Развлечение старшая группа как зимуют звери. Развлечение "Зимушка - зима" (старшая группа)
В старшей группе
Цель : уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных зимой: чем питаются, как защищаются и как готовились к зиме. Учить детей отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать связно и последовательно.
Продолжить работу над обучением детей составлению загадок.
Воспитывать уверенность, раскованность.
Словарная работа : мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.
Предварительная работа : чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.
«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.
Материал : иллюстрации с изображением диких животных. Дидактическая игра «2 белочки». Картинки с изображением: желуди, шишки, грибы, ягоды, бананы, мяч, хоккейная клюшка, яблоко, гнездо, кофта, кукла, шапка. Маски для 2-белочек, фишки.
Ход занятия
Скажите мне пожалуйста, лес-это чей дом? (ответы детей).
Да, и мы сегодня поговорим о жизни диких зверей зимой в лесу. Может вы мне их назовете?
Поговорим о лисе, хорошо. Когда лиса начинает готовиться к зиме, и что она для этого делает? (ответы детей)
Как она меняет шерсть? Кто расскажет?
Хорошо. Вот мы поговорим о том, как лиса готовиться к зиме. А теперь расскажите мне, как же лиса выживает зимой?
Она ловит зайцев, мышей (мышкует). Сколько надо ей поймать мышей, что-бы наесться? (15-20).
Расскажите, как это она делает? (ответы детей).
А где же зимой лиса спит? (ответы детей).
А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса зимует одна, а вот волки. Что вы можете рассказать о них (ответы детей).
Чем они питаются?
Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).
Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).
Где же волки ночуют? (ответы детей).
Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).
Я хочу вам сказать, что если летом вы встретите волка в лесу, то не бойтесь, волк вас не тронет. А вот медведя бегите как можно быстрее.
Как вы думаете почему? (ответы детей).
А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.
Физкультурная минутка
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Ну вот, в лес мы сходили. А это кто?
Белка красивое, нежное животное и начинает готовиться к зиме уже летом.
Расскажите, как белочка готовиться к зиме (ответы детей).
Осенью белка меняет свою шерсть. Меняется ли цвет? (ответы детей).
У белки, как у всех животных, есть враги. Как же она защищается от них? (ответы детей)
Молодцы, очень интересный получился рассказ.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки» . (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Ход игры:
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Отдохнули. Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.
1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы.
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее …
3. Хозяин лесной просыпается весной
А зимой, под вьюжной вой,
Спит в избушке снеговой.
4. За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара.
(Айрат Х.)
5. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
Может мы с вами придумаем загадки. Попробуем.
Сегодня мы с вами беседовали о жизни диких животных, о том как нелегко им выживать зимой, как необходимы они друг для друга.
А теперь посчитаем сколько фишек вы заработали на занятии и узнаем: кто же был самым активным.
Гнеушева Людмила Алексеевна
Гнеушева Татьяна Викторовна
Проскурина Светлана Ивановна
Воспитатель, Детский сад № 29 "Искорка", Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Учитель-логопед, Детский сад № 29 "Искорка", Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Гнеушева Л.А., Гнеушева Т.В., Проскурина С.И. Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах "Экологический квест - Путешествие в сказочный лес" // Совушка. 2017. N4(10)..07.2019).
Заказ № 43853
В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест? Квест - это игра на местности. Квесты (англ. Quest - поиск) игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение.
Использование его в старшей логопедической и подготовительной группах обусловлено возрастными особенностями детей. Велика потребность детей в движениях и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Дети считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. Дети испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Квест предполагает работу детей в двух командах, но при этом совсем не предусматривает соревнования между командами. Обе команды стремятся к выполнению одного общего дела. Деление на команды необходимо для повышения эффективности выполнения задания (скорость выполнения всех заданий). Команда проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (в представленной работе задача собрать пазлы). Данная работа выполняется в виде квеста на местности (на участке) по теме экология, цель которой собрать пазлы с участием различных героев, выполнив при этом задание. Такой вид работы развивает у детей ловкость, смекалку, память и чувство помощи товарищам. А так же помогает сплотить коллектив и поднять эмоциональное настроение.
В ходе экоквеста детям приходится общаться с членами команды и здесь они должны продемонстрировать свое знание правил этикета, умение выстраивать общение. Начинается игра с постановки цели (необходимо найти сундук, дети встречаются с героями, которые предлагают игры):
Цель: продолжить экологическое образование детей.
Задачи:
Повторить правила поведения в лесу;
Развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь;
Воспитывать экологическую культуру детей.
Совушка: - Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.
Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Ребята, мы сегодня здесь собрались на квест игре. Игра у нас будет не обыкновенная, а игра - путешествие по сказочному лесу. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!
Совушка: - Ребята, на каждое задание вы будете получать часть пазла, который мы с вами в конце игры вместе соберём и узнаем что это:
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали,
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
(за ответы командам выдается пазл №1)
Молодцы, а что это там за шум?
(вбегает Лесовичок и баба Яга)
Лесовичок: Помогите! Помогите!
Совушка: Что случилось, Лесовичок?
Лесовичок: -Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?
Баба Яга:
В лесу беда случилась,
Вокруг всё изменилось:
Птицы не поют,
Цветы не цветут,
Ветер не шумит,
Речка не журчит….
Лесовичок:
Люди мусор раскидали,
За собою не убрали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали…
Совушка: - Ребята, давайте уберём мусор на полянках, и тогда снова полянках будет чистой.
Проводится игра-соревнование «Кто больше соберёт мусор?»
На полу разбросан «мусор»: бумага, газета, пакетики, палочки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку «мусор» (выдается пазл №2).
Баба Яга: - Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие, чистые полянки у нас. Давайте поиграем. Сейчас встанем по порядку, дружно делать все зарядку.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко,
И отправились в дорожку.
(наклониться вперед и покачать руками и шаги по кругу)
Лесовичок: - Ой, ой, ой, к нам пришел волшебник злой. Он руками замахал, всех детей заколдовал. Дети руки вверх подняли и деревьями все стали.
Тогда для начала вам нужно отгадать загадки:
1. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Березы)
2. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
(Дуб)
3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
4. Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.
(Осины)
5. Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(Рябина)
6. Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками.
(Сосна)
Отгадали все загадки (за задание выдается пазл №3).
Совушка: - Молодцы! Но это еще не все, у меня для вас еще одна игра, называется она «Четвертый лишний» (дети называют лишний предмет):
Дикие и домашние животные (волк, лиса, заяц, собака)
Яблоко, груша, слива, капуста.
Утро, обед, вечер, сентябрь.
Декабрь, сентябрь, октябрь, ноябрь.
(за задание выдается пазл №4).
Баба Яга: Игра «Так - не так»
Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Лесовичок все делает наоборот, чтобы запутать детей):
Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
Теплая погода зимой (ТОПАЮТ)
Дождь прошел - остались лужи (ХЛОПАЮТ)
Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
Ночь пройдет - настанет день (ХЛОПАЮТ)
Залаяли птицы, запели собаки (ТОПАЮТ)
За зимой весна придет (ХЛОПАЮТ)
Весной дождик часто бывает, землю поливает (ХЛОПАЮТ)
Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Лесовичок: - Какие молодцы, вот вам пазл №5.
Совушка:- Экологическая игра «Что растет в лесу?» с подготовительной группой (картинки - деревья, грибы, ягоды, растения). «Кто живет в лесу?» старшая логопедическая группа. Дети выкладывают на мольберт картинки с предметами.
В конце задания выдаются пазл №6.
Совушка: - Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу. Дети повторяют поведения в лесу:
В лесу порядок такой:
Посидел - убери за собой!
Муравейники не трогай,
Проходи своей дорогой!
Ты деревья не ломай,
И цветы зря не срывай!
Нельзя в лесу шуметь, кричать,
Зверей из леса забирать!
Костёр надумал разводить,
Ты не забудь всё потушить,
Тут до беды не далеко,
Тушить пожары нелегко!
Лесовичок: - Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывать их выполнять!
И тогда для вас награда -
Птицы, звери - все вам рады!
Бабочки порхают,
Цветочки расцветают,
Спеют ягоды для вас,
Приходите, в добрый час!
Совушка:
- Ребята, давайте посмотрим, что мы собрали.
Дети рассматривают картинки, где изображен сундук, который нужно найти, дети узнают местность в детском саду и идут на поиски сундука, открывают, а там мелки.
Цель:
Выявить знания детей о зимних сезонных явлениях , изменениях в живой и неживой природе, изменениях в жизни птиц и диких зверей; знания о зимних праздниках и развлечениях; умение составлять описательный рассказ со схемой, проверить знания о профессиях, цифры в пределах 10, количественный и порядковый счет, дни недели, геометрические фигуры.
Ориентирование в пространстве и времени. Создать эмоциональный настрой.
Воспитывать внимание, сосредоточенность.
Материал: игрушка-сорока, зимний пейзаж, картина «Зимние развлечения», дидактические игры «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Чьи это детки?», предметные картинки зимних явлений и признаков природы, цифры от 1 до 10, дидактическая игра «Числа-соседи», игрушки, раздаточный материал по математике (белочки и грибочки), плоскостные геометрические фигуры.
Ход занятия в старшей группе
1. Организационный момент.
Подойдите ко мне дети.
Обещайте не шуметь
Хорошо все отвечать,
Свои знания показать.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель. Малыши, сегодня утром к нам на окошко прилетела птичка, а какая отгадайте:
Я прыткая, вороватая,
Умею громко стрекотать,
Длиннохвоста, белобока,
Люди зовут меня... (сорока)
Да, это сорока. Еще в древности люди верили, что на своем длинном хвосте сорока приносила новости. А еще сорока очень любит что-то воровать. Все что она нашла - все тянет в свое гнездо.
3. Основная часть.
Вот и сейчас она украла у почтальона письма. Давайте его рассмотрим и увидим, кому оно адресовано.
1. Первое письмо с адресом такое: «Детский сад №___« ___ », старшая группа «Капитошки». То есть это письмо адресовано нам. А кто прислал его нам мы узнаем когда отгадаем загадку:
Чудо сани прилетели,
Скакуны в них белые-белые,
В санях тех сидит царица
Белокоса, белолица,
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла.. (Зима)
Да, молодцы. Докажите что это зима.
Сани ездят только зимой
Зима и белокосая, и белолицая
Замерзли лужи, стали белыми дома, то есть снегом, все зимушка покрывает.
(Выставляется картина с зимним пейзажем)
Действительно, это зима. Рассмотрите внимательно зимний пейзаж.
Скажите, какой цвет преобладает? Почему? (Много снега)
Какие первые признаки зимы вы знаете? (Мороз, холод, снежный покров земли, замерзание воды в лужах, водоемах)
Нравится ли вам зимняя природа? Почему? (Все вокруг белое, яркое, красивое, морозный воздух, чистый и свежий)
Сколько времен года вы знаете?
А сколько месяцев имеет год?
Как называются зимние месяцы?
Молодцы. Зимой обычно очень холодно. Но это не значит, что мы не можем выходить гулять. Зима - пора строгая и, поэтому, выходя на прогулку, следует помнить о том, как следует вести себя, чтобы не замерзнуть и не простудиться.
Что мы будем делать, чтобы согреться? (Надо тепло одеваться, на улице дышать только носом, не стоять на одном месте, а двигаться)
Дидактическая игра «Что хорошего и плохого принесла нам зима»
Хорошо: игры-развлечения, красота зимних пейзажей, хорошее «снежное одеяло», зимние праздники, подарки.
Плохое: холод, мороз, гололед, метель, метель, стихийные бедствия, травмы, несчастные случаи на льду.
Какое же она время года зима? (Снежная, морозная, холодная, белая) А еще зиму называют веселой порой, потому что она приносит развлечения. Кто знает, что это за развлечения? (Катаемся на санках, коньках, лыжах). А давайте вспомним, как вы развлекались с помощью снега? (Играли в снежки, лепили снеговика) занятия в детском саду по математике А весело было играть? Покажите зиме, как вам было весело. (Эмоции детей)
Давайте рассмотрим вот эту картину. Какое время года изображено на картинке? Как одеты дети? Как они развлекаются Ребята, давайте вспомним, снег всегда лепится или нет? (Когда оттепель или когда постоит в тепле комнате). А когда снег рассыпается?
2. Возьмем второе письмо.
Узнаем от кого оно.
Быстро везде эта птица летает
Множество мошек поедает
Под крышей гнездо строит
Только у нас она не зимует. (Ласточка)
А написала она его зимующим птицам. Ласточка улетает в теплые края и поэтому она хочет узнать как зимуют птицы, оставшиеся на зимовку или прилетевшие к нам зимовать. Дети, раз письмо попало к нам, то давайте ласточке расскажем. Ведь мы с вами знаем, как зимуют птицы.
Давайте вспомним, которых перелетных птиц вы знаете: ласточка, кукушка, аист, соловей, скворец, грач.
А какие птицы зимуют или прилетают к нам на зимовку? Воробьи, синички, вороны, голуби, сороки, дятлы, прилетают снегири, клесты. Для нас зима веселая пора года, а для птиц наступает тяжелый период.
Что птицам страшнее голод или холод? (Да, именно голод - самая большая опасность для хрупкой птички зимой. Сытая птичка не замерзнет даже в сильные морозы.)
Где живут птицы зимой? (Около человеческих жилищ) Почему? (Так легче прокормиться) Как мы с вами облегчаем жизнь птицам зимой? Чем подкармливаем? (Семена подсолнечника, зерно, крошки хлеба) А для какой птички вы вешали на веревочку сало? (Синичке) А чем питается дятел? (Шишками Он любит есть семена шишек.
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы».
3. Воспитатель. Третье письмо также пришло в наш адрес. Посмотрите, чьи фотографии здесь лежат. Да, это белый и бурый медведь. Вот эти два медведя просят о помощи. Они просят решить их спор. Вот послушайте: зима, утверждает белый медведь, бывает суровой, холодной и продолжается целый год. Ты ошибаешься, отрицает бурый медведь. Мне известно, что зима длится одно мгновение.
Дети, кто из них прав? Давайте вспомним, где живет белый медведь (на севере). Зимы в разных частях света бывают разные. В Арктике, где живет белый медведь, всегда холодно, зима длинная, морозная и солнце полгода не появляется. И лето холодное. Поэтому белый медведь видит зиму целый год. А наша зима лучше. Сколько месяцев длится зима у нас?
Почему бурый медведь видит зиму только миг. (Он зимой спит, и просыпается лишь на мгновение) Так кто из них прав? (Оба)
А какой зверь еще спит зимой? (Еж). А где спит медведь?
А где жилье лисы, белки, волка? А какое животное не имеет жилья? (Заяц) Какого цвета у него мех? Одинаковый ли он зимой и летом? Для чего зайчик меняет мех? (Спрятаться от хищников) Кто из животных еще меняет цвет меха?
Физкультминутка
4. Воспитатель. Берем следующее письмо. Пишет нам зайчик. Дорогие дети, вы как будущие школьники можете помочь. В лесу произошла редкость. Вот послушайте какая.
Перепутались все: дикие звери и домашние.
И не могут понять, что в дальнейшем им делать.
Дидактическая игра «Кто, где живет», «Чьи это детки»
Ну вот, я думаю, мы смогли помочь зайчику.
5. Воспитатель. Письмо от Буратино. Он принес картинки. Где изображены профессии людей и инструменты. Но все перепутал.
Игра «Что перепутал Буратино?»
Абсолютно все на свете перепутал Буратино.
Говорит: «Дети учатся в поле
А комбайн работает в школе.
Всех людей стригут в больнице.
А лечат в парикмахерской.
Что книги берем в аптеке
Лекарства в библиотеке.
Вот какой он чудак.
Мы же все знаем- это не так!
Дети конечно учатся в... .., а комбайн работает в....
Мы лечимся в...., А стрижемся в...... ..
Лекарства покупаем в......., Книги берем в.......
6. Воспитатель. Письмо от учеников Лесной школы. Между ними возник спор. Белочка хочет посещать школу, а волк говорит, что там не интересно и скучно, она будет уставать. Вот и решила белочка показать, как легко мы в нашем детском саду справляемся с различными задачами. А сейчас за столы сядет тот, кто выполнит мое задание.
Назовите дни недели. Сколько рабочих дней? Сколько выходных? Какой сегодня день? Какой будет завтра? Какой был вчера? Посчитайте от 1 до 10, от 10 до 1.
Молодцы, все прекрасно справились. А сейчас возьмите, любую карту с двумя полосками и выполните задания. На верхнюю полоску положите 9 белочек. А на нижнюю на 1 меньше. А теперь сравните количество белочек и грибочков так, чтобы их стало поровну. (Убрать 1 белочку или добавить 1 грибок).
Выложите цифры от 1 до 10. Назовите соседей числа 5. (называю цифры, а дети ставят указательные пальчики на цифры-соседи.
Дидактическая игра «Укрась скатерть»
(детям раздаю квадратные листы бумаги и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Задача: в середину положить круг, в правый верхний уголок квадрат, в левый нижний прямоугольник, в левый верхний треугольник, в правый нижний овал.
Воспитатель. Молодцы. Я думаю, что теперь волк понял, что в школе интересно учиться.
4. Итог. Рефлексия
Вы все сегодня хорошо работали. Молодцы.
Вопросы детям.
Интегрированная деятельность детей старшей группы на тему: «Как звери в лесу зимуют»
Программное содержание:
1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни; применять игровую мотивацию.
2. Развивать умение отгадывать загадки; активизировать и обогащать словарный запас детей; грамматически правильно строить ответы на вопросы.
3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о зиме, о животных, пальчиковых игр, логоритмического упражнения «Ходит по лесу медведь»; чтение рассказов и сказок о животных, пословиц о природе; экологическая прогулка в лес; рисование животных.
Наглядный материал: большой и жёлтый конверт с загадками о животных и картинками (лиса, заяц, волк, белка, ёжик, медведь); обруч (волшебные ворота); цветные иллюстрации – правила поведения в природе; еловая шишка; картины: «Белки осенью», «Белка в зимней шубке», «Зайцы зимой», «Лиса зимой», «Охота волков»; иллюстрации: ёж, бурундук, барсук (в спячке); куница; «Следы зайца на снегу; игрушечный медведь, корзина, простыня (берлога с медведем); разрезанные картинки животных (для игры «Собери картинку»).
Ход занятия:
1. – Ребята, какое время года наступило? (Зима.)
– Конечно же, пришла красавица зима. Закройте глазки и представьте. (Воспитатель читает стихотворение.)
Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло.
Это бабушка зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки,
На деревья и кусты
Сыплются снежинки.
– Открывайте глазки, красиво, правда? А как хорошо сейчас в лесу!
– Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.
– Но сначала давайте разомнемся.
Игра «Маленькая птичка» (разминка для глаз).
– Надо внимательно следить куда полетела «птичка», не поворачивая голову, следить одними глазами.
– Птичка вправо полетела (отводить указательный палец вправо, следить за ним).
– Птичка влево полетела (так же влево).
– К нам на нос она присела (подвести палец к носу).
– Посидела, посидела.
– И куда-то улетела (отвести палец на вытянутую руку).
– Молодцы!
2. (Раздаётся стук в дверь.)
– Кто же это может быть? (За дверью: «Вам письмо».) Воспитатель берёт и показывает конверт.
– Ребята, посмотрите, нам пришло письмо.
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашёл ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберёмся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
– Сейчас посмотрим (Открывает конверт.)
– Да это же загадки. А, я догадалась, наверное, Лесовичок хочет проверить, умеете ли вы отгадывать загадки, а за одно познакомить вас с жителями своего Лесного царства. (Воспитатель читает загадки.)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? / ЗАЯЦ /
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.
Рыжая плутовка
С пушистым хвостом
Живёт под кустом
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Кто в лесу зубами – щёлк
Это бродит серый …
(Дети объясняют, как узнали то или иное животное, воспитатель показывает картинки зверей.)
3. – Молодцы отгадали все загадки. А сейчас мы разомнём пальчики и покажем некоторых животных. Ведь вы же знаете, (дети повторяют за воспитателем):
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить
Пальчиковая гимнастика.
Заяц и ушки: Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Волк и лиса: Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
4. – Теперь можно отправляться в гости к лесным жителям. Проходите через волшебные ворота (обруч). Вот мы и попали в зимний лес. Представьте. Везде белым-бело. Снег искриться на морозе, хрустит под ногами. Ветви деревьев стали тяжёлыми от снега и опустились вниз. Деревья словно в сказке: пушистые снежинки облепили все веточки. Это так красиво! Мороз щиплет щёки, нос, лоб, но нам он не страшен. Кругом так здорово! (Дети повторяют движения. Имитируют: ветви деревьев, как идёт снег; проводят массаж.)
– А где же звери, которые пригласили нас в гости? Может, позовём их? Ой, а разве можно громко кричать и шуметь в лесу? (нет) Правильно, звери могут испугаться. Смотрите, они даже оставили нам знак «НЕ ШУМЕТЬ». Давайте тихонько гулять, может быть, кого-нибудь да встретим.
5. – Посмотрите ребята, что я нашла. (Показывает шишку.)
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил? (Белка.)
– Правда, белка. А где же она? Давайте тихонько сядем, спрячемся и подождём, может белочка и покажется нам. (Дети садятся на стульчики и закрывают глаза, воспитатель открывает картину «Белки осенью».)
– Вот и белочки. Посмотрите на них внимательно. Ой, ребята, разве эти белочки из нашего зимнего леса. Наверное, это Лесовичок решил над нами подшутить. Как должен измениться внешний вид белки, чтобы мы попали в зимний лес?
(После ответов детей воспитатель показывает картину «Белка в зимней шубке».)
– Шерсть у белки серая и тёплая. Как вы думаете почему? Правильно, чтобы её было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. Самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям.(Показать иллюстрацию.)
– А где живёт белка? Как она подготовила своё жильё к зиме?
– Чем же питается белка зимой? К зиме белка готовила запасы растительной пищи – орехи, жёлуди, ягоды, грибы, семена шишек и спрятала их в укромных местах. В морозы белка подолгу не выходит из дупла, где спит, укрывшись пушистым хвостом.
6. – Ой, а кто это оставил следы на снегу? (Воспитатель показывает иллюстрацию «Заячьи следы на снегу».) Вот он притаился за берёзкой. Тихонько спрячьтесь, может он и покажется нам. (Дети закрывают глаза, воспитатель открывает картину «Зайцы зимой».)
– Понаблюдайте тихонько за ним. Расскажите, как же заяц подготовился к зиме?
– К зиме, ребята, заяц полинял, шубку белую тёплую надел. Как вы думаете зачем?
– А заяц сделал запасы как белка? Чем же он питается? Правильно, он грызёт кору деревьев, ягоду замёрзшую. Что под снегом заяц найдёт, всё ему впрок пойдёт.
– Ребята совсем у зайчика лапки замёрзли. Давайте ему покажем, как можно лапки согреть.
7. Физминутка.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал – зайка прыг и убежал.
8. – А, кто же, мог напугать нашего зайку? (Волк, лиса.)
Воспитатель показывает картину «Лиса зимой».
– Как лиса зимует? Чем питается? Где живёт?
– Лиса зимы не боится. Она полиняла, в шубу тёплую нарядилась. Живёт в норе, там спит и отдыхает. Охотится: ищет мышку полевую или живность, какую. Ну и лисе зимой бывает трудно. Иногда целый день бегает и без еды совсем.
Воспитатель показывает картину «Охота волков».
– А вот волки зимой в одиночку не ходят, они стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Волку трудно зимой еды не хватает.
9. – Посмотрите ребята это что за сугроб? Ой, да здесь кто-то живёт?
Подходят к «берлоге».
– Да это медведь спит в берлоге. Наверное, его надо разбудить, а то он может умереть с голоду?
– Правильно. Медведь осенью наедается хорошенечко, у него под кожей накапливается жир, так он спит всю зиму и ждёт весны.
– Ребята подумайте, а кто ещё впадает в спячку зимой? (Ёж).
– А ещё впадает в спячку бурундук и барсук. А знаете почему? Потому что этим животным зимой нечего есть.(Показать иллюстрации.)
10. Физминутка. Логоритмическое упражнение.
Ходит по лесу медведь,
Хочет сесть и посидеть.
Дети изображают, как ходит медведь.
Где такое место есть.
Спрашивают, разведя руками.
Чтобы мог медведь присесть?
Высматривают из-под руки место.
То высок пенёк,
Показывают высокий пень на уровне груди.
То торчит сучок,
Показывают сучок: правую руку сжимают в кулак и поднимают указательный палец.
То мокрый мох,
То мох пересох! Ох!
Разводят руками, тяжело вздыхают.
То низкий пень,
Показывают низкий пень, нагнувшись.
То густая тень,
Разводят руки в сторону и смотрят вверх.
То узкий ров,
Держат ладони параллельно друг другу, как тянется узкий ров.
То гнездо муравьёв.
Показывают руками холмик – муравейник: поднимают ладони параллельно полу так, чтобы большие пальцы соприкасались, затем разводят руки вниз в стороны.
То кричит сорока,
Прыгают в правую сторону.
То колючки сбоку,
Показывают колючки: руки сгибают в локтях.
То кустарники,
Поворачивают ладони в левую сторону, пальцы растопыривают.
То речка –
Отпрыгивают вправо.
Нет свободного местечка.
Качают головой, обхватывают её руками.
Эта сказка о медведе,
О медведе – привереде.
Показывают, как ходит медведь.
11. – Ну, вот и пора нам возвращаться. Запомнили, кого мы видели?
– Проходите через ворота. (Дети проходят через обруч.)
– И мы очутились снова в нашей группе. Понравилось путешествие?
– Каких зверей мы встретили?
– Как подготовили свои шубки звери к зиме?
– А кто поменял цвет шубки?
– А кто по осени сделал запасы?
– А почему лиса и волк этого не делают?
– А какие звери впадают в спячку? Почему?
12. Игра «Сложи картинку». (Дети на столах складывают картинку с изображением диких животных.)
13. Дети читают стихи о животных.
14. Пословицы о природе.
– А теперь послушайте пословицу о природе.
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
– А какие пословицы о природе знаете вы? (Дети читают пословицы.)
Кто природу губит,
Тот свой народ не любит.
Кто умеет добрым быть,
Тот сможет природу беречь и любить.
– Как вы понимаете эти пословицы?
Поступальская Юля Александровна