Рассказ и соколов микитов золотая осень анализ. Короткие рассказы про осень
(Для детей 5-6 лет)
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень». «Грибы»;
Развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов на вопросы;
Формировать слуховой и зрительный контроль правильности составления рассказа, мелкую моторику рук;
Воспитывать умение восхищаться красотой данного времени года.
Оборудование: оборудование ИКТ, книга И.С.Соколв-Микитов, осенние листочки из бумаги по количеству детей, презентация.
Предварительная работа: беседы по теме «Осень», «Грибы», чтение рассказа.
Ход занятия
Станем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу
Если каждый улыбнется.
Утро доброе начнется
Скажем нашим гостям - Доброе утро!!!
Ребята, вы видели у нас на полочке новая книга?
Вы хотите ее рассмотреть?
(Садитесь на стульчики.)
Ребята, как вы думаете, глядя на иллюстрацию, можно узнать о каком времени года пишет автор в этой книге? (Ответы детей.)
Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время года здесь изображено? (Ответы детей.)
Почему вы думаете, что это осень? Докажите? (На деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава.)
Посмотрите, какая ягода краснеет осенью на деревьях? (Осенью краснеет рябина).
А как вы думаете, что это за место? (Лес, лесная опушка.)
Что растет осенью в лесу? (Осенью в лесу растут Грибы.)
Ребята, а вы были когда-нибудь в осеннем лесу, собирали там грибы?
Какие грибы вы собирали?
Ребята, а помните, мы с вами говорили о грибах и рассматривали картинки.
Кто может их назвать?
Ребята, я приглашаю вас на полянку. Посмотрите, осень подарила нам красивые, разноцветные листья. Давайте устроим листопад.
Дыхательная гимнастика. Положите листочек на ладошку и подуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. (Губы сложите трубочкой, вдох через нос, выдох через рот.)
Пальчиковая гимнастика .
Один, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листья березы
Листья рябины
Листики тополя
Листья осины
Листики дуба
Мы соберем
В вазу осенний букет отнесем.
Ребята, вы молодцы, и мы с вами доказали, что на иллюстрации художник изобразил осень. А теперь предположим, что автор в этой книге пишет тоже про осень. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)
Ребята, но как нам проверить наше предположение, может автор пишет не про осень? Как мы можем проверить? (Ответы детей.) Я тоже согласна с Артемом, предлагаю прочитать рассказ. Садитесь и внимательно послушайте рассказ И.С.Соколова-Микитова.
Чтение рассказа
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В теплые дни летает над землей паутина. В лесу еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Ребята, вам понравился рассказ? Вы внимательно его слушали, скажите, какое же время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)
По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)
Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)
Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)
Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)
Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)
Предлагаю игру «Трудные слова».
Что означает слово знойное? (Жаркое.)
Что означает золотая? (Желтая.)
Что это такое кочка? (Небольшой бугорок.)
Что такое опушка? (Край леса.) Молодцы!
Ребята, предлагаю отдохнуть и поиграть на нашей полянке.
Физкультминутка «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)
Скачет дождик по дорожке
В лужице – смотри, смотри! (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
Сушит перышки скорей.
А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Вы сами будете рассказывать рассказ. (Повторное чтение рассказа.)
Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить слова и выражения из текста Соколова-Микитова. Еще вам помогут графические схемы, они на экране посмотрите. Предлагаю рассказать рассказ сначала по очереди, по одному предложению начнем с Маши.
(Пересказ детьми рассказа с опорой на схемы.)
Дети выходят, пересказывают рассказ по цепочке, парами и индивидуально.
Ребята, скажите, чей рассказ вам понравился больше всего? (высказывания детей). Мне тоже понравились ваши рассказы.
А теперь, скажите, а каком же времени года написал Соколов - Микитов в этой книге? (ответы детей).
Да, ребята, вы правы рассказ так и называется «Осень в лесу».
Значит наши предположения верные? (Ответы детей.) Мы были правы Соколов – Микитов в своей книге написал про осень в лесу.
Ребята, этот рассказ, вы можете рассказать своим друзьям, родителям.
Спасибо ребята, мне было приятно находить с вами верное решение, я думаю, вам тоже было интересно. /
И. Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси...
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.
Осень
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
В лесу
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
Лес осенью
И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Природа осенью
Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.
Осенний день в березовой роще
Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая...
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось... то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли... и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая...
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней...
К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Поздняя осень
Короленко Владимир Галактионович
Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи... Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно... Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона... И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела... Белый цвет - это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,- цвет величавых и бесплодных горных вершин...
Антоновские яблоки
Бунин Иван Алексеевич
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.
К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком...
«Ядреная антоновка - к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год.
На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце... Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.
Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.
С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.
Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь... сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь...
Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми...
Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме - тишина. Впереди - целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.
Словарь родной природы
Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора - очей очарованье».
Потом - ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом...
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.
Мой дом
Паустовский Константин Георгиевич
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.
Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.
Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
Какие бывают дожди
Паустовский Константин Георгиевич
(Отрывок из повести «Золотая роза»)
Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать* хорошо передает возникновение дождя, когда еше редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дожаем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что, независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»...
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы -липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкаюшие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Все это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде...
Это рассказы для детей про осень. Про начало школьного учебного года, про первые школьные истории. Рассказы для чтения в начальной школе и для домашнего чтения.
Пятёрки.
Дед Матвей выглянул из калитки и позвал Петьку:
— Ну-ка, ступай сюда. Бери подарок!
И протянул корзинку большущих яблок.
Петька сказал деду спасибо, а яблоками оделил всех ребят. Только хотел Петька откусить кусочек, как вдруг видит, что на красном яблочном боку стоит цифра «5».
Да тут и мы закричали:
— У меня на яблоке пятёрка!
— И у меня!
— У меня тоже...
У всех яблоки оказались помеченными. Не нарисована цифра, не накрашена. Просто кожура у яблока двухцветная: весь бок красный, а пятёрка — белая.
Петька усмехнулся:
— Это дед нам наказывает, чтоб на пятёрки учились!
И всю дорогу до школы говорили мы об этой дедовой хитрости.
Оказывается, пока яблоки висели на ветках, дед на каждое прилепил бумажную цифру. Под солнечными лучами краснел яблочный бок, а под бумагой кожура оставалась светлой. Так и вышло, что солнышко поставило отметки на всех яблоках.
Ну, надо было деду отвечать... Через неделю мы с Петькой пришли к нему. Положили на стол дневники. Дед поглядел, — а в дневниках тоже отметки. Только не такие, как на яблоках.
Лист — белый, а пятёрки — красные.
Сентябрь.
У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.
Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться...
И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки... И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.
«Бабье лето настаёт», — улыбаясь, говорит народ.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.
Лес осенью. Автор: И. С. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Почему осенью листья деревьев меняют цвет и опадают? Автор: В. В. Занков
В середине весны на деревьях начинают набухать почки, и вскоре после этого распускаются листья. В зелёный цвет их окрашивает хлорофилл — очень важное для жизни деревьев вещество, которое находится в листьях.
Хлорофилловые зёрна — это своеобразная природная «кухня». Корни дерева добывают из земли продукты и воду, которые затем доставляются в листья и попадают на «кухню». Там из них при помощи солнечных лучей готовится пища для дерева.
Но вот наступает осень. День убывает, света становится всё меньше. Земля остывает, а холодную воду корни всасывать не могут. Работа на чудесной «кухне» постепенно замирает. Хлорофилловые зёрна начинают разрушаться, и вследствие этого зелёная окраска листа бледнеет.
А в листе, оказывается, есть и другие красящие вещества. Летом зелень хлорофилла заглушала их. Теперь же, когда исчезает хлорофилл, они проступают всё ярче и ярче. Листья становятся жёлтыми, красными, багряными или фиолетовыми — в зависимости от того, какого красящего вещества в них больше.
Осенью листья не только меняют цвет. Когда «кухня» внутри листа завершает свою работу, на конце черенка, который соединяет лист с веткой дерева, образуется тончайшая пробка. При её возникновении сцепление листа с веткой уменьшается, и листья начинают облетать от малейшего прикосновения или дуновения ветра. Это явление называется листопадом.
Конспект урока
Предмет: ____ литературное чтение __________ Класс: ___ 2 __
Тема урока : «Осень». Загадки об осени. Приговорка. И. Соколов-Микитов «Золотая осень».
Цели: Познакомить учащихся с темой подраздела учебника «Осень», с загадками об осени, приговоркой, с рассказом И. Соколова-Микитова «Золотая осень»; совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами; развивать умения: работать с содержанием художественных текстов; вчитываться в текст произведения, понимать смысл слов и выражений; определять авторский замысел, главную мысль текста; сопоставлять произведения разных жанров об осени; формулировать на основе прочитанного несложные выводы; отгадывать загадки; развивать творческие способности; развивать интерес к творчеству И. Соколова-Микитова
Планируемые результаты:
Предметные: научиться правильному, осознанному и выразительному чтению текстов разных жанров, работе с содержанием произведения, пониманию роли ритма в приговорке, выделению концевых созвучий стихотворных строк и определению рифмы, нахождению в тексте описания осени.
Метапредметные: * принимать, понимать и решать учебные задачи урока, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; * понимать содержание прочитанных загадок, приговорки и рассказа – описания; понимать отличительные особенности этих жанров; видеть связь между ритмом и смыслом; понимать роль интонации в передаче смысла произведения; называть характерные признаки осени, опираясь на прочитанные тексты; сравнивать произведения разных жанров об осени; выстраивать логическую цепь рассуждений; на основе прочитанного делать вывод; * объяснять значение понятий «загадки», «приговорка» и «рассказ-описание»; участвовать в учебном диалоге; рассказывать об осени.
Личностные: интерес к творчеству И.Соколова-Микитова. Интерес к загадкам, приговоркам и рассказам об осени. Восхищение красотой осенней природы.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, доска, учебник Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова "Литературное чтение 2 класс"
Этапы работы
Содержание этапа
I Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Задачи: создать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
II Работа над загадками и приговоркой.
уметь правильно, осознанно и выразительно читать тексты разных жанров;
Задачи:
побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; стимулировать интерес к деятельности.
проверить знания обучающихся о загадках.
Методы: словесные (беседа)
эмоциональные (стимулирующее оценивание).
ФИЗМИНУТКА
Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:
снять напряжение, сменить статическую позу.
Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для снятия напряжения, смены статической позы, организовать физминутку как части практической работы.
Методы:
практический (упражнения).
III Работа с текстом "Золотая осень" (отрывок) И. Соколов-Микитов
Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: уметь выстраивать логические цепи рассуждений; на основе прочитанного делать вывод.
Задачи:
Находить в тексте рассказа описания осени
Цель, которую учитель хочет достичь: создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний.
Методы:
словесные (беседа);
методы стимулирования и мотивации (учет познавательного интереса);
социальные (поиск контактов и сотрудничества).
IV Итоги
Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:
осознать свою УД, провести самооценку результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности.
Задачи:
сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся
Методы:
словесные (беседа);
волевые (формирование рефлексивности);
методы оценивания (педагогическая оценка, графическая самооценка, взаимооценка).
Домашнее задание
Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:
самостоятельный выбор и решение задачи с высокой степенью свободы и ответственности.
Цель, которую учитель хочет достичь: активизировать творческие возможности обучающихся
Методы:
методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).
Приветствие:
Я сейчас произнесу слово, а вы представьте себе, о чем идет речь и что об этом удивительном времени года можно сказать. Итак, я произношу... "ОСЕНЬ".
Подумайте одну-две минутки и назовите два-три ключевых слова, которые характеризуют осень. (учащиеся называют слова, которые записываются на доске красивая, разноцветная, золотая, холодная, дождливая... )
Микровывод. Вы совершенно правильно заметили главное качество осени - ее разнообразие, многокрасочность.
Сейчас мы рассмотрим репродукции четырех картин известных русских художников: Федора Васильева "Болото", Ивана Шишкина "Золотая осень", Исаака Левитана "Золотая осень", "Осень. Усадьба"
В каждой картине художник изобразил свою осень. Как выдумаете, что подчеркнул каждый из художников в своей картине?
Сейчас мы прочитаем загадки (стр. 69)
Какая из трех загадок ближе всего к картинам "Золотая осень" И.Шишкина и И.Левитана? (Первая)
Какие загадки близки картинам И.Левитана "Осень" и Ф.Васильева "Болото"? (вторая, третья)
Что общего в этих загадках (они описывают явления природы осенью)
О каких явлениях природы в них говорится?
Продолжите предложение. Осень в приведённых загадках выглядит...
К какому жанру относятся загадки? (к фольклору)
Что ещё мы можем отнести к фольклору (сказки, частушки, заклички и т.д.)
Сегодня мы прочитаем приговорку.
Приговорка - небольшое произведение устного народного творчества, которое говорили, делая что-либо. в приговорках часто обращались к животным.
Чтение приговорки стр. 70.
О ком говорится в приговорке? Что обозначает выражение "Север - шуг, север - шуг!"?
В этой строке говорится о таком явлении как шуга. Шуга - это маленький плавучий лед или комки снега.
Иван Сергеевич Соколов - Микитов родился в Калужской губернии. В 1895 году семья переехала в Смоленскую область. В 1910 году Соколов - Микитов переехал в Санкт -Петербург, где в этом же году написал свое первое произведение - сказку "Соль земли". в течении всей жизни писатель очень много путешествовал, перепробовал много профессий.
Сегодня мы прочитаем его произведение "Золотая осень"
Чтение рассказа, стр. 70-71
Какие приметы осени присутствуют в рассказе?
Почему осень называют золотой?
Что значит "пчелы затяжелели"?
Кто такие трутни?
Что такое леток?
Найдите в тексте рассказа места, где говорится о состоянии природы осенью, а где - о деятельности человека.
Какую картину об осени вы бы поместили к рассказу И. Соколова - Микитова?
Какому времени года был посвящен наш урок?
Осень - пора радостная или грустная? Есть ли в тексте рассказа "Золотая осень" эпизоды, вызывающие эти чувства?
Что такое приговорка?
Чем приговорка отличается от загадки?
У вас на столе осенние листья, оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в обсуждении этих произведений – возьмите желтый листок, если не всегда знали ответ на вопрос, не до конца разобрались в произведениях – возьмите зеленый, давайте покажем свои оценки, поднимите руки.
Спасибо всем за урок, вы молодцы!
1) Составить рассказ об осени.
2) Найти стихотворение об осени и выучить.
Ираида Михель
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа «Осень в лесу» И. С. Соколова-Микитова
Занятие по ознакомлению с художественной литературой .
Чтение рассказа «Осень в лесу » И. С. Соколова-Микитова
Цель. Познакомить детей с новым произведением, помочь понять смысл прочитанного; продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, правильно формулируя свою мысль; расширять словарный запас детей; образовательная область «Познание » : закреплять знания об осенних месяцах , приметах осени ; образовательная область «Математика» : закреплять счёт, цвета; образовательная область «Коммуникация» : развивать речь; образовательная область «Музыка» : развивать восприятие музыкального произведения; образовательная область «Здоровье» : развивать логическое и образное мышление, внимание, память; общую, мелкую и артикуляционную моторику, глазодвигательные функции, остроту зрения; образовательная область «Социализация» : воспитывать любовь к данному времени года, умение восхищаться красотой природы; выдержку, волю.
Словарная работа : знойное, погожий, ожерелье, опушка
Оборудование. Осенний листок с посланием , д/и «Грибы и ягоды» , произведение И. С. Соколова-Микитова «Осень в лесу » , репродукции картин об осени , магнитофон, пособия для зрительной гимнастики, медали.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, мы с вами много играем в детском саду. Хотите сегодня побывать в стране игр?
Вот и первая игра.
Психогимнастика (зарядка на общее расслабление ) .
Приготовьтесь, мы – деревья.
Руки вверх мы поднимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Тихо ветками качаем.
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Исчезает напряженье,
Наступает расслабленье .
Снова руки поднимаем,
Снова ветками качаем.
Руки снова на колени
И опять немного лени.
И становится понятно –
Расслабление приятно .
Артикуляционная гимнастика.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Нам понравилось играть,
Повторим мы всё опять!
Упражнение на дыхание.
Игра "Кто сильнее подует на листок"
Воспитатель. Ой, ребята, а в листочке записка.
Послание SOS
«Злой волшебник заколдовал в осеннем лесу все деревья . Они не могут сейчас подготовиться к зиме – сбросить листву, и с наступлением морозов могут погибнуть. А спасти их сможет тот, кто выполнит все задания злого волшебника. Помогите!»
Воспитатель. Ребята, спасём лес от колдовства?
Задание 1. «Отгадай загадку!»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся –
Это время года (осенью ) зовётся.
Ребята, злой волшебник заколдовал осенний лес , значит, мы сегодня будем говорить об осени .
Вопросы. 1. Какие осенние месяцы вы знаете ? Назовите.
2. Какой осенний месяц первый ? Какой по счёту ноябрь? Октябрь? Сколько всего осенних месяцев ?
Расскажите , какие пословицы и приметы вы знаете об этих месяцах.
Физминутка. «Осень »
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох
Серый мох, мох, мох
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб
Кто нашёл его, друзья?
Это я! Я! Я!
Задание 2. Нам прислал злой волшебник книгу, в которой напечатан рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова . Вам нужно очень внимательно прослушать это произведение и ответить на все вопросы, которые задаёт вам волшебник. Но вначале игра «Объясни слово» (знойное, ожерелье, погожие, опушка)
Чтение рассказа «Осень в лесу » И. С. Соколова-Микитова
О каком периоде осени написан рассказ ?
А где увидел и описал красоту золотой осени автор ? (в лесу )
А как бы вы назвали это произведение?
Что растёт осенью по опушкам лесов ? (грибы. ягоды)
Какие грибы можно увидеть в лесу ? А ягоды?
Почему в лесу хорошо слышны все звуки? (звуки природы в городе услышать труднее из-за шума)
Что делают перелётные птицы осенью в лесу ?
Почему улетают птицы? Чего птицы боятся больше – голода или холода?
А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?
Как вы думаете, нравится писателю осень ? Почему?
Ребята, писатели и поэты передают красоту осени при помощи слова , а художники пишут картины , где отражают своё восхищение красотой осенней природы (рассматривание репродукций художников , посвящённых теме осени , И. Левитана, В. Поленова)
Звучит «Осенняя песня » П. И. Чайковского (из цикла «Времена года» )
Дети изображают «осенние листья »
Зарядка для глаз.
«Прогулка по осеннему лесу »
Мы пришли в осенний лес ,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в платье стоит,
Слева – ёлка на нас глядит.
(Какое из этих деревьев называют хвойным, а про какое - лиственным? Почему хвойное дерево называют «вечнозелёным» )
Рисование глазами цифр – "3", "8".
Задание 3. Игра «Скажи наоборот»
Осень ранняя – поздняя
День солнечный – пасмурный
Небо светлое – тёмное
Погода холодная – тёплая
Земля мокрая – сухая
Задание 4. Игра «Что неправильно?»
На клёне желтеют берёзовые листья.
Когда идёт дождь, на улице сухо.
Осенью птицы прилетают с юга.
Подведение итогов занятия . Поблагодарить детей за то, что они помогли расколдовать лес. Вручение медалей.