Ракетная установка тор. Зенитный ракетный комплекс Тор-M2Э
Предназначена для эффективного прикрытия войск, войсковых и административно-промышленных объектов от современных и перспективных средств воздушного нападения, прежде всего от высокоточного оружия (ВТО), а также самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).
Мобильная всепогодная система ближнего действия "Тор" осуществляет противовоздушную оборону войск в подвижных формах боя и на марше, а также в районах сосредоточения, защиту наиболее ответственных войсковых объектов (командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов).
Основным элементом ЗРС "Тор" является боевая машина (БМ), в состав которой входят:
Трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) совместно с наземным радиолокационным запросчиком;
Радиолокационная станция сопровождения целей и наведения с фазированной антенной решеткой и системой электронного управления лучом;
Дублирующий телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
Быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;
Аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты (пульт управления) командира боевой машины и операторов;
Система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;
Аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);
Зенитные управляемые ракеты в групповых транспортно-пусковых контейнерах (два контейнера по четыре ЗУР в каждом);
Источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя самоходного шасси;
Аппаратура жизнеобеспечения экипажа;
Вспомогательная аппаратура.
ЗРС "Тор" размещается на одном гусеничном шасси и представляет собой компактную, функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автоном-но или в составе системы ПВО выполнять боевую задачу на всем протяжении современного боя без дополнительной заправки и заряжания и при этом обеспечить круглосуточное (при дозаправке топливом) всепогодное боевое дежурство и сопровождение войск в бою или на марше.
Транспортируется всеми видами транспорта, включая воздушный.
РЛС обнаружения обеспечивает многопарциональный, трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом. Предусмотрены повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной частотной модуляцией, а также режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале.
Применение цифровой обработки сигнала позволяет обеспечить надежную работу в сложных условиях пассивных (естественных и преднамеренных) помех, а также обнаружение как скоростных, так и малоподвижных (до 10 м/с) целей без "слепых скоростей" при непосредственном влиянии подстилающей поверхности.
Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия боевых решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями.
РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных средств.
РЛС сопровождения импульсно-доплеровского типа для обеспечения устойчивого перехода на автосопровождение целей, в том числе скоростных и малоразмерных, снабжена малоэлементной фазированной антенной решеткой. Такое построение антенной системы позволяет обеспечить практически мгновенный (0,6 - 0,8 с) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел целей в секторе ФАР.
Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая моноимпульсная со сжатием импульсов и быстрым преобразованием Фурье обеспечивает не только высокие показатели точности и помехозащиты, но и распознавание класса цели для оптимизации режимов работы системы наведения оружия и боевого снаряжения ракеты.
Ракета (ЗУР) комплекса "Тор" твердотопливная с максимальной скоростью 850 м/с и маневренностью до 300 м/с2 .
Старт ракеты - вертикальный. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР на высоту 15 - 20 м, затем происходит склонение ракеты в сторону цели, после чего запускается маршевый двигатель. На ПУ в постоянной готовности находятся восемь ракет.
Боевое снаряжение ракеты состоит из адаптируемого к условиям боевого применения радиовзрывателя и боевой части осколочно-фугасного типа.
Управление ракетой - радиокомандное. Оно начинается с входом ЗУР в луч ФАР и заканчивается в момент встречи с целью.
Сочетание высокой точности наведения и могущества боевой части позволяют с высокой эффективностью поражать широкий класс целей, в том числе маневрирующих с перегрузкой до 10 ед. и малоуязвимых.
ЗРС "Тор" обеспечивает высокую эффективность отражения массированных (в том числе "звездных") налетов противника при высокой степени устойчивости системы ПВО.
Транспортировка, хранение и старт из ПУ боевой машины обеспечиваются транспортно-пусковым модулем (ТПМ) многоразового применения.
В состав комплекса входят боевые средства - боевая машина 9А331 и зенитная ракета 9М330.
Технические средства включают:
Транспортно-заряжающую машину 9Т244;
Транспортную машину 9Т245;
Машины технического обслуживания 9В887;
Комплект такелажного оборудования 9Ф116;
Машину группового комплекта ЗИП 9Ф339;
Автономный электронный тренажер операторов боевой машины 9Ф678.
Кроме того, на базах и арсеналах имеются комплект технологического оборудования 9Ф117 и контрольно-испытательная станция 9В98.
Боевая работа ЗРС "Тор" осуществляется по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения ЗУР Станция обнаружения целей в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цель. Вычислительные средства боевой машины проводят анализ воздушной обстановки, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения. На месте или на короткой остановке станция наведения производит захват цели на ав-тосопровождение, определяет момент запуска ЗУР, выдает команду на ее запуск, захватывает ракету на автосопровождение и автоматически по радиокомандам наводит ее на цель. Для эффективного поражения цели станция наведения осуществляет и управление боевым снаряжением ракеты. Она выдает на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабаты-вания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью и таким образом обеспечивает оптимальное накрытие воздушной цели осколками боевой части. В случае промаха происходит самоликвидация ракеты.
ЗРС "Тор-М1" является модернизированной ЗРС "Тор", обеспечивающей поражение одновременно двух целей, повышение эксплуатационных характеристик за счет размещения ракет в четырехместном транспортно-пусковом контейнере и повышение общей надежности боевой машины, а также совершенствование программного обеспечения и модернизации отдельных систем боевой машины, введение сопряжения с батарейным командным пунктом 9С737М «Ранжир-М1».
ЗРС Тор-М1" имеет ряд преимуществ по сравнению с предшествующими аналогами. Так, в отличие от ЗРС Тор", входящая в состав ЗРС "Тор-М1" боевая машина 9А331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована современная трехканальная система обработки сигналов.
Существенно усовершенствована станция наведения. Система ведет стрельбу как ракетой 9М331, так и ЗУР 9М330. Пуск ракет производится из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых модулей. Вес каждого модуля 936 кг. Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину.
Шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на БМ 9А331 заменено на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.
Зона поражения ЗРС "Тор-М1" примерно такая же, как и у ЗРС "Тор", однако каждая БМ ЗРС Тор-М1" может вести одновременно стрельбу по двум целям.
Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны конструктивные модификации боевых средств ЗРК - контейнерный, буксируемый и колесный варианты.
Эти модификации ЗРС обладают теми же тактико-техническими характеристиками, исключая мобильность, но несколько дешевле самоходной базовой.
Средства ЗРС "Тор-М1" могут использоваться не только при ведении боевых действий. Многие важные промышленные, особенно экологически опасные объекты (например, АЭС, нефтеносные поля и др.) целесообразно защищать от угрозы терроризма и в мирное время.
ЗРС "Тор-М1" экспортируется в ряд зарубежных стран, где она получила заслуженное признание.
Автономный тренажер операторов боевой машины ЗРК "Тор-М1" (9Ф678) обеспечивает:
Обучение личного состава БМ эксплуатации боевых средств в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе в помехах;
Поддержание постоянной боевой готовности расчетов без применения БМ и авиации;
Объективный контроль функционального состояния операторов.
В тренажере эргономика рабочего места расчета воспроизведена полностью.
Основными средствами тренажера являются:
Датчик воздушной обстановки;
Имитационная аппаратура;
Заимствованная аппаратура БМ 9А331-1 без высокочастотной части с рабочими местами для номеров расчета.
Радиотехническая аппаратура размещается в кузове К4-4320. В передней части расположен главный пульт заимствованной аппаратуры боевой машины с рабочими местами тренируемого расчета.
Тренажер позволяет имитировать разнообразную сложную воздушную
обстановку:
Массированные налеты;
Применение любых современных и перспективных средств воздушного нападения;
Радиоэлектронное противодействие;
Сложные метеоусловия.
Количество имитируемых одиночных целей составляет от 0 до 15, групповых - от 3 до 5 (с числом целей в группе 3 - 5).
Возможны различные варианты тактического построения имитируемых целей и виды их маневра.
Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет создать дуэльный режим имитации боя.
Оценка работы операторов боевых машин ЗРК "Top-M1" автоматизированная.
Для отработки операций алгоритмов работы механиков-водителей ГМ 355, ГМ 355А2 создан тренажер 2У453. В его состав входят рабочее место механика-водителя, стойка аппаратурная, табло индикации операций и «подсказки», комплекты кабелей и ЗИП. Тренажер обеспечивает отработку шести алгоритмов работы механика-водителя в реальном и ускоренном в 10 раз масштабах времени, имитацию 11 неисправностей и других операций.
Основные характеристики:
Количество одновременно обрабатываемых обнаруженных целей, шт. |
||
Количество одновременно завязанных трасс (цель + помеховое направление) |
||
Дальность обнаружения целей СОЦ, км |
||
Дальность сопровождения целей, СН, км |
||
Темп обзора пространства СОЦ с периодом, с |
||
Зона поражения, км: |
||
|
||
|
||
Вероятность поражения одной ЗУР |
||
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с |
||
Среднее время реакции при стрельбе, с: |
||
|
||
|
||
Минимальное время реакции, с |
||
Средняя скорость полета ЗУР, м/с |
||
Способ наведения |
радиокомандный |
радиокомандный |
Аэродинамическая схема ЗУР |
||
Масса ракеты, кг |
||
Масса боевой части, кг |
||
Канальность по цели |
||
Канальность по ЗУР |
||
Время развертывания (свертывания), мин. |
||
Способ заряжания боевой машины |
одиночными ЗУР |
модулями по 4 ЗУР |
Время заряжания ракет, мин. |
||
Боекомплект ЗУР на боевой машине, шт. |
||
Максимальная скорость движения, км/ч |
||
Сопрягается с БКП |
||
Боевой расчет, чел. |
||
Год принятия на вооружение |
AIR DEFENSE MISSILE COMPLEX TOR-M2
30.03.2019
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) ближнего радиуса действия «Тор-М2» гарантирует практически стопроцентное поражение любых типов самолетов и беспилотников, а также высокоточных боеприпасов, в том числе крылатых ракет и планирующих бомб, сообщил «Известиям» главный конструктор государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») Виктор Елецкий.
По словам разработчика, ракеты 9М338 позволяют «отказаться от практики обстреливать одну цель двумя ракетами» и «прикрывать войска по фронту 20 километров». Подобные возможности «Тор-М2» получил «за счет аэродинамики ракеты», которая стала легче и компактнее.
«Все это мы смогли сделать благодаря одному принципиальному решению. Мы отказались от больших несущих плоскостей - крылья, ребра и так далее», - сказал Елецкий.
Кроме того, надежность оружия повышена за счет отказа от катапультного старта в пользу использования облегченных газогенераторов, которые дополнительно «выполняют задачу склонения ракеты».
Конструктор также рассказал об особенностях поражения 9М338 планирующих бомб, крылатых ракет и беспилотников.
В первом случае «надо работать по аппаратурной части». «Есть система данных, которая позволяет ювелирно попадать в аппаратурный блок и либо уничтожить его, либо сделать невозможным выполнение поставленной задачи», - сказал Елецкий.
При уничтожении крылатой ракеты сложность представляет ее маневрирование и малая высота полета. В этом случае, по словам разработчика, «Тор-М2» способен «захватить и уничтожить цель» на расстоянии в один километр.
Слабостью беспилотника конструктор назвал его хрупкость, а уничтожение подобной «шпаны» дорогостоящей 9М338 Елецкий посчитал действенным, но «не самым эффективным решением». Разработчик добавил, что малоразмерные цели перехватываются «Тор-М2» благодаря мощному сигналу радиолокационной станции (РЛС).
По мнению конструктора, среди средств противовоздушной обороны (ПВО) малой дальности «Тор-М2» в мире нет равных. «У американцев ничего подобного близко нет. У французских инженеров есть схожие разработки, но они пока находятся на стадии испытаний. У этих проектов есть свои преимущества - инфракрасные головки самонаведения. Но это очень сильно повышает стоимость изделия», - сказал Елецкий.
Лента.ру
06.04.2019
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Тор-М2» прошел испытания в реальных боевых условиях, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») Фанил Зиятдинов.
«ЗРК «Тор-М2″ полностью подтвердил свои характеристики не только в ходе испытательных и учебных стрельб, но и при выполнении специальных задач в реальных боевых условиях. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду», — сказал Зиятдинов, не уточнив, где конкретно это произошло.
Он добавил, что информация о высокой эффективности зенитных комплексов семейства «Тор» хорошо известна потенциальным заказчикам, в том числе зарубежным специалистам, которые видели ЗРК в работе.
«По совокупности боевых характеристик ЗРК семейства «Тор» до настоящего времени не имеют себе равных. Это хорошо известно специалистам как в нашей стране, так и за рубежом. Мы вполне успешно конкурируем с любыми современными ЗРК в своем классе, о чем свидетельствуют поставки наших комплексов ряду иностранных армий», — сказал собеседник.
РИА Новости
06.04.2019
Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» получил новую ракету, под которую был модернизирован ряд систем комплекса, сообщил в интервью РИА Новости гендиректор ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») Фанил Зиятдинов.
«Модернизации подверглось большое количество узлов комплекса. Внешне самой заметной инновацией стало принятие новой зенитной управляемой ракеты (ЗУР) – 9М338. Это решение назрело давно: несмотря на регулярные модернизации комплекса, ЗУР долгое время оставалась прежней. И вот сейчас комплекс получил новую, весьма успешную ЗУР», — сказал он.
Однако, оговорился собеседник, ракета 9М338 не является автономным средством поражения целей, она не «делает все сама» — и наведение ракеты, и команда на подрыв осуществляется станцией наведения боевой машины.
«Соответственно, для увеличения точности поражения целей ЗУР была серьезно модернизирована система наведения (СН). СН получает информацию от станции обнаружения целей и вычислительных средств комплекса, значит, потребовалась модернизация станции обнаружения целей, увеличение быстродействия бортовых компьютеров и совершенствование их алгоритмов», — пояснил собеседник агентства.
По его словам, изменения были внесены и в антенно-пусковую установку – в неё нужно было вписать 16 зенитных управляемых ракет вместо 8.
«Как видим, изменение одного элемента вооружения ЗРК влечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования большинства узлов и приборов. Недаром «Тор» классифицируется как зенитный ракетный комплекс – достоинства отдельных его элементов могут быть реализованы только в совокупности с достоинствами других элементов ЗРК. И именно в совокупности тактико-технические характеристики ЗРК «Тор» являются непревзойдёнными», — сказал Зиятдинов.
Ранее на вооружении комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2У» находилась ракета 9М331. Новая 9М338 прошла испытания в 2013 году, однако была включена в состав комплекса недавно.
РИА Новости
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОР М2»
Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.
ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.
ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.
ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».
Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.
В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У». В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.
ОСОБЕННОСТИ БМ ЗРК «ТOP-М2Э» ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ БОЕВЫХ СРЕДСТВ ПВО МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ТОР». ОТЛИЧАЕТСЯ ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОТРАЖЕНИЯ МАССИРОВАННЫХ НАЛЕТОВ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГНЕВОГО И РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ.
Обеспечивает круговой обзор пространства в заданном секторе по углу места, обнаружение и опознавание воздушных целей, анализ воздушной обстановки, автоматический выбор наиболее опасных для обстрела целей.
Обеспечивает передачу целеуказания по выбранным целям на станцию наведения, допоиск целей, захват, автосопровождение целей, определение момента вхождения в зону поражения, пуск ракет, их автоматическое наведение на цели по радиокомандам.
Поиск, обнаружение и опознавание воздушных целей может вестись при движении БМ или на месте, переход к сопровождению целей и пуск ракет осуществляется с короткой остановки.
Экипаж 3 человека, включая водителя.
На вооружении комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2У» находилась ракета 9М331. В 2008 г. были завершены государственные испытания «Тор-М2» с ракетой 9М331 и комплексные предварительные испытания «Тор-М2» с ракетой 9М338К.
Российский концерн «Алмаз – Антей» создал новейший комплекс ПВО сухопутных войск малой дальности «Тор-М2» с усовершенствованными характеристиками по дальности поражения целей и вдвое увеличенным боекомплектом. Концерн ПВО «Алмаз — Антей» и госкорпорация «Тактическое ракетное вооружение» создали новейшую ракету «земля-воздух» 9М338 с повышенными характеристиками для «Тор-2М».
Концерн ПВО «Алмаз-Антей» наконец раскрыл информацию о глубоко модернизированной системе ПВО — ЗРК «Тор-М2». Это новый автономный ЗРК малой дальности, который имеет существенные отличия от ЗРК «Тор-М2Э»/»Тор-М2К» (экспортные варианты) и от «Тор-М2У» (для российской армии). Главное — это новая ракета. Боезапас на боевой машине ракет 9М338 составит 16 шт против 8 ракет 9М331. Разработку ракеты в ГосМКБ «Вымпел» ведет главный конструктор Владимир Елецкий. Серийное производство ракет 9М338 как и 9М331 осуществляется на вяткинском ОАО «ВМП «Авитек», входящий в состав Концерна ПВО. Создание новой ракеты 9М338, которая по своим габаритам меньше предшественниц, позволило увеличить боекомплект «Тор-М2» в два раза – с 8 до 16 единиц.
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 в Жуковском корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые представило зенитную управляемую ракету (ЗУР) малой дальности под обозначением «РЗВ-МД» вместе с транспортно-пусковым контейнером (ТПК). Эта ЗУР создана в ГосМКБ “Вымпел” им. И.И. Торопова. В то же время, на самом ТПК было написано «9М338К».
Масс ракеты с ТПК составляет 163 кг. Общая длина контейнера 2,94 метра, диаметр – 0,24 м. Максимальная дальность поражения пилотируемых целей данной ракетой составляет 16 км, при высоте цели до 10 км. ЗУР имеет систему наведения с командным телеуправлением и осколочно-фугасную боевую часть. Ракета обладает высокой скоростью полета до 1000 м/с.
Как стало известно позже, Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» создали новейшую ракету «земля-воздух» 9М338 с повышенными характеристиками для комплекса ПВО сухопутных войск малой дальности «Тор-М2». Ракета 9М338 разрабатывалась машиностроительным КБ «Вымпел», входящим в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», при финансовом участии концерна ПВО «Алмаз-Антей». В 2008 году были успешно завершены предварительные комплексные испытания изделия 9М338., затем государственные. На Вятском машиностроительном предприятие «АВИТЕК» развернуто серийное производство этих ракет.
МОДИФИКАЦИИ
9К330 «Тор» — базовый вариант ЗРС. Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК «Оса».
ЗК95 «Кинжал» — Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 .
9К331 «Тор-М1» — Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение.
«Тор-М1ТА» — Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.
«Тор-М1Б» — Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.
«Тор-М1ТС» — Стационарный вариант комплекса 9К331.
«Тор-М1-2У» — Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса», «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года.
«Тор-М2У» — комплекс «Тор-М2» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331 от ЗРК «Тор-М1». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. Боевая машина размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод». В 2012 году ЗРК «Тор-М2У» был принят на вооружение. В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.
«Тор-М2» — В 2008–2009 гг. активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2». В настоящее время данный комплекс производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол”» и представляет собой новое поколение боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. В ЗРК «Тор-М2» используется новая ракета 9М338, разрабатанная машиностроительным КБ «Вымпел».
«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331.
«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331. Обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.
«Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол». В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности.
«Тор-М2ДТ» — арктический вариант ЗРК «Тор М2»
«М-Тор» — морской вариант ЗРК семейства «Тор-М2». Будет производиться на базе технических решений, агрегатов, узлов и систем, серийно выпускаемых ОАО «ИЭМЗ «Купол», с учетом особенностей эксплуатации комплекса в морских условиях, его размещения в конструкциях корабля и функционирования совместно с другими корабельными средствами и вооружением.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗРС РЯДА «ТОР М2»
Модификация |
Тор-М2Э 9А331МУ |
Тор-М2Э 9А331МК |
Год завершения разработки |
||
Типы целей |
Беспилотные средства воздушного нападения, элементы ВТО, самолёты и вертолёты |
|
Скорость поражаемых целей, м/с |
||
Перегрузка манёвра цели, ед. |
||
Количество одновременно поражаемых целей |
||
Огневая производительность, целей/мин. |
||
Дальность поражения, км |
ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото
, качественный технологический рост средств воздушного нападения - включая новые тактические истребители, боевые вертолеты, высокоточное оружие, цифровые автоматизированные системы управления - дал мотивацию и возможность также и для развития средств защиты.
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.
ЗРК (ЗРС) 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий. Полк включал командный пункт и четыре зенитные батареи, каждая в составе четырех боевых машин и батарейного командного пункта. Батареи должны были работать автономно либо под централизованным управлением начальника ПВО дивизии или командира зенитного ракетного полка.
ЗРК «Тор» принят на вооружение в 1986 году, комплексу получил индекс 9К330, зенитная управляемая ракета - 9М330, индекс 9А330 соответствовал боевой машине, шасси было унифицировано с ЗПРК «Тунгуска»
Рождение ТОРа зрк зенитно-ракетного комплекса малой дальности фото
Разработка "ТОР
" началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го - НПО «Антей»), главным конструктором комплекса - В. П. Ефремов, боевой машины - И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты - В. В. Коляскин.
«Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило
- комплексу индекс 9К330
- ЗУР - 9М330
- боевой машине - 9А330.
Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт-съезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 «Латная рукавица» Gauntlet.
Состав и устройство ТОР зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото
.
Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) - обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, - ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердотопливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспортно-пусковом контейнере. Старт ракеты - вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем включается маршевый двигатель. Детальное видео ночных стрельб зенитными управляемыми ракетами, ходовые испытания, полигон Капустин Яр, стрельба по беспилотному летательному аппарату БПЛа ночью смотрим на видео.
СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею - 25-27 км, зависшего - 13-20 км, что важно засечка - до 15 км.
пусковой контейнер ЗРК с зенитными управляемыми ракетами 9М330, масса модуля чуть более 1 тонны
СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя - в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.
Одновременно с принятием ЗРК (ЗРС) «Тор» на вооружение было выдано задание на его модернизацию.
Модернизации ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности
Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте - декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991-м.
Модернизированный 9К331 «Тор-М1» принят на вооружение в 1991 г
Среди его существенных отличий:
- - ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
- - сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
- - боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского М3;
- - двухпроцессорная вычислительная система;
- - возможность одновременного обстрела двух целей;
- - новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
- - автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
- - наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).
Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».
ЗРК «Тор-М2», принятый на вооружение в 120-й зенитно-ракетной бригаде в городе Барановичи в Белоруссии, во время смотра. 2011 год.
Рабочие места зенитно-ракетного комплекса малой дальности ТОР-М2
ЗРК «Тор-М2У» во время генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы. Красная площадь, Москва, 2014 год
комплекс ЗРК 9К332 «Тор-М2 фото
Стрельбы ЗРК «Тор-М2У», производства завода из Ижевска «Купол»
Модификации «Тор» поставлялись в Азербайджан, Белоруссию, Венесуэлу, Грецию, Египет, Иран, КНР.
ТОР 2МЭ одна из модификаций ЗРК с повышенной эффективностью (относительно тора м1) предназначена для поставок на экспорт
На текущий момент завод "Купол" входящий в концерн "Алмаз-Антей", ведет работы по созданию морской версии ЗРК малой дальности типа "Тор-М2У" не путать с "Кинжалом". Предполагается что комплекс сможет размещаться на кораблях различного водоизмещения.
Один из предполагаемых вариантов расположения ЗРК "Тор" на корабле
Необходимо отметить, всего за время производства изготовлено около 240 ЗРК ТОР зенитно-ракетных комплексов малой дальности фото ,
- более 120 единиц находится на вооружении Российской армии,
- следующей по насыщенности идет народная армия Китая около 60 единиц (количество нелицензионных копий, получивших наименование «Хунци-17», наверное не знает никто ), что интересно, Китай выиграл тендер на создание системы ПРО Турции, догадайтесь на чьих разработках будет строится эта система.
- 30 комплексами ЗРК обладает ИРАН и 21 Греция. Ирану же принадлежит и печальный опыт применения ТОРа, по собственному самолету, сбитому после того как тот залетел в запретную 20 километровую зону вокруг АЭС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИИ ЗРК (ЗРС) «ТОР» | |||
Модификация | «Тор» | «Тор-М1» | «Тор-М2» |
Дальность поражения целей, м: | |||
- максимальная | 12 000 | 12 000 | 12 000 |
-минимальная | 1500 | 1500 | 1000-1500 |
Высота поражения целей, м: | |||
- максимальная | 6000 | 6000 | 10 000 |
- минимальная | 10 | 10 | 10 |
Максимальная скорость цели, м/с | 700 | 700 | 700-900 |
Канальность по цели | 1 | 2 | 4 |
Система наведения | радиокомандная | ||
Количество ЗУР на одной машине | 8 | 8 | 8 |
Тип ЗУР | 9М330 | 9М331 | 9М331 |
Стартовая масса ЗУР, кг | 165 | 165 | 165 |
Масса боевой части, кг | 14,8 | 14,8 | 14,8 |
Тип боевой части | осколочно-фугасная | ||
Тип двигателя | двухрежимный РДТТ | ||
Длина ЗУР, мм | 2898 | 2898 | 2898 |
Диаметр корпуса ЗУР, мм | 235 | 235 | 235 |
Размах крыла, мм | 650 | 650 | 650 |
Скорость полета ЗУР, м/с | 700-800 | 700-850 | 700-850 |
Количество ЗУР на пусковой установке | 8 | 8 | 8 |
Боевой расчет, чел. | 4 | 4 | 3 |
Время реакции, с |
|
7,4 (с позиции) 9,7 (с короткой остановки) | 4-8 |
Способ перезаряжения боевой машины | ОДИНОЧНЫМИЗУР | ракетными модулями по 4 ЗУР | ракетными модулями по 4 ЗУР |
Время перезаряжания, мин | 30 | 20 | 18 |
ЗРК "Тор" - современный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия, способный одновременно вести огонь по 4 воздушным целям.
В современных условиях ведения боевых действий акцент главенствующего фактора угроз повышается и в прямом и в переносном смысле – от земли, пехотных частей к небу, военно-воздушным силам. Роль авиации существенно возросла, ее действия, направленные на массовое уничтожение живой силы, техники противника, командных пунктов, фортификационных сооружений решают судьбу сражений. Этому подтверждение действие российских воздушно-космических сил в Сирии. Соответственно возрастает роль противоборствующей стороны – системы противовоздушной обороны и конкретно, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных быстро обнаружить и уничтожить «крылатого» противника. Помимо ликвидации пилотируемой авиации им предписывается противоборство крылатым ракетам противника различного типа, планирующим авиабомбам, беспилотным устройствам. Также поменялась манера ведения обороны. Более актуальной, чем преодоление водных преград, стала проблема увеличения маневренности, скоростных качеств и проходимости передвижных ЗРК для поддержки своих подразделений. Для этого требовался переход с колесной базы передвижных устройств на гусеничные.
Странички истории
Система ПВО Советского Союза, а затем России всегда занимала лидирующую позицию среди зарубежных аналогов. Разработанный в семидесятых годах ЗРК 9К37 «Бук» не утратил своей значимости и в наше время. Однако этого было не достаточно. Постановление Совета Министров страны потребовало разработки более совершенной системы. В 1975 году в НИЭМИ МРП началась работа по созданию такого зенитно-ракетного комплекса, отвечающего современным реалиям. Руководство по разработке системы в целом возложили на конструктора Ефремова В. Создание боевой машины поручили отделу под руководством Дризе И. Также был задействован МКБ "Факел" МАП, под руководством Грушина П. для создания ракеты для нового комплекса. В 1986 году началась эксплуатация нового зенитно-ракетного комплекса в подразделениях ПВО РФ .
Устройство ЗРК Тор
Новая система получившая название Тор состоит из нескольких составляющих.
- СОЦ – станция обнаружения целей. Состоит из систем стабилизации и получении информации о стране обнаруженного объекта. Обзор пространства производится тремя лучами, каждый из которых имеет ширину 4 градуса углового диапазона и 1,5 градуса по азимуту и может перекрывать сегмент пространства в 32 градуса. Система позволяет обнаружить самолет типа F15 на расстоянии около 26 км, высоте от 30 м до 6 км с вероятностью в 80%.
- СН – система наведения, которая координирует каналы зенитных ракет комплекса и канал обнаруженной цели.
- ЭВМ – в обязанности которой входит обработка всей полученной информации и проведении оперативных вычислений на предмет получения данных для установки верных навигационных показателей необходимых для уничтожения обнаруженной цели.
- Устройство поочередного запуска восьми управляемых ракет комплекса.
- ЗРК Тор также оборудован и другими важнейшими устройствами для обеспечения своей жизнедеятельности: контрольная система определения функциональности ЗРК, самописца записи работы, устройство автономного питания и другие.
- Вся техническая надстройка установлена на шасси с гусеницами «Объект 355», произведенном на Минском тракторном заводе, которое унифицировано с шасси 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине установлен комплекс ЗУР 9М330 с восемью ракетами. В данном устройстве впервые в мире была применена вертикальная система запуска.
Технические характеристики
Тор имеет следующие характеристики своих составляющих.
Боевая машина 9А330
- Вес – 32 тонны.
- Мощность мотора – 800 л. с.
- Скорость по асфальтовому покрытию – 65 км/час.
- Крутизна преодолимого подъема – 35 градусов.
- Допустимый брод и ров, соответственно – 1 м и 2 м.
- Клиренс – 450 мм.
- Экипаж состоит из четырех человек.
Зенитная установка обладает такими данными.
- ЗУР 9М330
- Вес – 165 кг.
- Длина – 2890 мм.
- Диаметр – 230 мм.
- Длина размаха крыла ракеты – 650 мм.
- Возможная дистанция стрельб – 0,5 м - 12 км.
- Скорость при полете ракеты – 2520 км/час.
При помощи боевой установки возможно поразить цель, находящейся в диапазоне от 0,5 до 12 км, находящейся на высоте от 10 м до 6000 м и летящей со скоростью 700 м/сек. ЗРК Тор занимает боевую позицию при переходе из походного в боевое положение в течении трех минут. Ракета в момент старта при помощи катапульты выкидывается из контейнера, после чего происходит расклад крыльев. Необходимый угол полета к установленной цели устанавливается газогенератором, который при получении информации перекрывает требуемые газоотводные каналы. После двадцати метров полета происходит запуск двигателя. Запущенная ракета набирает скорость 800 м/сек на полуторакилометровой высоте. Система навигационного устройства, направленную на поражаемую цель начинает свою работу пройдя дистанцию 250 метров. Взрыватель срабатывает при обработке полученных данных по мере сближения с уничтожаемым объектом.
class="eliadunit">
Модификации
«Кинжал» 3К95 - Морской вариант сухопутного аналога, вооруженный ракетой 9М330-2.
9К331 «Тор-М1»
Не успел ЗРК Тор встать на вооружение в армейские части РФ, как его уже подвергли модернизации. Технический прогресс, в том числе и в военно-воздушных силах развивается настолько стремительно, что приходится принимать ответные шаги, чтобы дать требуемый отпор противнику.
В результате этих работ, проходивших в течении двух лет, модернизированный комплекс был поставлен в воинские подразделения в 1991 году. Изменения произошли следующие.
- Появился второй целевой канал.
- Увеличилась зона поражения целей, летящей на маленькой высоте.
- Возможное соединение с командным пунктом типа 9С737 «Ранжир».
- Уменьшился состав экипажа – три человека.
- Бортовой компьютер снабжен новой двухпроцессорной системой, действующей намного эффективнее.
- Применение новых ракет 9М331, способные выдержать большие перегрузки.
Тор-М1ТА - Размещение нового ЗУР на шасси «Урал»-5323 с колесной базой.
«Тор-М1Б» - Ведомый вариант перемещения на полуприцепных устройствах.
ЗРК «Тор-М2» , отличительной особенностью которого является поддержка огнем ЗУР своих частей на ходу.
Существует еще несколько модификаций ЗРК Тор, но их объединяет одно предназначение – защищать небо Родины от врагов.
class="eliadunit">Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет , дистанционно пилотируемых летательных аппаратов , планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов , в том числе и выполненных по технологии «стелс» . Может работать как в ручном, с участием операторов , так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой» .
История создания
Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР , от 4 февраля 1975 года . Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе . В 1975 году было выдано тактико-техническое задание , а в 1976 году - защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» - В. П. Ефремов . Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года .
Задействованные структуры
В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:
- Комплекс в целом - , Москва (разработка); Машиностроительный завод имени М. И. Калинина , Свердловск , Свердловская обл. (производство), Марийский машиностроительный завод , Йошкар-Ола , Марийская АССР (производство);
- Боевая машина - Ижевский электромеханический завод , Ижевск , Удмуртская АССР (производство);
- Ракета - МКБ «Факел» , Химки , Московская обл. (разработка);
- Бортовая аппаратура ракет - Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
- Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина - Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения , Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
- Гусеничное шасси - Мытищинский машиностроительный завод , Мытищи
- Приводы - ВНИИ «Сигнал» , Ковров , Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы , Московская обл. (производство);
- Системы ближней локации - , Новосибирск , Новосибирская обл. (разработка);
- Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса - Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево , Московская обл. (строительство).
- Гусеничный тягач - Минский тракторный завод , Минск , Белорусская ССР (разработка/производство);
Описание конструкции
Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи , однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка . Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50-88 %, беспилотные летательные аппараты - 85-95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса - 8-12 секунд.
Состав
Дивизионный комплект ЗРК "Тор-М2" включает три огневые батареи (суммарно 12 боевых машин).
Боевая машина 9А330
Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка , и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска» . На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов . Стал первой системой ближнего боя в мире, имеющей вертикальный старт.
Станция обнаружения целей (СОЦ)
Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5-2° по азимуту, 4° - по углу места и 200 метров - по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25-27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6-7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40-70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13-20 км - 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км - не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет .
Станция наведения (СН)
ЗУР 9М330
9М330 | |
Основные характеристики | |
Назначение | Зенитная управляемая ракета |
Разработчик | МКБ «Факел» |
Масса снаряженной, кг | 165 |
Диаметр, мм | 230 |
Длина, мм | 2890 |
Размах крыла, мм | 650 |
Дальность пуска макс.: | |
в передней полусфере, км | 12,0 |
Скорость полёта цели, км/ч | 2520 |
Скорость полёта, | 2,11..2,41 |
Боевая часть | 14,8 кг |
Наведение | радиокомандное |
Взрыватель | радиовзрыватель |
Носители | 9А330, ЗК95 |
Модификации | 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332 |
В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16-21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700-800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель .
Модификации
ЗК95 «Кинжал»
Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО - SA-N-9).
9К331 «Тор-М1»
Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир» . Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 сек. во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.
Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.
Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30 g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12 g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.
На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955 , производства Мытищинского машиностроительного завода .
«Тор-М1ТА»
Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323 , антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.
«Тор-М1Б»
Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.
«Тор-М1ТС»
Стационарный вариант комплекса 9К331.
«Тор-М1-2У»
Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса» , «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года . В декабре 2012 года с ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол“» был заключён новый контракт на сумму 5,7 млрд руб. в рамках ГОЗ-2013. В рамках контракта к декабрю 2013 года в российские войска должны поступить: 12 боевых машин 9А331МУ, три машины технического обслуживания 9В887М2У, одна машина технического обслуживания 9В887-1М2У, машина ЗИП 9Ф339-1М2У, по шесть транспортно заряжающих машин 9Т244-1 и 9Т245-1, один комплект наземного оборудования 9Ф116. Кроме того, контракт предусматривает поставку совместно с комплексом машин управления: по одной машине 9С931 и 9С931-1, три машины 9С932-1. Срок поставки - декабрь 2013 года .
9К332 «Тор-М2»
ЗРК «Тор-М2». Главной отличительной особенностью комплекса является возможность вести огонь на ходу без остановок, - защита техники на марше . По сравнению с предыдущими версиями ЗРК у нового комплекса вдвое (до 16 ракет) увеличен боекомплект, а ракеты 9М338 обладают расширенной зоной поражения и повышенной точностью стрельбы .
«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси . В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .
«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей ». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с восемью зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по четырем каналам .
ТТХ«Тор-М2КМ» (9К331МКМ) - создан в модульном исполнении, для размещения на различных видах шасси. В состав боевых средств комплекса входит: автономный боевой модуль 9А331МК-1 и зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331. На МАКС-2013 был представлен на шасси индийского автомобиля TATA .
В 2016 году проведены испытания по использованию «Тор-М2КМ» на надводных кораблях . Модуль был закреплён на вертолётной площадке корабля пр 11356 «Адмирал Григорович » и произвёл пуски по имитаторам ракет; испытания признаны успешными.
HQ-17
Основная статья: HQ-17 (зенитный ракетный комплекс)
HQ-17 зенитный ракетный комплекс китайского производства, разработанный на базе российского комплекса ПВО «Тор-М1». Основное отличие китайской версии ЗРК заключается в установке новой радиолокационной станции и системы подавления помех.
На вооружении
- - более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
- Азербайджан