Работает камуфляж. Виды камуфляжа — обзор
Изначально стоит отметить, что слово «камуфляж» имеет французское происхождение и означает в переводе – «маскировка».
Любой камуфляж предназначен для затруднения распознавания противником очертаний и фигуры бойца на местности, с использованием визуальных и оптических способов. В настоящее время камуфляжи также ориентированы на защиту от различных технических средств обнаружения.
Расцветка любого камуфляжа представляет собой сочетание нескольких цветов или оттенков, а также различные формы и методы их нанесения. Цветов в камуфляже обычно используется от двух до четырех. Сам же рисунок может состоять из крупных или мелких пятен, с использованием как плавных, так и рубленных и геометрических начертаний. Все эти параметры камуфляжа отлично помогают искажать и размывать силуэт бойца на поле боя.
Также иногда можно встретить однотонные камуфляжные расцветки – они также неплохо маскируют в местности с однообразным ландшафтом или большими открытыми пространствами.
Создание камуфляжа дело, действительно сложное. Ведь мало придумать рисунок и расцветку под конкретную местность, надо также учитывать различные факторы, такие как анатомия человеческого глаза и представление о науке цвета. Поэтому логика создания узора камуфляжа достаточно сложна и трудоемка.
Первым в мире камуфляжем была расцветка «хаки» во время Англо-бурской войны (1899-1902 г.) – которая велась за независимость Трансвааля от Англии. Англичане, носившие красные мундиры, соответственно несли большие потри. А буры, наоборот, умело использовали местность для маскировки. Вследствие чего англичан переодели в форму болотного цвета (хаки).
Во время Второй мировой войны Германия имела на вооружения около 30 различных цветов камуфляжа, некоторые из которых потом перекочевали в Советскую армию, например, камуфляж «березка», используются и модернизируются и по сей день.
Начиная со времен Холодной войны камуфляж принято делить на пять больших групп:
— «Лес» (в основном – Европа, Америка)
— «Пустыня» — (Северная Африка, Средняя Азия)
— «Джунгли» (тропик) – (Ю-В Азия, Южная Америка)
— «Зима» — для регионов, имеющих снежные осадки.
— «Буш» (Юг Африки) – очень мало видов камуфляжа, в связи с ограниченностью местности и стран.
Также стоит отметить, что все попытки создания унифицированных решений для камуфляжей закончились полным провалом – поэтому камуфляж необходимо использовать не только для конкретной местности, но и даже с учетом времени года, погодных условий и времени суток.
Итак, перейдем непосредственно к видам камуфляжей.
Камуфляжи Российской Федерации и СССР.
- Цифровой Российский камуфляж (ЕМР) – «цифровая флора». Также имеет название «ЕМР» — единая маскировочная расцветка. На Западе данный камуфляж известен, как Russian Pattern. В армейском же обиходе закрепилось простое название – «Пиксель».
Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса. На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка.
В настоящее время ЕМР является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант ЕМР имеет несколько другую цветовую схему.
- В СР-93 — Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.
Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.
По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.
- Бутан — данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.
Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.
В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав - ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».
- КЗС или «Расцветка-57» — исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко. Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж - ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.
Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) - песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.
Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции - деформирующую и имитационную.
- «Тигр» или «Камыш» — строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой - это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально - малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.
Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.
Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».
Официально никогда не находился на снабжении, неофициально - используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.
В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.
При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов. Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.
В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности - проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.
Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.
Существует также в варианте «Спектр-СКВО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И. Стрелковым и его подразделением.
Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.
Камуфляжи США и Канады.
До Вьетнамской войны камуфляж использовался только Корпусом морской пехоты США (который считается отдельным родом войск), и то не в массовом порядке. Это был камуфляж разработки времен ВМВ, текстурой сходный с современным австралийским камуфляжем (см. ниже). Основная же часть ВС США в Корейской и в начале Вьетнамской войны носила полевую форму оливкового цвета.
В ходе боевых действий в джунглях Вьетнама выяснилось, что однотонная форма не обеспечивает достаточного уровня маскировки солдат. Первыми эту проблему попытались решить военнослужащие специальных подразделений - они за свой счет закупали камуфляж Tiger Stripe филиппинского производства (который сами филиппинцы создали на основе французского Лизарда с учетом местной специфики).
Официально данный камуфляж на снабжении в ВС США не состоял, это исключительно коммерческий камуфляж, применявшийся военнослужащими в инициативном порядке.
Однако проблема осталась, и американцы были вынуждены разработать собственный камуфляж. Первым действительно массовым американским камуфляжем стал Woodland.
В настоящий момент Вудланд уже снят со снабжения в ВС США (остался только в Национальной гвардии), однако его широчайшее распространение в 1980-е поспособствовало тому, что на данный момент именно Вудланд считается самым применяемым в мире камуфляжем.
Официально состоит на снабжении в огромном количестве стран, особенно в Латинской Америке. С некоторыми незначительными изменениями существует в качестве основного камуфляжа в Испании и Сирии.
Канадская армия долгое время, как и американская, носила оливковую форму, и только в начале 1990-х задумалась о собственном камуфляже. Они создали то, что называется «Кадпат» - от слов «Канада» и «Pattern» (в данном случае - «расцветка»).
Имитационная функция реализована в Кадпате на очень высоком уровне. Канадцы разрабатывали данный камуфляж с учетом канадских же ландшафтных условий - преобладания смешанных и хвойных лесов - отчего его цветовая гамма, будучи «узко заточенной», для Канады подходит идеально. Что же касается реализации деформирующей функции, то канадцы использовали опыт… СССР, и по аналогии с КЗС сделали не пятна плавно-округлых форм, а использовали множество мелких квадратных элементов. Дело в том, что квадратные элементы, несмотря на отсутствие соответствий в живой природе, очень хорошо работают «в движении» - лучше, чем элементы плавных форм. В результате, естественно, на двух стульях не усидели (не дотягивает Кадпат до КЗС по деформирующей функции - пятна маловаты), но по крайней мере попытались.
После принятия канадской армией на снабжение нового камуфляжа американцы решили не отставать. Первыми о смене камуфляжа задумались, как обычно, USMC (морпехи), так как, собственно, они воюют чаще и вообще им нужнее. Поняв, что у канадцев камуфляж хороший, но как-то странно будет, если американцы будут носить не американскую разработку, американские морпехи создали свой вариант камуфляжа, взяв Кадпат за основу. В результате получился Марпат.
В принципе, Марпат действительно более универсален, нежели Кадпат. В том смысле, что для него, Марпата, на любом ТВД одинаково сложно найти ландшафтные условия, в которых будет на 100% реализована имитационная функция.
Однако в новой расцветке бойцы USMC смотрелись круче, чем военнослужащие других родов войск в Вудланде, отчего остальному Пентагону стало обидно. Было принято решение перевести на новую форму все ВС США, для чего была заказана разработка нового паттерна.
При разработке Акупата американцы исходили из следующих обстоятельств:
- Основной ТВД, так или иначе в ближайшее время - Ближний и Средний Восток.
- Попробуй сейчас найди неурбанизированную местность - везде сплошные постройки.
- Поле боя - это всегда пыль и дым.
- У Вермахта был красивый цвет «Фельдграу» личной разработки Хьюго Босса.
- Черный цвет в природе не встречается (это РЕАЛЬНОЕ утверждение создателей Акупата).
В результате получилось то, что американцы на полном серьезе считают универсальной расцветкой. Ну, во всяком случае, тогда считали. Во всяком случае, члены комиссии, утверждавшие приемку Акупата.
Надо сказать, что в урбанизированной местности на Ближнем Востоке в условиях задымленности и запыленности Акупат работает ой как неплохо. А вот в европейском лесу…
Мультикам интересен несколькими вещами. Во-первых, он использует аж 6 цветов и до 10 переходных оттенков этих цветов, причем эти переходные оттенки образуются путем «диффузии» цветовых пятен. Во-вторых, у Мультикама не один, а ТРИ фоновых цвета, причем они достаточно тусклы, а их пятна размыты. Нефоновые же цвета имеют пятна с ярко выраженными границами, и в результате эти пятна воспринимаются как бы находящимися на другом расстоянии, нежели фоновые (за счет того, что глаз воспринимает более четкие предметы как находящиеся в фокусе, а менее четкие - как находящиеся вне фокуса, что, в свою очередь, приводит к иллюзии разницы в дальности до этих предметов), что создает иллюзию пустого пространства (по дальности) между ними. Эта иллюзия пустого пространства выполняет деформирующую функцию несколько эффективнее крупных разбивающих пятен, что в сочетании с неярким фоном естественных оттенков (выполняющим имитационную функцию) создает в итоге один из самых эффективных камуфляжей современности.
Мультикам оказался настолько эффективным, причем практически для любого типа местности, что в настоящее время по распространенности он уступает только Вудланду. Мультикам носят силовики буквально во всех странах. В РФ его, к примеру, предпочитает спецназ ФСБ. На Украине в него одеты все, кому хватило на него денег и здравого смысла не носить Флектарн (об этом позже). В Англии на основе него разработали свой Мультикам. И только в США он… официально не состоит на снабжении, хотя половина вооруженных сил перешла на него по собственной инициативе.
Помимо Акупата и Мультикама, на звание «Скорпиона» претендует еще несколько камуфляжей, одним из которых является А-Такс.
А-Такс появился немного позже Акупата и Мультикама, но в рамках всё той же «Темы Скорпион». Разработчики А-Такса исходили из тех же принципов, что и разработчики Мультикама, однако учли при этом два факта:
- Мультикам бывает только в одной цветовой гамме, что может не понравится заказчику (который выучил слово «универсальность» и обжегся на Акупате).
- Старая застиранная КЗСка образца 1957г. по деформирующей функции гораздо круче многомиллиардно-потребившего-на-свою-разработку Акупата образца 2011 г.
Скрестив Мультикам (с его 3D-эффектом) с КЗСкой, а впоследствии постирав получившееся изделие для пущей размытости фоновых пятен, американские разработчики получили А-Такс. Солдат в А-Таксе выглядит как размытое пятно на фоне горизонтальных лопухообразных листьев, так что обе функции там реализованы на ура.
А-Такс существует в нескольких цветовых гаммах, отражающих различные типы ландшафта (лес, пустыня, город).
В настоящее время американцы чешут череп в раздумьях относительно того, заменить ли им Акупат на А-Такс в качестве официально принятого на снабжение. Принятию решения относительно этого мешает два обстоятельства: во-первых, надежда на то, что кто-то из разработчиков всё же догадается пролоббировать свои интересы хотя бы в той же сумме, что и разработчик Акупата; а во-вторых, наличие в природе еще более интересного камуфляжа - Криптека.
Именно этими соображениями руководствовалась группа энтузиастов, состоящая из американских ветеранов БД в Ираке и Афганистане, которая решила запилить собственный камуфляж, и, возможно, выставить его номинантом на «Скорпиона».
Продолжая традицию создателей А-Такса - скрещивание существующих камуфляжей, разработчики Криптека скрестили американский Мультикам с российским Растром, выведя интернациональный гибрид. От Мультикама у него фоновая размытость, затрудняющая точное определение расстояния и создающая эффект «пустого пространства», от Растра - перекрученная сетка, причем перекручена она во всех трех направлениях (как и в Растре), что также создает 3d-эффект. Также разработчики Криптека решили, что камуфляж должен быть не только эффективным, но и эффектным, и сделали сетку не в скучно-коричневом цвете, как НПО «Спецматериалы», а в виде чешуи рептилии. Получилось реально круто.
Как и разработчики А-Такса, криптековцы не стали заморачиваться излишней универсальностью, а попросту разработали 6 цветовых исполнений: лесное (Mandrake), степно-пустынное (Nomad), демисезонно-горное (Highlander), городское (Urban), зимнее (Yeti) и ночное (Typhoon).
Интересно, что изначально Криптековцы заявляли, что их камуфляж в первую очередь предназначен не для силовых структур, а для охотников; однако затем изменили свое мнение.
Так как Криптек объективно является едва ли не самым эффективным на сегодняшний день камуфляжем (самым эффектным - точно), то у него уже появились подражания и аналоги. В частности, китайцы сделали свой вариант Криптека (есть мнение, что они просто не хотели покупать Криптековскую лицензию, а наладить производство - хотели), однако китайская версия получилась несколько хуже - в ней не так сильно выражена размытость заднего фона, а сетка имеет более мелкие ячейки и занимает большую по сравнению с оригиналом площадь.
В настоящее время Пентагон, подобно буридановскому ослу, мечется между Мультикамом, А-Таксом и Криптеком в поисках оптимальной замены Акупату.
Камуфляжи Великобритании.
При разработке камуфляжа англичане исходили из здравой мысли о том, что поле боя представляет собой не совсем тот же ландшафт, каким он был на этом поле до боя. На элементы ландшафта, знаете ли, определенное эстетическое воздействие оказывают раскаленные газы, осколки, ударные волны, пролетающие пули и снаряды, и прочая человеческая деятельность, и ее продукты.
С учетом этих особенностей и был разработан ДПМ. Однако оказалось, что и девственной по отношению к воздействию БД местности ДПМ показывает весьма неплохие результаты.
ДПМ расшифровывается как Disruptive Pattern Material. Существуют также городские и пустынные варианты ДПМ.
Первые действительно массовые армейские, а не узко заточенные спецназовские, варианты ДПМ были приняты на снабжение британских ВС в 1966 году. С тех пор ДПМ несколько раз менял цветовую гамму (вернее, оттенки) при неизменной текстуре. Каждому новому варианту ДПМ присваивался цифровой индекс по году принятия на снабжение - существуют ДПМ-66, ДПМ-68 и т.д. Самый последний вариант ДПМ разработан в 1995 году.
ДПМ оказался довольно эффективным для своего времени (считалось, что он намного превосходит Вудланд), поэтому получил довольно широкое распространение не только в Англии и странах Британского содружества, но и во всем мире (хотя и не столь широкое, как Вудланд). Существует значительное количество клонов ДПМ, в России выпускается аналог ДПМ под названием «Смог» или «Кукла».
В настоящее время ДПМ снимается со снабжения в ВС Великобритании, однако остается в Ирландии и ряде воинских частей Нидерландов.
В настоящее время МТП официально состоит на снабжении ВС Великобритании. В этом англичане обскакали американцев, до сих пор не принявшим официально Мультикам.
Пенкотт представляет собой «гибридный» камуфляж, сочетающий положительные стороны гладко-пятнистой и пиксельной окраски. В данном камуфляже отсутствуют элементы черного цвета. Имитационная функция реализуется окраской и размером пятен, деформирующая - паттерном с 3D-имитацией и группировкой пятен.
В рисунке данного камуфляжа видно сильное воздействие немецких схем времен ВМВ, даже визуально Пенкотт напоминает российский «Партизан», который абсолютно точно создан на немецком опыте.
Как и большинство современных камуфляжей, Пенкотт существует в нескольких цветовых вариациях.
На снабжении нигде не состоит, является коммерческим камуфляжем.
Камуфляж Австралии.
Камуфляжи Германии.
- Splitter («Осколочный») и Rain («Дождь»)- из всех западных стран Германия имеет наибольший опыт создания собственных камуфляжных расцветок. Собственно, первый камуфляж у немцев появился еще в Первую мировую. В 1930-х годах в Германии появился камуфляж Splitter («Осколочный») в нескольких модификациях, активно применявшийся в ходе ВМВ - правда, ткань такой окраски применялась в основном для пошива плащей, палаток и спецснаряжения вроде парашютных прыжковых костюмов. При этом Германию можно считать родиной камуфлированной полевой формы - именно там с 1943 г. была принята на снабжение полевых частей СС полностью камуфлированная форма. Текстурой и цветами она была схожа с современным российским «Партизаном».
После окончания ВМВ в ФРГ было разработано несколько вариантов камуфлированной формы, однако до 1980-х годов ни один из них не состоял на снабжении достаточно серьезное время. В то же время в ГДР был разработан камуфляж «Дождь» (Rain), который применялся для окраски полевой формы военнослужащих как армии ГДР, так и ряда других армий Варшавского Договора (в частности, армии ПНР и ЧССР). Этот камуфляж был создан на опыте камуфляжей 1930-х годов, но в полноценном смысле камуфляжем не являлся, представляя собой серо-оливковый фон с множеством коротких вертикальных коричневых полосок, создающих как бы картину идущего дождя.
Лишь в конце 1970-х годов в ФРГ был разработан удачный вариант камуфляжа - Флектарн.
Разработчики Флектарна совместили несовместимое: им удалось решить противоречие между деформирующей и имитационной функцией, объединив мелкие (имитационная функция) пятна в крупные группы пятен (деформирующая функция).
С одной стороны, разработчики Флектарна использовали опыт 1940-х годов - отдельные элементы Флектарна напоминают немецкие камуфляжи того времени. С другой же стороны, Флектарн стал существенным шагом вперед в развитии камуфляжей, т.к. до столь простого решения по совмещению функций до Флектарна отчего-то никто не догадался.
Некоторое время (до появления Мультикама) Флектарн считался самым эффективным из существующих камуфляжей, да и сейчас входит в неофициальный топ камуфляжных текстур. При этом считается, что Флектарн наиболее эффективен в западноевропейских условиях, а в условиях восточноевропейских хвойных лесов и березовых рощ его эффективность (особенно в имитационной функции) снижается.
Флектарн существует в нескольких цветовых исполнениях, в частности, пустынном и тропическом (последний называется «Тропетарн»).
Состоит на снабжении Бундесвера. Помимо Германии, очень распространен на Украине - как в ВСУ, так и в «добровольческих подразделениях». Украинцы считают, что ношение Флектарна подчеркивает их европейскость, отчего зачастую носят его с нашивками Бундесвера (что не всегда приводит немцев в восторг).
Камуфляжи Франции.
Первый послевоенный французский камуфляж, Lizard, был создан в 1950-е годы. Изначально им оснащались военнослужащие специальных подразделений, однако затем он стал общеармейским.
Существуют утверждения, что Лизард создан с учетом опыта немецких камуфляже строителей, однако данный вопрос я оставляю на рассмотрение читателя (на мое ИМХО, от немецких камуфляжей времен ВМВ в Лизарде как-то маловато).
На основе Лизарда были разработаны все камуфляжи «тигровой» окраски, начиная от знаменитого филиппинского Tiger Stripes и заканчивая российским «Тигром».
Лизард до сих пор состоит на снабжении ВС значительного количества стран, от Португалии и Греции до Сенегала, в самой же Франции он снят со снабжения, уступив место ССЕ. Официальный турецкий камуфляж - это тоже разновидность Лизарда.
Во-первых, в ССЕ фоновые пятна имеют не зеленый (как в Вудланде), а серый цвет. Во-вторых, сами пятна крупнее, чем в Вудланде. А в-третьих, пятна «расплющены» по сравнению с Вудландом в горизонтальной плоскости, ибо французы учли правило «при перемещениях горизонтальные пятна сохраняют маскирующие свойства».
Кстати, понятие «Центральная Европа» в названии камуфляжа - это не про долготу, а про широту. Имеется в виду не «Центральная Европа» в смысле от Германии до Болгарии, а «Центральная Европа» как зона широколиственных лесов (то есть не южная и не северная Европа).
Официально состоит на снабжении в ВС и Иностранном Легионе Франции, по миру распространен мало.
Имеет «пустынный» вариант под названием DDP.
Камуфляж Италии.
В настоящее время итальянская армия носит расцветку Vegetata. Камуфляж разработан в 2000-х, на снабжении состоит с 2007 г.
Основой для разработки послужил Вудланд, пятнам которого итальянцы придали более «ломаную», приближенную к пиксельной форму. Поэтому иногда Вегетату ошибочно именуют «цифровым Вудландом», хотя на самом деле это «не цифровой и не Вудланд».
Камуфляжи Китая.
Тем не менее, можно выделить несколько камуфляжей, характерный именно для НОАК. Долгое время китайцы носили свою версию Вудланда, более похожую на советскую «Амёбу». Интересно, что для военнослужащих морской пехоты одним из цветов, используемых в таком камуфляже, был синий. Сами же пятна были немного изменены по сравнению с оригинальным Вудландом.
Этот камуфляж показывает очень высокую эффективность в высокогорьях, где доминирует серо-коричневая гамма. Благодаря этому, он выпускается во многих странах, в том числе и в РФ, однако на снабжении официально не состоит нигде. При этом его активно носят военнослужащие НОАК на Тибете.
Только в 2007 г. китайцы ввели единый камуфляж для своих вооруженных сил.
Принцип универсальности был реализован за счет выбора фоновым цветом серого - который распространен как в природе, так и в урбанизированной местности. Форма пятен в виде пикселей была характерна для всех камуфляжей того времени - как уже упоминалось, пиксельные пятна лучше «ведут себя» при движении объекта. Деформирующая функция реализована за счет доминирования фона по площади (т.е. пятна переднего плана сделаны достаточно узкими), имитационная функция - за счет подбора и комбинации цветов.
Тип 07 существует в нескольких цветовых модификациях. Например, традиционно для морской пехоты НОАК используются элементы синего цвета. Тип 07 является официально состоит на снабжении НОАК, в остальном мире распространен мало.
Камуфляж Дании.
Число цветов датчане сократили до трех, а сами цвета сделали более блеклыми - вместо светло-зеленого использовали серый, вместо темно-зеленого - оливковый, а коричневый исключили. Камуфляж оказался идеально подходящим под северные леса Дании и… России.
Датский Флектарн - это тот случай, когда камуфляж официально состоит на снабжении в одной стране, а наибольшее распространение получил в другой - а конкретно в РФ. Хоть он не состоит на снабжении ВС РФ, он, тем не менее, весьма здесь распространен и выпускается несколькими производителями.
Камуфляж Швеции.
Деформирующая функция достигается цветовым контрастом (как в КЗС) а также тем, что соединение граней многоугольников способствуют образованию своего рода 3D-эффекта; имитационная - подбором оттенков. Состоит на снабжении в ВС Швеции. Имеет «пустынный» вариант.
Камуфляж Швейцарии.
Собственно, если китайцы единственные, у кого в камуфляже используется синий цвет, то швейцарцы - единственные, у кого используется красный. Красные элементы рисунка как раз символизируют красные весенние цветы, коими покрыты Альпы в соответствующий период. Помимо Швейцарии, данный камуфляж нигде не распространен.
Камуфляж Украины.
- «Жаба» — Для современной Украины характерна ситуация, при которой количество разнообразных военизированных формирований столь велико, что неизбежно создает ситуацию «формы №8» (что украли, то и носим).
Официально на снабжении ВСУ состоит советский «Бутан», однако доминирование психологической парадигмы «але не як у москалiв» заставляет украинских вояк различных банд и калибров носить нечто другое.
Учитывая, что кому война - а кому мать родна, многие предприятия, оставшиеся от украинского ВПК, с появлением необходимости в собственно украинском камуфляже активно начали разработку и продвижение его самого, собственно украинского камуфляжа.
Несмотря на множество разработок, интерес представляет, наверное, только один из украинских камуфляжей, имеющий поэтичное название «Жаба».
Данный камуфляж разработан под доминирующий украинский ландшафт - лесостепь с разреженными лиственными рощами.
Интересно, что деформирующая функция достигается за счет цветового контраста (как в КЗС), а имитационная - как за счет формы и размера пятен, имитирующих листву, так и за счет подбора оттенков. Также интересно, что Жаба - единственный камуфляж, использующий ярко-салатовый цвет.
Видимо, разработчики Жабы хотели в какой-то степени повторить удачную схему Мультикама (о чем говорит форма пятен заднего плана и наличие диффузных переходов), однако у них это не особо получилось. Секрет Мультикама заключается в том, что пятна переднего плана у него четко очерчены, что в сочетании с нечетко разграниченными пятнами заднего плана и создает иллюзию объема. Разработчики Жабы в этом плане похожи на адептов карго-культа, которые пытаются имитировать нечто внешнее, не понимая сути внутреннего - пятна переднего плана в Жабе мало того, что малоконтрастны относительно заднего, так еще и имеют выраженные диффузные переходы (что на корню убивает 3D-эффект).
Тем не менее, для украинских условий Жаба достаточно удовлетворительна. Во всяком случае, похоже на английский Пенкотт до степени смешения.
В настоящее время украинцы в основном носят Мультикам, немецкий Флектарн и донашивают остатки Бутана; также распространена форма №8. Жаба, хоть объективно и несколько превосходит Флектарн, на снабжении официально не состоит.
К сожалению, гонка вооружения, в рамках которой пытались создать узор камуфляжа, который будет работать, была обречена на фиаско. В 2012 году The Daily назвал это «5-миллиардным snafu» (SNAFU это акроним, который можно дословно перевести так: «ситуация под контролем: все летит в …»). В рамках вышеуказанной гонки, которая официально называлась Army’s Camouflage Improvement Effort, были запрошены камуфляжи сотен дизайнеров, из которых были выбраны четыре финалиста. Спустя четыре года (и миллионы долларов) армия, кажется, определилась с победителем.
Четыре финальных камуфляжа были созданы Brookwood, Crye Precision, Kryptek и ADS Inc. с Guy Cramer
На этом задержки не прекратились. По последним слухам решили отменить весь маскарад камуфляжей. Однако армия просто приняла MultiCam, цифровой камуфляж, сделанный Crye Precision, в качестве временного варианта, тем самым признав, что универсальный камуфляж не работает как нужно.
Долго сказка сказывается да не скоро дело делается. В декабре Конгресс внес законопроект, который блокировал бы армию целиком, если та не примет новый проект камуфляжа. К 2018 году этот же законопроект блокировал бы все Министерство обороны. Политики, кажется, устали тратить деньги на бесконечные проблемы. Пресс-секретарь Уильям Лэер в ответ на вопросы, что же происходит, смог сказать только, что «армия взвешивает разные варианты и учитывает законодательные ограничения».
Среди обвинений в некомпетентности и бюрократической волокиты затесался и тот факт, что военные технологии развиваются крайне быстро, и никто не может предсказать наверняка, какой камуфляж понадобится завтра. Растущая область военной науки, несмотря на всю пыль в наших глазах, все еще очень молода. И миллиарды долларов, выброшенные на ветер, не приносят ожидаемого эффекта.
История невидимости
У современных камуфляжей относительно короткая история. Когда появились современные военные действия (18 век), то есть когда появилась винтовка дальнего действия, в моду вошли темно-зеленые или серые камуфляжи. К началу Первой мировой войска в полный рост экспериментировали с «ослеплением», то есть чтобы трудно было уловить цель, тогда судно, на расстоянии. Вскоре техника вовсю использовалась людьми.
Солдат Первой мировой войны, 1917 год
На заре Второй мировой войны возникли отличительные современные камуфляжи с почковидными пятнами, и очень быстро разлетелись по миру. К концу войны художники даже экспериментировали с оптическими моделями, которые могли обмануть глаз, заимствуя идеи из кубизма и оп-арта.
В конце 1970-х армия США представила новый и непопулярный узор под названием «двойная текстура», который положил начало «цифровому» камуфляжу сегодняшнего дня. «Дуал-текс» использовал идеальные цветные квадраты, чтобы сразу имитировать два узора: один крупный и один большой, эффективные на разных расстояниях.
Солдат Второй мировой войны
К 1990 году началась разработка узоров на компьютере, а вместе с ней и возрождение научных исследований. Американский офицер Тимоти О’Нил, «дедушка современного камуфляжа», разработал маленькие цветные квадратики на камуфляже, которые могли обмануть глаз, смотрящий на солдата или грузовик, поскольку сливали их с фоновой сценой.
Почему пиксели работают лучше, чем традиционные пузыри? Потому что пиксели лучше имитируют фрактальные узоры, которые наши глаза интерпретируют как белый шум. Если смотреть на такой «цифровой» камуфляж, глазам просто не на чем зафиксироваться.
Камуфляж «дуал-текс»
Однако глаз - это сложный анатомический предмет, и воссоздать один оптический трюк для миллионов солдат в бесконечном числе условий просто невозможно. В результате, кустарная промышленность независимых подрядчиков и инженеров получила рост, и каждый из них представил свой уникальный вариант камуфляжа, в том числе и четыре финалиста конкурса.
Найдите на указанной ниже фотографии людей.
Некоторые из этих компаний отказались от комментариев, когда ресурс Gizmodo выявил желание с ними пообщаться, скорее всего, потому что объявление победителя еще нескоро. Однако Гай Крамер, CEO Hyperstealth Biotechnology Corp, дизайнер камуфляжей для армий в Иордании и Афганистане, а также один из четырех финалистов конкурса, был достаточно любезен, чтобы ответить на некоторые вопросы.
Использование недостатков зрения
Как объяснил Крамер, цифровые камуфляжи пытаются использовать передовые оптические уловки, чтобы запутать мозг и выпустить тело из цели, вместо того, чтобы просто «слить» его с окружающим пейзажем. «Вы не можете просто заляпать краской стену и назвать это камуфляжем», - говорит он. - «Мы не пытаемся создать случайность. Мы хотим, чтобы мозг интерпретировал узор как часть фона».
Такого рода визуальная хитрость - сложная задача. Она включает в себя представления о науке цвета, анатомии человеческого глаза и даже логистику создания узора. И она все еще не совершенна. Давайте разберем самый интересный провал американской армии: UCP.
Собственно, UCP
Все цифровые камуфляжи состоят из двух слоев: микроузоры (пиксели) и макроузоры (формы объединения пикселей). Если масштабы макроузоров будут слишком малы - как и случилось с UCP - возникнет оптическое явление под названием изолюминация, окрашивание тщательно построенной модели камуфляжа в массу яркого цвета. Другими словами, на дистанции такой костюм можно разглядеть с легкостью. Как видите, это стало одной из крупнейших проблем UCP.
А как насчет цвета? В 2004 году, когда армия США представила UCP, выяснилось, что во всем узоре нет ни капли черного цвета. Дело в том, что черный не встречается в природе - так пояснили официальные представители. Но Крамер полностью не согласен. Черный и коричневый необходимы для имитации тени. Финальная картина Крамера в рамках конкурса включала «границу яркости», тонкую черную линию вдоль макро и микроузоров, которая обманывает глаз, скрывая формы.
«Если у вас не будет хотя бы процента такого в камуфляже, он будет выглядеть плоским, поскольку нет эффекта глубины», - объяснил Крамер. - «Это стало хорошим уроком».
Экономия масштаба
В армии США сейчас более полумиллиона солдат, а напечатать и пошить униформу на каждого из них уже само по себе является сложной задачей. Важно и то, что камуфляж «разбивает» контур тела солдата в местах вроде запястий, коленей и голеностопных суставов.
Как и полосы тигра, расположенные перпендикулярно их конечностям, эти визуальные «разрывы» помогают скрыть анатомию человеческой цели. Когда рулон камуфляжной ткани будет разрезаться на миллионы униформ, может быть сложно предугадать, где именно окажутся эти разбиения.
Пример изолюминации
Кроме того, наш мозг очень хорошо распознает узоры - если мы видим одну фигуру дважды, мы сразу понимаем, что что-то произошло. Крайне важно, чтобы левая и правая части единой картины не совпадали. «У многих узоров такая проблема», - говорит Крамер. - «Мозг увидит аномалию на правой части груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой части груди, то сразу соединит точки и скажет, вот, теперь я вижу верхнюю часть человеческого тела».
Та самая граница яркости
Успеху Крамера частично поспособствовали его навыки создавать узоры, соответствуя всем этим сложным критериям. Он является пионером в области алгоритмической конструкции камуфляжа. Вместо того, чтобы полагаться на собственный мозг в проектировании узоров, он написал программу, которая генерирует настоящие геометрические фракталы. Фракталы - это математические узоры, которые повторяются в любых масштабах.
Вот почему узоры Крамера использовались везде, от винтовок до вертолетов (не говоря уж о 2,5 миллиона униформ). Поскольку они скалируются, они способны спрятать как человека, так и целое здание.
Всевозможные испытания
Искусство испытания этих узоров почти всегда важнее, чем сам дизайн - и этот процесс Крамер знает хорошо, поскольку целых десять лет помогал армии испытывать узоры. В том числе и запутывание лучших снайперов армии тысячами фотографий.
В Военной академии США в Вест-Пойнте испытуемые, в том числе и лучшие снайперы с совершенным и даже лучше зрением, просматривали слайды за слайдами с замаскированными солдатами в разных средах. Огромное количество изображений. От пустынь до болот, любые погодные условия, любые расстояния до цели (узор должен быть одинаково хорош). Статистика показала, что было 900 испытуемых, 45 сред и 120 000 точек данных.
Важной частью процесса тестирования была не только скорость определения визуальной аномалии, а также скорость определения места, где на самом деле залег солдат. Миллисекунды на принятие решений могут иметь значение, учитывая то, что среднестатистическому снайперу нужно от 12 до 30 секунд на идентификацию цели.
Шагом-арш
В конце августа из Ливии внезапно отослали команду американских спецназовцев. Дело в том, что группа террористов похитила десятки орудий и устройств из грузовиков. Как это повлияет на камуфляж? Максимально.
Наряду с пулеметами и лазерами рейдеры выкрали устройство, которое в конечном счете может принести столько же ущерба, что и первые два типа устройств: специальные очки ночного зрения, фиксирующие коротковолновый инфракрасный свет - в спектре SWIR. Стоимостью 45 000 долларов за штуку, эти очки позволяют солдатам видеть на уровне 1 мкм длины волны, где цвета сливаются в белую массу. Другими словами, это делает камуфляж совершенно бесполезным. Единственная пара в безопасности хранилась в руках американской армии. Больше нет.
Мы прошли длинный путь от каменно-серого или полевого камуфляжа 19 века. Мы даже успели отойти от расцветок 60-70 годов, когда с одним узором можно было решить множество конфликтов за десять лет. Современное вооружение меняется крайне быстро, и даже когда Минобороны берет на рассмотрение одну модель, нет гарантий того, что в следующем году не появится новая.
Однако в разработке находятся многие интересные концепты, в том числе и с использованием метаматериалов, о которых мы много писали. Вот, к примеру, проект от Hyperstealth под названием Quantum Stealth, о котором мы, возможно, еще поговорим.А есть еще один проект, который, к сожалению, его создатели обсуждать не могут.
Камуфляж военной техники и живой силы далеко не всегда ставит своей целью полную маскировку. Иногда достаточно просто сбить противника с толку, оставив объекты видимыми… но неузнаваемыми.
Курточка в полосочку Эти примеры имитирующего камуфляжа в городском ландшафте, разумеется, шутка: трудно представить солдата, сидящего в засаде на свежеокрашенной белой краской скамейке. В любом случае редакция не рекомендует экспериментировать с подобной раскраской на пешеходном переходе – водители могут и не заметить…
Юрий Веремеев
Говорить, что камуфляж (см. «ПМ» № 10"2006 и 1"2007) делает маскируемый объект невидимым, неверно. Человеческий глаз — весьма совершенный инструмент, и обмануть его, полностью «спрятав» объект на окружающем фоне, весьма непросто. Но, как правило, это и не нужно. Можно просто покрасить объект — это затрудняет или делает вовсе невозможным его правильное распознавание. А нераспознанный объект психологически не воспринимается как опасный: какие-то доли секунды человек подсознательно перебирает знакомые образы, сравнивает их с увиденным и, не найдя схожего, стирает это изображение из зрительной памяти, не посылая его в отдел мозга, отвечающий за принятие решений.
Видит око, да зуб неймет
Можно, конечно, приказать наблюдателю давать целеуказание на все нераспознанные объекты как на потенциально опасные. В этом случае очень скоро список потенциальных целей невероятно разрастется. К тому же «цели» — это не просто мишени для стрельбы, а объекты противника, который в свою очередь старается выявить и уничтожить военные объекты другой стороны. Значит, открывать огонь возможно только по тем объектам, которые однозначно определены как цели, подлежащие уничтожению, а их местоположение известно столь точно, что цель может быть уничтожена одним-двумя выстрелами.
Вы лежите на газоне — и вас не видно!
Эта фраза, сказанная старухой Шапокляк крокодилу Гене, как нельзя лучше передает смысл подобной маскировки. Однако в различных странах и географических регионах «газоны» существенно отличаются друг от друга, чем и обусловлено разнообразие цветов и форм пятен. Здесь представлена лишь малая доля этого разнообразия.
Чтобы открыть по цели меткий огонь, нужно знать ее точные координаты. В основном требуется определить направление на цель и расстояние до нее. Без этих двух величин артиллерия не может рассчитать данные для стрельбы (угол возвышения ствола, угол доворота ствола относительно нулевого направления, величину порохового заряда). Наземные войска обычно используют оптические приборы наблюдения, снабженные угломерными сетками (бинокли, снайперские прицелы, стереотрубы, перископы и т. п.), оптические артиллерийские и саперные дальномеры, квантовые (лазерные) дальномеры. Для того чтобы с помощью оптического дальномера определить расстояние до цели, нужно поместить наблюдаемый объект между рисками сетки, посчитать их и определить угловой размер цели. Зная реальный размер объекта, рассчитать расстояние до цели очень просто. Но именно здесь и начинаются проблемы: камуфляж значительно затрудняет идентификацию цели и определение ее реальных размеров. А ошибка в определении размеров влечет за собой ошибку в оценке дистанции… и промах.
Впрочем, артиллерийский дальномер позволяет наблюдателю не знать размеры и тип обнаруженного объекта, поскольку он основан на стереоскопичности зрения. В дальномер наблюдатель видит пять светящихся треугольников: один в центре, два сзади и два спереди. Вращая кремальеру, надо поместить средний треугольник над целью, при этом шкала покажет точное расстояние до цели. Но вот беда — неопределенность контуров цели не только не позволяет поместить марку виртуально над нею, но и моментально отнимает у наблюдателя стереоскопичность зрения. Саперный дальномер работает по другому принципу — он использует оптический параллакс, совмещая два изображения в одно. Но и эта система не дает точных результатов из-за размытости контуров цели.
Самый современный дальномер — это квантовый (лазерный), он использует измерение времени прохода лазерного импульса до объекта и обратно. Казалось бы, ему-то камуфляж не помеха, однако практика показывает, что в реальных боевых условиях лазерный дальномер реагирует на множество помех: ему мешают дым и пыль, осколки и комья земли, которых достаточно над полем боя. Он реагирует на невидимые наблюдателю, но оказавшиеся на пути луча травинки, веточки, провода, летящих птиц и даже насекомых, не говоря уже о дожде или снегопаде. Разумеется, для радиолокационных систем, которые отлично работают на самолетах, все эти факторы не помеха, однако радиолокатор — штука довольно громоздкая.
Пятнистые амебы
Причина затрудненного распознавания в приведенных выше примерах — так называемый искажающий камуфляж. Его называют также крупнопятнистым, поскольку цветовые пятна (обычно 3−5 цветов) на его поверхности довольно крупные: типичный размер пятна — от 10 до 20% каждой плоскости. Такой камуфляж искажает контуры маскируемого объекта, особенно внутренние, которые в значительной мере помогают распознаванию объекта. Форма пятен в искажающем камуфляже может быть округлой или ломаной. Это зависит от характера окружающей местности. Например, там, где нет резких теней, переход цветов должен быть плавным, а в горной местности, где из-за высокой прозрачности воздуха и яркого солнца соседствуют очень светлые и глубоко темные тона, предпочтительна резкая, угловатая форма пятен.
Для средней полосы России в качестве основного цвета используется зеленовато-коричневый, а в качестве дополнительных — светлый мутно-зеленый, желтовато-серый, серый светлый и серый темный, с пятнами нерегулярной закругленной формы, причем пятна «переползают» с одной плоскости на другую, чтобы их края не подчеркивали внешние контуры машин (в частности, по такой схеме окрашены ЗиЛ-131). Сам автомобиль в такой раскраске, конечно, различим, но распознать тип кузова и марку машины затруднительно.
Задача искажающего камуфляжа — как можно сильнее исказить контуры объекта (особенно внутренние) и затруднить его распознавание. Впрочем, даже если противнику удастся опознать объект, крупные пятна камуфляжа сильно затруднят определение его размеров, а следовательно, и дальности до цели.
А что же делать при смене сезона или необходимости переместиться в другую местность — перекрашивать технику? Нельзя ли создать универсальный камуфляж? Собственно, изначальная идея пятнистого камуфляжа как раз и заключалась в том, чтобы сделать маскировочную окраску подходящей для всех условий местности. Тем не менее универсального камуфляжа не существует. В настоящее время положение дел таково, что только изменение погоды не влечет за собой перекрашивания боевых машин: уж слишком быстро и часто она меняется.
Крупнопятнистый искажающий камуфляж в основном характерен для техники всех видов — от кораблей и самолетов до пушек и автомобилей. Для маскировочной одежды он применяется не часто. Солдат противника является объектом для наблюдения на сравнительно небольших расстояниях, где действенность искажающего камуфляжа снижается. Однако в истории такие случаи были. Во время Великой Отечественной войны советские солдаты носили подобную одежду, цвета которой варьировались в зависимости от сезона и местности. Форму пятен называли «амебной», на Западе ее именуют «русской». Такой камуфляж был характерен только для Красной армии в период войны. Позднее от него отказались как от неудачного варианта.
На мелкие кусочки
Другой вид камуфляжа — дробящий. Он тоже искажает внутренние контуры объекта, но делает это за счет небольшого размера пятен, резко контрастирующих друг с другом. Именно дробящий камуфляж предпочтительней для маскировочной одежды. На больших расстояниях мелкие пятна сливаются в неопределенный цвет, совпадающий с цветом местности.
Существенный недостаток мелкопятнистого камуфляжа заключается в необходимости очень тщательно подбирать одежду под общий цвет местности, чтобы солдат не выделялся на ее фоне. А это далеко не всегда возможно. Да и смена сезона требует оперативной смены одежды. Когда речь идет о сотнях и тысячах солдат, это совершенно нереально.
Дробящий камуфляж используется также для неподвижной техники, когда последнюю маскируют в кустах или деревьях. Размеры, цвета и форма пятен подбираются индивидуально. Но и в этом случае при смене сезонов приходится производить перекрашивания. Впрочем, это не всегда помогает. Например, если ночью неожиданно ударит морозец и окружающая листва пожелтеет и почернеет, окрашенная яркими зелеными пятнышками танковая башня утром резко выделится на черновато-желтом фоне. Для подвижной военной техники мелкопятнистый дробящий камуфляж обычно непригоден.
Хамелеоны
Наиболее интересен, но и реже всего используется имитирующий, или приспособительный, камуфляж. Его задача — либо скрыть объект на фоне местности, либо представить совсем не таким, каков он в действительности. Представьте себе здание, на стенах которого снаружи нарисованы стволы деревьев и дорожка, уходящая в перспективу. Это типичный пример имитирующего камуфляжа. Такой камуфляж возможен только для неподвижных объектов небольших размеров, например ДОТов. Казарму же будет выдавать в солнечный день… тень, особенно четко видная с высоты.
Во время боев под Ленинградом зимой 1942−1943 годов очень много неприятностей нашим войскам доставлял немецкий бронепоезд, имевший имитирующий камуфляж. Он был окрашен в белый цвет, а по крышам вагонов шел рисунок железнодорожной колеи (рельсы, шпалы, гравий). На дымовую трубу бронепаровоза был надет макет обычного маневрового паровоза. На аэрофотоснимках бронепоезд не выявлялся. Единственное, что обращало на себя внимание, это появление маневрового паровоза там, откуда велся орудийный огонь. Лишь фраза, брошенная вскользь одним из пленных немецких солдат («Он ничего не боится, кроме собственной тени») обратила внимание дешифровщиков аэроснимков на наличие узкой прямоугольной тени на фотографиях, сделанных в солнечную погоду. Командир бронепоезда выводил его из укрытия в середине дня, когда тень была наименьшей, или в облачную погоду. Но полностью избавиться от тени бронепоезд не мог, и именно это решило его судьбу.
Идеальный пример имитирующего камуфляжа — здание железнодорожного вокзала, раскрашенное под разрушенное, нефункционирующее. Скрыть само здание невозможно, а вот обмануть наблюдателей противника — и воздушных, и наземных — вполне! Черная матовая окраска создает иллюзию обрушения крыши и стен. Коричнево-серые полосы отлично имитируют торчащие балки и доски. Эффект разбитых стекол создает наклеенная на них черная бумага, вырезанная в виде нерегулярных звезд. А если добавить разбросанные кирпичи, оборванные провода, торчащие вкривь и вкось макеты телеграфных столбов, то имитация обманет кого угодно.
Советский ас Покрышкин рассказывал, что в Германии весной 1945-го немцы маскировали свои взлетные полосы под непригодные для взлета и посадки дороги — с воронками и другими повреждениями. Один из наших летчиков так описал посадку на такую полосу: «Отчетливо вижу воронки на полосе, даже разбросанные куски бетона вокруг, траншею, пересекающую дорогу наискосок. Знаю, что все это липа, но приходится зажать волю в кулак, чтобы заставить себя продолжать посадку. Трое из пяти молодых пилотов эскадрильи так и не смогли сделать это».
Кадр из фильма «Хищник»
Камуфляж (маскирующая окраска военной формы, однотонная или многоцветная) массово начал использоваться военными всего мира относительно недавно - с конца XIX в. До этого военная форма выглядела намного привлекательнее - яркие цвета, в основном синий, красный и белый, эполеты, блестящие пуговицы. Все это сильно облегчало управление войсками на местности. Потом технический прогресс и совершенствование методов ведения войны потребовали сделать солдат менее заметными на фоне окружающей природы, и вот уже больше 100 лет эту задачу с переменным успехом решают всевозможные камуфляжи. Но сейчас военным уже недостаточно похитрее окрасить форму, и ученые ищут принципиально иные подходы к сокрытию на местности людей и техники.
В 2004 г. армия США получила новый цифровой камуфляж Universal Camouflage Pattern (UCP) - универсальное решение для всех видов окружающей среды. Но всего через несколько месяцев, по мере усиления боевых действий в Ираке, каждый солдат уже знал: UCP не работает практически ни в каком окружении . Таким образом, возникла острая необходимость найти ему замену. Объявили о запуске программы Camouflage Improvement Effort («Меры по улучшению камуфляжа»), которую в 2012 г. газета The Daily метко назвала «неразберихой на $5 млрд ». Сотни разработчиков прислали на конкурс камуфляжные схемы, в финал вышло всего четыре. Четыре года спустя (и вложив несколько миллионов долларов) армия США определилась с победителем.
Схемы-финалисты компаний Brookwood, Crye Precision, Kryptek, ADS Inc. и Guy Cramer.
Победителем стал камуфляж Scorpion W, разработанный в Crye Presicion. Впоследствии он претерпел некоторые доработки (Scorpion W2) и был принят на вооружение под названием OCP (Operational Camouflage Pattern).
Что касается российской армии, то с 1998 г. общеармейским камуфляжем являлся ВСР-98 «Флора», который в последние годы заменяется на цифровую версию.
Однако военные технологии развиваются быстро, и никто не может предположить, как придется адаптировать камуфляжные схемы в долгосрочной перспективе. Мы пока еще не так много знаем о том, как человеческий мозг интерпретирует визуальную информацию. И многолетние дорогостоящие усилия военных по поиску идеальных камуфляжей пока не увенчались успехом.
Краткая история невидимости
Потребность сделать солдата менее заметным возникла в XIX в. после появления дальнобойного оружия. В разных армиях мира начались робкие эксперименты по использованию зеленых и серых защитных окрасок формы. Во время Первой мировой войны флоты разных стран начали применять так называемые «ослепляющие» камуфляжные рисунки, затруднявшие оценку расстояния до корабля и его курс, что было критически важно для наведения орудий и торпедных аппаратов.Вскоре подобные решения начали испытывать и применительно к пехоте.
К 1930-м годам появились более современные схемы, например, советская «Амеба».
А с началом Второй мировой войны камуфляж начал развиваться очень быстро.
В конце 1970-х годов появился камуфляж «Dual Texture» - предшественник современных цифровых камуфляжей. Он состоял из больших квадратов, крупные и мелкие комбинации которых должны были разбивать силуэт на разных дистанциях.
Наконец, в 1990-х годах с широким распространением в войсках разных стран приборов ночного видения началось внедрение цифровых камуфляжей. Их особенность в том, что края пятен формируют не кривые линии, а «пиксельную» решетку из мелких квадратиков, что делает солдат невидимыми в приборы ночного видения. То есть в окулярах закамуфлированный «цифрой» человек или техника не выделялись на фоне окружающего пейзажа.
Кроме того, цифровой камуфляж лучше работает и при нормальном освещении, потому что больше похож на фрактальные схемы, которые человеческий глаз (точнее, мозг) интерпретирует как белый шум. Иными словами, цифровой камуфляж выглядит менее «природным», поэтому хуже привлекает внимание.
Однако человеческий глаз - это очень сложный оптический инструмент, а мозг способен вычленять образы даже в очень сложных окружениях. И потому практически невозможно создать единственный универсальный камуфляж, способный «спрятать» солдат во всех возможных ситуациях - в лесу, в горах, в пустыне, в городской застройке, в поле и т.д. Не забывайте, что те же леса бывают ОЧЕНЬ разными, и камуфляж, прекрасно работающий в скандинавских зарослях, может оказаться практически бесполезным где-нибудь в Поволжье. В результате множество компаний по всему миру принялись создавать всевозможные цифровые камуфляжи.
«Видишь суслика? А он есть» (с). На этой фотографии есть человек в камуфляже US4CES, разработанный Гаем Крамером и компанией ADS Inc.
Для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счет разбивания силуэта камуфляж используется и в играх. В «Armored Warfare: Проект Армата » можно вооружиться баллончиком с краской и нанести на свой танк десятки разных камуфляжей (по одному за раз), разбитых на три группы - «цифра», фрактальный и полосы.
Особенности нашего зрения
С точки зрения нашего мозга, цифровой камуфляж не «вливает» человека в окружающий ландшафт, а как бы искусственно лишает тела. Для мозга цифровой камуфляж «неудобен», поэтому он старается не замечать его. При этом недостаточно просто набросать на ткань пиксели случайным образом. Создание эффективной цифровой схемы - задача непростая. Важную роль здесь играет выбор цветов и особенности строения человеческого глаза.Рассмотрим упомянутый в начале статьи провальный камуфляж UCP:
Все цифровые камуфляжи содержат два визуально-логических слоя: микрорисунок (пиксели) и макрорисунок (форма пятен, образуемых пикселями). Если масштаб макрорисунка слишком мал (как это сделано в UCP), то возникает оптический феномен «изосвечения» (isoluminance). Суть его в том, что тщательно сконструированный рисунок камуфляжа превращается в светлую массу. В результате человек не просто хорошо заметен, но и даже привлекает внимание на местности.
Еще одной роковой ошибкой стало отсутствие в UCP черного цвета. Официальные лица объяснили это тем, что в природе черный цвет отсутствует. Однако это совершенно не так: черный и коричневый цвета крайне важны для изображения теней. Поэтому, например, в камуфляже US4CES (четвертый финалист программы Camouflage Improvement Effort) используется так называемое «контурное освещение» (boundary luminance): тонкие черные линии вокруг макро- и микрорисунков, заставляющие наш глаз воспринимать их трехмерными объектами.
При отсутствии этих псевдотеней рисунок потерял бы глубину и воспринимался двумерным.
Экономия масштаба
Неожиданная проблема при создании цифрового камуфляжа связана с… его массовым производством. Камуфляж призван разбивать силуэт человека по некоторым ключевым точкам, например, запястьям, коленям, лодыжкам.
Камуфляж US4CES.
Нечто подобное можно наблюдать у тигров: полоски проходят перпендикулярно их конечностям. Но при массовом производстве формы, когда из рулонов ткани делают выкройки для пошива сотен тысяч комплектов одежды, весьма трудно предугадать, где именно пройдут эти визуальные «разрывы».
Кроме того, человеческий мозг прекрасно умеет распознавать паттерны. Если мы увидим какой-то образ дважды, то сразу почувствуем что-то знакомое. Или, если говорить о войне, что здесь что-то не так. Поэтому крайне важно, чтобы правая и левая части униформы никогда не совпадали. Однако многие камуфляжные схемы обладают подобным недостатком. Наш мозг замечает какую-то аномалию с правой стороны груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой стороне, то сразу сопоставит эти два факта и сделает вывод, что видит верхнюю часть человеческого тела.
Огромную роль при создании камуфляжей играет использование геометрических фракталов .
Пример фрактального рисунка ландшафта в Google Earth .
Если при взгляде на фрактал нет возможности оценить его масштаб, то глаз не может отделить фрактал от фонового окружения.
Всесторонние испытания
Процесс тестирования камуфляжа почти столь же важен, как и его создание.
В восточной части Багдада.
Например, в американской армии для тестирования привлекаются снайперы с идеальным зрением. Их сажают перед компьютером с системой отслеживания направления взгляда, и в режиме слайд-шоу демонстрируют тысячи фотографий, на которых изображены всевозможные пейзажи с людьми в тестируемых камуфляжах. Съемки делаются во всех возможных природных окружениях (от пустынь до болот) и во всех возможных погодных условиях. Важную роль играет также расстояние до человека, ведь камуфляж должен хорошо работать как вблизи, так и на большой дальности.
При просмотре фотографий система тестирует, насколько быстро снайперам удается обнаружить на снимке визуальную аномалию - лежащего на земле человека в боевых условиях. В реальных ситуациях эти миллисекунды при принятии решения имеют огромное значение. Для большинства камуфляжей среднее время обнаружения снайпером - 8-12 секунд.
Новый виток развития
В августе 2013 г. отряд спецназа США был досрочно отозван с миссии в Ливии, потому что группа террористов похитила из военного грузовика оружие и снаряжение. Казалось бы, причем тут камуфляж?Дело в том, помимо прочего был украден прибор ночного видения, способный регистрировать коротковолновое инфракрасное излучение (SWIR) с длиной волны 1,4-3 микрометра. Устройство стоимостью $45 тыс. позволяет видеть людей в любом камуфляже в виде белых фигур.
Как видите, технический прогресс снова требует поменять подход к созданию военной формы. С XIX в. до настоящего времени проделан очень большой путь, но скоро оснащение солдат позволит свести на нет попытки противника остаться незамеченным. Да, в продаже уже есть военная форма, изготовленная из ткани, практически не излучающей в инфракрасном спектре. Но это паллиативное решение. Следующим этапом в развитии камуфляжа, вероятно, станет появление технологий «невидимости» - например, тканей, волокна которых позволяют лучам света «огибать» скрываемый объект. Или умные ткани-хамелеоны, генерирующие рисунок в зависимости от текущего окружения.
Концепт «умной» камуфляжной ткани.
На сегодняшний день подобные разработки - настоящий хайтек в сфере камуфляжа, и потому тщательно охраняются. Но можно не сомневаться в том, что синергия технологий в относительно недалеком будущем все же приведет к созданию «невидимого» камуфляжа. И это совершит очередную революцию в военном деле.
Собственно, о возможности создания «невидимого» материала мы уже
Функция камуфляжа заключается в том, чтобы скрывать людей, технику или позиции от врага. Люди используют камуфляж в той или иной форме с самого начала человеческой цивилизации. На самом деле, основная идея маскировки появилась гораздо раньше человека. Она берет начало от природных адаптаций, которые позволяют насекомым и животным сливаться с окружающей их средой.
В последние 100 лет камуфляж сыграл решающую роль в большинстве военных операций. В этой статье мы рассмотрим основную идею военного камуфляжа, чтобы понять, как он помогает солдатам победить врага. Мы также узнаем о современном камуфляже и посмотрим, как он идет в ногу с техническим прогрессом.
Камуфляж скрывает человека из вида
Обычная камуфляжная одежда состоит из двух основных элементов, которые помогают скрыть человека: цвет и шаблон .
Камуфляжный материал окрашен в тусклые оттенки, которые соответствуют преобладающим цветам окружающей среды. В летнем лесу камуфляж, как правило, зеленый и коричневый, в тон лесной листвы и грязи. В пустыне вооруженные силы используют ряд желтовато-коричневых цветов. Камуфляж для снежного климата белого и серого цвета. Для полного сокрытия солдаты красят лица в цвета, соответствующие материалу камуфляжа.
Камуфляжный материал может иметь один цвет или состоять из множества цветных участков, смешанных вместе. Причина для использования такой разноцветной модели в том, что она визуально деструктивная . Извилистые линии пестрого камуфляжа помогают скрыть контур тела . Когда вы смотрите на кусок пестрого камуфляжа в соответствующей среде, ваш мозг «подключает» линии цветных вкраплений к контурам деревьев, оттенкам земли , листьев и теней. Это влияет на то, как вы воспринимаете и опознаете человека или объект, который имеет камуфляж.
Человеческое восприятие классифицирует все вещи в этом мире в виде отдельных объектов. Когда вы смотрите вокруг, то собираете огромное количество информации, поступающей от вашего зрения и других чувств. Для того, чтобы ваше сознание извлекло какой-то смысл из этой информации, ваш мозг должен разбить ее на составляющие . Когда ваш мозг получает визуальную информацию о длинных, вертикально расположенных коричневых и зеленых пятнах, он, обычно, подразумевает дерево. После того, как ваш мозг воспримет многие отдельные деревья в данной местности, вы воспримете и весь лес в целом.
Ваш мозг всегда ищет непрерывность при анализе визуальной информации. Представьте себе стопку из 12 блоков. Если все блоки окрашены в красный цвет, вы воспринимаете эту стопку как одно целое. Но если нижние шесть блоков красного цвета, а верхние шесть блоков синего, вы можете воспринимать эту же стопку, как две отдельных стопки — стопка синих блоков на вершине стопки красных блоков. Если вы беспорядочно смешаете синие и красные блоки вместе, то не станете группировать их в отдельные цветные стопки. Мы склонны признать что-то, как отдельный объект, если он имеет один сплошной цвет. Поэтому у человека гораздо больше шансов выделяться во время ношения одежды одного цвета, чем при ношении костюма из нагромождения цветов. В лесу вы воспринимаете смесь цветов в камуфляжном материале как множество мелочей, которые являются составными частями окружающей листвы.
Таким образом, пестрый камуфляж помогает людям остаться незамеченным, даже если они находятся на виду. Но как только вы замечаете замаскированного человека, он сразу выделяется на окружающем фоне и кажется странным, что вы не увидели его раньше. Это происходит потому, что ваш мозг обрабатывает визуальные сцены по-разному – до нахождения и после нахождения спрятавшегося человека
Камуфляж маскирует объекты и создает ложные цели
В предыдущем разделе мы видели, что камуфляжный материал помогает солдатам слиться с окружающей средой так, что враг не обнаружит их. Но в современной войне скрытие отдельных солдат часто имеет второстепенное значение. С началом Первой Мировой войны, противоборствующие силы использовали самолеты и аэростаты для разведки позиций друг друга с воздуха. Чтобы скрыть оборудования и укрепления от этих «глаз в небе» сухопутные силы должны использовать маскировку в больших масштабах.
Во времена Второй Мировой войны почти вся военная техника была расцвечена в тускло-зеленый, серый и коричневый цвета так, что она органично вписывалась в природный антураж. Солдаты были хорошо обучены создавать импровизированную естественную маскировку путем сбора веток и покрытия ими танков и других транспортных средств. В блокадном Ленинграде маскировались целые здания и кварталы в историческом центре города, чтобы защитить их от налетов вражеской авиации.
Замаскировать военные корабли оказалось более трудным делом, потому что они всегда плавали на широком фоне, имеющем равномерный цвет. Во время Первой Мировой войны вооруженные силы поняли, что не существует никакого способа построить корабли «сливающиеся» с окружением, но существует способ сделать их менее уязвимыми для атак.
В «завораживающем» камуфляжном дизайне, разработанном в 1917 году, это достигается путем наложения множества смешанных разноцветных геометрических фигур на корпус судна. Этот дизайн напоминает живопись кубизма. В результате трудно визуально определить реальные очертания корабля и отличить его правый борт от левого борта. Если подводная лодка или судовые экипажи не знают, в каком направлении корабль движется, гораздо труднее послать торпеду или снаряд точно в цель.
Военные также широко используют ложные цели в качестве средства маскировки. В отличие от традиционного камуфляжа, ложные цели не скрывают сил и средств, а переадресуют удары врага на себя. В битве за Британию, союзные войска построили более чем 500 фальшивых городов, баз, аэродромов и верфей, состоящих из макетов, которые напоминали здания и военную технику. Эти замечательные макеты, выстроенные в отдаленных, безлюдных территориях, значительно уменьшили ущерб настоящим городам и укреплениям, экономя время, силы и ресурсы войск союзников.
Такого рода камуфляж активно используется и сегодня, и дает хороший эффект. Много современных ложных целей используют пневматические системы, которые придают им движения, которые вы ожидаете увидеть от реальной техники. Традиционный камуфляж также используется сегодня, но это не всегда эффективно.
Сложности маскировки
Технология камуфляжа продвинулась за последние сто лет так, что появилась технология для того, чтобы видеть сквозь камуфляж. Сегодня вооруженные силы могут использовать тепловизоры, «видящие» тепло, излучаемое человеком или машиной. Кроме того, они могут использовать радары , спутниковые фотографии и сложные прослушивающие устройства для обнаружения противника.
Чтобы укрыться от этой технологии сканирования, вооруженные силы должны думать о новшествах для визуальной маскировки. В современных войсках камуфляж для оборудования и солдат может быть изготовлен из материала, который поглощает избыточное тепло, поэтому их «термический след» не показывают тепловизоры. В кораблях основной источник тепла — это выхлопные газы двигателя. Чтобы уменьшить это тепловое излучение, некоторые современные корабли охлаждают свой выхлоп при прохождении выхлопных газов через морскую воду. Некоторые танки имеют похожие системы охлаждения, маскирующие тепло их выхлопа.
Для противодействия улучшению изображения путем усиления небольшого количества света (в том числе используя низкочастотный инфракрасный свет), некоторые армии разработали сложные дымовые завесы . Плотное облако дыма преграждает путь свету, придавая невидимость тому, что находится за дымовой завесой.
Стелс-технология позволяет военным скрыть оборудование от радара . В стелс оборудовании, поверхности транспортного средства состоят из множества плоских панелей , соединенных под специально рассчитанными углами . Эти панели служат для отклонения радиоволн, испускаемых радаром. Волны не отражаются от объекта назад, к радиолокационной станции, а вместо этого отклоняются на некоторый угол и движутся в другом направлении. Оборудование может быть также покрыто слоем «радар-абсорбирующего » материала. Когда радиоволна достигает объекта, электроны в материале, из которого состоит объект, возбуждаются. В хорошем проводнике, таком, как металл, электроны движутся очень легко, так что радиоволны не теряют много энергии на возбуждение электронов. Радар-абсорбирующий материал является очень плохим проводником, так как имеет большое электрическое сопротивление. Из-за этого сопротивления радиоволна теряет больше энергии, которая высвобождается в виде тепла. Это снижает общий отраженный радиосигнал.
Ложные цели также развиваются в ответ на современные системы обнаружения. Военные разработали легко транспортирующиеся надувные манекены, которые не только напоминают танки и другую технику, визуально, но и повторяют термический или радарный отпечаток этого оборудования. Для радаров и другие дальних сканеров, эти манекены практически невозможно отличить от реального оборудования. Другая стратегия ложных целей заключаются в массовом появлении в районе ведения боевых действий различных объектов-обманок, которые заметны на радарах, тепловизорах и подслушивающих устройствах, затрудняя противнику сосредоточиться на какой-либо конкретной цели.
С развитием систем обнаружения, шпионское оборудование продолжает развиваться. Военные инженеры придумывают более сложные камуфляжные технологии. Одна интересная идея называется «смарт-камуфляж » — наружная накидка, которая изменяет себя на основе компьютерного анализа меняющейся обстановки.
В завершение статьи посмотрите на великолепные примеры «творческого камуфляжа » китайского художника Лю Болина, который с помощью художника-ассистента разрисовывает себя под окружающий городской пейзаж, отчего становится практически невидимым. На создание одной такой работы у Лю Болина уходит около 10 часов. Многие прохожие, случайно оказавшиеся на месте проведения этих творческих экспериментов — пугались, когда неподвижно стоявший художник в камуфляже вдруг начинал двигаться.
Следует добавить, что китайские творцы все чаще начали удивлять мировую общественность своими творениями. Ярким примером является серия инсталляций китайского художника и скульптора Цай Го Сяна.