Редактор что за профессия. Введение
Задачи деятельности редактора обусловлены функционированием книги в обществе, удовлетворением читательских потребностей обще-ства в целом и каждой читательской группы в отдельности. Социаль-ная роль книги определила то, что в редакторской практике сочета-ются разные виды деятельности. Поскольку редактор работает с про-изведением и изданием, его деятельность интеллектуальная и материально-практическая. Любая профессиональная деятельность имеет кон-кретные цели -- конечные и промежуточные. В зависимости от ролей, труд редактора может быть познавательным, преобразовательным, цен-ностно-ориентационным и коммуникативным. В редакторской практике, в целом, трудно выделить преобладающий вид деятельности.
Познавательная деятельность редактора заключается в изучении разнообразных литературных источников для повышения общеобразова-тельного и профессионального уровня, расширения знаний о предмете, отраженном в произведении. Она направлена на изучение авторского оригинала, разных изданий и многое другое. Редактор постоянно вы-нужден расширять границы своих знаний, иначе его труд невозможен, ведь каждое литературное произведение - новое, неповторимое, уни-кальное как результат творческого труда, и оно требует глубокого изучения. Под рукой редактора всегда справочная литература, книги, как-то связанные с авторской работой. Редактор изучает ситуацию в книгораспространении, потребности и возможности читателей, знако-мится с исследованиями в своей области и в смежных профессиональ-ных областях.
Преобразовательная деятельность связана с усовершенствовани-ем литературных произведений и выпускаемых изданий, редакционно-издательского процесса, методики работы авторов, собственных при-емов и методов труда, книгораспространения. В широком плане она предполагает формирование общественного мнения по актуальным во-просам, повышение общеобразовательного, общекультурного и профес-сионального уровня читателя.
Ценностно-ориентационная деятельность имеет место при плани-ровании выпуска изданий, выборе тем, авторов, рецензентов, художников, при работе над произведением, оценке и отборе материалов для публикации, при контактах с читателями, работниками издатель-ства, в процессе книгораспространения, в поиске и выборе литератур-ных источников, необходимых для работы.
Коммуникативная деятельность определяется прежде всего коммуникативными функциями книги, организационными процессами, контактами с авторами, рецензентами, читателями, работниками библиотек и книжной торговли.
Редакционно-издательские функции редактора связаны с подготов-кой издания и реализуются в творческой деятельности аналитического и методического характера. Это разработка концепции издания, лите-ратурно-аналитическая работа над произведением и аппаратом, твор-ческие контакты с авторами, сотрудниками издательства и типографии. Элементы творческой работы определяются спецификой редакционно-издательского процесса в конкретных условиях и реальной производст-венной ситуацией. Так, при подготовке оригинала-макета в издатель-стве в отличие от традиционного редакционно-издательского процесса отсутствуют такие виды работ, как формирование машинописного изда-тельского оригинала, аналитический контроль на этапах тиражирова-ния и др. Реальная производственная ситуация прежде всего зависит от исходного качества авторского оригинала и степени готовности произведения к публикации в момент поступления в издательство. И если произведение не требует существенной редакторской обработки, то, естественно, исключаются этапы его совершенствования.
Творческая сущность редакционно-издательских функций редакто-ра обусловлена творческой природой литературного труда, результа-том которого является литературное произведение, и сущностными функциями книги как источника и средства интеллектуальной деятель-ности.
Организационно-управленческая функция связана с обеспечением творческих и производственных процессов при работе над произведе-нием и изданием, а также всех видов контактов, существующих в кни-гоиздании. Цели и задачи организационно-управленческих функций ре-дактора зависят от того, с каким этапом редакционно-издательского процесса они связаны и какие виды деятельности имеют место в дан-ный момент - интеллектуальные или производственные. В числе орга-низационно-управленческих задач - обеспечение внешнего рецензиро-вания, помощи автору, планирование и распределение работ в изда-тельской группе, контроль и проверка выполнения работ, корректи-ровка производственных ситуаций, руководство издательским процессом, консультации, внедрение и использование новых технических средств и др.
Информационная функция обусловлена информационными аспектами всех видов деятельности редактора. Прежде всего, они связаны с ин-формационными функциями книги - литературного произведения и аппа-рата. Все остальные информационные задачи касаются как собствен-ных исполнительских действий редактора - творческих и производст-венных, так и всех действий в книжной сфере. Это библиографичес-кая работа, подготовка элементов аппарата, ведение автоматизиро-ванного банка данных, необходимых для эффективного книгоиздания, пропаганда и реклама книги и др.
Маркетинговые функции редактора реализуются на всех стадиях работы над изданием. По существу они определены решением экономи-ческих проблем и проблем представления и сбыта книги. Редактор, разрабатывая, например, концепцию издания, опирается на исследова-ния читательской аудитории и книжного рынка в целом, а впоследст-вии с концепцией издания связываются иллюстрирование, элементы оформления, полиграфического исполнения.
Все функции редактора существуют в комплексной взаимосвязи и взаимообусловленности. Например, грамотное руководство работой из-дательской группы, т.е. исполнение организационно-управленческих обязанностей, требует соответствующего осведомления относительно многих современных издательских проблем и постоянного попутного решения творческих задач. Собственно творческая работа над автор-ским оригиналом в свою очередь невозможна без определенной орга-низационной и информационной работы. Редактор может заниматься со-вершенствованием произведения, если обеспечены контакты с автором, рецензентами, получена информация, касающаяся массива и потока изданий, найдены необходимые для редактирования литературные ис-точники. Маркетинговые функция в первую очередь требуют творчес-ких и организационно-управленческих действий.
Формирование функциональных направлений деятельности редакто-ра проходило в соответствии с изменениями в книгоиздании, роли ре-дактора в редакционно-издательском процессе и в системе книгораспространения, и в первую очередь в книжной торговле. Доля органи-зационно-управленческих, информационных и маркетинговых задач ре-дактора все более возрастала по сравнению с преобладавшей ранее правкой авторского оригинала, т.е. литературной работой.
Формульный текст по составу и построению относится к наиболее сложным для набора видам текстов. В состав формул входят условные обозначения математических величин, геометрических объектов, химических элементов, для которых применяются буквы различных алфавитов и начертаний; в формулах используются математические сокращения, знаки действий, скобки и линейки различных размеров. Применение такого большого ассортимента материалов, сложное построение формульных выражений, занимающих иногда целые полосы, чередование их с простым текстом, а иногда и включение элементов формул в строки этого текста, большое число разных по величине пробелов - все это образует на страницах и разворотах довольно «пестрые» по пятну и неодинаковые по силуэту полосы набора.
Сделать этот текст более легким для чтения и восприятия может только строгое соблюдение правил и условий набора и верстки. Особое значение приобретает однотипность оформления и набора одинаковых элементов, ритмичность и осмысленность в построении каждой формулы, четкая обособленность отдельных формульных выражений. Сложность работы с этим видом текста заключается и в том что отдельные элементы формул в зависимости от расположения, размера и начертания одних и тех же наборных знаков могут приобретать разные смысловые значения.
Поэтому разметка и оформление формульных текстов требует не только овладения правилами набора и верстки формул, но и специальных знаний, которые приобретаются постепенно, в процессе работы над этим видом текста. В подготовке и разметке оригинала формул значительна роль редактора и корректора-вычитчика. Именно им надлежит проверить правильность всех формул с автором, разместить эти формулы в тексте так, чтобы это было удобно и для их восприятия, и для набора и печати, разметить часть шрифтов в формулах - указать, что набрать курсивом, что - прописным и т.д.
Разметка формульных текстов делается в дубликатах. Прежде чем приступить к разметке, технический редактор должен проверить, достаточно ли четко и разборчиво написаны формулы.
Особое внимание следует обратить на четкость и понятность взаимного расположения условных обозначений, символов, знаков, степеней и индексов. Очень четко должно быть выявлено подразделение на ярусы в многострочной части формулы. Тщательно и точно вырисованы знаки связей и положение элементов по отношению к ним в структурных формулах.
Одновременно определяется, все ли формулы могут быть набраны. Те, которые нельзя набрать, изымаются из дубликатов и передаются в графическое бюро для изготовления репродукционных оригиналов. Готовые оригиналы также тщательно проверяются.
Во всех случаях сомнений при переносах или необходимости перестройки формул следует обращаться за консультацией к автору.
В данной работе предпринята попытка показать некоторые примеры расположения и оформления математических формул в учебной литературе.
Печатное слово должно быть грамотным, красиво сложенным в предложения и, конечно же, чему-то учить своего читателя. Ни одно уважающее себя издание, будь то газета, журнал или Интернет-сайт не могут позволить себе публиковать тексты бездарные, написанные серым, скучным языком или с ошибками.
Вот для этого — недопущения к опубликованию некачественных статей или исправления мелких недочётов — необходим редактор. Он «наводит глянец» на тексты, шлифует их, устраняет шероховатости, неточности, подгоняет их под стилистику печатного издания.
Профессия редактор родилась тогда, когда появились писатели, журналисты, вернее, когда эти профессии получили массовый и повсеместный характер. Без редакторской твёрдой руки печатные издания выходили разношёрстными, каждый раз перекраиваясь по-новому.
Поэтому был необходим человек, который следил бы за содержанием и управлял всеми материалами. Этим человеком стал редактор.
В первую очередь редактор работает с текстами, приводя их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к публикациям определенного жанра. Это касается исправления речевых недочетов (кому же приятно читать книгу или статью, содержащую опусы типа «Подъезжая к станции, с него слетела шляпа»), переформулирования неясных или сложных для восприятия фраз.
Редактор отвечает за приведение, текста в соответствие с жанром издания. Так, к примеру, научная статья, параграф школьного учебника и статья в популярном журнале, посвященные одному и тому же вопросу (например, причинам начала Великой Отечественной войны), будут написаны абсолютно по-разному.
Одна из важнейших задач редактора — привести текст в соответствие с тем, кому он адресован и для чего будет использоваться. Кроме того, он должен проследить, чтобы стиль был единообразным: странно и нелепо выглядят тексты, в которых один абзац будто бы выписан из научной диссертации, а соседний с ним больше напоминает желтую прессу.
Помимо редактирования текстов, в ряде случаев редакторы выполняют и дополнительные функции, по сути являющиеся управленческими. Так, они рассматривают поступившие в издательство материалы и принимают обоснованные решения: принять их в печать, отклонить, или же вернуть авторам на доработку.
Ищут и привлекают к работе новых авторов. Координируют работу других специалистов, участвующих в подготовке издания (распределяют работу между корректорами и верстальщиками, ищут художников для оформления произведений, размещают заказы в типографиях и т. п.).
Определяют общую политику изданий: какого рода материалы в них включать, в расчете на каких читателей. Впрочем, это касается, прежде всего, тех специалистов, которые уже сделали карьеру на редакторском поприще, достигли определенных профессиональных высот (например, получили должность главного редактора журнала). В небольших издательствах редакторы нередко исполняют также функции корректора — ликвидируют опечатки, грамматические ошибки и дефекты набора в готовящихся к печати текстах.
Личные качества
Из личностных качеств редактору требуется пунктуальность, усидчивость, внимательность, готовность работать с большими объемами информации. Редакторам, работающим с узкоспециальными текстами (например, в научных журналах), желательно иметь дополнительную подготовку в той области, которой посвящены эти издания.
Образование (Что надо знать?)
Чаще всего редакторами становятся люди, имеющие высшее филологическое образование, хотя возможны и другие варианты (например, высшее журналистское образование). Редактору необходима безупречная грамотность, владение языком во всем его богатстве, знание специфики различ¬ных жанров текстов (художественный, научный, популярный и др.), понимание специфики конъюнктуры той издательской сферы, в которой он трудится, высокая общая эрудированность.
Необходимо хорошо уметь работать с компьютером.
Важное преимущество дает знание иностранных языков. Часто, редакторскую профессию выбирают люди с педагогическим образованием, то есть, учителя русского языка и литературы.
Специальности вузов и колледжей
Место работы и карьера
Редактор - самая массовая профессия в издательской сфере. Такие специалисты работают во всех издательствах, публикующих книги, журналы, газеты. В последнее время их все чаще привлекают и для работы с солидными интернет-сайтами. Их труд находит применение и в других средствах массовой информации - так, существуют редакторы, участвующие в подготовке радиоэфиров и телепрограмм.
Весьма специфична деятельность музыкальных редакторов - работников, обеспечивающих музыкальное сопровождение теле- и радиопрограмм, массовых мероприятий и т. п.
Можно стать главным редактором журнала или менеджером проектов в крупном издательстве научно-популярной литературы. В перспективе возможно основание собственного издательского бизнеса, однако управление им является делом весьма «интеллектуально емким», требует прекрасной профессиональной эрудиции и организаторских способностей.
Родственные профессии:
Где учиться?
Вузы по специальности | Специальность | Формы обучения |
Стоимость за год (рубли) |
Проходной балл (2018 г.) |
Журналистика |
Очная (4 года) |
|||
Институт гуманитарного образования |
Филология |
Очная (4 года) |
бесплатно (18 мест) |
|
Факультет журналистики |
Журналистика |
Очная (4 года) |
бесплатно (10 мест) |
|
Историко-филологический факультет |
Филология |
Очная (4 года) |
бесплатно (10 мест) |
|
Филология |
Очная (4 года) |
бесплатно (11 мест) |
||
Институт социально-гуманитарных наук |
Журналистика |
Очная (4 года) |
бесплатно (10 мест) |
|
Факультет телерадиожурналистики |
Журналистика |
Очная (4 года) |
Перевод оригинального текста, доступного по адресу:
http://www.theslot.com/copyeditors.html
Основная функция редактора - проверка написанного материала, обычно в качестве последнего шага перед отправкой материала в верстку, на предмет грамматических, орфографических, стилистических ошибок. В данном случае, понятие "стилистика" соотносится с общими принципами написания статей, принятыми в издании.
Функции редактора надо отличать от корректорских обязанностей, хотя довольно часто корректура может являться частью редакторской работы. Задача корректора заключается в исправлении механических ошибок, попавших в верстку.
Возможно, это в меньшей степени относится к работе редактора в других областях, но предполагается, что редакторы, работающие в печатных СМИ, являются квалифицированными журналистами. Точно также как судьи являются юристами, астронавты - пилотами, а агенты ФБР - копами, редакторы газет и журналов - это, в первую очередь, журналисты. Многие, возможно, большинство, редакторов имеют опыт журналистской работы, а те, у кого такового опыта нет, должны обладать хотя бы основными репортерскими навыками.
В обязанность редактора также входит контроль достоверности информации, исправление фактологических ошибок или искажений, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства. Степень ответственности редактора за верификацию фактической информации может быть различной. В редактировании журналов или в книгоиздании обычно это считается прямой обязанностью редактора, хотя иногда для этого может привлекаться отдельный человек fact checker, в задачу которого входит проверка всех приведенных фактов. Ограниченное количество времени и постоянные дэдлайны в ежедневных газетах накладывают свой отпечаток на их работу - считается, что информация, на которой основывается журналист, должна быть, в первую очередь, достоверной. Редактор отдела - непосредственный начальник журналиста, который дает ему задание и обычно проверяет содержательную сторону материала - и литературный редактор, конечно же, проверят "факты", которые вызывают сомнение, но у них нет времени на то, чтобы проверять правильность написания каждого имени или точность всех цифр.
При работе над некоторыми статьями у редактора также есть относительная свобода переписывания материала. Редактора можно назвать последним рубежом, защищающим читателя от некачественно написанного материала, что, несомненно, может случиться, даже если статья написана без очевидных ошибок. Сокращение статьи путем удаления пустого многословия или сглаживание неуклюжих логических переходов также считается частью работы редактора, но когда речь идет о более существенном переписывании материала, литературный редактор, как правило, возвращает материал на доработку.
Творческая часть работы редактора по "написанию", как правило, включает в себя создание заголовков, выносов и подписей к фотографиям. Написание заголовков само по себе является искусством и подчиняется определенным правилам. Обычно автор заголовка должен "рассказать историю", уместив ее на очень ограниченном месте, объем которого зависит от числа колонок основного текста, типа и размера шрифта, которым будет писаться заголовок. В заголовках к тематическим статьям часто используются каламбуры и игра слов для привлечения внимания читателя, и требуется хорошее чувство языка, чтобы понять, когда такой заголовок удачен, а когда он звучит откровенно глупо.
Подписи к фотографиям зачастую могут делаться фото-службой (В журнале "National Geographic" для этого есть целый отдел), но обычно это входит в обязанности редактора. Это тоже своего рода искусство, которое в данном случае заключается в том, чтобы описать происходящее на фото, избежав утверждения очевидного.
В газете редактор иногда может также заниматься формированием макета , то есть определять дизайн полосы. Сюда относится распределение, какие статьи, фотографии, графики, будут иметь большее значение, и как они будут располагаться.
В то время как в крупных газетах международными и внутренними новостями обычно занимаются разные отделы, газеты поменьше не могут позволить себе такой роскоши. Поэтому обычно мониторингом новостей, которые передают информационные и новостные агентства со всего мира, занимается редактор. Иногда "новостной" реактор определяет макет полосы с местными и международными новостями. Вариантов, как это происходит на практике, столько же, сколько и газет.
И наконец, в большинстве случаев, редактору приходится следить за элементами верстки: например, контролировать шрифты заголовков или нумерацию страниц.
Должностная инструкция редактора
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.
1.1. Редактор относится к категории специалистов.
1.2. Назначение на должность редактора и освобождение от нее производится приказом директора организации по представлению главного редактора.
1.3. Редактор подчиняется непосредственно главному редактору.
1.4. На время отсутствия редактора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.6. Редактор должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты;
- методы редактирования научно-методической литературы, информационных и нормативных материалов, редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, составления справочного аппарата издания;
- порядок подготовки материалов к сдаче в производство;
- грамматику и стилистику русского языка;
- авторское право;
- порядок заключения издательских договоров с авторами, трудовых договоров (контрактов) с рецензентами;
- основы технологии полиграфического производства.
1.7. Редактор руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.
2. Функциональные обязанности редактора
Редактор выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом научной и методической литературы, информационных и нормативных материалов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий.
2.2. Участвует в подготовке издательских договоров с авторами изданий и трудовых соглашений с внешними рецензентами.
2.3. Рассматривает рукописи и рецензии на них.
2.4. Подготавливает заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений.
2.5. В случаях отклонения издания рукописей подготавливает обоснованные письменные отказы в установленные договорами сроки.
2.6. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т. п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.
2.7. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию.
2.8. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе.
2.9. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей.
2.10. Составляет редакторский паспорт рукописи, дает указания и пояснения техническому редактору, корректору, наборщику.
2.11. Подготавливает сноски, дубликаты, рабочее оглавление.
2.12. Совместно с авторами и техническим редактором рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании.
2.13. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.
2.14. Подписывает рукописи в производство и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет.
2.15. Составляет список обнаруженных опечаток.
3. Права редактора
Редактор имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства редакционно-издательского отдела, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
3.4. Привлекать всех (отдельных) специалистов редакционно-издательского отдела к решению задач, возложенных на него.
3.5. Требовать от руководства редакционно-издательского отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность редактора
Редактор несет ответственность за:
4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. Причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
I. Общие положения
1. Редактор относится к категории специалистов.
2. На должность редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
3. Назначение на должность редактора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению заведующего редакционно-издательским отделом.
4. Редактор должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты.
4.2. Методы редактирования научно-методической литературы, информационных и нормативных материалов, редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, составления справочного аппарата издания.
4.3. Отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний.
4.4. Порядок подготовки рукописей к сдаче в производство, корректируемых оттисков к печати.
4.5. Государственные стандарты на термины, обозначения и единицы измерения.
4.6. Действующие условные сокращения, условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках.
4.7. Грамматику и стилистику русского языка.
4.9. Действующие нормативы на редактирование.
4.10. Порядок заключения издательских договоров с авторами, трудовых договоров (контрактов) с рецензентами.
4.11. Экономику издательского дела.
4.12. Основы технологии полиграфического производства.
4.13. Основы экономики и организации полиграфического производства.
4.14. Законодательство о труде.
4.15. Правила и нормы охраны труда.
6. На время отсутствия редактора (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Редактор:
1. Осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом научной и методической литературы, информационных и нормативных материалов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий.
2. Участвует в подготовке издательских договоров с авторами изданий и трудовых соглашений с внешними рецензентами.
3. Рассматривает рукописи и рецензии на них.
4. Подготавливает заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений.
5. В случаях отклонения издания рукописей подготавливает обоснованные письменные отказы в установленные договорами сроки.
6. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т.п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.
7. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию, а также насколько отражены в работах новейшие достижения науки, техники и передового производственного опыта.
8. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе.
9. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей.
10. Составляет редакторский паспорт рукописи, дает указания и пояснения техническому редактору, корректору, наборщику.
11. Подготавливает сноски, дубликаты, рабочее оглавление.
13. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.
14. Подписывает рукописи в производство, обрабатывает корректурные оттиски и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет.
15. Составляет список обнаруженных опечаток.
III. Права
Редактор имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства редакционно-издательского отдела, касающимися его деятельности.
2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
4. Привлекать всех (отдельных) специалистов редакционно-издательского отдела к решению задач, возложенных на него.
5. Требовать от руководства редакционно-издательского отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Редактор несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.