Путешествие по природным зонам. Путешествие по природным зонам земли
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 188»
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию.
Тема: «Путешествие по природным зонам»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект разработала:
Кузнецова М. В.
Воспитатель 1 квалификационной категории
Приоритетная область – познавательное развитие .
Формировать целостное представление о природных зонах;
Обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных областей .
Речевое развитие :
Обогащать словарный запас детей.
Физическое развитие :
Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.
Социально-коммуникативное развитие :
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Художественно-эстетическое развитие :
Развивать чувство прекрасного через музыкальное произведение «Мы вокруг березки…».
Предпосылки УУД:
развитие умения осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
развитие умения сохранять заданную цель;
развитие умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
развитие умения (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
развитие умения узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение выделять существенные признаки объектов;
воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;
Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование и материалы : 3 игровых поля, дидактический материал по каждому игровому полю, наборы игрушек животных, растений, бросовый материал, глобус, иллюстрации и картины природных зон, магнитофон.
Предварительная работа :
Беседы о климатических условиях, животном и растительном мире природных зон Арктики, зоны лесов и пустыни.
Чтение художественной литературы: Жидков, Чарушин, Бианки, Пришвин, Сладков, Пермяк; детских энциклопедий.
Просмотр презентаций: «Леса России», «Арктика – царство снега и льда», «Жаркая пустыня».
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.
Разгадывание загадок.
Просмотр мультфильмов: «Корабль пустыни», «Умка», «Снежная королева», «Царевна-лягушка», «Лесная братва».
Пополнение полей новым игровым материалом.
Ход НОД
Вводная часть.
Воспитатель: Дети, здравствуйте! Отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю … (глобус).
В: Ребята, какое у вас настроение? А вы любите путешествовать? Сегодня, в очередной раз, мы отправимся с вами в очень увлекательное путешествие! А отправляемся мы в путешествие по природным зонам на самолете. Давайте встанем в круг и полетим (включается музыка, дети бегут по кругу, изображая самолеты).
Основная часть.
В: А сейчас выберите каждый для себя кружок (круги 3 цветов - перевернутые). Как вы думаете, какую природную зону обозначает каждый круг.
Д: Белый – Арктика, зеленый – зона лесов, желтый – пустыня.
В: А сейчас давайте объединимся в подгруппы по цветам (дети расходятся к игровым полям своего цвета).
Д: Белый – Арктика.
В: Как вы думаете, почему Арктика обозначена белым цветом?
Д: Там много снега и льда.
В: Кто там живет?
Д: Белый медведь, тюлень, морж, полярная сова, северный олень, белый песец.
В: Какие растения там растут? Почему?
Д: Никаких. Потому что там вечная зима.
В: Какую зону обозначает ваш круг?
Д: Зеленый – зона лесов.
В: Как вы думаете, почему зона лесов обозначена зеленым цветом?
Д: Там много лесов.
В: Кто там живет?
Д: медведь, белка, еж, лиса, волк, заяц, кабан, лось, рысь, бобер.
В: Какие растения там растут?
Д: клен, рябина, ель, липа и др. деревья; сирень, шиповник и др. кустарники; ромашка, незабудка, колокольчик и др. цветы; различные травы.
В: Какую зону обозначает ваш круг?
Д: Желтый - пустыня.
В: Как вы думаете, почему пустыня обозначена желтым цветом?
Д: Там много песка, много солнца, мало воды.
В: Кто там живет?
Д: Ящерица, верблюд, змеи, тушканчик, черепаха, пауки, суслик, скорпион, ушастый еж.
В: Какие растения там растут?
Д: Кактусы, верблюжья колючка, саксаул.
В: Ребята, а вы знаете, какое дерево является символом России?
Д: Береза.
В: Предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
А ну, честной народ,
Становись – кА в хоровод!
(Раздаем платочки)
Хоровод «Мы вокруг березки»
Посмотри березка,
Мы к тебе идем,
Яркие платочки
Мы к тебе несем.
(Дети ходят по кругу)
Золотые листочки золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод ребят.
(Кружатся на месте).
Девочки к березке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая)
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про березку песню
Нежно напивать.
(Идут в разных направлениях, гуляя).
В: Ну вот и повеселились.
В: А сейчас, каждая подгруппа, подойдите к своему игровому полю (Дети подходят к столу с игровым материалом для наполнения игровых полей (природных зон)). Давайте мы их заполним животными и растениями. (Открываем коробку с игровым материалом для разных природных зон.)
В: Что же случилось с животными и растениями? (Ответы детей)
В: А теперь, каждая подгруппа, выберите себе животных, растения и нужный материал для своей природной зоны.
(Работа детей по заполнению игровых полей)
В: Давайте посмотрим, правильно ли заполнены игровые поля? (взаимопроверка)
В: Как вы думаете, почему надо охранять животных? (ответы детей)
В: Как же решается вопрос об охране животных и растений?
Д: Создаются заповедники.
В: Что такое заповедники? (вместе с воспитателем дети формулируют понятие «заповедник»)
Д: Заповедник – большая территория, где охраняются редкие растения и животные.
В: Наиболее охраняемых растений и животных, которые могут исчезнуть, заносят в специальную книгу. Кто-нибудь знает, как называется она?
Д: В Красную Книгу.
В: А может вы догадаетесь, почему она красного цвета?
Д: Красный цвет – знак тревоги и опасности.
В: Каких животных, занесенных в Красную Книгу, вы можете назвать?
Д: Тигр, зубр, белый медведь, рысь, морж, тюлень, синий кит, антилопа, ушастый еж, корсак, выхухоль, бобр.
Заключительная часть.
В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Какое у вас настроение после нашего путешествия? Что было для вас самым сложным?
В: Ребята, мы с вами – жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!
Путешествие по природным зонам России
Арктика - северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан с морями и островами, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и заполярные окраины Евразии и Северной Америки. Границы Арктики обычно проводят по северному полярному кругу, площадь Арктики- 21 млн.км 2. Арктика-край удивительной природы, край контрастов.
Арктика Климатические условия Характерные черты природы Арктики - круглосуточный полярный день сменяется полярной ночью, на полюсе продолжающимися по полгода; отрицательная средне- годовая и близкая к нулю средняя летняя температура; атмосферные осадки в виде снега большую часть года; ледовый покров на море; отсутствие древесных растений на суше, кроме карликовых форм. Основная масса снега в Арктике выпадает на побережье, и до внутренних районов снежные облака не доходят. Уровень осадков может сильно колебаться, и иногда за один снегопад может выпасть большая часть годового количества снега.
Растительныйй мир В Арктике холодные, суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами. Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Камнеломка Полярный мак
Из трав на крайнем Се- вере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищенных от холодных ветров местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить от земли, при ее обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом. Есть ивняк высотой по пояс взрослому человеку, даже кустики можжевельника. Ветреница Морошка
Заросли карликовой березки, луговины вороники, морошки, дерена и разнотравья перемежаются здесь серебристо-серыми пятнами лишайников. К середине лета острова раскрашиваются цветами купальниц и иван-чая, лютиков и колокольчиков, выцветающими за короткое лето колокольчиков. Сырые низины покрывает желтый ковер калужницы. Лишайники и мхи Мхи и лишайники Калужница
На арктических остро- вах летом скапливаются большие массы птиц (чайки, чистики, кайры, гагары, люрики); их гнездовья на уступах отвесных скал образуют огромные колонии - птичьи базары, шум которых слышен на многие километры Розовая чайка Белая сова Тупик Кайры
Главная достопримечательность здешнего мира пернатых - белая чайка. Всю зиму она проводит среди арктических льдов гнездится же на самых северных участках суши. Птицам и зверям присуща белая окрас- ка оперения или ме- ха, компактное тело- сложение, неприхотлив ость в выборе местообитания и корма
В мире около 20 видов, принадлежащих к семейству настоящих тюленей.Тюлень в отличие от нерп, никогда не выходит на берег. Он живёт только во льдах. Самая страшная угроза для тюленей - ледоколы. Прохождение кораблей через залёжки самок с бельками,ещё не умеющим и плавать, не раз приводило к массовой гибели животных.
Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Она занимает около 14% территории России. Южная граница тундровой зоны в европейской части страны (кроме Кольского полуострова) и в За- падной Сибири почти совпадает с полярным кругом. В Восточной Сибири она резко отодвинута к северу, а на крайнем востоке страны, напротив, спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.
Климат Тундра – это царство холода, снега, пронизы- воющего ветра, много- летней мерзлоты, мете- лей и буранов. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, будто навеки уснувшую во тьме полярной ночи, она кажется без- жизненной голой пусты- ней.
Осадков в тундре выпадает немного, как правило, не более 250 мм в год. Однако в условиях холодного климата и этого сравнительно небольшого количества более чем достаточно. Зима продолжается 7 8 месяцев, а лето короткое и прохладное. Средняя температура самого теплого летнего месяца (июля) обычно не превышает + 10 °С.
Основная масса осадков приходится на лето, зимой их выпадает очень мало (около 10% годового количества). Сильных ливней не бывает, дожди обыкновенно лишь моросят. Особенно много дождливых дней в осеннее время. Снеговой покров в тундре очень неглубокий на ровных местах обыкновенно не более см.
Здесь и желтые полярные маки, и синие крупные цветки синюхи, голубые незабудки, белые звездочки дриад и ясколок, малиновые, желтые, белые, коричнево-красные камнеломки. Ромашки достигают 8 см в поперечнике, а на одном экземпляре цветков иногда насчитывается до нескольких десятков.
Удивительно, как приспособились эти растения к существованию в суровых условиях Севера?! Как правило, все они многолетники и в большинстве вечнозеленые растения. Очень характерны стелющи-еся формы, у которых стебли ползут по земле и, уко-реняясь, прикрепляются к ней придаточными кор-нями. Именно такая форма преобладает у древесных растений: елей, берез, лиственниц. Карликовая берёза Арктическая ива
Вместе с ивами и березами растут много- численные кустарнички кассиопея, фил- лодоце, подбел, арктоус, брусника, черни- ка, голубика, клюква, багульник, водяника (шишка), рододендрон, а также многолетние травы морошка, княженика и другие. Кассиопея четырёхгранная Дриада Шамиссо Астрагал зонтичный
Водяника (шишка) маленький стелющийся кустарничек с неопадающими узкими листочками и шаровидным и черными ягода- ми, вполне съедобными в сыром виде. Жители арктического побережья ис- пользуют шишку как лекарственное растение, снимающее головные боли, поднимающее жизненный тонус при переутомлении. Рекомендуется употреблять ее в небольшом количестве. Голубика Водяника (шишка) Водиника (шишка)
Биологическая продуктивность растений на Таймыре - одна из самых высоких в Арктике. Озера и реки изобилуют рыбой, а мышевидные грызуны, основа пищевой цепи хищных млекопитающих и многих птиц, размножаются иногда в такой массе, что могут "прокормить" и песцов, и белых сов, и соколов. Лемминг Копытный лемминг
Одними из самых маленьких, но очень важных зверей являются лемминги - сибирский и копытный. Это грызуны, длина их тела доходит до 15 см, хвоста – до 2 см. Колебаниям их численности подчиняется вся жизнь в тундре, так как они - основная пища хищников. Лемминг сибирский
Северный олень Длина его тела 2,2 метра, высота – 1,4 метра, весит он до 220 кг. Рога большие, есть у самок и у самцов. Зимой олени питаются лишайниками. Вместо воды едят снег. Но лишайники мало пита- тельный, в снегу нет минеральных добавок, поэтому олени охотно поедают леммингов, по- левок, птичьи яйца, г лижут друг у друга рога. Птицы
Охрана лесов Баргузинский заповедник: - около озера Байкал:славится кедровыми лесами, горячими источниками, прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, кабарга, росомахи, белки- летяги, рябчики, нерпа и многие другие животные. Баргузинский заповедник: - около озера Байкал:славится кедровыми лесами, горячими источниками, прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, кабарга, росомахи, белки- летяги, рябчики, нерпа и многие другие животные. БАРГУЗИНСКИЙ биосферный заповедник
Кедровая Падь – на Дальнем Востоке. Здесь богатейшие смешанные леса, богатые ценнейшим лекарст- венным растением жень-шень, удивительныйе животные, среди которых под охраной находятся тигр уссурийский, олень-цветок (пятнистый олень), изюбр (круп- ный олень),. Здесь богатейшие смешанные леса, богатые ценнейшим лекарст- венным растением жень-шень, удивительныйе животные, среди которых под охраной находятся тигр уссурийский, олень-цветок (пятнистый олень), изюбр (круп- ный олень),.
Животный мир Животные степей - обитатели открытых пространств. Они хорошо обеспечены кор- мами, но вынуждены приспосабливаться к недостатку естественных укрытий. Жизнь их часто зависит от того, как скоро они успели заметить опасность. Одни животные спаса- ются от врагов с помощью быстрых ног, дру- гие роют норы.
Саранча - опасный вредитель растений. За лето потомство только одной саранчи съедает столько корма, сколько хватило бы для двух овец. Это насекомое живет стаями, которые мо- гут быть многочисленными. Двигающаяся стая съедает на своем пути все растения полнос- тью, оставляя голую землю.
В степях живет дрофа. Это доволь- но крупная птица, высотой около мет- ра. У нее длинные и сильные ноги, а на нижней стороне пальцев есть жест- кие "подушечки". Благодаря таким особенностям ног, дрофа может долго ходить, а при необ- ходимости и быстро бегать.
Другая не менее интересная птица - орел. В открытой степи мало деревьев, поэтому сте- пной орел устраивает гнездо прямо на земле. Эта редкая птица - заядлый охотник на мелких грызунов: хомяков, сусликов, сурков. Орел об- рушивается на жертву с воздуха, хватает ее сильными острыми когтями и клювом – крюч- ком рвет на части.
МАОУ «ЧВСОШ»
Учитель: Микова Н.И.
Предмет: география
Класс: 8
Урок на тему «Путешествие по природным зонам России»
Цель: сформировать представление о разнообразии природных зон России
Задачи :
развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование: презентация «Путешествие по природным зонам», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (арктические пустыни, тундра и лесотундра, степи и лесостепи, пустыня, полупустыня), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А4 с фоном разных природных зон, ножницы.
Ход урока
Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются листы-путеводители, карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.
I. Изучение нового материала
1. Постановка целей урока (5 минут)
Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам России.
Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Для начала проверю, что вы знаете об окружающем мире.
(СЛАЙД № 2-5) В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад. Вода в нём содержит двухвалентное железо, которое, соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. Это и придаёт водопаду кроваво-рыжий цвет. Однако двухвалентное железо в воде возникает не просто так - его производят бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоёме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а «дышат» трёхвалентным железом из окружающих пород
Каждый из вас получил листы-путеводители. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны |
Климатические особенности |
Животный мир |
Растительный мир |
Арктические пустыни | |||
Тундра и лесотундра | |||
Тайга | |||
Смешанные и широколиственные леса | |||
Степи и лесостепи | |||
Пустыни и полупустыни |
(слайд № 6)
Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда выберет по две любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.
– Отправляемся в наше путешествие!
2. Природные зоны России (20 минут)
Просмотр видеороликов и рассказ учителя
Арктические пустыни (http://video.mail.ru/mail/iva077/_myvideo/296.html )- (3.20 минут)
Зона арктических пустынь находится в Северном Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, моржи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира.
Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетают при наступлении сильных морозов, например кайры, тупики.
Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь.
Низкие температуры воздуха зимой (до −60 °), в среднем −30˚С в январе и +3˚С в июле. Годовая сумма атмосферных осадков до 400 мм. Зимой почва пропитывается 75-300 см
(слайд № 7)
- Итак, арктические пустыни прошли, далее следует
Тундра и лесотундра
– а сейчас заглянем в гости к семье, живущие в тундре
Лесотундра - переходный тип ландшафта, в котором редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами.
Количество атмосферных осадков в лесотундре небольшое (200-350 мм), однако из-за мерзлоты и низких температур влага испаряется очень медленно. Результатом этого является наличие большого числа озёр и болот, которые занимают до 60% площади этой природной зоны. Средние температуры воздуха на территории лесотундры в июле составляют 10-12°С, а в январе от −10° до −40 °C.
Растительность тундры и лесотундры изменяется в зависимости от долготы. Из деревьев в зоне лесотундры наиболее распространены карликовые берёзы, полярные ивы, встречаются ели, пихты и лиственницы. Распространены также мхи и лишайники, а также мелкие кустарники.
В фауне тундры и лесотундры преобладают лемминги, северные олени, песцы, куропатки, полярная сова и большое разнообразие перелетных, водоплавающих и малых, селящихся в кустарниках, птиц.
(слайд № 10)
- вот мы и подошли к Степи, лесостепи (http://www.youtube.com/watch?v=keC_pytn1t8 ) – (с 2.35 минут – 5.30 минут)
Климат лесостепи, как правило, умеренно-континентальный . Годовое количество осадков 600 мм. Абсолютный минимум в зоне лесостепи обычно равен −36… −40 градусов.
Лето в лесостепи часто бывает жаркое и засушливое, особенно на юге лесостепи, однако в среднем оно всё же менее жаркое, чем в степной зоне. Средняя температура июля в зависимости от места расположения колеблется приблизительно от 18,5 градусов до 23 градуса .
В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик , сурок , дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка , куница , лось ). Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.
Характерно чередование лиственных лесов с участками разнотравных степей. В Европе и в Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы , каштана , ясеня и других.
В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые колки .
(слайд № 11)
И заканчивается наше путешествие Пустыней, полупустыней (http://www.youtube.com/watch?v=TfE261soiWM ) – 3 мин
(слайд № 12)
Вот мы и завершили наше путешествие
3. Физминутка (1 минута)
(слайд № 13)
Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места)
II. Работа в группах (10 минут)
– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.
– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.
– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.
Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.
Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира.
Выступления по порядку расположения природных зон в России в соответствии с законом широтной зональности
Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.
Выступления команд (5 минут)
От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.
– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?
(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)
III. Рефлексия (слайд № 14)- 5 минут
По загрязнению окружающей среды Урал лидирует среди районов … Федерации. На его долю приходится 2/5 выбросов ртути и соединений хлора, 30% фтористых соединений. Почти треть российских городов с наиболее загрязненной атмосферой находятся… . вокруг 20 … городов образовались техногенные пустыни. Треть уральских рек лишена биологической жизни из-за сброса… вод.
Проверить (слайд № 15)
IV. Обобщение и вывод (3 минуты)
– Перед нашим путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит, мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).
IV. Домашнее задание (1 минута)
Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.
Литература:
Тип занятия:
Актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия:
Занятие-путешествие.
Цель:
Формирование целостного представления о природных зонах России.
Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
Литература:
При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
Методы и приемы:
Беседа, демонстрация слайдов.
Оборудование:
Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
Отгадайте загадку:
Загадка про глобус
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю...
(Глобус)
Вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Отправляемся в путешествие по природным зонам. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Прикрепляет на доску картинку самолёта.
Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие!
Слайд № 1
Где мы находимся?
Ответы детей (в Арктике).
А как ещё называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
Слайд № 2
Почему она получила такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).
Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).
Как решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
– А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).
Почему она красного цвета?
Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики?
Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).
– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.
Слайды № 3, 4, 5, 6
– Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».
– Что это за природная зона?
Ответы детей (тундра).
Что указывает на то, что это тундра?
Слайд № 7
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).
Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?
Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).
А какие экологические проблемы есть в этом краю?
Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).
– Кто взят под охрану?
Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.
Слайды № 8, 9
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
Кто догадался, где мы находимся?
Ответы детей (в зоне лесов).
Слайд № 10
Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
Какое значение для человека и животных имеет лес?
Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
– Назовите экологические проблемы леса.
Ответы детей (пожары, вырубка лесов).
– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?
Ответы детей.
Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?
Ответы детей.
Слайд № 11
– Как связаны между собой осина, заяц, волк?
Ответы детей (цепочкой питания).
Какое дерево является символом России?
Ответы детей (берёзка).
Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).
Ответы детей (пустыня).
Слайд № 12
Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).
Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
Слайд № 13
Где скрываются животные от жары?
Ответы детей (в норах, в тени камней).
Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.
Слайд № 14
Вот и закончилось наше путешествие.
Слайд № 15, 16
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!
У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют.
Работа в парах.
Итог:
Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. Прикрепляем на доску.
И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Абрамова Татьяна Васильевна
Должность:
учитель начальных классов
Учебное заведение:
МБОУ "СОШ №70"
Населённый пункт:
г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
КВН "Путешествие по природным зонам России"
Дата публикации:
07.10.2017
Раздел:
начальное образование
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ
РОССИИ»
1 КОНКУРС - РАЗМИНКА
Проведем небольшую разминку. Я буду загадывать загадки каждой команде по очере-
ди. Если команда не сможет ответить, то право отгадать загадку переходит другой ко-
манде. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
О какой природной зоне эта загадка?
Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
А в небе нет ни облаков,
Ни самой малой тучки.
Вот потому среди песков
Растут одни колючки. (Пустыня)
Может полем она стать,
Если землю распахать.
Пока ж на ней ковыль растет
Да по весне сорняк цветет. (Степь)
Весь год там купайся и загорай,
Нет жарче на свете, чем этот край. (Тропики)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
Здесь березы – по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасет с семьей каюр,
Чум у них из дымных шкур. (Тундра)
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Севера найдём
Природную зону, покрытую льдом! (Арктические пустыни)
2 конкурс ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ.
безлесная
заболоченная
ветреная
холодная
морозами
градусов
промерзает
бескрайние
безлесные
просторы
короткая
довольно
холодная
особенно
продолжительное
основном
Поверхность
барханами
должительное
короткая
Температура
достигает
градусов
3 конкурс ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
1.Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост – но ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица – степь)
2. Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень – тундра)
3. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок – степь)
4. Горбатый корабль по пустыне плывет,
Сухую колючку лениво жует. (Верблюд – пустыня)
5. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной ружей кошки.
На суку она обычно
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона)
Вьется веревка,
На конце – головка. (Змея – степь)
4 конкурс « Звери спрятались.»
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: « Мухомор
жареный».
Рысью побежал охранник. Ребята за ним, но на пути заслон. Послышалось
Принесли самые новые.
Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду. Найдите их ребята!
Ключ к ответу:
заСЛОН = СЛОН,
принесЛИ САмые = ЛИСА.
5 КОНКУРС - УЗНАЙТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ
Животных вы знаете хорошо. Теперь проверим, как вы знаете рас-
тения. Вы должны определить, как называется растение и в какой
природной зоне оно произрастает.
1) Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и
скалах. (Лишайники)
растения
огромная
красивые
резные листья, а плодами лакомятся кабаны, белки, мыши. (Дуб)
3) Это таежное хвойное дерево имеет ценную древесину, в отличие
от своих сородичей полностью сбрасывает листву на зиму. (Лист-
4) Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель –
живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зуб-
чиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
5) Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на ми-
ниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
6) Корни этого растения проникают на 20-метровую глубину и отту-
да добывают воду. Поэтому даже в сильный зной оно остается
ярко-зеленое. (Верблюжья колючка)
6 КОНКУРС «Что где растёт»
Саксаул растёт в
Дуб растёт в
Дыни растут в
Ягель растёт в
Персик растёт в
7 КОНКУРС
« Третий лишний»:
Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник. (Степь.)
Оленевод, строитель каналов, охотник. (тундра.)
Гага, тупик, иволга. (Крайний Север.)
Апельсин, черемуха, абрикос. (Черноморское побережье Кавказа.)
Тушканчик, бобр, антилопа – джейран. (Пустыня.)
8 конкурс НАЙДИ ОШИБКИ
Команды получают карточки с рассказом охотника.
« Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от
жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, об-
жигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки.
Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду.
Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового
строили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем бли-
жайшего селения.»
Ошибки: тигры в пустыне не живут; за три дня верблюды не могут пасть
от недостатка воды; саксаул не дает тени; бревен из стволов саксаула сде-
лать нельзя, они корявые.
9-Й КОНКУРС – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЗОН
Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она
относится.
Экологическая проблема
Природная зона
Неумеренный выпас скота
Арктические пустыни
Разрушение почвы тяжелой техникой
Загрязнение морей и побережий нефтью Тундра
Вырубка лесов
Черноморское побережье
Образование подвижных песков
Браконьерство
Лесная зона
Приложение
Саксаул растёт в
Ягель растёт в
Дуб растёт в
Дыни растут в
Персик растёт в
В тексте найти названия животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.
И объявление: « Мухомор жареный».
Рысью побежал охранник. Ребята за ним, но на
пути заслон. Послышалось рычание.
Принести грабли! – скомандовал охранник.
Принесли самые новые.
Велика банка, - почему-то сказал охранник. И
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль.
Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду.
Найдите их ребята!
Ключ к ответу:
заСЛОН = СЛОН,
принесЛИ САмые = ЛИСА.
Ну а остальных вы теперь без труда сами найдете.
Определить лишнее слово и объяснить, назвав природную зону.
1. Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник.
2. Оленевод, строитель каналов, охотник.
3. Гага, тупик, иволга.
4. Апельсин, черемуха, абрикос.
5. Тушканчик, бобр, антилопа – джейран.
Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она относится.
Экологическая проблема
Природная зона
Неумеренный выпас скота
Арктические пустыни
Разрушение почвы тяжелой техни-
Загрязнение морей и побережий
Вырубка лесов
Черноморское побережье
Образование подвижных песков
Браконьерство
Лесная зона
Необходимо найти и объяснить ошибки.
« Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за
тиграми, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не вы-
держали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая
ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до
большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув
пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а
затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового
сообразили: построили из саксаульных бревен плот и
благополучно достигли на нем ближайшего селения.»