Пропавший ребенок жил у цыган. Цыганенок Вася (Христианские рассказы для детей)
Следователи города Шахты возобновили расследование уголовного дела, возбужденного в 2002 году по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), по факту безвестного исчезновения 6-летнего мальчика, сообщает СУ СКР по Ростовской области. Это случилось после того как в Волгоградской области полицейские задержали бездомного молодого человека. Он рассказал, что 16 лет назад его похитили цыгане.
По данным следствия, в ноябре 2000 года 6-летний мальчик Вася Мусофранов ушел в неизвестном направлении с территории центрального рынка города Шахты, где торговала его мать. Найти ребенка не смогли, в связи с чем имелись основания полагать, что он стал жертвой убийства, говорится в сообщении. В Шахтах пропавшего Васю искали больше 10 лет всем городом, сообщают «Вести». Сотни ориентировок клеили на столбах, статьи появлялись в местной прессе. Оказалось, что все эти годы он жил в таборе, никогда не ходил в школу и занимался попрошайничеством.
В июле 2016 года в Волгограде сотрудники полиции обнаружили в припаркованном автомобиле «Газель» спящего молодого человека. Он представился цыганским именем Михай и рассказал полицейским, что был украден цыганами около 16 лет назад. Эти сведения в МВД решили проверить - фото юноши разослали в соседние регионы. Полицейские из Шахт узнали в молодом человеке того самого ребенка, пропавшего на рынке. Доказательство - внешнее сходство и редкое родимое пятно на груди.
Сотрудники полиции по Волгоградской области вместе с коллегами из Ростовской области и следователем следственного отдела СКР по городу Шахты оперативно установили лиц, причастных к похищению ребенка, сообщает Следственный комитет. Это оказались жительница Волгоградa 1970 года рождения и ее супруг 1972 года рождения. Свою вину они признали полностью, назначено проведение необходимых судебных экспертиз. Молодой человек рассказал, как незнакомые люди угостили его конфетами, а потом взяли за руку и увели с рынка, посадили в машину и увезли. Несколько дней его продержали у родственников в таборе в поселке Мирный, а потом, перекрасив волосы в темный цвет, увезли в Волгоград.
Вася рассказал, что все 16 лет, пока он жил с цыганами, его заставляли работать, деньги не давали. Отвечая на вопросы полицейских, молодой человек сказал, что укравших его цыган, с которыми жил, он всегда называл мамой и папой, а их четверых детей - братьями и сестрами. Несмотря на свой возраст, он плохо ориентируется в датах, годы считает зимами, не умеет читать и писать. В то же время он бегло говорит на цыганском и утверждает, что он внебрачный сын одного из жителей поселка Верхняя Ельшанка в Волгограде. Около года назад парень сбежал от цыган и жил, где придется, перебиваясь случайными заработками.
Родители молодого человека в Шахтах скончались несколько лет назад, семья была неблагополучной. Вернуться назад в свой дом Вася уже не сможет - здание давно сгорело, в нем никто не жил. Администрация города Шахты Ростовской области оказывает содействие по содержанию парня, сейчас он временно взят в семью на попечение. Молодoй человек не знает, что такое день рождения, поскольку никогда его не отмечал, не знает, как называются разные цвета, как называется страна, в которой он живет. Чтобы установить, действительно ли найденный в Волгограде молодой человек является пропавшим 16 лет назад мальчиком из Шахт, пришлось эксгумировать тело его предполагаемого отца. Экспертиза ДНК показала - следователи не ошиблись, пишет «АиФ». На первое время Василия приютила семья одного из ростовских священников, ему оформляют документы.
Если вы не остались равнодушными к этой истории, помогите тем, кто оказался на улице! -
Маленький белокурый мальчишка ковырял стену магазина, терпеливо поджидая бабушку, которая зашла за молоком. Внезапно сзади раздался вкрадчивый голос:
Мальчик, хочешь шоколадку?
Трехлетний Дима обернулся. Женщина в цветастой юбке протягивала ему плитку. Мальчишка радостно закивал и потянулся за вкуснятиной. В этот же момент цыганка схватила его за руку и быстро увела со знакомой улицы…
ЦЫГАНКА СУНУЛА В ГОРУ ТРЯПЬЯ И ПРИКАЗАЛА МОЛЧАТЬ
Незнакомки привели Диму в грязный шумный дом. Вокруг валялись фантики от конфет, ругались на непонятном языке женщины, пищали дети. Дима вытер с губ шоколад, довольно погладил сытый живот, спрыгнул со стула и собрался домой. Но не тут-то было.
Куда собрался? - цыганка на полпути перехватила бойкого мальчишку. - Побудешь пока у нас. Давай-ка мы тебя переоденем. Сними свою красивую шубку.
В Нижнем Тагиле , тем временем, нарастала паника. На дворе стоял 1991-ый год, и непослушных детей часто пугали байками, мол, будешь себя плохо вести – цыгане украдут. Но всерьез в уральском городке никто этого не боялся – все были на виду, и даже малыши спокойно гуляли во дворах, пока взрослые готовили дома, периодически выглядывая в окно. Поэтому бабушка, чтобы не мучить тепло одетого ребенка в магазинной очереди, оставила его подождать на улице.
Выйдя из магазина, пожилая женщина не нашла внука и бросилась домой - вдруг малыш соскучился по маме и решил пойти к ней? Но там его тоже не оказалось. Перепуганные мать и бабушка бросились в милицию. Через несколько часов по всему городу висели объявления с Диминой фотографией. Милиция методично обыскивала все дома и подвалы. Но мальчонки и след простыл.
Я знаю, что меня искала милиция, они проводили обход домов, - вспоминает сейчас 30-летний Дмитрий Крылов (фамилия изменена. – Прим. Ред) - Даже приходили в дом, где меня держали. Когда со двора раздался шум, цыганка сунула меня в гору тряпья и приказала молчать. Но я был так испуган, что не смог выдавить и слова. Полиция обыскала весь дом, но меня не нашла.
ЦЫГАНЕ БИЛИ МЕНЯ И ПУГАЛИ
После обыска ромалы стали соблюдать осторожность. Дальше двора ребенка не выпускали - по праздникам брали в соседний дом, чтобы посмотреть телевизор. Но отправлять его попрошайничать на улицу боялись - каждый тагильчанин знал, как выглядит пропавший малыш.
Они ждали, что все забудут, как я выгляжу. Уходили попрошайничать сами, - рассказывает Дмитрий. - А меня часто оставляли с «невыездной» старшей цыганской дочерью - она кормила ребенка грудью и сидела дома. Меня она ненавидела со страшной силой: то по голове ударит, то ботинок мой сожжет и меня в пепел сунет. Однажды я не выдержал и решил сбежать. Но в одном сапоге далеко не убежишь, и я быстро вернулся.
Шел 1993-й год. Дима был в плену уже почти три года. По ночам он плакал в подушку. Вспоминал маму, бабушку, братьев и сестричку. Днем - помогал по хозяйству и терпел побои от старшей «сестры». После очередного избиения он не выдержал: выждал момент и опрометью бросился на улицу.
Я прошел совсем немного и столкнулся с первым же препятствием: огромной лужей, - вспоминает Дима. - Стоял, думал, как ее обойти. И тут меня заметила русская женщина из соседнего дома. Я тогда вовсю шпарил на цыганском языке и попробовал ей объяснить, что живу в другом месте. Она быстро все поняла: еще бы, блондин, говорящий на смеси русского и цыганского, лопочет: «Хочу домой! Я сбежал!». Она быстро завела меня в дом и позвонила мужу - офицеру полиции. Он тут же приехал, вызвал подмогу.
Диму отвезли в отделение полиции и стали искать его родителей. А мальчишка сидел и не верил: неужели рабство закончилось?
До сих пор не понимаю, зачем они меня украли. Наверное, хотели заставить попрошайничать, но не ожидали такой шумихи. Моя фотография висела на каждом столбе. А отпускать меня, наверняка, было страшно – я умел говорить и легко мог их сдать. Я до сих пор цыган обхожу стороной, если честно. Никак эта история не забывается. А самое обидное, что я даже не знаю: наказали их как-то или нет? Я ведь был совсем маленьким…
БАБУШКА ВИНИЛА СЕБЯ В ПРОПАЖЕ ВНУКА
Когда Диминой маме сообщили, что он нашелся, она не поверила. После двойного удара - исчезновения сына и смерти матери (у бабушки остановилось сердце, она винила себя в пропаже внука), женщина обезумела от горя и начала сильно пить. К моменту возвращения Димы ее лишили родительских прав, а четверых детей - старших мальчишек и младенцев-двойняшек – увезли в детский дом. Все они были рождены от разных отцов, но никто из них не захотел забирать малышей.
Счастливо спасшегося Диму сперва вернули ей в качестве последнего шанса. Но проверку женщина не прошла: ушла в запой. За мальчишкой никто не следил, еду ему приходилось добывать самому. Иногда домой из детского дома приезжали старшие братья – Женя и Витя. Они привозили мальчишке еду из детдомовской столовой. Однажды органы опеки узнали об этом, и Диму тоже отправили в приют.
Меня определили не в тот детский дом, в котором были братья, поэтому мы потеряли с ними связь, - вздыхает Дмитрий. – С двойняшками я, и вовсе, не был знаком, они тогда были в Доме малютки. Мама про меня быстро забыла, а вскоре умерла, и я остался один на белом свете. В детдоме, без единого близкого человека. Цыганский я знал лучше, чем русский, но меня не обижали, даже друзья появились. Жизнь налаживалась, но родни очень не хватало. В 18 лет я вышел из детдома, устроился слесарем, женился, у меня родился сын. И я твердо решил найти братьев и сестру, чтобы у меня была полная семья.
ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С БРАТОМ РАДОВАЛИСЬ КАК ДЕТИ
Первым делом Дима накопил денег на компьютер. Разобрался с программами и стал искать родных по соцсетям - благо имена братьев и сестры он помнил с детства. Но поисковик упорно выдавал отказ, мол, такие не зарегистрированы. Парень разбросал по всему интернету объявления о том, что ищет родственников и стабильно, раз в месяц, проверял, не появилось ли от них новостей. И вот, однажды, введя в очередной раз имя старшего брата, обомлел: 38-летний Женя оказался известным в Нижнем Тагиле благотворителем. Он помогает малышам из детских домов, в память о своем тяжелом детстве.
Я не слышал о Жене, он не афишировал свою деятельность, - вспоминает Дима. – А потом завел собственный сайт, и я тут же на него вышел. Не раздумывая, написал ему, мол, я твой брат, узнаешь меня? Женя сразу понял, кто я: обрадовался и растрогался. Оказалось, он тоже искал меня, но я тогда еще не был зарегистрирован в соцсетях. Начал рассказывать о нашей семье. Выяснилось, что старший Витя уже умер. Мне было очень грустно, ведь в детстве мы были близки: парни привозили мне еду из детдома, учили кататься на велосипеде, разбирались с теми, кто меня обижал. На следующий день мы с Женей встретились. Обнимались, радовались, как дети, но не плакали. Мы ведь мужики!
После этого братья решили вплотную заняться поиском младших двойняшек: брата и сестренки. Обратились в Дом Малютки, но там сказали лишь, что Надю и Вову усыновили. Остальную информацию раскрывать отказались, сославшись на тайну усыновления.
ДВОЙНЯШЕК НАШЛИ В ШТАТЕ АЛАБАМА
Братья снова с головой окунулись в Интернет: искали любую зацепку. Но двойняшки как сквозь землю провалились!
Однажды мне написала незнакомая женщина, - улыбается Дима. – Она оказалась волонтером, который помогает разлученным семьям. Спросила, не ищу ли я брата и сестру. Рассказала, что они нас с Женей вовсю разыскивают, а она случайно увидела их объявление. И не поленилась найти меня. Назвала мне их новые имена - Брена и Шон. Оказалось, что их в детстве усыновили и забрали в Америку ! Сейчас они живут в штате Алабама . Стало понятно, почему мы никак не могли их обнаружить - мы-то искали по русским именам.
Дима с Женей тут же написали новоиспеченным родственникам. С первой же минуты стало понятно: они - одна семья. Брат и сестра рассказали, что много лет искали родню в России , но не могли выйти на их след. Двойняшки даже подумывали сбежать обратно на Родину: американские родители воспитывали их в строгости и били за шалости. Но им тогда было по 16 лет, и в итоге ничего не вышло. Сейчас Шону и Брене, а точнее Наде и Вове – по 25. Но они не теряют надежду, вернутся в Нижний Тагил – несмотря на то, что они не знают языка и не имеют виз, они загорелись желанием посмотреть на края, в которых родились.
Брена стала настоящей американкой с "голливудской улыбкой" Фото: личный архив
Нам сложно общаться: мы не знаем английского, а они - русского, - улыбается Дмитрий. - Но мы чувствуем, что мы одно целое, и собираемся встретиться. В ближайшее время они хотят приехать в Нижний Тагил - на Родину. Мы ждем не дождемся встречи!
Ольгу Романович из Минска в четыре года похитили цыгане. Ее продали другой семье за пару сережек. Девочке дали другое имя, она выросла в таборе, но всегда чувствовала себя чужой. Приемная бабушка рассказала ей правду перед смертью и сказала ей найти родную мать. В 20 лет Ольга разыскала свою семью. Оказалось, родителей лишили прав опеки, а ее братья находятся в приемной семье. Самой девушке было негде жить. Историю Ольги Tut.by.
Цыгане похитили девочку, когда ей было четыре. Они попросили маму Оли Тамару купить им сигарет, пока женщина была в магазине, ее машину угнали вместе с ребенком. Девочку продали цыганской семье в приграничный город Сороки за пару золотых сережек. Теперь ее звали Мария Превда.
Воспитанием девочки занималась приемная бабушка. Цыганка хорошо относилась к ней, но Ольга не ощущала родства с семьей. В 73 года бабушка скончалась. Перед смертью она сказала внучке: ««Ищи свою настоящую мать. Если бы я знала, кто она, я бы тебе это рассказала».
Четыре года назад Ольга разыскала родных. Встреча принесла не только радость. Девушка с болью рассказывает, что стало с ее мамой.
Я плакала. Моя мать очень больна. Она не живет, она просто существует. Она живет в своем собственном мире, и я не хочу причинять ей боль. Я не осуждаю свою мать за то, что со мной случилось. У моей матери была тяжелая жизнь. Она не виновата в случившемся, так сложилась судьба.
У Ольги двое братьев, они живут в приемной семье. У самой девушки нет дома. Власти Минска выхлопотали для нее комнату в общежитии. Романович пыталась встать в очередь на жилье, но раз за разом получала отказ. Столичная прокуратура выяснила, что у Ольги есть право претендовать на квартиру, несмотря на наличие дома у ее матери.
Дом матери Ольги Романович находится в микрорайоне Цна. Раньше он был деревней, а сейчас входит в состав Минска. Здесь современные коттеджи построены по соседству со старыми домами. Тот, в котором живет Тамара, и вовсе неприметен. Жить в нем нельзя. Женщине пришлось переселиться в вагончик.
Где-то писали, что Томкин дом кирпичный, на две квартиры, но это не так. Это ж дом ее племянницы! А сама Тамара живет в вагончике на огороде… У нее обычная хата, стоит сразу за домом племянницы, но жить в ней нельзя. Люди рассказывали, что пол в хате провалился, потолок прогнил. Вот и перешла она в этот вагончик.
Местные жители редко видят Тамару. Она ни с кем не общается, видят ее только у колонки с водой.
Вряд ли вы с ней поговорите, даже если увидите. Она больна, ходит с отрешенным видом… Ольгу, девочку ее, тут никто не помнит, историю ее исчезновения узнали лишь тогда, когда она нашлась. Тут она не появляется.
Ольга Романович неохотно делиться подробностями своей жизни.
Живу в общежитии, жду, когда решится вопрос с очередью, - скупо отвечает на вопросы девушка.
Согласно материалам прокуратуры, девушка писала заявление в администрацию Советского района с просьбой поставить ее на учет нуждающихся как «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ей отказали из-за совершеннолетнего возраста и отсутствия регистрации в Минске в течение десяти лет. Ольга обратилась в прокуратуру, чтобы разобраться в законности этого решения.
Выяснилось, что в администрации не учли обстоятельства, при которых Ольга осталась без жилья. Прокуратура установила, что «перемена места жительства заявительницы обусловлена исключительно преступными действиями третьих лиц, не позволившими ей своевременно реализовать гарантированное государством право на улучшение жилищных условий». Более того, дом в Цне, где прописана Ольга, не пригоден для жизни. Его признали не соответствующим санитарным и техническим нормам.
Учитывая вскрывшиеся факты, администрации Советского района пересмотрела свое решение.
Согласно с предложением общественной комиссии, сегодня было принято решение о постановке Ольги Романович на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, проживающего в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - рассказали в отделе жилищной политики администрации Советского района. - Это общая очередь, в ней стоит больше семнадцати тысяч человек.
«Минимум», которая является дочерней компанией службы заказа такси «Лидер», поступил заказ «по факту» с начальным адресом – Азовский переулок 8. Когда я приехал по указанному адресу, ко мне подошли двое цыган и одна цыганка. Позже я узнал, как зовут цыган. Одного из них звали Егор, он был лет 30 на вид, хотя он мне сказал, что ему 38 лет, лицо смуглое, сбоку лицо похоже на лицо неандертальца, среднего телосложения, рост 160 см, был одет в черную кожаную куртку и спортивные штаны, без головного убора. Другого цыгана звали Гоша, он был лет 20 на вид, хотя мне он сказал, что ему 13 лет, лицо смуглое, но чуть светлее, чем у Егора, на лицо неандертальца почти совсем не похоже, рост 170 см, был одет в майку, штаны тоже были, на голове красовалась кепка. Цыганка села в машину, а двое цыган пошли обратно к дому, сказав, что им нужно купить дом. Через несколько минут они вернулись в машину и на них ругались две женщины , говорив, что их Бог накажет и что цыганья здесь не надо. Усевшись в машину, Егор мне показывал дорогу. По дороге он предложил мне поездку в поселок Тальменка Алтайского Края за 3000 рублей. Я сказал, что поеду только со 100% предоплатой. Он согласился, показав мне стопку денег, снаружи которой лежала 5000 купюра. Увидев 5000 купюру, я согласился. Поехали по улице Одоевского и прямо пересекли Старое шоссе. Далее, долго петляя по бездорожью, мы подъехали к дому, возле которого были цыгане. Все вышли из машины и стали громко говорить на цыганском языке. Ко мне подошли два цыганенка. Один из них спросил меня, продаю ли я машину. Но я не успел ответить, в этот момент в машину сели Егор и Гоша. Егор сказал, чтобы я вез их в Тальменку. Я потребовал деньги, на что Егор сказал, что сейчас пока даст мне 1000 р, а остальные деньги отдаст в дороге. Мы поехали до заправки. На заправке я радостно размахивая тысячной купюрой сказал, что заправлюсь на 1000 р, но не тут то было, Егор забрал у меня эту купюру и заправил меня на 500 рублей. На выезде с заправки, я снова потребовал 100% предоплату, но Егор сказал, что у него пока нет 2500 р., зато очень много денег есть в Тальменке, и нужно туда за ними ехать. Я сказал, что не поеду туда, но Егор стал меня уговаривать, говорив при этом, что у него маленькие дети. В итоге я все-таки согласился ехать в Тальменку и мы поехали. На остановке «Матвеевка» мы остановились, Егор с Гошей вышли и пошли в магазин , вернувшись в машину, в руках они держали две бутылки пива объёмом 1.5 литра и самсу. По дороге в Тальменку они пили пиво, пели цыганские песни, разговаривали на цыганском и поучали меня как мне нужно ездить за рулем. На трассе мы остановились возле придорожного кафе, но как позже оказалось, оно не работало. Это открытие совершил Гоша, выйдя из машины и прозондировав обстановку . Выехав на трассу, слева Егор увидел «Марию Ра» и мы поехали к ней. Егор с Гошей пошли в магазин и вернулись с продуктами. Среди них была колбаса, сыр, майонез, хлеб и луковица. Блин, луковица! Я чуть не опешил! Они предложили мне поесть, но я сказал, что я тороплюсь и поедим в дороге. По дороге Егор делал бутерброды с сыром и колбасой и поливал майонезом и раздавал всем в машине, то есть мне и Гоше. Лук порезал на маленькие кусочки и стал засовывать мне в рот, кстати, вкусно получилось. Приехали в Тальменку когда было уже темно. Подъехали к «Марии Ра». Тут Егор стал звонить по телефону, из которого раздавались громкие цыганские голоса. Он сказал мне, что нужно узнать адрес прибытия. Через некоторое время он его узнал и сказал мне ехать на Банковский переулок 13. Подъехав по указанному адресу, цыгане сказали, что что-то не то и Егор снова стал звонить, выйдя из машины. Тут Гоша попросил меня уступить ему руль, на что я отказался. Он долго меня уговаривал, говорил, что если я буду за рулем, то его убьют, но после того как я ему сказал, что он сядет за руль только через мой труп, он отстал от меня. Подъехала машина и Егор сел в нее. Гоша сказал, чтобы я ехал за ней. Петляя по частному сектору, мы подъехали к частному дому. Затем машина с Егором уехала, а Гоша попросил меня ездить туда-сюда-обратно возле частного дома и проезжая мимо него сигналить, при этом я наблюдал толпу цыган, которые сильно кричали в тот момент, когда мы мимо них проезжали. Позже я узнал, что Гоша хотел украсть невесту. Затем мы поехали к «Марии Ра», где нас ожидала машина с Егором. Егор подошел к моей машине, открыл мою дверь и сказал мне, чтобы я выходил из машины, на что я не согласился. Егор разозлился и достал нож, направив его в мою сторону. Я его спросил, убьет ли он меня. Он сказал, что убьёт, если я не выйду из машины. Я ему сказал, что пусть убивает, на что он, вместо того, чтобы ударить меня ножом, дал мне пощечину. Почувствовав физическую боль, я не захотел испытать её вновь и поэтому согласился перелезть на пассажирское сиденье слева, не выходя из машины. Из машины я не хотел выходить , потому что боялся, что цыгане уедут без меня. Гоша стал возникать, он хотел, чтобы я сел на заднее сиденье, но Егор сказал, чтобы я сидел возле него. Усевшись за руль, Егор стал выполнять те же манёвры, что выполнял Гоша возле дома цыган. Совершив несколько манёвров, мы поехали в сторону Новосибирска. Тут я вспомнил про оплату поездки, на что Егор ответил, что у них не получилась некая операция, и денег у него нет, но он сможет отдать их в Новосибирске . По дороге в Новосибирск они снова орали цыганские песни и не только. Например, я удивился, что Егор спел песню Меладзе «Я не могу без тебя» в цыганской манере. Так же они ругались на цыганском языке. Я спросил Егора о том, что, наверное, Гоша хочет сесть за руль. Егор сказал, что да. Еще я просил, чтобы я сел за руль, ведь маневры уже завершены. Егор пообещал попозже уступить руль, говоря, что он хочет за рулем протрезветь. По дороге еще заправлялись на 200 и 300 рублей. Возле города Бердска Егор уступил Гоше руль и Гоша сказал, что бы мы «держались» и мы поехали с огромной скоростью. Оказавшись в Новосибирске, мы стали хаотично ездить по этому живописному городу, в том числе и по бездорожью , где у меня потерялся бампер с номером. В дороге Егор постоянно заставлял меня есть, как будто он хотел скормить меня табору цыган или собакам. По пути Егор потребовал, чтобы я пересел на заднее сиденье. Несколько раз подъезжали к круглосуточному магазину, расположенному по адресу Старое шоссе 5/1, далее магазин «24 часа». Там Егор покупал спиртное. Далее мы поехали в сторону села Болотное, но на дороге, которая ведет к Каменке с Гусинобродского шоссе , мы развернулись и поехали на Гусинобродское кладбище. Я спросил, зачем нам ночью ехать на кладбище, на что Егор ответил – «чтобы тебя убить». Меня он спросил, боюсь ли я, на что я не отвечал, но сказал, что не хочу умирать. Заехав далеко вглубь кладбища, мы остановились, и Егор потребовал у меня выйти из машины. Но я отказался. Тогда он один вышел и пошел к могилам. Тут Гоша стал требовать, чтобы я с ним пошел за Егором, но я отказался. Тогда они оба вышли. В этот момент я мог бы уехать, но я бы тогда почувствовал досаду, что дело незавершенное. Затем мы в очередной раз подъехали к магазину «24 часа». Егор вышел из машины и пошел за спиртным. Я спросил Гошу, когда мы завершим поездку, на что Гоша ответил, что боится меня отпускать, так как я могу пойти в полицию и все рассказать. Я пообещал, что этого не сделаю. Затем и Гоша пошел в магазин к Егору. Пока они были в магазине , я решил забрать телефон с держателя. Когда цыгане вернулись, Гоша заметил в машине работающий регистратор, сорвал его и растоптал, выкинув обломки в кусты. После этого Гоша сказал, что меня необходимо убить, так как совсем теперь недоверяет мне. Егор потребовал от меня телефон и забрал его, проверяя звонил ли я в полицию. Далее мы поехали к реке. Подъехав к реке, Егор потребовал от меня, чтобы я вышел из машины. Я попросил покурить перед смертью и вышел из машины. Егор стал пристально смотреть на меня, держа руки в карманах. Тут я спросил, можно ли выйти из сложившейся ситуации без моей смерти . Егор сказал, что да, но я должен переписать на него свою машину. Я согласился. После этого мы поехали в сторону Болотного через Каменку. По дороге на выезде из Дзержинского района, Егор потребовал у меня кошелек, который я ранее доставал из правой двери . Я отказался, тогда Егор стал ругаться и дал мне пощечину, после чего я отдал ему свой кошелек. Он вытащил из кошелька 3700 р и положил кошелек в «бардачёк». Обнаружив в кошельке банковские карты, он спросил, есть ли там деньги, на что я ответил, что нет. Он вначале не верил и злился, потом отстал, сказав, что я «мразь». Проезжая мимо Сокура мы увидели «голосующую» девушку и остановились. Девушка попросила довезти её до поселка Мочище. Когда она села в машину, Гоша потребовал у неё «фиолет». Она сказала, что даст 500 р, но Гоша потребовал 1000 р. Она сказала, что у нее нет таких денег, на что Гоша ответил, что тогда она будет иначе расплачиваться. Перед трассой Егор сказал, чтобы я садился за руль, так как на трассе могут быть гаишники, и я радостно пересел. Подъезжая к поселку «Мочище» я спросил, нужно ли поворачивать, на что Гоша сказал, чтобы я ехал дальше. Затем цыгане уснули, а я вел машину в сторону Болотного , надеясь найти хоть одного гаишника или полицию. Подьехав к Болотному, Гоша в полудреме стал будить Егора в полудреме. Но полностью у них проснуться не удалось. Я ездил по поселку в надежде найти хоть одну полицейскую машину и наконец, увидев машину охраны, я выехал им на встречку. Подбежав к машине охраны, я сказал, что у меня в машине грабители . Охранники тут же подбежали к моей машине, вытащили преступников и девушку, посадили в свою машину и сказали ехать за ними. Подъехав к полиции, все вышли из машины, и пошли в полицию. В итоге поездка длилась около 12 часов, при этом в общей сложности мы проехали 607 км.
Таким образом, на протяжении данной поездки преступники успели совершить похищение двух людей с угоном машины , с применением насилия и угрожая холодным оружием, управляя транспортным средством в пьяном состоянии, испортили машину, потеряв по дороге бампер, разломали видеорегистратор, ограбили меня и девушку, меня на 3700 р, а девушку на 500 р, забрали у меня телефон.
"Лежи тихо - а то тебя цыганка украдёт!" Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета? Если не знаете, то почитайте эту статью.
Увы, не только фольклорная традиция,
но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа.
С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и
писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу,
как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно,
чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало
кто помнит трагикомедию Александра Харди "Прекрасная
египтянка", или "Цыганку" Эжена Скриба.
Тем более забыта новелла XVII века "Невинная египтянка"
Жана-Пьера Камю. Но пьеса "Проделки Скапена",
созданная великим французским драматургом Мольером известна
уже больше.1
Вспомним также "Цыганочку" Сервантеса. Героиня
этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной
семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль
в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие
на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит,
что Эсмеральда в романе Гюго - украденная дочь французской
горожанки? И кому не знакома развязка "Женитьбы Фигаро"?
Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что
Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только
особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями
помог выяснить истину.
Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие
атрибуты, необходимые для узнавания через много лет -
настолько стандартный литературный приём, что порой становится
просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась
в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских
пьесах.2
А потом подключилось
кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма - снова
не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде
окутано туманом незаконной сделки.
Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует
в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что
в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается
так же "часто", как таборное людоедство.
Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии.
Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала,
что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с
собой. "Похитители" были немедленно арестованы,
началось следствие - и что же? Оказалось, что наглая девчонка
сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища
в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени
были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда
можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась,
судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган
выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён
денежный сбор...3
Но ведь бывали в таборах светловолосые
дети? Откуда?
Не будем забывать, что цыгане - такие же люди, как все
остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли
стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких
случаях люди обычно идут на усыновление…
Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно
же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной
крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой,
заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род
обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный
сирота встречался в национальной среде исключительно редко.
Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить
или удочерить ребёнка чужой национальности.
Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений.
Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они
находили малыша, который воспринимался как "лишний
рот". После этого цыгане договаривались либо с родственниками,
либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли
усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился.
Приведу конкретные примеры.
В 1875 году в российской прессе появилось следующее свидетельство:
"…В одной деревне, около которой стоял табор, умерла
крестьянка, оставив маленького ребёнка. Отец не обращал
на него ни малейшего внимания и пил с утра до вечера.
Не знали что и делать с ребёнком; взять его к себе никто
не решался, понятно, наши крестьяне не отличаются богатством,
а в каждой семье и своих ребят девать некуда. Пришли из
табора цыганки ворожить. Бабы обрадовались случаю, обступили
их, стали гадать и об ребёнке не забыли. Одна цыганка,
услыхав эту историю, стала просить его себе, говоря, что
детей у неё нет, и что она будет очень рада, а что он
им лишняя обуза. Подумали, потолковали да и отдали, конечно,
с согласия отца. Так он и вырос в таборе, только серые
глазёнки да белокурые волосы отличали его от других цыганят.
Он так свыкся с цыганами, с их жизнью и языком, что после,
когда подрос, и слышать не хотел, что он русский.
- Нет, я не русский, я цыган; вон моя мать, она цыганка,
- говорил он, указывая на свою приёмную мать.
И действительно, его нельзя было принять за русского:
говорил он на своём родном языке ничуть не лучше товарищей;
акцент его был чисто цыганский, да и наружностью он мало
походил на русского крестьянина. Выражение цыганской удали
и бесшабашности оживляло его лицо и положительно отличало
его от земляков. Только и осталось в нём русского, что
православная вера, и то благодаря тому, что цыгане в России
все православные".4
У известного нашего бытописателя Даля есть рассказ "Цыганка"
со сходным сюжетом. Там рассказывается о девочке из дворянской
семьи, которую табор спас во время польского восстания.
Во время пожара и резни никому не было дела до бедного
ребёнка. Не сумев найти настоящих родителей, цыгане забрали
девочку с собой и вырастили как родную.5
Подобные случаи известны не только по литературе. Молодой
цыган из Белоруссии Дмитрий Гасперович дал себе труд записать
историю своей семьи. О стиле он не особенно заботился.
Но ведь для нас главное - смысл. Поэтому приведу письмо
Дмитрия без замены некоторых цыганских слов (хотя и с
некоторыми сокращениями).
"Фёдор (мой дед) - ему 81 год - и он мне рассказывает
много историй из жизни и что ему рассказывали. Фамилия
его Семченков - это русская фамилия... Во время царя Николая
в деревне под Смоленском появился табор цыган. И была
одна ромны
ходила по домам, просила еду или что
дадут. И вот зашла она в избу... тогда двери не запирали.
Она спросила: "Есть кто в доме?" Увидела сапоги,
свисающие с печи, и ребенка, плачущего в раскрытых пелёнках
на столе. На печи лежал пьяный гаджо
... он привстал.
- А, цыганка... чего ты хочешь?"- спросил он. - "У
меня ничего нет уходи". Та уже собиралась уходить.
Мужик сказал: "Хотя постой... вон ребёнок если хочешь,
забирай..." Оказалось, что мать этого ребенка умерла
сразу после родов, и ребёнок был обречён на смерть, необходимо
было выкормить, нужно было молоко... и бывает так... так
случилось, что она не могла иметь детей. У неё был муж,
но детей иметь своих они не могли. И она с радостью взяла
ребёнка, но сказала: "Я его выращу - а подрастёт
- ты заберёшь назад? Пойдём со мной в волость, надо подписать
документы". Так она взяла ребенка, закутала в пелёнки
и растила как своего единственного сына.
Этого ребёнка окрестили сразу после рождения, имя дали
Абрам, и фамилия Семченков осталась. Русская фамилия.
И поменять её она не смогла после, потому что ребёнок
уже был записан в церковном документе. Просто в графе
"мать" заменили имя. Отец ребёнка - мужик этот
- был фельдфебель, и звали его Григорий... больше о нём
неизвестно ничего. А Абрамчик этот русский, белый - рос
в цыганской семье. И преуспевал среди цыган. Абрам это
моего деда дед. Он прожил 102 года. Фамилия ромэндэ
была "мурашкины
". Абрам считал их как
мать и отца. Но приёмный отец был не авторитетным, а братья
этой цыганки были мурша
. Абрамчик в детстве держался
больше к братьям приемной матери. Он был русский, беленький,
но умный, у цыган научился всему и преуспевал во всём,
как подрос. Ездил на ярмарки, продавал, менял. Покупал
коней лучше самих цыган. Он был светлый и легко с русскими
находил общий язык, и его гадже
уважали. Но хоть
он по крови был русским - вырос то он с цыганами - и сам
себя считал цыганом. Жили они в селе под Смоленском, а
тарго
был в городе Демидове".
Подобные истории и стали "фактической
основой" для мифа о краже детей. Хотя в реальности
никакого криминала здесь нет. Наоборот, цыган следовало
бы поблагодарить за усыновление сирот. Примерно это я
и написал в своей "Истории цыган". Однако, после
того, как книга была напечатана, пресса стала подтрунивать
над "историями о цыганской благотворительности".
В какой-то степени я понимаю журналистов. Ведь самые свежие
сведения о приёмных детях относились в моей монографии
к XIX веку. Но поймите и меня. Вопрос это деликатный.
Я знаю очень много современных историй такого плана. Цыгане
разных этнических групп и в советский период обращались
в детские дома. Но ведь существует тайна усыновления,
и далеко не все семьи хотят широкой огласки. В частной
беседе мне рассказывают всю подноготную, но… просят фамилий
не упоминать, хотя, по моему разумению, стыдиться здесь
нечего.
К счастью, в 2002 году нашлась, наконец, цыганская семья,
прорвавшая информационный барьер. 25 октября вся страна
увидела по каналу НТВ документальный фильм о кэлдэрарах
,
из Ростовской области, которые усыновили русского мальчика,
чтобы вырастить его как родного и сделать наследником
своего богатого дома. Из комментария зритель узнал, что
родная мать ребёнка лишена родительских прав. К моменту
интервью приёмный сын разговаривал по-цыгански лучше,
чем по-русски. И пусть журналисты за кадром выражали сомнения,
будет ли счастлив этот белобрысый парнишка среди чужого
народа. Я-то знаю, как на практике складывается жизнь
таких детей. В любом случае спасибо авторам фильма Владимиру
Золотницкому и Светлане Обиходовой.
Кстати, я лично видел в некоторых котлярских
посёлках
десятки официально усыновлённых белобрысых мальчишек.
О причинах усыновлений откровенно написал цыган-котляр
О.Н.Петрович. В своей книге, вышедшей в 2006 году, он
рассказывает следующее:
"В семьях цыган, где не было сыновей, а рождались
лишь дочки, люди усыновляли чужих беспризорных детей,
не придавая значения национальности ребёнка".6
Иногда наша пресса, сама того не желая, опровергает "чёрную
легенду". 19 апреля 2002 года газета "Жизнь"
поместила очерк Анны Салымской под пугающим заголовком
"Мать продала сына цыганке". Содержание этой
документальной статьи оказалось, вопреки ожиданиям вполне
пристойным. Меняются столетия, государства, люди - но
сценарий всё тот же. Бездетная цыганка вырастила ребёнка,
который не был нужен родителям.7
Но ведь кражи существуют! - возмутится читатель. - Разве
не пишут газеты о конкретных случаях? Славянских детей
крадут, чтобы они собирали милостыню!
Не буду спорить с тем, что статьи такого рода периодически
выходят. Более того, существует официальная точка зрения.
В 2002 году российская милиция провела так называемую
операцию "Табор". Были проверены стоянки цыган,
приехавших на заработки в крупные города. Заместитель
министра МВД, начальник службы общественной безопасности
Александр Чекалин сообщил, что основной целью операции
была борьба с эксплуатацией цыганами собственных детей.
(Имелось в виду попрошайничество на улицах). В финале
пресс-конференции зам. министра привёл статистику, которую
наши СМИ комментировали так:
"При цыганах были обнаружены 2143 ребенка в возрасте
до 7 лет и 2274 возрасте от 7 до 16 лет. Происхождение
221 ребенка цыгане не смогли даже объяснить. По мнению
Чекалина, скорее всего, эти дети были взяты в наем или
куплены специально для совершения правонарушений".8
Я думаю, понятно, как наше общество реагирует на такие
обвинения. Выходит, всё это не сказки! Оказывается, наша
милиция выявила более 200 украденных цыганами детей!
Естественно, я не мог пройти мимо таких публикаций. Уже
в 2003 году я издал монографию "Цыгане
и Пресса" (2 выпуск) . Там я подробно остановился
на этой "болевой точке". Ведь на самом деле
"страшилки" о двух сотнях похищенных малышей
- это плод элементарного недоразумения. У нас нет никаких
оснований для того, чтобы обвинять милицию в сознательной
лжи. Просто зам. министра и его подчинённые неверно истолковали
реальную ситуацию.
Полагаю, будет правильно, если в рамках этой статьи я
повторю свои рассуждения. Но вначале объясню, почему беру
на себя роль эксперта.
Основным объектом операции "Табор" стали стоянки
венгерских цыган, приехавших из Закарпатья в Москву и
Петербург. Так сложилось, что я вёл этнографические исследования
на тех самых лесных стоянках, где милиционеры "обнаружили
украденных детей". Всех обитателей полиэтиленовых
палаток я знаю поимённо. И за последние восемь лет у меня
была возможность досконально разобраться в весьма запутанной
системе родства у цыган-"мадьяров".
Ни одного похищенного ребёнка на стоянках, естественно,
не было. Все детишки в полиэтиленовых "будках"
были свои - цыганские. А рождались нездоровые сенсации
так. Милицейский патруль задерживал женщин идущих в город
на промысел. Документов на детей не было, а если и были,
то часто "не те". Далее цитирую отрывок из монографии
"Цыгане и пресса".
"Объясняется отсутствие документов следующими типовыми
ситуациями:
а) заболевшая женщина отпустила своего ребёнка с уходящей
в город подругой
б) многодетная мать с рождения отдала ребёнка на воспитание
родственникам. Оформлять младенца на чужую фамилию не
стала, чтобы не терять "детское пособие", получаемое
на Украине.
в) после развода и создания новой семьи (а у мадьяров
в отличие от прочих цыган разводы очень часты) ребёнок
числится по прежней фамилии, что автоматически делает
его украденным в глазах милиции.
г) юная девушка может нести за спиной сводного братишку
д) семья, оставшаяся на родине, отпускает детей с родственниками
в Россию "на заработки".
Я мог бы перечислять типовые ситуации и дальше, но замолкаю,
дабы не утомлять читателя. Надеюсь, уже из сказанного
видно, насколько расходится реальная жизнь с её бумажным
отражением. Русские милиционеры кстати, могут быть искренне
уверены в том, что налицо криминал. У многих "мадьярских"
детей абсолютно не цыганский вид: голубые глаза, светлые
волосы… Подозрения перерастают в уверенность, когда такого
ребёнка приходит забирать из приёмника-распределителя
чёрная как сапог мать. Я вынужден во всех своих публикациях
напоминать снова и снова. "Мадьяры" из Закарпатья,
это вовсе не кочевники в вашем привычном понимании. Их
предки по меньшей мере триста лет жили осёдло бок о бок
с венграми. Разумеется, интенсивно шло смешение крови,
результаты чего мы сейчас и наблюдаем. Когда экономический
кризис оставил мадьярскую общину без привычной ей работы
на фабриках, оседлые цыгане Закарпатья ринулись на заработки
в более благополучную Россию. Их-то наши журналисты и
принимают за кочевников в десятом поколении."9
Кстати, газеты Петербурга публикуют статьи, в которых говорится, будто на Обуховской стоянке милиция освобождает "незаконно усыновлённых детей". Прочитав такие статьи, впору хвататься за голову. Процитирую материал из "Невского времени":
"Цыганка-подросток пожаловалась, что милиционеры
постоянно "мешают работать": "Детей, когда
на минутку оставим в переходе, тут же увозят и сдают в
приемник-распределитель".
Но на самом деле, как выяснилось в беседе с начальником
Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
Владимиром Шибаевым, ни один задержанный милицией ребенок
из табора не оказался для цыганок родным ребенком.
В последний раз в ЦВИП доставили пятерых цыганят. Местом
своего проживания попрошайки назвали табор, осевший в
районе Обухова. Через пару дней объявились родители и
потребовали вернуть детей. Однако доказать родственные
узы с потеряшками им не удалось. Жофия Матей - женщина,
назвавшая себя матерью цыганят, - требовала вернуть девочек,
но предъявила свидетельства о рождении мальчиков. Документы
были явно фальшивыми: цыганка заполняла их сама не очень
грамотно. С Украины пришло подтверждение, что цыганята
- жители деревни Отдельный хутор. Потеряшки будут возвращены
на родину.
Незаконное "усыновление" малюток, похищенных
на Украине, в Молдавии и других странах СНГ, - факт обыденный
среди цыган. Ни один лжеродитель не был привлечен к ответственности".10
Надеюсь, читатели уже поняли, что в реальности стоит за пугающими статьями. Мне же остаётся разоблачить передержку, будто ни один задержанный ребёнок не оказался по документам родным для "обуховского" табора. На моих глазах подобные недоразумения десятки раз кончались тем, что цыгане предоставляли нужную бумагу и получали своих чад назад. Вместе с тем изредка цыганёнка действительно предпочитают (от греха подальше) отправить по этапу в Закарпатье. И, конечно же, добрым дядям и тётям не приходит в голову, какую моральную травму получает несмышлёныш, которого насильственно вырывают из родной среды. Помучившись несколько недель в окружении чужих людей и на казённых харчах, ребёнок вновь попадает в свою семью - стоило ради такого исхода воду в ступе толочь!
Мы с вами рассмотрели проблему с разных сторон. Без малого
15 лет я изучаю вопрос с "украденными детьми",
что называется, "изнутри". За эти годы я не
обнаружил ни одного реального похищения. По сути, есть
только два типа ситуаций.
Либо цыгане воспитывают сирот.
Либо их собственных детей принимают за краденых из за
нехарактерной внешности.
Прежде, чем мы расстанемся с древним мифом, я рекомендую читателям прочитать , основанную на воспоминаниях Яна Йорса. В детстве этого писателя приняли за "краденого ребёнка". О том, как это произошло, он рассказывает с большим юмором.
P.S. В 2013 году европейские и российские СМИ облетела новость об украденном "белокуром ангеле" - несчастной девочке Марии. Чем кончился этот скандал, вы можете прочитать в статье Лилит Мазикиной.
1. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY.,
1973. P. 261.
2. Vaux de Foletier Francois de. Le monde des Tsiganes.
P., 1983. С. 185-188.
3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s
gypsies. NY., 1972. Р. 34.
4. Бессарабские цыгане. Нива. СПб., 1875. № 42. С. 658.
5. Даль В.И. Цыганка. Полное собрание сочинений Владимира
Даля (казака Луганского). т.5. СПб-М., 1897.
6. Петрович О.Н. Барон табора сапоррони. Тверь, 2006.
С. 5.
7. Салымская Анна. Мать продала сына цыганке. Жизнь. №72
(159) М., 19.04.2002
8. Ежедневная электронная газета "Утро". 30
июля 2002 года.
9. Бессонов Н. Цыгане и пресса. Вып.2. М., 2003, С. 28,
29.
10. Табор на свалке. Невское время No 139(1781) 4 августа
1998 г.