Прохождение ледокол легко. Warface: Как мы проходили «Ледокол
Новая сюжетная спец. операция переносит игроков в заснеженную «Сибирь». На базу Варфейс идёт массированная атака силами Блэквуд. Противник применил всё доступное ему вооружение и технику. Ваш отряд должен спасти мир в очередной раз.
Бой будет долгим и непростым. В новой операции вас ожидают: сражения с вертолётами, не одно минное поле, предотвращение запуска ядерных ракет и очень тяжелое сражение с ледоколом. Как и ранее нас ждут три уровня сложности, но реальную угрозу представляет лишь «Профи».
- Оптимально взять двоих штурмовиков и по одному члену отряда оставшихся классов. В зависимости от предпочтений можно заменить бойцов. В принципе миссию можно пройти даже в пять инженеров, всё зависит только от навыков вашей команды.
- Желательно экипировать своих бойцов в «Боевое снаряжение». Чтобы можно было регенерировать здоровье и броню в сложный момент, когда у медика и инженера нет возможности помочь. Можно также эффективно использовать снаряжение за короны или то, что осталось с .
- Важно запастись как минимум двумя дымовыми гранами и одной осколочной.
- Оружие лучше подбирать с максимальным боезапасом и скорострельностью.
- На минных полях внимательно смотрите под ноги и деревья. Мина убивает сразу и не помогает никакая защита.
- При первой встрече с кораблём возникнут трудности. Стандартные волны ботов отстрелять не составит труда, но вот дальше будет обстрел турелями, которые прилетают в капсулах и только после падения приходят в боевую готовность. Их нужно отстреливать в первую очередь. Чтобы не встретить такое «чудо с небес» без патронов, следует оставлять одного бота после каждой волны. Перезарядились, полечились и можно убивать одинокого солдата, а потом смело встречать «дождь» из турелей. Если пропустили одну или две из них, то шанс выжить ещё будет. Тут нам и понадобятся дымовые гранаты. Закидывайте их под турель и спокойно убивайте её. Так нужно продержаться 3 волны.
Далее вас ждёт ещё одно подобное место и тактика немного изменится. На второй и третей волне нужно кидать по две дымовых гранаты за свою спину и пропускать первые 3 летящие турели. Они упадут в дым и не нанесут урон в ближайшие 10-12 секунд, а вот все остальные нужно обязательно сбивать.
- Вертолёт не должен доставить неприятностей. Достаточно двум стрелкам снимать ботов, а остальным в это время спокойно использовать новенькие РПГ с наводкой на цель, сбивая неприятеля.
- По пути к цели вам встретятся новые враги. Снайперы ЛЦУ с «болтовками» – эти ребята если не убивают с первого выстрела, то просто роняют на землю. Эффект как в ПвП или от удара бойца со щитом.
- При встрече с большой турелью «Мамонт» двум бойцам стоит зайти по оврагу «в спину» и уже оттуда с помощью товарищей расстрелять её.
- Битва с главным Ледоколом состоит из трёх волн. Нужно уничтожать из РПГ пушки на корабле под обстрелами вражеской артиллерии и натиске врагов. Тут главное следить за появляющимся красным кругом (зона обстрела) и после залпа есть 10 секунд, чтобы успеть взять РПГ, выстрелить в корабль и уйти обратно в укрытие. Самое сложное будет в конце.
На 3-й волне постарайтесь сохранить катер, возле которого появляются гранатомёты. Для этого держитесь максимально далеко от него во время обстрела из «арты». И когда полетят капсулы с турелями – быстро заходите всей командой в катер и забивайтесь в угол. Теперь аккуратно 1-2 стрелка в «пиксели» могут отстрелить все турели, а далее и волну ботов. Если по какой-то причине вы в зоне видимости турели – кидайте дым в её сторону. Осталось добить двигатель ледокола и миссия пройдена!
За прохождение в награду выдадут случайное оружие из новой коллекции «Стужа».
Итак, мы получили отличную сюжетную спец. операцию для с зимними пейзажами, новыми противниками, сравнимую по времени прохождения с «Марафоном».
В конце миссии, после убийства босса всплывает подводная лодка. На что нам намекают разработчики? Новые приключения будут проходить под водой? Это мы узнаем в будущем, а пока в бой с «Ледоколом».
Вышло февральское обновление Warface. Вас ждет увлекательная спецоперация Ледокол, яркая оружейная серия Стужа, новое оружие, достижения, изменения игровых процессов и многое другое.
Спецоперация "Ледокол" . Готовы показать все, на что способны, и даже больше? Перед вами стоит непростая задача: отразить наступление врага на главную базу Warface. Новые типы противников, смертоносные экспериментальные вертолеты, усовершенствованные охранные системы и даже ракетный крейсер Blackwood - это настоящий вызов для опытных бойцов. Перед отправкой в бой обязательно ознакомьтесь с этими схемами, после прибытия на точку высадки времени уже не будет. Спецоперация использует обновленные игровые технологии, более требовательные к пользовательскому ПО и ресурсам ПК. Рекомендуется использовать 64-разрядные операционные системы.
Оружейная серия "Стужа"
Оружие сделано из неизвестного материала и обладает запоминающимся внешним видом, при этом технические характеристики остались без изменений по сравнению с обычными версиями - пушки по-прежнему помогут быстро расправиться с любым врагом. Первым из серии в магазин попадает дробовик Fabarm STF 12 Compact "Стужа". Остальные пушки из этого набора появятся в продаже чуть позже.
Новое оружие M14 Crazy Horse
Арсенал снайперов пополнился новой полуавтоматической винтовкой M14 Crazy Horse. Это полуавтоматическое оружие, отличающееся высоким уроном и отличной точностью, станет верным спутником любого снайпера. Удачное попадание может уничтожить противника на месте, а скорострельность позволит быстро исправить возможный промах. Винтовка доступна вместе со своей золотой версией в коробках удачи за кредиты.
Новое оружие PM-84 Glauberyt Custom
Инженеры смогут отправиться в бой с новым ПП PM-84 Glauberyt Custom. Главное отличие этого оружия - стрельба отсечками по 4 патрона. Оружие обладает прекрасным уроном в 82 единицы, легко контролируется при стрельбе и имеет слабую отдачу. PM-84 Glauberyt Custom смогут с легкостью использовать как новобранцы, так и опытные бойцы. Оружие доступно к покупке на время за варбаксы.
Изменения оружия в игре
- У всех версий ПП-19 "Бизон" увеличен урон до 74 и незначительно повышена отдача.
- Общий боезапас дробовика АА-12 увеличен до 60.
Прочие изменения после обновления
Исправление ошибок игры
- PvP/PvE: игрок мог застревать в некоторых частях карт, покидать пределы уровней или попадать в недоступные зоны.
- PvE: в некоторых заданиях балканского региона могли не отображаться части карты.
- PvE: в некоторых случаях враги не пользовались гранатами.
- PvE: в одной из миссий ближневосточного региона при уничтожении снайпера, являющегося второстепенной целью, маркер активного задания не исчезал.
- PvP: при определенных условиях точка могла не захватываться.
- PvP: в случае победы в матче игрок мог отображаться на экране результатов в проигравшей команде.
- PvP: иногда работал автобаланс в стандартных комнатах, даже если соответствующая опция была отключена.
- PvP: при подключении к игровой комнате могло показываться сообщение о переходе на другой канал.
- PvP: при первой победе за сутки вместо названия режима могло отображаться название карты.
- PvP: некоторые объекты могли некорректно отображаться на определенном расстоянии.
- PvP: игроки могли получить запрет для "Рейтинговых матчей", если во время окончания боя один из бойцов переподключался к игре.
- PvP: в режиме "Подрыв" при виде от первого лица отсутствовала анимация обезвреживания бомбы, если игрок приступал к действию во время рывка.
- Оружие: при виде от первого лица у игрока могло пропадать оружие в случае подрыва на собственной гранате или при смерти во время смены оружия после броска гранаты.
- Оружие: меню модификации чужого оружия, поднятого в PvP матче, могло показываться пустым.
- Оружие: полет ракеты гранатомета и место последующего взрыва могли отображаться некорректно.
- Оружие: при выборе модулей у пистолета Browning High Power тень персонажа могла отображаться некорректно.
- Оружие: у некоторых камуфлированных версий пистолета Sig Sauer P226 C мог отсутствовать маркер в прицеле.
- Оружие: AUG 9 MM "Неон" имел некорректную дальность стрельбы.
- Оружие: скорострельность оружия (при показателе 800 и больше) могла уменьшаться, если игрок имел низкое количество кадров в секунду.
- Оружие: в некоторых случаях нельзя было поднять гранатомет.
- Оружие: у ножа десантника и Jagdkommando мог отсутствовать звук удара.
- Оружие: камуфлированные версии пистолета Sig Sauer P226 C могли иметь графические артефакты.
- Снаряжение: у классовых предметов могло появляться некорректное сообщение при попытке продлить предмет с истекшим сроком действия.
- Магазин: игрок мог купить и открыть коробку с камуфляжем, даже если уже получены все главные призы.
- Интерфейс: игрок мог не получать повторное приглашение для совместной игры, если предыдущее было отклонено.
- Интерфейс: спецоперация уровня "Хардкор" могла некорректно отображаться в интерфейсе.
- Интерфейс: при истечении срока действия предмета, которого нет в магазине, могла появляться кнопка "Продлить".
- Интерфейс: если игрок получал временный предмет, то в некоторых случаях он не мог его экипировать при нажатии соответствующей кнопки, если была экипирована постоянная версия этого предмета.
- Обучение: во время обучающей миссии цели могли деактивироваться сами собой.
- Обучение: во время обучения классу "Инженер" финальное голосовое сообщение не соответствовало окончанию этапа.
08.02.2017 14:41
Встречайте долгожданное обновление Warface! Вас ждет увлекательная спецоперация "Ледокол", яркая оружейная серия "Стужа", абсолютно новые пушки и улучшенные старые, достижения, изменения игровых процессов и многое другое.
О новинках можно узнать как из материала ниже, так и из свежего выпуска видеоновостей или на .
Новая спецоперация
Готовы показать все, на что способны, и даже больше? Перед вами стоит непростая задача: отразить наступление врага на главную базу Warface. Новые типы противников, смертоносные экспериментальные вертолеты, усовершенствованные охранные системы и даже ракетный крейсер Blackwood — это настоящий вызов для опытных бойцов! Перед отправкой в бой обязательно ознакомьтесь с этими схемами, после прибытия на точку высадки времени уже не будет!
Хотите узнать, как создавалась миссия? Смотрите видеодневники!
Внимание ! Спецоперация "Ледокол" использует обновленные игровые технологии, более требовательные к пользовательскому ПО и ресурсам ПК. Мы рекомендуем вам использовать 64-разрядные операционные системы. Корректная работа спецоперации на 32-разрядных системах не гарантируется.
Оружие
1. Серия "Стужа"
В распоряжение отряда Warface поступает новая оружейная серия "Стужа"!
Оружие сделано из неизвестного материала и обладает запоминающимся внешним видом, при этом технические характеристики остались без изменений по сравнению с обычными версиями — пушки по-прежнему помогут быстро расправиться с любым врагом. Обязательно используйте перчатки — сталь холодна, как сердце Оберона! .
Первым из серии в магазин попадает дробовик Fabarm STF 12 Compact "Стужа". Остальные пушки из этого набора появятся в продаже чуть позже, мы обязательно сообщим об этом в новостях.
2. Снайперская винтовка
Арсенал снайперов пополнился новой полуавтоматической винтовкой M14 Crazy Horse.
Это полуавтоматическое оружие, отличающееся высоким уроном и отличной точностью, станет верным спутником любого снайпера. Удачное попадание может уничтожить противника на месте, а скорострельность позволит быстро исправить возможный промах. Винтовка доступна вместе со своей золотой версией в коробках удачи за кредиты. .
3. Пистолет-пулемет
Инженеры смогут отправиться в бой с новым ПП PM-84 Glauberyt Custom.
Главное отличие этого оружия — стрельба отсечками по 4 патрона. Оружие обладает прекрасным уроном в 82 единицы, легко контролируется при стрельбе и имеет слабую отдачу. PM-84 Glauberyt Custom смогут с легкостью использовать как новобранцы, так и опытные бойцы. Оружие доступно к покупке на время за варбаксы. .
4. Повышение характеристик
- У всех версий ПП-19 "Бизон" увеличен урон до 74 и незначительно повышена отдача.
- Общий боезапас дробовика АА-12 увеличен до 60.
Достижения
Если вы любите достижения, то у нас отличные новости. С текущим обновлением в Warface добавляется более двадцати различных значков, жетонов и нашивок! За что их можно получить?
1. За успехи на спецоперации "Ледокол".
2. За уничтожение врагов с помощью нового оружия.
3. За успехи в официальных турнирах.
Ввиду своей редкости эти достижения в общем списке отображаться не будут.
4. За воскрешение 25 000 союзников.
Прочие игровые изменения
Множители в различных режимах
- Комната клановой битвы, команда 5-8 человек. Множитель х1.
- Комната клановой битвы, команда <5 человек. Множитель х0,1.
- Рейтинговые матчи. Множитель х3. Вся команда должна быть из одного клана.
- Все остальное. Множитель х0,1. Члены команды не обязательно должны быть представителями одного клана.
Множитель зависит от количества участников одного клана в команде.
- 5 — х0,25.
- 4 — х0,2.
- 3 — х0,15.
- 1-2 — х0,1.
Развернуть
- Улучшен механизм подбора частей миссий (в рамках одного региона), что сделает задания более разнообразными.
- Задачи командования в миссиях PvE теперь показываются и в самом начале задания.
- Добавлена карта "Сибирь" в стандартном оформлении, а праздничная версия покинула игру.
- Пересмотрены значения получения корон на спецоперации "Черная акула".
- Добавлено новое мини-достижение "В прыжке". Появляется только при убийстве врага в момент прыжка (после нажатия соответствующей кнопки) и не работает в режиме падения.
- Интерфейс системы поставщиков упрощен и сделан более понятным.
Что изменилось?
Развернуть
- Увеличен срок действия предметов, получаемых за повышение ранга.
- Добавлено выделение члена команды, на которого направлено классовое действие (по аналогии с воскрешением союзника): лечение, пополнение боезапаса и восстановление брони. Иными словами, теперь игрок точно будет знать, кому пополняет броню, здоровье или дает патроны.
- Сокращено количество окон, которые показываются при заходе в игру. Теперь окно с предложением продлить или заменить закончившийся предмет будет показано только в том случае, если предмет был экипирован.
- При получении оружия (вне боя) в интерфейсе будет показано сравнение нового предмета с текущим оружием.
- Внешний вид индикатора нанесенного урона ("красного креста") получил более современный вид.
- Коробки с патронами теперь восстанавливает 400 единиц боезапаса для всех типов пулеметов.
- На карте "Мотель" убраны бочки с горючим.
Исправление ошибок
- PvP/PvE: игрок мог застревать в некоторых частях карт, покидать пределы уровней или попадать в недоступные зоны.
- PvE: в некоторых заданиях балканского региона могли не отображаться части карты.
- PvE: в некоторых случаях враги не пользовались гранатами.
- PvE: в одной из миссий ближневосточного региона при уничтожении снайпера, являющегося второстепенной целью, маркер активного задания не исчезал.
- PvP: при определенных условиях точка могла не захватываться.
- PvP: в случае победы в матче игрок мог отображаться на экране результатов в проигравшей команде.
- PvP: иногда работал автобаланс в стандартных комнатах, даже если соответствующая опция была отключена.
- PvP: при подключении к игровой комнате могло показываться сообщение о переходе на другой канал.
- PvP: при первой победе за сутки вместо названия режима могло отображаться название карты.
- PvP: некоторые объекты могли некорректно отображаться на определенном расстоянии.
- PvP: игроки могли получить запрет для "Рейтинговых матчей", если во время окончания боя один из бойцов переподключался к игре.
- PvP: в режиме "Подрыв" при виде от первого лица отсутствовала анимация обезвреживания бомбы, если игрок приступал к действию во время рывка.
- Оружие: при виде от первого лица у игрока могло пропадать оружие в случае подрыва на собственной гранате или при смерти во время смены оружия после броска гранаты.
- Оружие: меню модификации чужого оружия, поднятого в PvP матче, могло показываться пустым.
- Оружие: полет ракеты гранатомета и место последующего взрыва могли отображаться некорректно.
- Оружие: при выборе модулей у пистолета Browning High Power тень персонажа могла отображаться некорректно.
- Оружие: у некоторых камуфлированных версий пистолета Sig Sauer P226 C мог отсутствовать маркер в прицеле.
- Оружие: AUG 9 MM "Неон" имел некорректную дальность стрельбы.
- Оружие: скорострельность оружия (при показателе 800 и больше) могла уменьшаться, если игрок имел низкое количество кадров в секунду.
- Оружие: в некоторых случаях нельзя было поднять гранатомет.
- Оружие: у ножа десантника и Jagdkommando мог отсутствовать звук удара.
- Оружие: камуфлированные версии пистолета Sig Sauer P226 C могли иметь графические артефакты.
- Снаряжение: у классовых предметов могло появляться некорректное сообщение при попытке продлить предмет с истекшим сроком действия.
- Магазин: игрок мог купить и открыть коробку с камуфляжем, даже если уже получены все главные призы.
- Интерфейс: игрок мог не получать повторное приглашение для совместной игры, если предыдущее было отклонено.
- Интерфейс: спецоперация уровня "Хардкор" могла некорректно отображаться в интерфейсе.
- Интерфейс: при истечении срока действия предмета, которого нет в магазине, могла появляться кнопка "Продлить".
- Интерфейс: если игрок получал временный предмет, то в некоторых случаях он не мог его экипировать при нажатии соответствующей кнопки, если была экипирована постоянная версия этого предмета.
- Обучение: во время обучающей миссии цели могли деактивироваться сами собой.
- Обучение: во время обучения классу "Инженер" финальное голосовое сообщение не соответствовало окончанию этапа.
«Ледокол» является косвенным продолжением сюжета «», которую команда Gmbox , и в которой мы разрушили башню нашего заклятого врага - организации Blackwood. Ей это, естественно, не понравилось. Затаив обиду, Blackwood решается на дерзкий шаг - перекинув все свои военные силы, организация нападает на главный штаб Warface.
Центральная база нашей организации – это то футуристическое здание слева.
Спецоперация выглядит не простым тиром, а настоящей сюжетной миссией – тут дизайнеры Crytek постарались. На протяжении её прохождения вокруг нас постоянно что-то происходит - наши союзники продолжают сражаться, отбиваясь от вторжения армии Blackwood – например, по небу снуют наши истребители, сражающиеся с истребителями противника. Постоянно что-то взрывается, вокруг раскиданы трупы наших павших во время сражения бойцов.
Из сложных моментов особо запомнилась концовка, где вас со всех сторон сыпятся вражеские солдаты, а корабельное орудие огромного крейсера постоянно посыпает вас артиллерийским огнём, а также второе место, где нас вас неустанно летят турели. Если вы под конец этой части отвлечетесь и не сумеете уничтожить хотя бы треть летящих в вас «шариков», из которых появляются турели, то пишите пропало.
В «Ледоколе» вы повстречаете несколько новых противников: это интересные турели, которыми корабль противников будет выстреливать в вас с огромного расстояния (успел подбить в полёте – молодец, не успел подбить ни одной – скорее всего умрёшь); новый вид бойцов, представители которого будут стремительно бежать в вашу сторону, в попытке выйти на дистанцию ближнего боя, однако в то же время расстреливать вас из пистолета-пулемёта.
В этой спецоперации вас станет доступно новое оружие – это знакомая нам ещё со времён первого Half-Life ракетница с лазерной наводкой. Ей вы воспользуетесь для уничтожения истребителей противника, а также для того, чтобы потопить вражеские судна.
Также вас должны порадовать награды за прохождение «Ледокола». Среди потенциального “лута”, который могут дать по окончанию миссии, ни одной плохой пушки замечено не было. Только топовое оружие игры, которое дадут вам на два дня.
Итог: К прохождению обязательно. Сюжет и геймплей интересные, награды весьма щедрые.
Доброго времени суток, друзья! Сегодня мы решили рассказать вам все подробности о новой спецоперации «Ледокол», а так же особенности этого режима, информацию о двух новых стволах, добавленных в игру, и определенных советах по прохождению данного задания. Надеемся, что наши труды принесут вам удовольствие и будут причиной меньшего количества неудачных попыток.
Оружие
Традиционно начинаем своеобразный обзор спецоперации с нового оружия, которое появилось в магазине и которое отлично заходит именно для этой PVE миссии.M14 Crazy Horse
Снайперская винтовка M14 Crazy Horse представлена в двух вариантах - обычная и золотая. Но, если обычно винтовки «золотого» типа получали больше патронов или что-то в таком духе, то у золотой M14 Crazy Horse на 5 больше дальность стрельбы и на 5 больше темп стрельбы, во всех же остальных своих показателях винтовки совершенно одинаковые. Стоит отметить, что это полуавтоматическое оружие, то есть все десять патронов вы можете выпускать не отвлекаясь от оптического прицела. И, собственно, по этой причине винтовка в новом режиме просто шикарно себя показывает.Большую часть спецоперации вы будете проводить на открытой местности, где до врага будет достаточно приличное расстояние. При этом, сам враг почти всегда открыт, так что имея десять патронов можно легко и быстро проредить строй противника. Кроме того, сбивать летящие в воздухе турели с такой винтовки просто шикарно.
Кстати, многие в сети жаловались, мол, разработчики добавили такую же винтовку, которую недавно убрали, лишь название и моделька разная. С другой стороны, чего жаловаться, если винтовки одинаковые? И, сама по себе M14 Crazy Horse просто шикарная, как в PVE, так и в паблике вроде Ангара, где десять патронов и темп в 140 дают возможность убивать не глядя.
PM-84 Glauberyt Custom
Сам класс инженеров мне лично не особо нравится, я больше снайпер или медик, так что оценить ствол по достоинству, видимо, не смог. Стреляет PM-84 Glauberyt Custom очень кучно на средней и ближней дистанции, хотя на средней уже будут проблемы скорее всего. Стреляет пистолет-пулемет не всю обойму, а отсечками по 4 патрона, что в ближнем бою мне показалось не особо удобным - по привычке зажимаешь клавишу стрельбы, а вылетает четыре патрона. Но, это лично мои ощущения, может для кого-то это будет отличной заменой.Для спецоперации «Ледокол» тоже ствол не подходит совершенно, так как стрелять на дальние дистанции PM-84 Glauberyt Custom не в состоянии, на средних здесь лучше заходят штурмовики, а на ближних - медики. Кроме того, от штурмовика и медика будет дополнительная польза в виде патронов и хила, а от инженера лишь броня, которая и так у многих восстанавливается. Хотя, магазин на 32 патрона отсечками улетает не так быстро, как автоматикой, так что впечатление осталось двоякое.
Этапы спецоперации
Я решил описать все этапы прохождения спецоперации и отметить определенные хитрости или просто мои замечания, которые были сделаны во время тестирования нового задания. Постараюсь сохранить какую-то интригу, дабы без лишних спойлеров и вам было интересно проходить все это. Если я что-то важное упустил или вовсе не заметил, то смело пушите в комментарии - действительно дельные вещи мы обязательно добавим в статью.Первый этап
Условно его можно назвать «Минное поле в лесу». На данном этапе никаких абсолютно сложностей нет, но не стоит нестись вперед сломя голову. Сами боты выбегают из-за деревьев достаточно резко, но убить их легко даже если вы такой себе стрелок. Другое дело - мины. Они расположены очень хитро, так что просто бегая по тропинкам вы их никогда не заметите. Мины спрятаны под деревьями, за углом тропинок, за камешками. Так что главное правило на данном этапе - не бегать. Идите спокойно, убивайте врагов и смотрите под ноги. Заметили мину - стреляйте по красной пупырышке сверху и она взорвется, можно идти дальше.Далее, выйдя из леса вы попадаете на пятачок с тремя-четырьмя укрытиями по центру. Опять же, располагаетесь каждый за укрытием, дабы медик был ближе к центру, штурмовики патроны дают и спокойненько себе убиваете ботов. Между волнами ботов будут очень интересные штуки - летящие снарядом турели. В воздухе турель умирает буквально с пары выстрелов винтовкой или трех-четырех попадания автомата. Но, по приземлению на землю турель раскрывается и тогда у вас проблемы - стреляет такая штука добротно, а убивается лишь попаданием в центр. Здесь есть две очень простые фишки.
Первая - турелей всегда три-пять в волне. То есть, одна слева, одна по центру и одна справа, иногда в два ряда. Договариваетесь со своей командой, что одни берут левую, другие центральную и третьи правую. Медика не трогаем даже, ему попасть по такой штуке будет сложно. Все, уничтожить турели в воздухе очень просто, мы один раз прошли миссию и ни одна турель не приземлилась на землю.Вторая - не переключайтесь с турелей в воздухе на турель, которая упала на землю. Несколько раз мы получили массу лишнего урона по банальной глупости. Допустим, вы пропускаете одну летящую турель и она раскрывается на земле, начинает стрелять. Большинство начинают ее уничтожать и за это время остальные волны прилетают полностью, получается около шести-семи турелей и еще волна ботов идет. Урона - море просто. Так что я советую, даже если вы одну турель пропустили, продолжать сбивать остальные. Лучше получить чуть-чуть урона от одной турели, чем потом получать от шести таких же.
Второй этап (Ангар)
Единственный раз, когда вы спуститесь под землю - ангар. Здесь никакой тактики не нужно, секретов тоже особо никаких нет. Просто идете по точкам, убиваете врагов, не подставляетесь под щиты, бросаете гранаты в щель «ежа» и благополучно проходите все, здесь проблем даже у новичков со случайной командой не будет.Третий этап (Горная местность)
Здесь обычно проявляется любовь некоторых нехороших игроков набивать ачивки или очки, но не проходить саму миссию. Объясню в чем соль - вы почти сразу попадаете в облаву, где пройти нельзя. Над вами кружит вертолет, который наносит много урона, по краям лежат гранатометы, иногда идут боты. Ваша задача как можно быстрее сбить вертолет, это делается достаточно легко - снайпер снимает ботов, штурмовики стреляют из гранатометов, медик лечит это все. Не стоит сидеть за кустиками и убивать ботов, набивая очки, ведь в это время ваши товарищи будут погибать от выстрелов того самого вертолета.Убив вертолет, вы подойдете к крутому спуску и здесь стоит дать снайперу издалека снять противников. Сам враг так далеко не стреляет, а значит вы снимите достаточно много вражин и пройдете дальше воевать уже с их остатками. Добравшись до своеобразного бункера, над вами вновь начнет кружить вертолет и его тоже нужно сбить, а с одной стороны будут подходить боты. Та же схема - снайпер спокойно снимает всех ботов, подходящих к бункеру, два штурмовика стреляют из гранатометов, медик все лечит и воскрешает, если не заладилось. Пятый игрок может помогать либо одной, либо другой части своей команды.
После этого у нас идет турель, которая вызывает у некоторых игроков проблемы. На самом деле здесь особого ума не нужно - разделяемся на три условных команды. Одна остается с ближней стороны турели, другая бежит на противоположную сторону, снайпер стоит посредине снизу, чтобы его не видела турель, и снимает всех врагов, выходящих на гору или из леса. Две команды действуют попеременно - одни стреляют по баку, на них агрится турель - других стреляют по баку, на них агрится турель. Очень просто, на самом деле.
Четвертый этап
Данный этап достаточно сложный из-за большого количества волн, противников, наличия гранатометчиков, но никаких особых советов или тактик к нему тоже нет. Вам нужна просто слаженная работа команды - ставите медика и двух штурмовиков в центр, снайпера под левый склон, штурмовика (или снайпера - смотря кто у вас в команде) под правый. Снимаете ботов, снимаете утерли, все как обычно, потом бежите по склону к выходу.Здесь тоже такой момент - враги очень резко выбегают из-за углов, так что не спешите, идите спокойно и смотрите по сторонам. При слаженной работе этап отнимает пару литров пота, да и все на этом.
Пятый этап (Ледокол)
После пары неудачных заходов, я заметил большую проблему, которая была еще на этапе подрыва вертолета - игроки наотрез отказываются стрелять по пушкам корабля. Вроде все понятно, задача ясна - вон пушка, вон гранатомет, соедини воедино. Но нет, большинство просто сидит за укрытием, стреляет по ботам, смотрит как пушка стреляет по их позиции и периодически умирают с криками «Где медик, когда лечить будешь». Не надо так.Опять все просто и легко делается. У вас есть медик, он здесь вообще не должен стрелять - берешь в одну руку аптечку, во вторую берешь дефибриллятор и бегаешь с ними от союзника к союзнику. На то ты и лекарь. Снайпер садится где-то далеко, за камушком здоровым, и снимает ботов, их будет много, так что работы хватит. Остальные три члена экипажа занимаются стрельбой из гранатомета по цели. При том, в определенные моменты цели на корабле не двигаются совсем, а значит навели прицел - выстрелили и сразу перезаряжайтесь, вести ракету к цели не нужно совершенно. Благодаря этому снимаются пушки быстро, двигатель тоже пробивается легко и непринужденно.
Кстати, когда дойдет время до двигателя, повалит очень много ботов. На самом же корабле будут элитные снайперы с винтовками 50-го калибра, которые еще зеленым лазером на три метра светят. Так вот, штурмовикам и прочим близкостреляющим от них нужно прятаться, а наш снайпер выглядывает на пол пикселя, убивает снайпера и так дальше. А медик все это время бегает и лечит всех с мыслью «лучше бы штурма взял или снайпера, где мои очки обещанные».
Всего в команде пять человек, вдруг кто не знали. Из них один сто процентов должен быть медик, зарубите это себе на носу. Сколько раз заходил в лобби и видел четырех снайперов, говорящих «задавим дамагом, не переживай». Не задавите. Медик нужен на всех этапах игры, даже при очень точной стрельбе и слаженным действиям лишняя ракета или выстрел снайпера уберут вашего союзника и его нужно будет лечить, жетоны имеют свойство заканчиваться. Брать двух медиков уже не стоит, слишком мало будет урона у команды, а вот пользы при слаженной работе команды от второго медика почти ноль.Обязательно должен быть снайпер. Без него снимать цели на большом расстоянии сложно, снимать летящих в воздухе ботов тяжко, а снять элитных снайперов с корабля вообще нереально. И забудьте про снайпера с болтовкой - только автоматика. Желательно эту новую винтовку взять или ее аналог. Есть вариант команды с двумя снайперами и двумя штурмовиками, плюс медик. Это весьма логичная команда получается, патронов хватает всем, всех лечат, урона масса.
Имеется вариант с тремя штурмовиками и одним снайпером. Здесь выгода в том, что штурмовики с какой-то ЭМ-кой имеют больший темп стрельбы и за счет этого удается быстрее проходить волны. Если ваша цель - рекорд, то стоит брать трех штурмовиков, снайпера и медика.
Итого, два идеальных состава: два снайпера+два штурмовика+ медик или снайпер+три штурмовика+медик.
Инженер здесь никому не нужен, забудьте.
На этом все, описание оружия, спецоперации и советов завершаем. Все моменты, которые я пропустил или с которыми вы не согласны, можете писать в комментариях на сайте или в группе Warface, все обсудим, добавим и все будут довольны. Удачного прохождения!