Развитие речи у ребенка 2 х лет. Развитие речи малышей в возрасте двух-трех лет
К 2 годам ребенок становится более самостоятельным. Малыш пробует без помощи взрослых одеваться, раздеваться, держать ложку, развивает и другие навыки. В этом возрасте малыш внимательно наблюдает за родителями и стремится во всем им подражать. Поэтому развивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители. Их задача- общаться как можно больше с ребенком, дарить ему чувство заботы, любви и, конечно, играть с ним. Приведенные в нашей статье игры для развития речи ребенка в 2 года помогут при условии их регулярного проведения.
Развивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители.Игры для развития речи ребенка в 2 года
Для того, чтобы начать развивать речевые навыки ребенка необходимо соблюдать главное условие. Нужно заинтересовать ребенка игровой деятельностью, а не заставлять его заниматься. Малыш должен видеть увлеченность процессом игры в глазах мамы или папы и чувствовать положительный настрой родителей. В противном случае ребенок не проявит желания к выполнению предлагаемых игр. Помимо этого, не пытайтесь провести сразу много игр. Сначала проведите одну игру. Если малыш устал — переключите его на другую деятельность.
Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь (слова, которые малыш понимает и слова, которые может произносить). Нужно развивать артикуляционную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание, работать над грамматикой. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики и активности детских пальчиков.
Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь
Чтобы процесс был наиболее эффективным и полезным мы приготовили специально для вас примеры игр для развития речи ребенка в 2 года.
Игра «Маленький-большой»
Возьмите 2 стаканчика разного размера и объема. Вложите маленький стаканчик в большой и покажите их ребенку. Затем достаньте в его присутствии стакан меньшего размера из большого со словами: “Маленький”, “Большой”. Предложите малышу самостоятельно вложить один стакан в другой.
Игра «Контрастные размеры»
После освоения первой игры, можете переходить к ее усложненной форме. Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого. Попросите малыша сложить стаканчики обратно. Ничего страшного, если у ребенка в первое время это не получится.
Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого.
Аналогичным образом предложите малышу сравнить 3 игрушки разного размера. Расставьте их в ряд: маленькая, средняя, большая. Называйте размеры, попросите малыша повторять за Вами. Затем поменяйте игрушки местами. Пусть ребенок постарается расставить их в изначальном порядке.
Игра «Прятки с картинками»
Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик. Разложите их перед малышом и назовите каждое животное. Затем попросите ребенка показать собаку, например. После того, как покажет, пусть оставит картинку себе. Так проделайте со всеми карточками. В итоге, у малыша окажутся все изображения.
Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик.
Далее попросите ребенка вернуть карточки. Разложите их в 2 ряда. Скажите: “Сейчас я спрячу зайчика”. Переверните картинку изображением вниз. Аналогичным образом переверните все карточки. Теперь спросите малыша: “Где спрятался зайчик?”. Пусть покажет пальчиком, затем перевернет изображение. Проделайте подобное действие со всеми картинками. Подбадривайте малыша, хвалите за правильные ответы.
Игра «Строим высокую башню»
Научите малыша строить башню. Сначала покажите, как ее создавать из кубиков. Затем предложите использовать для строительства башни нетрадиционные материалы. Это могут быть пластиковые баночки, контейнеры, стаканчики, пластмассовые крышки от бутылок, банок, флаконов, картонные коробочки, крупные пуговицы и многое другое. Устройте веселое соревнование на создание самой высокой башни.
Игра «Проказник — язычок»
Скажите малышу, что язычок не послушался и убежал из дома на улицу. За это его надо наказать. Постепенно высовывайте язык, прикусывая его от кончика до корня, произнося “Та-та-та”. Затем постепенно прячьте язык, также прикусывая его и ругая “та-та-та”. Попросите малыша повторить за Вами.
Игра «Что лежит в мешочке?»
Для игры понадобится маленький непрозрачный мешок. Возьмите 3-5 игрушек (хорошо знакомых малышу) и положите их в мешочек. Доставайте по одной игрушке из мешка (можно поручить это ребенку). Задавайте вопрос: “Что это?”. Если ребенок отвечает правильно, то хвалите его. Не ругайте малыша, когда он искажает слова. Например, вместо слова “машина” говорит “би-би”, вместо “собака” — “ава” и т.д. Ребенку в возрасте двух лет удобнее лепетать. Со временем он начнет говорить правильно. Если же родители постоянно поправляют малыша, он может замкнуться в себе и вообще перестать разговаривать.
Игра «Ворота»
Возьмите 2 стула и сделайте из них ворота. Соберите любимые игрушки малыша и проводите их в ворота. Хоровод лучше проводить под веселую музыку. При этом произносите слова:
Вот, вот, вот, вот,
Водим дружный хоровод!
Ежик с медвежонком,
Белочка с зайчонком!
Игра «Микрофон»
Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон. Например, пусть расскажет стишки, исполнит любимые песенки в караоке. Можно проводить инсценировки, изображать животных. Скажите малышу, чтобы он прислушивался к произносимым звукам.
Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон
Игра «Что на картинке?»
Заранее подготовьте колоду карточек с изображением животных, птиц, ягод и фруктов. Можно купить готовые карточки. Можно также изготовить их самостоятельно. Для этого возьмите бумажные картинки, вырежьте и наклейте на картон. Предложите малышу вытянуть любую карточку. Если на картинке будет ягода или фрукт, ребенок должен постараться описать размер, цвет, вкус продукта. Если малыш вытянет карточку с изображением животного, то ребенку нужно рассказать о том, что он знает об этом животном. Пусть попробует изобразить повадки, походку, издать звуки, которые характерны для данного животного.
Игра «Покажи мне, где в комнате…?»
Покажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения (в этом возрасте ребенок не может выполнить подряд большее число поручений).
Покажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения
Например, “покажи, где в комнате шкаф”, “где твой стульчик?”, “где светильник?”. Или “принеси мне красный мячик”, “покажи, где твоя кроватка”, “покажи, где телевизор”.
Игра «Цветные кубики»
Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе). Затем возьмите кубик одного цвета (при этом назовите цвет). Попросите малыша найти кубик того же цвета. Затем поменяйте кубики местами. Возьмите кубик другого цвета, называя его. Снова ребенок должен найти подобный кубик. После этого называйте цвета каждого кубика в ряду и просите малыша повторять за Вами.
Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе).
Игра — лучшее средство общения с малышом. Если Вы будете регулярно с Вашим 2-годовалым ребенком использовать описанные игры, то эффект от занятий не заставит себя долго ждать. Хвалите ребенка, когда он правильно выполняет задания. Если у малыша что-то не получилось, то это не трагично. Не обрушивайте на него свой гнев. У ребенка все получится в другой раз.
Если по прошествии двух-трех месяцев систематических занятий речевые навыки малыша не прогрессируют — это повод для обращения к специалистам. Возможно, у малыша имеются серьезные речевые нарушения, причины которых могут быть различны. Подобные нарушения необходимо корректировать медикаментозным или другими видами лечения.
Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам. Поэтому, становление речи у двухлеток тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от исполнения двух лет до третьего дня рождения дети сильно меняются. Однако, имеются общие закономерности в речевом развитии.
Замечено, что девочки овладевают речью немного ранее мальчиков, но это не обязательный факт. Дети могут говорить отдельные слова, постепенно переходя к предложениям, а могут сразу начать говорить короткие фразы. Развитие речи зависит от пассивного и активного словарного запаса детей двух лет, в который входят около 200-300 слов. Дети активно пользуются простыми словами, облегченными их вариантами и короткими предложениями «дай лялю», «папа пришел» и тд.
В целом, сколько слов говорит ребенок в 2 года, напрямую зависит от того, насколько активно с ребенком говорят, стимулируют его физическое, умственное и речевое развитие. В целом, речь малыша вполне понятна родителям, которые говорят с ним ежедневно, но он глотает буквы и слоги, произносит слова неправильно. Ваша задача, поправлять ребенка и произносить слова отчетливо и правильно. Неверным будет общение с ребенком на его языке с сюсюканьем и коверканьем слов. Говорите с ребенком правильно, чтобы он изо дня в день слышал и усваивал правильную речь. Если имеются затруднения в слове, повторите с малышом его несколько раз.
Но что должен говорить ребенок в 2 года, чтобы стояние его речевой функции соответствовало норме? Малыш должен говорить о себе «я», называть свое собственное имя, как зовут родителей, близких родных. Он должен называть предметы в доме, названия животных и как они говорят, прощаться и здороваться. Также малыши должны говорить короткие предложения из двух-трех облегченных слов, а также учиться говорить прилагательные - «большой», «мягкий» и тд.Задержка речевого развития у детей 2 лет
Часто мамы и папы жалуются врачам, что ребенок в 2 года мало говорит. Обычно это происходит потому, что они сравнивают своего малыша с соседским двухлеткой, который может говорить четче, больше и активнее. При этом часто забывается, что речь - это индивидуальный навык, который может различаться даже у детей, которые имеют разницу в два-три месяца рождения. Естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года. Зачастую, если родители хорошо понимают потребности и предугадывают их, тогда ребенок в 2 года просто ленится разговаривать. Тогда стоит стимулировать малыша к речи, делая вид, что вы не понимаете, что вам показывает кроха. Просите его объяснить словами, стимулируйте его на повторение слов за вами.
Зачастую причинами того, почему ребенок в 2 года плохо говорит, могут стать общее отставание в физическом и нервно-психическом здоровье, длительные болезни, эмоциональные стрессы, недоношенность. Тогда по мере того, как малыш окрепнет и догонит сверстников в развитии, нормализуется его речь. Однако, если вы обеспокоены, что малыш мало общается, стоит обратиться к врачу и выяснить причины задержки речи у ребенка 2 лет. Обычно это бывают индивидуальные особенности крохи, к концу второго года подавляющее большинство детей начинает активно говорить. О задержке речи у ребенка 2 лет можно говорить тогда, если ребенок не говорит практически никаких слов, только звуки, не понимает обращенной к нему речи, мало эмоционален и отстает в развитии по другим показателям. В этих случаях требуется помощь невролога, который проведет подробное обследование и назначит терапию. Это могут быть как медикаментозные, так и физиотерапевтические методы, массаж и активные развивающие занятия.Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.
О чем нужно подумать заранее
Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.
Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей .
Заблуждение считать, что он “разговорится”. Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.
Выделим 4 этапа обучения:
1 возрастной период: от рождения до полугода
3 возрастной период: 1-1,5 года
В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.
Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте , постепенно расширяя лексикон.
Например : кубик – кубик красный – кубик квадратный – кубик лежит – кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.
4 возрастной период: 1,5-3 года
Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.
Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.
Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом .
Для минимизации этого важно
Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку
- не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
- чтение малышу улучшает его произношение;
- развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
- скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.
10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам
- Повторы . Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
- Повторение за ребенком . Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
- Развивайте мелкую моторику . Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
- Избегайте объяснения жестами , когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
- Активно используйте звукоподражание животным.
- Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
- Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
- Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно “забывайте” фразы – дети продолжат их.
- Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
- Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.
8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком
Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:
Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком
- Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
- Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
- Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
- Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
- Дополняйте слова малыша.
- Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
- Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
- Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.
- Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
- Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
- Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
- Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
- Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
- Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
- Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
- Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.
Как проводить с малышом занятия по развитию речи
Эти правила подходят фактически любым детишкам.
- Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
- Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
- Дошкольникам надобно игровое обучение.
- Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
- С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
- Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
- Читая книжки, обсуждайте их героев.
- С двух лет любимой игрой детей становится “что это?”. В нее особенно интересно играть на улице.
Подведем итоги
Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет . Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.
Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.
Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.
Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.
Мария Рязанова , Женщина, 27 лет
Добрый день! Сыну 2,5 года будет через 2 недели, очень переживаю по поводу речи. Пассивный словарь у ребенка большой, сложные инструкции выполняет. По развитию в сравнении со сверстниками(и полагаясь на участкового педиатра) все в норме. (Ребенок кушает сам вилкой и ложкой, на горшок просится(ночью тоже, или терпит до утра, или просится), поднимается по лестнице и спускается(иногда уже не приставным шагом, а "как взрослый"), играет в футбол, прыгает через небольшие препятствия, умеет танцевать - ножку выставляет пяточкой крутит, фонарики, знает разницу большой-маленький, умеет рисовать солнышко, тучку и улитку, любит играть в кубики и конструктор, игры уже сюжетные, собирает с помощью взрослого разрезанные картинки или пазлы, ориентируется в цветах - желтый, красный, синий, зеленый). По просьбе: "покормит котика молочком", - идет, открывает холодильник, берет молоко, наливает котику в миску, закрывает крышечку, ставит обратно в холодильник. Ходим в группу кратковременного пребывания в детском саду, любит слушать стихи и сказки. Активный словарь - 90-100 слов. Многих животных, а также другие предметы называет звукоподражательно: медведь - рычит, собачка ав-ав, уточка кья-кья, курочка ко-ко, петушок кукаку, поезд - туту (тутука), часики- тик, самолет - уууу(уука), лягушка ква-ква, машинка - просто гудит, бе-бе(баран), ме-ме(коза). Сейчас слова, которые появляются, уже не звукоподражательные. Другие слова в запасе: зайка, ёока(ежик,ёлка), кубкука(кубики), ам-ам(кушать), куп-куп(купаться), кап-кап (капает что-либо), тёп-тёп/тёптёка (идти, лестница), пых-пых (дым,труба, пар), палка (палка и печеньк соломка), теака(тарелка), булка(что-либо мучное, в тч хлеб), игака (игрушка, играться), катькака (экскаватор, трактор), сёка (сок), дай/дайдай,да/не, на,мама,папа, тётя,дядя, деака(дедушка), пипи(писать), кака(какать), пепа(из мультика свинка), гогон и пеака (гордон и перси паровозы из мультика), тёака(терка), агука(огурчик), яака (яблоко), пеака (персик), типтика (цыпленок), зюзёка (ружье), танка/тантанка (танк), канкан(кран), наняка(данилка), кики(кирилл), ик (икает), биби (машина сигналит), уго/ого (большой), гага (гуси, гусеница), тииг (тигр), пхью ка (фу кака), кый-кый (колется что-то, прививка), кых-кых (котик или кыш - прогоняет его), кии (киса/котик), зяка (жарко, горячо), ой,ай,бум,бам, бабах, ком (снежный ком для снеговика), тиих (тихо), беака (белка), яя (я сам), гугу (кенгуру)... Самое основное, что говорит часто. Из предложений: ты куда, мама топтоп (идти куда-то, кто-то ушел или пришел), мама пипи/кака/амам, мама уго (большое что-то), ой теака (ой терка порезала порезала), кии кый кый (котик поцарапал), мкока - морковка, мыика/бумка (мишка, недавно начал бумка начал называть из сказки теремок, когда мишка бум и развалил теремок) и тому подобное. На вопросы где были, что делали, кто это, - отвечает. Загадки про животных угадывает (например, кто в дупле живет, по веточкам прыгает и любит кушать орешки и грибочки, говорит беака(белка), кто морковку любит - зайка, и другие). С детками общаемся, ходим в развивающие центры, я с ребенком занимаюсь и о карточкам, читаем, рисуем, танцуем, мелкую моторику развиваем... Педиатр и невролог говорят, что речь в норме, однако, многие сверстники говорят трехсложными предложениями и уже называют более сложные слова. По совету знакомых обратились к другому неврологу, который сказал, что такая речь - это зрр. Скажите пожалуйста, похожп ли описанная мною ситуация в речи на зрр или это речь в пределах нормы? Очень переживаю, заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте.В 2,5 года ребенок с нормальным речевым развитием начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет ставить простые вопросы «что?», «куда?», и произносит правильно большинство букв, исключения составляют «р», «л» и шипящие гласные. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п. Речь ребенка в 2,5 года разложу по пунктам,чтоб было понятно. Понимание речи: · Выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку». · Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку, потом без нее Самостоятельная речь: · Словарный запас - произносит более 200 слов. · Правильно использует предлоги, союзы · Слоговую структуру слова воспроизводит правильно · Согласовывает прилагательное с существительным в именительном падеже в женском и мужском роде (прим. «клясная кофта» - красная кофта) · Правильно называет множественное число существительного · Правильно произносит звуки: А, О, И, У, Э, Ы, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, Й, В, ВЬ, Ф, ФЬ,Х, ХЬ, ТЬ, ДЬ, НЬ, ЛЬ, С, З, СЬ, ЗЬ · Звуки Ш, Ж – заменяет звуками С, З; Ч, Ц, Щ – заменяет звуком ТЬ, СЬ; звуки Р, Л – заменяет ЛЬ, Й. О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки: Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»).Логопед прав, у ребенка имеет место ЗРР. Нужно заниматься и все будет хорошо. С малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи: показывайте ребенку предметы и называйте их; называйте и показывайте действия с игрушками; показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий; рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним; дети очень любят скороговорки и чистоговорки. Выучите их вместе с ребенком и повторяйте почаще; играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др. Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями.Вам следует совершенствовать активную речь ребенка - обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью - уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи - говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др.
Консультация врача-логопеда на тему «Речь ребенка в 2 5 года» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»
Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.
Наиболее активное развитие речи ребенка происходит в два года - он оставляет позади детский лепет, переходя к полноценным словам и предложениям. В этот период очень важно помочь крохе и как можно больше заниматься с ним
Среднестатистические нормы
Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: ). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.
По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.
Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками - это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.
Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.
Условия для развития речи
Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:
- У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
- Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
- Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
- На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
- Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
- Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
- Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» - ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
- Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
- Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.
Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.
Если в возрасте около 3 лет или немного меньше ребенок не может выражать свои эмоции либо вообще продолжает лепетать на своем языке, необходимо посетить специалиста для консультацииПринципы для развития правильной речи
Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:
- Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
- Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
- Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
- Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
- Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
- Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: )). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
- Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
- Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
- Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.
Художественное чтение «с выражением» преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речьУпражнения
Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:
- Летающая снежинка
Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.
- Бабочка порхает
Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.
- Заборчик (артикуляционная гимнастика)
«Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы»
- Хобот слоненка (артикуляционная гимнастика)
«Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять»
- Веселый кораблик
Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.
Запуск на воду легкого самодельного кораблика станет для ребенка настоящей игрой, которая заодно сопряжена с артикуляционной гимнастикой на тренировку дыханияИгры на развитие моторики
- Игры по развитию общей моторики
Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.
«Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.»
- Активные игры со стихами
Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».
- Логопедические и ритмические игры с самомассажем
Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.
«Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья»
Ритмические активные игры с обязательным проговариванием фраз и движениями - отличный вариант для развития речи (подробнее в статье: ). Их можно использовать для детишек любого возраста, просто совсем маленьким понадобится больше помощиИгры со звукоподражанием
Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.
- «Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
- Возьмем тренировку гласных звуков:
- а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
- о-о-о (удивление, восхищение);
- у-у-у (летит самолет);
- и-и-и (ржет лошадка).
Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.
Пальчиковые игры
Самое популярное и любимое всеми детками занятие - помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.
«На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).
Игры с различными предметами и материалами
Используйте различные игрушки и предметы круглой формы, которые можно катать в ладонях. Для этой цели отлично подойдут специальные массажные мячики, клубочки ниток.
- «Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками)
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
- «Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым). Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.
Доктор Комаровский напоминает: играя с детками в речевые игры, не забывайте об их развитии в социальном плане. Дети должны уметь общаться и играть с другими людьми, находить компромиссы, проигрывать.
Подобные занятия будут нелишними и в более старшем возрасте, поэтому смело играйте в них с детками 4 и 5 лет. Набраться опыта вам помогутвидео уроки, на которых представлены занятия для формирования правильной речи у детей с 2 до 5 лет, они быстро помогут научить вашего ребенка разговаривать.
Чтобы помочь заговорить малышу, можно пользоваться обучающими мультиками, направленными на формирование умения общаться друг с другом. Пользуясь нашими рекомендациями, вы научите своего ребенка разговаривать и общаться со сверстниками.
(5 оценили на 5,00 из 5 )