Продленка конспект прогулки начальная школа. Конспект прогулки в гпд весной
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат (II вида) № 33 Выборгского района Санкт - Петербурга
План – конспект прогулки в ГПД
Воспитатель: Данилова Э.Ф.
I . Прежде чем выйти на школьный двор – обсуждаем форму одежды.
II.
Берём необходимый для прогулки инвентарь. (Например: мяч, бадминтон, скакалки, обручи; в зимнее время года: санки, и т.д.)
Формы, методы, приёмы:
упражнения; повторение; закрепление.
Цель: - Отдых детей на свежем воздухе, укрепление здоровья, учить детей видеть изменение в природе, совершенствовать знания об изменениях в живой и неживой природе; расширять, обогащать словарь; учить делать выводы; играть в подвижные игры.
Ход прогулки:
Организационный момент. (психологический настрой)
Отгадайте загадку, узнаете,о чём будем говорить:
Что будем делать?
(- Будем отгадывать загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
2. Сообщение темы и цели прогулки.
Будем говорить о зиме, играть, наблюдать
Что будем делать?
- (Будем….).
3. Отметить состояние погоды.(индивид. Работа для …….)
Отметь, какая сегодня погода?
Сегодня погода:
Тёплая (холодная)
Ясная (пасмурная)
Идёт дождь(дождя нет)
Идёт снег (снега нет)
Дует ветер (ветра нет)
Небо чистое
Плывут облака (тучи)
(В это время провожу групповое задание за изменением в природе. Цель: Научить анализировать, обобщать, делать вывод об изменении в природе)
Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)
А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
4. Наблюдение за изменением в природе.
- Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. А игра называется «Подбери слово». Игра с мячом: Зима «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д. Молодцы! Все знаете признаки зимы.
5. Д.ИГРА
Будем играть.
Что будем делать?
(Будем ……)
Игра называется « Хлопни в ладоши»
Как называется игра?
(….)
Игра « Хлопни в ладоши».
Цель : Коррекция внимания.
Ребята, будьте внимательны.
Задание: - Слово, относится к зиме – хлопни.
Слово не относиться к зиме – топни.
Слова: листопад, тает, снежинка, ярче, холодно, набухают, солнышко, прилетают, мороз, метель, и другие.
- Молодцы! Найдите лишние слова.(Задание дано для развития лог. мышления)
- Что мы делали?
- Мы ………
7. Подвижные игры.
Игры планирую с учётом индивидуальных способностей детей.
«Найди себе пару»(повторение)
Цель : учить детей реагировать на сигнал, бегать, не толкая друг друга; развивать внимание, ловкость, быстроту. Учить детей в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, проведение техники безопасности при игре. Сплочение коллектива.
Словарь : - Толкать друг друга нельзя.
Не кричать, не махать руками.
Внимательно слушать воспитателя.
Ход игры
Говорю детям: «Сейчас будем играть в игру «Найди себе пару»
Спрашиваю детей, как правильно играть в игру?
Дети бегают по площадке, по сигналу флажка, дети строятся парами. По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.
Наблюдения воспитателя:
Во время игры, наблюдая за ходом, выясняю, что умеет ребёнок, что знает, что боится, что ему нравиться, а что не нравиться. Благодаря чёткости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школы самодисциплины и самоорганизации.
8. Итог прогулки:
Что мы делали на прогулке?
(Мы …….)
В какую н игру мы играли?
(Мы играли ……)
Поощрение……
Во время наблюдения создавала ситуации побуждающие детей к речевой деятельности.(Что это? Что ты видишь?)
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Воспитателям при проведении прогулок, использовать все виды прогулок.
Конспект прогулки в группе продлённого дня.
Тема прогулки. Рассматривание веточек деревьев в марте
Цели : уточнить представления детей о ветках деревьев; закрепить знания детей о том, что дерево — живой организм, который нуждается в воде и тепле; закрепить умение рисовать пальцами; вызвать у детей желание приободрить лесного гостя; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: игрушка Зайка-Любознайка, мешочек с веточкой вербы (нераспустившейся), веточки с распустившимися листочками, краски, лист ватмана.
Предварительная работа : наблюдение за деревьями; принести в группу несколько веточек, упавших на землю после сильного ветра; поставить одну из них в пустую банку, остальные - в банку с водой; рассматривание картинок, на которых изображены листья тополя, березы.
Словарная работа : тополь, береза, почка, листья, приободрить, поднять настроение, клейкие.
Ход мероприятия
Воспитатель находит на окне письмо. Читает стихотворение Е. Карагановой «Письмецо».
Кто-то бросил мне в оконце.
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо,
Как мышку, на окошко заманил?
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, чтобы узнать, от кого пришло письмо.
Длинные ушки, быстрые лапки,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети отвечают, что это загадка про зайца.
Воспитатель или один из учеников зачитывает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень страшно и грустно в зимнем лесу. Скоро приду к вам в гости. Зайка-Любознайка».
Раздается стук в дверь шкафа. Воспитатель приоткрывает дверцу, и появляется автор письма — Зайка-Любознайка (кукла). Здоровается с детьми.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что Зайка грустный. Спрашивает у него о причине его грусти.
Зайка-Любознайка отвечает, что он очень любит весну, когда ярко светит солнце, на деревьях появляются первые зеленые листочки, а на улице, несмотря на то что пришел март, хозяйничает зима: метет метель, земля укрыта снежным ковром, и еще долго ждать настоящей весны.
Воспитатель спрашивает детей, как приободрить Зайку, поднять ему настроение. Заостряет внимание детей на веточках деревьев, которые принесли с улицы.
Зайка-Любознайка радуется зеленым листочкам и просит детей рассказать ему об этом чуде.
Он беседует с детьми:
1. Что это?
2. Как эти веточки появились у нас в группе?
3. Зачем вы их принесли с улицы в группу?
4. Почему на ветках деревьев, которые находятся на улице, нет листьев?
5. Почему в группе (в помещении) распустились листочки?
Уточнение воспитателя: деревья — живые организмы, им для жизни требуются свет, тепло.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, расставленные полукругом. Подносит к каждому ребенку банку с веточками и предлагает понюхать листочки, потрогать их пальцами.
Беседа Зайки-Любознайки с детьми:
1. Какого цвета листья?
2. Пахнут ли они?
3. Приятный ли запах?
4. Какие листочки на ощупь?
Воспитатель обобщает ответы детей, произносит слово «клейкие».
Зайка обращает внимание, что на веточке, стоящей в другой банке, нет листочков, спрашивает детей почему. Он показывает на почки и интересуется, что это и зачем нужны почки на веточках. Если дети затрудняются ответить, воспитатель уточняет последовательность появления листочков.
Воспитатель говорит, что деревья — живые организмы и для жизни им нужна вода. Предлагает налить воду и в эту банку поставить принесенные сегодня с прогулки веточки и в дальнейшем понаблюдать, что будет.
Зайке жаль веточки, которые остались на улице. Спрашивает детей, как же им помочь.
Воспитатель предлагает нарисовать большое красивое солнышко, чтобы стало теплее и поскорее наступила весна.
На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети пальцами рисуют лучики солнца.
Воспитатель и Зайка-Любознайка благодарят детей за то, что, несмотря на причуды зимы, которая не хочет уступать весне, он увидел весну, зеленые листья. За то, что дети нарисовали огромное солнышко, которое теперь будет греть землю, и весна непременно наступит. Предлагает детям поиграть в игру «Зайка серенький сидит...».
Конспект прогулки для детей в группе продлённого дня в зимнее время года "Путешествие на Север"
Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать желание активно участвовать в подвижных играх. Задачи:- развивать у детей физические качества: координацию движений, ловкость;
- пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о зиме и ее явлениях, вспомнить названия предметов одежды;
- развивать наблюдательность и любознательность;
- закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (снег белый, холодный), с глаголами (дует ветер, падает снег);
- воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
Перед прогулкой детям вручают конверт с письмом. Кто написал письмо, прочитайте. (Белые медведи). Что в письме? «Приезжайте к нам в гости». В конверте находится план прогулки и схема поиска сюрприза.
План прогулки:
1. Где живут белые медведи? (на севере) Найдите на карте. (На участке табличка «Север»).
2. Скажите, какая у нас погода?
3. Поиграйте с нами. Игра «Белые медведи»
4. Покатайтесь на санках.
5. Найдите сюрприз.
Дети вместе с воспитателем читают письмо, находят на карте, где живут белые медведи (на севере). Там, где живут белые медведи, всегда очень холодно. Нужно тепло одеться.
- Перед тем, как идти гулять, вспомним, какую одежду и в какой последовательности мы наденем?
(Дети подбирают картинки с изображением предметов одежды и таблички с названием, выкладывают в той последовательности, в какой будут надевать).
Дети одеваются и выходят на прогулку.
-На каком транспорте будем добираться? Полетели на самолёте! (Дети «летят» до места с табличкой «Север».
Наблюдение за состоянием погоды.
-Вот мы и добрались до места. Какая здесь погода? (Пасмурная, солнечная, холодная, дует ветер, падает снег – если дети затрудняются с ответом, воспитатель предлагает таблички).
В какую сторону дует ветер? (определяют с помощью султанчика). Посмотрите, как много снега. Какой снег? (холодный, белый).
Медведи предлагают поиграть с нами в игру «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи»
Ход игры:
площадка отмечается линиями12 и 2 м. В стороне площадки ограничивают небольшое место – «льдину». По сигналу «Белые медведи вышли на охоту», дети, изображающие медведей, взявшись за руки, выбегают с льдины, начинают ловить медвежат. Догнав кого-либо, белые медведи стараются соединить свободные руки так, чтобы настигнутый игрок очутился между ними. Пойманного игрока белые медведи отводят на льдину, а сами идут опять на ловлю. Когда на льдине окажутся двое пойманных, они также берутся за руки и начинают ловить медвежат. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Игрок, пойманным последним, считается самым ловким и становится в следующий раз белым медведем, выбирая себе в пару любого.
Эстафета на санках.
-На севере так много снега, что приходиться передвигаться на санках. По сигналу воспитателя три игрока из каждой команды (один - в санях, другой - в упряжке, а третий - подталкивающий сани сзади) бегут до линии финиша и обратно. Затем тот, кто вез санки, становится в конец колонны, его сменяет тот, кто сидел, а тот, кто подталкивал сани, садится в нос. Для подталкивания саней сзади из строя выходит следующий игрок команды.
Побеждает команда, все игроки которой раньше соперника успели прокатиться на санках.
-Нам осталось найти сюрприз. Что у меня в руках? (карта) Это карта, по которой мы найдём сюрприз (план территории школы, где звёздочкой отмечено место сюрприза)
Дети с помощью карты находят сюрприз – новую настольную игру и возвращаются с прогулки.
Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. При этом на работу мышц приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% – посещают только уроки физкультуры.
Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и играющих на воздухе в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и, поэтому, являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека. Этого можно достичь при соблюдении некоторых условий:
- движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
- физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
- занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь, в первую очередь, применением подвижных игр.
Как зимой, так и весеннее – осенний период школьная, спортивная площадка – хорошее место для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.
Группы продленного дня всегда могут приспособить для этого те или иные сооружения, включать в содержание игровых занятий.
1. Прогулка.
Прогулка – это одна из форм отдыха детей.
Существует довольно много видов прогулок, что
дает возможность разнообразить их в течение
всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей
целью и правилами, которым необходимо следовать.
Прогулка в зависимости от обстановки и
настроения группы может прерываться остановками
для кратковременного, спокойного отдыха, быть
насыщенной играми и развлечениями.
Прогулка, в сравнениями с экскурсиями,
проигрывает лишь в одном – в системности
полученных знаний. В объеме же их, как правило,
прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в
процессе прогулки представления и понятия не
уступают тем, которые приобретены на экскурсии.
Игровая прогулка.
Сразу поле выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т.д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т.д.), за птицами (летают стаей, по парам и т.д.), за настроением людей и их одеждой). После каждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Дети отвечают активно, иногда перебивая друг друга, но обиды нет, т.к. всем хочется показать себя наблюдательным человеком. Ребята даже приводят примеры из собственного опыта или сравнивают с прошедшими наблюдениями.
Затем предлагаю детям спокойные игры. Очень любят ребята всех возрастов, по моим наблюдениям, играть с мячом. В 1-х – 2-х классах учимся ловить мяч, бросать от себя, на игре “десяточка” – об стенку или стоя в кругу.
Правила: мяч должен быть небольшим, но прыгучим. Кажется как просто: ударил мячиком об стенку, дождался, кода отскочит к тебе и поймал. Но я усложняю задачу.
Например:
– бросить и поймать, но пока мячик летит к тебе,
2-3 раза хлопнуть в ладоши;
– бросить мячик так, чтобы он отскочил не в руки,
а на землю, а уж потом к ребенку;
– заставить мячик проделать обратный путь –
земля, стена и в руки, а в это время повернуться
вокруг себя, присесть, пропустить мячик под
ногой, между 2-мя ногами, повернуться спиной к
стенке и т.д.
В начале игры мы с детьми обговариваем, какие движения будут делать играющие. Играют до “первой ошибки”: ошибся – уступи место тому, чья очередь испытать силы. Ребята стараются сами и подсказываю на свои примерах другим детям, у кого не получается (как удобней встать и сделать эти движения). У ребят развивается чувство взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.
Игра “я знаю 5 названий” показывает знания детей, полученными ими на уроках и в обыденной жизни. Эта игра учит детей ударять ладонью по мечу так, чтобы он, отскакивая от земли, возвращался к ладони. Привлекают от 2-х до 5-ти человек. Ребята без остановки отбивают ладонью от земли мяч и при этом называют имена людей, названия городов, фруктов, овощей, животных, птиц и т.д. если в выполнении программы происходит сбой, то я меняю ребенка на следующего играющего.
Увеличиваю темп прогулки с помощью игры “Вышибалы”. Здесь играют все, предлагаю поиграть даже детям из других групп продленного дня. Чем больше детей, тем интереснее. Делю ребят на две команды: 1-я – “вышибалы”, 2-я – “бегущая”. Цель “бегущих” – увернутся от мяча, который перебрасывают “вышибалы” (они стараются попасть в бегущих). Каждый раз пытаюсь вводить в игру новые правила, тем самым усложняя ее. Главная задача – продержаться в кругу как можно дольше.
Если у ребят нет желания играть в “Вышибалы” предлагаю им не менее подвижную игру “Перехват на бегу” (“Собачки”). Ставлю детей в круг, выбираю водящего по желанию. Если желающих много, применяю считалочку.
Суть игры: водящий располагается внутри круга, его цель – перехватить мяч, который летает от одного ребенка к другому. Если же водящий все-таки перехватил мяч на лету, то он становится в круг вместо того, чей пас был перехвачен, а тот делается водящим.
Если нет погодных условий для игры в мяч, то предлагаю детям не менее интересную игру, связанную с прыгалками, ведь скакалка является одним из самых доступных спортивных снарядов. Она помогает детям укрепить свою выносливость, приобрести ловкость. Прыгалки приобретаю по росту детей. Первоначально учимся прыгать. Объясняю, что прыгать надо невысоко, на носках, в ритме движения скакалки, приземляться легко, сгибая ноги в коленях. Показываю на своем примере в медленном темпе, а затем увеличиваю его. По мере обучения усложняю задачу или составляю комбинацию движений. Ввожу технику прыжка “двоечка” – один основной прыжок, другой как бы страхующий, не позволяющий ребенку как бы стоять.
Постепенно ввожу ребенка в игру “Часики” (до 24 разовых прыжков). Предлагаю разбиться на команды. Слабопрыгающих детей распределяю сама. Подбадриваю детей во время игры, подсказываю как лучше выполнить заданное упражнение, пресекаю споры, возникающие при неудачных прыжках. Чаще, чем других хвалю детей, которым тяжело даются прыжки на прыгалках. Стараюсь поддержать желание играть всем вместе.
Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”.
Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).
1. Один прыжок.
2. Два прыжка.
3. Три прыжка.
4. Четыри прыжка на левой ноге.
5. Пять прыжков на правой ноге.
6. Крестиком.
7. Закрыв лицо руками.
8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя.
9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать
рукой до земли
10. Против “волны”.
11. “Чай” – прыгаем быстро.
12. “Молочко” – прыгаем медленно.
13. Барабан.
14. 7 раз на левой ноге, 7 – на правой.
15. "Колыбелька".
16. Подскоки против “волны”
17. Свое придуманное упражнение-зарядка
18. Сидя на корточках.
19. Хлопок спереди, хлопок сзади и т.д.
20. Против “волны”.
21. Прыгаем по два человека одновременно.
22. Зарядка на внимание: одна рука на пояс, другая;
одна рука на плечо, другая; одна рука наверх,
другая и обратно – в том же порядке.
23. Прыгаем по три человека одновременно.
24. Прыгает вся команда.
Тот кто первым закончит прыгать, тот и победил.
Не менее интересны спортивные игры. В эти игры хорошо играть с детьми из других групп, но лучше одинаковыми по возрасту. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания (эстафеты).
Перебежки: совсем не надо мчаться со всех ног, стараясь опередить тех, кто бежит рядом. Здесь важно другое – показать свою выносливость (это я объясняю своим ребятам). Затем отмеряю дистанцию и предлагаю пробежаться от флажка до флажка (от черты до черты) всем вместе. Добежали, остановились, повернулись и обратно. Объясняю, что такой бег называется “челночным”. Так много раз. Не выдержавшему предлагаю постоять около меня. С каждой перебежкой число бегущих уменьшается. В конце концов, определяю победителя.
Атака со всех сторон: на возвышении ставлю предмет (кегля, кубик и т.д.), в разные стороны определяю одинаковое расстояние по кругу (12-15 шагов). Предлагаю детям занять исходные позиции. Хлопок в ладоши звучит как сигнал, можно сбегаться. Кто схватил первым предмет, тот и победил. Игру повторяю несколько раз.
Салочки: все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.
День и ночь: делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.
И так несколько раз. Предлагаю ведущему не обязательно выкрикивать команды по очереди, а выкрикивать одну и туже несколько раз.
Раз в неделю провожу с детьми игры – эстафеты. Делю детей на команды, исходя из их количества в группе продленного дня. Приглашаю детей из других групп. Если дети не могут сами выбрать капитана, то назначаю его я. Вместе придумываем название команды. Есть дети, которым нельзя по состоянию здоровья такие активные движения, тогда они помогают мне с организацией эстафет.
Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. Стараюсь, чтобы эстафетные упражнения были доступны детям. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят. Перед игрой рассказываю детям о влиянии упражнений на состояние здоровья.
2. Пешие экскурсии.
В содержании моей работы и работы учителя входят психолого-педагогические наблюдения. Мы договариваемся о совместных действиях для повышения эффективности уроков и группы продленного дня (о воспитательных занятиях после уроков). В повседневной работе мы планомерно и основательно знакомим детей с красотой родного края, города, в котором живут дети. Мы привлекаем и родителей к поведению с учащимися во внеурочное время культурно – просветительных мероприятий и экскурсий.
Из классного журнала я получаю сведения, нужные для закрепления работы, начатой в классе. С детьми мы составляем топографические карты проживания ребенка, учебного заведения. Провожу наблюдения за природными явлениями или аномалиями (зима – нет снега, лето – идет снег, утки не улетели, река не замерзла – почему?). Провожу пешие прогулки к реке “Сетунька” и экскурсии к памятникам, расположенных рядом со школой (2-3 остановки). Такая коллективно-групповая деятельность влияет на развития положительного отношения к учению, повышает заинтересованность, приучает быть внимательным к мнению товарищей, учит напряженно работать в отведенное время.
Экскурсионные занятия в группе продленного дня преследует оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий. Я рассматриваю их как одну из форм отдыха, поэтому на них применяю методы и средства организации досуга. Кроме того, периодически, я могу прервать занятия играми развлекательного
характера. Большое внимание стараюсь уделять протяженности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. На обществоведческих экскурсиях стараюсь показать ребятам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, осветить трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате этой работы формируются общественно – ценные отношения к труду и людям труд, потребности трудится, и способствовать сознательно, избрать свою будущую профессию.
На природоведческих экскурсиях знакомлю школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека.
Стараюсь приучать детей по – хозяйски относится к ее богатствам и приумножать их. Все это благотворно влияет на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем их мире.
Экскурсия к водоему.
(наблюдение за рекой, растительностью и животным миром)
Цели :
- проверить, знают ли дети о значении экологии в природе;
- могут ли определить ее “на глаз”.
Сразу после выхода на улицу предлагаю детям прогулку к реке “Сетунька”. Берем с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, картофель). Идем медленно, по дороге рассматривая погодные условия и растения. Спрашиваю, что появилось нового в природе (дети отвечают исходя из погодных условий).
Вопросы:
– В чем заключается взаимосвязь человека и природы?
От ребят поступают разнообразные ответы. Объединив их, делаем заключение: природа дает человеку воду, пищу, одежду и поэтому он должен оберегать природу и экономно использовать ее богатства.
– Как вы понимаете экологическое воспитание? (Воспитание бережного отношения к природе.)
– Как вы узнаете, что такое экология и как к ней относится? (Учитель рассказывает нам об охране природы и правильным использованием ее человеком.)
Продолжаю с ребятами беседу уже у реки.
Воспитатель: обратите внимание на нашу речку, как она называется?”
Дети (хором) : Сетунька.
Воспитатель: как вы думаете, вода в ней экологически чистая или нет?”
Дети:
да, ее недавно чистили.
– Нет, вода в ней непрозрачная, в ней плавают
ветки, бутылки, бревна, и они гниют.
Воспитатель: мы знаем, что в экологически чистых водоемах много растительности. Как вы считаете, есть ли растения в Сетуньке?
Дети:
да, ведь чем-то питаются утки.
– Нет, растений не видно из-за темной, неживой
воды.
Воспитатель: река замерзает на зиму или нет?
Дети: там, где нет синего течения она уходит под лед, а где сильное течение, река не замерзает.
Во время нашей беседы со всех сторон приплыли, прилетели утки.
Воспитатель: а почему утки не улетели? Посмотрите, как их много на речке!
Дети: им помогают жить люди!
И ребята стали активно кормить диких птиц, которые уже не боялись людей и даже вылезли на берег, но, правда, очень близко не подходили. В заключении мы выяснили, что раз речка не замерзла, есть подкормка, то утки не улетают, а по весне дают потомство в укромных местах.
В закреплении проведенных экскурсий и наблюдений играю с детьми в “Поле чудес” на темы:
- Лесные полезные и ядовитые ягоды и грибы
- Полевые цветы
- Дикие птицы
- Животные нашего края
Воспитание коллектива через пешие прогулки по улицам и достопримечательностям родного края.
Главной задачей ставлю организацию сплоченного коллектива класса, поэтому привлекаю детей в совместную деятельность.
К пеший прогулке мы готовимся заранее. Разрабатываем маршрут, чертим карту на доске, договариваемся о дне прогулки. Интереснее получается, если с нашей группой детей идет параллельная группа из их сверстников. По дороге обращаю внимание детей на красоту деревьев (в разное время года).
Рассказ о том, как трудно вырастить дерево побуждает детей к более активному сбору макулатуры, чтобы сохранить как можно больше деревьев.
При походе к остановкам, заранее подготовленные дети рассказывают, в честь кого ионии названы.
Улица Гришина (1962 г.) – Иван Тихонович Гришин (1901-1950 г.), герой Советского Союза, участник боев по ликвидации банд Антонова – генерал-полковника. В годы ВОВ командовал дивизиями и армиями. Войска под командованием Гришина участвовали в боях под Москвой, на Западном, Брянском и 2-м Белорусском фронтах.
Можайское шоссе (19 век) – названо по дороге в старинный город Можайск, известный 1231 г. Она проходила здесь уже в 13 веке. В течение нескольких столетий Можайск служил крепостью на западных подступах к Москве. До начала 1950-х годов Можайское шоссе тянется от улицы Суслова до кольцевой автодороги.
Улица Петра Алексеева – Петр Алексеевич Алексеев (1849-1891) – один из первых русских рабочих-революционеров, ткач, вел революционную пропаганду на многих фабриках и заводах Санкт-Петербурга и Москвы. Его речь против царизма на суде 1877г. В.И.Ленин назвал “Великим пророчеством”.
Улица Багрицкого (1961г.) – Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934 г.), поэт, выходец из бедной одесской семьи. С 1925 г. жил здесь, в бывшем подмосковном городе Кунцево. В 13 лет создал школьный литературный журнал, в 18 лет участвовал в создании сборников молодых литераторов. В 1917году ушел на фронт, но через год вернулся и в партизанском отряде взялся за работу поэта-агитатора. В своих стихах он славил революцию. Оптимистичны и картины природы. Он с удивительной легкостью передавал краски и звуки, ароматы. В 1982 г. там, где жил поэт, ему поставлен памятник.
К рассказам ребята готовятся заранее. Вместе со мной они подбирают нужный материал, который и применяют впоследствии. У памятника поэта мы читаем отрывки стихов (не наизусть), желающих читать очень много. Распределяю стихи по своим детям и ребятам из параллельной группы продлённого дня.
Трудно дело птицелова:
…Я на берег выйду: Весна.И с каждым днём невнятней 1923 г. |
Копытом и камнем испытаны годы.
Валя, Валентина, Э. Багрицкий |
Обратный путь к школе также совершаем пешком, но более быстрым темпом. По дороге отвечаю ребятам на волнующие их вопросы: “Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы? Почему они были тогда, чем они занимались, почему их нет сейчас?” Даю детям ответы в форме рассказа, подытоживая тем самым нашу экскурсию. Когда дети устают мы возвращаемся в школу. На следующий день по стихам Э. Багрицкого даю детям викторину.