Проказы старухи. Проказы старухи-зимы — Ушинский К.Д
Константин Дмитриевич Ушинский
Проказы старухи-зимы
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!
Урок литературного чтения в 2 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)
Тема: К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка».
Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.
Предметные УУД: чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла.
Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.
Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.
Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.
Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи – зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.
Материально-техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, мультимедийный проектор,
Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии.
Парная работа: карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Пожелайте друг другу удачи.
- Введение в тему урока. Целеполагание урока.
Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
В результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):
- Речевая разминка.
- Проверка домашнего задания.
- Работа в парах.
- Знакомство с автором.
- Словарная работа.
- Чтение сказки.
- Физминутка.
- Составление модели обложки.
- Работа в тетради.
- Домашнее задание.
- Речевая разминка. (Слайд №2)
- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).
Около кола - колокола,
И на колах - колокола.
1. Прочитайте глазками.
2. Прочитайте шёпотом.
3. Прочитайте вслух.
4. Прочитайте медленным темпом.
5. Прочитайте быстрым темпом.
6. Прочитайте с восклицательной интонацией.
7. Прочитайте с вопросительной интонацией.
Молодцы!
- Работа в парах.
Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах).
Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания.
А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3)
Молодцы!
- Знакомство с автором. (Слайд №4)
Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород - Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такие книги как: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д. (Слайд №5,6)
Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
- Словарная работа. (Слайд №7)
На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.
- ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
- ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
- ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
- ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
- САЛАЗКИ - САНКИ
- ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
- СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
- Чтение сказки. (Слайд №8) Хрестоматия 1 часть с.16-19
Чтение текста учителем.
Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.
Беседа по прочитанному тексту.
Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
Как зима решила расправиться с птицами?
Что сделали птицы?
Как звери спасаются зимой от мороза?
Что сделала зима с реками и озерами?
Как спрятались рыбы?
Как приготовились люди к зиме?
Почему не боятся зимы дети?
Почему зиме стало обидно?
- Физминутка. (Слайд №9)
Утром бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
- Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).
Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации). (Слайд №10,11,12,13)
Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:
Как спасались от зимы птицы? (1 точка)
Что сделали звери, чтобы защититься от холода? (2 точка)
Как спрятались рыбы? (3 точка)
О зимних забавах детей? (4 точка)
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
- Составление модели обложки.
Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?
Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.
Жанр нашего произведения? (Сказка). (Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).
Тема сказки? (О природе).
Заголовок? (Проказы старухи – зимы).
А теперь самостоятельно составьте модель обложки.
Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)
- Работа в тетради. (с.57)
- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57.
Прочитайте заголовок.
Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).
Давайте поработаем над 1 заданием.
Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.
А про 2 задание я вам скажу немного позже.
- Итог урока. (Слайд № 15,16)
Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
Что больше всего понравилось? Запомнилось?
Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.
- Домашнее задание. (Слайд № 17)
Х. 1 часть с.16-19 выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.
- Рефлексия. (Слайд № 18)
Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху [Стреха, застреха – нижний край крыши, образующий навес.] забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поле, завалила сугробами леса; одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет; медведь в берлоге лапу сосет; заинька прыгаючи греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.
Пуще злится зима – до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее.
«Ну, постой же, – думает зима, – дойму я людей», – и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так, что бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примется топором махать, даже пот прошибет. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись; от лошадей пар валит; извозчики ногами потапывают, рукавицами похлопывают, плечами передергивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на санках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да еще мороз кличут: «Приди-ка подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют; а мальчик схватит снега, давай тереть – и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости. Со стрех зимние слезы закапали… видно, весна недалеко!
Ушинский К. сказка "Проказы старухи зимы"
Жанр: литературная сказка о природе
Главные герои сказки "Проказы старухи зимы" и их характеристика
- Старуха Зима. Злая, суровая, морозная. Всякая жизнь, всякое дыхание ей противно.
- Старуха Зима сердится
- Улетели птицы
- Звери не боятся мороза
- Рыба подо льдом
- Печь и блины
- Возы и дрова
- Детвора
- Слезы зимы
- Рассердилась на всех старуха Зима
- Хотела птиц заморозить, те в теплые края улетели
- Хотела зверей заморозить, те в норах да теплых шубах не мерзнут
- Хотела рыбу заморозить, та подо льдом живет
- Хотела людей заморозить, люди печи топят, тепло одеваются, веселятся
- Заплакала Зима, значит и Весна близко
Не страшны морозы тем, кто их не боится.
Чему учит сказка "Проказы старухи зимы"
Эта сказка учит не боятся морозов, а лучше тепло одеваться и больше двигаться на морозе. Следить за тем, чтобы не отморозить уши и нос, во время уходить в теплое помещение. Учит тому, что следом за зимой обязательно придет весна.
Отзыв на сказку "Проказы старухи зимы"
Сказка мне понравилась, хотя ее героиня Зима скорее отрицательный персонаж, который слишком много злился. Но злилась она от бессилия, ведь на самом деле никто ее все равно не боялся, а только радовались все морозам.
Пословицы к сказке "Проказы старухи зимы"
Не пугай зима, весна придет.
Зима без мороза не бывает.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Мороз лучше бани подрумянит.
Береги нос в большой мороз.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Проказы старухи зимы"
Старуха Зима захотела сжить всякую жизнь и первым делом за птиц принялась.
Сдула ветром все листья с деревьев, некуда стало птицам деваться. Но собрались птицы в стаи, да и полетели в далекие и теплые края. Только воробей остался. Но тот под крышу спрятался.
Поняла Зима, что птиц ей не догнать и за зверье принялась. Снегом все засыпала, морозы по елкам пустила. А звери не боятся морозов. У кого шкура теплая, кто в норах да в дуплах прячется, медведь в берлоге лапу сосет, коровы в теплом овине сено жуют.
Осерчала Зима, за рыбу взялась. Заковала реки и озера льдом. А лед чем толще, тем рыбам лучше. Она и подо льдом прекрасно себя чувствует.
Накинулась тогда Зима на людей. Дороги замела, окна узорами разрисовала, бревна трещат, лопаются.
А люди печи затопили, блины едят, да чаем с вареньем запивают. А надо в лес за дровами поехать, так тулуп оденут, топором намахаются, только пар стоит.
И возы по снегу потянулись, возчики только радуются морозу. С ноги на ногу перетоптываются.
Даже дети не боятся мороза. Снеговиков лепят, да горки заливают. А если у кого нос или ухо белым станет, натрет снегом и веселиться дальше.
Расстроилась Зима - ничего она сделать не может. Заплакала слезами с крыши. А значит и весна близко.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Проказы старухи зимы"
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Ушинский Константин Дмитриевич
Проказы старухи-зимы
Константин Дмитриевич Ушинский
Проказы старухи-зимы
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима – до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
– Ну, постой же, – думает зима, – дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать – наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть – и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!