Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции. Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия Сотрудник полиции не прошедший проверку
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Положения статьи 18 закона №3-ФЗ используются в следующих статьях:-
О признании утратившими силу отдельных законодательных актов рсфср и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
37) статьи 1 и 18 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235);
51. Статья 19 Федерального закона "о полиции"
а) право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
б) основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
в ) порядок применения физической силы , специальных средств и огнестрельного оружия
52. Вправе ли сотрудник полиции при отсутствии специальных средств и огнестрельного оружия использовать любые подручные средства?
а) да, если ему угрожает непосредственная опасность;
б ) да ; в состоянии необходимой обороны , в случае крайней необходимости или при задержании лица , совершившего преступление ;
в) да, если жизни и здоровью граждан угрожает непосредственная опасность;
д) да, если жизни и здоровью граждан или сотрудника милиции угрожает непосредственная опасность.
53. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:
а) направляется на дополнительное обучение, по завершении которого повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
б) подлежит увольнению из органов внутренних дел по служебному несоответствию;
в ) подлежит аттестации на соответствие замещаемой должности , а до вынесения решения комиссии - отстраняется от выполнения обязанностей , связанных с возможным применением физической силы , специальных средств и огнестрельного оружия .
г) привлекается к дисциплинарной ответственности и повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
54. Что понимается под вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением?
а) сопротивление и нападение, осуществляемые с использованием оружия летального действия;
б ) сопротивление и нападение , совершаемые с использованием оружия любого вида , либо предметов , конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него , либо предметов , веществ и механизмов , при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть .
в) сопротивление и нападение, совершаемые с использованием предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены телесные повреждения;
г) сопротивление и нападение, угрожающее жизни и здоровью сотрудника полиции;
55. Применение водометов и бронемашин осуществляется
а) по решению непосредственного начальника либо руководителя ближайшего территориального органа или подразделения полиции
б) по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
в ) по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов
56. В статье 24 Федерального закона "о полиции" говорится о том, что сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если
а) если в создавшейся обстановке возникли основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона
б) если считает что в создавшейся обстановке возникают основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона
в ) если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения , предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Беликин В.В.,
д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Грищенко Л.Л.,
д.ю.н., профессор,
профессор кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России
Косиковский А.Р.,
к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России
Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Закон «О полиции» определяет основные положения применения специальных средств и огнестрельного оружия, применяемых сотрудниками органов внутренних дел для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств.
Специальные средства - это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных Законом,технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.
Исторический опыт применения специальных средств в современной России свидетельствует о том, что впервые термин «специальные средства», стал использоваться в законодательных актах еще бывшего СССР в 1978 г .
Конкретный перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731. Этим же Постановлением утверждены Правила применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел .
Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.
Обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации специальными средствами, порядок выдачи, применения, учета, хранения, транспортирования и уничтожения специальных средств, а также сроки проведения их опытной эксплуатации определяются министром внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят следующие специальные средства:
- палки специальные резиновые (ПР-73, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);
- ручные газовые гранаты «Черемуха-6», «Черемуха-12» и их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами «Черемуха-7», «Сирень-7», аэрозольная упаковка «Черемуха-10», ранцевый жидкостной аппарат, пистолет газовый с боеприпасами;
- наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);
- светозвуковые средства отвлекающего воздействия (светошумовые гранаты «Заря», «Факел», изделие «Гном», светошумовое устройство «Пламя»);
- средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»);
- электрошоковые устройства;
- средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун»);
- водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40);
- бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП);
- специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина);
- сторожевые, караульные, розыскные и патрульные служебные собаки разных пород;
- служебные лошади.
Огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда .
Огнестрельное оружие в мире появилось более 600 лет назад. Уже в XIV в. первые стреляющие трубки использовались как вспомогательные средства, дополняющие лук и арбалет. На Руси создание и использование ручного огнестрельного оружия относится к началу XV в. .
Огнестрельное оружие, практически сразу с появлением его в армии, принималось на вооружение полицейских подразделений. При этом, в подразделениях полиции на вооружение принималось исключительно стрелковое оружие, которое активно применялось еще для поддержания внутреннего порядка во многих странах мира.
С развитием средств вооруженной борьбы развивались и средства для полицейских сил. В настоящее время можно говорить о разноплановом вооружении, специальных средствах и иных средствах обеспечения правоохранительной деятельности, находящихся на вооружении полиции всего мира и, в частности, в Российской Федерации. Его применение, так же как и применение физической силы, является важнейшей составляющей обеспечения оперативно-служебной деятельности современной полиции.
Огнестрельное оружие сочетает в себе средства непосредственного поражения (снаряд, пуля) и средства метания их к цели (пулемет, винтовка и др.). Кроме того, огнестрельное оружие может иметь механизмы запирания, ударный, выбрасывающий, подачи патронов и др., прицельное приспособление для наводки оружия в цель и приспособление для удобства пользования им и придания ему устойчивого положения во время стрельбы (приклад, сошка, станок). Оно подразделяется на две главные группы: артиллерийское и стрелковое оружие .
К артиллерийскому оружию относятся: пушки, гаубицы, минометы и др., которые предназначены для действия по противнику, находящемуся на дальних расстояниях или в укрытиях .
К стрелковому оружию относятся: автоматы, карабины, винтовки, пулеметы, пистолеты, пистолеты-пулеметы и др., предназначенные для поражения открыто расположенной живой силы противника .
Стрелковое оружие подразделяется на индивидуальное и групповое. Оно обладает большой скорострельностью, хорошей меткостью и кучностью стрельбы, достаточной убойной силой пули. Вес и размер этого оружия дают возможность успешно применять его в населенных пунктах, лесах, горах, траншеях .
Огнестрельным оружием является штатное огнестрельное оружие, находящееся на вооружении сотрудников полиции. К таковому относятся: травматическое оружие; огнестрельное оружие индивидуального пользования (пистолеты, автоматы, винтовки и т.д.); специальное огнестрельное оружие (пулеметы, минометы, вооружение на боевой технике) .
Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, определена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 года, утвердившей Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие .
Упоминание о применении специальных средств и различного рода оружия для поддержания внутреннего порядка впервые встречаются в истории древнего Египта . В истории других государств мы так же находим немало примеров использования полицейскими структурами различных средств для поддержания порядка.
Современное применение сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) предусмотрено федеральными конституционными законами Российской Федерации: «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и федеральными законами Российской Федерации: «О полиции», «О внутренних войсках МВД Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.
Данные законы Российской Федерации базируются на основных нормативно-правовых установках международного гуманитарного права и, в частности, «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» , «Венской декларации о преступности и правосудии» и т.д.
Основные положения вышеназванных документов в самом обобщенном виде можно свести следующим образом:
- угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка должна рассматриваться как угроза стабильности общества;
- должностные лица по поддержанию правопорядка играют исключительно важную роль в защите права человека на жизнь, свободу и безопасность;
- должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека.
Основанием для применения специальных средств и огнестрельного оружия, являются условия, при которых не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам . Например, применение огнестрельного оружия при ликвидации преступников оказывающих вооруженное сопротивление.
Пределами применения специальных средств и огнестрельного оружия являются законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции .
П. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции» позволяет сотрудникам полиции в ряде случаев, при отсутствии у них необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, использовать любые подручные средства и даже оружие, не состоящее на вооружении полиции, например, спортивное, охотничье, наградное. В законе дается исчерпывающий перечень этих случаев. Это состояние необходимой обороны, крайней необходимости и задержание лица, совершившего преступление.
Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Необходимая оборона - это правомерная защита личности и прав сотрудника полиции, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу.
Согласно ст. 39 УК РФ состояние крайней необходимости характеризуется тем, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, причиняется вред, если эта опасность не могла быть устранена иначе, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Крайняя необходимость - это одно из правомерных средств предотвращения опасности, грозящей ущербом личности, ее правам и интересам, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
Крайняя необходимость заключается в причинении вреда правоохраняемым интересам для предотвращения неотвратимого в данных условиях иными средствами большего вреда, угрожающего личности, обществу, государству.
В ч. 2 ст. 39 УК дано понятие превышения пределов крайней необходимости. Такое превышение имеет место, если умышленно причиняется вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия. Так, здоровью людей, уцелевших после землетрясения, грозит отсутствие жилья, еды и питья. В такой ситуации вполне допустимо изъять со склада одеяла, воду и продукты питания.
Практика свидетельствует, что для осуществления профессиональных действий сотрудником полиции в состоянии необходимой обороны, условиях крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, он обязан квалифицированно выполнить свои функциональные обязанности в соответствии с требованиями руководящих документов по профессиональной подготовке. В этой связи сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Если сотрудник полиции превышает полномочия при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, то он несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 «Убийство», ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213 «Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта», ст. 117 «Истязание». Если указанные деяния имели место в ходе совершения иных преступлений против личности, собственности и т. п., то необходима квалификация по совокупности преступлений.
Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении специальных средств или огнестрельного оружия, когда им применение специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость», ст. 40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение», ст. 41 «Обоснованный риск», ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения».
Список литературы.
1. О чрезвычайном положении: ФКЗ РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ // Российская газета от 2 июня 2001 г., № 105 (2717); О военном положении: ФКЗ РФ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Российская газета от 2 февраля 2002 г.; О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28; О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: ФЗ РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (принят ГД РФ 25 декабря 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, № 75, 8 апреля 2011; О противодействии терроризму: ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ, 2006, № 32; О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (принят ГД РФ 21 июня 1995 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Об утвер-ждении наставления по физической подготовке сотрудников органов внут-ренних дел: Приказ МВД России от 29 июня 1996 г. № 412.
2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28.
3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 ап-реля 2011 № 75.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ) // «Российская газета», от 11.03.201 1 № 51.
5. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века: принята на Десятом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Вена, 10-17 апреля 2000 г.
6. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 октября 1980 года № 3093, Женева.
7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией № 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990.
8. Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств: Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 731. // СЗ РФ, 2001, № 44.
9. Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на автомобилях и мотоциклах МВД СССР: Приказ МВД СССР от 11сентября 1978 года № 260.
10. Брагин С.В., Мороз С.В. Специальные средства МВД России: Учебное пособие. - Калининград: КВИ ФПС РФ, 2009.
11. Оружие мира. / ред. Группа: Г. Лемигова, А. Русакова, С. Кузнецов. - М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010.
12. Пистолеты и револьверы мира/ Ф.К. Бабак. - М.: АСТ; СПб.: Поли-гон, 2005. 640 с.: ил.