Расписание поездов лида. Как написать лид к новости, репортажу и интервью Как писать лид к интервью
Расписание поездов по станции Лида, отображенное на этой странице, носит информативный характер и не содержит оперативных изменений, связанных с ремонтными работами и другими обстоятельствами. При планировании поездки рекомендуется уточнять расписание в справочной вокзала.
Поезда по станции Лида
На сегодняшний день расписание поездов по станции Лида включает 21 жд рейсов дальнего следования, из которых 12 совершаются ежедневно. Минимальное время стоянки поездов 0 ч 1 м(состав по маршруту Гродно - Минск-Пасс.), а максимальное 0 ч 25 м(рейс по маршруту Гродно - Гомель-Пасс.). Больше всего в расписании поездов прибывает из населенных пунктов: Минск , Гродно , Москва в 09:58, 18:51, 03:47 соответственно. Составы, отправляющиеся от станции Лида следуют далее по маршрутам - Лида - Гродно , Лида - Минск , Лида - Москва , Лида - Коммунары отправлением в 03:49, 08:11, 19:01, 19:01 соответственно.При планировании поездки стоит учитывать, что расписание некоторых поездов, таких как 027Б Москва-Белорусская - Гродно(прибытие - 03:47, отправление - 03:49), 077Щ Москва-Белорусская - Гродно(06:07, 06:12), 630Б Гродно - Одесса-Главная(08:29, 08:34), 673Б Минск-Пасс. - Гродно(09:58, 10:03) имеют особый график движения, поэтому рекомендуется уточнять расписание на конкретную дату.
Михаил (Kashchey)
04.11.2015
Как написать лид к статье и надо ли это делать в каждой своей работе? В чём преимущество копирайтера-журналиста?
Обосновавшись в Сети, я стал часто замечать, что меня привлекают статьи с интересными, яркими и чёткими первыми абзацами.
Предложение выше – это то, как не надо начинать свою статью. Потому что первый абзац текста самый главный. Если его не прочитают или он вызовет зевоту, то посетитель в 70% случаев сделает «КЛИК». Это произойдёт в течение 3-5 секунд после того, как он откроет страницу.
Истина №1. Даже самый классный заголовок не сможет сделать так, чтобы текст был прочитан с вероятностью 100%.
Первый абзац текста называют лидом. Составление хорошего лида – важное умение, которым должен овладеть каждый копирайтер. Почему я употребил слово «составлять»? Дело в том, что вместо полноценного вступления можно сделать небольшое оглавление к статье. Простое оглавление будет в 3 раза эффективнее чем:
Ни для кого не секрет, что лид — это важная часть текста, которая позволяет…
Как может выглядеть оглавление к этой статье? Например, так.
Через 3 минуты Вы узнаете:
- как нельзя писать вступление к статье;
- что такое лид;
- как написать лид к статье;
- почему скользкая горка Шугермана – это универсальный вариант для любого текста;
- каким преимуществом обладает копирайтер-журналист.
Однако вступление в виде оглавления не всегда уместно. Для информационных и SEO-текстов этот приём работает хорошо, а вот для рекламного или продающего текста нет.
Как написать эффективное вступление к статье?
Всё началось со звонка. Вчера вечером мне позвонил человек. У него был необычный голос. Я сначала подумал, что это очередной заказчик. Каково было моё удивление, когда звонивший стал задавать личные вопросы на щекотливые темы.
Создание интриги и её постоянное увеличение. В результате читатель очнётся в середине текста. Если у статьи будет идеальная ритмика, то он очнётся в самом конце. Говоря метафорически: вы заставили читателя сесть на свою пятую точку и скатиться с обледенелой горки.
Этот приём известен, как скользкая горка Шугермана. Его можно применять в любом тексте, который должен быть прочитан до конца. Это сложный приём и требует определённого опыта. Очень важно знать, что такое ритмика текста, и набить руку в формировании скользкой горки. Чем можно заменить скользкую горку?
Как написать классный лид к статье без использования сложных приёмов?
Самый простой способ заинтересовать посетителя – это написать интересный заголовок. Дополнить заголовок интригующим или вопросительным подзаголовком. И завершить трио эффектным лидом в 3-4 предложения.
Как написать классный заголовок? Об этом вы можете почитать
Что писать в подзаголовке? .
Для создания эффектного лида можно использовать:
1. Яркую новость
2. Резкий переход от проблемы посетителя к её решению.
Садясь за написание новой статьи, я впадал в ступор. Первый абзац всегда был проблемой. А ведь лид – это очень важная часть текста. Решить эту проблему мне помогло то, что я стал придерживаться нескольких простых правил.
3. Спорное утверждение или провокация
Вступление к статье – это самая важная часть текста. Без неё ваша статья обречена на провал! Не верите? Давайте разберёмся!
Истина №2. Только симбиоз хорошего заголовка, подзаголовка и эффектного лида заставит читателя прочитать вашу статью.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ
Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:
СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.
В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).
Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.
Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.
УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.
В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.
ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.
Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.
- КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
- НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.
Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.
Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.
Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.
- БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
- НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.
Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.
В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.
Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.
КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ
Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:
- Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
- Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
- Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
- Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
- Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
- Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
- Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
- Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
- Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.
Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:
- Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
- Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
- Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
- Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
- Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
- Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
- Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ
Резюме, или краткое изложение события (результатов).
Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.
Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.
Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.
Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.
Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.
- Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
- Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
- Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.
Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.
- Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
- Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
- Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
- Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”
Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.
Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.
Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:
- 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
- 2. Простое ли это событие или сложное?
- 3. Что в материале главное - люди или события?
- 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
- 5. Насколько это важно для читателя?
Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.
Приветствую участников бесплатного онлайн тренинга "Журналистика как вторая профессия" !
С вами Наталья Жилякова , журналист, редактор, автор проектов по журналистике.
Рада, что вас заинтересовала тема написания текстов. Изучаем дальше))) Теорией загружать не буду, предпочитаю объяснять на практике.
Структура каждой статьи проста, как школьное сочинение – введение, основная часть, заключение. Это схематично. Рассмотрим основные составляющие грамотного текста в подробностях.
Введение
Его еще называют лид , интро, въезд – завлекательно-заманушное начало статьи. Лид должен цеплять, заставлять читателя остановиться на вашем тексте. В нем должна быть интрига, что-то привлекающее внимание, зацепка на статью, анонс.
Удачный лид – 90%, что вашу статью прочтут. Мне нравятся лиды-вопросники и рассуждения, когда четко понятно, какая проблема/тема будет подниматься в материале.
Чтобы написать хороший лид, задайте себе несколько вопросов:
- О чем будет моя статья?
- Какие основные моменты я хочу рассмотреть?
- На чем сделаю акцент?
- Почему я берусь за эту тему? В чем ее актуальность? Почему она мне интересна?
1. Лид в форме вопросов-рассуждений.
Работаешь по 9-11 часов, забывая об отдыхе? Сутками просиживаешь над проектом, а потом недоумеваешь, почему так и не сдала его вовремя? Авралы – твое привычное состояние? Тогда тебе нужны – нет, просто необходимы! – перерывы. Как это ни парадоксально звучит, но чем чаще отдыхаешь, тем более результативно работаешь!
(статья об отдыхе на рабочем месте*)
2. Лид-проблема
Сначала описывается проблема, потом выделяется главный вопрос, на котором в тексте будет сделан акцент.
Твои друзья меняют одну должность на другую, переходят из компании в компанию, а ты остаешься на одном месте уже несколько лет. Причем это твоя первая (и пока единственная) работа. Ты в ней как бы застряла. И рада бы уйти, но… Что может удерживать там, где давно уже не нравится? Попробуем выяснить.
(статья о синдроме первой работы*)
3. Лид-пример
Уместен в статьях, построенных на историях, фактах, ситуациях, без акцента на определенной проблеме.
Стоит сценарию упасть на пол, как актеры спешат постоять на нем или просят поднять кого-нибудь другого – чтобы не сорвать постановку (съемку). Работникам казино во время отдыха нельзя вязать – проиграешь казенные фишки. И это далеко не все профессиональные приметы и суеверия, которые удалось собрать нашему автору…
(статья о профессиональных приметах и суевериях*)
4. «Однозначный» лид
Это грубо, некрасиво, наконец, неестественно. Поэтому о происшедшем обычно не хвастаются в компании, не рассказывают подругам и вообще стараются поскорее забыть. Такое случается редко, но все-таки случается – девушки дерутся. Из-за чего, когда, как и почему – рассказали наши героини.
(статья о женских драках*)
По объему лид не должен быть большим. Оптимально 300-500 знаков с пробелами, 5-6 строчек. Предложения не растягивайте, старайтесь, чтобы они были по 5-7 слов.
Мы уделили большое внимание лиду, потому что от него зависит, остановит ли читатель свой взгляд на тексте или перевернет страницу.
Основная часть
Собственно, текст . По наполнению все зависит от вашей идеи, темы, фактов, которые найдете, комментариев, дополнений. Остановимся на форме.
Чтобы текст стал удобочитаем , поделите его на смысловые блоки и каждому дайте свой подзаголовок. Например, вы пишите про сиамских котят. Во въезде (лиде) ставите проблему. Желательно сделать ее более узкой. Возьмем тему не «Сиамские котята», а «Уход за новорожденными сиамскими котятами в квартире».
В первом блоке вы напишите, как котят кормить, во втором – как обустроить им уголок, в третьем – какие прививки необходимо сделать.
Абзацы внутри блоков не делайте слишком большими. Кусочек в 4-7 строк читать намного удобнее, чем «кирпич» в 10 и более строк.
Каждый абзац стройте по системе – от главного к второстепенному. Многие не читают, а «проскакивают» текст по началу каждого абзаца – пусть в нем содержится важная информация.
Вывод
Желательно, чтобы был.
Вывод – это не обязательно мысли, идеи, к которым пришел автор. Это может быть продолжение размышлений, о которых говорится в лиде, или новый поворот темы. Или это слова, который натолкнут читателя на определенные мысли, оставят след после прочтения.
Основное правило – вывод должен касаться всей темы, проблемы, поставленной в начале статьи, а не только последнего абзаца. Например, вы пишите, как защитить волосы при окрашивании. Вывод (схематично) будет примерно такой: есть много способов, которые позволяют защитить волосы при окрашивании, подберите свой. Более точный вывод можно сформулировать, когда статья будет написана.
Примеры выводов (соответствуют перечисленным выше лидам)
Статья 1 - отдых на рабочем месте
Трудовой кодекс складывался десятилетиями, так что можешь быть уверена: обеденный перерыв в него внесли неспроста – людям действительно нужен отдых. Стремясь показать преданность делу и высокий коэффициент работоспособности, не отказывай себе в обеде и коротеньких перерывах: иначе просто не сможешь выполнять работу качественно. Главное, чтобы твои перерывы не стали походить на отлынивание от обязанностей.
Статья 2 - синдром первой работы
Главная сложность всех, кто только начинает работать, – отсутствие опыта. И дело не только в профессиональных навыках. Тебе ведь и условия, график и объем работы сравнивать не с чем. Поэтому начинать поиски новой работы сразу же, как устроилась на свою первую, не стоит. И если тебя все устраивает, не надо метаться. Но коль уже подумываешь о переменах – действуй! Боишься потерять то, что имеешь, – возьми на основной работе больничный или отпуск без содержания и попробуй. Любой опыт хорош и в жизни пригодится.
Статья 3 - суеверия
В этом тескте вместо вывода стояло От автора : Во избежание восклицаний: «А у нас не так!» сразу хочу объясниться: приметы – вещь необъективная. А уж если дело касается личной жизни, так и вовсе все сугубо индивидуально. В общем, не воспринимай слишком серьезно.
Статья 4 о женских драках состояла из жизненных историй и вывода не содержала.
(*в материалах использованы примеры моих текстов, опубликованных в разное время в журнале Cosmopolitan)
Резюме
Схематично статья выглядит так:
- Заголовок
- Первый подзаголовок
- текст
- Второй подзаголовок
- текст
- Третий подзаголовок
- текст
- Вывод
Пара врезок с интересными фактами и комментарии специалистов (об этом мы поговорим подробнее на следующих занятиях)
Сравните два отрывка:
Я начала работать на своем последнем месте, как меня попросили выйти в выходные. К вечеру начался ливень. Если бы кто-то решил снимать фильм про Вселенский потоп, это вполне можно было бы делать в нашем офисе. Престарелое здание каждой щелочкой боролось со стихией, но годы взяли свое – первой рухнула крепость водостока. В шахте, где как раз и располагался ненадежный водосток, наша начальница хранила недавно привезенный из типографии тираж каталога стоимостью полмиллиона рублей. Для небольшой компании это – все. И это сокровище начало тонуть. А в офисе три человека. Пока дизайнер бегала за помощью, мы с директором спасали каталоги. Выглядело это так: ледяной водопад, ныряешь, хватаешь тяжеленную пачку, несешься с ней в кабинет, где пока только хлюпает, и снова под водопад. Когда все спасли, вытерли и промокнули, начальница сказала: «А теперь, девочки, давайте поработаем». |
Какие мои годы?! Мне 30. Если наши законодатели ничего нового не изобретут, через 25 лет у меня появится новый статус – пенсионер. Возможно, я даже установлю его в соцсетях и на вопрос, чем занимаюсь, буду гордо отвечать «Пенсионерю потихоньку». Думать о старости страшно. Какой я буду? Ноящей, вечно всем недовольной старухой, которая любого легко научит жизни (и чужого ребенка, и ту стерву из очереди) или веселой подтянутой бабулькой в шортах, которая изучает руины Помпей (а вдруг я встречу старость где-нибудь в Европе?). В моем понимании среднестатическая российская пенсионерка выглядит так: она смотрит сериалы, обсуждает правительство и лекарство, вяжет внукам носки, сажает помидорчики на даче, печет пирожки и ворчит. Да, обязательно ворчит, ведь «в наши годы было по-другому». В течение недели я попробую жить в таком режиме и проверю, каково мне будет на пенсии. Мой план: связать носок, напечь или нажарить что-нибудь вкусненькое, поругаться в очереди, обсудить цены на лекарство, как следует нажаловаться на болячки, посмотреть сериал и покопаться в огороде. |
Видите разницу между обычной историей и статьей?
Увидимся на следующих занятиях!
Удачи в творчестве!
Наталья Жилякова
P.S. Если у вас появились вопросы по журналистике, вы можете задать их в комментариях.
На страницах газет, журналов и сайтов все читатели видят заголовки и краткие описания статей. Для привлечения внимания каждого читателя обычно простого заголовка не достаточно, нужно вступление (лид). Далее поговорим о правилах составления лида.
Любая статья имеет четкую структуру: , краткое содержание (небольшой абзац) и непосредственно текст.
В чем заключается смысл лида?
Лид дает возможность одним взглядом пройтись по сути текста. Цель – завлечь внимание читателей, раскрыть, пояснить им суть .
Не нужно опасаться, что вступление полностью раскроет суть статьи, и не будет смысла читать ее полностью. Такое происходит только со скучными и бессмысленными идеями, а хорошие издания такого никогда не опубликуют.
Как должен выглядеть лид
- Около 350 знаков с пробелами. Это только один абзац.
- Он должен включать в себя не больше трех-четырех предложений.
- Не менее 2 длинных или 3 небольших предложений (около трехсот знаков с пробелами).
- Его необходимо писать от третьего лица. В редких случаях пишут от второго, и никогда от первого лица. В качестве исключения бывают статьи, в которых люди пишут истории из жизни.
- Поскольку лид – это небольшой пересказ материала , автор может использовать некоторые выражения из статьи.
- Избегайте вводных слов. Все предложения должны иметь свой смысл, и нести определенную ценность.
- При написании не нужно использовать восклицательный знак. Желательно обходиться без точек с запятыми. Его не следует заканчивать многоточием. О вопросительных предложениях также лучше забыть, так как вопрос обычно задается в названии.
Каждый автор должен знать и помнить:
1) Написать вступление – не творческий механизм. Элементарный метод сочинить лид – из всех абзацев выбирать ключевые фразы, отсечь все не нужное и объединить оставшееся.
2) Вступление должно быть конкретным и ясным. Оно может не полностью раскрыть суть материала, но должно дать понять читателям, что их ожидает далее.
3) Если у вас не получается его составить, скорее всего, сам текст статьи написан не качественно.
4) Лид выводят на первой странице сайте, под заголовком статьи, поэтому писать лид лучше в виде конспекта, который отображает краткий пересказ статьи.
Виды лида
- Резюме – вступление, в котором кратко изложены события.
- Единичный – данный вид сосредотачивает внимание читателей только на одном, самом важном пункте статьи, который раскрывается далее.
- Драматический – позволяет держать читателя в напряжении, выдерживает интригу до последней точки.
Есть и такие виды лида, которые не нуждаются в пояснении:
- Цитатный
- Описательный
- Вопросительный
- Аналитический
Что важно помнить при написании лида
Перед написанием вступления необходимо поставить перед собой некоторые вопросы: свежая ли это новость? Ситуация элементарная или требуется анализирование (проведение расследования)? Акцент поставлен на людях или на событиях? В какой степени люди осведомлены в этой ситуации? Какую роль данное событие играет для людей?
Для написания захватывающего лида можно брать:
1) Свежую, острую новость.
2) Резкий переход от проблемы к методу ее решения.
3) Спорное утверждение или провокация.
Как не нужно писать лид
Не пишите лид с придаточного предложения. Его следует делать «взрывным», а придаточные предложения не позволяют этого сделать. Избегайте и «числового» начала вступления, то есть не используйте цифры в первом предложении.
Не пишите начало своего текста, используя цитату. Как правило, только автор знает на 100%, для чего он написал цитату, а читателя при первом прочтении, не доходя до основного содержания, зачастую, это сбивает с толку.
Ни в коем случае в первом абзаце не пишите больше 20 строк. Читателю становится не интересно, он устает, и тем более, это его никак не настраивает на прочтение основного содержания. Он больше времени потратит на прочтение лида и это окончательно утомит его.
Всегда старайтесь делать лид уникальным. Возьмите тот аспект, который сможет затронуть и привлечь читателей.
Лид – слабое место многих журналистов. Они не могут как говорил Пол О’Нил «схватить читателя за горло первым предложением…». Такие журналисты не понимают, что это самая важная часть статьи. Им никто не мешает написать вступление, которое мгновенно прославит их и обогатит, не обязательно в финансовом аспекте, это могут быть и миллионные благодарности от читателей.
Как проверить качество лида
Проверять его качество необходимо после того, как будет написано вся статья. Это нужно для того, чтобы избежать многократного редактирования, но и к проверке относится необходимо очень серьезно. Читайте вступление, будто вы читатель. И анализируйте его: смог ли он вас заинтересовать? Хотите ли после него прочесть всю статью.
При возникновении сложностей с проверкой, пусть вступление прочтет кто-то из родных и выскажет свою точку зрения. Также внимательно проверяйте текст на ошибки. Вступление – это следующий важный компонент статьи, поэтому он должен быть качественным (первый компонент – заголовок).
Не забывайте, что оно должно информировать читателя. Вступление должно показать ему, что данная статья будет полезной, поможет разобраться в вопросе и решит проблемы, поставленные в ней. Статья стоит того, чтобы прочитать ее полностью. Когда вы научитесь писать качественные, эффектные лиды, ваши статьи станут гораздо качественнее.