефной бумагой или пленкой.
Покрасить ткань (бумагу, пленку) краской и прокрашенной стороной положить на плотный лист белой бумаги, закрывая лист полностью. Сверху положить лист тонкой бумаги и прогладить, затем убрать тонкую бумагу и ткань. Можно прикладывать несколько раз по кусочкам, дождавшись, когда подсохнет предыдущее изображение.
Тонирование методом тычка.
Закрашивать плотный слой белой бумаги жесткой кистью густой гуашью, используя один цвет или несколько. Кисточку при рисовании нужно держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения. Чем меньше краски на кисточке, тем лучше.
Тонирование мучным клейстером и краской.
Плотный лист белой бумаги смазать клейстером, затем раскрашивать, пока он мокрый, широкой жесткой кистью гуашью разных цветов и линиями. Можно сначала смешать гуашь и клейстер в емкости, а затем раскрашивать цветным клейстером с помощью губки с нажимом или жесткой кисти.
Раскрашивание гуашью, смешанной с клеем ПВА.
Гуашь развести клеем ПВА. Раскрашивать сразу после разведения широкой кистью или губкой с зажимом. Когда лист высохнет, не будет пачкаться.
Тонирование сухой кистью.
Плотный лист белой бумаги, кисть широкая (щетина), краска полусухая (гуашь). На кисть набрать немного краски и отрывистыми движениями проводить линии (штрихи) в нужных направлениях.
Тонирование поролоновой губкой.
На губку нанести с помощью кисти один, два или три цвета гуаши, краска должна быть не слишком жидкая. Губку можно держать с помощью зажима или большой скрепки. Рисовать разными линиями, равномерно закрашивая весь лист (например, волны, линии в разных направлениях и т.д.).
Рельефное раскрашивание восковыми мелками.
Подложить под тонкий лист белой бумаги рельефную ткань (бумагу) или несколько разных плоских рельефных предметов - ткань, бумагу, сухие растения и др. Бумагу придерживать и проводить по ней боковой стороной воскового мелка широкие длинные линии, равномерно закрашивая весь лист.
Тонирование школьными мелками.
Использовать любую бумагу белого цвета. Бумагу придерживать и проводить по ней боковой стороной мелка широкие линии. Использовать несколько цветов (радуга и пр.).
Традиционный способ работать с мелками или карандашами контэ - это рисование на тонированной бумаге белым цветом или сангиной. Бумага представляет средний тон, так что вы можете эффективно манипулировать тремя цветами. Эта методика известна как «a trios couleurs» (трехцветная) и является превосходным средством моделирования формы; она нередко использовалась старинными мастерами для изображения обнаженной натуры.
Обычный выбор для работы белым и сангиной контэ составляет бежевая бумага или цвета сливок, но метод может быть применен и к работе на бумаге других цветов.
Вы могли бы, например, использовать черный или белый мелок на серой или голубой бумаге, и не исключено даже применение всех четырех цветов контэ одновременно.
Преимущество использования тонированной бумаги состоит в том, что вы можете сами рисовать наиболее светлые места вместо того, чтобы оставлять их белыми участками, как в обычном одноцветном рисунке. В работах старинных мастеров основные блики обычно подчеркивались белым в последнюю очередь; вы же можете начать с белого, если предметы представлены в основном бликами или светлыми местами, в процессе работы постепенно переходя к более темным тонам, оставляя бумагу свободной для средних тонов. Вполне реально использовать методы растушевки, но следует соблюдать осторожность в самом начале и стараться не покрывать бумагу слишком плотно, чтобы не засорить поле рисунка, сделав его непригодным для работы.
Помните, что использование двух или больше цветов контэ является сутью и основой в монохромной методике; цвета используются в качестве тонов, а не представляют фактические цвета
Как создать рисунок в стиле Да Винчи
1. Работая на бумаге теплого среднего тона, художник использует сатиновый карандаш контэ для начального эскиза и затем намечает первый тон легкими штрихами.
2. Для создания формы головы и обозначения основных светлых тонов используется белый цвет контэ. Штрихи остаются едва заметными. Такого результата можно достичь, держа карандаш как можно дальше от кончика.
3. Чтобы подчеркнуть характерные особенности лица, выбран хорошо заостренный черный карандаш контэ. Поскольку на данном этапе необходим более строгий контроль, карандаш держат уже ближе к острию.
4. При исполнении этого рисунка художник взял за основу штудии Леонардо да Винчи. Чтобы достичь мягкого эффекта, принесшего славу мастеру, он смешивает блики и средние гона на щеках мягкой тканью, обернутой вокруг пальца.
5. Еще раз подчеркнуты особенности, усилена тень со стороны лица, и несколько штрихов добавлено к волосам. Обратите внимание на мягкое затемнение сбоку рта и под нижней губой.
Пусть эпиграфом к этому обзору будет следующая фраза: "Природа щедра на детали, но скупа на принципы".
Мне сложно рисовать сразу на белом, идеальном, чересчур чистом листе, боязнь его "испортить" очень сильна.. Поэтому в своих блокнотах
я стала перед рисованием тонировать листы бумаги
, убирая эту пугающую белизну. И приступать к рисунку стало гораздо проще!
В этой статье я расскажу про те способы и приемы тонирования белой бумаги
, которые я использую. Некоторые способы использую чаще, некоторые - только пробую.. Но расскажу про все. Прошу принять во внимание - я пишу только про свой опыт, у вас он может быть другим.
Кстати, иногда я тонирую просто листы бумаги, и из них шью блокноты сама : .
Итак, программа следующая:
- Тонирование (состаривание) бумаги растворимым кофе
- Тонирование бумаги цветной тушью (акварелью)
- Промакивание капель и брызг
- Рисование мыльными пузырями
- Использование самодельных штампов
- Крапинки от гранул кофе
Картинки в статье самые разные, чтобы показать варианты и возможности.
У этого обзора есть продолжение: .
Тонирование бумаги растворимым кофе
- это основной для меня способ превращения белого листа блокнота в поверхность, на которой не страшно рисовать. Можно для этой цели использовать и заварку черного чая, но я больше люблю кофе!
Во-первых, бумага приобретает очень приятный запах. Во-вторых, коричневый цвет от кофе получается более красивым, с моей точки зрения. Он более холодный, даже с намеком на фиолетовый. И это мне нравится! А чай дает более теплый оттенок листа.
Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды - я люблю сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется.
Кисть я использую большую овальную синтетическую - мне так наиболее удобно. Но, в принципе, годится любая, даже дешевая малярная щетина из хозтоваров!
Итак, есть блокнот, чашка кофе, и кисть.
Далее существует два варианта. Для меня - в зависимости от типа бумаги в блокноте и от того результата, который я планирую получить.
Тонирование по сухому листу бумаги
Первый вариант , для плотной рыхлой бумаги - можно смело опускать кисть в чашку и закрашивать лист. Я начинаю с середины, а потом - края. Направление мазков здесь не имеет значения, так как потом, при высыхании бумаги, все сгладится, и будет ровный тон. Для гладкой тонкой бумаги у меня этот вариант не проходит, так как остаются видны края мазков кисти, почему-то...
Тонирование по влажному листу бумаги
Поэтому, когда нужна ровность, используется вариант номер два
. Лист предварительно увлажняем чистой водой (кистью или губкой), и по влажному листу уже красим раствором кофе. Хотя если задумка такая, что нужны следы мазков - тогда сразу кофе!
Для более темного цвета - второй слой, по слегка подсохшей или влажной бумаге, третий, и так далее...
Это - базовые варианты, которые я в чистом виде не использую, а комбинирую с другими способами окраски листа. О них - далее.
Способы тонирования бумаги цветной тушью (акварелью)
Но только коричневый цвет - это скучно! Поэтому - да здравствует цвет! Я использую цветную чертежную тушь
, фирмы "Гамма", поэтому весь дальнейший текст - про нее. Но для любых водорастворимых красок
(например, акварели) процессы, полагаю, будут аналогичными.
Итак, цветная тушь бывает пяти цветов (черная, синяя, зеленая, красная и желтая), и для меня наиболее удобна для введения цвета в лист. Так как прозрачна. А с акварелью у меня не складывается.. Также можно использовать фиолетовые чернила, но у них очень хорошая впитываемость и пятна получаются чересчур темными, и водой они не растворяются. Так что - предварительно разбавить водой и уже потом использовать.
Цветная тушь выпускается в двух вариантах: в баночках и в пузырьках с капельницей. Для окраски всего листа мне удобнее пузырьки с капельницей. Опять же - по влажной или сухой бумаге работать - решайте сами. Опускаем кисть в воду (чистую или грязную), или в раствор кофе. Дальше из пузырька капаем на эту кисть 1-2-3 капли цветной туши (можно разных цветов). И вазюкаем по бумаге, закрашивая лист.
Общее замечание: если тонировать лист целиком
, то даже тонкая бумага почти не коробится, что неизбежно происходит, если оставлять часть листа неувлажненной, просто сажая пятна.
Еще один вариант окраски: рисовать сразу двумя кистями, на каждой из которых свой цвет краски, держа их вместе.
Капли и брызги краски различными типами кистей
На еще влажный или уже высохший от предыдущих этапов лист можно капать и брызгать - тушью, кофе, чистой водой или любыми красками. Я люблю на влажный - капли расплываются очень красивыми медузами.
Варианты:
- Взять пузырек с тушью и из кончика капать капли. Большие и красивые.
- Взять дешевую щетинную кисть, купленную в магазине хозтоваров или откопанную в кладовке. Опустить ее в чашку (кофе или воды) или в баночку с цветной тушью (вот где пригодится тушь в баночке!). И слегка постукивать пальцем по ручке кисти, держа ее над бумагой. Результат - мелкие брызги на листе и на всем вокруг. Так что стол неплохо было бы предварительно застелить газетами. И постукивать аккуратно.
- Опускаем обычную синтетическую или беличью кисть в кофе, тушь или воду и капаем на бумагу капли, точнее они будут капать сами под действием силы тяжести.
Промакивание капель и брызг
Это продолжение, логическое, предыдущего способа.
То есть все то, что было набрызгано-накапано, можно еще влажным промокнуть скомканой бумажной салфеткой. Часть цвета туши и кофе снимется, и пятна-медузы будут светлее на темном фоне. Люблю этот способ, особенно когда переборщу с насыщенностью туши.
Кстати, можно брызгать чистой водой в несколько слоев, промакивая каждый слой - получается интересная фактура листа, так как пятна капель накладываются друг на друга.
Тонирование бумаги зеленым, черным и красным чаем
Чай - очень доступный вариант для придания листу бумаги слабых ненасыщенных оттенков. И за ним не надо далеко идти, достаточно открыть кухонный шкаф.
Тонирование бумаги черным чаем
Черный чай для тонирования бумаги я не использую по банальной причине - в доме его нет, так как пью зеленый.
Тонирование бумаги зеленым чаем
Зеленый чай дает слабый желто-зелено-коричневатый оттенок. Оливковый, проще говоря. Пропорции - две чайные ложки с горкой чая и совсем немного воды, только чтобы покрыть чаинки. Они конечно, набухнут, тогда можно добавить еще воды. Через несколько часов отжать заварку. Получаем настой, в который можно макать кисть. Но я попробовала пару раз и больше не буду, что-то меня в этом цвете не устраивает.
Тонирование бумаги красным чаем (каркаде)
Красный чай (каркаде)
дает очень понравившиеся мне варианты цветов бумаги. Именно цвета, так как они получаются разными в зависимости от блокнота, который тонирую.
Я использовала для заваривания пакетик чая "Summer bouquet" фирмы Greenfield. В составе кроме каркаде еще малина, шиповник и яблоко, вполне возможно, что это они ответственны за те эффекты, которые у меня получились. Так как в интернете я вычитала, что каркаде при окраске дает розовый цвет бумаги... Ага - как бы не так!! У меня получались какие угодно цвета, но только не розовый!! Зато - шикарные оттенки лиловых, бордовых, сиреневых, фиолетовых и даже синих(!!) цветов доставили мне гораздо больше радости, чем получившийся бы банальный розовый. Как я поняла, получившийся цвет зависит от типа бумаги, так что вам самим придется экспериментировать с теми блокнотами, которые у вас есть. И, конечно, цвет становится темнее при нанесении в несколько слоев.
Хотя - нет, розовый все же получился. На газетной бумаге, случайно.. Но и он исчез после приклеивания этого куска клеем ПВА на страницу блокнота, остался какой-то непонятный серо-зеленый след. Так что с каркаде - непаханное поле экспериментов!
На что еще советую обратить внимание при тонировании каркаде - на красоту процесса!! Очень интересно следить за тем, как нанесенный яркий розовый цвет постепенно приобретает лиловый оттенк, темнеет, становится синим.. Не упускайте эту возможность увидеть красоту Вселенной!
Небольшое, но важное дополнение : через несколько месяцев после описания этого способа я все-же поняла, когда получается розовый цвет, а когда фиолетовый! Если бумага непроклеенная, рыхлая - то каркаде дает розовый цвет. А если бумага обработана кислотами (так часто поступают в промышленном производстве бумаги) то цвет листа становится фиолетовым.
Использование соли для создания фактуры
Использование поваренной соли на влажной бумаге
- очень распространенный способ для создания фактуры в акварельных рисунках
. И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или туши бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и от бумаги ее потом не отдерешь. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие мудузы с темной окантовкой.
Советую поэкспериментировать с крупной солью, не экстра.
Рисование мыльными пузырями
Рисование мыльными пузырями
- популярная в интернете забава для маленьких детей и их любящих мам. Но художники - чем не дети?? Поэтому, начнем!
Предварительно прошерстив интернет, я поняла, что для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Для своих первых проб я брала шампунь, пропорции с водой 1:1. Плюс фиолетовые чернила. И побольше, так как иначе пузыри получаются очень светлыми. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист блокнота. Получаем красоту! Это в теории. А на практике получить качественный отпечаток таким способом мне так и не удалось - пузыри лопались от соприкосновения с бумагой и следов от них не оставалось.. Дальнейший поиск информации по теме показал, что нужна специальная очищенная вода.. Но так страдать я уже не стала, и решила поступить проще!
Итак, берем 25 рублей и идем в ближайший газетный киоск. И покупаем там баночку с мыльными пузырями
. Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (я опять же добавляла свою любимую цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся. Так как получившиеся отпечатки получаются!
Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Теперь про неприятное - чернила лучше не брать, так как отмыть их потом от всего, на что они попали, очень проблематично. От раковины, в первую очередь. И обязательно застелить газетами
все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг. И если будете после всего этого выходить в люди, посмотритесь в зеркало - брызги краски попадают и на лицо..
Использование штампов по влажной и сухой бумаге
Можно использовать покупные штампы , можно самодельные . Я использовала те штампы, которые вырезала сама из ластиков и линолеума. Намазывала их цветной тушью (можно использовать любую краску: акварель, гуашь или акрил) и прикладывала к бумаге. На сухом листе получается четкий отпечаток, на влажной бумаге краска красиво расплывается, и четкий контур иногда исчезает до степени неразличимости. Эффектов - море!
Сегодня мы нарисуем небольшой этюд с синицами на тонированной бумаге для эскизов. Рисование на тонированной бумаге может быть легче для некоторых людей, т.к. фон не белый и нарисованный объект на нем уже имеет некоторую глубину тона.
Вот этих синичек мы и будем рисовать:
Для рисования нам понадобиться бумага для эскизов, акварельные или цветные карандаши (белый, жёлтый, оливковый, сине-серый, чёрный), простой карандаш и ластик. Первым делом простым карандашом выполним эскиз синиц, которых расположим рядом друг с другом (вы можете выбрать свое расположение). Постарайтесь не использовать здесь вспомогательных средств. Форма синиц довольно проста, поэтому пробуйте нарисовать контур от руки.
Далее берем белый карандаш и закрашиваем все белые и светлые участки, в том числе на грудке и крыльях. Желтым карандашом проходим по спинке и грудке, стараясь передать маленькие пёрышки. Далее на спинке и внизу брюшка добавляем слегка оливкового цвета.
Берем сине-серый карандаш (можно просто синий, но использовать тонким слоем). Проходим по перьям на хвосте и крыльях, а также немного по спинке и брюшке. Прорисовываем слегка контуры ног.
Ну и в заключительном этапе берем черный карандаш и закрашиваем все темные участки, перья на крыльях, глаз, клюв и детали на ногах. Как видите, детали здесь не прорисовываются так усердно, как я делал это во многих предыдущих уроках. Тем не менее, не смотря на это, нам удалось передать образ синицы на бумагу.