Развитие туризма в странах снг. Главное меню
Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как "ближнее зарубежье", не существовало.
Ближнее Зарубежье: особенности понятия
Примечателен тот факт, что некоторые страны ближайшего зарубежья никаких границ с Российской Федерацией. К ним относятся 6 постсоветских Туркменистан, Таджикистан и прочие). Более того, в мире существуют страны, территориально граничащие с Россией, но не входящие в состав «ближнего зарубежья», например, Польша, Китай, Норвегия, Финляндия и др. Исходя из выше написанного, становится понятно, что дело не в географическом положении государств. Здесь главным фактором выступает политическая ситуация, ведь около 70 лет были одним целым страны ближнего зарубежья.
Список стран
Прибалтийские страны:
- Литва - по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2). Столица - город Вильнюс. По типу правления - парламентская - около 3 млн человек.
- Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с государства - около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения - чуть меньше 2 млн человек. Столица - город Рига.
- Эстония - самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь - более 45 тыс. км 2). Столица - город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения - около 1,3 млн человек.
Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.
- Азербайджан.
- Украина.
- Беларусь.
- Казахстан.
- Грузия.
- Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и государства - почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
- Армения - страна Закавказья. Столица - г. Ереван. Площадь - около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения - около 3 млн человек.
Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):
- Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей - почти 32 млн человек.
- Туркменистан - страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица - город государства - около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
- Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица - Душанбе.
- Кыргызстан - страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица - город Бишкек. Численность населения - около 6 млн человек, площадь - чуть меньше 200 тыс. км 2 .
Азербайджан
Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2 , а население - более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица - город Баку.
В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень. Особенно это заметно, если сравнивать другие страны ближайшего зарубежья. Здесь больше всего развиты нефтяная и газовая сферы промышленности. С Российской Федерацией Азербайджан имеет не только сухопутную, но и морскую границу. В 1996 г. в соответствии с договором между этими странами был проведен маршрут Баку-Новороссийск для транспортировки нефти. А в 2006 г. в азербайджанской столице было открыто Торговое представительство России.
Беларусь
Список «Страны ближайшего зарубежья России» пополняет Республика Беларусь. Это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. Территория составляет более 200 тыс. км 2 , а население - около 9,5 млн жителей. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны. Больше всего, по экономическим показателям, Беларусь хорошо известна в машиностроении и сельском хозяйстве. А самым важным внешнеторговым партнером является Россия. Кроме того, эти две страны имеют прочные военные, политические и экономические отношения. Посольство Беларуси есть не только в Москве, но и в остальных российских городах.
Грузия
Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как Грузия. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2 , а население - более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.
Казахстан
Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Население его составляет более 17,7 млн жителей, а территория - 2,7 млн км 2 . Столица - г. Астана. На втором месте после России по экономическим показателям среди всех постсоветских стран. С Федерацией имеет сухопутную и морскую границу по Каспийскому морю. Аналогично выше перечисленным странам, в 1992 г. был подписан договор о дипломатических отношениях между странами.
Украина
Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины - Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население - 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.
Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма. Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии. Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма.
реферат , добавлен 19.12.2010
Организации международного туризма в современных условиях. Основные тенденции развития международного туризма. Развитие и активное применение передовых технологий, активизация мирового рынка туристских услуг. Процесс формирования индустрии туризма.
реферат , добавлен 17.05.2014
Теоретические аспекты появления и развития туризма. Особенности формирования, основные виды и формы современного туризма в странах Азии, его проблемы. Анализ динамики выездного туризма в этот регион, пути совершенствования современного этапа его развития.
дипломная работа , добавлен 18.01.2014
Природные, историко-культурные, социально-экономические факторы развития туризма в Американском регионе. Анализ динамики международных туристских прибытий. Оценка уровня доходов от международного туризма. Прогноз развития международного туризма в регионе.
курсовая работа , добавлен 26.08.2015
Исследование географических основ развития туризма в Скандинавских странах. Изучение туристских ресурсов Норвегии, Дании и Швеции. Особенности туристской политики. Международный туризм и международный туристский обмен в странах Скандинавского полуострова.
курсовая работа , добавлен 17.01.2015
Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.
реферат , добавлен 17.05.2004
Динамика и факторы развития международного туризма, его значение для экономики государств. Роль климатических особенностей и исторических достопримечательностей в развитии туризма в Турции, ее приоритетные туристические районы и статистика турпотоков.
реферат , добавлен 22.02.2011
Место и роль международного туризма в мировой экономике. Развитие международного туризма в Казахстане, процедура оформления туристов и таможенного оформления в международных пунктах пропуска РК. Перспективы развития международного туристического рынка.
дипломная работа , добавлен 10.11.2010
Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма
ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества
Независимых Государств 29 октября 1994 года
Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,
- основываясь на Уставе Содружества ,
- руководствуясь Манильской 1980 года Декларацией о мировом туризме; Гаагской 1989 года Декларацией о туризме и другими международными соглашениями в данной области,
- принимая во внимание межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма" от 23.12.93 ,
- исходя из признания соответственным и неотъемлемым правом граждан стремление к удовлетворению духовных потребностей посредством приобщения к культурно-историческим ценностям,
- выражая приверженность к сохранению, расширению и углублению существующих международных связей в рамках Содружества,
- считая свободу перемещений необходимым условием дальнейшего развитая дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического сотрудничества и культурному взаимопониманию,
- выражая уверенность в том, что развитие туризма призвано способствовать становлению гражданского мира и согласия, укреплению взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей,
- стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств-участников Содружества в данной области регулирования правоотношений и формированию в рамках СНГ единого туристского пространства,
приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.
Раздел I. Общие положения
В настоящем рекомендательном акте следующим понятиям задается терминологическое значение, равно принимаемое всеми участниками.
Туризм
- временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Турист
- гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до шести месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Тур
- туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере перемещения, жилья, медицинского и культурного обслуживания.
Туристский ваучер -
индивидуальный или групповой документ, выданный туристской организацией, являющийся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату.
Туристская организация -
юридического лицо, независимо от форм собственности занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законом форме.
Туристские
ресурсы
- совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в компании и порознь.
Статья 2. Национальное законодательство о туризме
Национальное законодательство государств - участников СНГ в сфере туризма включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими обстоятельствами отдельных государств. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.
Национальное законодательство дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные многосторонние договоры и конвенции в сфере туризма приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.
Статья 3. Государственная политика в сфере туризма
Государства - участники СНГ содействуют развитию туризма как эффективной отрасли экономики и действенного средства сближения народов и гарантируют режим наибольшего благоприятствования в туристской деятельности, создают правовую и нормативную базу в сфере туризма, обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, содействуют развитию международного сотрудничества.
Статья 4. Компетенция государств - участников СНГ в сфере туризма
Ведению государств - участников СНГ в лице их органов государственной власти и управления подлежат:
- формирование нормативной базы в сфере туристской деятельности и координации межгосударственного сотрудничества;
- формирование национальных программ развития туризма;
- установление порядка стандартизации, лицензирования и сертификации в сфере туризма;
- управление государственной собственностью в сфере туризма, финансирование органов государственного управления и надзора за соблюдением прав туристов;
- определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов;
- иные действия, предусмотренные национальным законодательством.
Раздел II. Права и обязанности туристов
При подготовке к путешествию, во время транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:
- на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей организации;
- на объективную и точную информацию о законах и правилах пребывания в данной стране или местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлениями ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;
- на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных в законном порядке ограничений экологического или социокультурного характера;
- на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;
- на обеспечение бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные по данной местности стандарты;
- на содействие органов местной администрации в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных или непредвиденных случаев или обстоятельств.
Статья 6. Обязанности туристов
Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:
- способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;
- уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;
- соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и уважения в отношении природного и культурного достояния.
Статья 7. Порядок предоставления дополнительных льгот и прав
Дополнительные права и льготы туристам в части пограничного и таможенного контроля, обмена национальных валют по специальному курсу, понижения тарифов на транспортное и бытовое обслуживание и прочее решаются специальными двусторонними или многосторонними соглашениями на принципе приоритета.
Статья 8. Правовое положение иностранных туристов
Иностранные туристы, проживающие постоянно вне государств - участников Содружества, осуществляющие поездки по странам СНГ, пользуются правами и несут обязанности в том же объеме, что и граждане стран Содружества с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание иностранных граждан на территории государств - участников СНГ.
Статья 9. Недопущение дискриминации
Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе поездок пользуются равными правами, гарантируемыми официальными органами стран временного пребывания. Ущемление гарантированных государством прав туриста, носящее характер дискриминации, наказывается в соответствии с действующим национальным законодательством.
Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного по отношению к иным категориям характера.
Раздел III. Туристская организация
Юридические и физические лица, желающие осуществлять деятельность в сфере туризма, признаются в качестве туристских организаций с получением лицензии на право занятий в данной сфере.
Порядок осуществления лицензирования туристской деятельности на территории стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного законодательного акта.
Организации, получившие в установленном порядке лицензию одного из государств - участников СНГ, признаются в качестве туристских организаций всеми странами Содружества и пользуются соответствующими правами, определяемыми национальным законодательством.
Отзыв лицензии на право занятия туристской деятельностью, осуществленный государственными органами страны пребывания туристской организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.
Статья 11. Сертификация туристских организаций
Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта.
Порядок сертификации на территориях стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного акта.
Выдаваемый по результатам сертификации туристским организациям сертификат соответствия на каждый вид туристских услуг признается в данном качестве на территории всех государств - участников СНГ и не требует повторения в каждой отдельной стране Содружества.
Лишение туристской организации сертификата соответствия, осуществленное государственными органами страны пребывания данной организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.
Статья 12. Права и обязанности туристских организаций
Права туристских организаций определяются национальным законодательством государств - участников СНГ с учетом положений настоящего нормативного акта.
Туристская организация, осуществляющая свою деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии, обязана:
- предоставлять туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура;
- реализовывать туристские ваучеры на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;
- организовывать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставляемой информацией;
- обеспечивать безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.
Раздел IV. Туристский ваучер
Договоры о предоставлении туристскими организациями туристских услуг заключаются по унифицированной форме, принятой Всемирной Федерацией Ассоциации туристских агентств, если действующим законодательством государства - участника CНГ не предусмотрена иная форма заключения договора.
Туристская организация обязана выдавать ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица, заверенной печатью данной организации.
В случае заключения договора через посредника в ваучере должно быть указано как название и реквизиты организатора тура, так и название и реквизиты посредника с указанием полномочий и ответственности.
Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую плату согласно оговоренным в ваучере условиям.
Статья 14. Необходимые атрибуты ваучера как документа
Правильно оформленный ваучер должен содержать следующие атрибуты:
- место выдачи, адрес и иные реквизиты организатора тура, посредника, номер, дату и место выдачи лицензии на туристскую деятельность;
- фамилию, имя, отчество и иные элементы личного именования получателя ваучера, номер его паспорта или иного удостоверения личности;
- характеристику и стандарты оказываемых услуг в отношения транспорта, размещения, питания и прочих, включенных в стоимость тура, а также наличие и условия проживания;
- описание программы тура и характеристику мероприятий по дням его проведения;
- общую стоимость тура и условия ее оплаты клиентом;
- описание условий и обстоятельств, при которых турист может отказаться от поездки, с порядком возмещения ущерба организации;
- описание формы и размеров компенсации туристу за нарушения условий тура, оговоренные в ваучере и допущенные по вине организации и ее партнеров;
- другие условия, которые сочтут необходимым указать клиент и организация.
Турист обязан дать расписку в получении ваучера на его копии, оставляемой в туристской организации. Организация может потребовать от клиента дополнительной расписки о специальных условиях тура.
На туристскую группу оформляется дополнительно групповой ваучер, выдающийся руководителю группы как представителю оформившей тур организации.
Статья 15. Права и обязанности туриста по выполнению условий тура
Турист обязан передать ваучер другому лицу при условии, что данный ваучер не именной и принимающее его лицо соответствует необходимым для совершения тура требованиям. Именной ваучер передаче не подлежит и должен быть переоформлен.
В случае нарушений условий тура, оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и моральный ущерб.
Если турист и организация не находят взаимоприемлемых условий и размеров компенсации, их спор решается судом в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Претензия туриста может быть предъявлена организации в течение месяца после установленной даты окончания тура.
Турист может расторгнуть договор без возмещения ущерба организации, если увеличение общей стоимости тура превышает 10% оговоренной в ваучере поездки. В этом случае он имеет право на возмещение всех сумм, выплаченных организации в порядке предоплаты данного тура.
Статья 16. Права и обязанности организации по выполнению условий тура
Организация, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь комплекс услуг в количестве и качестве, оговоренным в контракте.
Организация при проведении тура отвечает перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, указанных в ваучере.
Организация может расторгнуть договор без возмещения убытков или аннулировать ваучер при наличии форс-мажорных обстоятельств, предшествующих осуществлению тура или предоставлению услуг; при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное.
Организация не может увеличивать общую стоимость тура, если это специально не оговорено в ваучере, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов.
При предъявлении претензий клиента к организации она вправе требовать возмещения со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.
Статья 17. Компенсация и возмещение убытков туристам
Организация, продавшая тур, несет ответственность за выполнение его условий в пределах объявленной стоимости тура.
В случае понесения клиентом имущественного ущерба во время тура организация компенсирует ущерб в полном объеме, установленном документально либо зафиксированном обязательствами.
Порядок возмещения убытков и компенсаций определяется действующим законодательством.
Раздел V. Туристские ресурсы
Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является национальным достоянием стран Содружества.
Государства - участники СНГ организуют учет и использование своих туристских ресурсов. Порядок отнесения объектов к категории туристских ресурсов определяется национальным законодательством.
Все туристские ресурсы стран Содружества являются доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к этому нет наложенных в установленном законодательном порядке ограничений.
Статья 19. Охрана туристских ресурсов
Туристские ресурсы охраняются государствами - участниками СНГ в соответствии с действующим национальным законодательством об охране памятников природы, истории и культуры.
Лица, допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством стран Содружества.
Возмещение нанесенного ущерба в той части, что поддается восполнению, осуществляется за счет лиц и организаций, своим действием или бездействием допустивших данный ущерб.
Статья 20. Ограничение доступа к конкретным объектам
Уникальные объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним.
Ограничение доступа к природным объектам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.
Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется реальной пропускной способностью, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект, и (или) его местом в системе социокультурных отношений в соответствующей общности.
Порядок и степень доступа к объектам, находящимся в пользовании общественных и конфессиональных организаций и связанным с отправлением религиозных обрядов, определяется данными организациями и согласуется с соответствующими государственными органами, если эти объекты находятся на государственной охране и попечительстве.
Раздел VI. Заключительные положения
Государства - участники СНГ признают приоритет международного права в тех случаях, когда действующие национальные законодательные и иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм.
Статья 22. Конечная цель законодательства о туризме
Конечной целью настоящего рекомендательного законодательного акта и подлежащего разработке национального законодательства является формирование единого туристского пространства стран Содружества, обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество и установление нормативных добрососедских отношений, подкрепляемых единообразно понимаемыми и трактуемыми нормативными базами, регулирующими данную сферу.
Текст документа сверен по:
"Туризм: нормативные
правовые акты: Сборник актов",
М., Финансы и статистика,
1998 год
В работе Совета от Российской Федерации участвовали: Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия, начальник Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму Эржена Минтасова, начальник Правового Управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму Александр Радьков, ректор Российского Государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин.
От Исполнительного Комитета СНГ в работе заседания участвовал Заместитель председателя Наурыз Айдаров. От Содружества Независимых Государств в работе Совета СНГ по туризму приняли участие: заместитель министра торговли и экономического развития Республики Армения Ара Петросян, заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Теймур Мехтиев, министр спорта и туризма Беларуси Александр Григоров, председатель Государственного департамента по туризму и курортам Республики Грузия Отар Бубашвили, вице-министр туризма и спорта Республики Казахстан Кайрбек Ускенбаев, директор Государственного агентства по туризму при Правительстве Республики Кыргызстан Турусбек Мамашов, заместитель начальника Управления Министерства культуры и туризма Молдовы Лидия Лисак, заместитель Председателя Государственной службы туризма и курортов Министерства культуры и туризма Республики Украина Сергей Семкин.
Открыл заседание Сергей Нарышкин: «Потенциал для сотрудничества в сфере туризма для стран содружества СНГ далеко не исчерпан. Для России прошлый год в развитии туризма стал переломным с точки зрения нормативно-правового обеспечения развития отрасли. Были приняты существенные поправки в российское законодательство, направленные на активное внедрение рыночных инструментов регулирования отрасли. Если точнее, был внедрен механизм финансовой ответственности туроператоров вместо такого административного регулирования как лицензирование. По результатам года мы видим, что отрасль стала работать более устойчиво, и, самое главное, туристы стали чувствовать себя более защищенными по отношению к существующим рискам. Этот опыт может оказаться полезным для стран СНГ. Надо больше использовать туристский потенциал стран Содружества. Для этого необходимо совместно продвигать турпродукт, посредством взаимного участия в выставках. Работой в этом направлении нужно заниматься системно. Такие встречи как сегодня способствуют выработке комплексных решений и сближению позиций по ключевым вопросам».
В ходе заседания участники обсудили ряд вопросов: изменения в законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности, развитие делового туризма на пространстве стран СНГ и вопросы подготовки кадров для индустрии туризма.
После заседания Совета Владимир Стржалковский и Франческо Франжиалли провели пресс-брифинг.
Владимир Стржалковский резюмировал итоги Совета: «На заседании мы рассмотрели изменения в российском туристическом законодательстве, и этот опыт, несомненно, может стать полезным для стран СНГ. Обсудили возможные перспективы развития делового туризма. Вопросу подготовки кадров для туристической сферы уделили особое внимание, так как эта тема актуальна не только для России, но и для большинства стран СНГ. Вузов, выпускающих специалистов в туристической отрасли довольно много, но качество подготовки выпускников оставляет желать лучшего. Преподаватели хорошо знают свои дисциплины, но, к сожалению, зачастую слабо представляют себе быстро меняющуюся практическую составляющую туриндустрии. К сожалению, качество подготовки специалистов в сфере туризма в России и странах СНГ пока не отвечают требованиям отрасли. Специализированные ВУЗы выпускают много кадров с высшим образованием, а вот специалистов среднего звена в два раза меньше, чем требует рынок».
В свою очередь, отвечая на вопросы журналистов, господин Франжиалли отметил, что теперь все страны СНГ входят в состав ЮНВТО. В настоящее время организация насчитывает 153 члена, и процесс вступления новых членов продолжается. Уже в ближайшее время ее ряды пополнят Новая Зеландия и Норвегия.
Руководитель Ростуризма подчеркнул важный момент: «Россия вернулась в состав Исполнительного Комитета ЮНВТО. Следующие четыре года наша страна будет принимать участие в решении важнейших вопросов, связанных с развитием мировой туристской индустрии. Ростуризм постоянно сотрудничает с этой авторитетной организацией. По уже сложившейся в предыдущие годы традиции Ростуризм и ЮНВТО проводят совместный обучающий семинар в рамках выставки «Интурмаркет», посвященный наиболее актуальным вопросам развития туристской отрасли. Мы намерены и дальше развивать наше сотрудничество». Франческо Франжиалли рассказал о том, что происходило на мировом туристском рынке в 2007 году. Он отметил, что в прошлом году ситуация была очень хорошей и туризм сумел ответить на все вызовы достаточно устойчивым ростом. Общее количество мировых туристских прибытий составило около 900 млн., это 6,2 % роста. На Европейский регион из этих 900 млн. прибытий пришлось 480 млн., включая страны СНГ, а страны Центральной и Восточной Европы - 93 млн.
В ответ на вопрос о том, когда мы увидим Россию в десятке популярных российских дестинаций г-н Франжиалли сказал: «Еще вчера, на вопрос когда Россия войдет в десятку самых популярных в туристическом плане государств, я бы ответил по другому, но сегодня, посетив выставку ""Интурмаркет"" и увидев интереснейшие регионы и новые турпродукты, их мотивацию, энергию и вовлеченность в развитие туризма, я более оптимистично говорю: Да, Россия войдет в десятку!»
«10 лет назад Китай тоже не входил в число самых популярных туристических стран, а сегодня он находится в конкурентной борьбе за третье место с США. Впервые в этом году на российской международной выставке ""Интурмаркет-2008"" ЮНВТО представлена отдельным стендом, что говорит о высокой значимости и степени доверия, которую испытывает наша организация к России». – в заключение подчеркнул Генеральный секретарь Всемирной туристской организации.
Справка: Межгосударственный совет по туризму стран СНГ создан 23 декабря 1993 года на основании Соглашения, подписанного в г. Ашгабад Главами Правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств. выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ.
В Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма входят 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
По приглашению Совета в его заседаниях могут участвовать представители заинтересованных министерств, ведомств и других органов управления и хозяйственной деятельности государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма или их уполномоченные представители. Представители государств, не являющихся участниками Соглашения, могут принимать участие в работе Совета в качестве наблюдателей с согласия членов Совета.
Правительства государств-участников настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Манильской декларацией о мировом туризме (1980 года) и Гаагской декларацией о туризме (1989 года), другими международными договорами и актами, выражая стремление к созданию благоприятных условий для развития международных туристских связей как фактора сохранения и углубления дружественных отношений, исходя из неотъемлемых прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям, руководствуясь стремлением к развитию и укреплению
экономических отношений, основанных на принципах взаимной выгоды, подтверждая желание государств расширять и совершенствовать отношения в области международного туризма, основанные на принципах равноправия, желая развивать эти отношения путем широкого сотрудничества между правительственными органами по туризму, национальными,
региональными и другими туристскими организациями, считая, что сотрудничество в области туризма призвано способствовать укреплению взаимопонимания между народами, гражданского согласия, утверждению общечеловеческих ценностей, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм и предприятий, активно поддерживать их инициативы, направленные на эффективное освоение туристских ресурсов.
Статья 2
Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети.
Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.
Статья 3
Стороны примут согласованные меры по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению разнообразия видов группового и индивидуального туризма, в том числе самодеятельного, детского и других видов социального туризма.
Статья 4
Стороны, в соответствии с законодательством своих государств, будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между ними,
обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.
Статья 5
Стороны будут осуществлять регулярные контакты государственных органов по управлению туризмом для разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий своих государств.
Статья 6
Стороны будут разрабатывать и реализовывать обеспечивающие комплексное развитие индустрии туризма межгосударственные программы и отдельные проекты по освоению представляющих взаимный интерес туристских регионов.
Стороны будут оказывать содействие друг другу в: подготовке профессиональных кадров для сферы туризма; обмене опытом работы между сотрудниками государственных органов
по туризму, туристских и транспортных предприятий и организаций, гостиниц, ресторанов, других производителей туристских услуг, независимо от форм собственности проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма, систематическом обмене научными и учебными материалами.
Статья 8
Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе: о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен и деятельность в индустрии туризма в своих государствах, связанных с защитой и сохранением природного и культурного наследия;
о состоянии туристского рынка;
справочно-информационными, методическими и рекламными
материалами.
Стороны будут оказывать взаимную помощь в вопросах международного сотрудничества и членства во Всемирной туристской организации и других международных организациях по туризму.
Взаиморасчеты между туристскими организациями будут производиться на основе двусторонних и многосторонних соглашений.
Стороны будут регулярно информировать друг друга по вопросам, связанным с выполнением настоящего Соглашения и вносить в него дополнения и изменения по согласованию с каждой из подписавших Сторон. В случае возникновения вопросов при толковании и выполнении
настоящего Соглашения решения будут приниматься на основе переговоров между соответствующими органами каждой из Сторон. Стороны могут, при необходимости, создавать комиссии и рабочие группы из равного числа представителей Сторон для практической
координации вопросов сотрудничества.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.
Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу со
дня сдачи документа о присоединении Правительству Республики Беларусь, являющемуся депозитарием настоящего Соглашения. Каждая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение. Денонсация вступает в силу через 6 месяцев после подачи письменного
уведомления депозитария о денонсации. Совершено в Ашгабате 23 декабря 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
Международные конвенции по туризму, регулирующие вопросы гостиничного сервиса, перевозки пассажиров воздушным, автомобильным и морским транспортом.
Исторически сложилось так, что упрощением организации турпоездок и упорядочением туристских формальностей занимаются на двусторонней основе соседние, сопредельные государства. На начальном этапе развития международных туристских обменов, когда объемы не превышали десятки тысяч туристов, этого было вполне достаточно. Затем туристские потоки стали резко возрастать. В 1838 г. была открыта первая регулярная пароходная линия между Нью-Йорком и Лондоном. В 1878 г. Всемирную выставку в Париже посетили 75 тыс. жителей Англии и более 10 тыс. американцев. К концу XIX века туризм из привилегии "высшего общества" стал превращаться в широко распространенное явление, в котором участвовали сотни тысяч жителей разных стран.
По мере роста объемов туризма и расширения его географии, а также развития средств транспорта и включения в маршруты нескольких стран одновременно, к делу упрощения туристских поездок подключились международные организации. Исходя из резко возрастающих потоков туристов, был созван целый ряд международных конференций и совещаний по туризму:
1921 г. В Барселоне Лига Наций приняла Конвенцию и Статус о свободе транзита по железным дорогам.
- 1925 г. В Гааге был созван Международный конгресс ассоциаций транспортного обслуживания.
- 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международного Союза официальных организаций по пропаганде туризма.
- 1929 г. В Лондоне принята Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (дополнения и уточнения в нее вносились на протяжении многих лет).
- 1929 г. В Варшаве принята Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся воздушных международных перевозок. О важности Варшавской конвенции говорит тот факт, что ссылки на ее название до сих пор приводятся на бланке каждого авиационного билета.
- 1934 г. В Гааге проведено совещание и принято решение по возрождению Международного союза организаций по пропаганде туризма.
- 1944 г. Состоялась Чикагская конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на которой были внесены предложения по унификации вида и содержания заграничных паспортов, чтобы облегчить процедуру регистрации пассажирам международных авиарейсов.
- 1946 г. В Лондоне проведена конференция национальных туристских организаций, на которой были рассмотрены вопросы возрождения туризма после второй мировой войны. Одновременно вопросы развития туризма были включены в повестку дня работы подразделений ООН. Необходимо отметить, что с 1946 по 1975 г., т.е. до начала деятельности ВТО всю работу по развитию туризма в системе ООН выполнял Экономический и Социальный Совет ООН;
- 1954 г. В Нью-Йорке проведена конференция ООН, принявшая Конвенцию о таможенных льготах для туристов (наша страна присоединилась к Конвенции в 1959 г.);
- 1963 г. Была организована конференция ООН в Риме по международному туризму и путешествиям, в ходе работы которой были конкретно обсуждены проблемы "упрощения установленных правительством формальностей в отношении международного туризма".
- 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1967 г. годом международного туризма.
- 1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации некоторых правил по перевозке морем пассажиров и багажа.
- 1968 г. В Берне проведен Международный семинар ООН по вопросам развития туризма.
- 1969 г. В Софии состоялась Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании межправительственной организации по туризму, ставшая впоследствии ВТО.
- 1973 г. В Киото состоялась Конференция по упрощению и согласованию таможенных процедур.
- 27 сентября 1980 г. в Маниле открылась Всемирная конференция по туризму (с тех пор этот день отмечается как Всемирный день туризма).
- 1982 г. Состоялось Всемирное совещание по туризму в Акапулько.
- 1989 г. Состоялась Межпарламентская конференция по туризму в Гааге.
- 1999 г. Принят Глобальный этический кодекс туризма.
Несколько подробнее следует остановиться на международных туристских конференциях последних лет, на которых рассматривались вопросы упрощения туристских формальностей.
ГААГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ
Межпарламентская конференция по туризму, проходившая в Гааге 10-14 апреля 1989 г., приняла Гаагскую декларацию, в которой определено место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов. В ней, в частности, сказано, что "упрощение туристских формальностей и облегчение поездок и путешествий - это скоординированная политика и действия государств по развитию и поощрению как индивидуальных, так и коллективных туристских поездок. Упрощение туробмена и связанных с ним регламентирующих формальностей - это подготовка соответствующих договоров и соглашений, решение проблем защиты туристов, туристского страхования, улучшения взаимодействия между туристами, средствами размещения и административными государственными службами стран".
Межпарламентская конференция по туризму обратила особое внимание на наличие взаимосвязи между туризмом и окружающей средой и одновременно призвала определить уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон.
Также был сделан вывод о том, что одновременно с быстрым ростом объемов путешествий и туризма в последние годы уточняется и расширяется понятие "упрощение туристских формальностей".
В Гаагской декларации, в частности, записано: "Принято различать две основные группы препятствий на пути развития туризма: те, которые затрагивают туристов, и те, которые затрагивают туристский бизнес. Процесс ликвидации препятствий на пути развития туризма называется упрощением туристских формальностей, которое переросло свои узкие первоначальные рамки пограничных формальностей и таможенных процедур. Речь должна идти прежде всего о позитивном стимулировании и поощрении туризма, в частности, путем принятия мер, позволяющих каждому человеку участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно благодаря более совершенному распределению рабочего и свободного времени, установлении системы распределения в течение года периодов отпусков, а также уделяя особое внимание туризму молодежи, пожилых людей и инвалидов. В последние годы на упрощение туристских формальностей серьезное воздействие оказывают распространение наркотиков и рост преступности и терроризма. Хотя государства вынуждены заниматься обостряющейся проблемой иммиграционных потоков, необходимо признать, что ограничивающее иммиграционное законодательство или дискриминационные меры противоречат упрощению международного туризма".
ЭСТЕРСУНДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА И УМЕНЬШЕНИЮ РИСКОВ ПРИ ПУТЕШЕСТВИЯХ
9-11 июня 1995 г. в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО проведена 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В конференции приняли участие представители национальных туристских администраций России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Канады, Израиля, Испании, Австрии и еще 20 государств, а также туристских ассоциаций, исследовательских и учебных заведений сферы туризма и крупных турфирм. Помимо того, официально участвовали представители Интерпола, Европейского туристского исследовательского центра, туристской и авиационной полиции Арген-
тины, службы безопасности туризма Канады, министерств внутренних дел ряда стран. На конференции четко прослеживалась мысль том, что в данной сфере основа успеха заключается именно в постоянном взаимодействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответствующими службами и структурами государства.
Основной целью конференции было рассмотрение вопросов безопасности туризма и уменьшения рисков при путешествиях, выработка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения проблем данной сферы. Также были обсуждены вопросы своевременного и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими администрациями и другими учреждениями сферы туризма, взаимопомощи и координации, ответственности правительств и государств в устранении проблем на пути развития международного туризма, показана роль средств массовой информации в развитии туризма и повышении его безопасности.
В ходе конференции было отмечено, что безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касается широкого спектра вопросов, включая: проблемы несчастных случаев, болезней, эпидемий, в том числе распространение ВИЧ-инфекции; терроризм, военные осложнения и перевороты; пиратство; криминогенные ситуации и преступность; распространение наркотиков; радиоактивное и иное заражение местности; проституцию; вандализм и любые формы насилия; комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к прибывшим туристам, местным жителям, турфирмам и индустрии туризма в целом. Одновременно подчеркнуто, что главная роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении рисков при путешествиях отводится прежде всего государственным органам и национальным туристским администрациям, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаимодействия и координацию работы со всеми участниками, подписавшими Эстерсундскую декларацию по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.
КАДИССКИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ФОРУМ ПО ТУРИЗМУ
Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) состоялся международный форум, в котором участвовало 300 парламентариев из 52 стран мира. Цель проведения форума - привлечь внимание парламентов, правительств и местных органов власти к
основным проблемам туризма. Говоря об ожидаемом туристском буме и увеличении вдвое туристского потока на предстоящие двадцать лет, форум подчеркнул, что функционирование туристских центров и регионов будет зависеть от конкретных усилий, которые будут предприняты государствами, парламентами, местными властями и частным сектором для развития потенциала приемка туристов. Форум отметил важную роль государственных структур, принимающих решения и создающих частным турфирмам благоприятные условия и обстановку, способствующие их развитию. Государственные власти призваны также обеспечивать свободу и безопасность туристских поездок и пребываний, устанавливая такие пограничные, таможенные, медицинские, полицейские и иные регламентирующие формальности, которые не мешают развитию международного туризма.
Форум констатировал: "Государство должно отвечать за следующие сферы, имеющие большое значение для туризма, упорядочения туристских формальностей и повышения безопасности путешествий:
Развитие туристской инфраструктуры, особенно транспорта и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководящих кадров и работников туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах;
- защиту прав местных и иностранных туристов-потребителей;
- обеспечение льготного налогового и административного режима для туристских фирм;
- внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести корректное наблюдение и объективный контроль за состоянием и развитием сферы туризма;
- продвижение туризма на международных рынках, выделение из бюджета необходимых средств на рекламно-информационную работу в целях создания образа своей страны, как благоприятной для туризма".
Многие из этих задач, как было сказано, весьма эффективно выполняются национальными туристскими администрациями большинства стран в соответствии с принятым туристским законодательством. Однако роль и ресурсы, которые отводятся этим государственным ведомствам, недостаточны. В этой связи Кадис-ский форум призвал парламенты и правительства государств при-
дать национальным туристским администрациям полномочия и права, соизмеримые с их обязанностями и с экономическим значением туристского сектора, повысить внимание к многогранному характеру туризма во всех его аспектах экономическом, социальном и культурном.
Многосекторный характер туризма и его уязвимость перед лицом внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружающей среде, резкие колебания валютных курсов) требуют проведения согласованной, обязательно межведомственной, государственной политики. Это вызывает необходимость разработки механизмов координации деятельности министерств и ведомств, связанных с Национальной туристской администрацией".
Форум отдельно указал на тот факт, что повышенное внимание к развитию туризма, помимо правительств, должны уделять и национальные парламенты. С удовлетворением отмечена растущая тенденция к созданию специализированных групп и комиссий по туризму в ряде национальных парламентов и в Европейском парламенте. Было высказано пожелание, чтобы парламенты, региональные и местные органы власти в большей степени брали бы на себя задачу обсуждения общей стратегии развития туризма и контроль за ее исполнением, а также разрабатывали законопроекты, благоприятствующие такому развитию.
МАДРИДСКИЙ СЕМИНАР ВТО ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
В январе 2000 г. в Мадриде во время международной туристской выставки ВТО провела семинар по проблемам подготовки кадров в сфере туризма. Открывая семинар, Генеральный секретарь ВТО указал, что "туризм в XXI веке потребует большей эффективности работы и заведомо большего профессионализма, а этого можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме. Необходимо качественное улучшение подготовки и образования каждого туристского работника, начиная с посыльного в гостинице и продавца авиабилетов и кончая высшими должностными лицами в Национальной туристской администрации страны".
Семинар развил итоги проведенной ВТО в 1996 г. в Мадриде международной конференции на тему "Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века" и подтвердил сделанные ранее выводы и рекомендации:
Всем заинтересованным организациям следует уделять приоритетное внимание развитию кадровых ресурсов;
- необходимо признать, что образование и подготовка кадров являются фундаментом развития туристских профессий;
- нужно вести работу по обоснованию новых парадигм образования и подготовки кадров в сфере туризма, наиболее гибко отвечающих постоянно меняющимся требованиям его рыночной среды;
- разрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадров;
- интегрировать новые технологии и информационные системы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а также формирование общей готовности населения к туризму и путешествиям;
- осознать важность повышения качества подготовки и профессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.
ВТО после проведения анализа и изучения обстановки в различных регионах мира сделала вывод, что в сфере подготовки кадров для индустрии туризма имеются, помимо массы недоработок, значительные резервы для ее совершенствования. Даже в странах с развитой экономикой, где туризм является давно освоенной сферой приложения капитала и предпринимательства, существуют определенные трудности в плане подготовки квалифицированного персонала. Прежде всего это связано с недостаточной проработкой международных правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствием единых взглядов в области определения основополагающих терминов и понятий, проблемами, возникающими при сборе статистических данных, и разными подходами к системам подготовки кадров. Также было отмечено: "Несмотря на то, что вузы стараются дать сегодня все больше профессиональной направленности в подготовке специалистов, это обучение носит все еще академический, а не прикладной характер, оно скорее приспособлено к общественным организациям и освоению территории, чем к реальному предпринимательству в сфере туризма".
Похожая информация.