Притча о директоре школы. Чему могут научить притчи об учениках и учителях? Верно! – удивился человек
Притчей можно назвать философский поучительный рассказ, в котором обязательно содержится нравственное назидание. Слушающие такую историю люди сердцем воспринимают скрытую между строк мудрость, задумываются о смысле жизни, о своих ошибках и исправлении их, учатся добру.
Притчи об учениках и учителях
Довольно часто основой сказаний становятся случаи, реально происходившие в жизни людей. Особое место занимают притчи об учениках и учителях. В них напрямую прослеживается наставительный характер, присущий всем таким историям. Здесь притча - напутствие от учителя ученикам.
Много таких сказаний можно встретить в описаниях жизней христианских подвижников. Притчи об учителе и учениках заставляют задуматься на философские темы и учат добру. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Наклонности
Однажды ученики спросили старца:
Почему плохие наклонности человека легко им овладевают, а добрые непостоянны?
Что будет, если больное семя зарыть в землю, а здоровое оставить на солнце? - спросил учитель.
Больное семя прорастет, даст плохой росток и нездоровый плод, а здоровое без почвы погибнет, - ответили ученики.
Так и люди поступают. Свои пороки и грехи они скрывают глубоко в душе, чтобы никто их не увидел. Там они вырастут и погубят человека в самом его сердце. А добрые дела люди часто выставляют напоказ и хвалятся ими, тем самым губят их, вместо того чтобы хранить глубоко в душе и растить добродетели.
Притчи об учениках и учителях помогают бороться с человеческими слабостями.
Ученик пришёл к старцу и говорит:
Отче, вот бываю я у тебя, каюсь в грехах, каждый раз ты наставляешь меня советами, а я не исправляюсь. Какая польза в моих посещениях тебя, если после я опять потакаю слабостям своим?
Старец ответил:
Сын мой, принеси два горшка, один пустой, а другой с медом.
Ученик выполнил то, что сказал старец.
А теперь перелей мед из одного горшка в другой несколько раз.
Ученик сделал это.
А теперь загляни в пустой горшок и понюхай его.
Ученик выполнил такую просьбу и сказал:
Учитель, горшок пахнет медом, да и на дне его осталось немного.
Вот так и наставления мои остаются в твоей душе. И Господь не отвернется от тебя, если сохранишь в сердце своем хотя бы начатки праведности.
Притчи об учениках и учителях способны помочь человеку найти истинный путь в жизни при условии его внимания и послушания.
Хвала и брань мертвецам
К знаменитому старцу пришел молодой монах и попросил показать ему путь совершенствования.
Этой ночью, - ответил старец, - пойди на кладбище и до рассвета восхваляй мертвецов, там погребенных, а потом придешь ко мне и расскажешь, как они примут твою хвалу.
Утром монах рассказал:
Выполнил я твое повеление, отче! Громко восхвалял я этих покойников всю ночь, всячески величал их и приписывал им многие добродетели.
И как показали они тебе свое удовольствие?
Никак, учитель, они все время хранили молчание, ни одного слова я от них не услышал.
Это очень удивительно, но тогда ты сделай вот что: этой ночью пойди туда опять и брани их до рассвета как можно сильнее. Тогда они наверняка заговорят.
На другой день монах рассказал:
Как только ни поносил я их, как только не позорил, ни укорял. Но они все же не ответили...
Тогда старец сказал:
Ты ступил на первую ступень лестницы к ангельскому житию. Называется она послушанием. Вершину же этого жития на земле ты достигнешь только тогда, когда станешь так же равнодушен и к обидам, и к похвалам, как эти покойники.
Притчи об учителе и учениках могут показать и невозможность положительных изменений, если слушающий не имеет желания исполнить услышанное.
К преподобному Антонию пришли несколько иноков и попросили его дать им советы для спасения души. Старец сказал им:
Исполняйте Евангелие, живите по заповедям Спасителя, и если ударят вас по правой щеке, подставьте левую.
Иноки ответили, что у них нет сил для исполнения этого.
Если вы не можете сделать этого, - продолжал учитель, - то хотя бы не воздавайте за зло злом.
Но и это оказалось пришедшим не по силам. Тогда старец сказал им:
Если вы не в силах исполнить ничего из того, что я сказал, что же можно посоветовать вам ещё? Это означает только то, что вы нуждаетесь больше в молитвах, которые помогут вашей слабости, а не в советах.
А чтобы все сказанное в этой статье не осталось бесплодным, как в вышеприведенной истории, напоследок вот еще одна притча про учителя и ученика.
Используй сокровища прямо сейчас
Молодой инок обратился к учителю:
Отче, моё сердце уже очистилось от искушений и наполнилось любовью к миру. Каким будет следующий шаг?
Старец взял ученика к больному человеку на исповедь. После выслушивания умирающего он спросил его при своем ученике:
Что находится сундуке, который стоит в углу?
Одежда, которую я никогда не носил. Я всегда думал, что для этой одежды нужен какой-то особенный повод, но в результате она тлеет в этом сундуке.
Когда они ушли, старец сказал ученику:
Помни о сундуке. Если в сердце твоем имеются сокровища, используй их вовремя, прямо сейчас. А иначе они пропадут.
Старший сын пришел из школы расстроенный. — Что случилось, сынок? — спросила мать. Слезы вдруг потекли по щекам мальчика, и он с трудом проговорил: — Учитель сказал, что я не способен к учебе. Я провалил экзамен. Все дети хорошо читают, а я еле-еле. Хотя я так стараюсь. Отец обнял сына и мягко сказал: — Не горюй, тебе поможет один волшебный закон: учить, значит учиться. — А как...
Хинг Ши не был богатым человеком, при том, что у него была процветающая школа, в которой обучались множество юношей, приезжавших к нему со всего Китая. Однажды, один из учеников спросил его: - Учитель, слава твоя гремит по всей стране, ты мог бы быть богатым человеком, не знающим, что такое забота о завтрашнем дне. Почему же ты не стремишься к богатству? - У меня есть всё, что мне нужно для...
Притча для тех, кому трудно Профессор взял стакан с водой, вытянул вперёд руку со стаканом и спросил своих учеников: — Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории оживлённо зашептались. — Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! — стали раздаваться ответы. — Я конечно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это и не нужно. Мой вопрос вот какой: ...
Однажды Чжао Цзэн спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Хинг Ши спросил ученика: - Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но тёплый и надёжный. Что бы ты выбрал? - Я бы предпочёл простой внешне, но удобный внутренне дом. - А если бы дом покупал человек...
Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе — выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками — фарфоровыми, стеклянными, ...
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам...
Один мудрец всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Когда он состарился и уже лежал на смертном одре, собираясь уйти в мир иной, один из его учеников сказал: — Мы поражены вами, Учитель. Почему вы никогда не грустите? Как вам это удается? На что старик ответил: — Когда-то, когда я был молодым, я спросил об этом же у своего мастера. ...
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться. Естественно, на свою тяжелую жизнь. (Конкретные слова приводить не буду, если не придумаете сами какой-нибудь жалостливой истории – газетку почитайте. Лучше что-нибудь из «желтой прессы».) Попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются! Учитель молча поднялся и поставил перед...
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
В древнем Китае девушка, которая выходила замуж, жила в доме своего мужа и служила ему и его матери. Так случилось, что одна девушка, после свадьбы была не в состоянии выносить постоянные упреки своей свекрови. Она решила избавиться от нее. Девушка пошла к торговцу травами, который был другом ее отца. Она сказала ему: - Я не могу больше жить со своей свекровью. Она сводит меня с ума. Не могли бы вы мне помочь? Я хорошо заплачу. - Что я могу для тебя сделать? - Спросил травник. - Я хочу, чтобы вы продали меня яд. Я отравлю свекровь и избавлюсь от всех бед - отвечала она.
3 слайд
Описание слайда:
После долгих размышлений, травник сказал: - Хорошо, я помогу тебе. Но ты должна понимать две вещи. Во-первых, ты не можешь отравить свекровь сразу, потому что люди догадаются о том, что произошло. Я дам тебе травы, которые будут постепенно убивать ее, и никому не придет в голову мысль, что ее отравили. Во-вторых, чтобы окончательно избежать любых подозрений, ты должна укротить свой гнев, научиться уважать ее, любить, слушать и быть терпеливой. Тогда никто не будет подозревать тебя, когда она умрет.
4 слайд
Описание слайда:
Девушка согласилась на все, взяла травы и стала добавлять их в еду свекрови. Кроме того, она научилась контролировать себя, прислушиваться к свекрови и уважать ее. Когда та увидела, как изменилась к ней отношение невестки, она всем сердцем полюбила девушку. Она рассказывала всем, что ее невестка самая лучшая, такая, о которой можно только мечтать. Через полгода, отношения между ними стали близкими, как между кровными матерью и ее дочкой.
Здесь собраны хорошие притчи о школе, учителях, обучении.
Эти притчи подойдут не только для выступлений 1 сентября, но и для повседневных выступлений. Будет приятно, если вы, уважаемый читатель, оставите комментарий или предложите другие притчи на тему школы, учителей, обучения и воспитания.
С уважением, Болсунов Олег.
КАК НАЙТИ ХОРОШУЮ ШКОЛУ
Притча о школе
Притча о школе
Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье.
- Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва, чтобы поговорить с учениками.
Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.
Какой смешной старик, - кричали одни.
Эй, маленький толстяк, - кричали другие.
В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях.
Дед молча поворачивался и уходил.
Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? - послышались голоса с одной стороны.
У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? - предложили с другой.
Может, Вам позвать учителя? - спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.
Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:
Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Вечером мама мальчика спросила деда:
Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?
По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
Посмотрите эту же притчу, “О лучшей школе”, чуть в другом варианте изложения, на видео. Притча рассказана на занятии Школы ораторского мастерства Барко Екатериной.
- И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.
ЛИСТ БУМАГИ И ЧЕРНАЯ ТОЧКА
Притча
Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.
– Что вы здесь видите? – спросил Учитель.
– Точку, – ответил один.
Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.
– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.
– Здесь черная точка, – сказал другой ученик.
– Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?
Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в ожидании, что же он скажет:
– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…
– Значит, мне есть еще чему вас учить.
Уважаемый читатель! Кликните, пожалуйста, рекламу от Гугл. Очень нужно! Это лучшее Ваше СПАСИБО нашему сайту. Благодарим Вас!
МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО
Притча
Ученику захотелось рассказать Учителю сплетни, услышанные на базаре.
- Подожди, - остановил его старец. - Как ты думаешь, правдива ли эта сплетня? - Не знаю. Может и правдива. А, может, и нет.
Тогда Учитель спросил:
- Принесет ли она кому-нибудь пользу?
- Не уверен. Какая с этого может быть польза?
- Она смешная?
- Слегка смешная. Только вот, почему-то, не радостная.
- Ну вот. Тогда зачем мне ее слушать? Лучше промолчи.
Ученик задумался и сказал:
- Вы правы, Учитель. Наверное, незачем Вам ее слушать. Да и никому это слушать не нужно.
УЧИТЕЛЬ И ВОИН. ВОРОТА АДА И РАЯ
Притча
К Мудрецу пришел воин и сказал:
– Послушай, Учитель! Я уже не молод, много времени провел в боях и знаю, что смерть может настигнуть меня в любой из завтрашних дней. Подскажи, как мне не ошибиться в жизненном выборе? Подскажи мне, Учитель, как открываются ворота в ад, а как открываются ворота в рай?
Старик посмотрел на воина, прищурил глаза, а потом рассмеялся:
– Разве ты боец? Нет! Ты хвост собачий!
Злобой сверкнули его глаза воина. Он выхватил меч, и замахнулся на учителя.
Но мудрец не испугался. Он спокойно сказал:
– Вот так, воин, открываются ворота ада!
Воин понял, что совершил глупость. Он вложил меч в ножны и стал извиняться:
– Прости, Учитель, я погорячился, не понял я сразу твоей мудрости.
– А так открываются ворота рая, – сказал мудрец.
У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ
Притча
Один уже не молодой человек попросил учителя взять его к себе в ученики.
На это учитель ответил:
- Можешь учиться у меня вместе с другими учениками. Но только при таком условии: не подражай мне и не становись моим последователем.
Человек задумался и спросил:
- За кем же мне тогда следовать?
- Ни за кем. Когда за кем-то следуешь, сбиваешься со своего истинного Пути.
- А как же твои другие ученики?
- Они еще молоды и лишь ищут свой Путь. В юности лучше кому-то подражать и кому-то следовать. Но они станут взрослыми и покинут меня каждый в своем направлении, помня меня, но не подражая мне. А ты уже немолод. Тебе поздно подражать мне.
ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ
Притча
Купец вернулся домой после долгих странствий.
К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.
Как быть?
Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!
Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.
Прошло время.
С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.
Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.
Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.
Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.
Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.
И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.
Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.
-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
– Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ
Притча
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:
– Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?»
Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».
МАСТЕР ИГРУШЕК
Притча
В одной далёкой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки.
Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие…
Наконец, вмешались родители. Они пришли к старику с вопросом:
– Скажи нам, о, Мудрейший, почему ты всегда даришь нашим детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их?
И тогда мудрец сказал:
– Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..
Родители надолго задумались. И ушли, поблагодарив Учителя.
притча о школе
Притча. Результат обучения.
Мудрец вел беседу со своими учениками. Вдруг в зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая ни на кого внимания:
– И ты променяла университет на сказки этого старого идиота? Чему ты можешь здесь научиться?
Девушка встала, спокойно вывела отца за дверь и сказала:
– Общение с этим учителем дало мне то, что не смог бы дать ни один университет – он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твоё недостойное поведение.
Уважаемый читатель!
Притчи еще будут дополняться.
Присылайте нам новые притчи об учителях и о школе . Оставляйте комментарии внизу страницы.
Читайте другие притчи на нашем сайте:
С уважением, учитель риторики Болсунов Олег.
/ Как найти хорошую школу / Притча о школе / Притча об учителе / Лучшая школа, притча / Лучший учитель, притча / Притчи о школе / Хорошие притчи о школе / Притчи о мудрецах / Лучшие притчи о школе / Посоветуйте какую притчу рассказать /
Эти афористичные и образные высказывания Шалвы Александровича мы обычно записывали на его семинарах с учителями. Предлагаем их часть.
В. Г. Ниорадзе
Не ошибками возмущайтесь,
а успехами восхищайтесь.
Человек становится человеком
только с помощью человека.
Но человек может стать Человеком
только своими усилиями.
Если я – носитель света, то для своего
ученика могу стать учителем жизни
на всю жизнь.
«Игра есть испытание грядущего».
Потому цена игрушки или компьютерной
игры не в том, сколько они стоят
в магазине, а в том, какое они несут детям
будущее: достойное или недостойное.
Игры и игрушки детства есть
корни образа жизни во взрослости.
Сердце – великая Книга Мудрости:
она написана языком чувств и читается
с помощью интуиции.
Общение есть сердце педагогического
процесса. Но сердце может быть здоровым
или нездоровым, добрым или злым,
великодушным или эгоистичным,
прекрасным или безобразным.
А повелевает сердцем учитель.
Разве не в твоих руках судьбы детей,
судьба Планеты Земля?
Не считай себя маленьким человеком,
от которого мало что зависит.
Не унижай себя, и Бог возвеличит
и прославит твой труд.
Если вы прошли отрезок пути и
не встретили перед собой препятствия,
то это верный знак того, что путь этот
не ваш. Ваш путь только тот,
где вы найдёте трудности,
а их преодоление потребует от вас
напряжения всех ваших сил.
В школе должна звучать
педагогическая симфония,
а не педагогическая какофония.
Образование происходит сегодня,
но дышит будущим.
Образование – это
экспресс, устремлённый в будущее;
молодые люди, находящиеся в нём,
стремительно мчатся в мир будущего,
насквозь пронизывая настоящее.
Там их ждут свои дела.
Образование, которое не наполнено
смыслом будущего,
похоже на экспресс без колёс.
Гуманная педагогика – как синяя птица:
знаем, что нет этой птицы, но верим,
что она есть. Красота её манит нас,
а поиск рождает творчество. И видим:
оказывается, сам поиск гуманной педагогики
уже есть гуманная педагогика.
В языке любого народа Земли
слово Учитель самое святое
после слова Бог.
Человек без веры – это человек в скафандре,
выброшенный в открытый космос без опоры.
Учитель реформирует школу, он же,
к сожалению, деформирует её.
Мировое классическое педагогическое наследие есть
детище Христианской Религии.
Труды классиков педагогики – своего рода
«Святые Писания».
Хотите подарить вашему ребёнку истинное детство?
Подарите ему самого себя:
маленького, шаловливого, мудрого взрослого.
Какая система отметок лучше: пятибалльная,
двенадцатибалльная, стобалльная?
Если двенадцатибалльная система
делает жизнь детей в школе
радостнее в двенадцать раз, конечно,
она лучше, чем пятибалльная.
Но тогда, надо полагать, в школах,
где стобалльная стистема, жизнь детей
во сто раз краше.
Может быть, нам не скупиться и сразу ввести
тысячебалльную систему, чтобы радость
школьной жизни возросла тысячекратно?
Если отметки есть «нацеленная в лоб ребёнка
винтовка» (так выразился Д. Б. Эльконин
в отношении пятибалльных отметок), то
десятибалльная, двенадцатибалльная,
стобалльная и другие многобалльные
системы отметок превращаются
в автомат Калашникова, но, скорее всего,
с глушителем.
Гуманная педагогика может существовать лишь как состояние учительского духа. Она такая наука – личная, своя, единственная, доверительная, выраженная, скорее, в чувствах, чем в словах. В ней находят раскрытие все лучшие духовные и естественные начала учителя, в ней свершается его благая, возвышенная жизнь.
Ошибки, возникающие в педагогическом творчестве, в порыве поиска благословенны. На таких ошибках можно учиться, можно дальше идти.
Личное участие учителя в судьбе ребёнка есть условие воспитания в нём личности.
Исправление ошибок, допущенных в письменных работах?
К сожалению, ошибки будут исправлены на страницах тетрадей для контрольных, но в нраве учеников останутся тревога и злоба, а в нраве учителя – искривленные нервы.
Урок требует эмоциональной начинки.
Иначе он скудеет и скучнеет.
Если не возбудим в ребёнке чувства удивления и
восхищения, мир для него потускнеет.
Лучше жить по негласным законам дружбы и любви,
Чем по юридически определенным нормам толерантности.
Лучше взращивать в себе взаимопонимание,
Чем договариваться о консенсусе.
Лучше быть друзьями,
Чем партнерами.
Ругать – здесь духовного труда нет.
Хвалить – здесь большой труд души заложен.
Дети учатся лучше там,
где их воспитывают и на этой основе учат.
Они учатся хуже там,
где их учат и надеются,
что обучение повлечёт за собой воспитанность.
Ну и что же, что есть стандарты образования!
А если я нестандартный педагог?
Что станет со стандартами?
Современное детство не приемлет
стандартного учителя; не приемлет
учителя, который стандартизирует
учеников.
Так называемые государственные образовательные стандарты разрабатываются не на уровне возможностей школьников (эти возможности гораздо выше), а на уровне сознания учителей.
Стандарты рассчитаны на учителей-«троечников».
Государственные образовательные стандарты
для творческого учителя потому и существуют,
чтобы он ломал их и вёл своих учеников
Не совершенствуя самого себя,
я не мыслю совершенствование своих учеников.
Нам нужно воссоздать в себе
воображаемый Мыслехрам образования –
с возвышенными сводами,
божественными фресками,
зажжёнными свечами,
и вселить в него наш Дух, Сердце и Разум.
А потом поспешить, чтобы этот Храм
стал нашей педагогической жизнью.
Каково будет ученикам того учителя,
в воображении которого сияют Небеса!
Чего нет в голове, язык того не произносит,
руки того не созидают, ноги к тому не спешат,
сердце от того не болит. Вот и нужно, чтобы вся
наша сущность стремилась к самым светлым
мыслям и образам, к духовно возвышенным
идеям. Ибо язык, руки, ноги и сердце могут
послужить и тьме.
Основанием Мыслехрама образования
является духовность в виде Веры, Надежды и Любви.
Толерантность?
Оставим это тем, кто иначе не может ладить
между собой.
А нам лучше жить в дружбе, братстве, любви,
в духовном взаимопонимании.
Америка заложила в своё образование
не духовные основы, а долларовые традиции.
Просто любить ребёнка – мало.
Надо знать, как мудро его любить,
чтобы он принял наш дар и
отозвался воспитанностью.
В гуманной педагогике действует
дисциплина духа,
а не дисциплина тела.
Дети новые.
Педагогика старая.
Как быть?
Для окрыления нашего смысла жизни
нам лучше поверить,
что наше земное бытие есть
Великая Школа, которая готовит из нас
будущих строителей Космоса,
будущих творцов новых планет,
новых созвездий, новых жизней на них.
Только нужно будет сдавать один экзамен –
на духовность.
Гуманная педагогика –
как большой алмаз,
который гранят классики,
а каждый из нас может помочь им.
Сердцем гуманной педагогики является
сердечное общение учителя с учеником,
воспитателя с воспитанником,
и ничто другое.
Решение всех педагогических проблем
зависит от качества общения,
а не от чего-либо другого.
Педагогика есть
общечеловеческая,
планетарная,
вселенская культура мышления.
Мама – это вечная педагогическая профессия.
Папа – тоже вечная педагогическая профессия.
Любой человек в силу своей взрослости
уже есть педагог.
Воспитание свершается не столько
на основе знаний и наставлений,
сколько на основе каких-то тайн,
которые приоткрываются нам
в моменты истины воспитания.
Надо только уметь улавливать эти моменты.
Подтекстовая миссия школы –
ревниво хранить и укреплять дух народа, дух нации,
хранить и умножать национальную культуру,
чтобы народ, нация своей неповторимостью
могли достойно войти в сокровищницу
мировой культуры.
Школа будет способствовать умиранию
своего народа, если она
во имя глобализации отойдёт
от его национальных корней.
Культура не есть сумма знаний о культуре.
Её основа – духовность.
Но суть не меняется: учитель остаётся прежним, он – грозовая туча учеников, а не убежище для них.
Да, учительская справедливость есть мощная
воспитательная сила. Но какую брать
меру справедливости – нашу или
наших учеников, ибо меры эти разные?
Не справедливость ради справедливости,
а справедливость ради воспитания.
Педагогическая справедливость
не есть мера
воздаяния или вознаграждения,
а есть мера воспитания.
Там, где много единиц,
единения мало.
Культура в каждом народе
и в каждом человеке
складывается только исторически.
Я не могу послать кому-то
культуру в конверте.
Если хотим воспитывать в ребёнке
благородство,
то и воспитатель должен быть
благородным,
и средства, им выбранные для
воспитания, тоже должны быть
благородными.
Цель гуманной педагогики не может
оправдывать средства,
она выбирает или рождает их.
И улыбка, и тон, и такт,
и общение, и даже возмущение, –
всё должно согласовываться с целью.
В одном уроке должно быть
столько уроков, сколько детей.
Это как матрёшки в матрёшке.
Детей много, а учитель один.
Нужна будет утончённая
учительская мудрость, чтобы каждому ребенку
досталось именно свое.
Урок не имеет точку, он заполнен:
восклицанием, удивлением,
восхищением, вопросом, мыслью –
и заканчивается многоточием.
Жить мудро – это трудно.
Жить глупо – легко.
Слава учителя придаёт его слову
воспитательную силу.
Отметки – ябеды и доносчики.
Отметки – град над пытливым умом детей.
Хорошие отметки в дневнике
провоцируют родителей
на праздность и гордыню.
Плохие – на грубость и жестокость.
Важны не отметки, но знания,
а самое главное –
отношение к знаниям.
А мы вверх ногами ставим всё.
Можно проводить контрольные
и проверочные работы.
Но зачем ими пугать детей?
Чтобы руки дрожали от возможной неудачи?
Чтобы язык заплетался?
Учитель – сеятель, а не жнец.
Все разговоры о свободе по сути своей
есть разговоры о том, как добровольно
ограничивать свою свободу.
Статуя Свободы в действительности есть
символ лишения свободы.
* * * Корчак Януш
Новые мысли о психотерапии Мой подход к исправлению последствий недостатка правильного опыта в детстве постепенно изменялся от попыток воспроизвести сами недополученные ощущения к работе с сознательными и бессознательными импульсами, возникшими в психике вследствие
Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс МартаКак проникнуть в мысли ребенка Если бы только вы могли попасть внутрь этой маленькой головки и прочитать мысли своего ребенка! Что ж, это возможно – или почти возможно. Вы можете узнать, что думает ваш малыш, наблюдая за его игрой. Вы можете выявить, на какие
Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев АндрейПриучите ребенка к мысли, что всякий выбор имеет свои последствия Предоставить ребенку возможность испытать последствия его выбора – лучший способ поучить ребенка самовоспитанию. Эти уроки запоминаются надолго, потому что проистекают из реальной жизни. Успех в жизни в
Из книги автораПравило первой мысли Правило первой мысли гласит: «Отвечая на вопрос, берите за основу первое, что пришло вам в голову».Если вы позволите себе размышлять, то неизбежно включится внутренний диалог. Вы подумаете: «Это не лучшая идея. И, как назло, ничего не приходит на ум.