Пришвин разговор деревьев о чем. Михаил Пришвин « Разговор деревьев
Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи. Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался на дерево за ягодами, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер теплый и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.
- . Как вы думаете, о чем разговаривают между собой деревья в разное время года и в разную погоду? Какие деревья более разговорчивы: лиственные или хвойные? Разыграйте сценки-разговоры между разными деревьями.
- . Как вы думаете, может ли человек выучить язык деревьев? Как еще, кроме запаха, могут разговаривать разные деревья?
- . Во время прогулки по лесу прислушайтесь к разным деревьям и запишите их разговоры.
- . Какие деревья кажутся вам наиболее ароматными?
- . Во время прогулки по осеннему лесу сорвите по одной почке от разных деревьев, разотрите их между пальцами и понюхайте. Затем опишите запахи почек разных деревьев.
- . Игра "Угадай дерево по запаху": Один из детей описывает запах того или иного дерева, не называя дерева, а другие должны отгадать, о каком дереве идет речь.
Михаил Пришвин «Жаркий час»
В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот Жаркий час, самый счастливый для неподвижных Деревьев и страшный для зверей и птиц.
Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?
И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!
И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.
Михаил Пришвин «Деревья в плену»
Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.
Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.
Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.
Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.
Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.
Михаил Пришвин «Разговор деревьев»
Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.
Михаил Пришвин «Ореховые дымки»
Барометр падает, но вместо благодетельного тёплого дождя приходит холодный ветер. И всё- таки весна продолжает продвигаться.
За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьев, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее чёрное с поглощаемой зеленью.
Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья. Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.
Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.
Вопросы для обсуждения
О каком растении говорится в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»? Что ты знаешь об одуванчике? Почему сначала ребята считали одуванчик неинтересным цветком? Как они относились к этому растению? Как ты понял выражение «золотой луг»? Каким ты себе его представил? Какое открытие сделал однажды автор рассказа? Какой красивый образ он придумал, чтобы рассказать нам о зелёном и золотом луге? Почему теперь одуванчик стал для детей самым интересным цветком?
Тебе интересно было слушать рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев»? Что особенно удивило тебя в этом произведении? Что нового ты узнал из рассказа? Как могут разговаривать между собой деревья? Как ты думаешь, почему автор называет почки на деревьях шоколадными? Они сделаны из шоколада? Расскажи, какими ты себе представил раскрывающиеся почки. С чем сравнивает автор молоденькую осинку? Чем осинка похожа на тоненькую зелёную свечку? Как ты думаешь, какие звуки можно услышать в этом рассказе? (Шелест деревьев.) А какие запахи можно уловить? (Аромат от смолы разных деревьев.) Как ты думаешь, похожи ли в рассказе деревья на людей? Как автор добился этого сходства?
I этап. Работа с текстом до чтения
На этом уроке мы уделим внимание творчеству М.М. Пришвина и его произведению "Разговор деревьев".
Тема нашего урока "М.М. Пришвин. Разговор деревьев". (слайд 3: тема урока)
Что вы знаете о М.М. Пришвине? (ответы детей)
Мы познакомимся с вами с новым писателем – М. М. Пришвиным.
Что вы можете сказать об этом человеке? ( на слайде 4: портрет)
Какими чертами характера он может обладать М.М. Пришвин? (ответы учеников)
Михаи́л Миха́йлович При́швин русский советский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Пришвин родился 23 января 1873 в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино , которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил). Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Рассказ "Разговор деревьев" был написан Пришвиным в 1983. Скончался М.М . Пришвин 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве . ( слайд 5 :)
II этап. Работа с текстом во время чтения
Как вы думаете, какой жанр этого произведения?
Чтобы определить, какой это жанр, давайте прочитаем его.
Откройте учебник на странице 133.
Сейчас я вам прочитаю это произведение, а вы внимательно прослушайте его.
Понравилось ли Вам произведение? Чем? (ответы детей)
- Так какой жанр этого произведения и почему ? (рассказ, потому что объем произведения небольшой, описание природы и т.д.)
Какой момент запомнился лучше остальных? (ответы детей)
Ребята, так о чем могут общаться деревья? (о погоде, о солнце, о ветре, о дожде, о птицах, о животных, о людях..)
- А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе?
А для этого ёще раз перечитаем рассказ.
Работа над рассказом (анализ рассказа)
- Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые.
- А как вы понимаете, что почки шоколадные?
Эта шоколадная почка называется у растений коробочкой.
Эта коробочка представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков , которые при созревании раскрываются, чтобы освободить скопившиеся в них семена .
Почки у многих древесных растений, покрыты видоизменёнными листьями, называемыми чешуями . Такие почки называют закрытыми , или защищёнными. Если чешуи отсутствуют, то такие почки называют голыми , или незащищёнными. ( слайд 6: разные виды почек растений)
Найдите отрывок, что деревья живые. («И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками»)
- Кто с кем общается? (общаются между собой те деревья, которые располагаются близко друг к другу)
Можно ли определить, в какой зоне располагаются эти деревья? Докажите . (в смешанном лесу, потому что разные виды деревьев)
Найдите глаголы, описывающие деревья . (раскрываются, понюхаешь, разотрешь, шептаться, перекликаются)
Можно ли эти глаголы отнести к человеку? Докажите . (да, так как люди тоже могут шептаться, перекликаться между собой)
Найдите отрывок, где автор описывает аромат деревьев. («Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёерно-лаковыми. Ел их прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало»)
Какие деревья вы знаете с ароматом? (ответы детей: черемуха, серень, береза и т.д.)
А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения)
Давайте выполним задание, представленное на слайде, вам необходимо соотнести признаки деревьев с их названиями. (слайд 7)
Признаки деревьев | Деревья |
стройная | |
кудрявая | |
черёмуха |
|
плакучая | |
А теперь давайте проверим. (на слайде 7 стрелками: стройная осина, кудрявая черемуха, белая береза, плакучая ива, могучий дуб )
Чему он учит нас, читателей? (надо учиться наблюдать за природой, бережно относиться к ней, быть внимательным к природе).
А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (при помощи аромата)
Так чем же пахнет весна? (свежестью, ароматами трав…)
Каким первым привлекательным растением, кустарником или деревом, ранним его цветением, признаком мощной природной силы радуются наши глазки? (конечно же это ВЕРБА).
-Верба – спутница сакральной берёзы, что означает священное, святое, всё имеющее отношение к Божественному, небесному, религиозному. С незапамятных времён славяне относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой. После принятия христианства верба заняла ещё более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. ( слайд 8 :картинка вербы)
Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек? (умным, талантливым, творческим и.т.д.)
Творческая работа:
А сейчас мы попробуем сами создать художественное описание и оживить наши деревья.
Рассмотрите картину
Ивана Шишкина
«Дубовая роща» и придумайте устное описание, используя слова-помощники
(могучий дуб, зеленые листья, толстый ствол, широкие ветки) (
слайд 9:
картинка дубовая роща,
слайд 10
: слова - помощники)
- А теперь зачитайте ваши получившиеся рассказы.
Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Мне очень интересно было слушать ваши получившиеся рассказы.
Автор: А. Н. Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»
Цели:
1. Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина "Разговор деревьев"; формировать умения анализировать повествовательный текст, находить в тексте главное, определять основную мысль автора;
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать творческое воображение, мышление, внимание
3. Учить быть наблюдательными, открывать красоту в природе, понимать её, бережно относиться к ней.
Оборудование: учебники, карточки с вопросами.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Организационный момент. |
Настраивает учеников на учебный процесс |
Самоконтроль - проверка готовности к уроку. |
|
Целеполагание |
Знакомит с темой и целью урока. |
Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок. |
|
Работа с разноуровневыми карточками |
Раздаёт вопросы, объясняет. Проверяет работы, помогает ученикам при возникновении трудностей. |
Отвечают на вопросы |
|
Беседа по вопросам |
Организация дискуссии |
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения |
|
Рефлексия |
Подводит итог беседе, анализирует таблицу |
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом. |
|
Индивидуальное домашнее задание |
По желанию |
Желающие записывают домашнее задание |
Уровень 1.
Выдели ответ, который ты считаешь верным.
О каком времени года рассказывает автор?
а) о зиме
б) о весне
в) о лете
г) об осени
3. В какое время суток особенно хорошо слышен разговор деревьев?
а) утром
б) днём
в) вечером
г) ночью
Уровень 2
4. Какие слова и выражения, найденном Михаилом Пришвиным, помогают тебе представить, как выглядят почки (подчеркни зелёным карандашом), ягодки (подчеркни красным карандашом) и сами деревья (подчеркни синим карандашом)
Уровень 3.
5. Разговор деревьев, с точки зрения писателя, - это шелест их листьев или что - другое?
Найди в тексте ответ на вопрос и подчеркни желтым карандашом
6. А вы помните запахи весенней природы? Запахи лета и осени? Напишите на листочке.
Михаил Пришвин « Разговор деревьев»
Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, а каждом зелёном клювике висит прозрачная капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцев, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку - осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить - мы звуками перекликаемся, а у них - аромат.
Хисамутдинова Зульфира Магруфзяновна
МБОУ «Татарская гимназия № 17 им. Г.Ибрагимова» г. Казани
[email protected]
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении