Прическа клео де мерод. Тайна Клео де Мерод: сластолюбивая куртизанка-танцовщица или оклеветанная "открыточная мадонна"? «Невозможный» гардероб от иконы стиля
...Сначала - была старая-старая фотография-открытка в старинном альбоме моей самарской приятельницы Лидии Васильевны. Как все пожилые люди, Л.В. очень любила вспоминать свою молодость - а вспомнить ей было чего (и как-нибудь я решусь об этом написать - в память о яркой женщине, красавице, несмотря на преклонный возраст, гордой и доброжелательной одновременно). Мои редкие,но многочасовые набеги в её дом на окраине старой Самары превращались в настоящий праздник для меня - я листала старинные книги, смотрела пожелтевшие от времени фотографии и вся превращалась в слух. Хозяйка дОма потчевала меня вкуснейшей домашней выпечкой с восхитительно приготовленным чаем, налитым в старинный фарфор, - и, рассказывая, смотрела на меня из-под густых тёмных бровей блестящими, молодыми чёрными глазами - эти же глаза, как бы повторяясь в зеркале времени, смотрели на меня и с большого живописного портрета в тяжелой раме над её головой - там Лидия Васильевна была изображена в полном расцвете своей смуглой красоты; величавую осанку и роскошные плечи подчеркивали пышные меха широкого золотисто-коричневого палантина...но я отвлеклась.
- Мне очень нравится Ваша причёска,Наташа. Такую носила моя мама, и во времена её молодости эта причёска называлась "Клео де Мерод", - сказала мне как-то Л.В.
Действительно, в этот день для 1980-го года я выглядела необычно - я заплела свои длиннющие тёмно-каштановые волосы на ночь в мелкие косы, а утром уложила волнистые пряди на прямой пробор и на уши, зашпилив тяжёлый пучок на затылке. Результат понравился мне самой; полукружья волос на ушах облагородили не совсем правильный овал моего лица и придали ему что-то даже изысканное. Изысканно-изящным было и произнесенное Л.В. название причёски. А моя старшая приятельница уже доставала из большого альбома старую фотографию-открытку. От красоты изображённой на ней молодой женщины с - да! - похожей на мою причёской просто захватывало дух. Внизу старинной открытки была надпись - "Cléo de Mérode"...
...Сейчас, разглядывая многочисленные фотографии и портреты восхитительной Клео, я не могу точно вспомнить, какой была ТА открытка в альбоме Л.В. - по-моему, всё же вот такой... ... - или вот такой:
-но не в этом суть. Но что-то в этом лице, во взгляде огромных глаз, в пленительной грустной полуулыбке просто как магнитом тянуло узнать, - кто она такая, эта самая Клео де Мерод?..
"Природа, в колдовском смешав сосуде
Блеск золота, рубинов, снега, роз,
Ваш образ создала, что в мир привнес
Красоты, о каких не знали люди."
Камоэнс
... Итак, знаменитая красавица, талантливая танцовщица и звезда Belle Epoque родилась 27 сентября 1875 года в знатной, но обедневшей бельгийской (точнее, голландской) дворянской семье ван Меродов. Принадлежность к аристократии не помешала её отцу, Карлу Фрейхерру фон Мероду, стать профессиональным художником, а дочери - танцовщицей.
Уже в самом начале учёбы в Парижской национальной балетной школе юная Клеопатра-Диана обратила на себя внимание любителей балета (и не только балета) своим необыкновенным изяществом, пластичностью, воздушной грацией и безупречной красотой - но не холодной красивостью мраморной богини, а трогательной прелестью сказочного эльфа, которая в сочетании с классическими, античными чертами лица и линиями тела давала ощущение полного совершенства.
В одиннадцать лет (после трёхгодичного обучения) она начала профессиональную карьеру балерины,
а в тринадцать лет её избрали для выступления в "Choryhée" - одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже. Именно для этого спектакля она и придумала описанную выше и простую, как всё гениальное, необычайно к ней идущую причёску(носила распущенные волосы или делала бандо (незавитые и ненапомаженные волосы связывала на затылке в пучок и закалывала), ставшую, как бы сказали сейчас, её брэндом.
Правда, в то время очень сильно муссировались слухи о том, что находчивая красавица специально придумала такую причёску, чтобы скрыть некий дефект одного из её ушек. Но разного рода слухи и обвинения преследовали Клео де Мерод - как любую яркую личность - всю её очень долгую, почти столетнюю жизнь.
Тем не менее пресловутая прическа, отразившись на тысячах фотооткрыток, вошла в обиход хорошеньких женщин всего мира. Впервые в истории мода стала единой и обошла весь мир. Не только все знатные женщины Европы стали делать себе бандо. Когда в конце XIX века в Москве открылся первый универмаг - «Мюр и Мерелиз» (сегодняшний ЦУМ) - все кассирши были в прическах а ля Клео де Мерод.
...А слухи и сплетни о красавице росли как снежный ком - ВМЕСТЕ С ЕЁ НЕСЛЫХАННОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ. В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать, роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Он не был ни меломаном, ни балетоманом - но очень любил хорошеньких актрис.
Красота Клео, её баснословно тонкая талия, роскошные волосы и огромные глаза потрясли старого ловеласа - ничего подобного до этого он не видал. Их личное знакомство началось с гигантского букета роз, которые Леопольд подарил балерине.
В своих позднейших мемуарах Клео признает только этот факт, а сам роман с королём полностью отвергает - но весёлые французы и бельгийцы уже называют короля(который, кстати, был на 38 лет старше Клео)"Клеопольдом" и приписывают ему и красавице всяческие личные безумства.
Хотя королю и льстило эти слухи, Клео очень сильно протестовала против них и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.
...Король вел сверхсекретные переговоры с Францией по вопросу общих колониальных интересов в Африке против Великобритании. Он был безоговорочно восхищен красотой балерины, вот и придумал визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что "по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод".Но до отречения дело все-таки не дошло, зато Франция кое-что выиграла от королевской страсти. Когла монарх задумал сделать для ее страны какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро. И в 1900 году была открыта линия Парижского метрополитена, построенная на средства бельгийского короля.Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый "роман" Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз. Но...как же это может быть - такая красавица, танцовщица, "звезда" - и с безупречной репутацией?! и без скандального романа?! Естественно, падкие до сплетен обыватели предпочли поверить слухам и "жёлтой прессе"...
...А Клео между тем покоряла всё новые и новые страны. Выступала в Гамбурге, Берлине, Петербурге, Будапеште, Нью-Йорке.
На Парижской Всемирной выставке 1900 показала «камбоджийские танцы».
Фотопортреты танцовщицы в огромном количестве разлетались по миру - сама того не зная, Клео де Мерод стала одной из первых великих фотомоделей, объектом для подражания многих женщин, идеальной мечтой многих мужчин.
Но её личная жизнь была глубоко скрыта от публики, что порождало домыслы - один нелепее другого. Она НИКОГДА не позировала обнажённой - хотя её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль, почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX — начале ХХ вв.
Тем не менее скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера «Танцовщица», для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген). Клео плакала, протестовала, даже судилась, но доказать ничего не могла.
Картина Карлоса Васкеса "Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года"
При этом она продолжала танцевать, а в 1896 году журнал «Иллюстрасьон» избрал её царицей красоты из 130 современных красавиц.
Но её главной страстью был Танец - и красавица покоряет мир всё новыми и новыми композициями. Её гастрольным поездкам несть числа. Настоящий фурор она произвела и в России.
В 1915 году, в возрасте 42 лет, Клеопатра возвращается в Париж. Она получает много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалась самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже. Униженная, возмущенная, она немедленно покидает Париж, перебирается на свою родину в Биарриц, чтобы уже больше никогда не вернуться в Париж.
Но она все же продолжает танцевать. Клео де Мерод участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой Мировой войны, желая поднять боевой дух тех, кто защищал страну.
В 1926 году Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме "Frauen der Leidenschaft". В Вене ее красота привлекла внимание великого художника эпохи модерн Густава Климта, их отношения позднее стали сюжетом фильма Рауля Руиса "Климт" (2006 год, в главных ролях Джон Малкович и Саффрон Берроуз):
В середине XX века знаменитая писательница Симона де Бовуар опубликовала свою книгу «Второй пол», в которой многих дам полусвета, Клео в том числе, назвала гетерами. Клео подала в суд на писательницу за оскорбление личности и выиграла процесс. Ведь она никогда не спала с мужчинами из-за денег, а только по любви.
Она оставалась в Биаррице до самой смерти в 1966 году. Клео прожида долгую, насыщенную жизнь, оставив после себя Мемуары (Le Ballet de ma vie. Paris: Pierre Horay, 1955 (переизд. 1985)).
Клео де Мерод часто называют первой фотомоделью в истории, а кроме того она была балериной и одной из самых красивых женщин Belle epoque.
Настоящее ее имя - Клеопатра Диана де Мерод. Она родилась 27 сентября 1875 в Париже. Ее отцом был австрийский художник-пейзажист из старого и знатного голландского рода ван Мерод, связанного со многими аристократическими семействами Европы.
Для этого спектакля она и придумала новую прическу. Парижанам эта прическа понравилась, и Клео вошла с ней в историю – прическу назвали её именем: волосы, разобранные на прямой пробор, собранные сзади в пучок, и обязательно прикрывающие уши. Завистники шептались, что балерина таким образом прикрывает дефект левого уха.
Как ни странно, мода на эту прическу докатилась и до России: при открытии в конце XIX универмага - «Мюр и Мерелиз», который теперь все знают под названием ЦУМ, все кассирши были в прическах а ля Клео де Мерод.
Клео де Мерод отличалась не только красотой, но и естественностью и элегантностью, в обществе она обычно появлялась в бледных декадентских туалетах без излишеств. Тогда как все светские дамы того времени в обязательном порядке завивали свои волосы в локоны, Клео позволяла себе выходить в свет с распущенными волосами, что считалось верхом вульгарности и неприличия.
Клеопатра Диана де Мерод была первой балериной в русском балете, станцевавшей с партнёром.
Развивая танцевальную карьеру, Клео также стала одной из первых фотомоделей – снималась для модных журналов и открыток, которые были очень популярны и продавались по всему миру, в том числе и в России.
К чести знаменитости надо отметить, что она никогда не позировала без одежды. Хотя в 1896 году был скандал, связанный с обнаженной скульптурой «Танцовщица» Александра Фальгьера, выставленной в Парижском салоне. Для этой скульптуры позировала Клео де Мерод, хотя она утверждала, что с неё была слеплена только голова. Этот же год знаменателен для Клео тем, что журнал «Илюстрасьон» признал её царицей красоты из 130 соперниц.
У прелестной танцовщицы всегда было много поклонников. Её портреты писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, фотографировали Леопольд Ройтлингер и Феликс Надар.
В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать, роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Она потрясла его воображение. Леопольд не любил музыку, но ходил на балет и в оперу главным образом для того, чтобы знакомиться за кулисами с актрисами.
Весть о бурном романе короля с Клео очень быстро облетела Париж, и язвительные парижане не замедлили окрестить бельгийского короля Клеопольдом.
Королю, который был на 38 лет старше Клео, льстило это имя. Это же нельзя сказать о красавице-балерине. Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Она даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз.
При этом в 1902 г некоторые газеты даже писали, что "король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод", но этому не суждено было сбыться.
Есть версия, что коварный Леопольд использовал девушку как прикрытие для своих визитов в Париж, где на самом деле вел тайные переговоры с французским руководством и совместной политике в африканских колониях против Великобритании.
Тем не менее существует красивая легенда, что именно Клео де Мерод подсказала подарок за сотрудничества для Парижа от Леопольда. Это было метро, одна из линий которого была проложена в 1900 году на средства бельгийского короля.
Одна из величайших парижских красавиц, представительница истинного австрийского дворянства, Клеопатра Диана де Mерод родилась в Париже в 1873 году.
Её отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909), жил в Mёдлинге (возле Вены) и был известным живописцем-пейзажистом. Будучи живописцем, он был отпрыском знаменитой бельгийской аристократической семьи де Мерод.
В восьмилетнем возрасте Клео начала обучение в школе танцев и в одиннадцать лет уже танцевала профессионально.
Она была очень маленькой, и из-за её маленьких размеров и больших способностей к балету в 13 лет её избрали для выступления в “Choryhée” – одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже.
Для этого спектакля она придумала новую причёску. Парижанам эта причёска понравилась, и Клео вошла с ней в историю – причёску назвали её именем.
Во всём мире, как и в России, было выпущено множество открыток, изображающих Клео де Мерод, эту красавицу-француженку, увековечившую свое имя введённой ею гладкой, на прямой пробор, причёской, совсем закрывавшей уши.
Женские головки всего мира отдали дань модной причёске “Клео де Мерод”, но говорили, что сама красавица вынуждена была прибегнуть к ней из-за того, что у неё была отрезана половина левого уха.
В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии.
Леопольд II, король Бельгии
Она потрясла его воображение. Леопольд не любил музыку, но ходил на балеты и в оперу главным образом для того, чтобы знакомиться за кулисами с актрисами.
Клео была на 38 лет моложе Леопольда, считалась одной из первых красавиц Франции и стала одной из первых в истории фотомоделей: ее фотографии в экзотических нарядах украшали открытки и страницы журналов.
Читайте также Вдали от дома: как сделать своё путешествие здоровым
Бельгийский король вёл в то время сверхсекретные переговоры с французским правительством по вопросу общих колониальных интересов в Африке против Великобритании. Было известно, что он восхищён балериной Клео де Mерод, вот он и придумал свои визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. Вскоре король лично явился к ней с огромным букетом роз
Весть о бурном романе короля с Клео очень быстро облетела Париж, и язвительные парижане не замедлили окрестить бельгийского короля Клеопольдом.
Эта сатирическая открытка изображает Короля Бельгии Леопольда в роли “Клеопольда”. Хотя королю и льстило это имя, Клео очень сильно протестовала против него и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.
К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.
В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что “по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод”.
Впрочем, до отречения дело не дошло, зато говорили, что Париж кое-что выиграл от королевской страсти. Когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро.
И в 1900 году была открыта линия парижского метрополитена, построенная на деньги бельгийского монарха.
Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый “роман” Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз.
Однако, сплетни о ней как о королевской фаворитке прилипли к её имени на всю оставшуюся жизнь Клео и даже после её смерти.
Читайте также Тренируйся на кошках: американские курсы чтения для детей
В расстроенных чувствах, она покинула Париж, но продолжала выступать в Гамбурге, Берлине, Санкт-Петербурге, Будапеште и Нью-Йорке. Она была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной в русском балете.
И она никогда не снималась обнажённой – хотя её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль. Почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX - начале ХХ вв.
Джованни Болдини. Портрет Клео де Мерод, 1901г.
Ф. А. фон Каульбах. Портрет Клео де Мерод, 1904г.
Тем не менее скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера «Танцовщица», для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген). Клео плакала, протестовала, даже судилась, но доказать ничего не могла.
Картина Карлоса Васкеса “Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года”
В 1915 году, в возрасте 42 лет, Клео де Mерод возвратилась в Париж. Она получила много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалось самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже.
В возмущении она немедленно покинула Париж, перебралась на свою родину – в Биарриц и уже никогда больше не возвращалась в Париж.
Но она продолжала танцевать. Она участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой мировой войны, желая поднять дух тех, кто защищал её страну.
В 1926 году Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме “Frauen der Leidenschaft”. В Вене её красота привлекла внимание великого художника эпохи модерн Густава Климта.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Биография
Среди многочисленных поклонников Клео де Мерод был бельгийский король Леопольд II , о чём рассказано в мемуарах танцовщицы (посвящённые в эту историю парижане за глаза дразнили короля Клеопольдом).
Мемуары
- Le Ballet de ma vie. Paris: Pierre Horay, (переизд. 1985)
Кино
- В Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме Frauen der Leidenschaft .
- В Вене её красота привлекла внимание Густава Климта , их отношения стали позднее сюжетом фильма Рауля Руиса Климт ( , в главных ролях Джон Малкович и Саффрон Барроуз).
Напишите отзыв о статье "Мерод, Клео де"
Примечания
Литература
- Nos jolies actrices photographiées par Reutlinger . Paris: Ludovic Baschet, 1896
- Reissmann C. Cleo de Merode der Glückstraum einer Tänzerin ; Roman. Heidenau: Mitteldeutsche Verlagsanstalt, 1921 (роман переведен на несколько языков)
- Göransson S. Cleo de Merode: en dansös" lyckodröm: romantiserad skildring . Stockholm; Malmö: Förlaget Union, 1928
- Ochaim B., Balk C. Varieté-Tänzerinnen um 1900: vom Sinnenrausch zur Tanzmoderne . Frankfurt/Main: Stroemfeld/Roter Stern, 1998
- Golbin P., Leclercq J.-P. Garde-robes: Intimités dévoilées, de Cléo de Mérode à. . . Paris: Union centrale des arts décoratifs; Musée de la mode et du textile, 1999
- Corvisier C. Cléo de Mérode et la photographie: la première icône moderne . Paris: Éditions du Patrimoine, 2007
Отрывок, характеризующий Мерод, Клео де
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
– Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
«Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.
Велено было остановиться и снять ранцы.
Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из под горы.
«С Богом!» проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие. [Тут произошла та атака, про которую Тьер говорит: «Les russes se conduisirent vaillamment, et chose rare a la guerre, on vit deux masses d"infanterie Mariecher resolument l"une contre l"autre sans qu"aucune des deux ceda avant d"etre abordee»; а Наполеон на острове Св. Елены сказал: «Quelques bataillons russes montrerent de l"intrepidite„. [Русские вели себя доблестно, и вещь – редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения“. Слова Наполеона: [Несколько русских батальонов проявили бесстрашие.]
Уже близко становились французы; уже князь Андрей, шедший рядом с Багратионом, ясно различал перевязи, красные эполеты, даже лица французов. (Он ясно видел одного старого французского офицера, который вывернутыми ногами в штиблетах с трудом шел в гору.) Князь Багратион не давал нового приказания и всё так же молча шел перед рядами. Вдруг между французами треснул один выстрел, другой, третий… и по всем расстроившимся неприятельским рядам разнесся дым и затрещала пальба. Несколько человек наших упало, в том числе и круглолицый офицер, шедший так весело и старательно. Но в то же мгновение как раздался первый выстрел, Багратион оглянулся и закричал: «Ура!» История женщины с портрета Giovanni Boldini. | Клеопатра Диана де Мерод - французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.
Портрет Клео де Мерод. 1901 работы Джованни Больдини
Меня заинтересовал портрет Cléo de Mérode итальянского художника Джованни Болдини и я была поражена этой красотой, утонченной, в духе декаданса, но и такой современной. Естественно мне захотелось узнать о этой женщине подробнее. Я перечитала несколько статей в интернете и оказалась в тупике... Где же правда о ее происхождении?
В начале ХХ века она была одной из самых фотографируемых женщин в мире, ее прекрасное лицо с темными глазами можно было увидеть на открытках во многих странах. Ее слава сопровождалась слухами и скандалами. Ей восхищались мужчины, завидовали и подражали женщины. Теперь это имя почти забыто…. Клео, Клеопатра балета, Клео де Мирод.
(Из Википедии:)
Клео де Мерод (фр. Cléo de Mérode, полное имя Клеопатра Диана де Мерод, англ. Cléopatra Diane de Mérode; 27 сентября 1875, Париж — 11 октября 1966, там же) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.
Дочь австрийского художника-пейзажиста Карла фрайхерра де Мерод (1853-1909) из старого и знатного бельгийского (точнее голландского) рода ван Мерод, связанного со многими аристократическими семействами Европы.
(А это с сайта писательницы Эльвиры Барякиной: http://www.baryakina.com/cleo_de_merode_photo.php)
Танцовщица Клеопатра Диана де Мерод (сценический псевдоним - Cléo de Mérode) родилась 27 сентября 1875 года в Париже. Наряду с Линой Кавальери, Отеро и Сахаретт, Клео де Мерод была одной из первых всемирно известных фотомоделей, «открыточной мадонной», чьи изображения продавались повсюду от России до Австралии.
Ходили слухи, что ее мать принадлежала к австрийской ветви знатной бельгийской фамилии де Мерод, но впоследствии выяснилось, что никакой «австрийской ветви» у этого рода не существовало. Некоторые утверждали, что отцом Клео являлся австрийский художник Карл фон Мерод (1853-1909), однако и эта версия остается туманной. В любом случае происхождение известной красавицы так и осталось тайной.
Клео де Мерод обучалась в танцевальной школе при Парижской Опере и выступала в крупнейших театрах Франции. Ее триумфом стало участие на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где она представляла "Камбоджийские танцы".
Однако известность получает, прежде всего, благодаря своей необыкновенной внешности.
В 1896 году журнал "Иллюстрасьон" проводит нечто похожее на конкурс красоты, в котором принимают участие сто тридцать девушек. Клео занимает первое место и ее образ начинает тиражироваться для широкой публики: открытки, плакаты и даже игральные карты… Эти прекрасные черты становятся известны всей Европе.
В то время танцовщица не могла считаться порядочной женщиной, поэтому автоматически к этой профессии прикреплялся ярлык "куртизанка". Этому способствовала свобода нравов, господствующая в богемных кругах, внимание богатых господ, которые осыпали любовниц деньгами и драгоценностям. Да и какая порядочная женщина будет выступать на сцене? Клео никогда не была содержанкой, но кто же в это верил?
Ее сценический образ был оригинален для того времени. Клео танцевала, распустив по плечам свои великолепные волосы. Это было непривычно для балета. В конце XIX века, когда была мода на простые, аккуратно уложенные прически, такой имидж "простоволосой" танцовщицы привлекал внимание и шокировал одновременно. Распущенные волосы в умах обывателей рождали мысли об общей распущенности их обладательницы.
Эту тиару носила на сцене Клео де Merode в 1830 году
Интересно, но в историю Клео во многом вошла и из-за другой своей прически. "Темные волосы спускались на уши и были уложены в прическу, вошедшую в моду благодаря мадемуазель Клео де Мерод", - так описывает одну из своих героинь Сомерсет Моэм в романе "Бремя страстей человеческих". "Ах, вам нравится моя прическа, мистер Сондерс? Некоторым больше нравится шиньон, но, говорят, к тонким чертам больше идет "Клео де Мерод", - пишет О. Генри в рассказе "Сила привычки".
Прическа эта была достаточно проста - волосы на прямой пробор, волнами касаются щек и сзади уложены в пучок. Богемная, но скромная укладка. Однако даже она вызывала не только подражание, но и нелепые слухи. Кто-то говорил, что у красавицы отрезана мочка уха, другие утверждали, что часть уха отстрелил ревнивый любовник (целился в сердце, но промахнулся)… Во всяком случае, с ушами было явно что-то не так… Это не мешало дамам делать точно такие же прически. Ведь Клео во многом была своеобразной фотомоделью и, следовательно, на нее хотели походить.
Образ чаровницы, заманивающей в свои сети богатых мужчин, окончательно сложился в связи с "королевской историей". В 1896 году ее пригласили в труппу театра Бордо. По легенде именно там Клео приметил король Бельгии Леопольд II. Несмотря на свои шестьдесят лет, он славился женолюбивым нравом и пристрастием к обществу актрис. Вот почему букет красных роз, посланных Клео после спектакля, был воспринят общественностью вполне однозначно.
Именно с этого момента Клео начинает преследовать "слава" королевской фаворитки. Появляются карикатуры, распускаются соленые анекдоты и слухи. Как не противится этому Клео, как ни утверждает она, что Леопольд II испытывает к ней только дружеские чувства, поток нездорового интереса не остановить.
Прозвище "Клеопольд" надолго закрепляется за королем, а исковые заявления в суд со стороны Клео, остаются без внимания. Ходят даже слухи, что король настолько очарован танцовщицей, что готов отречься от престола и вступить с ней в брак.
Во многом из-за этой истории, Клео уезжает из Парижа, гастролирует по многим странам и городам. Она пытается вернуться в Париж спустя несколько лет, но ей не находится достойного места, и Клео вновь начинает странствовать по свету. Она танцует перед солдатами во время Первой мировой войны, и остается на сцене вплоть до пятидесяти лет.
Ее фотографии можно было найти в витринах многих городов Европы. Именно открытки с изображением Клео де Мирод являются неоспоримыми свидетельствами ее красоты. Исследователи условно делят эти открытки на несколько групп.
Хореографические. Фотографии, на которых Клео изображена танцующей. Таких экземпляров не так уж много. И в первую очередь, редкость этих кадров говорит о том, что Клео была интересна публике не столько как актриса балета.
Когда в 1950-х гг. Симона де Бовуар публикует книгу "Второй пол", в которой называет Клео де Мерод "дамой полусвета", Клео возмущается до глубины души, снова обращается в суд и выигрывает его. В 1955 году она выпускает уже свою книгу мемуаров "Балет - моя жизнь".
Сегодня мы снова всматриваемся в эти огромные лукавые глаза, пытаемся постичь ее тайные мысли… Но всякий раз смысл ускользает от нас. Остается только красота, а она всегда непостижима.
Клео де Мерод позировала Эдгару Дега и итальянскому портретисту Джованни Болдини. Французский скульптор Александр Фальгьер использовал де Мерод в качестве модели для своей скандально известной «Танцовщицы».
Ф.А. Фон Каулбах "Клео". Открытка, выпущенная в начале ХХ века. Издание Ленц и Рудольф, Рига.
Восковая скульптура Клео де Мерод была выставлена в Музее Гревен на Монмартре.
Картина Карлоса Васкеса "Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года"
Но особый успех Клео принесло сотрудничество с фотографами Полем Надаром (1856-1939) и Леопольдом Ройтлингером (1863-1937), создававшим портреты для открыток.
Она умерла в своем парижском доме 17 октября 1966 года и была похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с матерью. На могиле Клео де Мерод установлена статуя, созданная в 1909 году испанским дипломатом и скульптором Луисом де Перинато, который в 1906-1919 годах был ее любовником.
Клео де Mérode, скульптура из мрамора Мариано Benlliure 1910 г.
Последняя из династии Тюдоров. | Елизавета I (1533 - 1603), Добрая королева Бесс, Королева-дева - королева Англии и королева Ирландии.(2 х/ф и д/ф)
Часть 44 - История женщины с портрета Giovanni Boldini. | Клеопатра Диана де Мерод - французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.