Путешествие по зимнему лесу старшая группа. Интегрированная нод в старший группе "путешествие в зимний лес"
Цель: обобщать и расширить знания детей о характерных признаках зимы.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к родной природе, любовь к ней;
- развивать умение видеть красоту окружающего мира;
- закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в зимний период.
Образовательные области: социализация, художественное творчество,
Материалы: картинки с изображением зимних пейзажей, бумажные снежинки, силуэты птичек, кисточки, клей, салфетки, цветной песок (красный, желтый, синий, коричневый.); мяч, 2 стакана, снег, кусочек льда, цветная картинка, магнитофон.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе в зимний период на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит музыка, дети входят в группу.
1. Организационный момент
– Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
– Ребята, я улыбнусь вам, и вы друг другу
улыбнитесь, чтобы у нас весь день было хорошее
настроение.
– Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте
внимательно.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
– О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
– И говорить сегодня мы будем о зиме.
– Какая погода сегодня?
– Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь,
февраль.)
– Ходит зима по горам, по долинам в больших,
мягких валенках, ступает тихо, не слышно.
– Ребята, а вы знаете, есть такие люди, которые
хотят узнать много нового и интересного. Они
много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на
лошадях, на транспорте. Вы знаете, как их
называют? (Путешественники)
– А вы хотите стать путешественниками? (Да,
хотим.)
– Тогда мы с вами отправимся путешествовать в
зимний лес.
Ведь мы с вами знаем, что главным богатством
нашего края являются леса, которые хранят облик и
величие российской природы. Давайте вспомним,
какие леса расположены вблизи нашего района. (Танаевский
лес, Боровецкий лес, Большой бор, Малый бор,
Мортовский лес.)
Мы с вами отправимся в самый ближайший лес в
Танаевский лес.
– А на чем мы доберёмся в лес? (На санках, на
лыжах.)
– Хорошо, поедем на лыжах.
(Дети встают за воспитателем и под музыку
имитируют ходьбу на лыжах.)
2. Введение в тему
– Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина.
Не слышно птичьих голосов. Оглянитесь вокруг, как
здесь красиво! Посмотрите, внимательно, чьи
следы вы видите? (След зайца, лисы, белки.)
– А ещё какие животные живут в наших лесах? (Лиса,
волк, белка, ёжик, заяц, медведи, лоси.)
– А теперь расскажем как звери
приспособились к зиме? (Ежи, медведи
впадают в спячку. Белка, лиса, заяц меняют свои
шубы на более теплую шубу.)
– Чем же питаются звери в заснеженном
лесу? (Большинство зверей приготовили запасы
корма на зиму. А лиса и волк бегают в поисках пищи.
Лисе не холодно, на её ногах густая шерсть Лиса
чует мышей, она долго принюхивается, потом
начинает прыгать на снегу.)
– Как живется птицам зимой? (Птицам зимой и
холодно, и голодно. Птиц в лесу и не видно они с
наступлением холодов перелетают поближе к
людям.)
– Как мы можем им помочь? (Мы делаем кормушки и
подкармливаем их.)
– Ребята, скажите, как называют одним словом
птиц, которые остаются зимовать? (Эти птицы –
зимующие.)
– Каких зимующих птиц вы знаете? (Снегири,
синицы, воробьи, щеглы, чечётки, дятлы.)
– Отгадайте-ка загадку: «Зимой и летом одним
цветом» (Ель.)
– Как называются такие деревья, как сосна и ель? (Хвойные)
– Скажите, в Танаевском лесу какие деревья
растут в основном? (Хвойные)
– Посмотрите, какие деревья зимой? (Деревья
укрыты снегом, тихие, задумчивые, одеты в снежные
шубки.)
– Правильно, ребята! Зимой лес выглядит сказочно.
Особенно великолепно выглядят леса
в наших краях. Многие поэтам, писателям и
художникам тоже нравится зима. И они написали
много прекрасных стихотворений, рассказов и
картин о зиме. Вот Алиса тоже мне вчера
рассказала стихотворение о зиме, давайте мы её
попросим сейчас нам рассказать это
стихотворение:
Ой, ты, зимушка-краса
Побелила все леса,
Горы снега намела
Нас кататься позвала.
– Вслушайтесь, ребята, как поэт красиво называет зиму – «зимушка-краса». Давайте и мы скажем ласково о зиме: я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Игра «Назови ласково» с мячом
Снег – снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки.
– Какой снег в лесу? (Мягкий, пушистый,
блестит на солнце, искрится.)
– А что вы знаете про снег? (Это замерзшая вода,
кристаллики льда, много снежинок.)
– На что похожи снежинки? (На звездочки,
на цветы, на пушинки.)
– Зимой на улице бывает разная погода, часто
дует холодный ветер, а в небе летают веселые
снежинки. Пока мы с вами беседовали, на улице
пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки.
Посмотрите, какие они красивые!
Подул зимний ветерок,
Полетел снежок
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
– Ребята, возьмите, снежинки. Положите на
ладошку и сделайте вдох носом и дуйте на
снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как
снежинки.
– А как называется явление, которое у нас
сейчас получилось? (Снегопад)
– Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» со
словом «снег»
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю… (снег)С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)На дорожки, на лужок
Все снижается … (снежок)Вот веселье для ребят
Все сильнее … (снегопад)Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)Рядом снежная фигурка
Эта девочка – … (Снегурка)На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
– Как много родственников у слова «снег».
Давайте еще раз вспомним их.
– А что случилось с рекой? (Она покрылась
льдом)
– Летом река покрывается льдом? (Нет, только
зимой.)
– Правильно, реки покрываются льдом только
зимой. Снег и лёд бывает только зимой. Они чем-то
похожи между собой. Сейчас мы это сами узнаем. Я
вам приготовила 2 стакана: в одном – снег, в
другом – лёд.
Опыт №1 Определение цвета
– Какого цвета снег? (Белого)
– Какого цвета лёд? (Прозрачный)
(Если называют голубой, то сравнить с этим
цветом.)
Опыт №2 Определение прозрачности
– Теперь я положу под кусочек льда и снега
цветную картинку. Давайте сравним где видно
картинки, а где – нет. (Под снегом не видно, подо
льдом видно.)
– Итак, какими свойствами обладает снег и лёд?
(Снег – белый, непрозрачный. А лёд –
бесцветный и прозрачный.)
– Что-то холодно в зимнем лесу, как в пословице
«Мороз не велик, да стоять не велит», что это
означает? (Если стоять будем, то замерзнем)
– В лесу стало холодно, мы можем заболеть, я
предлагаю вам погреться. Что надо сделать, чтобы
не заболеть? (Больше двигаться, выпить горячий
чай)
– Давайте все в кружок встанем и начнем
физкультминутку.
«Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома. (Делают руками крышу над головой)
Снег на улице идет. (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт. (Имитируют)
Мы катаемся на санках. (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, кружатся медленно)
Ловко бегаем на лыжах (Имитируют)
И играем все в снежки» (Лепят и бросают снежки)
3.
Ой, ребята посмотрите, что это за
конверт на ёлочке. Кто-то нам оставил послание,
прочитаем?
«Здравствуйте, ребята! Мы, лесные зверята,
поспорили, знаете ли вы явления природы зимы.
Расскажите, что за явления на картинках?
Спасибо!»
– А теперь нам пора в группу, встали на лыжи и
поехали.
4. Выполнение рисования песком
Стук в дверь, почтальон принёс письмо.
– Ребята, а кто это приходил? (Почтальон)
«Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима,
птицам холодно и голодно. Они прилетают к домам
людей, вы должны заботиться о птицах и
подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку:
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины
и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички,
хлеб склевали, а рябину не трогали. Смотрю, сели
на кормушку другие птицы: грудка у них красная,
хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на
крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не
осталось. Что это за птицы были?
Потом прилетели птицы с желтыми грудками. Они
очень любят лакомиться салом. Как называются
эти птицы? Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша»
– О каких птицах говорится в письме? (Снегирь,
воробей, синица)
– Правильно, ребята! А к нам эти птицы прилетают?
Где мы с вами их видели? (На прогулке).
– А какие это птицы? (Зимующие)
– Я предлагаю вам нарисовать песком этих
птиц. На столе лежат песок разного цвета,
кисточки, клей, салфетки, заготовки птичек.
– Ребята, я предлагаю вам нарисовать птичек
цветным песком, будем работать парами. Вспомним,
как рисовать цветным песком. Готовые работы
подарим нашим гостям, чтобы и они помнили и
заботились о наших пернатых друзьях.
5.
Ребята, пока наши работы подсыхают,
скажите, где мы с вами сегодня были? Что мы там
делали? А вы любите зиму? Почему?
– Ребята, вам задание: сходите с родителями в
лес, а потом нарисуйте. Свои рисунки
принесите, мы вместе их посмотрим.
– Спасибо, а теперь, давайте подарим нашим гостям
наших птиц!
Путешествие в зимний лес
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Воспитатель: Лопатина Н.В.
Программное содержание
Образовательные задачи : способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о жизни диких животных (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни).
Развивающие задачи : развивать у детей познавательный интерес к жизни обитателей леса, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать художественно – творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью и клеем.
Воспитательные задачи : воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения растительного и животного мира, умение вести себя в лесу, желание использовать в работе по аппликации разные материалы.
Коррекционные задачи : развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.
Методические приемы
Рассказ, чтение стихотворения, загадывание загадок, поговорки, игровая мотивация, беседа, показ и объяснение, реанкарнация, фонетическая минута, физминутка, дидактические игры, продуктивная деятельность, счет, сравнение, театрализация, музыкальное сопровождение.
Оборудование
Силуэты лиственных деревьев и елей разной высоты, на самой маленькой елочке на липучке глаза, нос и рот (грустное выражение), две мягкие игрушки белых зайцев, маска лисы, волк – игрушка из театра кукол, белая простыня, корзина, угощение (семена, зерно, кусочки сала на ниточке, морковь, орехи, горшочек меда), картинки животных – кабана, носорога, белого медведя, силуэты ежа, слона, рыбы, кисточки для клея, белая бумага, вата, белая гуашь, карандаши.
Сюрпризный момент
Морковка, кормушка для птиц.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, нам в садик пришло письмо. Хотите узнать что написано?
Воспитатель читает письмо: «Ребята, мне очень холодно в зимнем лесу. Замерзаю! Помогите! Маленькая елочка».
Хотите помочь елочке?
Воспитатель: Для этого нам придется идти в лес. А вы знаете как надо вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, чтобы зверей не испугать, чтобы волка не встретить и медведя не разбудить…
Воспитатель: А что же можно делать в лесу?
Дети: Наблюдать, смотреть, слушать, можно помочь кому-то…
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,
Всем деревьям помогай.
Воспитатель: А на чем можно в лес отправиться?
Дети: На лыжах, на машине или пешком.
Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком. И возьмем в корзинке угощения для лесных жителей. Вдруг кого встретим.
(Дети идут в «лес». По команде воспитателя перешагивают низкие и высокие сугробы).
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит.
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся.
На землю красиво ложатся.
Воспитатель: Сколько здесь елочек? Берез? Все они одинаковы по высоте? Покажите самое высокое дерево и самое низкое.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, вы слышите в лесу пение птиц?
Дети: Нет. Одни улетели, а другим сейчас холодно и голодно.
Воспитатель: Да, ребята, птицам сейчас очень трудно. Я знаю, что из 10 синичек до конца зимы доживет только 1, а 9 погибнут. Мы с вами можем им помочь. Как?
Дети: Им можно повесить кормушки или просто насыпать корма на снег
(Дети сыпят корм и вешают сало на веточку)
(Воспитатель обращает внимание детей на зайку, который спрятался за елкой, и просит детей тихо его позвать. Заяц не выходит. Воспитатель просит позвать громче. Появляется зайка. Дети замечают еще одного зайца.
Дети делают физминутку для пальчиков.
Под высокой сосной (руку поднимают вверх, пальцы растопырены)
Скачет зайка косой (показывают два пальца - ушки)
Под другою сосной (другую руку поднимают вверх, пальцы
растопырены)
Скачет зайка другой (показывают два пальца)
Они встретились и поздоровались ушками (оба пальца обеих рук
соприкасаются)
Воспитатель: Ребята, расскажите какие зайчики?
Дети: маленькие, беленькие, пушистые, мягкие. У них ушки длинные, а хвостики короткие.
Воспитатель: Чем мы зайцев можем угостить?
(Воспитатель достает много морковок и просит угостить зайцев так, чтобы каждому досталось по морковке) .
Воспитатель: Сколько морковок вы дали и почему?
Дети: 2, потому что два зайца.
Воспитатель: Как по-другому можно сказать
Дети: Сколько зайцев столько морковок. Поровну.
Воспитатель: А теперь ответьте мне, что могут думать зайцы, когда будут есть угощение?
Дети: Какая вкусная морковка, какая она крепкая, теперь у меня зубки болеть не будут. Молодцы ребята, что нам угощение принесли, спасибо вам.
(Воспитатель предлагает ребятам показать зайчикам как можно греться, чтобы не замерзнуть. Дети делают физминутку).
Зайка беленький сидит (показывают ладошками над головой как
И ушами шевелит. зайка шевелит ушами)
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопают)
Хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгают)
Прыг-прыг
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг – и убежал. (убегает за елку)
(Дети убегают и садятся на стулья).
Воспитатель: Ребята, кого бы мог испугаться зайка?
Дети: Волка или лису.
Воспитатель: А мы сейчас это узнаем.
(Воспитатель уходит в другую комнату, где быстро одевает маску лисы и выходит к детям).
Лиса: Ой! Искала зайцев, а нашла детей. Я так рада, что вы пришли сюда. Так хочется с поговорить с кем-то. Можно с вами?
(Дети соглашаются и лиса ведет беседу)
Лиса: Вы знаете, как меня называют в сказках?
Покажите, какая я хитрая выражением лица.
Сможете показать, как я хожу?
Скажите у кого хвост длиннее у меня или зайца?
Я больше или медведь?
Хорошо вы отвечали, поэтому я спою вам песенку.
(Лиса поет)
Я, лисичка, хвостик рыжий
Сяду к елочке поближе.
На детишек посмотрю –
Всех сейчас перехитрю.
Обожаю я детишек
И девчонок, и мальчишек.
С ними я люблю играть,
Песни петь и танцевать.
Лиса: Будем играть?
(Играет с детьми в игру с мячом «Чистоговорки»)
Шубка красивая у лисы сы-сы-сы.
Повстречали мы лису су-су-су.
Всем нам нравится лиса са-са-са.
Улыбнемся мы лисе се-се-се.
Хвост красивый у лисы сы-сы-сы.
Это хитрая лиса са-са-са.
Лиса: Что- то долго я с вами стою. Надо бежать. Мороз не велик, а стоять не велит. Да и корм добывать надо – я зимой мышек ловлю и ем.
(Лиса выбегает в другую комнату. Воспитатель спрашивает у детей, что любит есть лиса, и объясняет понятие «мышкует»).
Воспитатель: Ой, там кто-то еще идет. Пойду, посмотрю.
(Заходит за ширму, надевает на руку куклу волка из кукольного театра, прячет руку за спину и выходит к детям).
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кого еще я встретила?
Он зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Дети: Волк
(Показывает волка и просит показать, какой волк злой и как он умеет петь).
Дети: У-у-у.
Волк: Я волчок, серый бочок! Отвечайте-ка, зачем пришли в лес?
(Дети рассказывают о том, что они получили письмо и пришли лес, чтобы помочь елочке и помочь всем кому трудно).
Волк: Хорошее дело задумали. Отпущу вас, если поиграете со мной.
(Волк проводит игру « Да и нет»: показывает силуэты, картинки животных и спрашивает у детей, кого они могу встретить в зимнем лесу, а дети отвечают словами «да» и «нет».)
Волк: Правильно отвечали. Много вы знаете. Идите дальше – делайте свои добрые дела, а я побегу к себе греться в домик. А, кстати, вы знаете, как называется мой домик?
Дети: Логово.
(Воспитатель относит волка в другую комнату).
(Дети встают со стульев и идут по «лесу»).
Воспитатель: Ребята, поглядите-ка, у меня орешки в корзине. Как вы думаете, для кого я их взяла?
Дети: Для белки.
Воспитатель: А где она сейчас?
Дети: Она в дупле спит.
(Воспитатель предлагает детям положить орехи под деревом).
Воспитатель: А медведя мы можем встретить в лесу?
Дети: Нет. Он спит в берлоге и сосет там лапу.
Воспитатель: А я для него взяла горшочек меда. Что же мне тогда делать с ним?
(Дети предлагают свои варианты и приходят к выводу - можно оставить его возле берлоги, а весной мишка проснется и съест его).
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в лес?
Дети: Нам надо елочку согреть.
Воспитатель предлагает найти самую маленькую елочку и « накрыть ее снегом». Для этого одной группе детей предлагается пальчиками или трафаретом нарисовать белой гуашью снег на елке, а другой наклеить на елочку маленькие кусочки ваты или белой бумаги (обрывом).
Пока дети заняты работой, незаметно, при помощи липучей ленты, наклеиваю елочке улыбающийся рот.
Воспитатель: Смотрите, елочка заулыбалась? Почему?
Дети: Теперь ей тепло.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь нам можно возвращаться домой. Там я вас угощу морковкой, которая у меня осталась в корзине, чтобы ваши зубки были крепкими, и подарю вам кормушку для птиц.
Лопатина Надежда Валентиновна
Ирина Попова
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (старшая группа)
Цель : закрепить представления детей о жизни в природных условиях диких животных : как они передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях .
Задачи :
Закреплять представление о лесе, его обитателях.
Расширять представления о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними.
Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.
Учим, используя карточки-схемы, классифицировать животных (дикие, домашние) .
Учим ориентироваться в пространстве (лабиринты, проводить карандашом прямые и наклонные линии.
Развиваем память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Развиваем познавательный интерес к жизни животных.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Развиваем связную речь - составляем описательные рассказы о диких животных.
Расширяем словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора, имён прилагательных (лохматый, хитрый, злой) .
Материал : фланелеграф, изображение диких животных для фленелеграфа, изображение снега. Дидактическая игра "Дикие и домашние животные" (карточки-схемы) . Дидактическая игра "Кто что любит есть?" (лабиринты) .
Предварительная работа : чтение описательных рассказов о диких животных. Загадывание загадок о диких животных. Дидактическая игра "Домашние животные" (карточки-схемы) . Беседа о жизни зверей в лесу зимой. Рассматривание картины "Зима в лесу".
Ход занятия:
Снегом всё запорошило,
И деревья, и дома,
Это значит наступила
Белоснежная зима!
Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима
Тёплым одеялом укрывая
Землю и деревья, и дома.
Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес,
Опустив мохнатые ресницы
Дремлет в тишине мохнатый лес.
Ребята, о каком времени года это стихотворение? (дети : о зиме)
Зимой происходят разные чудеса. А у нас тоже сегодня будут происходить чудеса. Вы хотите оказаться в зимнем волшебном лесу- (дети : да)
Тогда, закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова : "Вправо-влево повернусь и в лесу я окажусь" (звучит музыка)
Посмотрите, а вот и лес. Давайте рассмотрим его. Какие деревья в нём растут? (дуб, берёза, ель, сосна)
А каких птиц вы видите в лесу? (синицу, снегиря)
Что-то зверей в лесу не видно. Давайте покричим : Ау-ау-ау! Может, кто отзовётся? (дети : ау-ау-ау)
Ой, ребята, тише-тише, кажется, кого-то слышу. (появляется заяц)
Заяц : здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
Дети : здравствуй, заяц! Мы хотели узнать, почему нет животных в лесу?
Заяц : все животные ушли, потому что в нашем лесу нет снега.
Ребята, а почему плохо в лесу без снега? (зайцы шубки поменяли, а снега нет, деревьям холодно без снега) .
Заяц : ой-ой-ой, кто же нам теперь поможет?
Не горюй, заяц, мы вам поможем.
Заяц : тогда я побегу и расскажу всем, что вы нам поможете. (заяц уходит) .
Ребята, что нужно сделать, чтобы животные вернулись в лес? (нужно, чтобы в лесу появился снег)
Зима-это холод
Зима-это снег,
А в этом лесу
Снега видите, нет.
Давайте сделаем лес снежным (звучит музыка) . Ребята, представьте, что это снег, выходите и разместите снег в лесу (дети выходят и распределяют изображение снега) . Посмотрите, какой красивый снежный стал лес. Ой, посмотрите, а вот и животные, которые ушли из этого леса. Давайте поможем им вернуться в лес и расскажем немного о них. Кто пойдёт первым? Валя, ты выбрала лисичку, что ты о ней знаешь, расскажи. (лисичка хитрая, рыжая, у неё пушистый хвост, охотится за зайцами, ловит мышей, живёт в норе).
Кого ты выбрал? (зайчика, он пушистый, быстро бегает, всех в лесу боится, прячется под куст, питается зимой корой деревьев). А почему ты выбрал белого, а не серого? (зимой зайчик белый) . Какого животного ты хочешь вернуть? (волка - он серый, злой, голодный, ловит зайцев, живёт в логове) . Ты взяла белочку, расскажи о ней. (она маленькая, быстрая, живёт в дупле, по деревьям скачет, зимой белка серая, а летом рыжая, она запасает на зиму орешки, грибы).
Если дети затрудняются с описанием животных, задаю наводящие вопросы : как выглядит животное? Какие у него повадки? Какое жилище?
Ребята, посмотрите на лисичку и белку, они похожи? (да.) Чем они похожи? (у них пушистые хвосты, тело покрыто шерстью, есть голова, два уха, летом они обе рыжие).
Какого животного мы ещё не вернули в лес? (медведя) .
Что-то я его не нахожу. Где же медведь? (медведь зимой спит в берлоге) .
Да, я забыла, он спит вот в этой берлоге, посмотрите. Ой, слышу опять кто-то торопится к нам.
Заяц : ребята, спасибо пришёл вам сказать, все звери рады снегу. И хочу я с вами поиграть. Вы согласны? (да) .
1. Дети вышли на опушку
А за ними и зверюшки,
Дети все шагали так.
2. Так по тропочке лесной,
Прыгал зайка озорной.
3. Мишка зайку догонял,
Он в развалочку.
4. И нарядна, хороша
Шла лисичка неспеша.
5. Стали все они плясать,
На опушке танцевать,
(Дети под музыку передают характерные движения животных) .
Молодцы, хорошо в зверей вы превращались, мне понравилось с вами играть. А теперь мне пора возвращаться, а для вас приготовил подарок (спасибо) .
Заяц : до свидания! (до свидания)
Ребята, чудеса закончились и нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повторяйте за мной. "Вправо-влево повернусь и в саду я окажусь" (звучит музыка)
Ребята, давайте посмотрим, что нам зайчик подарил. Садитесь все столы).
Посмотрите, кто это? (животные) Назовите какие здесь животные. (волк, заяц, корова, коза, свинья, медведь) . Животных, которых вы назвали, дикие или домашние? (дикие и домашние) . А теперь давайте поиграем в игру "Дикие и домашние животные".
Ребята, посмотрите на эту карточку и расскажите, что она обозначает и каких животных, подходит к этой схеме-карточке? (домашние животные) . Правильно, к этой карточке подходят домашние животные.
А у меня есть ещё одна карточка, давайте её рассмотрим. Посмотрите, что здесь нарисована? (ёлка, деревья, куст) . Правильно, это лес. А что здесь нарисовано? (цветы, трава) Да, это луг. Ребята, животные которые подходят к этой карточке живут в лесу или на лугу. Посмотрите дальше, человек зачёркнут - это значит что человек не строит для животных жилище и не кормит их, они еду добывают себе сами. К этой карточке можно отнести каких животных? (диких животных) А сейчас возьмите всех животных и поставьте их к тем карточкам, к которым они подходят. Ребята, проверьте, все ли правильно поставили животных к карточкам. (проверяют, исправляют ошибки) . Молодцы, правильно разместили животных.
Посмотрите, вам подарили ещё игру. Она называется "Кто что любит есть?" Давайте поиграем. (давайте) А сейчас посмотрите, на одной стороне нарисованы животные, а с другой стороны, еда, которую они любят есть. Между ними нарисованы дорожки-лабиринты. Вам нужно помочь животным добраться по дорожкам-лабиринтам до еды. Но чтобы пройти эти лабиринты правильно, нужно знать что любят есть эти животные? Давайте попробуем пройти эти лабиринты. Найдите, где белочка? Что она любит есть? (орешки) . Сейчас возьмите палочки, проведите дорожку по лабиринту от белочки к орешкам. (правильно, молодцы) А сейчас возьмите все карандаши и проведите дорожки по лабиринту для всех животных. Помогите животным по дорожке добраться до еды (если кто-то ошибётся, предложу провести дорожку цветным карандашом) . Молодцы, все правильно провели дорожки.
Ребята, сегодня на занятии мы с вами сделали доброе полезное дело. Что мы сделали? (помогли животным, вернули их в лес) .
А чем ещё занимались? (играли в игру "Дикие и домашние животные", "Кто что любит есть?") .
Молодцы, правильно.
Без лесов, зверей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Дом, в котором мы живём!
Публикации по теме:
Задачи: Оздоровительная: Укреплять физическое и психическое здоровье детей, с помощью зоровьесберегающих технологий (современного сертифицированного.
Конспект интегрированного занятия «Морское путешествие» (старшая группа) Цель: Расширять и систематизировать знания детей о представлении морского дна, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
Подготовила воспитатель 1 категории Кучеренко Н. В. Программное содержание: 1. Продолжать учить рисовать зимний пейзаж, используя для создания.
Конспект комплексной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в зимний лес».
Цель:
-обобщить знания детей по лексической теме «Дикие животные»;
-приобщить к изобразительному искусству;
— развивать детское художественное творчество (лепка);
-развивать речь и коммуникативные способности детей.
Интегрируемые образовательные области
: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, игровая.
Задачи:
Образовательные
Продолжить знакомить детей с техникой рисования пластилином внутри контура.
Учить располагать декоративные элементы (комочки, вату) в определенных частях композиции.
Упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным значением. (словарь)
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос. (грамматика)
Развивающие
1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
2. Развивать мышление.
Воспитательные
Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир, желание придти на помощь.
Оборудование и демонстрационный материал: презентация видео «Сказочный лес»; маски зверей:лиса, белка, волк, заяц; конверты с заданиями; шишки; картинки со следами зверей; контуры зайцев на синем фоне по количеству детей; вата, клей-карандаш; черный, белый пластилин, музыкальное сопровождение «Белка» Алейникова.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационная часть
Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие, прошу вас занять свои места! А куда мы с вами отправляемся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Город этот не простой, он дремучий и густой.
Встал стеною до небес,
Перед нами чудо
… (Лес)
— Да, мы окажемся в лесу. Но в лесу необычном, а сказочном.
Игровая ситуация «Как вести себя в лесу?».
— Чтобы попасть в лес нам надо закрыть глаза и сказать:
«Покружись, покружись
И в сказочном лесу окажись»
(презентация «Сказочный лес».)
Воспитатель:
Ребята, в каком лесу мы очутились?
Дети:
Мы попали в зимний лес.
Воспитатель:
Чем вам нравится зима?
Дети:
зимой много снега, можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.
Воспитатель:
А зимой в лесу на лесной полянке жизнь тоже продолжается. Ой, тихо! Не напугайте. Кто это пробежал?
(выбегает под музыку Лиса, загадывает загадку)
Посмотрите-ка, какая -
Всё горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса)
Отдает конверт с заданием
1 задание
По лесу идет лосиха с лосенком
По веткам на елке прыгала белка с бельчонком
За мамой волчихой плелся волчонок
А по полю бежала мышка с мышонком
(заяц, медведь, лиса,)
Ребята, да с такими успехами мы справимся с любым заданием.
Пробираемся дальше в лес. (идут на носках)
Ой, кого то я опять приметила
2 задание
Выходит волк, загадывает загадку:
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
Отдает конверт с заданием.
Дидактическая игра «Пищевая цепочка»
-Что случилось бы в лесу, если бы исчезли зайцы, деревья,мышки)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Зайчик серый летом, а белый (зимой)
У волка уши короткие, а у зайчика (длинные)
Медведь сильный, а зайчик (слабый)
Сейчас заяц грустный, а будет (веселый)
Дерево высокое, а кустик (низкий)
Летом жарко, а зимой (холодно)
С ветки птица взлетает, а на ветку (садится)
— Вот какие мы умные, выполнили задание.
Идем тихо пробираемся через сугробы. (поднимаем ноги в коленях)
3 задание
Выходит белка:
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (белка)
Отдает конверт с заданием
Малоподвижная игра «Шишки для белки» (идут по кругу под песенку «Белка», на полу лежат шишки на одну меньше, чем детей; как только музыка заканчивается дети хватают шишки, кому не досталась выбывают из игры.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Медведь,волк,лиса,заяц. (медведь спит зимой)
Волк,лиса,лось,олененок. (олененок малыш)
Кошка,медведь,заяц,белка. (кошка домашнее животное)
Движение на четвереньках
4 задание
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
Отдает конверт с заданием.
Задание «Чьи следы?»
Зайка:
-Ребята, я нарисовал рисунок и хочу его подарить вам.
Воспитатель:
-Посмотрите-ка, зайка нарисовал только контур своего изображения. Мы можем исправить рисунок? Каким способом? (раскрасить карандашом, красками,)
-Ау нас с собой есть эти принадлежности?(нет)
_ Что же делать? (вернуться в детский сад)
— «Повернись, повернись и в детском саду ты очутись»
Дети садятся за столы.
-Посмотрите, какой я выполнила рисунок.(на доске поделка).
_Первым делом мы размажем белый пластилин внутри контура зайчика, а затем с помощью скатывания черного пластилина сделаем глазки и носик, способом придавливания разместим их на рисунке. Под зайкой расположим снег. Распушим вату, клеем нарисуем полоску и на полоску нанесем пушистую вату.
Скрутим маленькие комочки из ваты и приклеим их по всему листу вокруг зайки-это снежинки.
— Зачем на столах лежат салфетки? (вытирать руки после работы с пластилином)
Разминка для пальчиков.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.
Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!
Возьми карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.
Карандашик посжимаю
И Ладошку поменяю.
Приготовим рисунок для зайца.
Заключительный этап.
Откуда мы с вами вернулись?
Кого мы там встретили?
А кого из диких животных не удалось на повстречать? (медведя,ежа,барсука). Почему?
-Что больше всего понравилось вам сегодня? А может что-то не понравилось?
-Давайте встанем в круг и покажем друг другу наших зайчиков
Все такие разные, но очень красивые.
Название: Конспект интегрированного занятия «Путешествие в зимний лес»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, конструирование и ручной труд, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Тальжинский дет.сад» комбинированного вида
Месторасположение: п.ст.Тальжино, Новокузнецкий р-он, Кемеровская обл.
Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
- Составлять короткий связный рассказ о птицах, опираясь на схему.
- Закрепить произношение звука (с).
- Развивать мышление, память, внимание, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам; умение работать в коллективе.
Оборудование: магнитофон, елки, силуэты птиц, зимние иллюстрации, картинка старичка лесовичка, конверт с письмом, корзинки с заданиями, разрезные картинки зимы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад на столе у меня лежало письмо. Но без вас я его не открыла. Вы хотите узнать что там написано? Тогда давайте его откроем и прочитаем.
«Здравствуйте ребята. Пишет вам один из сказочных лесных жителей. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока-белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне, что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости в зимний лес. А кто я такой вы узнаете в конце путешествия. На каждой полянке вас будет ждать один из моих друзей. За правильно выполненное задание мои друзья дадут вам часть общей картинки. В конце путешествия вы соберете из частей картинку и узнаете кто я?»
Ну что ж в путь? Пойдем все вместе друг за другом (под музыку).
Мы пришли на первую полянку. Как называется птица которая нас ждет.
Дети: синица
Воспитатель: Посмотрите! Она корзинку караулит. Давайте посмотрим что в корзинке. Да здесь задание.
«Сегодня утром я нечаянно рассыпала все картинки. А собрать их не могу. Помогите мне?»
Ну что, ребята, поможем?
Задание: Дети синица рассыпала картинки, вам нужно собрать каждому свою картинку.
Д.И. «Составь из частей целое».
Воспитатель: Какое время года изображено на картине? (зима)
Воспитатель: Молодцы справились с заданием и синица отдает нам одну часть.
Воспитатель: Идем дальше. А эта птица как называется? (снегирь)
Воспитатель: Посмотрите он тоже приготовил нам задание. Снегирь приготовил нам схемы для составления рассказов. Посмотрите в каждой схеме спрятался рассказ о какой-нибудь птице. Догадайтесь какая это птица и составьте о ней рассказ.
3-4 рассказа детей, остальные догадываются, о какой птице идет речь.
Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием. Снегирь отдает нам еще одну часть картинки.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите а это кто нас встречает? (сорока).
Воспитатель: Она сидит и коробочку сторожит. Посмотрим что в ней? Да здесь тоже задание. Сорока предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко..»Тихо-тихо как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки)
На поляны, на лужок
Тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка…(снегурка)
На снегу то посмотри
С красной грудкой…(снегири)
На доску прикрепляю иллюстрации.
Воспитатель: Какие слова добавили давайте скажем хором.
Воспитатель: С какого звука они начинаются (со звука-с)
Молодцы и это задание выполнили. Но в коробочке у сороки еще одно задание. Она предлагает нам отдохнуть.
Физкультминутка:
Птички прыгают, летают.
Птички крошки собирают.
Перышки почистили
Клювики почистили
Птички летают, поют.
Зернышки птички клюют.
Воспитатель: Задание сороки выполнили, отдохнули сорока нам часть картинки отдала. Сорока нас совсем заболтала нам пора нам дальше в путь.
Ой, а кто же нас на этой полянке встречает? (воробей).
Воспитатель: Посмотрите он для нас тоже задание приготовил.
«Ребята я знаю что вы знаете много загадок про птиц.»
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
У этой птички клюв кривой,
а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
кто это птичку назовёт? (Клёст)
Воробей тоже нам отдает часть картинки.
Дятел держит записку давайте прочитаем что там» «Художник прислал мне волшебные листы с точками. если соединить все точки то получится рисунок. а какой вы уже узнаете сами. помогите мне пожалуйста. «Поможем дятлу узнать что за рисунок получится. Присаживайтесь за столы. На столах лежат листочки. Соедините точки и посмотрим что получится.
Что за рисунки у вас получились? (птицы).
Умницы. И дятел отдает нам еще одну часть от картинки.
Вот ребята посмотрите нам друзья отдали все части картинки. Давайте соберем картинку и посмотрим кто же получится?
Кто это? (старичок лесовичок)
Конечно это старичок лесовичок. Он приготовил нам еще одно послание (корзинка с письмом).
«Спасибо вам дети. За вашу доброту и отзывчивость. мне очень понравилось что вы такие добрые, отзывчивые, умные, сообразительные. Я убедился, что сорока-белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовил вам угощение. Угощайтесь на здоровье. До скорого свидания в моем сказочном лесу. Старичок - лесовичок.
Угощайтесь. Давайте поделимся угощением с гостями.
Наше путешествие в зимний лес закончилось пора возвращаться в детский сад (под музыку).
Ребята скажите куда мы сегодня с вами ходили? Кого видели? А как можно одним словом назвать всех этих птиц?
Что понравилось больше всего? Мне тоже понравилось как вы работали.