Речевые клише для комментария к проблеме. Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Часть С. Речевые клише
1)Формулировка проблемы
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения). | Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О. |
2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?). | В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема одиночества. |
Речевые клише:
В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…
Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.
2) Комментарий проблемы
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Можно выделить два типа комментария:
1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
Какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
Насколько актуальна в наши дни эта проблема?
Почему эта проблема относится к разряду вечных?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
Традиционна эта проблема или нова?
Если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
Если нова, то что стало причиной ее появления?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном… .
Речевые клише:
Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … .
4) Формулирование собственного мнения
3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О. . Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
К сожалению, в наше время часто..
2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…
5) Доказательство собственной точки зрения
Типы аргументов:
Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
Примеры из читательского опыта;
Выводы науки и статистические данные;
События из жизни страны;
Обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
В этой части необходимо следовать правилам построения сочинения-рассуждения:
Тезис,
Аргументация,
Вывод.
Речевые клише:
Первый аргумент:
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.
В этом произведении…
Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…
Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что..
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …
!!! Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
6)Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.
Цели заключения | Примеры |
1)Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию | В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними. |
2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение | Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. |
3)Сделать прогноз, высказать предположение | Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей. |
4)Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию | В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно способствовать деградации человеческой личности. |
При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.
Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?
- Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
- Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
- Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:
Для вступления
- Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга - быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Для формулировки проблемы
- Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
- Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
- Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
- Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…
Для комментариев
- Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
- Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
- Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
- Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
Для выражения собственного мнения
- Я вполне согласен с точкой зрения автора…
- Не могу полностью разделить мнение автора…
- Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
- Мне близка позиция повествующего…
Для аргументов
- Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
- Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
- Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Для вывода
- После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
- Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.
сочинения-рассуждения.
Речевые клише
для сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение, или, по-другому, сочинение-эссе, состоит из нескольких частей:
1. Определение проблемы
Проблема может вводиться повествовательным предложением, типа «Одной из важнейших проблем в данном тексте является проблема помощи ближнему». Или вопросительным предложением, типа: «Что такое милосердие? В чём оно заключается? Всеми этими вопросами задаётся автор текста».
4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
В данном пункте следует выразить собственное мнение по сформулированной проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), приведя 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.
5. Заключение
В заключение подводится итог всему сказанному, делается вывод по проблеме и то, как она отражена у автора исходного текста.
См. примеры сочинений:
Речевые клише
Обоснование темы и проблемы
1. ФИО автора – несколько слов об авторе (можно взять из сноски, которая даётся после текста).
2. Вот и в указанном тексте автор обращается к этой же теме.
3. Среди ряда проблем, рассматриваемых в тексте (перечисление проблем), мне наиболее важной/актуальной кажется проблема ЧЕГО (проблема милосердия, уважения и пр.)
Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.
В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.
Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.
Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.
Незабываемые минуты я провела с романом–эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.
Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ2016
Элементы сочинения | Языковые средства |
Для вступления |
|
Проблема текста |
|
Комментирование проблемы (ее актуальность) обязательно на основе прочитанного текста |
|
Позиция автора |
|
Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором) |
|
Возражение автору |
|
Аргументы | с использованием жизненного опыта:
|
Заключение. Выводы | Приём «Отклик».
Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
|
Примеры формулировок проблемы