Проектно-исследовательская работа "Как сохранить леса?". Проектно-исследовательская работа «Войди в лес другом Исследовательская работа лес наш друг
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Паспорт проекта
1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »
2. Тип проекта: проектно - исследовательский.
3. Характер проекта: творческо - исследовательский.
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).
7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта:
- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.
Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей представление о деревьях;
Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
План действий:
1.Постановка цели;
2.Поиск формы реализации проекта;
3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5.Определение направлений поисковой практической деятельности;
6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;
7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный:
Экологическое развлечение «День рождения леса».
Паспорт деревьев
Береза
Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.
Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.
Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,
Кора у берёз белая, желтоватая.
Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.
Почки покрытые часто клейкими чешуйками
Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.
И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.
Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.
Из её древесины получают медицинский активированный уголь.
Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.
Рябина
Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.
Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.
Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.
Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.
Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.
Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.
Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.
В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.
Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.
Лекарственное значение
Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.
Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют
как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.
В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков
Стихи о деревьях
Печальная берёза..." А.А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Л. Каваляка
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки
Липка
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько
Кладовая народной мудрости
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков - иголки.
Назови деревья! (Елки)
***
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
*** ***
*** ***
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Пословицы, поговорки о деревьях
Пословицы, поговорки о липе
v А орехи-то, оказывается, на липе растут.
Пословицы и поговорки про дуб:
v Не срубишь дуба, не отдув губы.
v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.
v Дуба плоды только свиньям годны.
v Дуб стар, да корень свеж.
v Велик дуб, а от малого топора падает.
v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.
v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.
Пословицы и поговорки о сосне
v Сосна кормит, а липа обувает.
v Всяка сосна лишь своему бору шумит.
v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Мини- музей
Паспорт экспонатов мини- музея
" Чудесные превращения дерева"
Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.
Краткая информация
Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.
Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.
Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».
Название экспоната: Чудо- Ложки.
Краткая информация
Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.
Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Как использовать в работе с детьми
:
наглядный материал для развития декоративного творчества
дошкольников, используется для развития музыкальных способностей
Кавардина Илона
МКОУ Каменская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по теме:
ученица 3 класса
Научный руководитель :
Усенко М. Е.,
учитель начальных классов
п. Каменский
Введение………………………………………………………………………. | |
Глава 1…………………………………………………………………………. | |
1.1.Характеристика территории………………………………………….. | |
1.2. Характеристика лесного массива……………………………………. | |
Глава 2 Причины уменьшения площади лесов……………………………... | |
2.1. Насекомые-вредители………………………………………………… | |
2.2. Пожары………………………………………………………………... | |
2.2.1 Вред от пожаров…………………………………………………. | |
2.3. Лесозаготовки………………………………………………………… | |
2.4. Незаконные вырубки…………………………………………………. | |
2.5. Защита леса……………………………………………………………. | |
Глава 3 Сохраню жизнь ёлочке……………………………………………… | |
3.1. Анкетирование учащихся……………………………………………. | |
3.2. Выращивание ёлочки…………………………………………………. | |
Заключение……………………………………………………………………. | |
Библиография…………………………………………………………………. | |
Приложение | |
Введение
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес! Зелёный лес!
Валентин Лукша
Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.
Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.
Цель работы: Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, незаконные вырубки.
1. Дать характеристику Каменским лесам
2. Описать древесные породы, растущих на нашей территории
3. Проанализировать, что является причиной сокращения лесных массивов.
4. Проанализировать ущерб, который наносят пожары и незаконная вырубка леса.
В данной работе была выдвинута гипотеза: наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.
Практическая значимость . Данные моей исследовательской работы можно использовать на уроках окружающего мира.
Глава 1
1.1. Характеристика территории
Я побывала в лесах на территории нашей местности.
Каменские леса занимают площадь 94 239 гектар.
1.2. Характеристика лесного массива
Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; лиственные - берёза, осина
Сосна - светолюбивое, вечнозеленое, дерево с буро - коричневой корой и округлой кроной. Ветви густо покрыты зелеными, острыми, длинными иглами. Дерево первой величины, достигающее высоты 35-40 м. Продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400) лет. Древесина сосны отличается высокой прочностью и применяется в строительстве, в мебельной промышленности, судостроении.
Ель - хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Имеет пирамидальную форму. Насчитывает около 45 видов. Это медленнорастущее и теневыносливое дерево. Древесина мягкая, используется в строительстве, широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности.
Берёза - дерево до 20-30 м высотой, с густыми развитыми ветвями и листьями. Это светолюбивое, быстрорастущее дерево. Ветви у старых деревьев поникшие ("плакучая" береза). Молодые листья клейкие, душистые. Цветет в конце апреля - начале мая. В лечебных целях используют почки, листья, кору и березовый сок. Древесина у берёзы твёрдая и гибкая. Поэтому широко применяется в мебельном производстве.
Осина - это дерево до 35 м высотой, ближайший родственник тополей. В переводе на русский язык с латинского означает "тополь дрожащий". Осина и в самом деле имеет дрожащие листья. Небольшое дуновение ветерка - и вся листва на дереве приходит в движение. Это светолюбивое и быстрорастущее дерево, не боится морозов. Живёт 80-90 лет. Древесина осины лёгкая, мягкая, но не прочная. Используется в спичечном производстве и находит применение в изготовлении тары.
Вывод: Каменские леса являются смешанными.
Глава 2 Причины уменьшения площади лесов
Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.
2.1. Насекомые-вредители
Короед. Почти вся жизнь короедов проходит внутри дерева. Сделав в коре входное отверстие, жук протачивает через кору входной канал, доходящий до самых сочных и жизненных тканей дерева, где и кладет свои яйца. Одним из самых верных признаков заражения дерева короедами является наличие буровой муки на поверхности коры.
Берёзовый пилильщик - широко распространенный вредитель березовых лесов. Личинки и взрослые насекомые обгрызают листья. Жизненный цикл - 1 год. Взрослые насекомые летают в начале лета. Личинки встречаются в кронах берез с июля по август-сентябрь. Ближе к осени окукливаются в почве в твердом коконе, где и зимуют.
Сосновый шелкопряд - очень опасный вредитель сосновых лесов, потому что самые благоприятные условия находит во взрослых деревьях. Самки откладывают крупные яйца на сосновые веточки, на хвою и на кору сосен. Гусеницы выходят через 2-3 недели в июле. Они сразу же начинают поедать свежую хвою, сначала только края, потом целые хвоинки до основания.
Тутовый шелкопряд - самый опасный вредитель березы он зимует в стадии яйца, в одной кладке насчитывается 500-650 яиц. В конце апреля из перезимовавших яиц выходят гусиницы, они очень прожорливы и быстро растут.
Вывод: На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.
2.2. Пожары
Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор , когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу. Это непогашенный костёр, брошенная спичка или окурок, весенний поджёг сухой травы. Частота пожаров зависит от погоды: сухого и жаркого лета, а так же от захламлённости лесов сухостоем и плохой очистки вырубки.
Вред от пожаров
Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.
Я ознакомилась со статистикой пожаров за последние три года и узнала, какой ущерб они нанесли лесам.
Статистика пожаров по Каменским лесам
Вывод: Пожары наносят огромный ущерб лесу. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.
2.3. Лесозаготовки
На территории нашего Каменского поселения работает пилорама.2
Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимается производством досок разного размера заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.
Еще я узнала, что заготовкой леса на дрова для населения вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.
2.4. Незаконные вырубки.
Информацию о незаконных вырубках леса я получила в Увельском лесхозе.
Вывод: каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.
Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят пожары и незаконные вырубки леса.
Глава 3. Сохраню жизнь ёлочке.
3.1. Анкетирование учащихся
Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы было проведено анкетирование.
Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек. Больше нравится живая ёлочка. Это написали 56 участников, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.
3.2. Выращивание ёлочки
С лета я запасаю много шишек. Достаю из неё семена и замачиваю их в воде со льдом на два дня, затем я насыпаю землю в горшочек и сажу туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я накрываю горшочек пленкой. Теперь горшочек будет находиться в покое до наступления весны. В апреле я буду ждать, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку и буду за ней ухаживать.
Заключение
В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары и незаконная вырубка леса.
Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:
· противопожарная пропаганда;
· очистка лесосек и борьба с захламлённостью леса;
· устройство противопожарных защитных полос и канав.
На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.
Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.
Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В нём непрерывно стучат сложные машины. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.
Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!
Библиографический список
1. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: «Просвещение», 1986
2. Суворова Г.Т. Лес и жизнь человека. - М.: «Просвещение», 1968
3. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / под общ. ред. А. Ликум, М.: «Слово», 1994
4. Что такое? Кто такой? Обучающая энциклопедия для младших школьников. / сост. Ухарцева А.В., М.: «Астрель», 2008
5. Я познаю мир. Детская энциклопедия, - М.: «АСТ», «Астрель», 2003
Скачать:
Предварительный просмотр:
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полудённый зной,-
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет, как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес! Зелёный лес!
Валентин Лукша
Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.
Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.
Цель работы : Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, вырубки леса.
Для достижения этой цели мне необходимо:
- Дать характеристику Каменским лесам
- Описать древесные породы, растущих на нашей территории
- Проанализировать, что является причиной сокращения лесов
- Проанализировать ущерб, который наносят пожары, насекомые вредители и вырубка леса.
В данной работе была выдвинута гипотеза : наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые -вредители, вырубки леса.
Каменские леса занимает площадь 94 239 гектар.
Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; из лиственных - берёза, осина
Вывод: Каменские леса являются смешанными.
Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые вредители, вырубка леса..
1. Насекомые-вредители
Короед.
Берёзовый пилильщик
Тутовый шелкопряд
На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.
Следовательно, насекомые – вредители наносят ущерб Каменским лесам.
2. Пожары
Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор, когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу.
Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.
Следовательно, Пожары наносят огромный ущерб лесу.. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.
3. Вырубка леса
На территории нашего Каменского поселения работает пилорама. Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимаются производством досок разного размера, заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.
Еще я узнала, что заготовку леса для населения, вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.
4. Незаконные вырубки.
К сожалению, каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.
Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят незаконные вырубки леса.
В 2012 году был 21 случай незаконных вырубок леса.
Защиту леса проводит лесхоз.
- ведётся надзор за основными вредителями леса
Выращиваются сеянцы в питомниках для дальнейшей высадки в лесные зоны
Проводится контроль за санитарным состоянием леса: обследование горелых мест, уборка поваленных деревьев, выборочная вырубка деревьев на дрова и строительство для населения
Контроль за лесозаготовками
Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы я провела исследование.
Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек.
Больше нравится живая ёлочка. Это написали 55 человек, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.
Чтобы возместить ущерб лесу,
с лета я запасла много шишек. Достала из неё семена и замачила их в воде со льдом на два дня. Затем я насыпала землю в горшочек и посадила туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я вынесла горшочек на улицу и прикапала. Так горшочек находился в покое до наступления весны. В апреле я перенесла горшочек домой и жду, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку на пришкольный участок и буду за ней ухаживать.
Заключение
В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары, насекомые -вредители и незаконная вырубка леса.
Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:
Обработка леса от насекомых вредителей
- противопожарная пропаганда;
- очистка лесов и борьба с захламлённостью леса;
- устройство противопожарных защитных полос и канав.
На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.
Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.
Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.
Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»
Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.
Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.
Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.
Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.
Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Общими принципами отбора содержания материала является:
Системность
Единство сознания и деятельности
Наглядность
Личная ориентация
Объективность
Научность
Доступность для обучающихся начальных классов.
Практическая направленность.
Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).
2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
3.Оформление задания («иллюстраторы»)
4.Формулирование выводов («аналитики»)
5.Применение результатов («исследователи»)
Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».
Цель:
Задачи:
1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;
3.Воспитывать бережное отношение к природе;
4.Развивать навыки исследовательской работы;
Он состоял из ряда заданий:
1.Анкетирование детей.
2.Анкетирование взрослых.
3.Проведение исследовательских наблюдений.
4.Работа с компьютером, в библиотеке.
3 этап.
Практически – деятельностный.
Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.
1.«Братья наши меньшие».
« Поисковая»
Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».
«Журналисты»
Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:
Познавательная игра «В лес за загадками»
Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»
Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».
Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.
Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.
«Художники - оформители».
Рисуют рисунки по теме.
Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»
На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.
Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:
Какие птицы прилетели первыми;
Какие последними;
Где они гнездятся;
2. «Лес – наш друг».
1.Раздел «Виды леса».
Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.
«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.
«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.
«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»
2.Раздел «Животный мир».
Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»
«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.
3.Раздел «Птицы нашей местности».
4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».
Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.
Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят
материал о следах, которые видели в природе.
5.Раздел «Значение леса в жизни человека».
Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».
«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.
«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.
«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».
3. «Лекарственные растения нашей местности».
Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.
Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;
выяснить значение лекарственных растений для человека;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать навыки исследовательской работы;
Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.
Дети проводят исследование.
1 задание.
Анкетирование детей.
Вопросы анкеты:
1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?
2. Какую пользу они приносят?
3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?
В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.
2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».
Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления
Возможное препятствие | Пути преодоления |
|
Не все с желанием участвовали в проекте. Затруднения при выполнении поставленной задачи. Незначительные навыки работы с компьютером. | Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам. Консультации ребят с руководителями проекта. Посещения кружка по информатики. |
Вывод:
В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Отзывы:
Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.
Миколаец Валерия
Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.
Быстров Леша
Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.
Петухов Виталий.
Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.
Смирнов Саша.
После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.
Материально – техническое обеспечение мероприятия:
Интернет, фотоаппарат, компьютер.
Литература:
Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.
В. Бианки «Лесная газета».
«Зеленые страницы».
Атлас-определитель «От земли до неба».
Поиск информации в Интернете.
Приложение к проекту «Лес – наше богатство»
МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.
Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет
Подготовила и провела:
п. Вохтома
2009 год
Цель:
Формирование экологической культуры.
Задачи:
Прививать любовь к родному краю;
- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.
Ход экскурсии.
Ведущий:
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.
Ученик:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Ведущий:
Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.
А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…
Ученик:
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)
Ведущий:
Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?
Ученик:
Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)
Ученица:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки (лиственница)
Ведущий:
А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)
Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.
Ведущий:
Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.
Какие песни и стихи о березе вы знаете?
Ученик:
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гром, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок (дуб)
Ведущий:
Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.
А это какое дерево?
Ученица:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (липа)
Ведущий:
Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.
Отгадайте, что это за дерево?
Ученик:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)
Ведущий:
Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.
Ученик:
Будто снежный шар бела.
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (черемуха)
Ведущий:
Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.
Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?
Ученица:
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)
Ученик:
Первым вышел из земли
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
Ученица:
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит (колокольчик)
Ведущий:
В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?
Ученик:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки (земляника)
Ученица:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)
Ученик:
Сладкая, душистая,
Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду,
Летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых (малина)
Ученица:
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая,
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен (черника)
Ведущий:
Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)
А кто же из нас не собирал в лесу грибы?
Из истории.
«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.
В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »
Ученица:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту-
Зовусь я…(подосиновик)
Ученик:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это…(сыроежка)
Ученица:
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подосиновик)
Ученик:
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нем белый колпачок.
Кто в бору бывает-
Тот его и узнает (боровик)
Ученица:
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой (моховик)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)
Ведущий:
А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?
Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?
Ученица:
Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)
Ученик:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)
Ученица:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)
Ученик:
Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Ведущий:
Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.
Ученица:
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)
Ученик:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)
Ведущий:
Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.
Ученик:
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
Ведущий:
Трудно представить лес без больших и малых зверей.
Ученица:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)
Ученик:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)
Ученица:
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)
Ученик:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)
Ведущий:
Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.
Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»
На ветру рябины гордо рдеют,
Сосны величавые шумят…
Здесь века, как царство Берендея,
Глушь лесов хранила наш посад.
Литература:
Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».
МОУ Покрово-Пригородная
средняя общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области
Экологический проект
Тема: «Войди в лес другом».
Спонсоры: колхоз - племзавод
им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.
НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж
Президент кружка: Волобуев Никита.
Руководители:
Бабаев Игорь Борисович
Федоровых Тамара Николаевна
Покрово - Пригородное
Войди в лес другом.
Из опыта проведения урока похода.
Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».
«Если будет вода и в ней ни одной рыбки - я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не
поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»
М. М. Пришвин
1. План работы:
1.Задачи урока-похода.
3. Маршруты.
4.Ход урока-похода.
5.Практическая направленность.
6.Подведение итогов.
7. Литература.
8. Дополнительный материал для учителя.
Цель:
активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.
формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.
Задачи :
Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;
Осознание детьми «принципа Эко - Я», то есть себя, как части живой природы;
Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.
Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.
Уроки - походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки - походы проходят посезонно:
Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» (9 класс), зимние: «Жизнь леса зимой».
Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» - 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.
Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача - услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».
Программа проведения интегрированных уроков-походов
(экология, география)
«Экосистемы Тамбовской области»
Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.
Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение. Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе. Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу. Зимние явления в жизни растений и животных. Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение. Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему. Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему. Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию. Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы. Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке. |
Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.
Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.
В нашей школе уроки - походы,часто интегрированные уроки биологии и географии.
При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.
С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.
Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 - зимой; весной и осенью до 18.00.
Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.
Первый маршрут протяженностью - 7 километров, второй маршрут - 10 километров, третий маршрут - 8 километров.
Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом - привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.
В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах - проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.
Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя - инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.
На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.
По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.
Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются, играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам, в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития, проходит у костра,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.
В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут, где продолжается работа по программе инструкционных карт.Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов - это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.
Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней, ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества, формирует духовное богатство.
Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.
Ход урока - похода:
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории,с особенностями растений и животных,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью .
3.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.
Задание 1:
1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,
какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом).
2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2:
Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.
Задание 3:
1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.
Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких - позже.
Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.
Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».
Задание на дом.
Оформить творческую работу - отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.
«Проектно-исследовательская работа «Лес – мой друг» Работу выполнила: Петрова Алина Николаевна, ученица 1 «А» класса Научный руководитель: ...»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №140» Советского района г. Казани
Проектно-исследовательская работа
«Лес – мой друг»
Работу выполнила:
Петрова Алина Николаевна,
ученица 1 «А» класса
МБОУ «Гимназия №140» г. Казани
Научный руководитель:
Пахомова Надежда Владимировна,
учитель I квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №140» г. Казани
Казань 2016
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Что такое лес ………………………………………………………………… 4
2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5
3. Меры по сохранению лесов …………………………………………............ 8 Заключение …………………………………………………………………........... 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.
Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.
Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.
Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.
Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить информацию о лесе;
Определить значение леса в жизни человека;
Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.
–  –  –
Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.
Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.
Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .
2. Значение леса для человека
Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:
Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);
Строительный материал;
Источник энергии (дрова);
Сырьё для производства (производство бумаги);
Регулятор природных процессов.
Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.
Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.
Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).
Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт
Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.
Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.
Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .
Очень важна микроклиматическая роль леса.
Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .
Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.
Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.
Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.
3. Меры по сохранению лесов
Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).
Рисунок 4 - Волжско-Камский заповедник
Рисунок 5 - Национальный парк «Нижняя Кама»
Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.
Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!
Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.
После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.
Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .
–  –  –
Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.
Список литературы
1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. - М.:
2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.
3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:
учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 170 с.
4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.
5. http://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/17122/
Похожие работы:
«УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic...»
«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С...» Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс...»
«Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по...»
«Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет "Доброе утро!" Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц...»
2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.