Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Московская область переходит на раздельный сбор мусора Устройство полигона тко и требования к нему
Во всех подмосковных дворах установят два типа мусорных контейнеров: серые – для органических отходов, синие – для сухих. Фото пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области
В Московской области вводится новый экологический стандарт и создается технологичная система утилизации отходов: в регионе будут построены 12 комплексов по переработке отходов (КПО), 4 предприятия термического обезвреживания, закрыты все устаревшие полигоны, а уже с будущего года - внедрен раздельный сбор мусора. В платежке появится плата за вывоз коммунальных отходов, при этом сумма коммуналки вырастет не более чем на 2%.
Сейчас Московская область ежегодно образует 4 млн т мусора, еще 7 млн т регион принимает из соседней Москвы, 95% отходов до сих пор отправлялось в захоронения. Строительство КПО позволит сократить эту цифру как минимум вдвое. А после ввода в эксплуатацию четырех заводов по термической обработке мусора в захоронения пойдет лишь 20% – предприятия мощностью по 700 тыс. т отходов каждое будут введены в эксплуатацию к началу 2022 года. Появление новой инфраструктуры по переработке мусора позволит полностью отказаться от старых полигонов: из 39 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) 24 уже закрыты, остальных не будет к 2021 году или ранее, сообщил губернатор Андрей Воробьёв в августе этого года.
Свалки не могут закрываться одномоментно, потому что необходимо выстроить эффективную систему сбора, транспортировки, сортировки, переработки и утилизации отходов, на это нужно время, отметил он: «Мусор будет сортироваться, отбираться и перерабатываться. Часть – это четыре полезные фракции: бумага, металл, стекло и пластик. Еще 30% – органика, ее направят на специальные, прилегающие к КПО полигоны, чтобы там превратить в перегной, так называемый серый компост». «Подмосковье станет первым в России регионом с новым экологическим стандартом и действующей технологической системой утилизации отходов», – подчеркнул губернатор.
Первые два КПО, расположенные в Зарайске и Серебряных Прудах, уже начали работу, еще один до конца года появится в Рошале. Общественников и управдомов начали знакомить с их работой: первая группа в конце октября посетила комплекс «Экоград» в Зарайском городском округе – современное, полностью автоматизированное высокотехнологичное предприятие по сортировке и компостированию твердых коммунальных отходов (ТКО). Первая сортировочная линия КПО производительностью 50 тыс. т в год работает в полную силу с сентября, уже прошли общественные обсуждения по увеличению мощности до 350 тыс. т в год.
Сейчас многие уверены, что после сортировки мусора дома и во дворах отходы все равно попадают на одну свалку. Это не так: отходы должны разделяться как раз потому, что в дальнейшем они перерабатываются в зависимости от их видов. «Новые комплексы по переработке ТКО позволяют нам решать главную задачу – сокращать объемы захоронения ТКО фактически в два раза, так как все твердые коммунальные отходы будут поступать на заводы по переработке отходов. Половина из них будет полностью перерабатываться, в том числе 20% отходов – полезные фракции (металл, стекло, пластик, бумага) получат «вторую жизнь» и отправятся на производство новых товаров из вторсырья. 30% – органические или пищевые отходы, они подвергнутся компостированию. А вот вторая половина ТКО, так называемые не перерабатываемые «хвосты», после обезвреживания подвергнутся бережному захоронению. С 2021 года они будут направляться на заводы переработки ТКО, применяющие технологию термической обработки. Все это позволит в ближайшие годы полностью закрыть устаревшие полигоны», – заявил министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин.
С декабря в Подмосковье начнут централизованно устанавливать контейнеры для раздельного сбора отходов. В каждом дворе и частном домовладении разместят разноцветные контейнеры: серые с изображением банана – для органических отходов и синие с изображением бутылки – для сухих отходов. И с января 2019 года все управляющие организации многоквартирных домов и собственники частных домовладений должны будут заключить договоры с одной из компаний – региональным оператором: в единых платежных документах в разделе «Коммунальные услуги» появится отдельная строка «Вывоз коммунальных отходов».
Предельные единые тарифы на услуги операторов уже утверждены, размер платы зависит от того, на каком кластере производятся отходы. Всего в Московской области выделены семь кластеров – по количеству региональных операторов, прошедших конкурсный отбор. В среднем платежка вырастет не более чем на 2%.
Расчет стоимости услуг регионального оператора за вывоз коммунальных отходов складывается из нескольких величин. Прежде всего из базовой единицы измерения, которая зависит от категории отходообразователей – это могут быть как собственники многоквартирного жилого фонда или индивидуального жилищного строительства, так и торговые сети, социальные учреждения и т.д. Данная величина измеряется либо в квадратных метрах жилья, либо в сотрудниках и рабочих местах. А кроме того, в формулу расчета входит норматив накопления в кубических метрах, который устанавливается на год распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.
«К примеру, собственник, проживающий в двухкомнатной квартире площадью 54 кв. м в многоквартирном жилом доме, расположенном в Воскресенске (тариф 787 руб./куб. м), будет платить на 101,52 руб. больше, рост платы составит всего 1,16%. Кстати, узнать, к какому кластеру принадлежит район, жители могут на сайтах Министерства ЖКХ Московской области или своих администраций», – сообщил Евгений Хромушин.
За смешение отходов при вывозе компании будут штрафоваться, но никаких санкций за несоблюдение раздельного сбора для граждан вводить не планируется – власти рассчитывают на сознательность жителей. «Осознанный переход собственников на раздельный сбор отходов будет сопровождаться яркой информационной кампанией по региональному и муниципальному телевидению в прессе и социальных сетях, так как он невозможен без понимания человеком конкретных преимуществ нового подхода, без знания каждым того, какова дальнейшая судьба мусора после того, как его увезли на сортировку, вплоть до захоронения на полигоне и рекультивации», – подчеркнул министр ЖКХ Подмосковья.
15 марта 2018 года Минстроем России опубликована информация об утверждении нового свода правил «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация». Документом устанавливаются требования к размещению, устройству, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов, а также требования пожарной безопасности.
В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО должны учитываться климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности.
Площадь участка, отводимого под полигон ТКО, рассчитывается из условия срока его эксплуатации не более 25 лет. Полигоны ТКО подразделяются по мощности и способу захоронения отходов.
Территория полигона ТКО должна быть разделена на производственную и вспомогательную (хозяйственную) зоны.
Производственная зона может включать технологические участки, определенные заданием на проектирование, в том числе: участок хранения, сортировки, измельчения, брикетирования, компостирования, захоронения и термического уничтожения.
Вспомогательная (хозяйственная) зона предназначена для размещения административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и др.; объектов электроснабжения и других сооружений. Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна иметь твердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона. Вспомогательную (хозяйственную) зону следует проектировать на участке полигона ТКО, граничащим с подъездной дорогой.
Проектируемую мощность полигона необходимо рассчитывать с учетом объема принимаемых ТКО, срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТКО.
Полигон ТКО должен быть оборудован дренажной системой (перехватывающие обводные каналы), обеспечивающей эффективный сбор и отвод фильтрата. Конструкция дренажной системы должна обеспечивать возможность ее промывки (прочистки) в период эксплуатации, а также обеспечивать возможность доступа для контроля за ее работоспособностью. Территория полигона должна быть огорожена.
Свод правил разработан Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (АО «ЦНС»). Прошел экспертизу ТК 465 «Строительство» и ФАУ «ФЦС». Документ зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в феврале 2018 года.
Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА с использованием
Утвержден новый свод правил «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация». Документом устанавливаются требования к размещению, устройству, эксплуатации и рекультивацииполигонов твердых коммунальных отходов, а также требования пожарной безопасности.
В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО должны учитываться климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности.
Площадь участка, отводимого под полигон ТКО, рассчитывается из условия срока его эксплуатации не более 25 лет.Полигоны ТКО подразделяются по мощности и способу захоронения отходов.
Территория полигона ТКО должна быть разделена на производственную и вспомогательную (хозяйственную) зоны.
Производственная зона может включать технологические участки, определенные заданием на проектирование, в том числе: участок хранения, сортировки, измельчения, брикетирования, компостирования, захоронения и термического уничтожения.
Вспомогательная (хозяйственная) зона предназначена дляразмещения административно-бытового корпуса, контрольно-пропускногопункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля;гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонтамашин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов дляхранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды,хозяйственного инвентаря и др.; объектов электроснабжения и другихсооружений. Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна иметьтвердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона.Вспомогательную (хозяйственную) зону следует проектировать научастке полигона ТКО, граничащим с подъездной дорогой.
Проектируемую мощность полигона необходимо рассчитывать с учетом объема принимаемых ТКО, срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТКО.
Полигон ТКО должен быть оборудован дренажной системой (перехватывающие обводные каналы), обеспечивающей эффективный сбор и отвод фильтрата. Конструкция дренажной системы должна обеспечивать возможность ее промывки (прочистки) в период эксплуатации, а также обеспечивать возможность доступа для контроля за ее работоспособностью. Территория полигона должна быть огорожена.
Свод правил разработан Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (АО «ЦНС»). Прошёл эксертизу ТК 465 "Строительство" и ФАУ "ФЦС". Документ зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в феврале 2018 года.
Москва 2016
Введение
1. Общие положения
2. Этапы проектирования полигонов захоронения ТКО
3. Выбор участка под строительство полигона
4. Проект полигона ТКО
4.1. Состав проекта
4.2. Расчет необходимой площади отвода участка земли для строительства полигона
захоронения ТКО. Пример расчета
4.2.1. Организация сбора отходов
4.2.2. Расчет годовой нормы накопления ТКО в населенных пунктах
4.2.3. Определение проектной вместимости полигона
4.2.4. Расчет требуемой площади земельного участка для размещения полигона.
Схема полигона
4.3. Проектирование участка складирования. Пример расчета
4.3.1. Расчет вместимости полигона
4.3.2. Проектирование кавальеров для складирования плодородного и минерального грунта
4.4. Прогноз техногенного влияния полигона ТКО на компоненты природной среды.
Инженерные решения по защите окружающей среды
4.5. Защитные экраны полигонов
4.5.1. Общие положения
4.5.2. Природные геохимические барьеры
4.5.3. Противофильтрационные экраны в основании полигона, выполняемые из глины
4.5.4. Противофильтрационные экраны в основании полигона, выполняемые с
использованием геосинтетических материалов
4.6. Устройство противофильтрационных экранов в основании полигона
4.6.1. Пример устройства глиняного противофильтрационного экрана
4.6.2. Пример устройства противофильтрационного экрана из рулонных
геосинтетических материалов
4.7. Внутренний дренаж и система удаления фильтрата. Пример расчета
4.7.1. Общие положения проектирования дренажа
4.7.2. Расчет объема фильтрата, удаляемого из свалочного тела в период
эксплуатации полигона. Пример расчета
4.8. Проектирование системы дегазации полигона. Пример расчета
4.9. Ограждающие сооружения. Определение параметров нагорных каналов.
Пример расчета
5. Административно-хозяйственная зона и инженерные сооружения
6. Санитарно-защитная зона и система мониторинга
6.1. Санитарно-защитная зона
6.2. Система мониторинга
7. Технологическая схема эксплуатации полигона
9. Закрытие полигона и передача участка под дальнейшее использование
9.1. Технический этап рекультивации
9.2. Биологический этап рекультивации
10. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия
по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Заключение
Список литературы
Общие положения
Полигоны захоронения ТКО - инженерно-экологические комплексы, предназначенные для централизованного приема ТКО, их обезвреживания и захоронения, предотвращающие распространение загрязняющих веществ в компоненты природной среды.
На полигоны захоронения ТКО принимают:
· бытовые отходы и отходы потребления из жилых зданий, учреждений и предприятий общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами;
· строительные отходы, образованные при сносе, ремонте, реконструкции, новом строительстве зданий и сооружений, отходы стройиндустрии, промышленные отходы, приравненные к ТКО, древесно-растительные отходы от планового ухода за зелеными насаждениями городов;
· твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическими службами и учреждениями коммунальной сферы, в количестве, не превышающем 30% от массы принимаемых ТКО,
· отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
Запрещен прием на полигоны следующих видов отходов:
· строительных, содержащих асбестовый шифер в виде боя, шлаки, золы, отработанный асбест, отходов мягкой кровли, имеющих 4-й класс опасности;
· промышленных 1, 2 и 3 классов опасности;
· радиоактивных, независимо от уровня их радиации;
· ртутных ламп и продуктов демеркуризации.
Полигоны ТКО по видам принимаемых отходов подразделяют на два класса:
· полигоны ТКО 1-го класса – полигоны, на которых разрешено размещать отходы, содержащие ≤25% органические примеси, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах, не превышающих значения ПДК;
· полигоны ТКО 2-го класса - полигоны, на которых размещают отходы, содержащие >25% органические примеси, а также другие виды отходов, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах превышающих значения ПДК.
Организации, эксплуатирующие полигоны, разрабатывают регламент (режим) работы полигона и инструкцию по приему ТКО. В соответствии c разработанной инструкцией, осуществляют учет поступающих отходов, обеспечивают их контроль, распределяют в пределах эксплуатируемой части полигона, выполняют послойную изоляцию отходов, обеспечивают выполнение требований, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях.
Этапы проектирования полигонов захоронения ТКО
Создание полигона захоронения ТКО, как и любого объекта строительства, осуществляют в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения замысла до сдачи объекта в эксплуатацию.
В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов.
Первый этап – определение цели инвестирования, вид и объемы приема отходов на объекте строительства, морфологический состав и свойства отходов, срок эксплуатации, расчетный объем полигона и его требуемая площадь, перспективные участки строительства с учетом экономических и экологических требований. На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком проводится оценка возможностей инвестирования и достижения технико-экономических показателей.
С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях.
После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.
Второй этап – разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме достаточном для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и разрешения на разработку проектной документации.