Прогулка зимовье животных старшая группа. Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери зимуют
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».
Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Уметь различать хищных и травоядных животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).
Белка
зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Заяц , как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Жилище у бобров
называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.
муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение
детский сад с. Коршик
Тьютор: Панагушина Е.
Конспект занятия
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель: Показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному,
сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку
чувство товарищества.
Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.
Учить определять жанр произведения.
Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются авторские.
А есть сказки, которые сочинил народ…
Может кто-то из вас мне скажет как называются такие сказки. (Ответы детей) .
Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете? (Ответы детей).
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию.
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу. Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.
Какие животные изображены на обложке?
Дикие они или домашние?
Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.
Выразительное чтение сказки воспитателем.
Действительно ли вы услышали сказку?
Как догадались? (звери разговаривают).
Как бы вы назвали эту сказку?
Сказка называется «Зимовье зверей».
Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму). С чего все началось?
Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера).
Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье?
Как они его строили?
Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды?
Что зверям помогло спастись?
Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку!
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом. Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.
Итог занятия:
Рефлексия
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
Чему учит эта сказка?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с другими русскими народными сказками?
Позднее мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.
Конспект занятия.
Тема: «Зимовье зверей» Для детей старшего возраста.
Программное содержание:
Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в условиях их обитания. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас притяжательными прилагательными: волчья, лисья, медвежья. Развивать доказательную речь.
Вызвать интерес к жизни животных. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных: подготовка животных к зиме.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные зимой», составление рассказов по картинкам.
3. Проведение дидактических игр «Зоологическое домино», «Кто лишний?» Проведение подвижных игр.
4. Игровые ситуации по правилам обращения с животным.
5.Чтение произведений Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память», Скребицкий Г.А. Сказка "Всяк по-своему",В. Бианки «Готовимся к зиме».
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка.
Оформление: слайды.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Ход занятия:
Слайд №1 Зимний пейзаж.
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы!
Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки - зимы?
Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?
Воспитатель
А теперь, ребята, начинается самое интересное. Чтение зимней лесной книги. Каждая
страница книги начинается с загадки.
Загадка №1.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком, Уши серые торчком.
(волк)
Слайд №2. Мнемотаблица и картинки волка.
Воспитатель:
Составим рассказ о волке с помощью таблицы.
(Инструкция воспитателя по использованию мнемотаблицы).
МНЕМОТАБЛИЦА ПРО ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ
Дети рассказывают о волке.
Воспитатель: Загадка №2
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберется в куст И спит,
Кочерыжку съест - и сыт
(заяц)
Слайд № 3 Картинка с зайцем.
Воспитатель:
Вспомните, как называется сказка, в которой зайчонок увидел, как звери готовятся к зиме (Г. А. Скребицкий «Всяк по - своему»).
Расскажите, как заяц зимует (рассказы детей) Физкультминутка: «Успей спрятаться о волка».
Воспитатель:
Какое животное тоже питается корой деревьев? (Лось)
Слайд №4 «Лось»
Воспитатель:
Ребята, как спасается лось от сильных морозов?»
Воспитатель:
Загадка № 3
Грызун, но не мышь,
Прыгун, но не заяц,
Рыжий хвост, но не лиса
Кто это?
Слайд №5. «Белка».
Расскажите, как белка зимует.
Слайд №6 Следы животных.
Воспитатель:
Кроме волка в лесу много разных животных. Посмотрите на следующую страницу нашей книги. На снегу расписные узоры разных следов. Опытный лесник умеет читать лесную азбуку по следам. Нам нужно с вами разобраться в следах и определить, какие животные их оставили.
На ковролине выкладываются следы зайца, волка, лося, вороны (воспитатель предлагает детям «пройти по лабиринту следов» и дойти до квадрата, назвать животное и открыть квадрат?
Воспитатель:
Ребята, а детям «пройти по лабиринту следов» и дойти до квадрата, назвать животное и открыть квадрат? (медведя, барсука, ежа).
Слайд №7 Медведь, еж, барсук.
Слайд №8 «Медведь».
Воспитатель:
Расскажите, как готовится к зиме медведь.
Воспитатель:
Играем в игру "Так бывает или нет?" Я задаю вопрос, бросаю мяч, а вы отвечаете на него либо "Трик-трак, это так!", либо "Трик-трак, это не так!, и бросаете мяч мне обратно.
Вопрос №1: « Белка готовит запасы на зиму?»
Вопрос №2: « Дом лисы называется хатка?»
Вопрос №3: «Бобер спит зимой?»
Вопрос №4: « Животные, которые питается травой, зазываются хищники?»
Вопрос №5: «Лось - травоядное животное?»
Вопрос №6: «Животные, которые грызут кору, орехи, зерна, называются грызуны?»
Вопрос №7: « Заяц заметает следы хвостом?»
Вопрос №8: «Волк - хищное животное?»
Вопрос №9: «Тетерев живет в под снегом в норе?»
Вопрос №10: «Животного, который питается всем называют всеядным?»
Воспитатель:
На этой странице книги художник спрятал лесных зверей так, что сразу их не увидишь.
Только видны части. Назовите чей хвост, уши, рога, лапы и т.д.
Слайд №9-10. Дидактическое задание «Узнай животное по части»
Слайд № 11 Зимний лес.
Воспитатель:
Ребята, сейчас вы заполните страницу лесной книги сами. Вам нужно животное поместить в нужном месте.
(на ватмане изображен зимний лес с норами, берлогой, дуплом и т.д.)
Зимовье зверей
Дети наклеивают животных в нужном месте и объясняют.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы прочитали книгу о зимовке животных. Назовите, какая страница вам больше всего понравилась?
Вы сегодня много рассказали о зимовье зверей. Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных. Кормить птиц. Мы сейчас с вами это и сделаем на прогулке.
ольга шевченко
Конспект комплексного занятия «Зимовье зверей»
Программное содержание :
Цель : Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.
Задачи :
Образовательные : Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в условиях их обитания. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
Развивающие : Развивать связную речь; расширять словарный запас притяжательными прилагательными : волчья, лисья, медвежья. Развивать доказательную речь.
Вызвать интерес к жизни животных. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы : практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы : Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа :
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных : подготовка животных к зиме.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему : «Животные зимой » , составление рассказов по картинкам.
3. Проведение дидактических игр «Зоологическое домино» , «Кто лишний?» Проведение подвижных игр.
4. Игровые ситуации по правилам обращения с животным.
5. Чтение произведений Л. Толстого «Зайцы» , М. Пришвина «Беличья память» , Скребицкий Г. А. Сказка "Всяк по-своему",В. Бианки «Готовимся к зиме» .
Здоровьесберегающие технологии : Физминутка.
Оформление : слайды.
Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура» , «Здоровье» , использование игровой ситуации на протяжении всего занятия , внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Образовательные ресурсы : Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ход занятия:
Слайд №1 Зимний пейзаж.
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы!
Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки - зимы?
Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?
Воспитатель
А теперь, ребята, начинается самое интересное. Чтение зимней лесной книги. Каждая
страница книги начинается с загадки.
Загадка №1.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком, Уши серые торчком.
(волк)
Слайд №2. Мнемотаблица и картинки волка.
Воспитатель :
Составим рассказ о волке с помощью таблицы.
(Инструкция воспитателя по использованию мнемотаблицы) .
Мнемотаблица про зверей зимой .
Дети рассказывают о волке.
Воспитатель : Загадка №2
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберется в куст И спит,
Кочерыжку съест - и сыт
(заяц)
Слайд № 3 Картинка с зайцем.
Воспитатель :
Вспомните, как называется сказка, в которой зайчонок увидел, как звери готовятся к зиме (Г. А. Скребицкий «Всяк по - своему» ).
Расскажите, как заяц зимует (рассказы детей) Физкультминутка : «Успей спрятаться о волка» .
Воспитатель :
Какое животное тоже питается корой деревьев? (Лось)
Слайд №4 «Лось»
Воспитатель :
Ребята, как спасается лось от сильных морозов?»
Воспитатель :
Загадка № 3
Грызун, но не мышь,
Прыгун, но не заяц,
Рыжий хвост, но не лиса
Слайд №5. «Белка» .
Расскажите, как белка зимует.
Слайд №6 Следы животных.
Воспитатель :
Кроме волка в лесу много разных животных. Посмотрите на следующую страницу нашей книги. На снегу расписные узоры разных следов. Опытный лесник умеет читать лесную азбуку по следам. Нам нужно с вами разобраться в следах и определить, какие животные их оставили.
На ковролине выкладываются следы зайца, волка, лося, вороны (воспитатель предлагает детям «пройти по лабиринту следов» и дойти до квадрата, назвать животное и открыть квадрат?
Воспитатель :
Ребята, а следы каких животных мы не увидим в лесу и почему?
(медведя, барсука, ежа) .
Слайд №7 Медведь, еж, барсук.
Слайд №8 «Медведь» .
Воспитатель :
Расскажите, как готовится к зиме медведь.
Воспитатель :
Играем в игру "Так бывает или нет?" Я задаю вопрос, бросаю мяч, а вы отвечаете на него либо "Трик-трак, это так!", либо "Трик-трак, это не так, и бросаете мяч мне обратно.
Вопрос №1 : «Белка готовит запасы на зиму?»
Вопрос №2 : «Дом лисы называется хатка?»
Вопрос №3 : «Бобер спит зимой ?»
Вопрос №4 : «Животные, которые питается травой, зазываются хищники?»
Вопрос №5 : «Лось - травоядное животное?»
Вопрос №6 : «Животные, которые грызут кору, орехи, зерна, называются грызуны?»
Вопрос №7 : «Заяц заметает следы хвостом?»
Вопрос №8 : «Волк - хищное животное?»
Вопрос №9 : «Тетерев живет в под снегом в норе?»
Вопрос №10 : «Животного, который питается всем называют всеядным?»
Воспитатель :
На этой странице книги художник спрятал лесных зверей так , что сразу их не увидишь.
Только видны части. Назовите чей хвост, уши, рога, лапы и т. д.
Слайд №9-10. Дидактическое задание «Узнай животное по части»
Слайд № 11 Зимний лес.
Воспитатель :
Ребята, сейчас вы заполните страницу лесной книги сами. Вам нужно животное поместить в нужном месте.
(на ватмане изображен зимний лес с норами, берлогой, дуплом и т. д.)
Дети наклеивают животных в нужном месте и объясняют.
Воспитатель :
Ребята, сегодня мы прочитали книгу о зимовке животных . Назовите, какая страница вам больше всего понравилась?
Вы сегодня много рассказали о зимовье зверей . Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных. Кормить птиц. Мы сейчас с вами это и сделаем на прогулке.
Людмила Васильченко
Проект «Зимовье зверей» в старшей разновозрастной группе
Проект «Зимовье зверей »
Старшая разновозрастная группа
Воспитатель : Васильченко Л. В.
1. Актуальность темы.
2 Проблема.
3. Цель и задачи проекта .
4. Цель, поставленная перед детьми.
5. Этапы работы.
7. Заключение.
8. Список литературы
9. Приложение
Тема проекта : «Зимовье зверей »
Тип проекта : информационно – творческий
Участники проекта : Дети старшей и подготовительной группы .
Воспитатели
Родители воспитанников.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки : с 8.01.2017 по 12.01.2017г
Актуальность темы :
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
После проведения беседы с детьми были сделаны следующие выводы :
1. Дети затрудняются в определении, какие из животных готовятся к зиме, а какие нет.
2. Возникают трудности при классификации диких и домашних животных.
3. Дети затрудняются в определении понятия «звери » .
Также был сделан вывод о необходимости работы над связной речью детей с помощью составления загадок.
Цель проекта . развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой ) ».
Задачи :
Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу .
Обогатить словарь детей качественными прилагательными, глаголами.
Учить детей делать небольшие сообщения по теме. Развивать познавательный интерес.
Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Предполагаемый результат :
1) У дошкольников будут сформированы знания о диких животных лесов России; умения узнавать по зверей описанию , составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему; расширятся знания о среде обитания, о приносимой пользе диких животных; об участии людей в жизни диких животных.
2) Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
3) Повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.
Этапы проекта :
1этап : Подготовительный.
Беседа с детьми : «Какие животные готовятся к зиме»
Рассматривание альбома «Дикие животные» , «Домашние животные» .
Составление плана проекта
2этап : Основной.
1. Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная область «Познавательное развитие» .
Беседы : «С чем нельзя ходить в лес» , «Что мы знаем о животных» , «Что такое красная книга» , «Как и чем питаются животные» , «Как живут звери зимой в лесу ?» .
Решение проблемной ситуации
«Что было бы, если лесные жители оказались в городе?» , «Если бы не было диких животных» .
Образовательная область «Коммуникация» :
Развитие речи :
Составление рассказов : «Мне нравится дикое животное» , инсценировка «Как звери готовятся к зиме »
Составление рассказов по иллюстрациям.
Разгадывание загадок.
Чтение художественной литературы :
А. Прокопьев «Белка» ; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши» , С. Козлов; Мишка-башка», М. Пришвин; «Приключение Мишки – Ушастика» , И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу » ; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно» ; «Хитрая лиса» , (корякская, пер. Г. Меновщиков) ; «Купание медвежат» , В. Бианки; «Лиса Патрекеевна» , р. н. с., обр. К. Ушинский; «В лесу» , И. Чапек; «Волчишко» , Е. Чарушин;«Н. Сладко «Как медведь сам себя напугал» ; «Бурый медведь» , Л. Толстой; «У страха глаза велики» , р. н.
Образовательная область «Художественное творчество» :
Рисование :
Рисование «Белка» , «Медведь» ;
Лепка «Ёжик» ;
Аппликация «Бурый мишка» ;
Музыкальная деятельность
Музыкальная игра «Животные»
Игровая деятельность
дидактические игры : «Кто лишний?» , «Кто спрятался?» , «Животные в лесу» , Кто кем был?», «Отгадай–ка» , «Чей силуэт?»
настольные игры : «Домино» , «Разрезные картинки» , «Зоологическое лото» , «Найди пару»
сюжетно-ролевые игры : «Сказочные герои на лесной поляне» , «Лесные жители» , «Зоопарк» .
театрализованные игры : «Зимовье зверей » , «Три медведя»
подвижные игры : «У медведя во бору» , «Охотник и зайцы» , «Бездомный заяц» , «Медведь и пчелы» , «Волк во рву»
Работа с родителями
Помощь родителей в подборке стихов, загадок, книг о лесных животных
Помощь в изготовлении атрибуты к подвижным играм
Разучивание стихотворений с детьми, участвующих в постановке сказки
3 этап : Заключительный :
Подведение итогов по реализации проекта .
Обобщение опыта работы по проекту
Презентация проекта
Таким образом, в результате проведенной работы дети получили много новой информации о животных, которые зимуют в наших лесах. Узнали о жизниживотных, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать животных. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о диких животных.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Заключение
По окончании проекта уровень знаний детей о диких животных повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о животных, повышению у них познавательного интереса.
Используемая литература
Литература.
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д,: Феникс, 2010.-251с.
2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003» , 2008.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики. Дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. 6 КАРО. 2007.
5. Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово, М. А. Васильевой. -3-е издание, испр. И доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Приложение
Физкультминутка «Звериная зарядка » .
Раз - присядка, Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх) .
Считалка.
Вышли зайцы погулять,
Раз, Два, три, четыре, пять,
Белых зайцев – ровно пять.
Посмотрите, на опушке
Вновь торчат зайчаток ушки!
Раз, Два, три, четыре. Пять,
Пальчиковая игра «Встреча в лесу»
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
Сюжетно – ролевая Игра «Зоопарк»
Цель. Закрепление и обогащение знаний о диких животных, об их внешнем виде и повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.
Игровой материал. Картинки (рисунки детей) с изображением животных, конструктор для изготовления клеток.
Подготовка к игре. Беседа о зоопарке. Чтение стихотворений С. Я. марша «Детки в клетки» , просмотр мультфильмов о животных. Рисование и лепка животных. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов к игре.
Игровые роли. Кассир, контролер, экскурсовод, посетители, ветеринар и др.
Ход игры. Дети распределяют роли. Из стульчиков строят автобус и едут в зоопарк. По дороге взрослый может рассказывать, что они проезжают . Услышав остановку «Зоопарк» , ребята выходят из автобуса, покупают билеты в зоопарк, предъявив их контролеру, проходят на территорию. Экскурсовод подводит их каждой клетке, и спрашивает» вы знаете, кто это?», дети рассказывают, что им известно об обитателях, задают вопросы и переходят к следующей клетке.
К посетителям подходит ветврач и говорит, что за животными пора ухаживать. Дети рассказывают, кого, чем кормят.
По окончании экскурсии детям предлагается сфотографироваться.
Впоследствии можно объединить игру в «Зоопарк» с другими играми.
Опыт «Как звери готовят шубку к зиме» (на прогулке.)
Цель. Выявить зависимость изменений в животных от изменений в неживой природе.
Материал. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из теплой и тонкой ткани и меховые, кора деревьев.
Дети наблюдают за одеждой прохожих и определяют, что она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука- это «заяц» , и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички) . Воспитатель предлагает детям сравнивать ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, пушистые, с длинным мехом) .
Воспитатель : что делать зверям , которым нужны зимой теплые шубки ?
Дети : отрастить новую, пушистую.
Рассматривают старый и новый мех . Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой .
Воспитатель : откуда зимой у зверей появляются новые шубки и куда исчезают весной?
Взрослый подводит детей к пониманию того. Как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старым мехом по коре дерева, на ней остаются полоски) .