Рисование природа родного края в старшей группе. Конспект открытого занятие в старшей группе на тему:«Путешествие в природу родного края
Организация: МБДОУ «ДС№6»
Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Староминская
Цель : Формировать представления о растительном и животном мире родного края, о неповторимой красоте Кубани.
Задачи:
Образовательные: продолжать расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира Кубани. Познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края, некоторыми животными, внесенными в нее. Закрепить знания о правилах поведения в природе;
Развивающие: развивать речь, внимание, мышление детей, активизировать познавательную деятельность,расширять кругозор.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Предварительная работа : Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание карточек «Правила поведения в природе», беседа о нашем крае, рассматривание энциклопедий «Растения», «Животные», «Птицы», наблюдения на прогулке, экскурсия к экологической тропе детского сада.
Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, ноутбук, экран, магнитофон, фонограмма песни «Мы едим, едим, едим в далекие края», схемы со знаками «Правила поведения в природе», цветы, бабочки, Красная книга Краснодарского края, руль.
Используемые технологии : здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, технология проблемного обучения.
Ход образовательной деятельности:
Дети здороваются с гостями.
В: Ребята, давайте станем рядком, да поговорим ладком о нашем крае.
(Слайд№1-Казак и казачка)
В: Посмотрите вокруг, зачарует краса,
Нет края прекраснее нашего!
Зацветают луга, зеленеют поля!
Даль морская лазурью окрашена.
Р : Веселые песни летят в поднебесье
Открытая ввысь глубина
И нету красивее края в России
Чем наша родная Кубань.
В : Как называется наш край?
Д: Краснодарский.
В: А как еще можно назвать одним словом нашу малую Родину?
Д: Кубань.
В: А как называют жителей нашего края?
Д: Казаки
В : Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по Краснодарскому краю, узнать много нового и интересного о своей малой Родине.
В : Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие
Д: Самолет, поезд, машина, велосипед, воздушный шар и т.д.
В :Ребята, какие вы молодцы! На чем мы сегодня отправимся в путешествие, попробуйте отгадать?
Это вид транспорта. У него есть колеса, но нет крыльев и хвоста.
Его колеса одеты в резину, в нем помещается много пассажиров.
Он ездит на бензине.
Д: Автобус
В: Занимайте места в автобусе, Степа буде у нас водителем. И мы отправимся в наше путешествие с веселой песней.
(Дети садятся в автобус звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»).
(Слайд№2 «Растительный мир»)
В :Первая остановка «Растения нашего края» (дети подходят к экрану становятся полукругом лицом к нему)
В : Земля- это богатство нашего края. Давайте посмотрим, что выращивают на наших полях.
(Показываю картинки на экране и спрашиваю детей что это? Если дети затрудняются помогаю им.)
Слайд№3-пшеница; Слайд№4- кукуруза; Слайд№5-рис,Слайд№6- подсолнечник Слайд№7- чай.
В: Молодцы ребята! (Слайд №8 «Сады Кубани»)
В : А еще на Кубани много садов.
Ребята, давайте поиграем и узнаем какие фрукты и ягоды растут у нас на Кубани
Игра» Что растет на Кубани»
(дети стоят в кругу, воспитатель бросает поочередно детям мяч. Ребенок бросает мяч воспитателю и называет только те фрукты и ягоды которые растут в наше крае.)
В: Ребята, помогите мне узнать какой фрукт на картинке лишний и почему?
Слайд№9 (яблоко, груша, слива, банан)
Слайд№10 (вишня, груша, абрикос, ананас)
Слайд№11 (малина, клубника, черная смородина, брусника
(Дети называют что лишнее и почему?)
В: Ребята вы мне очень помогли. Но нам пора продолжить наше путешествие. Занимайте места в автобусе. (Дети садятся в автобус, поют песню)
Слайд№12 «Река Кубань»
(Дети подходят к экрану стоят полукругом лицом к экрану)
В : Ребята, как называется самая большая река нашего края?
Д: Кубань.
В: А какая река протекает в нашей станице?
Д: Сосыка.
В :У нас в Краснодарском крае два моря.. Какие?
Д: Черное море и Азовское Море.
В : Многие из вас были на море. Кто на каком море был? Какое оно?
Д: Соленое, чистое, большое, глубокое, теплое и т.д.
В : А вы знаете чем отличается Черное море от Азовского?
Д: Черное море больше и глубже чем Азовское. Но из-за маленькой глубины Азовское море прогревается быстрее
В Черном море вода соление чем в Азовском. Черное море зимой не замерзает, Азовское море - замерзает.
Ребята давайте с вами немного поплаваем
Физминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся на корточки)
В : Как мы с вами хорошо поплавали, но нам пора в путь
(Дети занимаю места в автобусе, едим поем песню).
Слайд№13 «Животный мир»
(Дети подходят к экрану стоят полукругом.)
В: В лесах Краснодарского края очень много разных животных. Какие животные обитают в нашем крае? (дети называют: белка, волк, лиса, олень, кабан, заяц, медведь, енот, суслик)
В: Ребята, а вы можете узнать животных по тени?
Интерактивная игра «Узнай животное по тени»
Слайд№14-лиса, Слайд№15-медведь, Слайд №16-заяц, Слайд№17-белка, Слайд№18- волк
В: Ребята вы молодцы, помогли мне узнать животное по его тени.
В: Многие животные которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Что же привело к исчезновению животных?
Д : ответы детей.
В: Правильно.Это Вырубка леса (Слайд№19); Загрязнение лесов (Слайд№20); Лесные пожары(Слайд№21)
В: Редкие животные охраняются законом. Очень часто люди не жалеют животных, уничтожают их. И вот ученые создали Красную книгу. В которую занесли все редкие растения, животных, птиц, рыб и насекомых. (Показываю детям Красную книгу Краснодарского края) (Слайд №22)
В: Почему книга красная?
Д: Красный цвет сигнал опасности.
В: Ребята давайте посмотрим какие животные и птицы занесены в Красную книгу.
(показ слайдов)
Слайд№23- беркут, слайд№24-рысь кавказская, слайд№25-переднеазиатский леопард, слайд№26-афалина, слайд№ 27 тритон.
В: Ребята мы с вами тоже должны беречь и охранять нашу природу. Давайте вспомним правила поведения в природе
Игра «Как вести себя в природе»
(дети берут поочередно карточки с схемами «Правила поведения в природе» называют их и выставляют на мольберт).
Закрепляю с детьми «Правила поведения на природе»
В : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы много где побывали, многое узнали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети садятся в автобус, поем песню)
В: Ну вот ребята мы с вами в детском саду.
Где мы с вами были?
Что видели?
Какие животные у нас на Кубани живут?
Какие растения растут?
Что было самым интересным в нашем путешествии?
Что вам больше всего понравилось?
Какие затруднения испытывали?
Что сегодня вы узнали?
Что бы вы хотели еще узнать?
В: Посмотрите на столе лежат три цветка, у вас в руках бабочки.
Если вам понравилось и вы узнали много нового посадите свою бабочку на розу.
Если вы узнали что - то новое, но испытали небольшие затруднения (на василек)
Если вам было трудно (на ромашку)
В :Ребята сегодня вы все были молодцы. Меня сегодня порадовали Маша, Соня, Кирилл они были самыми внимательными. Руслан знает много животных, Настя лучше всех знает как вести себя на природе. Степа, Вероника, Настя были самыми активными. Кирилл сегодня стеснялся, Ариша была немного неуверенна.
Дети прощаются с гостями.
Природа родного края
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Природа родного края»
Цель:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание
стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход занятия:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами,
озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу
берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает
городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно
гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа,
не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная,
кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают
лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.
Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут.
Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в
лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает
кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять,
и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву
заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь,
и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и
чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться
к ним.
Управление образования администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дельфин» Южноуральского городского округа
Конспект беседы в старшей группе
«Природа родного края»
Подготовила: Кучерова Т.И.
Задачи:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход занятия:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.) Рассматривание изделий из дерева.
Игра «Встань у дерева».
А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?»
(поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Мой родной край»
Воспитатель: Балахтина Любовь Юрьевна.
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Волгоградской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувство гордости, любви и ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарь; заповедники, природные ресурсы.
Оборудование: технические средства обучения для прослушивания песни М. Бернесса « С чего начинается родина» и просмотра иллюстрации редких видов животных и растений Волгоградской области; картинки с животных и цветами; папка с заповедниками и природными ресурсами Волгоградской области.
Ход занятия.
Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и закрыть глаза и представить: ярко светит солнце, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый и свежий воздух, нам хорошо и приятно.
Получилось у вас представить? Для чего нам нужна природа?
Давайте с вами послушаем песню одного композитора М. Бернесса « С чего начинается родина»
О чем поется в этой песне? Как вы думаете что такое Родина?
Правильно, ребята, Родина-это то место, где человек родился, где живет, создает семью. У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина?
Верно, мы живем с вами в Волгоградской области, поселок городского типа Иловля
Послушайте отрывок из стихотворение о нашем крае:
Есть много поселков красивых, есть много поселков больших и малых.
Но для меня, моя Россия, берет начало не от них.
Ты маленький, провинциальный, а мне ты стал дороже всех.
И улицы твои, и переулки, и чудный, звонкий, детский смех.
Моя любимая Иловля, мой любимый поселок.
Ласкает слух название твое.
Ложиться песнею, негромкой песнею
К тебе в любви признание мое…
А теперь, ребята, я предлагаю отправиться вам в путешествие по нашей Родине. Как называется наша страна? Правильно-Россия. У нашей страны есть флаг, герб, гимн. Президента России зовут В.В Путин. У нашего поселка тоже есть свой символ, свой герб.
А теперь мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратными и внимательными. Давайте поприветствуем все живое:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка-Земля,
Здравствуйте мои друзья!
Познакомимся с растениями нашего края, я вам загадаю загадки, а вы найдете ответы на картинках.
Под забором, у калитки,
Посмотри на них скорей.
Колокольчики на нитке,
Нет на свете их белей… (ландыши)
Словно синий огонек
Кто-то вдруг во ржи зажег.
Яркий полевой цветок.
Что же это?-(Василек)
Стоишь на белой ножке
На веточках сережки
Нас соком угощаешь
Тебя всегда узнаешь.(Береза)
Наша белоствольная красавица –березка нравится всем. Это дерево-символ нашей Родины!
Стихотворение:
…Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы… С. Есенин.
А теперь давайте рассмотрим некоторые заповедники и природные ресурсы нашей Волгоградской области. Заповедник -это охраняемая территория. А природные ресурсы - это богатства природы, которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности. Посмотрите, как богата наша Родина лесами, реками, озерами. Как красив наш край!
А теперь на последок я хочу вас познакомить с Красной книгой Волгоградской области и ее содержанием, с редкими видами птиц, животных и растений.
Вам понравилось наше путешествие? Что мы должны запомнить с вами, что природу нашего края надо беречь, не засорять.
Цели:
- Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
- Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
- Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).
- Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.
Ход занятия
1. Вступительная беседа о Родине.
Что такое Родина?(Родная земля, дом, цветы, мама..) как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами:(россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы:(сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!
2. Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает ребенок):
"Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем." (Лес)
Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?
Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется:(березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) А дубы в Сибири растут? Почему? Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит.д.) как вы думаете, где труднее спрятаться зайцу: в ельнике или сосняке? Почему?
3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.
Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.
Послушайте еще одну загадку (читает ребенок):
"Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)
Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.
Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.
Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.
Физкультминутка "Добрый лес":
Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.
Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)
О лесе люди придумали пословицы (читают дети):
- "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
- "Враг природы тот, кто леса не бережет".
- Дидактическая игра "Найди половину".
Ребята, вам из леса лесной житель Лесовичок прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? (Образование множественного числа существительного.) А как назовем лес из этих деревьев?
4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день!"
Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?
5. Итог: что нового узнали?