Рассказ пришвина красные шишки. В солнечное летнее утро вхожу я в лес
К утру иногда затихнет, но к вечеру снова расходится и свистит, шастает по деревьям, швыряется листьями надоедливый листобой.
Березки на опушке давно уже сдались ему; без листьев сразу стали они сиротливыми, растерянно стоят в пожухлой траве.
А осины совсем омертвели. Вытянув крючья веток, они ловят чужие листья, как будто никогда не имели своих.
Я поднял осиновый лист. Обожженный бабьим летом, лист горел, как неведомая раковина. Огненный в центре, он угасал к краям, оканчивался траурной каймой.
В глубине леса нашел я клены. Защищенные елками, неторопливо, с достоинством роняли они листья.
Один за другим я рассматривал битые кленовые листья – багряные с охристыми разводами, лимонные с кровяными прожилками, кирпичные с крапом, рассеянным четко, как у божьей коровки.
Клен – единственное дерево, из листьев которого составляют букеты. Прихотливые, звездчатые, они еще и разукрасились таким фантастическим рисунком, какого никогда не придумает человек.
Рисунок на листьях клена – след бесконечных летних восходов и закатов. Я давно замечаю: если лето бывало дождливым, малосолнечным, осенний кленовый лист не такой молодец.
Кувшин с листобоем
Сырой землей, опятами, дымом с картофельных полей пахнет листобой.
На речном обрыве, где ветер особенно силен, я подставил под его струю красный глиняный кувшин, набрал побольше листобоя и закупорил кувшин деревянной пробкой, залил ее воском.
Зимним вечером в Серебряническом переулке соберутся друзья. Я достану капусту, квашенную с калиной, чистодорские рыжики. Потом принесу кувшин, вытащу пробку.
Друзья станут разглядывать кувшин, хлопать по его звонким бокам и удивляться, почему он пустой. А в комнате запахнет сырой землей, сладкими опятами и дымом с картофельных полей.
СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД
В деревне Власово, слыхал я, есть Стеклянный пруд. «Наверно, вода в нем очень прозрачная, – думал я. – Видны водоросли и головастики. Надо бы сходить, посмотреть».
Собрался и пошел в деревню Власово. Прихожу. Вижу: у самого пруда две бабки на лавочке сидят, рядом гуси пасутся. Заглянул в воду – мутная. Никакого стекла, ничего не видно.
– Что ж это, – говорю бабкам, – Стеклянный пруд, а вода – мутная.
– Как это так – мутная?! У нас, дяденька, вода в пруду сроду стеклышко.
– Где ж стеклышко? Чай с молоком.
– Не может быть, – говорят бабки и в пруд заглядывают. – Что такое, правда – мутная… Не знаем, дяденька, что случилось. Прозрачней нашего пруда на свете нет. Он ключами подземельными питается.
– Постой, – догадалась одна бабка, – да ведь лошади в нем сейчас купались, намутили воду. Ты потом приходи.
Я обошел всю деревню Власово, вернулся, а в пруду три тракториста ныряют.
– Опоздал, опоздал! – кричат бабки. – Эти какое хошь стекло замутят, чище лошадей. Ты теперь рано утром приходи.
На другое утро к восходу солнца я пошел в деревню Власово. Было еще очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу. Пасмурно, как темное ламповое стекло, мерцал пруд сквозь клочья тумана.
А когда взошло солнце и туман рассеялся по берегам, просветлела вода в пруду. Сквозь толщу ее, как через увеличительное стекло, я увидел песок на дне, по которому ползли тритоны.
А подальше от берега шевелились на дне пупырчатые водоросли, и за ними в густой глубине вспыхивали искры – маленькие караси. А уж совсем глубоко, на средине пруда, там, где дно превращалось в бездну, тускло вдруг блеснуло кривое медное блюдо. Это лениво повертывался в воде зеркальный карп.
ОРЕХЬЕВНА
Издали этот дом мне показался серебряным.
Подошел поближе – и серебро стало старым-старым деревом. Солнце и ветер, снега и дожди посеребрили деревянные стены, крышу и забор.
За забором ходила среди кур старушка и покрикивала:
– Цыба-цыба-цыба… Тюка-тюка-тюка…
– Хорошо-то как у вас, – сказал я, остановившись у забора.
– Что тут хорошего, аньдел мой? – сразу отозвалась старушка. – Лес да комары.
– Дом красивый, серебряный.
– Это когда-то он был красивый, сто лет назад.
– Неужели сто? А вам тогда сколько же?
– И не знаю, аньдел мой, не считаю. Но ста-то, верно, нету. Да ты заходи, посиди на стульчике, отдохни.
Я вошел в калитку. Мне понравилось, как старушка назвала меня – «аньдел мой».
Она тем временем вытащила на улицу и точно не стул, а стульчик, усадила меня, а сама не присела. Она то спускалась в сад, к курам, то подходила к забору и глядела вдаль, то возвращалась ко мне.
– Посиди, посиди… Цыба-цыба-цыба… Отдохни на стульчике… Отец-то мой, батюшка Орехий Орехьевич, этот дом сто лет назад построил. Вот тогда был дом золотой, а уж сейчас – серебряный… А больше нету ничего… комары да болота.
– Как звали вашего батюшку? – переспросил я.
– Орехий, так и звали – Орехий Орехьевич.
– А как же вас звать?
– А меня – Орехьевна… Ты посиди, посиди на стульчике, не спеши… Цыба-цыба-цыба… Тюка-тюка-тюка… А так ничего хорошего, аньдел мой, – лес да комары…
ДЕД, БАБА И АЛЕША
Заспорили дед да баба, на кого похож их внук.
Баба говорит:
– Алеша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.
Алеша говорит:
– Верно, верно, я весь в бабу.
Дед говорит:
– А по-моему, Алеша на меня похож. У него такие же глаза – красивые, черненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алеша и сам вырастет.
Алеше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:
– Верно, верно, я больше на деда похож.
Баба говорит:
– Какая борода большая вырастет, это еще неизвестно. Но Алеша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с медом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алеша.
Алеша подумал немного и говорит:
– Пожалуй, я все-таки сильно на бабу смахиваю.
Дед почесал в затылке и говорит:
– Чай с медом – это еще не полное сходство. А вот Алеша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.
Алеша подумал-подумал и говорит:
– Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня – на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.
И пока пил Алеша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: «Но-ооо, милая! Давай! Давай!» – и щелкал кнутом.
В БЕРЕЗАХ
Мокрый березовый лес. С голых веток стекают капли тумана, падают глухо на землю.
За темными березами я увидел рыжее пятно – и медленно, неслышно вышла на опушку оранжевая лошадь. Она была такая яркая, будто вобрала в себя всю силу осени.
Опавшие листья вздыхали под ее шагами. Верхом на лошади сидел человек в ватнике, в сапогах.
Лошадь прошла мимо, скрылась в глубине леса, и я понял, что скоро зима…
Не знаю почему, эта встреча весь день не выходила у меня из головы. Я вспоминал оранжевую лошадь, уносящую в глубину леса остатки осени, и в конце концов стал даже сомневаться: да видел ли я ее вообще? Или придумал?
Но человека в ватнике я, конечно, видел. Это был возчик Агафон, с которым мы каждый четверг паримся в бане.
Заспорили дед да баба, на кого похож их внук.
Баба говорит:
— Алёша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.
Алёша говорит:
— Верно, верно, я весь в бабу.
Дед говорит:
— А, по-моему, Алёша на меня похож. У него такие же глаза — красивые, чёрненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алёша и сам вырастет.
Алёше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:
— Верно, верно, я больше на деда похож.
Баба говорит:
— Какая борода большая вырастет, это ещё неизвестно. Но Алёша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с мёдом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алёша.
Алёша подумал немного и говорит:
— Пожалуй, я всё-таки сильно на бабу смахиваю.
Дед почесал в затылке и говорит:
— Чай с мёдом — это ещё не полное сходство. А вот Алёша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.
Алёша подумал-подумал и говорит:
— Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня — на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.
И пока пил Алёша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: «Но-ооо, милая! Давай! Давай!» — и щёлкал кнутом.
Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом учебника. Прочитайте, как он называется. Открывает этот раздел репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «В «Тереме». (Мой дом)».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 2 класс
С.А.Махотин. «В кого я такой?» Ю.Коваль. «Дед, баба и Алёша»
Цель урока: способствовать полноценному восприятию стихотворения С.А.Махотина и рассказа Ю.Коваля, ввести в проблематику раздела.
Задачи – создать условия, для того, чтобы учащиеся:
1) получили представление о средствах создания художественного образа изобразительном искусстве (колорит, композиция, поза),
3) овладевали системой читательских умений;
4) учились распределять свое внимание, слушая учителя и рассматривая иллюстрацию,
5) расширили словарный запас (репродукция, терем , самовар, стожки, заложить санки, лоси ).
1. Подготовка к первичному восприятию.
– Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом учебника. Прочитайте, как он называется. Открывает этот раздел репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «В «Тереме». (Мой дом)». Рассмотрите картину. Какое настроение вызывает эта картина? Как вы думаете, почему у нее двойное название – «В «Тереме». (Мой дом)». (Художник называл свой дом на Волге «Теремом». Он действительно похож на русский терем: радостный, красочный, уютный, с высокой крышей, расписными окнами.) Как вы думаете, кто изображен на картине? Б.М.Кустодиев очень любил рисовать свою семью. На этой картине изображены сам художник, его жена – Юлия Евстафьевна и их дети – Кирилл и Ирина. Посмотрите, как сын следит за работой отца, как всматривается в его рисунок. Кирилл стал известным театральным художником. Дочь изображена ближе к матери, как вы думаете, почему? Посмотрите, в каких позах изображены дочь и мать, как художник подчеркивает их сходство? Как вы думаете – на картине изображена счастливая семья?
2. Первичное восприятие.
Чтение учителем стихотворения С.А.Махотина.
– Понравилось стихотворение? Что такое «быть похожим»? Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, с какой интонацией нужно читать слова взрослых в первой строфе и во второй? Почему?
4. Первичное восприятие. Чтение учителем рассказа Ю.Коваля.
Во время слушанья дети рассматривают иллюстрации к рассказу в учебнике. (Учатся распределять внимание. Проясняют для себя значение устаревших слов.)
5.Проверка первичного восприятия .
– О чём и почему спорят дед и бабушка? Чего хочется каждому из них? А чего хочется Алёше?
6. Постановка учебной задачи.
– Давайте прочитаем этот рассказ по ролям. Сколько человек понадобится для чтения? Что надо сделать, чтобы подготовиться к чтению по ролям?
7. Вторичное восприятие и анализ текста.
– Читаем рассказ вслух и делаем пометки в учебнике, отмечаем, кто из героев произносит реплику.
Вопросы по ходу чтения, если возникает необходимость корректировки интонации:
– Как говорит баба – быстро или медленно? Как вы думаете, на кого она смотрит, когда говорит? С одинаковой ли интонацией она произносит первую и вторую реплики? Почему она приглашает Алёшу пить чай с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. (Акцентируем внимание на том, что бабушке хочется сделать приятное любимому внуку, она знает, что ему нравится, и старается доставить ему удовольствие.) Кому из вас приходилось пить чай из самовара? Знаете, почему он так называется? Посмотрите на иллюстрацию, найдите самовар. В центре самовара – труба, в неё насыпают горячие угли, и вода в самоваре греется. А когда самовар ставят на стол, он ещё долго шумит – разговаривает. В доме становится особенно уютно.
– Почему дед стал возражать бабе? Чем деду хочется привлечь внука? Какой сюрприз он готовит внуку? Что значит «заложить санки»? Покажите на иллюстрации, где изображены сани? А что такое «стожки»? Хорошо ли, что лоси «щиплют стожки» – едят сено? Почему? Почему дед почесал затылок, прежде чем позвать внука в лес? С какой интонацией надо прочитать слова деда?
– Как Алёша помог бабе и деду разрешить свой спор?
– Как вы думаете, автору нравится эта семья? Бабушка и дедушка очень любят внука и всячески стараются сделать что-то приятное для него. А Алеша сделал что-то приятное бабе и деду? (Конечно, он примирил их шутливый спор, показал, как он их любит, как ему хочется быть похожим и на бабу, и на деда). С какой интонацией надо читать заключительные слова автора?
8. Обобщение . Чтение рассказа по ролям.
9.Индивидуальная самостоятельная домашняя работа (по желанию).
– Любители ли вы сюрпризы? А сами любите делать другим что-то приятное? У вас есть такая возможность. Прочитайте задание в учебнике в рубрике: «Выбери, выполни, поделись с другими». Кто хочет его выполнить? Найдите страницы, на которых напечатаны стихотворения о семье. Видите, какой большой у вас выбор. На следующем уроке будет интересно узнать, кто какое стихотворение выбрал. Итак, ждем ваших сюрпризов.
— Дед, баба и Алеша; Песня
Заспорили дед да баба, на кого похож их внук.
Баба говорит:
– Алеша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.
Алеша говорит:
– Верно, верно, я весь в бабу.
Дед говорит:
– А по-моему, Алеша на меня похож, у него такие же глаза красивые, черненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алеша и сам вырастет.
Алеше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:
– Верно, верно, я больше на деда похож.
Баба говорит:
– Какая борода большая вырастет, это еще неизвестно. Но Алеша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с медом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алеша.
Алеша подумал немного и говорит:
– Пожалуй, я все-таки сильно на бабу смахиваю.
Дед почесал в затылке и говорит:
– Чай с медом – это еще не полное сходство. А вот Алеша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.
Алеша подумал-подумал и говорит:
– Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня – на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.
И пока пил Алеша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: «Но-ооо, милая! Давай! Давай!» – и щелкал кнутом.
Песня
(из кинофильма «Пограничный пес Алый»)
слова и музыка Юрия Коваля
Поднебесный снег, снег на землю слетает,
Поднебесным снегом землю заметает.
Ах, как много снега над лесом окрестным!
Вытоплена печка, вся изба согрета,
А тебя все нету, пропадаешь где-то.
В лесу беспредельном, в лесу неизвестном
Твой ли след заносит снегом поднебесным…
В снегу не покину, в лесу не оставлю,
На окошко лампу яркую поставлю,
Чтоб светились окна над лесом окрестным.
Твой ли след заносит снегом поднебесным…
ДЕД, БАБА И АЛЁША
Заспорили дед да баба, на кого похож их внук.
Баба говорит:
Алёша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.
Алёша говорит:
Верно, верно, я весь в бабу.
Дед говорит:
А по-моему, Алёша на меня похож. У него такие же глаза - красивые, чёрненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алёша и сам вырастет.
Алёше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:
Верно, верно, я больше на деда похож.
Баба говорит:
Какая борода большая вырастет, это ещё неизвестно. Но Алёша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с мёдом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алёша.
Алёша подумал немного и говорит:
Пожалуй, я всё-таки сильно на бабу смахиваю.
Дед почесал в затылке и говорит:
Чай с мёдом - это ещё не полное сходство. А вот Алёша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.
Алёша подумал-подумал и говорит:
Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня - на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.
И пока пил Алёша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: "Но-ооо, милая! Давай! Давай!" - и щёлкал кнутом.
НУЛЕВОЙ КЛАСС
Приехала к нам в деревню новая учительница. Марья Семёновна.
А у нас и старый учитель был - Алексей Степанович.
Вот новая учительница стала со старым дружить. Ходят вместе по деревне, со всеми здороваются.
Дружили так с неделю, а потом рассорились. Все ученики к Алексей Степанычу бегут, а Марья Семёновна стоит в сторонке. К ней никто и не бежит - обидно.
Алексей Степанович говорит:
Бегите-ко до Марьи Семёновны.
А ученики не бегут, жмутся к старому учителю. И действительно, серьёзно так жмутся, прямо к бокам его прижимаются.
Мы её пугаемся, - братья Моховы говорят. - Она бруснику моет.
Марья Семёновна говорит:
Ягоды надо мыть, чтоб заразу смыть.
От этих слов ученики ещё сильней к Алексей Степанычу жмутся.
Алексей Степанович говорит:
Что поделаешь, Марья Семёновна, придётся мне ребят дальше учить, а вы заводите себе нулевой класс.
Как это так?
А так. Нюра у нас в первом классе, Федюша во втором, братья Моховы в третьем, а в четвёртом, как известно, никого нет. Но зато в нулевом классе ученики будут.
И много? - обрадовалась Марья Семёновна.
Много не много, но один - вон он, на дороге в луже стоит.
А прямо посреди деревни, на дороге и вправду стоял в луже один человек. Это был Ванечка Калачёв. Он месил глину резиновыми сапогами, воду запруживал. Ему не хотелось, чтоб вся вода из лужи вытекла.
Да он же совсем маленький, - Марья Семёновна говорит, - он же ещё глину месит.
Ну и пускай месит, - Алексей Степанович отвечает. - А вы каких же учеников в нулевой класс желаете? Трактористов, что ли? Они ведь тоже глину месят.
Приходи, Ваня, в школу, в нулевой класс.
Сегодня некогда, - Ванечка говорит, - запруду надо делать.
Завтра приходи, утром пораньше.
Вот не знаю, - Ваня говорит, - как бы утром запруду не прорвало.
Да не прорвёт, - Алексей Степанович говорит и своим сапогом запруду подправляет. - А ты поучись немного в нулевом классе, а уж на другой год я тебя в первый класс приму. Марья Семёновна буквы тебе покажет.
Какие буквы? Прописные или печатные?
Печатные.
Ну, это хорошо. Я люблю печатные, потому что они понятные.
На другой день Марья Семёновна пришла в школу пораньше, разложила на столе печатные буквы, карандаши, бумагу. Ждала, ждала, а Ванечки нет.
Телега проехала, - объяснил он. - Приходится починять.
Ладно, - сказала Марья Семёновна, - давай вместе запруду делать, а заодно и буквы учить.
И тут она своим сапогом нарисовала на глине букву "А" и говорит:
Это, Ваня, буква "А". Рисуй теперь такую же.
Ване понравилось сапогом рисовать. Он вывел носочком букву "А" и прочитал:
Марья Семёновна засмеялась и говорит:
Повторение - мать учения. Рисуй вторую букву "А".
И Ваня стал рисовать букву за буквой и до того зарисовался, что запруду снова прорвало.
Я букву "А" рисовать дольше не буду, - сказал Ваня, - потому что плотину прорывает.
Давай тогда другую букву, - Марья Семёновна говорит. - Вот буква "Б".
И она стала рисовать букву "Б".
А тут председатель колхоза на газике выехал. Он погудел газиком, Марья Семёновна с Ваней расступились, и председатель не только запруду прорвал своими колёсами, но и все буквы стёр с глины. Не знал он, конечно, что здесь происходит занятие нулевого класса.
Вода хлынула из лужи, потекла по дороге, всё вниз и вниз в другую лужу, а потом в овраг, из оврага в ручей, из ручья в речку, а уж из речки в далёкое море.
Эту неудачу трудно ликвидировать, - сказала Марья Семёновна, - но можно. У нас остался последний шанс - буква "В". Смотри, как она рисуется.
И Марья Семёновна стала собирать разбросанную глину, укладывать её барьерчиком. И не только сапогами, но даже и руками сложила всё-таки на дороге букву "В". Красивая получилась буква, вроде крепости. Но, к сожалению, через сложенную ею букву хлестала и хлестала вода. Сильные дожди прошли у нас в сентябре.
Я, Марья Семёновна, вот что теперь скажу, - заметил Ваня, - к вашей букве "В" надо бы добавить что-нибудь покрепче. И повыше. Предлагаю букву "Г", которую давно знаю.
Марья Семёновна обрадовалась, что Ваня такой образованный, и они вместе слепили не очень даже кривую букву "Г". Вы не поверите, но эти две буквы "В" и "Г" воду из лужи вполне задержали.
На другое утро мы снова увидели на дороге Ванечку и Марью Семёновну.
Жэ! Зэ! - кричали они и месили сапогами глину. - Ка! Эль! И краткое!
Новая и невиданная книга лежала у них под ногами, и все наши жители осторожно обходили её, стороной объезжали на телеге, чтоб не помешать занятиям нулевого класса. Даже председатель проехал на своём газике так аккуратно, что не задел ни одной буквы.
Тёплые дни скоро кончились. Задул северный ветер, лужи на дорогах замёрзли.
Однажды под вечер я заметил Ванечку и Марью Семёновну. Они сидели на брёвнышке на берегу реки и громко считали:
Пять, шесть, семь, восемь…
Кажется, они считали улетающих на юг журавлей.
А журавли и вправду улетали, и темнело небо, накрывающее нулевой класс, в котором все мы, друзья, наверно, ещё учимся.