Рисование природа родного края в старшей группе. Беседа в подготовительной группе «Природа родного края
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе
«Природа родного края»
Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Алтайского края
Задачи: – закрепить знания детей о растительном мире родного края;
– воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.
– познакомить с Красной книгой;
– показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
-развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;
– воспитывать бережное отношение к родной природе;
– обобщить представления детей о временах года;
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение худ. лит-ры о природе алтайского края, просмотр видеороликов, разучивание стихов, беседы, наблюдение в природе, экскурсии в музей и в природу, рассматривание картин и иллюстраций о природе.
Ход занятия
Видио-ролик
– Давайте, ребята, настроимся на работу. Она у нас будет трудная, но интересная.
– Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
А у вас хорошее настроение? (ответы детей)
-Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!
– Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.
– Мне на электронный адрес пришло видеописьмо. Давайте посмотрим.
(кадры из м/ф «Даша-следопыт»)
– Здравствуйте, дети. Я живу от вас очень далеко и никогда не была в вашей стране.
Как называется ваша страна? А город? А край, в котором вы живёте?
Я очень люблю путешествовать. Но ваша страна такая огромная, что мне очень страшно отправляться в путешествие. Так далеко я ещё никогда не ходила. Я читала, что ваш край очень богат красивой природой. У вас есть реки, озёра, леса. Это так интересно. Очень хотелось бы познакомиться с вашей родиной. Я раздобыла даже карту вашего края, где отмечены интересные места. Поможете мне познакомиться с вашей родиной? Отправляю вам электронным письмом карту. А я буду наблюдать за вами в онлайн-режиме.
– Ну, что, познакомим Дашу с нашим краем?
– Это карта нашей Малой родины – Алтайского края.
А в какие цвета она окрашена? (Карта окрашена в темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый цвета, здесь есть синие полоски и пятн.
– Как вы думаете, что обозначают эти цвета?
– Посмотрите, темно-зеленым цветом на карте обозначается лес, светло-зеленым – луг. Коричневым изображают – горы. А это что за синие полоски и точки, кто знает?
– Но, ни каждый это знает. Поэтому, предлагаю сегодня поработать картографами. Картографы – это люди, которые составляют карты. Есть карты, на которых изображают положение городов и населенных пунктов, место; есть карты, где изображают природные ископаемые; а есть карты, где отображают растительный и животный мир.
И мы с вами можем отобразить растительный и животный мир нашего края. Ну, как согласны?
– Берите каждый карточки с изображением растений и животных
Дети берут конвертики с мини-карточками, с липкой лентой с обратной стороны.
– Будем прикреплять их, там, где они обитают.
– А как Даша путешествует? (пешком). Значит, мы должны набраться сил, чтобы пройти длинный путь. А теперь представим, что мы путешественники, взяли “рюкзаки” и пошли по тропинке
(под весёлую музыку идут и садятся на подушки на привал)
Остановки на карте: край. лес, луг, водоем
– Для начала познакомим Дашу с нашим краем.
1 остановка «Край»
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край
От севера до юга:
В одном краю – леса, поля
В другом- озёра, реки
– О чём говорится в стихотворении? Что есть в нашем крае?
– Ребята, чем отличаются страны, города, области, края друг от друга?
Правильно. У любой страны, города, области, края есть отличительные знаки – символы. Что это за символы? (Флаг, герб, гимн)
– И наш Алтайский край имеет свои отличительные признаки.(флаг, герб)
– Продолжаем наш путь дальше. (переходим на следующую остановку)
2 остановка « Берёза»
Ребята, у нас много лесов, в которых много зверей, растет много ягод и грибов. Кто знает и назовет дерево, которое считается священным в России (Береза). . Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Алтайском крае берёза очень распространена.
Давайте мы с вами поводим хоровод «Во поле березка стояла»
– Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
– Смотрите, какие необычные листочки на березе.(на них загадки про растения нашего края, а ответ находите на картинках под цифрами.)
– А кто знает, какие деревья растут в нашем крае?
Игра с мячом «Назови дерево»
– Нас Даша попросила помочь справиться с одним заданием. Она рассматривала альбом с картинками и рассыпала их. Давайте поможем соотнести листья с подходящим деревом.
Дидактическая игра «Чей листок?»
3 остановка «Степи»
– А сейчас мы отправимся с вами на следующий пункт карты. Мы с вами живём в местности, которая называется степь. Посмотрите, как красива бескрайняя степь.
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края
Лишь солнце палит высоко.
Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопают поля.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.
– Что растёт в степях? Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По степям, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в сказочный букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
– Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!
1. Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2. Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
4 остановка «Лес»
– Отправляемся дальше. И следующая остановка. . . Прежде отгадайте загадку
Если здесь деревьев много,
И кусты внизу растут,
Если вовсе нет дороги,
Лишь тропинки вдаль ведут,
Если кроны тех деревьев
Закрывают даль небес,
Облаков белесых перья –
Значит перед вами … лес
– Здесь лежит приглашение:
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
– Где же мы с вами остановились. Это что за интересный мир?
– Правильно это мир леса. А что же такое лес?
– Правильно – лес это место в природе, где растет много-много деревьев (хвойных и лиственных, это место обитания лесных животных?
Давайте представим, что мы превратились в деревья.
Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
– Посмотрим, кто же притаился на лесных полянках. (на одной стороне загадка, на другой – отгадка – картинка)
1.Косолапый великан
Лето круглое всё бродит
Медок, ягодки находит.
Лишь зима на пороге
Ты найдёшь его в берлоге. (медведь)
2.На собаку он похож,
Что ни зуб, так острый нож. (волк)
3.Хищная красавица по лесу бродит,
Зайцев, мышей на обед находит. (лиса)
4.Верещунья, белобока, а зовут её (сорока)
5. Всю ночь летает, Мышей добывает (сова)
6. Кто в лесу деревья лечит, Не жалея головы (дятел)
7. Летом сер, зимою бел, чтоб никто его не съел. (заяц)
– В лесу тоже существуют свои правила. А кто знает правила поведения
в лесу? Я буду показывать вам знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Игра «Что означает этот знак?»
(поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
5 остановка «Реки и озёра»
Алтайский край богат реками. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах края. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.
На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Самая большая река в Алтайском крае. Обь протекает через всю Западную Сибирь. Протяжённость её в пределах края около 500 километров.
В Алтайском крае группами и в одиночку разбросаны более 2-х тысяч озёр. Величина их самая разнообразная. По своей форме они напоминают чашу с плоским дном.
На водоёмах тоже есть разнообразная растительность: кувшинка, ряска, рогоза. Вблизи водоёмов живут: утки, цапли, чайки, выдры.
– Люди часто ездят отдыхать на водоёмы и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.
Дети рассматривают карту с прикреплёнными картинками.
– Посмотрите, как богат наш край. Есть в нем звери и птицы, деревья и травянистые растения, и насекомые. И еще много живых существ!
– Все это многообразие животных надо беречь и охранять!
Будем с вами беречь нашу родную природу.
Да, ребята, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Алтайский край!
Алтайский край – это… Наша малая Родина!
В. : Я очень люблю Алтайский край – мою Малую родину. И, когда я говорю об Алтайском крае в моём сердце появляются такие строки:
Смотрю в твои просторы,
Любуюсь я тобой
Тобою очарован,
Твоею красотой
Алтайский край – любимый!
Единственный ты мой!
Такой неповторимый
Для сердца дорогой!
– Нам пора отправляться домой. А для этого мы должны перебраться через речку.
Эстафета “Переплыви озеро”
На Алтае есть много горных речек. И их непросто перейти. Это удастся самым смелым и ловким. (по импровизированным камням дети переправляются через речку)
– Наше путешествие завершилось. Надеюсь, Даша осталась довольна рассказом о нашей Родине.
– А что нового и интересного вы узнали сегодня?
1.Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали.
Раз растут иголочки,
Значит это ёлочки,
А, когда на ветку ели
Мы поближе посмотрели
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
2. Ирина Cереброва
МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ
Алтай - это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай - облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор;
Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов…
Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!
– Предлагаю вам окунуться в красоту нашего края и посмотреть фильм.
– Я вам предлагаю подготовить открытку для Даши. Если мы сегодня говорили о красоте природы родного края, что вы можете изобразить на своих открытках?
С помощью карандашей, мелков дети под песню М. Евдокимова про Алтай готовят открытки.
Наталья Давыдова
Конспект занятия в старшей группе «Наш край родной»
Конспект занятия
в старшей группе на тему :
«Наш край родной »
Программное содержание :
Расширять представления детей о природе родного края ;
Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы ;
Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению родного края , умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю , эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Активизация словаря : белоствольная, крона, корявые ветки, теплолюби-вое.
Материал : игрушка ёжик, мяч.
Предварительная работа : беседы о природе, наблюдения на прогулках, от-гадывание загадок о растениях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.
Организация детей : проведение занятия в виде экскурсии , на участке дет-ского сада.
Ход занятия.
1 часть Вступительная.
Воспитатель : Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А по вашему, что такое Родина? (это улица, дом, цветы, мама)
«Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина!»
Воспитатель : Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая боль-шая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бес-крайними степями , высокими горами, полноводными реками и прозрачными озерами.
Воспитатель : Скажите, а как называется город, в котором мы живём? (Ка-мышин) А мы с вами? (камышане) Какая река протекает мимо нашего горо-да? (Волга) Да, наш город расположен на берегу реки Волга. «Мой город Камышин
На Волге стоит,
Красивый весь в зелени,
Словно горит.»
Воспитатель : Ребята, а можно сказать, что Камышин – это часть нашей большой Родины – России? (да)
«Мы живем в России :
У нас леса густые,
У нас березы белые,
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!»
2 часть. Основная.
Воспитатель : Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это ог-ромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи. А какие деревья знакомы вам? (от-веты детей)
Воспитатель : Да, у нас в Камышине растёт много разных деревьев. Ой, мне кажется, нас кто-то зовёт!
«На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок
Нет ни головы, ни ног» (ёжик)
Воспитатель : Он что-то шепчет мне на ушко!
Воспитатель : Ребята, ёжик хочет загадать вам загадку :
«Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.» (Дерево)
Воспитатель : Правильно, ребята, это дерево. Из чего состоит дерево? (Кор-ни, ствол, ветки, листья.)
Воспитатель : Ребята, ёжику очень нравится наш детский сад. Здесь столь-ко деревьев и всегда так весело. Он хотел бы жить в нашем детском саду, но не знает под каким же деревом ему поселиться. Давайте ему поможем. Про-ведём экскурсию по территории нашего детского сада, малой части нашей Родины и расскажем ему про каждое дерево, растущее здесь. Может какое-нибудь дерево ему понравится. Он выроет себе норку и поселится там.
Воспитатель : Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей Ро-дине. Вокруг нас природа, значит мы с вами должны быть аккуратны и вни-мательны. Давайте поприветствуем всё живое :
«Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.»
Воспитатель : Все растения, которые мы видим, являются нашими друзья-ми.
Воспитатель : Итак, начнём нашу экскурсию. Первая остановка :
«Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные»(Берёзки) .
Воспитатель : Конечно же, это берёзы. Смотри, ёжик! Берёзка – это наша белоствольная красавица, берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Воспитатель : Ребята, давайте вместе с ёжиком рассмотрим берёзу. Какая она, чем отличается от других деревьев? (дети описывают берёзу – кора, вет-ки, листья, серёжки)
Воспитатель : А вот какими словами описывает берёзу поэт А. Прокофьев :
«Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.»
«Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.» (тополь)
Воспитатель : Тополь, ребята, растет очень быстро, крона большая, хоро-шо задерживает пыль; когда тополь цветет, бывает много пуха. Ребята, а ка-кой он? (ответы детей)
Воспитатель : Хорошо, ребята! Пойдёмте дальше. Перед нами ещё дерево.
«С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.»
Воспитатель : Ребята, это же липа - дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен липовый мед. Это очень красивое и ароматное дерево. Ну, что, ёжик, может это дерево тебе понравит-ся? Ребята, он говорит, что посмотрит сначала все деревья. Но сейчас он предлагает нам поиграть.
Игра «Дерево - цветок» .
Цель игры : повторить названия деревьев и цветов; развивать память, внима-ние, экологическое мышление; воспитывать любовь к природе.
Ход игры : Дети становятся в круг, водящий кидает мяч игрокам со словами «дерево» или «цветок» . Дети в ответ называют название дерева или цветка. Кто ошибся, поворачивается в круг спиной.
Воспитатель : А теперь отправимся дальше по дорожке. Куда же приведут наши ножки!
Воспитатель : Вот перед нами ещё дерево. Какое? (акация) Правильно. Какими словами можно описать это дерево? Кора у дерева шершавая, грубая, ветки корявые, тёмные. Это дерево теплолюбивое и весной просыпается очень медленно, нерешительно. Наверное боится, что холода ещё вернутся. Распускаются цветки на акации поздно, в самом конце весны, когда все дере-вья уже распустились. Зато цветёт акация до половины лета. Цветы на акации красоты волшебной, как пуховые кисточки и аромат от них необыкновенный.
«Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные бусы одела» (рябина)
Воспитатель : Да, это рябина. Эта стройная красавица украшение лесов, парков и нашего детского сада. Очень любят это дерево птицы, особенно зи-мой. Почему? (ответы детей) Конечно, зимой оно спасает птиц от голода.
Воспитатель : Ну а вот перед нами последняя остановка.
«Осенью на ветке
Подрастают детки.
Все без глаз, без рук, без ножек –
Каждый как зелёный ёжик.» (каштан)
Воспитатель : Да, это дерево – каштан. Это очень высокое и крупное дере-во. Ствол толстый, кора гладкая, серого цвета, ветки растут в разные сторо-ны. Цветёт каштан красивыми белыми цветами, похожими на свечи. Его плоды во время созревания покрыты колючками и напоминают маленьких ёжиков.
(ёжик что-то шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель : Ой, ребята, а ёжику очень понравилось дерево с «ёжиками» . Он решил, что выроет норку здесь, и будет приходить к нам в гости.
Воспитатель : А теперь давайте присядем и немного отдохнём. (дети са-дятся на веранду)
Воспитатель : Ребята, ёжик спрашивает, знаете ли вы, зачем нужны дере-вья? (ответы детей) Очень много полезного дают они человеку и животным– (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю)
Воспитатель : Молодцы ребята! А что необходимо для роста деревьев? (ответы детей)
А теперь давайте поиграем в игру «К названному дереву беги» .
Цель игры : повторить названия деревьев; развивать умении действовать по сигналу, внимание, логическое мышление, быстроту и ловкость движений; воспитывать чувство товарищества, любовь к природе.
Ход игры : Дети делятся на три команды по названиям деревьев, по команде «раз, два, три…» они бегут к своему дереву. Какая команда быстрее встанет вокруг дерева, взявшись за руки, та и выиграла.
3 часть. Заключительная.
Воспитатель : Ну, вот и подошла наша интересная экскурсия к концу. Мы показали ёжику все наши деревья и помогли выбрать самое подходящее для него – каштан. Пусть он пока посидит на этом дереве и понаблюдает за на-ми.
Воспитатель : Ребята, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, а друзей надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа.
Воспитатель : Поэтому мы должны соблюдать особое правило : «Любить и оберегать природу нашего края» .
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!»
Управление образования администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дельфин» Южноуральского городского округа
Конспект беседы в старшей группе
«Природа родного края»
Подготовила: Кучерова Т.И.
Задачи:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход занятия:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.) Рассматривание изделий из дерева.
Игра «Встань у дерева».
А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?»
(поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.
Меликова Альбина Гаджимурад
, воспитатель
Саратовская область, перелюбский район, п Целинный
Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края. Задачи: Образовательные: Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивающие: Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание. Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе родного края. - Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Конспект занятия
в подготовительной группе
«Природа родного края»
Подготовил:
воспитатель Меликова Альбина Гаджимурад
образование: среднее специальное,
не оконченное высшее
Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края.
Образовательные:
Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М.М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Оборудование: макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии « звуки природы», ларец.
Ход занятия: (Музыкальное приветствие)
Я здороваюсь везде
Дома и на улице
Даже здравствуй говорю
Я соседской курице
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Мне здороваться не лень
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Мне здороваться не лень
Воспитатель – Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
– Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете?
Нет земли краше, чем Родина наша
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Дети, как понимаете эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!"
Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".
Как вы думаете ребята, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин? (рассуждения детей)
Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много, и все они разные. А сейчас я приглашаю вас отправиться со мной в лес и сложить все сокровища в этот удивительный ларец. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, я сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду вам говорить свои действия, если я буду поступать хорошо, вы все хлопайте, если плохо, то все «топайте»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топают)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (топают)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопают)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хлопают)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (топают)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (топают)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (хлопают)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хлопают)
Молодцы ребята! А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели, закружились
И в лесу все очутились
Подойдите поближе, вот мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив зимний лес!
Что мы видим в зимнем лесу? (Деревья)
Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам)
Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).
Ребята, а что будет, если не будет деревьев – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.
Деревья первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, давайте слоложим деревья в наш ларец.
(следы зверей), давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).
В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», « Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « Лиса и журавль»).
3) Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)
А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж)
А теперь давайте поиграем в словесную игру « Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.
У волка – лисята, они живут в логове
У медведя – зайчата, они живут в норе
У белки – волчата, они живут в берлоге
У волка - бельчата они живут в дупле
У зайца - медвежата они живут в берлоге
У лисы – волчата они живут в дупле
Динамическая пауза игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Животные это второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, мы их сложим в наш ларец.
Дети – (птиц)
Все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)
Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, чайки, соловей
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, вороны, дятел, галки).
Почему воробья назвали воробьём? (потому что, он воровал зерна, и люди кричали вора бей).
Почему Сороку назвали сорокой (потому что на ней белое перение похожее на сорочку).
А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц:
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.
Описание игры: разделить детей на подгруппы. Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины с изображением перелётных птиц, а другой зимующих птиц и выложить у себя на столе.
Молодцы ребята!
Физкультминутка «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
А как вы думаете ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку.
(так как зимой птицам холодно и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них. Вот наша кормушка, давайте добавим в неё корм, а когда пойдём на прогулку, то повесим нашу кормушку. Вы согласны?
Птицы, это третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, и их мы тоже положим в наш ларец.
Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова
Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели, закружились
И в саду все очутились
Вот мы с вами вернулись в детский сад. Проходите, занимайте свои места.
Ребята, когда мы с вами были в лесу, я у вас спросила, какую пользу нам приносят деревья? Вы мне ответили (Предают красоту, чистый воздух, укрытие от солнца, древесину). А сейчас я предлагаю вам по-ближе познакомиться с древесинной.
Исследовательская деятельность:
Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.
Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете что это? (древесина, камень). Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он? (тяжелый, холодный), а теперь давайте рассмотрим древесину? Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая). А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет), а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет), значит древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из древесины. Ребята мы с вами проверили, что древесина не тонет, но древесина легко горит. Поэтому в лесу нельзя разводить костры, а что ещё нельзя делать в лесу: нельзя сорить на природе, нельзя разрушать гнезда, нельзя ломать ветки, нельзя пугать птиц и зверей, нельзя шуметь. Правильно ребята, необходимо бережно к ним относится.
Ребята мы сегодня с вами были в лесу. Что мы делали в лесу? (знакомились с сокровищами леса), С какими сокровищами леса сегодня с вами познакомились? (Деревьями, животными, птицами).
Сегодня наш ларец наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш ларец другими сокровищами. А так как природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача - беречь её.
Наше занятие подходит к концу, кто-нибудь, из вас может рассказать стихотворение о природе родного края?
"Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"
Бабанакова Татьяна
Конспект занятия в старшей группе «Природа родного края»
Конспект занятия в старшей группе : «Природа родного края »
Цель :
Закрепить знания детей о растительном мире родного края .
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы .
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе .
Материал : Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа :
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход занятия:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
Сегодня мы поговорим с вами о родном крае . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Дети : Тополь, осина, пихта, сосна, лиственница, берёза, ель. Воспитатель : Назовите хвойные деревья,лиственные. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
Дети : У хвойных деревьев-хвоя, у лиственных-листья.
Воспитатель : Какие части дерева вы знаете?
Дети : Ствол,ветви, листья, корни.
Воспитатель : Для чего нужны дереву корни (корни-это опора дерева, чем старше дерево , тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья» .
Воспитатель : Давайте поиграем. Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения. Ствол-опустили вниз руки, листья-шевелим пальчиками, корни-топаем ногами, ветви-поднимаем руки вверх.
Игра с мячом «Назови дерево»
Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза
Люблю берёзку русскую
Под моим окном
То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом,
В зелёном сарафанчике
Точно серебром
С платочками в карманчиках
И стоит берёза
С красивыми застёжками,
В сонной тишине
С зелёными серёжками.
И горят снежинки
Люблю её, нарядную,
В золотом огне.
Родную , ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Дидактическое упражнение : «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
Почему берёзу называют «Доктор» ?
Дети; потому что из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.
Воспитатель : Давайте рассмотрим с вами изделий из дерева.
А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека» ?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся» , то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.
Итог : Что нового и интересного вы узнали? С какими растениями мы с вами познакомились? Какие моменты вам больше понравились и почему?
Публикации по теме:
Коллективная работа из природного материала: Тема «Природа родного края» Зоркова Сайда Цель:Создать для детей условия для наиболее полного.
Конспект по образовательной деятельности познание «Природа родного края. Башкортостан» Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Задачи: 1. Формировать осознанное действенное отношение к природе.
Мастер-класс для педагогов ДОУ Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Природа родного края» Педагог дополнительного образования.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении