Путешествие по природным зонам мира. НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам
Тип занятия:
Актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия:
Занятие-путешествие.
Цель:
Формирование целостного представления о природных зонах России.
Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
Литература:
При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
Методы и приемы:
Беседа, демонстрация слайдов.
Оборудование:
Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
Отгадайте загадку:
Загадка про глобус
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю...
(Глобус)
Вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Отправляемся в путешествие по природным зонам. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Прикрепляет на доску картинку самолёта.
Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие!
Слайд № 1
Где мы находимся?
Ответы детей (в Арктике).
А как ещё называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
Слайд № 2
Почему она получила такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).
Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).
Как решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
– А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).
Почему она красного цвета?
Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики?
Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).
– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.
Слайды № 3, 4, 5, 6
– Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».
– Что это за природная зона?
Ответы детей (тундра).
Что указывает на то, что это тундра?
Слайд № 7
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).
Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?
Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).
А какие экологические проблемы есть в этом краю?
Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).
– Кто взят под охрану?
Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.
Слайды № 8, 9
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
Кто догадался, где мы находимся?
Ответы детей (в зоне лесов).
Слайд № 10
Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
Какое значение для человека и животных имеет лес?
Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
– Назовите экологические проблемы леса.
Ответы детей (пожары, вырубка лесов).
– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?
Ответы детей.
Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?
Ответы детей.
Слайд № 11
– Как связаны между собой осина, заяц, волк?
Ответы детей (цепочкой питания).
Какое дерево является символом России?
Ответы детей (берёзка).
Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).
Ответы детей (пустыня).
Слайд № 12
Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).
Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
Слайд № 13
Где скрываются животные от жары?
Ответы детей (в норах, в тени камней).
Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.
Слайд № 14
Вот и закончилось наше путешествие.
Слайд № 15, 16
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!
У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют.
Работа в парах.
Итог:
Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. Прикрепляем на доску.
И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
с мультимедийной презентацией
«Путешествие по природным зонам России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ «Раздольевская ОШ»
Саламатова А.Ю.
2016-2017 учебный год
Тип урока : нетрадиционный - обобщение изученного материала.
Форма урока : Урок-путешествие.
Цели урока:
Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;
Закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,
взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;
Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.
Развивать:
Познавательный интерес;
Творческую активность;
Умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;
Умение работать с картой.
Воспитывать:
Бережное отношение к природе;
Взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;
Повысить интерес к предмету через игровую форму урока.
Оборудование:
Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России», листы контроля для каждого ученика.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.
Планируемый результат:
Развитие интереса к изучению природы России.
Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.
Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Интересная игра сегодня у нас
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
(Презентация. Слайд 1)
2. Вхождение в тему урока
Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.
Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.
Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.
3. Актуализация знаний.
«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране. (Презентация. Слайд 2)
(За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)
(Фронтальная работа по вопросам учителя)
Вопросы учителя:
Предполагаемые ответы учащихся
1. Какими океанами омывается Россия
а) с запада?
б) с севера?
в) с востока?
Атлантический
Северный-Ледовитый
Тихий
2. На территории России располагаются равнины…
Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.
3. Каменным поясом России называют
Уральские горы
4. Самое глубокое озеро России
Байкал
5. Река, несущая свои воды в Каспийское море
Волга
6. Сколько природных зон на территории России
Арктика
Лесная
Пустынь и полупустынь
10. Зона субтропиков на территории России
Черноморское побережье Кавказа.
Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.
4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.
Работа в группах.
Учитель:
Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 3)
Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.
(Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)
Доска:
Черноморс.
Тундра
Арктика
Пустыня
Лесная
Степь
Природная зона
Положение зоны
климат
Занятие населения
Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».
(аналогично о других природных зонах).
Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.
(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)
5.Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (поворот)
Слева от нас находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)
6. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.
Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»
Игра «Рассели животных по природным зонам» (Презентация. Слайд 4)
(Учащиеся, получившие карточки расселяют их по соответствующим зонам.)
О т в е т: Арктика – кит, тюлень, тупик;
Субтропики – богомол, косуля, дельфин, жук-скарабей;
Тундра – лемминг, северный олень;
Степи – кобылка, суслик;
Зона лесов – рысь, глухарь,лось;
Пустыни – корсак, ушастый ёж.
Проверка:
Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)
Кто не согласен? Объясните свой ответ.
Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку
Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»
(Презентация. Слайд 5)
7. Обобщение знаний о растениях природных зон.
Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.
Индивидуальный лист:
каштан
лиственница
ягель
дуб
лишайник
Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений
(Презентация. Слайд 6)
Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.
(Презентация. Слайд 7)
Правильный ответ: 1-лишайник
2-дуб
3-лиственница
4-каштан
5-ягель.
Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».
Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»
8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.
Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.
(Презентация. Слайд 8)
Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.
В тетрадях на печатной основе найдите задание на стр. 46
Используя материал учебника, заполните таблицу
«Заповедники и национальные парки России».
название
Где находится
Когда создан
Остров Врангеля
Зона Арктики
(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)
Таймырский заповедник
Зона Тундры
(Таймырский полуостров)
Приокско-террасный
Зона лесов
(На юге Московской области по берегу Оки)
1945 год
Дрофиный питомник
Зона степей
Заповедник «Черные земли»
Зона пустынь
(республика Калмыкия)
1990 г.
Сочинский национальный парк
Черноморское побережье
Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.
(Презентация. Слайд 8)
Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.
Учитель:
Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?
Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)
На какой из станций Вам особенно было интересно?
Что удалось на уроке?
Что не получилось, над чем нужно поработать?
Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят,
которые активно работали на уроке...
10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 9)
Вам предоставляется задание по выбору:
А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
Б) « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»
В) «Юный географ» подготовить реферат по теме “Природные зоны России»
Урок №2.
Обобщающий урок-игра.
Тема: « Путешествие по природным зонам России».
Цель: Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России».
Задачи:
1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Природа России».
2. Развивать познавательный интерес и творческую активность, речь, память, внимание, восприятие. Совершенствовать умение работы с географической картой.
3. Воспитывать бережное отношение к природе родной страны и чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
- Географическая карта и таблички с названиями природных зон; Рисунок самолёта; Карточки с изображением деревьев и животных. Кроссворд « Обитатели Арктики» Учебник 4 класса , часть №1. Разрезанные картинки для игры «Мозаика».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Введение в тему урока .
У : Я приглашаю вас, друзья отправиться в путешествие на самолёте. Мы с вами будем путешествовать по всем природным зонам нашей страны и вспомним материал прошлых уроков.
III. Упражнения по кинезиологии.
- «Крюки»
(1 мин
) Для выполнения этого упражнения вначале следует скрестить лодыжки. Как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Для этого необходимо вытянуть руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу, а большими пальцами вниз, перенести одну руку через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок». Затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, следует прижать язык к твердому небу за верхними зубами. «Перекрестные шаги»
(10 раз
) Это перекрёстно - латеральная ходьба на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.
IV. Актуализация знаний.
1.Индивидуальная работа по карточкам.
Учитель: (Прикрепляет на доску рисунок самолёта).
А в самолёт посадка только по билетам. Берите билет, отвечайте на вопрос и садитесь в самолёт.
Эта птица известна всем. Её оперение чёрно-белое, живёт она по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище «воровка». |
Посмотрите-ка какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. |
Ты увидел гнездо птицы. Как ты поступишь? |
Лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь, соболь – это животные … (какой зоны?) |
Хвойное дерево, около него встречают Новый год? |
Лиственное дерево с белой корой? В Тундре. Что лишнее, почему? Карликовая берёза, тополь, полярная ива, мох, ягель, морошка. |
2 . Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва (тушканчик). 3 . Я – пища « корабля пустынь» (верблюжья колючка). 4. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок (ящерица). 5 . Что за чудо! Вот так чудо! Сверху – блюдо, снизу – блюдо. Ходит чудо по дороге – Голова торчит, да ноги (черепаха). У : Молодцы, ребята. Наш самолёт снова набирает высоту, и мы летим дальше. Но в полёте надо отдохнуть. 4. Физкультминутка. Ветер дует ледяной (Дети машут руками ) И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий. (Дети крутят руками ) Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, (Сидят на корточках несколько секунд, а потом встают ) Ну, а снег летит, летит. (Машут руками ) Но утихла злая вьюга, Белой стала вся округа. (Потягивания – руки в стороны .) Солнце светит в небесах. (Потягивания – руки вверх ) Скачет по полю лиса. (Прыжки ) Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба) И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты ) 5.Зона тундры. а). Описание зоны. У : Мы с вами пролетаем над следующей зоной. Суров климат этой зоны: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют холодные ветры, а зимой свирепствует пурга. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Большие растения здесь расти не могут, все они низкорослые. Они стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. У : Ребята, в какой зоне приземлится наш самолёт? Д : В тундре. У : Покажите на карте, где находится зона тундры. На карту прикрепляется карточка «Тундра». б). Игра « Найди лишнее». На доске записаны столбики слов с названиями животных и растений. В каждом столбике нужно найти животное или растение, которое не подходит для тундры. морошка белая куропатка На следующих уроках мы будем изучать природу нашего края. Спасибо за урок. |
Ход урока.
I . Организационный момент.
Вступительное слово учителя. (слайд 1 )
Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе.
II . Путешествие по природным зонам.
А какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию. Слово проводникам.
Запуск видеосюжетов с рассказами. Каждую зону ученики показывают на карте. (слайд 2). Спрашиваю, по каким признакам они угадали природную зону.
1. Видеообращение
Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
2. Видеообращение
Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
3. Видеообращение
Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
4. Видеообращение
Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
5. Видеообращение
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)
6. Видеообращение
Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
А теперь назовите все природные зоны по порядку. Как они меняются? (с севера на юг). Какую зону мы изучили самой последней? По какому плану мы изучали каждую зону? (Вывешивается плакат). Какие особенности этой зоны вы запомнили? Выполняют тест). Проверка.
Все остальные зоны мы повторим в групповой работе.
Установить соответствие.
(каждой группе выдаётся таблица, которую они заполняют, вскрыв конверт с данными о природной зоне. В конце работы каждая группа выступает со своим результатом).
Итог работы:
Обратите внимание, какую огромную территорию занимают эти природные зоны. На всей территории живут люди. Давайте пофантазируем на эту тему. Представьте себе, что я получила несколько писем. Послушайте их и постарайтесь догадаться, человек какой профессии писал их и где он живёт. Как только станет вам ясно, откуда эта весточка, вы покажете сигнальную карточку с этим номером.
На доске запись.
1 – зона арктических пустынь;
2 – тундра;
3 – лесная зона;
4 – степь;
5 – пустыня;
6 – субтропики.
Первое письмо:
“… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.
Д. Пустыня, водитель. Карточка 5. (слайды 3,4)
У. Чем занимаются люди, живущие в этой зоне?
Самым старинным занятием населения пустыне является животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.
Второе письмо:
“… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет …”
Д. Моряк – зона арктических пустынь. Карточка 1. (Слайды 5,6)
У. Расскажите о занятиях населения в этой природной зоне.
Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы.
Третье письмо:
“…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села. И мы с ребятами часто любуемся этой красотой.”
Д. Учитель – степь. Карточка 4. (слайды 7,8)
У. Расскажите о занятиях населения этой природной зоны.
Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей страны. Поэтому главное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают здесь не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.
Четвёртое письмо:
“…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится”.
Д. Врач – тундра. Карточка 2 (слайды 9,10,11)
У. Расскажите о занятиях населения зоны тундры.
Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.
Пятое письмо:
“…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.”
Д. Лесник – лесная зона. Карточка 3. (слайды 12,13)
У. Чем занимается население лесной полосы?
В лесной полосе главное богатство – лес, поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Животноводство и земледелие так же занимают большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято в промышленности.
У. Мы вспомнили, чем занято население каждой природной зоны.
От чего зависит вид деятельности населения?
Д. От природных условий.
У. Чем занимается население нашего края?
III . Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?
Домашнее задание: -готовиться к проверочной работе;
Описать этапы работы над проектом;
Приготовить сообщение о заповеднике своего края.
Мой край – моя земля,Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма.
2.Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
3. По широкой тундре едешь дни и ночи;
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.
Да в снегу кустарник борозду полощет.
4. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
5. На все стороны степь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
6. Солнечный, жаркий жёлтый поток
Льётся в пустыне на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
- Название, изображение на карте.
- Особенности природы:
- климат
- растительный мир
- животный мир
3. Тундра и человек.
4. Экологические проблемы.
5. Охрана природы.
Путешествие по природным зонам России.
Слайд 2
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров с запада на восток тянется безлесная полоса тундры. Тундра расположена на материке Евразия. Название происходит из саамского языка и означает «безлесная равнина». В переводе с финского – «бесплодная, враждебная».
Название и изображение на карте
Слайд 3
Климат
- Зима долгая, продолжается 7-8 месяцев, температура достигает -50° С. Большую часть года тундра покрыта снегом глубиной не более 15-30 см, а под ним- вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м.
- Лето короткое и прохладное. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) не превышает +10° С. Даже в самый разгар лета бывают заморозки и выпадает снег.
Слайд 4
Растительный мир тундры
- Карликовая берёза
- Карликовая ива
- Ягель и брусника
- Морошка
Слайд 5
Почему растения тундры низкорослые?
- Растения тундры имеют высоту 15-20 см, у большинства стебель стелющийся.
- Короткое, прохладное лето замедляет рост растений. Зимой сильные ветры срезают надземные части.
Слайд 7
Животный мир тундры
Слайд 8
Песец
Обитатель тундры - песец. Отряд: хищные. Масса тела не более 10 кг, длина тела около 100 см, из них 30 см приходится на хвост. В меню песца на территории России ученые насчитали 125 животных, 25 растений. В среднем у песцов рождается до 9 детенышей. Обитает в тундре, на берегах Ледовитого океана, однако зимой он часто кочует на юг Финляндии. Встречается разновидность с голубоватым мехом.
Слайд 9
Лемминг
Лемминги - трогательные мохнатые зверьки, высотой около 13 см. Они, в основном, коричневого цвета. Некоторые виды леммингов меняют зимой шкурку с коричневой на белую, что делает их незаметным на снегу. О леммингах рассказывают всякие небылицы, например, что они совершают массовые самоубийства, бросаясь в воду. На самом деле это вполне процветающий зверек, хотя численность его колеблется год от года. Когда леммингов становится слишком много, им не хватает мха, их становится меньше Зимой они не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.
Слайд 10
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Длина тела до 2 метров, высота до 150 см, масса до 200 кг. Рога очень большие, они есть как у самцов, так и у самок, этим северный олень отличается от других оленей. Копыта очень широкие и изогнуты, как подкова. это позволяет оленям легко раскапывать снег. Они очень точно находят под снегом не только ягель, но и ягодные кустарники и грибы. В день проходят до ста километров.
Слайд 11
Птицы тундры
Слайд 12
Как приспособились животные к условиям жизни?
Какая «одежда» у животных?
2. Какая окраска?
Меняющаяся, зимой- белая, летом- светлая.
3.Какие размеры?
Формы тела разные. Шерсть густая и длинная, много пуха и перьев.
4. Какова форма тела?
Различные, но не крупные.