Проектно-исследовательская работа «Войди в лес другом. Исследовательская работа «Как здоровье, лес? Что дает лес человеку исследовательская работа
«Проектно-исследовательская работа «Лес – мой друг» Работу выполнила: Петрова Алина Николаевна, ученица 1 «А» класса Научный руководитель: ...»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №140» Советского района г. Казани
Проектно-исследовательская работа
«Лес – мой друг»
Работу выполнила:
Петрова Алина Николаевна,
ученица 1 «А» класса
МБОУ «Гимназия №140» г. Казани
Научный руководитель:
Пахомова Надежда Владимировна,
учитель I квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №140» г. Казани
Казань 2016
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Что такое лес ………………………………………………………………… 4
2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5
3. Меры по сохранению лесов …………………………………………............ 8 Заключение …………………………………………………………………........... 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.
Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.
Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.
Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.
Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить информацию о лесе;
Определить значение леса в жизни человека;
Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.
–  –  –
Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.
Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.
Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .
2. Значение леса для человека
Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:
Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);
Строительный материал;
Источник энергии (дрова);
Сырьё для производства (производство бумаги);
Регулятор природных процессов.
Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.
Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.
Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).
Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт
Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.
Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.
Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .
Очень важна микроклиматическая роль леса.
Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .
Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.
Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.
Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.
3. Меры по сохранению лесов
Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).
Рисунок 4 - Волжско-Камский заповедник
Рисунок 5 - Национальный парк «Нижняя Кама»
Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.
Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!
Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.
После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.
Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .
–  –  –
Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.
Список литературы
1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. - М.:
2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.
3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:
учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 170 с.
4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.
5. http://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/17122/
Похожие работы:
«УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic...»
«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С...» Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс...»
«Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по...»
«Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет "Доброе утро!" Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц...»
2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Цели проекта:
- Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
- Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
- Обогатить предметно - развивающую среду.
- Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
- Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.
Актуальность.
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.
Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.
Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.
I этап - подготовительный.
Сроки: март - апрель 2009 г.
Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.
- планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
- разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
- создание предметно - развивающей среды,
- создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
- создание системы мониторинга.
II этап - практический.
Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.
- проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
- создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
- совершенствование взаимодействие с организациями социума.
III этап - заключительный
Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований
- анализ проведенной работы.
План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".
Что? | Как? | Когда? | Ответственные и участники | Ожидаемый результат |
Работа с педагогами | ||||
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании | - Изучение научно - методической
литературы Круглый стол "Научитесь беречь лес" Викторина "В природе все взаимосвязано" Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений Разработка интегрированных занятий Мастер - класс. Работа на экологической тропе |
I этап - март - август 2009 г.
I этап декабрь 2009 г. |
Заместитель заведующей по ВМР, Педагоги - специалисты, воспитатели групп Воспитатель - эколог |
- разработки материала |
Работа с детьми | ||||
Диагностика | - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов | I этап сентябрь 2009 г. | Воспитатель - эколог, воспитатели групп | |
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" | - Цикл занятий экологической
направленности Цикл бесед - "Уроки доброты" - "Уроки мышления" с обсуждением и проигрыванием ситуаций. - "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы Целевые прогулки "Сколько елочек мы не спасли" "Елочки и ее сестрички в городе" "Возвращенный лес" (сбор макулатуры) Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу) "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума) - "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик) Создание книги "Жалобная книга леса" Музыкально - экологические праздники: "День рождения друга, дедушки дуба" "Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона) Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года) Интегрированные занятия "Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология) "Лес и наше здоровье" (валеология + экология) "Лесные жители" (экология + ФИЗО) Тематическая неделя леса: Выставка "Лес в жизни человека" Экологический праздник "Природы жалобная книга" Музей "Чудеса леса" Сказки о лесе (словотворчество детей) Работа на микроучастке "Биоценоз леса" Выпуск газеты |
II этап октябрь - январь 2009 г. по плану II этап октябрь - январь по плану 2009 г. II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г. Постоянно в течение всего проекта Сентябрь 2009 г. 3 неделя декабря 2009 г. 1 раз в месяц эпизодически II этап февраль 2010 г. Март 2010 г. II этап февраль 2010 г. II этап постоянно в течении всего проекта II этап по сезону II этап апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. | - расширение представлений детей об экосистеме "лес". |
Работа с родителями. | ||||
Подготовка родителей к проекту. | - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. | I этап апрель 2009 г. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. | |
Совместные мероприятия. | - Родительское собрание "Экология и
наше здоровье" Консультации "Лес - защитник и лекарь" "Настои из трав и плодов деревьев" КВН "Тайны природы" Трудовой десант "Дерево нашей семьи" Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала) Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу" Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу" |
II этап май 2009 г -май 2010 год. | Воспитатель - эколог. Воспитатели групп. |
|
Предметно - развивающая среда. | ||||
Пополнение предметно - развивающей среды. | - приобретение дидактического
материала Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса" Посадка микроучастка "Биоценоз леса" Изготовление макета "Лес" |
I этап - март - май 2009 г.
II этап март - апрель 2010 г. |
Воспитатель - эколог
Все участники проекта |
Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности. |
Работа с социумом. | ||||
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. | - Лесничество Вятско - Полянского
района Беседа с детьми " Правила поведения в лесу" Беседа с родителями "Лес и отдых" Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию) Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением Цетр дополнительного образования Акции "Сбережем березы" Трудовой десант "Очистим парк от мусора" Выставки "Лес в творчестве детей" Познавательные занятия Детская библиотека Спектакли "Лесной теремок" подборка художественной литературы на абонементе Выставки "Дары Леса" Музыкально - экологический праздник "Красная книга" ДОУ города Выставки |
II этап февраль 2010 г. II этап март 2010 г. II этап апрель 2010 г. II этап в течении всего проекта II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. |
Сотрудники лесничества
Сотрудники МУП ЖКО Педагог - эколог Сотрудники библиотеки Учителя начальных классов Воспитатели - экологи |
Литература.
- Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
- Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
- О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
- Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
- "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
- "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
- "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
- "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
- С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.
МБОУ «Вышинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Лес наше богатство!»
Выполнила: Чигирь Вика,
ученица 5 класса
Руководитель: Лазарева Н.Е.,
учитель географии
1
20152016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................35
1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
2. Исследование в моём селе………………………………………………….59
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
леса………………………………………………….…………………………….4
2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
3. Результаты и выводы …………………………………………………79
4. Заключение …………………………………………………………………….…9
5. Использованные источники ………………………………………………….910
2
Леса занимают большую часть территории ЗубовоПолянского района.
Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
Родины.
Цель работы:
Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
Задачи:
1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
лесничества и их масштабы.
3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
охраны лесных массивов.
Актуальность работы:
Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
охране леса на территории села и его восстановлении.
Методы исследования:
Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
Социологический (опрос специалистов);
Картографическое исследование (изучение географического положения
лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
Составление схемы «Значение леса».
3
Сроки исследования:
Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
Результаты исследования
Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
пользоваться им неумело и нерационально.
1. Введение
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
Охрана леса это насущная проблема современности, к которой никто не
должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
животных от исчезновения.
Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
Лес, как известно, это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
свойствами.
Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
находиться на лоне природы истинное удовольствие для глаз и для души.
Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
1.2. Роль и значение лесов.
4
1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
освобождаются от вредных твердых примесей.
2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
многих товаров потребления, необходимых для человека.
4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
5
лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
самочувствия.
2. Исследование в моём селе
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
охраны лесов
В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
необходимые статистические и картографические данные.
Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
расположено в югозападной части Республики Мордовия, на территории
ЗубовоПолянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
проходит смежно с ЗубовоПолянским территориальным лесничеством.
В приложении 1 показано местоположение Вышинского
территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
приведены в таблице 1.
Структура Вышинского территориального лесничества
№№
п.п.
Наименование
участковых
Административный
район
Общая
площадь,
Таблица 1
6
лесничеств
2
(муниципальное
образование)
3
Известковское
ЗубовоПолянский
Вышинское
ЗубовоПолянский
Ширингушское
ЗубовоПолянский
1
1.
2.
3.
Всего по лесничеству
ЗубовоПолянский
Всего:
га
4
22405
17384
16002
55791
55791
Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
лесовосстановлением,
которое осуществляется в целях восстановления
вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
лесовосстановления землях.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
2.2. Охраняемые природные территории.
Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального
лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
которым относятся:
«Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
сосны черной (возраст 80100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
«Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
занимает площадь 0,4 га.
«Сосновая роща» участок соснового леса, имеющий рекреационное
значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
«Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
48, квартала 107 выделов 117 Вышинского участкового лесничества.
2.3. Проблема пожаров.
Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
8
Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания попрежнему
происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010ом пожароопасном году было
зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
уничтожено 0,5 га леса.
3. Результаты и выводы
Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
важных факторов:
1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
2. Леса влияют на климат Земли.
3.
Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
деятельности.
4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
организм.
Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
людей",
МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»
Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.
Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.
Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.
Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.
Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Общими принципами отбора содержания материала является:
Системность
Единство сознания и деятельности
Наглядность
Личная ориентация
Объективность
Научность
Доступность для обучающихся начальных классов.
Практическая направленность.
Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).
2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
3.Оформление задания («иллюстраторы»)
4.Формулирование выводов («аналитики»)
5.Применение результатов («исследователи»)
Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».
Цель:
Задачи:
1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;
3.Воспитывать бережное отношение к природе;
4.Развивать навыки исследовательской работы;
Он состоял из ряда заданий:
1.Анкетирование детей.
2.Анкетирование взрослых.
3.Проведение исследовательских наблюдений.
4.Работа с компьютером, в библиотеке.
3 этап.
Практически – деятельностный.
Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.
1.«Братья наши меньшие».
« Поисковая»
Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».
«Журналисты»
Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:
Познавательная игра «В лес за загадками»
Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»
Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».
Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.
Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.
«Художники - оформители».
Рисуют рисунки по теме.
Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»
На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.
Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:
Какие птицы прилетели первыми;
Какие последними;
Где они гнездятся;
2. «Лес – наш друг».
1.Раздел «Виды леса».
Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.
«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.
«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.
«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»
2.Раздел «Животный мир».
Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»
«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.
3.Раздел «Птицы нашей местности».
4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».
Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.
Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят
материал о следах, которые видели в природе.
5.Раздел «Значение леса в жизни человека».
Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».
«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.
«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.
«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».
3. «Лекарственные растения нашей местности».
Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.
Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
выяснить значение лекарственных растений для человека;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать навыки исследовательской работы;
Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.
Дети проводят исследование.
1 задание.
Анкетирование детей.
Вопросы анкеты:
1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?
2. Какую пользу они приносят?
3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?
В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.
2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».
Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления
Возможное препятствие | Пути преодоления |
|
Не все с желанием участвовали в проекте. Затруднения при выполнении поставленной задачи. Незначительные навыки работы с компьютером. | Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам. Консультации ребят с руководителями проекта. Посещения кружка по информатики. |
Вывод:
В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Отзывы:
Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.
Миколаец Валерия
Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.
Быстров Леша
Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.
Петухов Виталий.
Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.
Смирнов Саша.
После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.
Материально – техническое обеспечение мероприятия:
Интернет, фотоаппарат, компьютер.
Литература:
Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.
В. Бианки «Лесная газета».
«Зеленые страницы».
Атлас-определитель «От земли до неба».
Поиск информации в Интернете.
Приложение к проекту «Лес – наше богатство»
МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.
Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет
Подготовила и провела:
п. Вохтома
2009 год
Цель:
Формирование экологической культуры.
Задачи:
Прививать любовь к родному краю;
- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.
Ход экскурсии.
Ведущий:
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.
Ученик:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Ведущий:
Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.
А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…
Ученик:
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)
Ведущий:
Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?
Ученик:
Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)
Ученица:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки (лиственница)
Ведущий:
А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)
Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.
Ведущий:
Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.
Какие песни и стихи о березе вы знаете?
Ученик:
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гром, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок (дуб)
Ведущий:
Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.
А это какое дерево?
Ученица:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (липа)
Ведущий:
Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.
Отгадайте, что это за дерево?
Ученик:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)
Ведущий:
Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.
Ученик:
Будто снежный шар бела.
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (черемуха)
Ведущий:
Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.
Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?
Ученица:
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)
Ученик:
Первым вышел из земли
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
Ученица:
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит (колокольчик)
Ведущий:
В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?
Ученик:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки (земляника)
Ученица:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)
Ученик:
Сладкая, душистая,
Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду,
Летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых (малина)
Ученица:
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая,
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен (черника)
Ведущий:
Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)
А кто же из нас не собирал в лесу грибы?
Из истории.
«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.
В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »
Ученица:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту-
Зовусь я…(подосиновик)
Ученик:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это…(сыроежка)
Ученица:
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подосиновик)
Ученик:
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нем белый колпачок.
Кто в бору бывает-
Тот его и узнает (боровик)
Ученица:
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой (моховик)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)
Ведущий:
А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?
Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?
Ученица:
Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)
Ученик:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)
Ученица:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)
Ученик:
Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Ведущий:
Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.
Ученица:
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)
Ученик:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)
Ведущий:
Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.
Ученик:
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
Ведущий:
Трудно представить лес без больших и малых зверей.
Ученица:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)
Ученик:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)
Ученица:
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)
Ученик:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)
Ведущий:
Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.
Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»
На ветру рябины гордо рдеют,
Сосны величавые шумят…
Здесь века, как царство Берендея,
Глушь лесов хранила наш посад.
Литература:
Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».
Введение ………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...4
1. 1. Значение лесов…………………………………………………4
1.2. Причины сокращения лесов ……………………………….....4
1.3 Решение проблем…………………………………………….…5
2. Практическая часть………………………………………………….. ..6
Заключение……………………………………………………………….8
Литература ……………………………………………………………… .9
Введение
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны.
Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов. Леса оказывают влияние на все компоненты биосферы, играют огромную средне образующую роль.
Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.
Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! Мне стало интересно, а сколько за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? Я хотела раскрыть некоторые тайны леса, порой совсем знакомого, а иногда абсолютно загадочного, выяснить, чем является лес для человека. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу, не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Чем мы можем помочь в решении этих проблем. Все это и стало целью моей работы.
1. Теоретическая часть
1.1. Значение лесов
Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Из древесины получают пластмассу, удобрения, взрывчатые вещества. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук. Древесина идет на изготовление шпал, тары, фанеры, она используется в целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.
Лесной воздух является одним из мощнейших средств оздоровления человеческого организма. Леса планеты представляют собой мощный источник атмосферного кислорода (1 га леса выделяет в атмосферу 5 тонн кислорода в год. Лесной воздух насыщен фитонцидами. Их количество зависит от вида деревьев, произрастающих в лесу. Один гектар леса за сутки выделяет в атмосферу до пяти килограммов фитонцидов. Количество фитонцидов в лесном воздухе зависит от погоды. Эти вещества уничтожают многие патогенные грибки и бактерии.
Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.
1. 2. Причины сокращения лесов
Лесом в РФ покрыто 771 млн. га земель. Эта площадь резко сокращается. Причины сокращения разные. В первую очередь, это пожары. Основными лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон.
В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В Республике Башкортостан с начала текущего года ущерб от лесных пожаров достиг 26,7 миллиона рублей. По данным Министерства лесного хозяйства Башкирии, в республике с начала 2010 года зарегистрировано 403 лесных пожара, площадь которых составляет 8 тысяч 232,8 гектара.
Также одной из причин сокращения лесов является вырубка. Ежегодный объём рубок составляет более 4,5 млрд. м 3 . Основной причиной вырубки леса является строительство. Древесина служит сырьем для получения ценных химических продуктов и бумаги. Оказывается, что на получение 10 000 кв. метров бумаги требуется 1 га леса.
Следующей проблемой является загрязнение леса. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой и т. д. Увеличивается площадь лесов, погибших от промышленных выбросов.
Браконьерство всегда наносит сокрушительные удары по животному миру России, что способствует исчезновению многих видов диких животных.
1.3 . Решение проблем
Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости.
Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко в местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота.
Лес очень трудно поддаётся восстановлению. Но всё же, лес восстанавливают на вырубленных территориях, сеют на непокрытых лесом площадях. Чтобы уберечь природу от разрушений, люди создают заповедники. Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».
Существенно экономить древесину позволяет использование макулатуры. Так как 60 кг макулатуры спасет жизнь одной ели и уменьшить вырубку лесов. Кроме того, экономически целесообразно использовать макулатуру как сырье для получения новой бумаги в виду гораздо более низкой стоимости конечного продукта в этом случае. Ведь для получения целлюлозы из древесины требуется гораздо больше ресурсов чем при переработке макулатуры!
2. Практическая часть
1. Узнав, что одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для трех человек, я задумалась: достаточно ли посажено деревьев на школьном участке для того чтобы обеспечить всех учеников и учителей кислородом?
В школе обучается 564 ученика, и работают 45 учителей. Всего 609 человек. Посчитаем, какое количество деревьев необходимо, чтобы обеспечить 609 человек кислородом: 609: 3= 203 дерева необходимо.
На нашем школьном участке растет 185 деревьев. То есть, 203 -185 = 18 деревьев надо досадить, чтобы обеспечить всех людей кислородом.
Вывод: На школьном участке посажено недостаточное количество деревьев.
2. В нашем селе большое количество лесопосадок. Они занимают площадь, равную примерно 300 га. Если 1 га леса выделяет в сутки до 5 кг фитонцидов, то сколько фитонцидов выделяют наши деревья?
300*5= 1500 кг = 1 т. 500 кг фитонцидов выделяют деревья нашего села.
Теоретически таким количеством антисептиков можно освободить от микроорганизмов большой город.
Вывод: Воздух нашего села экологически чистый, благодаря большому количеству лесных насаждений.
3. Для производства 10 000 м 2 бумаги требуется 1 га леса. Сколько га леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж учебника «Математика 4 класс» Л.Г. Петерсона, по которому мы учимся?
Измерив размеры учебника (20 см * 26 см), найдем площадь одной страницы. 20*26= 520 (см 2). Учебник состоит из трех частей. Каждая часть учебника состоит из 96 страниц. То всего 3*96 = 288 (стр) – в трех частях.
288: 2 = 144 (листа) - в трех частях.
То площадь всех листов: 144 * 520 = 74 880 (см 2) Тираж составляет 725 000 книг. Общая площадь бумаги на весь тираж: 74880 * 725 000 = 54288000000 (см 2)= 5428800 (м 2) Узнаем, сколько леса ушло на этот тираж:
5428800: 10 000 = 542 га 88 ар
Это приблизительно 543 га. Если площадь жилой части нашего села составляет около 1000 га, то 543 га это больше половины площади Кармаскалов.
Вывод: Для издания учебника «Математика 4 класс» Л.Г. Петерсона нужно вырубить лес, площадью больше половины площади нашего села.
Проанализировав сделанные выводы, задумалась: как мы можем помочь сохранению деревьев, лесов? Из Интернета узнала, что 60 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. А сколько макулатуры мы выбрасываем? После уроков взвесила бумажный мусор нашего класса. Было выброшено 125 г бумаги за один день. Если посчитать, за учебный год один класс выбрасывает
125*200 = 25 000 г = 25 кг. В нашей школе 28 классов: 25* 28 = 700 кг макулатуры выбрасывает в год школьники. 700: 60 ~ 12 елей можно было спасти.
Вывод: Сбор макулатуры существенно сохранит количество лесов. Давайте собирать и сдавать макулатуру!
Заключение
Во все времена люди пользовались лесом. В наше время лесоводство – это очень важная отрасль промышленности, в которой трудится много людей, производящих массу полезных вещей.
Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.
Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.
Леса стоят на страже нашего здоровья.
У леса много экологических проблем.!
Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты.
Не разводите в лесу костры, убирайте за собой мусор!
Посадите самостоятельно хотя бы одно дерево!
Собирайте и сдавайте макулатуру!
Сохраните природу, не губите себя!
Смотрите на неё, как на людей, любя!
Ведь будущее может пропасть навсегда!
Любите природу, любите себя!
Литература
1. И.Н. Балбышев «Из жизни леса, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990», стр.3-5, 152-161, 164-167
2. Ю.В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек», М.: ЮНИТИ, 1998 стр.240-260
3. www. ecosystema. ru