Распространение живых организмов. Разнообразие живых организмов на земле Разнообразие и распространение живых организмов на земле
Совокупность частей земных оболочек (литосферы, гидросферы и атмосферы) формируют биосферу, которая заселена живыми организмами, участвующими в процессах жизнедеятельности на Земле.
Биосфера — одна из оболочек Земли, которая заселена разнообразными живыми организмами. Биосфера развилась в процессе эволюции, она находится под воздействием живых организмов, преобразуется ими.
Биосфера проникает в литосферу, гидросферу, атмосферу. Всего в биосфере насчитывается примерно 3 000 000 видов животных, растений, бактерий, грибов. Организмы, входящие в биосферу, обнаруживают необыкновенную способность к распространению по планете, к размножению. На Земле насчитывается несколько миллионов видов организмов. Энергетические потоки распределяются на земле в соответствии с состоянием биосферы. Растения выделяют кислород (11,5 ∙ 107 т в год) и поглощают CO2 (1,7 ∙ 108 т), если бы растения исчезли, жизнь на земле погибла бы из-за накопления в атмосфере CO2.
Животные - экосистемы
Экосистема - это биосистема, которую составляют живые организмы, их среда обитания, связи в системе. Виды животных составляют природные сообщества. Экосистема располагается на некоторой территории, ее составляют определенные виды, она отличается определенным строением, биопродуктивностью.
Взаимодействие производителей, потребителей гарантирует благополучное существование любой экосистемы. Животные не могут жить без растительной питательной массы, хищники не могут существовать без травоядных. Многие виды потребляют другие виды, сами становятся питательной средой для других членов экосообщества. Птицы-хищники едят зайцев, мышей, лягушек, змей, ящериц. В свою очередь змеи поедают лягушек, мышей, маленьких птиц. Хищник медведь одновременно питается медом, падалью и растениями. Лиса как хищник ловит зайцев, но может питаться и плодами. Цепи питания очень сложны, они могут легко разрушиться, если будет нарушено хоть одно звено в этой цепи.
Экосистема тем прочнее, чем богаче биоценоз. Если в цепи питания, которую составляют растения, лисы и зайцы, зайцы пропадут, то лисы смогут выжить, потому что будут питаться птицами и мышами.
Растения - экостистемы
Растительность в первую очередь обусловливает любую экосистему. Тропические леса, степи, полупустыни и пустыни характеризуются сообществами растений. В лесах тропиков особые деревья, трава, подлесок, которые населяются грибами, микроорганизмами, животными.
Экосистема леса характеризуется сочетанием растений, приспособленных к существованию друг с другом. Верхний ярус занимают высокие светолюбивые деревья, ниже идут небольшие деревья, менее светолюбивые, подлесок образуют кустарники, следующий ярус - травы. Еще один ярус составляют мхи.
Ярусность экосистемы леса - важнейший фактор, позволяющий существовать растениям с разной потребностью солнечного света.
Микроорганизмы
Микроорганизмы - важнее звено круговорота разнообразных веществ (азота, углерода, фосфора) в природе. Они разлагают остатки растений, животных, способствуя очищению почвы, воды. Баланс микроорганизмов в организме человека определяет его самочувствие и здоровье.
Способность любой экосистемы поддерживать свои связи, структуру, функции определяет ее устойчивость в любых неблагоприятных условиях.
С помощью данного урока вы ознакомитесь с темой «Распространение организмов». Она является первой в разделе «Биосфера». Урок поможет вам сформировать представление об организмах как компонентах, об их неравномерном распространении на земной поверхности. Рассмотрите всё существующее на нашей планете разнообразие и обсудите, какая между ними взаимосвязь.
Распространение живых организмов обусловлено климатическими условиями, строением почвы и другими факторами. С другой стороны, сами организмы могут менять среду своего обитания и оказывать влияние на климат. Наибольшая концентрация живых организмов характерна для поверхности суши, в мелководной части океана.
Живые организмы тесно взаимодействуют между собой и с другими оболочками Земли и таким образом существуют. Живые организмы обитают даже в стратосфере и в глубоких частях земной коры. Наиболее богат растительный и животный мир влажных экваториальных лесов. В этих лесах обилие тепла, влаги и пищи.
Рис. 2. Влажные экваториальные леса ()
Растения способны создавать органические вещества из неорганических. Растения поедают некоторые виды животных (травоядные), их, в свою очередь, поедают хищники.
Рис. 3. Хищные животные Арктики ()
В холодных и жарких сухих территориях планеты живых организмов гораздо меньше, чем в лесах.
Рис. 4. Пустыня Сахара на снимке ()
Условия существования живых организмов в океане:
1. Количество солнечного света
2. Глубина
3. Свойства воды (соленость, состав, количество питательных веществ)
4. Течения
5. Наличие пищи
6. Температура
Среди растений в океане преобладают водоросли.
Рис. 5. Водоросли ()
Наиболее крупные обитатели океана свободно плавают (тюлени, пингвины, киты, моржи, дельфины и др.). Ракообразные, моллюски, черви обитают на дне океанов и морей. Мелкие организмы, которых переносит толща воды, называются планктон. Планктон - основная пища для рыб и млекопитающих, поэтому воды, богатые планктоном, богаты и рыбой. На значительных глубинах живых организмов гораздо меньше.
Многие живые организмы обитают вблизи гидротермальных источников. Здесь много бактерий, которые, как и растения, производят органическое вещество. Также рядом с этими источниками обитают большие черви, ракообразные, которые в других местах не встречаются.
Лианы - очень распространенные растения. Они очень гибкие, могут достигать существенной длины.
Эти рыбы обитают в прохладных водах на значительных глубинах, зарываясь в песок.
Рис. 7. Рыба-удильщик ()
Домашнее задание
Параграфы 46, 47.
1. Какие факторы влияют на распространение живых организмов?
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; ДИК, 2011. - 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.
2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.
1.Федеральный институт педагогических измерений ().
2. Русское географическое общество ().
3.Geografia.ru ().
другие презентации на тему «Разнообразие живых организмов на Земле»
«Урок разнообразие животных» - Птицы. Животные. 15 тысяч. Насекомые. Зоология – наука о животных. Земноводные. Черви. 3 тысячи 400. Более 1 миллиона. Иглокожие. 4 тысячи. Рыбы. 80 тысяч. Более 20 тысяч. 6 тысяч. Ракообразные. Разнообразие животных. Пресмыкающиеся. Млекопитающие. 20 тысяч. 5 тысяч видов. Более 8 тысяч. 1 миллион 500 тысяч.
«Разнообразие животных 3 класс» - Рыбы- животные,тело которых покрыто скользкой чешуёй. Сохраним родную природу! Наука о животных называется зоологией. Насекомые. Пресмыкающиеся. Звери. Не убивайте зря! Разнообразие животных. Земноводные- животные, у которых кожа голая, нежная. Звери- животные, тело которых покрыто шерстью. Какие бывают животные.
«Разнообразие клеток» - Клетки гладкой мышечной ткани. Клетки скелетной поперечно-полосатой мышечной ткани. Многообразие клеток. Клетки крови (эритроциты). Клетки эпидермиса. Эвглена зеленая От 60мкм до 500мкм. Клетки однослойного эпителия. Трахеиды сосны 2000мкм. Сперматозоид человека 5мкм – головка 60 мкм - жгутик. Шаровидны клетки бактерий (стафилококк).
«Сохранение биологического разнообразия» - Проблема сохранения биологического разнообразия планеты. Особые требования предъявляются к естественным и искусственным водоемам. Одним из результатов такого конфликта явилось снижение биологического разнообразия природных экосистем. Броненосцы - единственные живые ущества, не считая человека, подверженные заболеванию про-юй.
«Разнообразие природы 3 класс» - Дышат. Растут. Природа. Значение природы для человека. Бактерии. Приносят потомство. Связи в природе. Грибы. Люди не могут жить без природы. Живая. Неживая. Животные. В природе всё взаимосвязано. Развиваются. Природа удивительно разнообразна. Питаются. Являются ли дрожжи частью природы? Умирают. Растения.
«Разнообразие животного мира 3 класс» - 3 группа. Многоклеточные беспозвоночные позвоночные. Какую роль выполняют в природе? Что такое ФАУНА? Одноклеточные. Мир животных. Чем отличаются насекомые от других животных? 4 группа. Определение признаков различных групп животных. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал…». Животные (фауна)?.
«Индивидуальное развитие организма» - Двойное оплодотворение. Содержит двойной (диплоидный) набор хромосом. Двойное оплодотворение характерно для покрытосеменных растений. Пресс - конференция. Внутреннее оплодотворение. Задачи урока. Сходство эмбрионов некоторых животных на ранних стадиях развития. Стадии эмбрионального развития. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется:
«Жизнедеятельность организмов» - При фотосинтезе выделяется кислород. Различают несколько типов дыхания: клеточное, кожное, трахейное и легочное. Дыхание. Оплодотворённая яйцеклетка называется зиготой. Кислород. Половое размножение животных. Опорную функцию у растений выполняет механическая ткань. Скелет - опора организма. Процесс слияние половых клеток называется оплодотворением.
«Вопросы про организмы» - Квадрат с 36 секторами разных цветов. Почему опасны ссадины и царапины для человека? Какому овощу мы должны быть благодарны? Какая птичка самая маленькая? Попугай. Игровая пауза. Назовите животных, изображенных на картинках. Во сколько раз увеличивает ваш микроскоп? Бобры. Докажите, что рыба обитатель водной среды.
«Пищеварительная система организма» - Пищеварение происходит в процессе перемещения пищи по органам, составляющим пищеварительный тракт. Жиры. Состав пищеварительной системы. Обработка и приготовление пищи приводят к разрушению части крахмальных гранул. Пищеварение. Функции пищеварительной системы. Поджелудочная железа -о?рган пищеварительной системы позвоночных.
«Влияние курения на организм» - Катаракта 15. Курение. 8. Остеопороз 9. Эмфизема 10. Цель: Нарушение слуха 13. Облысение. Узнать о влиянии курения на организм. Если вы курите, Влияние курения на организм. Рак кожи 12. Ты выбираешь смерть или жизнь? Ранние морщины 14. Жизнь. Лучше заниматься спортом, чем курить. Сделай свой выбор. Если вы курите, то у вас может быть:
«Организм человека» - Среда обитания живых организмов. «Чтобы быть здоровым и счастливым, необходимо беречь природу». Красота. Среда обитания человека. Жизнь. Богатство. Загрязнение (выбросы). Мир природы. Решетняк Лена, 8»а» класс. Радость. Чистота воздуха, природы. Влияние загрязнения окружающей среды на организм человека.