Редкие и исчезающие животные викторина в библиотеке. Викторина для детей подготовительной группы: Животные из красной книги
Данная викторина: "По страницам красной книги", может использоваться для работы с учащимися с 1 - 4 классы. Работа велась по презентации, по этому к презентации прилагается лишь крткий план викторины. Этот материал поможет развить, повторить закрепить знания о животных и о животных Красной книги.
Презентация разбита на две части, для удобства размещения на сайте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
викторина «По страницам красной книги России»
О чем пишут в Красной книге? О редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растениях и грибах. О животных и растениях, которых уже нет на Земле. О животных и растениях, количество которых быстро уменьшается. О животных, которые мало изучены.
На чёрных страницах списки животных, которые вымерли. Их уже нет, мы их никогда не увидим. Вымершие виды Странствующий голубь Тарпан Туранский тигр
Красные страницы показывают нам исчезающих и очень редких животных. Исчезающие виды Коала Снежный барс Морская выдра
Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается. Быстро уменьшающиеся виды Розовая чайка Джейран
Белые страницы - это те животные, которых всегда было немного. Редкие виды животных Северный олень Скопа
Зелёные страницы - животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания. Восстановленные виды Лось Речной бобр
Серые страницы – животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны. Малоизученные виды Малая косатка Японский крот
Каких животных уже нет на Земле? Вымершие животные: зебра Квагга и Морская корова 1 2 3
Каких животных уже нет на Земле? Вымершие животные: Слоновая черепаха и Дрон. 4 5 6
Каких животных уже нет на Земле? Вымершее животное: Сумчатый волк. 7 8
Каких животных уже нет на Земле? Вымершее животное: Китайский речной дельфин. 9 10
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Соедини картинку с названием животного. Снежный барс Красный волк Амурский тигр
Соедини картинку с названием животного. Чёрный аист Гренадский голубь Кулан Палласов кот
Здесь должна быть весёлая видео – физ -минутка. Но! Для сайта она слишком тяжёлая.
Отгадайте загадки. Есть, ребята, у лягушки, П учеглазая подружка. На болоте среди мхов, М ошек ест и комаров. ЖАБА
Отгадайте загадки. 2. Когда он в клетке, то приятен. На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, К ак лев и тигр, похож на кошку. ЛЕОПАРД
Отгадайте загадки. 3. Этот зверь почти как кот. Играть же с ним опасно. В природе он живет, Большой он и клыкастый! Он огромен и усат, Мех роскошный полосат. Все движенья очень ловки, Поддается дрессировки. АМУРСКИЙ ТИГР
с о б о л ь б е л ы й м е д в е д ь ж у р а в л ь л е б е д ь т и г р? Лебедь Фламинго Гусь Кукушка Журавль
Фламинго
Молодцы!!! с о Б о л ь б Е л ы й м е д в е д ь ж у Р а в л ь л Е б е д ь т и Г р ф л а м И н г о
Предварительный просмотр:
Ребята сегодня у нас с вами викторина «По страницам Красной книги России».
Прежде, чем мы начнем играть, нам нужно разделиться на команды.
Ребята, у которых на груди красный знак, подойдите к этому столу. У кого зеленый знак- вот ваш стол. А у кого желтый знак, подойдите вот сюда.
Давайте выберем капитана в каждой команде.
Хотим вам представить жюри: …..
Вы готовы к викторине?
Да, я готов(а).
Я готов(а) поиграть.
Если вы готовы, то вам нужно поднять карточку льва. Если вы не готовы, то поднимать карточку раньше времени не надо. (У капитанов карточки с изображением льва – сигна о готовности ответить).
Понятно?
+ (поднимают карточку)
О чем пишут в Красной книге? (слайд 2) Поднимите номер верного ответа.
А сейчас мы хотим вам рассказать о Красной книге. В Красной книге есть страницы разных цветов, всего 6 цветов. Есть черные страницы………………… (работа по слайдам)
Начинаем играть, но помните, вы- команда. Вы должны думать вместе, советоваться друг с другом, помогать своим товарищам и отвечать вместе. Понятно?
+ (карточка льва)
Первое задание «Каких животных уже нет на земле»?
Следующее задание: соедини картинки животных с названием. У вас на столе есть синий фломастер, выполните задание. (для проверки раздать красный фломастер)
Физ.мин.
Загадки.
Напоминаем, что если вы готовы дать ответ, то поднимаете карточку.
Собери картинку.
Капитаны команд подойдите к нам. Команда красных, вы собираете вот эту картинку. Команда зелёных- вы вот эту, а жёлтые- вам достается вот эта картинка.
Помоги животным найти свой дом.
Кроссворд
Будем разгадывать кроссворд. В кроссворд вам нужно вписать названия животных, картинки которых мы будем вам показывать. 1 слово- ….
Какое слово получилось в кроссворде?
+ «Береги».
Что нужно беречь? Зачем нужно беречь животных?
Итоги жюри.
Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.
Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.
Уроки-викторины стимулируют умственно отсталых школьников к познанию,
Цель: проведение турнира по предмету “Мир животных”.
Задачи мероприятия:
Проверить и углубить знания детей о живой природе;
- помочь детям вспомнить уже известных животных, рыб, птиц.
- помочь детям вспомнить особенности животных; рыб, птиц.
- развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
Оборудование:
1. Компьютерная техника.
2. Презентации.
3. 3 плаката с рисунками природы (река, воздух, лес).
4. Картинки животных, рыб, птиц.
5. Костюм красной книги.
6. Аппликация рыбы.
7. Макет телевизора.
Ход мероприятия
Приветствие:
Ведущий: Здравствуйте, мы начинаем товарищеский турнир по предмету, который называется “мир животных” . 2013 год - объявлен годом окружающей среды. И сегодня мы ещё раз вспомним, насколько многообразен и удивителен мир животных нашего края. И о том, что мы тоже часть природы. И наша задача оберегать и защищать природу.
Дети делятся на 2 команды (хищники, травоядные).
1-й конкурс “Земля”.
Ведущий: Назовите по описанию диких животных.
· “Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым”. (Медведь.)
· “У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи”. (Волк.)
· “Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две “комнаты”: спальня и кладовая”. (Бобр, или бобер.)
· “Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой”. (Лиса.)
· “Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку”. (Заяц.)
· “Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь”. (Мышь.)
· “Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами”. Белка.
· Меня можно назвать лесным гигантом. Уши у меня большие и подвижные. У меня хорошо развиты слух. Я люблю есть травы, листву кустарников и деревьев, мхи и грибы. Я люблю даже мухоморы, но Вам его я есть не советую. У меня очень красивые рога, но раз в год мне приходиться их сбрасывать. (Лось)
· У меня есть клыки,.. я прекрасно слышу и имеют тонкое обоняние, но виду сравнительно плохо, поэтому при встречном ветре можно ко мне тихо приблизиться на очень короткое расстояние, однако движущиеся предметы они видит отлично. Люблю орехи; желуди, корни. Немного похож на свинью. (Кабан)
Ведущий : Сейчас некоторых видов животных осталось очень мало в природе, такие животные занесены в красную книгу, что же такое Красная книга. Мы её пригласили в гости и она обо всём нам расскажет.
Красная книга:
Я- Красная книга.
Красный цвет - сигнал запрета,
понятный людям всего света.
Стой, человек!
Посади дерево, спаси птицу.
Услышь тех, кто зовёт на помощь.
В этом помогу тебе я - “Красная книга”.
2-й конкурс - “Вода” .
Ведущий: Какие отличительные признаки рыб (тело покрыто чешуёй, без воды не могут жить, дышат жабрами, для передвижения используют плавники и хвост).
По очереди назовите как можно больше пресноводных рыб.
(Ёрш, карп, карась, лещ, сом, щука, окунь.)
Ведущий: Молодцы, а теперь заселите водоём рыбами. (Учащиеся приклеивают картинки с изображениями рыб на ватман, на котором нарисована река.)
А сейчас составим аппликацию “Золотую рыбку”, которая исполняет желания и заселим её в наш водоём. (Учащиеся составляют аппликацию из бумаги и приклеивают её также на ватман.)
Игра со зрителями.
Ведущий: Сейчас мы проверим ваше внимание и немного отдохнём. Когда вы услышите название птиц, вы должны будете махать руками.
Грачи летят, на всю Русь трубят: “Чу-чу-чу - мы зовём весну”.
Журавли летят, на всю Русь кричат: “Гу, гу, гу - не догнать никому”.
Поросята летят, на всю Русь визжат: “Хрю-хрю-хрю - надоело нам в хлеву”.
Синицы летят, на всю Русь кричат: “дзу-дзу-дзу - не поймать никому”.
Медвежата летят. Толстопята летят: “ру-ру-ру - надоело нам в лесу”.
3-й конкурс - “Воздух”.
Ведущий: Какие отличительные признаки птиц. (Тело покрыто перьями, могут летать, имеются крылья, наличие клюва.)
Ведущий: Каждая команда, по очереди отгадывает загадки и находит картинку с птицей, и приклеивает на ватман.
1. Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь.
А зовётся птица….. (грач).
2 У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова.)
3. Окраска - сероватая,
Повадка - вороватая.
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это... (Ворона.)
4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)
6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей.)
9. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь.)
10. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Игра со зрителями.
Ведущий: Назвать - сказки или рассказы, в которых главные герои животные
(Колобок, Теремок, Маша и медведь, Репка, Волк и лиса; Кот, дрозд и петух; Царевна -лягушка, По щучьему веленью, Золотой петушок, Сказка о рыбаке и рыбке.)
Ведущий: А сейчас передача “В мире животных”
Передача “В мире животных”.
Здравствуйте, -Дима.
В эфире передача “В мире животных” -Таня.
С Вами Татьяна -Дима.
И Дмитрий -Таня.
Удивительные новости в мире животных -Дима.
У белки всегда растут зубы -Таня.
Лягушки спят с открытыми глазами. -Дима.
Улитка самое зубастое животное. -Таня.
Барсук самый чистоплотный зверек. -Дима.
Лось самое крупное животное в России. -Таня.
Стрекоза самое прожорливое насекомое. -Дима.
Это были удивительные новости в мире животных. -Таня.
До новых встреч. -Дима.
Ведущий: Природа в нашей жизни играет очень важную роль. Сегодня мы вспомнили малую часть животного мира. Все животные нуждаются в нашей защите. Берегите природу! Спасибо за внимание.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель : привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу.
Задачи:
- научить работать с Красной книгой, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных России, Алтайского края;
- развивать умение осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;
- воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию по охране природных богатств.
Подготовка к игре. Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели экологии в школе, но ребята должны заранее знать тему игры. Предполагаются музыкальные паузы (исполняют дети из других классов). Помимо музыкальных заставок можно использовать другие номера художественной самодеятельности для того, чтобы игра стала более зрелищной, а команда знатоков получила возможность отдохнуть.
Вопросы для игры по заранее объявленному тематическому конкурсу подбирают учащиеся, не попавшие в команду эрудитов. Задача учителя будет состоять в проверке подобранных заданий, а также в подборке недостающих вопросов.
Оборудование : игровое поле, волчок, черный ящик, конверты с номерами вопросов, музыкальный знак “скрипичный ключ”, слайд-презентация.
Ведущий 1 : В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана “паспортная” комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 по 1800 годы с лица земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1880 по 1900гг. – еще 33, а с 1900 по 1913гг. – 52. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.
Ведущий 2: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Первая Красная книга вышла в 1966 году, организатором ее создания был Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Красная книга РСФСР – Животные была издана в 1985 г., Растения – в 1988 г.
Ведущий 1: Со временем стало ясно, что в такой огромной стране недостаточно единой национальной Красной книги. На основании Закона российской Федерации “Об охране окружающей среды” Алтайской краевой администрацией была учреждена Красная книга Алтайского края в двух томах: Животные и Растения. В 2002 году издан третий том – “Особо охраняемые природные территории”. В 2006 году вышло второе издание Красной книги: том 1 – растения, том 2 – животные.
Ведущий 2:
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ведущий 1:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы
(Б. Дубровин)
Учитель: Ребята, сегодня здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы нашей игры: “По страницам Красной книги Алтайского края”.
Встречаем! Капитан команды знатоков (Ф.И.). Слайд №1.
Правила игры просты: игроки вращают волчок, стрелка указывает на вопрос, и команда ровно через одну минуту обсуждений дает на него ответ. За каждый правильно названный ответ команда зарабатывает одно очко. Если команда знатоков ответила неправильно, то очко присуждается команде зрителей. Команде для победы необходимо набрать 6 очков, опередив при этом команду зрителей. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.
Примерные вопросы для игры по теме: “По страницам Красной книги Алтайского края”.
РАСТЕНИЯ
В народе этот цветок называют русалочьим цветком. Имеет большие плавающие листья и крупные, полуоткрытые белые цветки. На ночь и в дождливую погоду цветок прячется под воду. Встречается это растение в чистых, пресных, хорошо прогреваемых водоемах.
(Ответ: Кувшинка чисто-белая ). Слайд №2.
2. Это растение выбирает вид на жительство в степях и на степных каменистых склонах. Является многолетним луковичным растением. Цветет в мае. Окраска и форма цветков разнообразная. Название его происходит от персидского слова “дюльбанд” - тюрбан. За красивую разнообразную окраску околоцветника его выращивают в теплицах для продажи к первым весенним праздникам.
(Ответ: Тюльпан алтайский ). Слайд № 3.
3. Это растение встречается в горных лесах, в альпийском поясе по берегам рек и ручьев. Цветет через 13–18 дней после схода снега. Цветки собраны в плотные щитковидные соцветия желтого цвета. Корневище используют как лекарственное сырье, оно обладает стимулирующим действием, придает силы, повышает иммунитет организма. Свежее корневище на изломе розовое, отсюда и название растения.
(Ответ: Родиола розовая ). Слайд №4.
4. Из того, что находится в черном ящике, изготавливают разнообразные сувениры. Это растение – индикатор чистой воды в водоемах, а также является реликтом во флоре Алтайского края. Его плоды похожи на голову сказочного героя (нечистой силы). Вопрос: что находится в черном ящике?
[Ответ: водяной орех (чилим плавающий) ]. Слайд № 5.
5. Многолетнее растение 15-50 см высотой. Обитает на луговых степях, по склонам холмов и сопок. Имеет ценные лекарственные свойства и замечательно цветёт, поэтому поплатилось за свою красоту и пользу - в природе сейчас встречается крайне редко. В народе это целебное растение имеет много названий: “Жгун-корень”, “Марья-коревна”, и др. Прекрасны его изящные, тонко разрезанные листья и многочисленные яркие цветки, поэтому в последние годы растение всё чаще выращивается в садах.
(Ответ: Пион гибридный или степной ). Слайд № 6.
6. Одно из самых высокорослых растений, достигает высоты до 1 м. Цветет в мае – июне. Предпочитает влажные луга, высокогорья. Удивительно живописное растение! У растения красиво все: и звездчато-раздельные, крупные, рассеченные листья, и тугие, изгибающиеся под напором ветра стебли, и навсегда запоминающиеся бубенчики ярко-оранжевых цветков! В народе их называют: “Огоньки”, “Жарки”.Очень часто большими букетами школьники рвут эти цветы на последний звонок.
(Ответ: Купальница азиатская ). Слайд № 7.
ЖИВОТНЫЕ
7. Этот зверек предпочитает открытые биотопы: окраины ленточных боров, березовых колков, огороды. Имеет подвижные и большие, отогнутые вперед ушные раковины. Питается насекомыми, их личинками, пауками, моллюсками, может разорять наземные гнезда птиц. Охотится обычно в сумерках и ночью. С ноября по март впадает в спячку.
(Ответ: Ушастый ёж. ). Слайд № 8.
Длина тела этого млекопитающего из отряда Хищные - 60–90 см, масса 6–10 кг. Тело вытянутое, гибкое, подвижное. Окраска меха темно-бурая, низ несколько светлее. Ценный пушной зверек. Ее мех пользуется повышенным спросом, особенно среди коренного населения Республики Алтай как обязательный элемент при пошиве национальных головных уборов. Живет около лесных рек. Прекрасно плавает и ныряет. Питается рыбой, лягушками, грызунами.
(Ответ: Выдра. ). Слайд № 9.
9. Облик данного представителя типичен для осетровых рыб. Имеет удлиненное рыло, рот небольшой. Возле рта имеется две пары усиков. Чешуя отсутствует, вдоль тела проходят пять рядов костных бляшек. Окраска спины от сероватой до темно-коричневой, брюхо светлое. Размер до 2 м и более, вес до 200 кг. В Оби данный вид был промысловой рыбой в довоенное время и в период Великой Отечественной войны. В настоящее время стал редким.
(Ответ: Осётр сибирский. ). Слайд № 10.
10. Крупная стрекоза с длинным черным брюшком. Грудь зеленая со светлыми полосами. На сегментах брюшка желтые пятна. Размеры самца 47–50 мм, крылья 41–43 мм. Очень редкий южно-сибирский вид восточного происхождения, распространенный от Приморья до Алтая и города Новосибирска на западе. Локальное распространение, особенно на территориях мало подвергшихся влиянию ледникового периода, позволяет считать его третичным реликтом.
(Ответ: Макромия сибирская. ). Слайд № 11.
11. Крупная ночная хищная птица с мягким рыхлым оперением массой 3–4 кг. Населяет лесные и горные районы Алтая. Гнезда устраивают на земле, в нишах скал, птенцы появляются весной. Время активной охоты пернатого хищника длится от заката до рассвета, а отыскивать добычу в ночной темноте ему помогают необычайно острое зрение и слух. Продолжительность жизни: 20 лет.
(Ответ: Филин. ). Слайд № 12.
12. В последние десятилетия достоверных данных о пребывании зверька в крае нет; возможны единичные особи. Живет в норах. Питается мышевидными грызунами. При испуге скалит зубы и рычит как собака. Окраска его короткого и довольно жесткого меха очень пестрая: на рыжевато-бурой спине и боках отчетливо вырисовывается своеобразный пятнистый рисунок в желтых и белых тонах. Между ушами и глазами поперек темно-бурой головы проходит белая полоса, которая напоминает собой перевязанную голову.
(Ответ: Перевязка. ). Слайд № 13.
Блиц-вопросы. Вставьте пропущенные буквы в слова и вы получите названия животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края:
1. Ч-рн-й - - ст.
2 . Р-ж- - в-ч-рн-ц-.
3 . Кр-сн-з-б- - к-з-р- -.
4 . -к-п-.
5 . -рл-н – б-л-х- -ст.
6 . Б-л-б-н.
Слайд № 14.
Литература.
1. Жизнь животных. Т.5 (Птицы). Т.6 (Млекопитающие). М.: Просвещение, 1971.
2. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Том 2. – Барнаул: ОАО “ИПП “Алтай”, 2006.
3. Землянова О.В. По страницам Красной книги Алтайского края. Барнаул. АКДЭЦ, 2006.
4. Наумов. Н.П. Зоология позвоночных. Часть 2. М.: “Высшая школа”. 1979.
5. Погудина Н.А. Патрушева Л.И. Знакомые незнакомцы – звери. Барнаул. АКДЭЦ, 2002.
ирина лежнева
Игра-викторина «По страницам Красной книги. Орлан-белохвост»
Лежнева И. А. г. Рязань
Игра викторина по страницам «Красной книги » - Орлан - белохвост
(старший дошкольный возраст)
Цель :
1. Формировать реалистические представления и знания о редких и исчезающих объектах живой природы Рязанской области, занесённых в красную книгу . Понимание взаимосвязи со средой обитания, условиях для развития и роста, причинах исчезновения;
2. Развивать познавательные способности (внимание, память, мышление,формировать коммуникативные умения детей, умение быстро находить правильные ответы;
Обогащать словарь детей, продолжать учить обобщать полученную информацию в виде рассказов о разных фактах из жизни, защиты и гибели орлана- белохвоста .
3. Воспитывать чувство гордости за богатство родной природы, желание её приумножать и сохранять.
Оформление : плакаты с птицами занесёнными в «Красную книг » , карта Рязанской области с животными; выставка детского рисунка «Редкие птицы» , декорации леса, игрушки и шаблоны животных, птиц
Оборудование : Альбомы с иллюстрациями птиц собранные участниками проекта, эмблемы команд «хищники» , «травоядные» , карточки очки; дипломы, карточки – схемы с говорящими знаками о птицах, карточки загадки, кроссворд, знаки правил поведения в природе.
Участники : воспитатели и дети старшей группы «Осминожки» , члены жюри, родители, гости.
Ход презентации:
(команды входят в зал под музыку и встают на места своих команд)
Воспитатель : Добрый день дорогие гости! Мы рады видеть вас!
Приветствуем участников викторины : команды «Хищников» и «Травоядных» .
Слово предоставляется командам для приветствия.
(команды занимают места, воспитатель представляет жюри, жюри знакомит детей с проведением конкурса, за победу в конкурсе команда получает карточку со своим «знаком» ).
Воспитатель : Наш родной край богат лесами и его обитателями – зверями и птицами, о которых мы много узнали с вами. (показываю детям макет леса) Давайте поделимся друг с другом знаниями о родном крае.
Конкурс№ 1 «Угадай-ка» воспитатель вносит кроссворд, команды по очереди отвечают на вопросы :
1. Где летают птицы? (небо)
2. Где птицы выводят птенцов. (Гнездо)
3. что помогает птицам летать. (Крылья)
4. Что служит рулём для птиц. (Хвост)
5. Как называют птиц, питающихся себе подобными? (хищники)
6. Как называется рот у птиц? (клюв)
7. Чем покрыто тело птиц? (оперение)
8. Когда много птиц как говорят? (стая)
9. Как называют птиц улетающих в другие страны (перелётные)
Ключевым словом кроссворда является БЕЛОХВОСТ
2. Г Н Е З Д О
3. К Р Ы Л Ь Я
4. Х В О С Т
5. Х И Щ Н И К И
7. О П Е Р Е Н И Е
9. П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е
Какая редкая птица имеет в своём названии это слово? (орлан белохвост )
Конкурс№2 «Следопыты»
Команды по очереди отвечают на вопросы :
Почему назвали белохвот? (за окраску )
Как окрашено оперение? (тело бурого цвета, по краю хвост окрашен в белый цвет)
К какому семейству относится? (семейству ястребиных)
Какой длины может достигать тело? (до 1м.)
Сколько весит птица? (от 3 до 7 кг.)
-Орлан - белохвост самая крупная птица в природе? (нет, это 4 по величине птица)
Где селится (почти всегда возле водоёма)
Где строит гнёзда и из чего? (на деревьях или скалах из крупных веток, прилетает в одно и то же гнездо, постоянно его подстраивает )
Чем питается? (рыбой, мелкими зверьками, зимой может питаться падалью)
Как называют Орлана - белохвоста ? (хищником)
(подведение итогов)
Физкультурная минутка. «Десять птичек стайка»
Пойка подпевай ка : десять птичек –стайка
Эта птичка соловей, эта птичка-воробей.
Эта птичка Совушка, сонная головушка.
Эта птичка свиристель, эта птичка коростель,
Эта птичка скворушка. Серенькое пёрышко.
Эта зяблик, эта стриж, Эта, развесёлый чиж.
Эта хищник орлан . Птички, птички по домам!
Конкурс №3 «Наши капитаны самые умные и находчивые ребята»
Сколько и когда самка откладывает яиц? (откладывают в конце февраля обычно 2 яйца, но может быть 1и 3)
Кто высиживает птенцов и через какое время появляются птенцы? (высиживают по очереди и через 35-40 дней птенцы появятся из скорлупы)
Сколько времени птенцы не покидают гнездо(2 месяца после рождения)
Кто и чем их кормит? (оба родителя подкармливают птенцов добытой охотой пищей, разрывая её крепкими когтями на кусочки)
Конкурс№4 Краевед.
Как называется место, специально созданное в Рязанском крае для защиты животных?
Из какого источника можно узнать о редких и исчезающих обитателях заповедника?
Обитает Орлан - белохвост в Рязанском крае, где его можно встретить? (можно встретить в Окском Заповеднике, но очень редко)
Кто виноват, что так редка эта птица? (виноват человек….)
(подведение итогов)
Конкурс №6 Птица года Команды изготавливают коллажи «Орлан - белохвост – птица года» используя открытки, картинки, вырезки и другой материал, подготовленный для этого конкурса.
Публикации по теме:
Цель: Закрепить деление слов на слоги, местонахождение звука [У] в словах. Воспитывать бережное отношение к книгам. Ход игры Перед игрой.
Звучат фанфары. Ведущий 1 - Здравствуйте, дорогие друзья! Ведущий 2 - В добрый день! В весёлый час! Рады здесь мы видеть вас! Ведущий 1.
Игра-викторина «Угадай сказку» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Игра-викторина «Угадай сказку» Разработано:.
Интеллектуально-познавательная игра для педагогов ДОУ «По страницам истории казачьей станицы Уманской - Ленинградской». Работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной интересна, многогранна и эффективна. Но начинать её каждый педагог должен с себя, думаю,.
Конспект занятия «Растения Красной книги» Конспект занятия "Растения Красной книги" Возрастная группа: старшая (5 - 6 лет) Интеграция образовательных областей: Познавательное.
Организация: ГБОУ «Школа № 1499 им. Героя Советского Союза И.А. Докукина»
Населенный пункт: г. Москва
Организация: Детская библиотека №55-2 ГБУК «ЦБС СВАО»
Населенный пункт: г. Москва
Цель: Познакомить детей с цветными страницами Красной Книгой и ее представителями.
Задачи.
Образовательная.
- Познакомить детей с тем, какое влияние оказывает человек на природу и с какой целью создана Красная книга.
- Закрепить знания детей о Красной Книге и обитателях животного мира, занесенных на ее страницы.
- Повторить правила поведения в природе.
Развивающая.
- Развивать познавательный интерес у детей.
- Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
Воспитательная.
- Воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к природе и сострадания ко всему живому.
Оборудование.
- Мультимедийное оборудование;
- Презентации: «Как делают бумагу», «Какие бывают книги», «Про библиотеку», «Животные с белой страницы», «Викторина с родителями», «Правила поведения на природе»;
- аудиозаписи, муз.центр;
- книжно-иллюстративная выставка с литературой о Красной книге;
- Картинки с изображением животных;
- Костюм Красной Книги;
- Шапочки – ободки: лягушка, тритон, гадюка, щука, лось, дятел, лось, медведь;
- Музыкальные инструменты;
- Игра «Обведи по точкам», пазлы «Собери разрешающие Знаки»;
- Видеоролик «Лосиный остров»;
- Книги по количеству детей «Красная Книга для детей».
Предварительная работа.
- Разучивание стихотворений;
- Разучивание песен;
- Подготовка инсценировки;
- Составление рассказов о животных;
- Игра на музыкальных инструментах.
Ход мероприятия.
Дети входят в муз.зал под музыку и садятся на стульчики.
Ведущая1.
Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги и узнаем много интересного о книгах. Разве можно представить настоящее детство без интересных увлекательных книг? Вы только начинаете открывать для себя удивительный мир чтения, и книги могут вас очень многому научить и рассказать обо всём на свете. А жизнь любой книги начинается в лесу. Как же из дерева можно сделать книжку? От дерева до книги очень длинный путь. Дерево должно расти очень долго, несколько десятков лет, чтобы его можно было использовать в изготовлении бумаги. Только когда из маленького саженца оно превратится в большое взрослое дерево, из него можно будет делать бумагу. А дело это не простое. (показ презентации «Как делают бумагу») Сначала нужно нарубить лес, очистить деревья от веток. Затем деревянные брёвна попадают на бумажный комбинат. Там древесину моют и очищают её от коры и измельчают в мелкие опилки. Затем вся эта масса долго варится с добавлением воды и специальных химических веществ. В результате получается жидкое бумажное тесто. Специальные машины разливают и раскатывают бумажное тесто специальными валиками в длинные широкие полосы. Затем эти полосы сушат и сворачивают в большие рулоны. Вот теперь это уже настоящая бумага.
Так как бумагу делают из деревьев, их становится всё меньше и меньше. Лес - это природное богатство и его надо беречь и экономно расходовать. А чтобы его сберечь, новую бумагу делают из старой, использованной бумаги, то есть из макулатуры, которую вы собирали в этом году. Теперь она тоже пойдёт на изготовление бумаги для новых интересных книг.
Каких только книг нет на свете! Но самые лучшие и красочные книги делают для детей. Посмотрите, какими интересными и необычными бывают книги. (показ презентации «Какие бывают книги)
А где все эти замечательные книжки живут, мы сейчас узнаем.
Презентация «Про библиотеку».
Есть у наших книжек дом,
Так тепло, уютно в нем.
И журналы там живут.
Библиотекой дом зовут.
Книжки в стеллажах стоят,
Журналы на столах лежат.
Хочешь новое познать,
Надо книжку с полки взять.
Ты узнаешь про людей,
Про животных, птиц, поверь!
И про солнце и луну,
И про воду и еду.
Книга там живет одна –
Необычная она.
Книгу Красной называют.
Мир Земли в ней охраняют.
Ведущая 2.
Вся наша планета Земля является большим домом для всех живущих на ней обитателей. В течение многих лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях: животных истребляли ради красивого меха, кожи или вкусного мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Стали высыхать озера и реки,вместо лесов появляться пустыни. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают растения и животные. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло много разных видов животных и растений, а другие находятся на грани вымирания.
Человек стал понимать, что природа требует его помощи. Поэтому редкие животные и растения в нашей стране и во всех странах стали охраняться законом. А позже учёные создали первую Красную книгу. Красной книга называется потому, что красный цвет – это всегда сигнал опасности. Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда». В неё были занесены все растения, птицы, рыбы и животные, которые сейчас стали редкими, исчезающими или исчезли совсем. Самая первая Красная книга была оформлена необычным образом – её страницы были разноцветными. Красная книга появилась и у нас в России.
Песня «Красная книга» сл.В. Дубровина муз. Д.Тухманова.
1 куплет:
Охраняется Красной книгой,
Столько разных животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц.
Припев:
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Все живое хранить зовет.
Пусть не напрасно!
2 куплет:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Красная книга, Красная!
Припев:
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть не напрасно!
Красная книга! Красная книга!
Выходит К.К. (ребенок)
«Красной» все зовут не зря-
Очень необычна я.
Все страницы у меня
Разноцветные, друзья.
1. Черный .
Говорит нам черный цвет
Птиц, животных больше нет.
Не увидим никогда
Странствующего голубка. (Золотая жаба)
(Показ фото и перечисление).
2. Красный .
Красный нам кричит «спаси»
Скоро все погибнем мы.
И останутся моря
Все без синего кита. (Фото)
Ведущая 1: Хотите узнать, какие животные у нас еще относятся к красной странице?
Загадки:
Всю жизнь свою
Хожу в тельняшке,
Но без сапог и без фуражки.
(Зебра)
По пескам, в лучах слепящих
Ходит он, огромный ящер.
И глотает целиком
Всю добычу, словно ком.
(Варан)
Для людей мы как загадки,
Но не злые мы ребятки,
Не сыграем с вами в прятки,
Потому что мы…
(Касатки)
Среди вечных льдов живет
Этот зверь клыкастый,
На брюхе по земле ползет
Имеет лапы – ласты.
(Тюлень)
Он, похожий на Лисицу,
Лает издали на птицу…
И охотник, и хитрец,
Кто скажите мне?...
(Песец).
3. Желтый
Желтый цвет предупреждает,
Быстро виды исчезают.
На земле хоть много их:
Змей, лягушек, жаб и рыб.
Игра «Ручеек»
Стихи про щуку, тритона, гадюка, лягушка.
Щука
Щука – рыба хищная,
Совсем не симпатичная.
А живет она в реке,
Часто прячется на дне.
Окунь, караси, платва –
Для нее это еда.
И щуки есть враги:
Птицы, звери, рыбаки.
Люди щуку не ловите,
Вы ее поберегите.
Лягушка
Жила в пруду лягушка
Зеленькое брюшко.
Была хоть некрасива,
А пользу приносила.
Но вот настали времена,
Куда – то спряталась она.
Лягушек надо охранять,
Пруды совсем не засорять.
Гадюка
Здесь живу среди болот.
Меня обходит весь народ.
Я гадюка ядовитая
И очень я сердитая.
Но в природе без меня
Обойтись никак нельзя.
И поэтому, друзья.
В книгу я занесена.
Тритон
Жил в болоте тритон,
Никого не трогал он.
И тритонова семья,
Тоже тихо там жила,
Но болото осушили.
И тритонов погубили.
Люди, вы за них в ответе
Стало мало их на свете.
Но еще на той странице
Проживает морж и львица,
Мишка белый и дельфин.
И, конечно же, павлин. (показ фото)
4. Белый.
Было их всегда немного,
Книги белые страницы
Нам расскажут все о них
Рассказ детей .
Панда - это очень необычный зверь, занесен в Красную книгу. Внешне панда очень похожа на медведя. Тело покрыто густым мехом, как правило, черно-белой окраской. Питается в основном бамбуком. Хорошо лазает по деревьям. Она давно стала любимцем детей и взрослых.
Утконос – это одно из самых странных, удивительных животных, обитающих на планете Земля. У утконоса маленькая голова, приплюснутое тело, коротенькие лапки, короткий широкий хвост. Утконос отыскивает пищу исключительно в воде, под которой подолгу задерживается, хотя и дышит легкими. Питается червями, улитками, ракушками. На берегу реки утконос устраивает себе норы. У жилища два выхода: один - на берегу, другой - под водой. Подобно птицам, утконос откладывает яйца, но детёнышей, вскармливает молоком.
Белка-летяга – это небольшой грызун. Свое название летяга получила благодаря своему удивительному умению планировать с одного дерева на другое. «Летательная перепонка», идущая по бокам тельца, соединяет задние и передние конечности. Она же играет роль парашюта. Зверек ведет ночной образ жизни. Летяга много лазает по деревьям.
Большую часть своей жизни проводит на деревьях, на землю спускается изредка. Резко снижается активность этой белки в холодное время года. Отметим, что зверь не впадает в спячку, но когда на улице мороз, он проводит время в гнезде, используя запасы корма, которые сделал в теплое время.
Ребенок : Рассказали про зверей,
Чтобы было веселей,
Для вас сыграем мы сейчас,
Чтоб запомнили вы нас.
Игра на муз.инструментах.
5. Серый
Про кого мы мало знаем,
Нам расскажет серый цвет.
Мы животного узнаем,
Дадим правильный ответ.
Игра «Обведи по точкам » (Черепаха, императорский пингвин)
6. Зеленый
На зеленую страницу
Обратим внимание мы,
Там животные и птицы,
Которым люди помогли.
(Лось, дятел, бобр, медведь)
Инсценировка. (роли исполняют дети).
Ведущий:
На лесной полянке звери собрались,
Бобр
Братцы, здесь я вас собрал,
Чтобы прекратить кошмар.
С человеком нет житья.
Хатка вся разорена.
Реки расчищает,
Деревья вырубает,
Травы все сминает.
Все здесь погибает.
Дятел
Да и мне живется худо.
Вам скажу я не тая,
Разорен, ребята, я,
Стонет вся моя семья.
Человек дома построил,
Он дороги проложил,
Для себя комфорт устроил,
А про нас совсем забыл.
Вот настали времена
Кушать нечего, друзья.
Правда, есть еще леса
Пищи много там пока.
Бобр
Да, ребята, нужно нам
Уходить к другим лесам.
Медведь
И куда же ты пойдешь,
Где природу ты найдешь?
Нет, давайте лучше вместе
Мы останемся на месте
Ну, а тем, кто разоряет
Наши гнезда и дома
Ух, задам я трепака.
Дятел
Я с тобой, медведь, лечу,
Человека проучу,
На него как налечу
Бобр
Ох, давно я зуб точу,
Человека проучу!
Лось
Стойте, стойте, что за гам?
Что за шум и та-ра-рам?
Люди разные бывают,
Есть и те, кто помогают,
Охраняют все с заботой
И природу берегут.
Всех животных очень любят,
Каждый там найдет приют.
Там могучий древний лес,
И овраги тоже есть,
Речка, травы и луга
Надо нам идти туда.
Медведь
А ты случаем не врешь?
Вас, лосей, не разберешь
Лось:
Нам там очень помогли,
И лосей всех сберегли.
Бобр
Ну, а если не дойдем?
Ну, а если пропадем?
Лось
Я дорогу знаю точно
И туда вас отведу.
В заповеднике прекрасном
Я теперь с семьей живу.
Хватит, звери, горевать,
Все. Давайте танцевать.
Танец.
Ведущая 1. Лосей, бобров, кабанов мы с вами можем встретить во многих заповедниках и национальных парках нашей страны.
Ведущая 2.
К счастью, человек умеет исправлять свои ошибки по отношению к природе. Во всех странах начали создавать заповедники и национальные парки. Заповедники - это настоящие острова спасения для животных. Это место, где природа живёт по своим собственным законам, и под охраной там находится абсолютно всё: травы, грибы, птицы, водоёмы, рыбы и всё живое.
Вы, наверно, знаете, что мы с вами живём в замечательном месте, рядом с нами находится парк «Лосиный остров». Он считается первым национальным парком в России и существует уже более 30 лет. Уникальность «Лосиного острова» заключается в том, что это единственный в мире парк, который находится в черте огромного многомиллионного города, где растут редкие растения и можно увидеть диких животных - лосей, бобров, кабанов. В Лосином острове есть особо охраняемая зона, а также есть места для отдыха и прогулок.
Видеоролик «Лосиный остров».
С родителями викторина «Лосиный Остров»
Стихотворение.
А в Ростокино у нас,
Парк есть просто высший класс.
Звери разные живут
И растения растут.
Летом люди отдыхают
И костры там разжигают.
Мусор плавает в воде,
А окурки на земле.
Ничего не замечают,
Музыка гремит везде,
Нет там места тишине
Люди вы остановитесь
И кругом вы оглянитесь.
Все живое вокруг вас.
Пожалейте их сейчас.
Ведь наступят времена
Будем сожалеть тогда,
Что природу загубили,
Про детей совсем забыли.
Ведущая1. Как вы думаете, ребята, только ли в заповедниках нужно бережно относиться к природе?
Видеовикторина «Правила друзей природы»
Нельзя разорять птичьи гнёзда! Если птицы почувствуют чужой запах, они могут покинуть гнёзда и тогда не смогут появиться на свет маленькие птенцы.
Нельзя разорять в лесу муравейники! Муравьи – настоящие санитары леса, они уничтожают вредных для деревьев насекомых.
Не шуметь, кричать, очень громко включать музыку в лесу! Птицы и звери могут испугаться и покинуть свои гнезда и норы.
Нельзя рвать редкие цветы и растения! Многие из них занесены в Красную книгу.
Нельзя повреждать кору деревьев! Деревьям тоже больно. Кора – это защитный покров деревьев и они могут перестать расти.
Нельзя разводить костры в лесу и оставлять не затушенные костры! Кострище - это настоящие раны в напочвенном покрове леса и здесь никогда больше не будут расти растения и цветы.
Нельзя ловить бабочек, стрекоз и жуков! Они тоже нужны природе.
Нельзя сбивать грибы, даже несъедобные! Они помогают многим животным лечиться.
Нельзя сорить и оставлять за собой мусор на природе! Животные или птицы могут случайно съесть кусок полиэтилена или целлофана и погибнуть.
Нельзя бить стекло! Животные могут пораниться об острые осколки.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников! Растение – это живое существо, оно может заболеть или засохнуть и перестать расти.
Нельзя разрушать грибницы и собирая ягоды, нельзя рвать растения вместе с корнем!
Игра «Собери разрешающий знак».
«Песня защитников природы» на мотив «Если долго – долго – долго»
Если б только-только-только. Если б только на планете
Если б только все земляне все живое берегли,
То возможно-можно-можно, то наверно-верно-верно,
Книги красной точно-точно никогда б не завели!
И пускай у этой речки, и пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом слышен голос птичьих стай.
И запомни - помни-помни, что беречь природу надо.
Всем на этом белом свете ты, как можешь, помогай!
Припев: А-а! Здравствуйте горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы, бегемоты! А-а! Обезьяны, кашалоты!
А-а! И зеленый попугай! А-а! И зеленый попугай!
Ведущий 1.
Уважаемые дети и родители! Все мы знаем, что 2017 год - это год экологии. Вы можете многое сделать для природы. Пусть каждый из вас будет примером дружелюбного отношения к природе. Помните, в наших силах сделать все, чтобы Красная книга не пополнялась!
Мы приготовили вот такие книги для детей, которые будут им напоминать о бережном отношении к природе. (Красная книга для детей)
Вручение подарков детям.
Литература.
- Интернет – ресурсы;
- Стихи и инсценировка – авторские.
- Красная книга Российской Федерации: (Животные) РАН. – Москва: АСТ:Астрель, 2001
- Скалдина О.В. Красная книга России.- Москва: Эксмо, 2013.
- Скалдина О.В. Красная книга. Птицы России. – Москва: Эксмо, 2013.
- Скалдина О.В. Красная книга. Растения России. – Москва: Эксмо, 2013.
- Тихонов А.В. Животные России. Красная книга.- Москва: РОСМЭН, 2011.
- Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные: словарик – справочник школьника. –Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Ушакова О.Д. Красная книга России:Растения: словарик – справочник школьника. - Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2009.