Прогулка зимовье животных старшая группа. Проект «Зимовье зверей» в старшей разновозрастной группе
Людмила Васильченко
Проект «Зимовье зверей» в старшей разновозрастной группе
Проект «Зимовье зверей »
Старшая разновозрастная группа
Воспитатель : Васильченко Л. В.
1. Актуальность темы.
2 Проблема.
3. Цель и задачи проекта .
4. Цель, поставленная перед детьми.
5. Этапы работы.
7. Заключение.
8. Список литературы
9. Приложение
Тема проекта : «Зимовье зверей »
Тип проекта : информационно – творческий
Участники проекта : Дети старшей и подготовительной группы .
Воспитатели
Родители воспитанников.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки : с 8.01.2017 по 12.01.2017г
Актуальность темы :
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
После проведения беседы с детьми были сделаны следующие выводы :
1. Дети затрудняются в определении, какие из животных готовятся к зиме, а какие нет.
2. Возникают трудности при классификации диких и домашних животных.
3. Дети затрудняются в определении понятия «звери » .
Также был сделан вывод о необходимости работы над связной речью детей с помощью составления загадок.
Цель проекта . развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой ) ».
Задачи :
Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу .
Обогатить словарь детей качественными прилагательными, глаголами.
Учить детей делать небольшие сообщения по теме. Развивать познавательный интерес.
Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Предполагаемый результат :
1) У дошкольников будут сформированы знания о диких животных лесов России; умения узнавать по зверей описанию , составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему; расширятся знания о среде обитания, о приносимой пользе диких животных; об участии людей в жизни диких животных.
2) Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
3) Повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.
Этапы проекта :
1этап : Подготовительный.
Беседа с детьми : «Какие животные готовятся к зиме»
Рассматривание альбома «Дикие животные» , «Домашние животные» .
Составление плана проекта
2этап : Основной.
1. Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная область «Познавательное развитие» .
Беседы : «С чем нельзя ходить в лес» , «Что мы знаем о животных» , «Что такое красная книга» , «Как и чем питаются животные» , «Как живут звери зимой в лесу ?» .
Решение проблемной ситуации
«Что было бы, если лесные жители оказались в городе?» , «Если бы не было диких животных» .
Образовательная область «Коммуникация» :
Развитие речи :
Составление рассказов : «Мне нравится дикое животное» , инсценировка «Как звери готовятся к зиме »
Составление рассказов по иллюстрациям.
Разгадывание загадок.
Чтение художественной литературы :
А. Прокопьев «Белка» ; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши» , С. Козлов; Мишка-башка», М. Пришвин; «Приключение Мишки – Ушастика» , И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу » ; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно» ; «Хитрая лиса» , (корякская, пер. Г. Меновщиков) ; «Купание медвежат» , В. Бианки; «Лиса Патрекеевна» , р. н. с., обр. К. Ушинский; «В лесу» , И. Чапек; «Волчишко» , Е. Чарушин;«Н. Сладко «Как медведь сам себя напугал» ; «Бурый медведь» , Л. Толстой; «У страха глаза велики» , р. н.
Образовательная область «Художественное творчество» :
Рисование :
Рисование «Белка» , «Медведь» ;
Лепка «Ёжик» ;
Аппликация «Бурый мишка» ;
Музыкальная деятельность
Музыкальная игра «Животные»
Игровая деятельность
дидактические игры : «Кто лишний?» , «Кто спрятался?» , «Животные в лесу» , Кто кем был?», «Отгадай–ка» , «Чей силуэт?»
настольные игры : «Домино» , «Разрезные картинки» , «Зоологическое лото» , «Найди пару»
сюжетно-ролевые игры : «Сказочные герои на лесной поляне» , «Лесные жители» , «Зоопарк» .
театрализованные игры : «Зимовье зверей » , «Три медведя»
подвижные игры : «У медведя во бору» , «Охотник и зайцы» , «Бездомный заяц» , «Медведь и пчелы» , «Волк во рву»
Работа с родителями
Помощь родителей в подборке стихов, загадок, книг о лесных животных
Помощь в изготовлении атрибуты к подвижным играм
Разучивание стихотворений с детьми, участвующих в постановке сказки
3 этап : Заключительный :
Подведение итогов по реализации проекта .
Обобщение опыта работы по проекту
Презентация проекта
Таким образом, в результате проведенной работы дети получили много новой информации о животных, которые зимуют в наших лесах. Узнали о жизниживотных, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать животных. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о диких животных.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Заключение
По окончании проекта уровень знаний детей о диких животных повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о животных, повышению у них познавательного интереса.
Используемая литература
Литература.
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д,: Феникс, 2010.-251с.
2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003» , 2008.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики. Дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. 6 КАРО. 2007.
5. Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово, М. А. Васильевой. -3-е издание, испр. И доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Приложение
Физкультминутка «Звериная зарядка » .
Раз - присядка, Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх) .
Считалка.
Вышли зайцы погулять,
Раз, Два, три, четыре, пять,
Белых зайцев – ровно пять.
Посмотрите, на опушке
Вновь торчат зайчаток ушки!
Раз, Два, три, четыре. Пять,
Пальчиковая игра «Встреча в лесу»
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
Сюжетно – ролевая Игра «Зоопарк»
Цель. Закрепление и обогащение знаний о диких животных, об их внешнем виде и повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.
Игровой материал. Картинки (рисунки детей) с изображением животных, конструктор для изготовления клеток.
Подготовка к игре. Беседа о зоопарке. Чтение стихотворений С. Я. марша «Детки в клетки» , просмотр мультфильмов о животных. Рисование и лепка животных. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов к игре.
Игровые роли. Кассир, контролер, экскурсовод, посетители, ветеринар и др.
Ход игры. Дети распределяют роли. Из стульчиков строят автобус и едут в зоопарк. По дороге взрослый может рассказывать, что они проезжают . Услышав остановку «Зоопарк» , ребята выходят из автобуса, покупают билеты в зоопарк, предъявив их контролеру, проходят на территорию. Экскурсовод подводит их каждой клетке, и спрашивает» вы знаете, кто это?», дети рассказывают, что им известно об обитателях, задают вопросы и переходят к следующей клетке.
К посетителям подходит ветврач и говорит, что за животными пора ухаживать. Дети рассказывают, кого, чем кормят.
По окончании экскурсии детям предлагается сфотографироваться.
Впоследствии можно объединить игру в «Зоопарк» с другими играми.
Опыт «Как звери готовят шубку к зиме» (на прогулке.)
Цель. Выявить зависимость изменений в животных от изменений в неживой природе.
Материал. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из теплой и тонкой ткани и меховые, кора деревьев.
Дети наблюдают за одеждой прохожих и определяют, что она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука- это «заяц» , и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички) . Воспитатель предлагает детям сравнивать ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, пушистые, с длинным мехом) .
Воспитатель : что делать зверям , которым нужны зимой теплые шубки ?
Дети : отрастить новую, пушистую.
Рассматривают старый и новый мех . Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой .
Воспитатель : откуда зимой у зверей появляются новые шубки и куда исчезают весной?
Взрослый подводит детей к пониманию того. Как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старым мехом по коре дерева, на ней остаются полоски) .
Занятие в старшей группе по сказке "Зимовье зверей"
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги)
Через лево повернись,
В Книгограде очутись.
Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие сказки вы знаете?
Предлагаю отгадать о ткаком времени годо говорится в сказке, о которой сегодня мы с вами будем говорить.
По белой постели гуляют метели.
В шапках боярских сосны и ели.
Дремлюм под снегом кусты и дома.
Значит пришла к нам царица (Зима).
Мы сегодня с вами путествовать по страницам книги "Зимовье зверей. Мы с вами будем играть в различные игры.
Я Вас приглашаю присесть за столы. Сегодня за каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Ответы нужно давать полные. И не выкрикивать, а уметь выслушивать друг друга.
Давайте вспомним про что сказка. Ответим на несколько вопросов по сказке.
Беседа по сказке.
В Какое время происходит действие сказки?
Как готовился к зиме бык?
Как повели себя баран, свинья, гусь, петух?
Как узнал о зимовье волк и медведь?
Что сделали баран и бык?
Чем закончилась сказка?
Физминутка: Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх - вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду - плюх! (Присели.)
Игра: "Один - много".
Быки - быки
Баран - бараны.
Свинья - свиньи.
Гусь - гуси.
Петух - петухи.
Волк - волки.
Лиса - лисы.
Медведь - медведи.
Изба - избы.
Крыло - крылья.
Дверь - двери.
Стена - стены.
Игра "Назови ласково".
Быки - бычок.
Баран - барашек.
Гусь - гусачок.
Петух - петушок.
Волк - волчок.
Лиса - лисонька.
Изба - избушка.
Крыло - крылышко.
Дверь - дверка.
Стена - стеночка.
Игра "Сосчитай".
2 быка, 5 быков.
2 лисы, 5 лис.
2 барана, 5 баранов.
2 свиньи, 5 свиней.
2 гуся, 5 гусей.
3 петуха, 5 петухов.
2 волка, 5 волков.
2 медведя, 5 медведей.
2 избы, 5 изб.
2 двери, 5 дверей.
2 стены, 5 стен.
Подвижная игра: "Волк и зайцы".
Игра: "Скажи наоборот".
Зима - лето.
Тепло - холод.
Дружба - вражда.
Теплый - холодный.
Зимний - летний.
Хорошо - плохо.
Подбор родственных слов:
Зимовье, зима, зимушка, зимний, зимовать.
Лиса, лисичка, лисонька, лисий.
Заяц, заяц, заячий, заячья.
чистоговорки со звуками С и Ш.
"Хлоп, ладошка"
(выполняйте движения в соответствии с текстом)
Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая! (хлопки в ладоши)
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко. (Хлопки правой ладошкой по правой ноге)
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.(Хлопки левой ладошкой полевой ноге)
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам -
Шлеп! Шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной.
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем.
И крест накрест руки сложим.
И погладим мы себя.
Вот какая красота.
Игра "Угадай, кто это?"
Сторожит, грызёт, лает?...
Хрюкает, роет?...
Мяукает, лакает, царапает?....
Ржёт, бегает, скачет?....
Мячит, жует, молоко дает?....
Пальчиковая игра:
Творческая работа - штриховка по клеткам - изба, гусь, свинья.
Итог:
Молодцы, ребята.
О какой сказке мы с вами сегодня говорили?
О Каких животных говорилось в сказке?
Как этих животных можно назвать одним словом?
Молодцы ребята, вы сегодня хорошо занимались. А теперь посмотрите у вас на столах яблочки. Если на занятии вы чувствовали себя комфортно, вам было интересно, то возьмите красное яблоко и повесьте его на дерево. А если вам что то на занятии не понравилось или вам было скучно то возьмите зеленое яблоко.
Светлана Яцурина
Конспект образовательной деятельности по экологическому развитию в старшей группе «Зимовье зверей»
Программные задачи : формирование экологического сознания экологическому воспитанию , дать понятие о своеобразии слова общеразвивающие упражнения ).
Материал : костюм Старика-Лесовика , иллюстрации с изображением диких животных .
Воспитатель и дети входят в группу , оформленную под зимний лес.
Входит Старик-Лесовик .
Лесовик
Воспитатель
Лесовик : Все звери
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?
зимой не замерзает ? Чем белка зимой питается ?
зимой .
Игра «Угадай, что делает белка?»
развешивает грибы
3. У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают уши
А от голода – кора.
Почему зайца трудно зимой в лесу заметить ? Чем питается заяц зимой ?
У зайца много врагов в лесу
Игра : «Путаем следы» .
4. Рыжая птичница
В курятник пришла.
Всех кур перечла,
И с собой унесла.
Почему лиса не делает припасы на зиму?Программные задачи : формирование экологического сознания , закрепление знаний о диких животных, учить узнавать животных по описанию. Уточнить знания о подготовке животных к зиме. Способствовать экологическому воспитанию , дать понятие о своеобразии и неповторимости каждого живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе. Активизировать в речи слова : окраска, шерсть, берлога, дупло, медведь-шатун. Совершенствовать различные виды движений (ходьба в разном темпе, прыжки, общеразвивающие упражнения ).
Материал : костюм Старика-Лесовика , иллюстрации с изображением диких животных .
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как зимуют дикие животные. Скажите, чем дикие животные отличаются от домашних?
Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Возьмитесь за руки, закройте глаза и отправляемся в путь.
Воспитатель и дети входят в группу , оформленную под зимний лес.
Вот мы и на месте. Посмотрите, мы очутились в сказочном, заснеженном, зимнем лесу. А каких диких животных, живущих в лесу, вы знаете? Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, мы их увидим.
Входит Старик-Лесовик .
Лесовик : Вы кто? Что в моём лесу делаете?
Воспитатель : Мы с ребятами хотели узнать, как зимуют дикие животные, только никого из них в лесу не нашли.
Лесовик : Все звери заняты – пропитание добывают. Но я вам помогу, расскажу, как они зимуют, и вас спрошу, что вы о лесных животных знаете?
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?
Белка на зиму меняет свою летнюю рыжую шубку на тёплую зимнюю. Так почему белка зимой не замерзает ? Чем белка зимой питается ?
Белка запасает на зиму орехи, грибы, шишки. Белка прячет свои припасы в нескольких местах. Если вдруг она не сможет найти свой запас, то обязательно найдёт другой и сможет прокормиться зимой .
Игра «Угадай, что делает белка?»
Дети имитируют действия белки (белка ест семена из шишек, развешивает грибы , прячет орехи, прыгает, и т. д., выполняют прыжки на двух ногах, прыжки с продвижением вперёд.
3. У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают уши
А от голода – кора.
Почему зайца трудно зимой в лесу заметить ? Чем питается заяц зимой ?
У зайца много врагов в лесу : лиса, волк, рысь. Чтобы от врагов спастись заяц, уходя от преследования, путает следы – скачет в одном направлении, затем делает большой прыжок в сторону, петляет, запутывая своих врагов.
Игра : «Путаем следы» .
Вы все зайчики. Запутайте свои следы, чтобы лиса и волк вас не нашли. (Дети подражают движениям зайца, прыгают на двух ногах, делая большие прыжки в стороны).
4. Рыжая птичница
В курятник пришла.
Всех кур перечла,
И с собой унесла.
Почему лиса не делает припасы на зиму?
добычу
Игра : «Лисичка и курочки» .
«Курочки» сидят на корточках, «спят»
5. Лесовик зимой
6. Воспитатель : Спасибо, Старик-Лесовик , что ты нам рассказал, как звери в лесу зимуют . Тяжело им зимой приходится .
обратно возвращаться .
Дети прощаются со Стариком-Лесовиком и уходят .
Лисичка – охотница, ищет себе добычу : зайцев, полевых мышей, может и в курятник залезть. Как вы думаете, почему лису в загадке птичницей назвали?
Игра : «Лисичка и курочки» .
Один ребёнок – лисичка, остальные – курочки. «Курочки» сидят на корточках, «спят» . Лисичка подкрадывается к курочкам. По сигналу воспитателя курочки разбегаются, лисичка их ловит.
5. Лесовик : Ребята, а кто из лесных жителей всю зиму в берлоге спит? Почему медведь не делает припасы на зиму? Летом и осенью медведь очень много ест, накапливает жир. А зимой он живёт за счёт этого жира. Но бывают медведи, которые не засыпают на зиму. Эти медведи очень злые, голодные, ходят по всему лесу, могут и на человека напасть. С ними лучше не встречаться. Таких медведей называют шатунами.
6. Воспитатель : Спасибо, Старик-Лесовик , что ты нам рассказал, как звери в лесу зимуют . Тяжело им зимой приходится .
А как люди могут помочь диким животным пережить суровую зиму? Правильно, животных надо подкармливать. А теперь нам пора из зимнего леса обратно возвращаться .
Дети прощаются со Стариком-Лесовиком и уходят .
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».
Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Уметь различать хищных и травоядных животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).
Белка
зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Заяц , как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Жилище у бобров
называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.
Тема: «Зимовье зверей».
Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы с вами были в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?
Зимний лес. Волшебница-зима постаралась украсить его на славу.
Четыре художника (отрывок)
Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу подними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
(Г. Скребицкий)
Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.
Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.
Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.
Воспитатель выкладывает на ковролине следы зайца, лисы, волка, лося, вороны, воробья и т.д., предлагает детям пройти по запутанным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.
Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам.
- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».
Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев... За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его... Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону... Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашел.
Дети играют в подвижную игру «Найди зайца». Они делятся по парам: один ребенок - заяц, другой - охотник. «Заяц» прыгает по определенной траектории и убегает, «охотник» пытается повторить траекторию.
А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться.
Воспитатель предлагает детям приложить на ковролине зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика - около сугроба, белочку - на ствол сосны и т.д.
Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.
Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
Беличья память
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.
Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)
Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму.
Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой.
Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустарников и деревьев.
А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи.)
Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие — воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказывал:
У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе - снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь - показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?
Воспитатель предлагает детям иллюстрацию.
Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты и др.)
Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам - желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и доживут до весны «братья наши меньшие».