Ракетный комплекс рк 55 гранат. Время новых крылатых ракет
Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).
В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».
Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».
Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.
Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.
Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.
Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.
Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.
Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.
В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.
Основное предназначение РК «Рельеф» - решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.
Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.
Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.
Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.
Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.
Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».
Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.
Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
- автономной СПУ;
- машины транспортировки и заряжания;
Машины управления МБУ;
- наземного комплекса оборудования.
Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы - полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.
Основные характеристики пусковой:
-длина - 12.8 метров;
- ширина – 3 метра;
- высота – 3.8 метра;
- расчет – командир машины и водитель-механик;
- силовая – дизель типа Д12АН-650;
- мощность дизеля – 650 л.с;
- формула колес – 8Х8;
- вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
- скорость до 65 км/ч;
- дальность марша до 850 километров;
- время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
- время запуска ракет – около минуты;
- запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
- преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;
КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.
Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО "Союз". Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.
Основные характеристики ракеты:
- общая длина – 8.09 метра;
- длина контейнера – 8.39 метра;
- крыло – 3.3.метра;
- диаметр ракеты – 51 сантиметр;
- диаметр контейнера – 65 сантиметров;
- стартовый вес – 1.7 тонны;
- вес в ТПК – 2.4 тонны;
- вес БЧ не превышала 200 килограмм;
- мощность БЧ – 20 килотонн;
- максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
- средняя скорость полета – 0.8 Маха;
- средняя высота полета – 200 метров;
- используемое топливо – керосин/децилин;
- стартовый двигатель – пороховой РДТТ.
Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.
Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
- длина 6.4 метра;
- вес – одна тонна;
- средняя скорость 0.7 Маха;
- двигатель с тягой в 270 килограмм;
Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.
Состав комплекса:
- 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
- 16 крылатых ракет BGM-109G;
- две машины управления.
Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.
Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
- малая ЭПР;
- дальность до 2.5 тысяч километров;
- средняя высота полета 30-40 метров;
- мощность боеголовки до 150 килотонн.
Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.
Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.
Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.
Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.
Источники информации:
http://military.tomsk.ru/blog/index-762.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-601.html
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/42/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html
http://en.wikipedia.org/wiki/BGM-109G_Ground_Launched_Cruise_Missile
http://www.youtube.com/watch?v=2YQGiNC9abw
С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования
Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Модификацией ракеты является ракета РК-55 "ГРАНАТ" (по классификации НАТО SS-N-21 Sampson). Крылатая ракета "ГРАНАТ" предназначена для поражения наземных объектов противника и имеет дальность стрельбы до 3 000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт. Управление ракетой в полете на начальном этапе осуществляется пассивной системой наведения. При приближении к цели на заданную дальность включается активная система самонаведения.
Для уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника АПЛ оснащена противокорабельными ракетами "Новатор-1"(SS-N-15 Snarfish) и "Новатор-2"(SS-N-16 Stallion). Запуск ПКР "Новатор-1" производится из торпедных аппаратов калибра 533мм, дальность поражения целей составляет 45 км. Запуск ПКР "Новатор-2" производится из 650мм торпедных аппаратов, дальность поражения целей до 100км. Данные ПКР могут быть оснащены ядерной боевой частью или подвесной универсальной торпедой. Наличие нескольких типов торпед позволяет эффективно уничтожать подводные и надводные корабли и суда противника.
Корабельный комплекс ПКР
Ракета РК-55
Тип ПУ - ТА 533мм
Носитель - ПЛ
Дальность - 3000 км
Скорость - 0.7 М
Тип БЧ - ядерная
Длина - 8.09 м
Диаметр - 0.51 м
Размах крыльев - 3.3 м
Стартовый вес - 1.7 т
ИНС+по рельефу местности
В 70-е гг. в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания
миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000 - 2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных
вооружений. Это потребовало от советской стороны поиска "адекватного" ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа "Томагавк".
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились: многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных
ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна,
возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. Следовало учесть и тот факт, что для успешного отражения массированного удара советских крылатых ракет Соединенным Штатам потребовалось бы создать систему ПРО, затраты на которую в несколько раз превосходили стоимость развертывания группировки КР.
В результате руководство СССР в 1976 г. приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные, дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные, сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л. В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 г. В 1984 г., на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения в ВМФ, был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А. С. Абрамов).
Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ ("Груша"), созданные на базе подводных лодок 667А проекта. Лодки этого типа в соответствии с советско-американским договором об ограничении стратегических вооружений должны выводиться из состава флота с вырезанием ракетного отсека, после чего допускалось их дальнейшее использование.
В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался ракетный отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагались по 4 с каждого борта 533-мм торпедных аппарата, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под утлом к ДП корабля. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс
"Тобол-6б7АТ", БИУС "Омнибус-АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность -3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз.
выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Министерства обороны России на утилизацию на Северном флоте 60 стратегических крылатых ракет 3М10 ракетного комплекса 3К10 "Гранат" (в тендерной документации они почему-то - видимо из каких-то "конспиративных" соображений - названы "противокорабельными ракетами").
Напомним, что ракетный комплекс морского базирования 3К10 (С-10) "Гранат" с крылатой ракетой стратегического назначения 3М10 (КС-122), предназначенный для использования из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами, был разработан Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» и принят на вооружение ВМФ СССР 31 декабря 1983 года (фактическое поступление серийных ракет на флот, по известным данным, началось лишь в 1987 году) . Ракета 3М10 имела ядерную боевую часть и фактически являлась аналогом американской корабельной стратегической крылатой ракеты BGM-109A Tomahawk TLAM-N. Согласно неформальным "политически обязывающим" советско-американским договоренностям осени 1991 года, все стратегические крылатые ракеты с ядерными боевыми частями к середине 1990-х годов были сняты с кораблей обеих сторон и заскладированы. Считается, что все американские КР TLAM-N с конца 1990-х годов были переделаны в неядерные варианты.
Крылатая ракета РК-55 (3М10) советского стратегического наземного подвижного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" перед уничтожением в ходе реализации Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Елгава (Латвия), октябрь 1988 года. Ракеты 3М10 наземного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" были практически идентичны ракетам корабельного комплекса 3К10 "Гранат" (с) СеРЖ/offtop.ru / militaryrussia.ru
Оригинал взят у коллеги twower в Утилизация противокорабельных ракет
Минобороны продолжает начатую ранее утилизацию старых противокорабельных ракет ЗМ-10, используемых в 80-е годы на советских подводных лодках.
Основная цель - утилизация в полном объёме ракетного оружия, его составных частей и элементов ВВТ, (далее РАВ), высвобожденных ранее (снятого с вооружения, выработавшего ресурсные показатели, имеющего истекшие сроки службы, негодного по техническому состоянию, морально устаревшего, не имеющего дальнейшего предназначения для обороны государства).
Утилизация РАВ выполняется в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2016 годы и на период до 2020 года».
Для утилизации изделий номенклатуры РАВ, содержащих взрывчатые вещества, могут использоваться основные методы:
Предварительной разборки (с отделением взрывоопасных элементов от компонентов);
Уничтожение средств взрывания и воспламенения, пиротехнических средств методом выжигания в бронепечах;
-выжигания крупных зарядов взрывчатых веществ.
Для утилизации аппаратуры и блоков, содержащих сведения, составляющих государственную тайну (ТМ аппаратура 3П-11.0300-01, АБ-51-1, А065МА) провести разрыв межблочных связей и демилитаризацию методом дробления на мелкие фрагменты.