Речь елены кореневой на нике лод. Деятели кино на премии «Ника» призвали освободить задержанных на Тверской
Премия Ника 2017: Сокуров, Захаров, Коренева и Красовский произнесли скандальные речи со сцены
Церемония награждения российской кинематографической премии Ника 2017 прошла 28 марта в Государственном академическом театре имени Моссовета. Интересно, что впервые за всю историю не было прямой трансляции церемонии по федеральным телеканалам.
В итоге, тридцатая юбилейная церемонии Ники получилась несколько скандальной: практически каждый лауреат сказал со сцены речь, пронизанную разной степенью несогласия с действиями российского правительства. Началось все с чтения со сцены стихов фрондерского поэта Дмитрия Быкова Леонидом Ярмольником и песни в исполнении Василия Обломова о том, как плохо все в Москве. Виталий Манский, получая награду за документальный фильм "В лучах солнца" о жизни в Северной Корее, публично сравнил Россию и Корею. И сравнение было не в пользу России. Атмосфера сгустилась, когда за наградой вышел Антон Красовский, отмеченный за режиссуру фильма "Коллектор". Он с призом в руках призвал всех присутствующих в зале поддержать задержанных в минувшие выходные протестантов. А Александр Сокуров, премированный в номинации "Честь и достоинство", высказался еще более определенно, однозначно осудив правительство: "Государство совершает большую ошибку".
И Александр Сокуров, и Елена Коренева, получившая Нику в номинации "Лучшая женская роль второго плана", высказались о политзаключенных и призвали обратить внимание на судьбу Олега Сенцова, акцентировав внимание на чудовищной несправедливости его похищения и осуждения.
По результатам награждения церемонии "Ника": лучшим фильмом был признан "Рай" режиссера Андрона Кончаловского, Кончаловский был также признан как лучший режиссер.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net
Церемония вручения кинематографической премии "Ника" на многих произвела впечатление акции протеста: сразу несколько деятелей кино, ставших лауреатами премии, в своих выступлениях обращались к острым политическим темам. Так, кинорежиссер Александр Сокуров выступил в поддержку осужденного за терроризм украинского режиссера Олега Сенцова, а также всех тех, кто был задержан на антикоррупционных протестных шествиях в воскресенье 26 марта.
Полную расшифровку речи можно прочитать на сайте Sobaka.ru . Несколько цитат:
Когда я звонил маме накануне отъезда - ей больше 90 лет - она меня просила: «Не выступай, ничего не говори!». «Почему?» - я спросил. На что мама мне сказала «Они тебя убьют, потому что ты всегда споришь с правительством, ты все время недоволен с чем-то».
А я говорю, что не спорю, я излагаю свою точку зрения. И сегодня хочу сказать, что я жду решение от президента, ответа на вопрос, который мы обсуждали - судьба Олега Сенцова (режиссер украинского происхождения, в августе 2015 года приговорён к 20 годам колонии строгого режима. Неоднократно объявлял о применяемых к нему пытках - Прим. ред.). И президент сказал, что он будет думать над этой проблемой. Но я это говорю, потому что я также как и многие из нас в воскресенье смотрели то, что происходило в стране. И мне казалось, что государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми, со школьниками и со студентами.
<...>
Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов, надо услышать их! Никто из наших политиков не желает услышать их, никто с ними не разговаривает. В течение многих лет я обращался к Матвиенко, обращался к нашему нынешнему губернатору с просьбой начинать разговаривать с молодыми людьми. Я никогда не получал положительного ответа. Они боятся это делать. Почему? Это невозможно уже больше терпеть! Я хочу обратиться к нашим депутатам-мужчинам, потому что женщины такого закона нового не примут. Давайте примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в общественных акциях.
<...>
Все, кто сегодня занимаются молодежью, все, кто включен в жизнь студенчества, кто связан с образованием, мы все должны занять с вами прочные [позиции], бороться за силу просвещения, только это избавит нас от возможной дикости, от возможных политических катастроф.
Выступление было встречено овациями не только в зале, где проходила церемония, но и в соцсетях. Видеозаписью речи Сокурова поделились десятки тысяч пользователей.
Совершенно yдивительное выступление. Удивительное не своей смелостью - Сокуров давно известен как человек мужественный и принципиальный. Не своими идеями и манерой изложения - Александр Николаевич, настоящий русский интеллигент и гуманист, который действительно болеет за свою страну - но и это мы тоже знали. Удивительна реакция зала. В зале сидит цвет творческой интеллигенции России. Люди не только талантливые, но и тонко чувствующие общество. При этом, во многом зависимые от власти. И посмотрите на реакцию зала. Прислушались бы наверху, что ли?
По-моему, это должны (именно должны) посмотреть вообще абсолютно все. Посмотреть - и передать всем своим близким.
Речь режиссёра Сокурова - до слез. Очень простыми словами, проникновенно о главном, без пафоса
Сокуров - Ланселот, герой моего сердца.
Как светло и радостно на душе, извините меня за пафос.
Смотрю и думаю: «Удивительно, что Сокурову дали говорить эти пять минут».
Или, вот: недавно сидела ночью на концерте в Большом зале консерватории и удивлялась, почему уже полвторого ночи, а до сих пор вахтер свет в зале не отрубил.
Многие отмечали, что название премии, которую получил Александр Сокуров - "Честь и достоинство" - удивительно гармонично сочеталось с содержанием его речи.
Тот случай, когда он прям на сцене подтвердил, что наградили достойного.
Только что посмотрел выступление Сокурова на "Нике". И реакцию зала. И подумал в очередной раз, как много зависит от одного человека.
Сокуров и еще буквально несколько человек - это наш шанс. И горе нации, если она, хотя бы и с опозданием, не сумеет прислушаться к этому тихому голосу.
И как он хорошо смотрелся на фоне слов ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО. Как влитой.
Сравнивали Сокурова и с другими деятелями культуры - не в их пользу.
Человек! И вот кто, думаю, был бы хорошим министром культуры. Но как же до этого далеко.
Есть, например, Михалков с Кончаловским, Юлия Меньшова, а есть Сокуров.
Как только Нику покинул Михалков, там стали собираться очень приличные люди.
Послушайте речь Сокурова. Посмотрите, как ему апплодирует зал. Подумайте.
Кому-то вспомнились перестроечные годы, а кому-то - недавнее выступление Мэрил Стрип на церемонии вручения премии "Оскар" (актриса выступила с резкой критикой Дональда Трампа).
Вчера на "НИКЕ" выступил Александр Сокуров. Зал реагировал бурно и адекватно…
В середине 80-х первыми в среде творческой интеллигенции против вранья и бреда засидевшейся во власти номенклатуры восстали кинематографисты.
Так, по случаю, вспомнилось…
Ну и то хорошо, а то все Мэрил Стрип за всех отдувается, а эти знай письма радости и удовольствия подписывают в основном.
От восхищения словами Сокурова комментаторы вскоре перешли к критике.
Александр Сокуров предложил принять закон, запрещающий полицаям даже прикасаться к женщинам на митингах.
Молодец Сокуров, в отличие от Федотова, защищающего право полиции быть мирных граждан и всячески препятствовать им осуществлению Конституционных прав.
Представляете, режиссёр Сокуров на "Нике" договорился до того, что нельзя бить женщин и детей.
Зал был потрясён: "Какая отчаянная смелость!"
мужчин тоже нельзя бить, но до этих высот мысли нам еще расти и расти
ну это не совсем так. Это лишь одна реплика из его речи. Он говорил об Олеге Сенцове, о выступлениях и задержаниях 26 марта, о запретах и свободах. И реплика про девушек и женщин на акциях протеста - была бантиком в контексте общего протестного и резкого выступления.
Сокуров говорит очевидные вещи. Завтра он заявит, что нехорошо читать чужие письма, и зал ахнет. Беда в том, что эти очевидные вещи для многих образованных культурных людей - новость, которую надо обдумать, обсудить...
в наше время-говорить прописные истины и назыать вещи своими именами - это очень смелое выступление
мда, оказывается героизмом может быть озвучивание базовых ценностей интеллигентом на фоне мракобесия чаплиных...
Когда в момент травли Шостаковича Мравинский исполнил его концерт, то зал рукоплескал. Хотя то, что Шостакович - гениальный композитор было к тому моменту совершенно очевидно. Но исполнил его музыку один только Мравинский. Мир таков, что очевидные вещи постоянно требуют напоминания.Особенно ценно это тогда, когда за это напоминание очевидного, человеку грозит наказание той или иной степени жесткости
К пользе напоминания об очевидном окольными путями подводит и известный методолог Петр Щедровицкий :
Не так давно я понял одну важную вещь. Процесс образования направлен на включение человека в ту или иную онтологию - картину мира. В отличие от разрозненных представлений, которые возникают у каждого из нас в процессе жизни и являются элемнтом ситуативного опыта, онтология выстраивает гораздо более сложную систему причинно-следственных связей между явлениями. Тем самым она позволяет человеку планировать и осуществлять осмысленные и продуктивные действия. Если бы Мир, в котором мы живём не имел бы того или иного устройства мы не могли бы действовать в этом Мире, или точнее рассчитывать что наши действия достигнут тех результатов и целей, к которым мы стремимся. Тот, кто не имеет образования не имеет и картины мира. Ещё грубее: люди не получившие образования - а их большинство - не понимают причинно-следственных связей между окружающими их явлениями и событиями. Александр Сокуров, которого я давно и глубоко уважаю, исходит из того, что те, к кому он обращается имеют онтологию. То есть он рассчитывает, что те причинно-следственные связи, которые он видит в Мире или открывает в своем размышлении доступны его слушателям. Но, к сожалению, это заблуждение. Большинство людей не понимают тех причинно-следственных связей, которые существуют в социальном мире. У них нет социальной онтологии. Это особенно характерно для нашей страны, где философское и социально-гуманитарное образование практически отсутствует уже 100 лет. Поэтому, остаётся только само Действие Сокурова, его поступок, а не его Мысль, указание, намёк.
Вслед за Александром Сокуровым на злободневные темы . Алексей Красовский, получивший премию "Открытие года" за фильм "Коллектор", призвал коллег "использовать свою власть, чтобы что-то изменить" в судьбе задержанных 26 марта. О политзаключенных напомнила и актриса Елена Коренева (приз за лучшую женскую роль второго плана) - после ее слов зал встал, сообщается на сайте "Кино-театр.ру" . Опасения, что в телевизионной трансляции зрители этих выступлений не увидят, оправдались: по всероссийским каналам вручение "Ники" так и не показали.
и Коренева внезапно заговорили со сцены о том, что волнует не только кинематографистов о праве на свободное высказывание, об отсутствие диалога с властью, о задержанных в воскресенье женщинах и детях, о драме Олега Сенцова и о политических заключенных в целом. Как сказал лауреату «Ники» в номинации «Открытие года» Алексею Красовскому режиссер трансляции, которую завтра покажут на НТВ: «Ну это, конечно, мы вырежем».
Любопытно, что и президент кинопремии «Ника» и по совместительству ее лауреат этого года за фильм «Рай» Андрей Кончаловский добавил в интервью агентству РИА: «Я не считаю, что это правильное место для политических высказываний. Когда Сокуров сидел на президентском совете и была возможность высказаться, это я понимаю. Но здесь это немножко идет мимо кассы».
Актриса Елена Коренева , которая выступила со сцены «Ники» в защиту политзаключенных, рассказала в эфире Дождя, что толкнуло ее на эту политическую речь.
Я хотела бы вас спросить, Елена Алексеевна, как так получилось, что вчерашняя «Ника», традиционная регулярная ежегодная кинематографическая премия неожиданно превратилась в такую площадку для свободного, даже провокационного политического высказывания?
Вот как-то так получилось. Дело в том, что я лично, когда я посмотрела программку, и знала, что Александр Сокуров будет, что он получит приз «За честь и достоинство», что будут чествовать Юрия Арабова, персональный приз получит Паша Бардин, который снял сериал «Салам Масква», который я еще не видела, который пять лет лежал на полке и его не показывали, это довольно острая тема, я уже поняла, также чествовали Александра Наумовича Митту, я поняла, что будет говорить Сокуров, о злободневном, актуальном, важном, о гражданском обществе и его проблемах.
Тем более, что эта «Ника» происходила 28 марта, после событий 26 марта, с выходом в разных городах на антикоррупционное шествие или митинг очень большой массы людей, в частности, в Москве и в Санкт-Петербурге. И то, какое количество людей попали в автозаки, как с ними обращался ОМОН, просто выхватывая из толпы, что, собственно, типично, это происходит на всех больших, на многих шествиях и митингах. Просто мирно стоящие или идущие люди, в определенный момент врезается отряд ОМОНа, рассекает толпу и выхватывает абсолютно произвольно людей, тащит кого-то по земле, пожилых людей, не обращая внимания на возраст. То есть это закономерно было, я думаю, это подогрело вот это настроение со стороны определенных выступающих.
Скажите, а вы заранее решили, что вы скажете? Или вы уже на месте, поддавшись общей какой-то волне, решили говорить именно об этом?
Нет, когда мне позвонили и сказали, что я прошла в номинации, как одна из трех актрис в номинации «Роль второго плана», то я, естественно, во-первых, я совершенно не ожидала, говорю абсолютно искренне, потому что картина Володи Мерзоева, Кати Мерзоевой, которая была продюсером, Насти Мерзоевой, их дочки, которая работала над фильмом, он был снят, они говорят, за две недели, ну скажем, за три недели, в одной декорации, на мизерные деньги, и вся истории сочинена была по следам тоже известной истории с Катей Муму.
На такую историю денег государственных было не получить, конечно, 100%, я думаю.
Вообще, то, что фильм однажды показали по Первому, по-моему, как-то ночью — это уже было что-то совершенно невероятное. То есть для меня было неожиданностью, тем более у меня ну такое микроскопическое, по моему опыту больших, более объемных ролей, но это такой, острохарактерный эпизод, по сути. И я посмотрела, с кем я рядом, с Юлей Ауг за фильм «Ученик» и Светланой Брагарник — это две мощные драматические актрисы.
Я посмотрела фильм «Ученик», у них очень сильная работа. Я так прикинула свои шансы, на всякий случай в голове прокрутила, чтобы меня не застали врасплох. И скажу вам откровенно, у меня была такая уловка, когда я вышла на сцену и надо было что-то сказать, то я начала говорить о том, что я в конце концов сыграла мать оппозиционера. Я действительно играла мать оппозиционера, ее звали Муму, то есть я как бы говорила от образа. Я подумала о том, что я могу это сказать, а больше меня волновало то, что я чувствовала, что от нас ждут. И от меня ждут мои единомышленники и знакомые, может быть, тот же Володя Мирзоев и Катя. И от нас, от актеров, режиссеров, от творческих союзов ждут какого-то большего откровения…
Позиции.
Речь не о том, оппозиция ты, не оппозиция, назови себя никак, просто человек, ни к чему не призывай, но просто формулируй то, на что невозможно закрывать глаза, потому что, как сказал Александр Николаевич Сокуров, что давайте добьемся закона, запрещающего сажать в автозаки женщин и детей, которые вышли на площадь, на митинги и марши, право на которые имеют все наши граждане по закону. На мирные, они всегда мирные, все, что не мирное, то провокация. Но дело не только в детях и женщинах, а вообще в каждом человеке. Мирное шествие, вообще человека нельзя…
Вид человека, которого волокут по земле в автозак, и вид того, как расправляются дубинками над людьми, которые что-то выкрикивают, если даже, это не может не волновать просто человека, у которого на месте сердце, душа, глаза и уши. И об этом обязаны говорить мы.
Получается, что это было первое публичное высказывание людей с репутацией, узнаваемых, на широкую аудиторию. То есть в принципе никто ничего не говорил, пока не появились все вы вчера на сцене «Ники». Вы понимаете, что, скорее всего, в федеральном эфире трансляции вашего высказывания не будет?
Не скорее всего, я знала, что это вырежут, и все, по-моему, кто говорил подобное на эти темы, знали, что вырежут. Но дело в том, что нас всех режут, всегда, любое интервью, телевизионное или печатное, перекраивают, иногда аккуратно и по объективным причинам формата, — это естественная вещь. И тем более, я была спокойна, я могу сказать конкретной аудитории, просто к ней. Я и сказала, что я говорю это больше себе, потому что, по большому счету, желания учить или озвучивать какую-то истину, которую якобы другие люди не знают, а я ее знаю, — это высокомерно и как-то уже тоже набило оскомину. Я действительно чувствовала, что вот я должна об этом сказать.
Как отреагировал зал? Были ли какие-то негативные отклики, возможно после? Что не стоило, надо быть аккуратнее, сдержаннее и так далее…
Я убеждена, что целый ряд людей, потому что это тоже существует, и мы все с этим уже сталкивались, они считают, действительно, что фестиваль — это праздник, что это даже неприлично, существуют некоторые табу — за столом в светском обществе не говорят о деньгах, о политике и о здоровье.
То есть не стоило омрачать, да?
Не стоит портить праздник. Но кто-то так думает, окей, но кто-то думает по-другому. И потом, как вам сказать, художник, высокопарно называя нас всех, но тем не менее, у нас труд такой, для человека, связанного со словом, образом, эмоцией, психологией людей и так далее, условно говоря, художники, они правозащитники по своей сути. Что бы они не снимали — триллеры, комедии, мультфильмы, но дух гуманистический в самой этой профессии этого дела, он подразумевает, что правозащиту, то есть защиту человека от того, сего, пятого, десятого.
А потом, если говорить обо мне, не обязательно иметь в роду какую-то историю, но я людям, которых арестовывают, а особенно политзаключенным, по навету, по дезинформации намеренной и так далее, сопереживаю особенно, потому что у меня были репрессированы бабушка с дедушкой в тридцатых годах. Потом реабилитированы, но дедушка был расстрелян к тому моменту. И я чувствую это, свою причастность, я не могу их предать. Такое у меня ощущение.
Спасибо большое.
В Москве состоялась 30-я церемония награждения Национальной кинопремии "Ника" по итогам 2016 года. Она проходила в театре имени Моссовета вечером 28 марта, на сцене которого были объявлены победители в шести номинациях. Также художественный руководитель награды вручил представителям отечественного кинематографа почетные призы, которых удостоились выдающиеся представители киноиндустрии.
Андрей Кончаловский - победитель премии "Ника-2017" | spletnik.ru
Абсолютным триумфатором премии "Ника-2017" стала картина "Рай" . Драма получила статуэтку в трех номинациях - "Лучший фильм", "Лучший режиссер" и "Лучшая женская роль". Картина "Рай" в борьбе за главный приз "Ники" обошла пятерых достойных конкурентов, которые были представлены в номинации "Лучший фильм". Среди них присутствовали - "Дама Пик" , "Ученик" , "Коллектор" Алексея Красовского, "Дуэлянт" Алексея Мизнирева и "Монах и бес" .
"Лучшим режиссером" на кинопремии "Ника-2017" стал Андрей Кончаловский, а "Лучшим сценаристом" - Юрий Арабов, написавший сценарий к фильму "Монах и бес". Статуэтку "Ники" в 2017 году также получил Максим Осадчий за лучшую операторскую работу в фильме "Дуэлянт".
Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский - победители премии "Ника-2017"
Победу в номинации "Лучшая женская роль" одержала , а в номинации "Лучшая мужская роль" победил за игру в фильме "Монах и бес". Статуэтки за "Лучшую женскую роль второго плана" получили и , а в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" победителем вышел .
Елена Коренева - победитель премии "Ника-2017" | В Москве на вручении кинопремии "Ника" российские режиссеры и актеры высказались об антикоррупционных протестах, которые 26 марта прошли во многих крупных городах России. Режиссер Алексей Красовский призвал киносообщество использовать свою власть, чтобы что-то изменить в судьбе задержанных. Его поддержали Виталий Манский, Александр Сокуров и актриса Елена Коренева. В интервью DW лауреатка премии "Ника", актриса Елена Коренева (известна по ролям в фильмах: "Большая перемена", 1973; "Ася", 1977; "Сибириада", 1978; "Ярославна, королева Франции", 1978; "Экипаж", 1979; "Тот самый Мюнхгаузен", 1979 и др.) рассказала о протестных акциях, насилии в отношении общества и уроках патриотизма в российских школах.
DW: Актриса Юлия Ауг сказала, "что такого очень давно не было, чтобы "Ника" была акцией протеста, и этот факт значит, что нарыв созрел". Про какой нарыв она говорила?
Елена Коренева: Я не назвала бы это акцией протеста. Акция протеста - это неожиданная для всех по многочисленности демонстрация 26 марта, где, как пишут независимые источники, было задержано около тысячи людей. Но все-таки церемония вручения премии "Ника" отличалась от предыдущих, может быть, именно потому, что нарыв действительно созрел. С другой стороны, говорить о наболевшем и несправедливом должно быть естественным и обыденным делом, а не акцией. Публичные люди и СМИ должны поднимать эти вопросы. Это не должно превращаться в кульминационный момент по какому-то поводу, тем более для людей, занимающихся творчеством, кинематографом, театром, правозащитная деятельность - в каком-то смысле суть искусства. Я согласна, что нарыв созрел. Времена сегодня очень тяжелые с точки зрения насилия над человеком: когда избивают дубинками мирно шествующих людей, которые вышли на площадь. Право на мирное шествие у нас прописано в конституции. Когда ОМОН избивает людей, когда старых и молодых людей волокут по асфальту, засовывают в автозак и обращаются с ними как с нелюдями - это как будто война, где есть враг, которого нужно унизить и уничтожить. Шокирует то, что это стало нормой во взаимоотношениях с ОМОНом, который представляет власть.
На церемонии награждения были подняты вопросы о взаимоотношении общества и власти, насколько важно говорить о той части общества, которая не реагирует на насилие, применяемое к ее согражданам?
Это сложный вопрос. У каждого человека есть друзья, близкие, коллеги, которые придерживаются прямо противоположных точек зрения по целому ряду вопросов. Это привносит очень много конфликтов, и каждый отстаивает свою позицию страстно. Меня иногда спрашивают, как я могу общаться с человеком, который занимает позицию власти, предположим? Я говорю, что отношусь к людям, которые не проявляют активности в защите своих или чужих прав, терпимо и с долей понимания. У них причины самые разные - страх, изоляция в творчестве и работе. У людей жизнь трудная, и они дистанцируются от политики. Меня такие настроения тоже иногда посещают, так как вариться во всем этом очень тяжело. Сегодня картина настолько неприглядная. Осознание того, что все до такой степени цинично, травмирует человека. Это психологическая защита.
Но есть люди, которые зомбированы. У них нет опыта сбора информации в разных источниках, нет опыта политической дискуссии. Мы знаем заранее, какие выступления из премии "Ника" на федеральных каналах вырежут, а какие оставят. В итоге зритель видит подправленную картинку, не говоря уже о навете, пропаганде, дезинформации по поводу всех, кто критикует власть. По конституции все марши должны носить не согласовательный характер, а осведомительный: сколько человек должно выйти, по какому маршруту и в какой интервал времени. Административные аресты могут применяться, если это будет нарушено. Само право выхода на протест прописано у нас в законе. И я, как участник подобных маршей и митингов, считаю, что они абсолютно мирные. Если кто-то зажигает файеры, то это очевидная провокация.
- Поможет ли тогда просвещение? Об этом на выступлении говорил Александр Сокуров…
Да, просвещать нужно. Но я вспоминаю два скандальных ролика. Школьники в Брянской школе записали видео, как кого-то из их одноклассников забрала полиция, потому что он собирался идти на марш Навального. Директор и учительница устроили им лекцию-обструкцию: они говорили казенным языком и были настолько перепуганы, что общались с ними, как с маленькими недоразвитыми детьми, которым можно солгать во имя воображаемого блага. Второй случай - консерватория, где читали список пятой колонны. Это не частный случай, не импровизация одного человека. Этим занимаются СМИ. В список попали Дмитрий Быков, Михаил Горбачев, Лия Ахеджакова, Николай Сванидзе и другие. Это дикость, разжигание ненависти. К вопросу о просвещении - нужен противовес. Те, кто может, должны использовать трибуну или даже в своих работах говорить об этом. Но пока силы неравные.