Развлечение животные зимой в старшей группе. Сценарий зимнего развлечения в старшей группе «Зимушка-зима
Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.
Задачи:
- уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
- учить распознавать следы зверей и птиц;
- развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
- упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.
ХОД
Актуализация знаний по теме.
Разгадывание загадки.
Слайд №1
Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Катайск наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима
Слайд №2
Беседа «Месяцы зимы»
— Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5,№6,№7,№8). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?
Сюрпризный момент.
— Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.
Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.
Беседа «Поведение животных зимой»
- А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
- А откуда вы об этом узнали?
Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)
- Каких животных зимой можно встретить в лесу?
Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.
Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».
Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.
А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.
Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.
Рассматривание иллюстраций.
— Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.
Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)
Презентация книжки.
— Давайте послушаем Лику Л. Что же интересного она узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Лика рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
— Давайте расскажем, где зимуют животные.
«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)
Разгадывание загадки.
— Послушайте загадку Антона С.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».
Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался (Слайд№14.)
Презентация книжки.
— Лиза Бронникова с мамой составляла книжку-малышку про зайчика.
А где же у зайки домик? (слайд№15)
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?
Лиза смастерила вот такого зайчонка. Расскажи, как ты это делала и из чего.
Описание этапов выполнения поделки.
Лиза: «Ватные диски я в руки взяла, и фантазировать начала. Круглые, белые, словно снежок. Кто из них получиться бы мог? Может котёнок, что белый, как снег. Иль снеговик, что приснился во сне. Нет, это зайка белой зимой. Наклею кружочки, и он будет мой.»
Если вы захотите, Лиза вас научит делать таких зайчат.
Практическая работа «Украсим елочку».
— А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.
Дети сминают лист бумаги и салфетку.
— Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?
Разгадывание загадки.
— А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.
Алина Х: « Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»
Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16).
Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.
Лиза Касаткина вместе с белочкой расскажут нам, как белки зимуют (слайд№17)
А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.
Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика.
«Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.
Разгадывание загадки.
— Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».
А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)
Презентация книжки о волке.
— Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке. Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)
Беседа «Рысь».
— А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?
Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.
Динамическая пауза
«Звериная зарядка».
Раз- присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
Игра «Угадай, чьи следа».
— Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)
Презентация книги о ежике.
— Почему ёж спит зимой? Расскажи нам Ксюша. В книге Ксюши есть интересная игра «Что ёж сможет унести на своих иголках?»
Дидактическая игра «Кому этот подарок и для чего?».
— Я предлагаю вам тоже поиграть в игру « Кому этот подарок и для чего?»
Беседа и презентация книги о медведе.
— Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)
Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?
Поля расскажи о своей книжке.
Прослушивание песни.
— Я предлагаю вам послушать шуточную песенку, про то почему медведь спит зимой (слайды №30- №36)
Заключительная часть.
— Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.
Звучит песня «Сказки зимнего леса».
— Из книг мы можем узнать много интересного. Писатели пишут умные, добрые книги.
Знакомство с Красной книгой.
— А я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (слайд № 37). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало. Страницы в книге разного цвета (слайды № 38-№ 42)
А от чего погибают животные? (слайд №43)
И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей. Для этого нужно выполнять такие правила (слайд № 44)
Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, гуляя по лесу, слушая рассказы детей. Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки.
Подведение итогов.
— Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы.
Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.
Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы.
Звучит видеоклип « Все на свете нужны».
— Белова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №42» г. Воркуты.
Цель занятия в детском саду:
- расширить представления детей о жизни диких животных зимой, через использование игр развивающей направленности.
Используемые методы для занятия в детском саду:
- методы повышения познавательной активности (проблемные вопросы, игровая мотивация);
- методы повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации);
- методы обучения и развития творчества (усвоение систематизированных связей, проблемные ситуации, игровые приемы).
Влияние интегрированных связей на развитие целостного представления об обучаемом объекте:
- в игровой форме дети расширяют представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой, количественном и порядковом счете;
- развивают конструктивные навыки;
- учатся ориентироваться на местности с помощью плана-схемы и на этой основе расширяют, обогащают и уточняют словарный запас.
Обеспечение связи с предметно-развивающей средой в группе:
- использование в самостоятельной деятельности детей игр: «Танграм», «Угадай, чьи следы», «Лабиринты».
Межпредметная связь:
- ознакомление с окружающим,
- развитие элементарных математических представлений,
- развитие речи.
Оборудование для занятия в детском саду:
- План-схемы части групповой комнаты.
- Карточки – изображения частей животных (морда, хвост) белки, зайца, кабана, лисы, волка, рыси, оленя, лося — 8 штук.
- Карточки-изображения животных (тех же) – 8 штук.
- Наборное полотно — 2 штуки.
- Игровизоры и листы с заданиями-лабиринтами — по 8 штук.
- Геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним — по 8 штук.
- Карточки-изображения жилищ диких животных — 8 штук.
- Карточки-изображения следов диких животных на снегу — 8 штук.
Примечание: работа на занятии ведётся с подгруппой детей (8 человек). Дикие животные наших лесов, которые впадают в зимнюю спячку (медведь, ёж, барсук), не рассматриваются.
Задачи занятия в детском саду:
- расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;
- формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.
Ход занятия в детском саду ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС:
Воспитатель: — Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? (Дети отвечают.) Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой. А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота, как вы думаете? (Дети отвечают.) Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны? Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.
Прятки в лесу
— Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда по плану найдём карточки-подсказки, а в конверте находится изображение того, кто спрятался именно в этом месте.
Дети находят по плану сначала карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их, открывают конверт с карточками-изображениями диких животных наших лесов (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).
Пример: — Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.
Игра «Кто на каком месте?»
Дети выстраиваются в одну линию. У них в руках карточки с изображениями диких животных, которых они отыскали. Напротив них, на столе выстроены в ряд лесные жители – резиновые игрушки. Детям предлагается назвать, каким по счету стоит их животное, какое животное стоит «перед», «после», «за ним», «между».
Дети называют: — Заяц первый, кабан второй, лиса третья. Кабан стоит за зайцем, перед лисой и т.д.
Воспитатель: — А теперь по очереди называйте, каким по порядку стоит каждое животное. Который по счету стоит заяц?
Работа с планшетами-игровизорами
Воспитатель: — Зимой в лесу тяжелее всего живется пугливому зайчишке. В поисках пищи он забегает очень далеко. Да и лисы очень боится, путает следы. Давайте поможем нашему зайцу вернуться в свой родной лес.
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат планшеты-игровизоры, под прозрачными пластиковыми экранами которых находятся листы- лабиринты. Дети отмечают путь выхода из лабиринта сначала визуально, затем с помощью маркера. Если сделана неверная линия, то с помощью салфетки она убирается. Проверка выполнения задания происходит в парах: рядом сидящий проверяет правильность выполнения задания своего товарища.
Вопросы про жизнь диких животных
Воспитатель приглашает детей стать в круг. Показывает детям большой «снежок» — мяч, оклеенный белой бумагой.
Воспитатель: — Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.
Проблемные вопросы:
- Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
- Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
- Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)
- Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)
- Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)
- Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться.)
Динамическая «Звериная зарядка»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – белые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад.)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Работа с головоломкой «Танграм»
Воспитатель : — А сейчас на нашем пути встретятся вместе непримиримые враги — заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм».
Дети выкладывают изображения лисы и зайца. Причем на одном столе у одного ребенка – изображение зайца, у другого – изображение лисы. Воспитатель задает детям вопросы: из каких фигур состоит заяц, из каких изображение лисы, из скольки фигур состоит изображение лисы, зайца.
Найди след
Воспитатель: — Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу.
Карточки-изображения диких животных и соответствующих схематических изображений их следов прикрепляются к столам, стульям, полкам групповой мебели двусторонним скотчем. По ковру воспитатель разбрасывает карточки со схематическим изображением «следов» животных, а в конце каждого «следа» кладет перевернутую лицевой стороной вниз карточку-изображение жилища дикого животного — места, где животное прячется в непогоду. Дети внимательно рассматривают карточки-подсказки и определяют, где чей след.
— Это заячий след.
— Это лисий след и т.д.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания (визуально многие следы похожи) и в случае правильного ответа открывает карточку-изображение жилища (логово, нора, ямка под кустом, лёжка, дупло и т.д.).
Воспитатель: — Наше путешествие к лесным жителям подошло к концу. Если вам оно понравилось, прикрепите к магнитной доске смайлик с улыбкой и расскажите, что вам понравилось? Если вам какое-нибудь из заданий показалось трудным, прикрепите смайлик с грустным выражением. Расскажите, что было трудным. Я предлагаю вам дома вместе с родителями подумать, как мы, люди, могли бы помочь диким животным зимой.
В качестве сюрпризного момента детям целесообразно предложить видеопросмотр презентации «Дикие животные наших лесов зимой», подготовленный родителями детей. Его просмотр предлагается провести во второй половине дня.
Программное содержаниеЗадачи
Образовательная
Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.
Развивающая
Продолжать развивать внимание
- Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких и домашних животных, беседа
Материалы и оборудование
Карточки с изображениями зверей (белка, заяц, волк. Изображения питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы, Карточки с изображением диких и домашних животных
Методика проведения
Этапы Содержание Примечание
Вводная часть
Воспитатель:
Ребята, вы слышите? Кто-то стучится
Ребята,посмотрите, к нам в гости к ним пришел Незнайка.
Воспитатель:
Ребята давайте поздороваемся с
Дети:
Здравствуй Незнайка
Незнайка:
Здравствует ребята
Стук в дверь, заходит Незнайка
Основная часть
Воспитатель:
Незнайка, а что у тебя в руках?
Незнайка:
картинки с изображениями животных
Незнайка. Эти животные живут в лесу, но сейчас очень холодно - зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.
Воспитатель:
Дети, разве можно взять этих животных домой?
Дети. Нет, нельзя. Им нужна свобода, и в любую пору года они находят себе пищу и не мерзнут.
Воспитатель:
Ребята, вы так хорошо и быстро говорили, что Незнайка не понял, почему же зверям в лесу лучше. Давайте сядем на стульчики и расскажем ему все-все о том, как зимуют звери.
Загадка:
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
Незнайка. Этого зверя я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь для нее пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и покормить, а лучше до весны спать уложить.
Воспитатель:
Можно ли так поступить с белкой?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Где белка живет?
Дети:
в Дупле
Воспитатель:
Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.
Чем питается?
Дети:
С осени запасает орешки, грибы
Как спасется от врагов?
Дети Она умеет быстро перебираться с дерева на дерево - это ее и спасает
Незнайка. Ладно, белку я оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой: он такой маленький, любой его обидит.
Воспитатель:
Ребята послушайте и отгадайте загадку
Загадка.
Зимой белый,
летом серый.
Дети:
заяц
Воспитатель:
Правильно, это заяц
Как заяц готовится к зиме?
Дети:
Меняет шерсть, цвет, линяет.
Чем заяц питается?
Дети:
кора деревьев, ветки
Есть ли у зайца враги? Кто?
Дети:
да Лиса, волк,
Воспитатель:
Как он от них спасается?
Дети:
спасают быстрые ноги, цвет шерсти.
Незнайка. Ладно, я все понял и зайчика тоже оставлю в лесу, не буду брать домой. А кто же еще питается корой
Воспитатель:
Ребята, вы наверное устали, давайте отдохнем
Физминутка "У Оленя дом большой"
У оленя дом большой,
(Руки над головой – изображаем крышу дома.
Он сидит, глядит в окошко.
Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.
Зайка по полю бежит,
Бег на месте.
В дверь к нему стучит:
Топот ногами, руки на поясе.
«Тук-тук, дверь открой,
Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.
Там в лесу охотник злой».
Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.
«Зайка, зайка, забегай!
Зазывание движения рукой.
Лапку мне давай».
Протягиваем руки с открытой ладонью)
Воспитатель:
Вам понравилась зарядка?
Дети:
да
Незнайка. Ребята, а какие еще животные живут в лесу?
Дети:
Медведь, лиса, волк, крот
Воспитатель:
правильно, а кто мне расскажет как готовится к зиме заяц?
Дети:
меняет шубу с серой на белую
Воспитатель:
А медведь?
Дети:
медведь ложится в спячку и спит до весны
Воспитатель:
молодцы ребята, а вы знаете как готовится к зиме лиса?
Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.
Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.
Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.
Воспитатель:
Молодцы, теперь Незнайка знает, какие животные живут в лесу
А как можно назвать животных живущих в лесу?
Дети:
Дикие животные
Воспитатель:
Ребята я предлагаю вам поиграть в игру "Четвертый лишний"
Я буду показывать вам животных,а вы должны мне сказать, какое это животное дикое или домашнее
(Волк, заяц, корова, курица, гусь, лиса, белка, медведь, кот, собака, свинья, крот)
Воспитатель:
Молодцы, справились. Вам понравилась эта игра?
Дети:
Да
Дети рассматриваю картинки
(белка, заяц, волк, медведь, лось, еж).
Дети садятся на стульчики
Загадываю загадку
Показываю изображение белки в зимнем лесу рядом с дуплом
Беседую с детьми
По ходу вопросов показываю изображения с
ответами
Загадываю загадку
Показываю изображение зайца объедающего кору дерева
Беседую с детьми
Провожу физкультминутку
По ходу стихотворения дети имитируют движения
Беседую с детьми
Детям показываю картинки с изображением диких и домашних животных дети определяют, в какую группу их отнести
Заключительная часть
Незнайка:
Ребята, теперь я понял, что в лесу живут дикие животные и их нельзя брать домой.
За то что вы мне помогли разобраться в этом я хочу подарить вам Вот эти раскраски с животными.
А сейчас мне пора возвращаться домой. До свидания ребята, до новых встреч
Дети:
до свидания Незнайка
Незнайка благодарит детей и дарит раскраски
Дети прощаются с Незнайкой
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Животные в зимнее время»
(Образовательная область: познавательное развитие)
Департамент Образования г. Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа № 2051»
Подготовила и провела: воспитатель Князева Дарья Петровна Москва 2018 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .
Цель: создать условия для расширения представлений детей о животных разных стран.
Задачи:
- Уточнить представления детей о животных разных стран: внешний вид, среда обитания, характерные особенности.
- Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, наглядный материал представлен в виде презентации по теме, глобус.
Ход работы:
- Вводная часть.
- Слайд – заставка «Физическая карта полушарий»
Стук дверь. Заходят животные (медведи)
М: Здравствуйте, ребята! А куда мы попали?
Дети: В детский сад
М: Ой, ой мы ведь заблудились! Что же нам делать теперь? Как найти наш дом?
Воспитатель: Ребята давайте поможем наши гостям вернуться домой?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие и познакомиться с животным нашей планеты. А кто знает, на какой планете мы с вами живём?
Дети: Земля.
На протяжении многих веков знаменитые учёные, путешественники, совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли.
А для того, чтобы представить себе не только её поверхность, но и форму, учёные изобрели модель Земли-глобус.
А чтобы помочь наши гостям нам пригодится глобус.
Давайте внимательно посмотрим на глобус. Что мы можем с вами увидеть? Какого цвета больше всего?
Дети: синего.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, что может обозначать синий цвет на глобусе?
Дети: вода.
Воспитатель: Наша планета состоит из воды и суши. А ещё какие цвета?
Дети: Жёлтый, зелёный.
Вода - это реки, озёра, моря, океаны…
Суша - это леса, поля, луга, степи, пустыни…
На нашей планете есть 6 материков (Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида) и на всех материках живут разные животные. Есть ещё одна часть суши, которая не является материком, но такая же важная, как материки. Она называется Арктика. Там находится северный полюс.
Раскрутив глобус, останавливаем движением пальца. А сейчас мы с вами окажемся…, для этого мы поиграем в игру. Нам нужно закрыть глазки и выполнять то, что я вам скажу «Повернись, покружись и на Северном полюсе окажись» . А теперь открыли глаза.
2. Основная часть
Слайд №1 «Северный полюс»
В: Ребята, а кто – нибудь догадался, куда мы попали? (северный полюс) А какие животные здесь живут?
Слайд с животными севера (белый медведь, северный олень, тюлень, морж) .
Кирилл подготовил рассказ об одном из жителей северного полюса. (белый медведь) .
Раскрутив глобус, останавливаем движением пальца. А сейчас мы с вами окажемся в Африке, Закрываем глазки «Повернись, покружись и в Африке окажись» . А теперь открыли глаза.
Слайд №2 «Африка»
В: Ребята посмотрите на картинку, куда мы попали?
Слайд №3. Дидактическая игра «Найди ошибку»
Слон (хобот) , жираф (голова, шея) , носорог (рог) , зебра (голова) .
Ребята, Маргарита тоже хочет рассказать вам о животном, которое она знает (жираф) .
Раскрутив глобус, останавливаем движением пальца. А сейчас мы с вами окажемся в …, закрываем глазки «Повернись, покружись и в Тайге окажись» . Открыли глаза.
Слайд №4 «Тайга»
В: Ребята как вы думаете, куда мы попали? (под щебетание птиц в лесу) . Какие леса мы с вами знаем?
Слайд №5. Дикий лес с двигающимися животными.
Животные (волк, лиса, заяц, белка, бурый медведь)
Хороводная игра «Превращение в животных» (малой подвижности)
Правила игры: «Повернись, покружись и в животное (лиса, заяц, медведь, волк) превратись» .
3. Рефлексия:
Слайд № 6. Дидактическая игра «Заблудившиеся животные»
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите куда мы отправим наших потерянных зверей?
Вы узнали где они живут? Ответы детей.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что в нём было самым трудным для вас?
Цель: показать красоту зимней природы в художественной литературе и произведениях искусства, воспитывать чувство прекрасного, расширить кругозор детей, развивать любознательность, логическое мышление, смекалку.
Ход развлечения
В. Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
- Зима красивое время года, не правда ли?
- Вы любите зиму?
- Вот поэтому и называют зиму ласково - зимушка, чародейка.
- Вы знаете как еще называют зиму? (Мастерица, волшебница.)
В. Вот и мы нашу встречу назовем «Зимушка-зима». Мы послушаем стихи, музыку, поиграем, узнаем многое о зиме. Наша встреча - это своеобразная встреча с зимой.
- Какой день начинает зиму? Чем этот день отличается от других? (22 декабря - самый короткий день и самая длинная ночь.)
- Красиво зимой! Вокруг сверкающий снег, как пушистый ковер. Зима - веселое время года. Зимой можно… помогайте мне? (Кататься на санках, коньках, лыжах, играть в хоккей, в снежки, встречать Новый год.)
В. Зимней природой, ее узорами и красками восхищались и воспевали в своих произведениях художники, поэты, писатели, композиторы.
Может вы знаете каких-нибудь художников и их картины о зиме? (Ответы детей.)
Сейчас мы посмотрим с вами некоторые репродукции картин о зиме.
Рассматривание репродукций картин К. Юон «Конец зимы», А. Саврасов «Зимний пейзаж».
В. Много прекрасных произведений создано писателями и поэтами о зиме. Знаете ли вы стихи о зиме? Кто хочет прочитать? (Чтение стихов.). Кто хочет прочитать? (Чтение стихов.)
В. Природа оказывает огромное влияние на творчество композиторов.
Вы знаете композиторов, чьи произведения воспевают природу? (П. Чайковский, С. Рахманинов, М. Глинка.)
Сейчас мы послушаем музыку П. Чайковского из цикла «Времена года». (Зима. Январь.)
Внимательно послушайте, подумайте, о чем хотел рассказать композитор. Давайте закроем глазки и пофантазируем. (Звучит музыка.)
Какие образы и картины нарисовало вам ваше воображение?
В. А теперь мы с вами поиграем.
Сейчас, играя в игру, мы проверим, что вы знаете о зиме, о зимней природе. За правильные и полные ответы - получите фишки (желтые или красные). Кто больше наберет фишек, получит приз.
Итак, начнем.
Разминка
Кто зимой из животных впадает в спячку? (Барсук, еж, медведь, уж, ящерица, летучая мышь.)
Конкурс
В. Сейчас я расскажу вам одну историю о том, как я была зимой в лесу. Кто заметит ошибки в моем рассказе - поднимает руку.
Как-то раз пошла я в лес. Это было зимой… И увидела я там медведя, сову, ласточку, петуха, грача и т.д. (Ответы детей.)
В. А теперь дополнительные вопросы:
- Какие животные запасают на зиму корм? (Белка, бурундук, сова, мышь, бобр, сойка, поползень.)
- Какие животные на зиму меняют окраску? (Белка, заяц - беляк, ласка, белая куропатка.)
Проводится игра «Зимние слова».
Два мальчика и две девочки отходят в разные стороны комнаты. Называя слова, связанные с зимой мальчик и девочка делают шаг. Получается, что дети двигаются на встречу друг к другу. Кто раньше подойдет, к флажку тот и победил.
Викторина «Что вы знаете о зиме?»
Вопросы к детям:
- Где раки зимуют? (В норках по берегам озер и рек.)
- Что для птиц страшнее - холод или голод? (Голод.)
- Если у зайцев поздно начала белеть шерсть, какой зимы ждать: ранней или поздней? (Поздней.)
- Растет ли дерево зимой? (Не растет.)
- Вьют ли гнезда перелетные птицы на юге? (Нет, так как они не выводят птенцов.)
- Все ли зайцы белы зимой? (Беляки - белые, русаки - серые.)
- Каких медведей зовут шатунами? (Которых разбудили и согнали с берлоги зимой.)
- Что значит «Волка ноги кормят»? (Во время охоты волк не сидит в засаде, а догоняет.)
- Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и приближаются к жилью людей? (Так легче найти пищу.)
За правильные ответы дети получают фишки.
Игра-«Пантомима» (имитация движений животных, называемых воспитателем).
Подводятся итоги, участникам вручаются призы.